Дополнительная Общеобразовательная программа художественно-эстетической направленности "Пластилиновая сказка"
рабочая программа на тему
Дополнительная общеобразовательная программа художественно-эстетической направленности "Пластилиновая сказка"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_plastilinovaya_skazka.docx | 70.83 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
города Нижневартовска
ДЕТСКИЙ САД №15 «Солнышко»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ПЛАСТИЛИНОВАЯ СКАЗКА»
г. Нижневартовск2015 год.
СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:
Заведующий МАДОУ ДС №15
_______________О.Е. Проконина
Приказ от______________№____
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«ПЛАСТИЛИНОВАЯ СКАЗКА»
Воспитатель: Михайлова Н.В.
г. Нижневартовск 2015 г.
Содержание
1. Содержание 2
2. Паспорт программы 3
3. Пояснительная записка 4
3.1. Цели и задачи программы 5
3.2. Планируемые результаты 5
3.3. Объем образовательной нагрузки 6
4. Содержание программы «Театральный салон» для детей 4-5 лет 6
5. Организационно - педагогические условия 10
5.1. Учебный план 10
5.2. Расписание занятий 10
6. Программно - методическое обеспечение 10
7. Материально-техническое обеспечение 11
8. Мониторинг 11
9. Список литературы14
2. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование программы | Дополнительная общеобразовательная программа художественно - эстетической направленности «Пластилиновые сказки» |
Основания для разработки Программы | • Федеральный Закон «Об образовании» от 29.12.2012г. №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» • Устав МАДОУ ДС №15 «Солнышко» СанПиН 2.4.1.3049-13 |
Заказчик Программы | Родители (законные представители) воспитанников |
Исполнитель программы | Воспитатель: Михайлова Наталья Витальевна |
Цель Программы | Развитие творческих и коммуникативных способностей ребенка посредством самовыражения через изготовление изделий из пластилина. |
Задачи | Формирование навыков работы с пластилином, пробуждение интереса к лепке; · освоение новых приемов (скатывания, надавливания, размазывания, примазывания, сглаживания) и создание с их помощью сюжетных картин (декораций) и персонажей; · формирование навыков пересказа; · развитие мелкой моторики, сенсомоторики; · ознакомление с окружающим миром; · развитие эмоций и фантазии. |
Планируемые результаты | - Создание положительного эмоционального настроя у детей в процессе изготовления поделок из пластилина, желание создавать поделки своими руками, научатся радоваться полученному результату; - повышение уровня развития мелкой моторики рук у дошкольников; - увеличение активного словаря детей, повышение качества произношения звуков; - самостоятельное применение приёмов лепки при изготовлении поделок из пластилина; |
Система организации контроля за исполнением | Заведующий МАДОУ ДС №15 «Солнышко» Ольга Евгеньевна Проконина Зам. зав. по ВиМР МАДОУ ДС №15 «Солнышко» Оксана Сергеевна Тарасенко |
3. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа разработана на основе Программы воспитания и обучения в детском саду под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой, методических рекомендаций к программе воспитания и обучения в детском саду и занятий по изобразительной деятельности Т. С. Комаровой.
Программа составлена с учётом требований, предъявляемых к дополнительному образованию.
В программе заложено сочетание индивидуальной и совместной деятельности детей, строится с учётом
специфических для дошкольников видов деятельности.
Программа осуществляет развитие творческих способностей детей 4-5 лет в процессе разнообразной художественной деятельности - изобразительной, музыкальной, художественно-речевой и др.
У ребенка формируется понятие о форме и цвете, расширяется представление об окружающем мире. Специфической чертой лепки является тесная связь с игрой. Пластилиновые зверушки могут участвовать в создании сказок.
