Конспект непосредственно образовательной деятельности по теме: «Осенняя береза»
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа)

Довгань Наталья Андреевна

Цель непосредственно образовательной деятельности: формирование у воспитанников умений, связанных с художественно-образным отражением предмета в процессе совместной практической деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osennyaya_bereza.docx37.45 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Центр развития ребёнка «Детский сад № 1 «Жар-птица»

658227, г. Рубцовск, проспект Ленина, 271

тел. (38557) 7-00-75, тел/факс (38557) 7-00-76

e-mail: 1-dsad@mail.ru

Конспект

непосредственно образовательной деятельности

по теме: «Осенняя береза»

 (старшая группа)

Подготовила:

Довгань Наталья Андреевна,

воспитатель первой квалификационной категории

г. Рубцовск, 2019 г.

Доминирующая образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие»

Тема: «Осенняя береза»

Возрастная группа: старшая группа

Форма организации воспитанников: подгрупповая

Продолжительность непосредственно образовательной деятельности: 25 минут.

Цель непосредственно образовательной деятельности: формирование у воспитанников умений, связанных с художественно-образным отражением предмета в процессе совместной практической деятельности.

Задачи:

Образовательные: создавать условия для формирования правильной передачи в рисунке строение дерева – соотношение частей по величине, размеру, форме и их расположение относительно друг друга; закреплять способы и приемы рисования акварелью; закреплять умение рисовать кистью разными способами: широкие линии – всем ворсом, тонкие – концом кисти и способом «примакивание»; закреплять умение работать в соответствии с алгоритмом, соблюдать последовательность действий во время практической деятельности; формировать умение отвечать на вопросы; учить оценивать свои рисунки и рисунки товарищей.

Развивающие: развивать эстетические чувства, мелкую моторику рук, технические навыки при передаче в рисунке несложных движений, зрительное и слуховое восприятие; стимулировать речевую активность; развивать и совершенствовать чувство цвета.

Воспитательные: воспитывать аккуратность, самостоятельность и интерес к рисованию.

Методы и приемы: словесные: (инструкция -  прямая и косвенная, вопросы, беседа), наглядные (показ, сравнение), практические (рисование березы).

Предварительная работа: наблюдение за деревьями, рассматривание предметных картинок, беседы о деревьях, дидактические игры, чтение произведений, загадывание загадок, слушание музыки и песен по теме, рисование деревьев с натуры; разучивание пальчиковой гимнастики, дидактические игры «Сложи картинку», «Лиственные и хвойные деревья», «Узнай по описанию», рассматривание репродукций картин с осенними пейзажами.

Оборудование: демонстрационный материал – изображение осенней березы, алгоритм выполнения рисунка, акварель, 2 кисточки (крупная и средняя), цветовая палитра; бумага для показа приема рисования, тонированная бумага для индивидуальных рисунков, непроливайки.  

        

Ход непосредственно образовательной деятельности

  1. Организационный момент

Цель: Создание положительного эмоционального настроя, создание условий для формирования позитивной мотивации воспитанников.

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

Воспитанники стоят произвольно около воспитателя, включаются в непосредственно образовательную деятельность добровольно из интереса к предложениям взрослого, стремления быть вместе со всеми.

Отгадывают загадку

Воспитанники отвечают на вопросы

Воспитанники подходят к рабочим местам

- Ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте с ними поздороваемся.

- Дети, давайте подарим всем, наши улыбки и хорошее настроение. Дружно за руки возьмемся и друг другу улыбнемся.

- Ребята, сегодня мы с вами отправимся в мастерскую художника. А какого, мы узнаем, если загадку отгадаем: «Пришла без красок и без кисти и перекрасила все листья» (Осень)

- А почему вы решили, что художник – волшебница Осень?

- А теперь давайте пройдем в  мастерскую и посмотрим каким цветом разукрасила Осень деревья.

По дороге мы пойдем

В мастерскую попадем

В ней художники рисуют

Своей росписью чаруют.

Ножки выше поднимайте,

Вместе весело шагайте.