Лепка из пластилина – занятие не только очень приятное, но и полезное для ребенка. Такие занятия развивают мелкую моторику детских рук, это способствует развитию и повышению интеллектуальных способностей ребенка, логического мышления, внимания, двигательной и зрительной памяти, воображения, координации движений. Чем больше дети работают пальчиками, тем быстрее происходит их развитие, лучше думают и говорят.
Таким образом, занятия по лепке помогают всесторонне развивать ребенка.
Занятия проводит воспитатель первой категории во второй половине дня, по специально составленному расписанию в соответствии СанПиН 2.4.1.3940-13.
Количество занятий - 1 занятие в неделю. Продолжительность занятий - 15-20 минут.
К этой услуге планируется привлечение детей 4 - 5 лет, посещающих дошкольное образовательное учреждение.
Количество детей в группе не более 12 человек.
Учебный план состоит из 36 занятий, 4 из которых отводятся на мониторинг в сентябре 2 занятия на 1 рабочей неделе и в мае 2 занятия на 36 рабочей неделе.
3.1 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
Цель:
- развитие творческих и коммуникативных способностей ребенка посредством самовыражения через изготовление изделий из пластилина.
Задачи:
- Формирование навыков работы с пластилином, пробуждение интереса к лепке.
- освоение новых приемов (скатывания, надавливания, размазывания, примазывания, сглаживания) и создание с их помощью сюжетных картин (декораций) и персонажей.
- формирование навыков пересказа.
- развитие мелкой моторики, сенсомоторики.
- ознакомление с окружающим миром.
- развитие эмоций и фантазии.
3.2 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
По итогам освоения программы планируется достижение следующих результатов.
1. Создание положительного эмоционального настроя у детей в процессе изготовления поделок из пластилина, желание создавать поделки своими руками, научатся радоваться полученному результату.
2. Повышение уровня развития мелкой моторики рук у дошкольников.
3. Увеличение активного словаря детей, повышение качества произношения звуков.
4. Самостоятельное применение приёмов лепки при изготовлении поделок из пластилина.
3.3. ОБЪЕМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ НАГРУЗКИ
Учебный план состоит из 36 занятий, 4 из которых отводятся на мониторинг в сентябре 2 занятия на 1 рабочей неделе и в мае 2 занятия на 36 рабочей неделе и 34 занятия обучающего характера.
4. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ «Пластилиновая сказка» для детей 4-5 лет
№ | Тема занятия Краткое содержание изучаемого материала, формы учебной деятельности |
1. | Вводное занятие. Игры, знакомство с педагогом, с прибывшими кружковцами. Правила ТБ. Ознакомление с требованиями к воспитанникам. Беседа о содержании программы, исторические выкладки. |
2. | Лепка по мотивам сказки «Курочка ряба». «Яичко» Цель: формировать умение лепить яичко передовая форму овала, белого и жёлтого цвета. |
3. | «Курочка» Цель: продолжать учить лепить предметы из нескольких частей, соблюдая пропорции; - продолжать закреплять ранее усвоенные способы работы с пластилином: прищипывание мелких деталей: клюв, крылья; вытягивание отдельных частей из целого куска пластилина: хвост; сглаживание поверхности предмета. |
4.5. | «Дедушка» Цель: вызывать у детей интерес к лепке, знакомить с пластилином, учить аккуратности, формировать умение раскатывать комочек пластилина круговыми движениями ладоней (круг), сплющивать комочек между ладонями (овал). |
6.7. | «Бабушка» Цель: формировать умение раскатывать комочек пластилина круговыми движениями ладоней (круг), сплющивать комочек между ладонями (овал). |
8. | «Домик» Цель: Учить лепить избу из пластилиновых колбасок, крышу, окна и двери из пластилиновых пластинок. Развивать мелкую моторику рук, глазомер, мышление, память. |
9. | Инсценировка сказки «Курочка ряба». Цель: работа над выражением основных эмоций; работа над выразительностью движений; рассказывание сказки «Курочка Ряба» детьми; работа над выразительностью исполнения. Развивать пространственное и образное восприятие. |
10. | Лепка по мотивам сказки «Репка». «Репка» Цель: учить детей лепить объемные предметы, закреплять способы соединения изделий из теста, применять приемы лепки "прищипывание", "оттягивание"; закреплять знания о форме круг, закрепление цветов (желтый, зеленый). |
11. 12. | «Дедушка» Цель: вызывать у детей интерес к лепке, знакомить с пластилином, учить аккуратности, формировать умение раскатывать комочек пластилина круговыми движениями ладоней (круг), сплющивать комочек между ладонями (овал). |
13. 14. | «Бабушка» Цель: формировать умение раскатывать комочек пластилина круговыми движениями ладоней (круг), сплющивать комочек между ладонями (овал). |
15. | «Внучка» Цель: формировать умение выделять части человеческой фигуры в одежде (голова, расширяющаяся книзу юбка, руки), передавать их с соблюдением пропорций. |
16. | «Жучка». Цель: формировать умение лепить предмет по частям, передавать форму частей (овал- туловище, голова-шар, длинные уши, делить столбик пополам. |
17. | «Кошка» Цель: формировать умение лепить кошку конструктивным способом применяя приемы сглаживания, прощипывания и оттягивания. |
18. | «Мышка» Цель: формировать умение преобразовывать шарообразную форму в овальную; закрепить умение передавать характер формы, используя знакомые способы лепки: сплющивание, раскатывание, оттягивание. |
19. | Инсценировка сказки «Репка». Цель: работа над выражением основных эмоций; работа над выразительностью движений; рассказывание сказки «Репка» детьми; работа над выразительностью исполнения. |
20. | Лепка по мотивам сказки «Колобок». «Колобок». Цель: воспитывать умение владеть своим вниманием, развивать фантазию и воображение детей. |
21. 22. | «Дед» Цель: вызывать у детей интерес к лепке, знакомить с пластилином, учить аккуратности, формировать умение раскатывать комочек пластилина круговыми движениями ладоней (круг), сплющивать комочек между ладонями (овал). |
23. | «Баба» Цель: формировать умение раскатывать комочек пластилина круговыми движениями ладоней (круг), сплющивать комочек между ладонями (овал). |
24. | «Зайчик» Цель: соединение частей путем прижимания и примазывания их (голову к туловищу и т. д.); вызвать интерес к украшению вылепленных изделий с помощью стеки; |
25. | «Волк» Цель: умение вытягивать отдельные части из целого куска, прищипывая мелкие детали (уши, хвост). Закреплять навыки использования стеки при украшении поделки. |
26. | «Медведь» Цель: учить лепить фигуру состоящую из нескольких частей, передавая характерные черты (уши, мордочку, нос). Закреплять знакомые приемы лепки: скатывание, раскатывание, соединение частей приемом примазывания. Развивать самостоятельность, воспитывать интерес к лепке. |
27. | «Лиса» Цель: формировать умение лепить фигуру состоящий из нескольких частей, передавая характерные черты (уши, мордочку). Закреплять знакомые приемы лепки: скатывание, раскатывание, соединение частей приемом примазывания. |
28. | Инсценировка сказки «Колобок». Цель: работа над выражением основных эмоций; работа над выразительностью движений; рассказывание сказки «Колобок» детьми; работа над выразительностью исполнения. |
39. | Лепка по мотивам сказки «Теремок». «Мышка-норушка» Цель: учить выражать в поделке характерные особенности мышки; закреплять приемы создания овальной формы; продолжать обучать скатыванию небольших шариков, сплющивание, раскатыванию, присоединению частей к целому; развивать мелкую моторику рук; продолжать закреплять умение детей лепить из пластилина; |
30. | «Лягушка-квакушка» Цель: продолжать учить лепить предметы из нескольких частей, соблюдая пропорции; продолжать закреплять ранее усвоенные способы работы с пластилином: вытягивание отдельных частей из целого куска пластилина; сглаживание поверхности предмета. |