Загадка

Двигательная разминка

для снятия эмоционального напряжения «По дороге в мастерскую»

2.Основная часть

2.1 Выявление знаний по теме

Цель: актуализация усвоенных ранее знаний воспитанников по теме непосредственно образовательной деятельности

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

Воспитанники рассматривают рисунок с изображением осенней березы и отвечают на вопросы педагога

Осень на опушке краски разводила,

По листве тихонько кистью проводила:

Пожелтел орешник и зарделись клены,

В пурпуре осеннем только дуб зеленый.

Утешает осень: - Не жалейте лета!

Посмотрите – роща золотом одета.

- Осень любит раскрашивать все деревья, но одно дерево любит больше всех. Ребята, посмотрите, какое дерево разукрасила Осень?

- А почему вы решили, что это береза?

- Давайте вместе рассмотрим осеннюю березку, какой формы ствол у березы?

- Каким цветом ствол? Где черных черточек больше?

- Поверх белого ствола вытянуты тёмные горизонтальные полосы  - это чечевички. Через рыхлую ткань чечевичек внутрь ствола поступает кислород, необходимый для дыхания дерева.

- Березу называют кудрявой, почему?

-Ребята, покажите с помощью цветовых карточек, какими цветами пользовалась Осень, когда рисовала осеннюю березу.

От этих цветов веет теплом. Но вдруг настроение Осени изменилось и стало вот таким.

Чтение отрывка из стихотворения З. Федоровской «Осень на опушке»

Индивидуальные вопросы

д/и «Цветовая разминка»

2.2.Сообщение темы непосредственно образовательной деятельности

Цель: вовлечение воспитанников в процесс постановки целей и задач деятельности.

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

Воспитанники слушают музыкальное произведение и отвечают на вопросы

Воспитанники встают возле столов, выполняют имитационные движения в соответствии с текстом, четко проговаривают слова.

- Ребята, какое настроение у Осени?

- Это Осень расстроилась, скоро придет зима, на улице станет совсем холодно, а еще столько листьев на березах не раскрашено. Она просит нас о помощи. Дети поможем?

Прежде чем приступить к работе, давайте поиграем в игру «Осенние листочки».

Мы по листикам идем

Ш-Ш-Ш

Тихо листики шуршат

Ш-Ш-Ш

Все кружатся с ветерком

Ш-Ш-Ш

И ложатся все ковром

С-С-С

- А  теперь присаживайтесь

Звучит отрывок из произведения П.И. Чайковского «Октябрь»

Логоритмическое упражнение «Осенние листочки»

2.3 Определение последовательности действий

Цель: вовлечение в практическую деятельность; уточнение и расширение имеющихся представлений.

Дети вместе с воспитателем проговаривают порядок действий.

Дети повторяют движения за воспитателем

Воспитанники определяют порядок работы в соответствии с алгоритмом.

 

- Дети, сегодня вы сможете себя почувствовать маленькими художниками, которые будут с помощью акварели рисовать осеннюю березку.

Для этого мы возьмем лист бумаги и расположим его вертикально. Почему? 

- С чего начинаем изображение дерева? 

- У берёзы красивый ствол, похож на вьющуюся ленту. Набираем на широкую кисть белую акварель, начинаем изображать ствол снизу вверх, от более широкого к более узкому. Ствол сверху заканчивается не шпилем, а разветвлением. 

- Дальше изображаем ветви. Какого они цвета? 

- Беру среднюю кисточку и черной краской рисую толстые ветки от ствола с одной и другой стороны, начинаю сверху. Ветки у неё красивые, упругие, по форме похожи на дуги с утолщением к стволу.

А от толстых веток идут тонкие, как гирлянды, опускаются вниз.

Ствол у берёзы подсох, теперь украсим его черными черточками - чечевичками. Вспомните, когда мы с вами рассматривали его, то отмечали, что внизу их больше, а сверху меньше.

Далее способом примакивания наносим листочки, они могут быть желтые, коричневые, оранжевые и даже зелеными.

Вот так я изобразила березу осенью.

Теперь вам можно приступить к работе

Чтобы кисточка была послушна в ваших руках, нам необходимо размять наши пальчики, для этого выполним пальчиковую гимнастику

Пальчиковая гимнастика «Осенний букет».