31. | «Зайка-поплутайка» Цель: соединение частей путем прижимания и примазывания их (голову к туловищу и т. д.); вызвать интерес к украшению вылепленных изделий с помощью стеки. |
32. | «Лисичка-сестричка» Цель: формировать умение лепить предмет состоящий из нескольких частей, передавая характерные черты (уши, мордочку). Закреплять знакомые приемы лепки: скатывание, раскатывание, соединение частей приемом примазывания. |
33. | «Волчок-серый бочок» Цель: умение вытягивать отдельные части из целого куска, прищипывая мелкие детали (уши, хвост). Закреплять навыки использования стеки при украшении поделки. |
34. | «Медведь-всех давишь» Цель: учить лепить предмет состоящий из нескольких частей, передавая характерные черты (уши, мордочку). Закреплять знакомые приемы лепки: скатывание, раскатывание, соединение частей приемом примазывания. Развивать самостоятельность, воспитывать интерес к лепке. |
35. | «Теремок» Цель: Учить лепить теремок из пластилиновых колбасок, крышу, окна и двери из пластилиновых пластинок. Развивать мелкую моторику рук, глазомер, мышление, память. |
36. | Инсценировка сказки «Теремок». Цель: работа над выражением основных эмоций; работа над выразительностью движений; рассказывание сказки «Колобок» детьми; работа над выразительностью исполнения. |
5. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
5.1. Учебный план
№ | Наименование услуги | Количество часов в неделю, возрастная группа |
1. | «Пластилиновая сказка» | Средний дошкольный возраст - 20 мин |
5.2. Расписание занятий
Вторник | 4-5 лет | 20 минут | 15.40 - 16.00 | Группа |
6. Программно - методическое обеспечение
№ | Наименование услуги | Наименование программы | На основании какой программы разработана и кем утверждена, рекомендована |
1. | «Пластилиновая сказка» | Дополнительная общеобразовательная программа по художественно - эстетической направленности «Пластилиновая сказка» | Программа разработана на основе Программы воспитания и обучения в детском саду под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой, методических рекомендаций к программе воспитания и обучения в детском саду и занятий по изобразительной деятельности Т. С. Комаровой. (Допущено Министерством Образования РФ) |
Принципы для успешной реализации программы:
- систематичности и последовательности, прочности усвоения знаний,
- наглядности, доступности, связи теории и практики, активности и стимулирования
7. Материально-техническое обеспечение
Программа реализуется в групповом помещении МАДОУ города Нижневартовска ДС №15 "Солнышко", расположенного на втором этаже здания. Групповая комната оснащена современным оборудованием (мольберт; магнитофон, музыкальный диск с записями народных мелодий; мультимедийное оборудование, презентации сказкам; пластилин, доски, стеки, картинки с иллюстрациями сказок, ноутбук и др.).
8. МОНИТОРИНГ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Акцент в организации художественно-эстетической деятельности с дошкольниками делается не на результат, в виде внешней демонстрации театрализованного действия, а на организацию коллективной творческой деятельности в процессе создания сказки.
Высокий уровень - 3 балла: ребенок не может самостоятельно размять пластилин, испытывает трудности в изготовлении основных форм из пластилина. Самостоятельно не может применять основные приёмы лепки.
Средний уровень - 2 балла: ребенок не испытывает трудности при лепке. Самостоятельно разминает пластилин, выполняет большинство базовых фигур самостоятельно или с небольшой помощью воспитателя.
Низкий уровень - 1 балл: ребенок не может самостоятельно размять пластилин, испытывает трудности в изготовлении основных форм из пластилина. Самостоятельно не может применять основные приёмы лепки.
Так как программа является развивающей, то достигнутые успехи демонстрируются воспитанниками во время проведения творческих мероприятий: концерты, творческие показы, вечера внутри группы для показа другим группам, родителям.