1, 2, 3, 4, 5 – будем листья собирать

Листья березы,   (загибаем пальцы поочередно)

Листья рябины,

Листья тополя,

Листья осины,

Листья дуба,

Собирем

Маме осенний

Букет отнесем.

Закрепление

С чего начинаем работу? (Выбираем положение листа и определяем расположение березы)

С чего начинаем изображение? (Со ствола)

Что изображаем потом? (Ветви, крону)

Что изображаем последним? (Листья)

Воспитатель объясняет последовательность, сопровождая показом

Пальчиковая гимнастика «Осенний букет»

Показ алгоритма.

В случае затруднения воспитатель  задает наводящие вопросы.

2.4. Закрепление полученных знаний в практической деятельности

Цель: закрепление полученных знаний в практической деятельности, поощрение инициативы воспитанников

Дети проговаривают правила работы во время рисования

Воспитанники выполняют практическое задание самостоятельно или с незначительной помощью педагога

- Ребята, какие правила мы соблюдаем во время рисования?

- А теперь, приступим к работе.

(Тем, кто раньше справиться с заданием, можно посоветовать нарисовать еще березу вдали или близко).

Самостоятельная деятельность. В процессе работы воспитатель побуждает детей к использованию разных красок для изображения осенней листвы. Предлагает ещё раз посмотреть на образец рисунка, чтобы убедиться в разнообразии осенней окраски листвы. Напоминает о рациональных приёмах при изображении деревьев. Следит за использованием разных технических приёмов рисования кистью (всей кистью, концом, вертикальными мазками и др.).

  1. Итог непосредственно образовательной деятельности

Цель: оценка степени достижения запланированного результата непосредственно образовательной деятельности

Дети проводят анализ своих рисунков, отвечают на вопросы, делают вывод.

Воспитанники выполняют трудовые поручения.

- Ребята, чему вы сегодня научились?

- Все ли у нас получилось?

Ребята, вы сегодня были настоящими художниками и помогли Осени разукрасить все березы. Вы очень старались и поэтому у нас получились красивые осенние березки.

Ребята, а теперь давайте оформим выставку, и у нас получится с вами замечательная осенняя березовая роща, которую мы обязательно покажем нашим родителям.

Нам осталось навести на столах порядок и мы сможем покинуть мастерскую и вернуться в детский сад.

Воспитатель собирает рисунки детей

Воспитанники наводят порядок и выходят за воспитателем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности на тему "Осень. Деревья"

Департамент образования города МосквыЮго-Восточное окружное управление образованияГосударственное бюджетное образовательное учреждениегорода Москвы детский сад комбинированного вида№ 1490_______...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности на тему "Осенний урожай"

Развитие познавательно-речевых способностей детей по теме « Овощи»Закрепление понятия овощи, названия цветов и геометрических  форм. Развитие образного мышления, зрительной  памяти  и в...

Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему "Осеннее настроение"

Конспек  непосредственно образовательной деятельности способствует обучению  детей рисованию несложного сюжета по представлению, отражая в рисунке свои впечатления, полученные от наблюдений ...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности на тему «Осень» с детьми первой младшей группы (2–3 года). «Мишка в гости к нам пришел…»

Цель: Продолжать знакомить детей с признаками осени.Задачи:1. Познакомить детей с осенним лесом и его лесным обитателем медведем.2. Формировать умение отвечать на вопросы "Какой? ", "Какое? ", "Какая?...

Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему: "Осеннее дерево" в старшей группе

Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему: «Осеннее дерево» в старшей группе Программное содержание:Учить детей новым способам симметричного вырезания из бумаги, сложенной поп...

Конспект непосредственной образовательной деятельности на тему "Осенние напевы"

Тема: «Осенние напевы»Цель: развивать музыкальные способности, знать основные свойства звука, воспитывать любовь к родному краю....

Конспект непосредственной образовательной деятельности на тему: «Осенний лес» в старшей группе Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие.

Цель:  Учить детей видеть красоту природы через средства изобразительной деятельности. Продолжать развивать способность к образному восприятию красоты природы и её передаче с помощью цвета, формы...