Диагностическая карта
Дата проведения диагностики исследования на начало года ______________на конец года____________
Ф.И. ребенка | Умение пользоваться прямыми и круговыми движениями рук | Прищипывание мелких деталей (ушки, клюв) | Овладение приёмом вдавливания середины шара, цилиндра для получения формы | Сглаживание пальцами поверхности фигурки | Вытягивание от целого куска | Всего баллов | Уровень | |||||||
Н | К | Н | К | Н | К | Н | К | Н | К | Н | К | Н | К | |
Результаты диагностики уровня развития детей
Начало года
Высокий уровень____________________ детей_____________%
Средний уровень____________________ детей_____________%
Низкий уровень_____________________ детей_____________%
Конец года
Высокий уровень____________________ детей_____________%
Средний уровень____________________ детей_____________%
Низкий уровень_____________________ детей_____________%
Анализ исследования__________________________________________________________________________________
Требования к уровню подготовки воспитанников
Должен уметь:
- отмечать красоту и выразительность своих работ и работ других ребят;
- лепить предметы по заданию педагога и по собственному замыслу;
- изображать предметы различной формы из отдельных частей и слитно (лепка из целого куска);
- уметь использовать в работе стеку;
- лепить индивидуальные композиции предметного и сюжетного содержания.
Должен знать:
- все способы лепки (вытягивание, сплющивание, прищипывание и др.)
9. Список используемой литературы
1. Программа воспитания и обучения в детском саду. Под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Москва, Мозаика – синтез, 2005г.
2. Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду. Москва. Мозаика – синтез, 2005г.
3. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада. Т. С. Комарова. Москва, Мозаика – синтез, 2009г.
4. Лепка. Образовательная система «Школа 2100», И. В Маслова, Баласс,2008 г.
5. Лепка в детском саду. Конспекты занятий для детей 2- 7 лет. Грибовская, Холезова – Зацепина, Сфера2012г.
6. Т. С. Комарова « Занятия по изобразительной деятельности в детском саду».
7. Лыкова И.А. «Лепим из пластилина, глины, теста» -- «Олма Медиа Групп»,2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная программа художественно-эстетической направленности. Бисероплетение. «Бусинка».
Бисероплетение известно с глубокой древности как вид художественных ремесел. Из поколения в поколение передавались его лучшие традиции. Оно сохраняет свое значение и ...
Дополнительная общеобразовательная программа художественно – эстетической направленности «Радуга»
Дополнительная общеобразовательная программа художественно – эстетической направленности «Радуга» для детей 5 - 6 лет....
Дополнительная общеобразовательная программа художественно- эстетической направленности «Радужка» для детей 5-6 лет.
Дополнительная общеобразовательная программа художественно- эстетической направленности для детей 5-6 лет....
Дополнительные общеобразовательные программы художественно - эстетической направленности по развитию художественных способностей "Акварелька", "Умелые ручки", "Волшебная бумага"
laquo;То, что упущено в детстве, никогда не возместить в годы юности.Это правило касается всех сфер духовности жизни ребенка и особенно эстетического воспитания».В.А.Сухомлински...
Дополнительная общеобразовательная программа художественно -эстетической направленности "Сказка" Часть 1
Рабочая программма,...
Дополнительная общеобразовательная программа художественно - эстетической направленности по развитию художественных способностей у детей 6 - 7 лет «Волшебная палитра»
Изобразительная деятельность рассматривается в единстве формирования эстетического отношения к миру и развития художественных способностей детей и осуществляется по трем взаимосвязанным направлен...
Дополнительная общеобразовательная программа художественно - эстетической направленности по развитию художественных способностей у детей старшего дошкольного возраста «Акварелька»
Изобразительная деятельность рассматривается в единстве формирования эстетического отношения к миру и развития художественных способностей детей и осуществляется по трем взаимосвязанным направлен...