Картотека нетрадиционных изобразительных техник
консультация по рисованию (старшая группа)

Пшеничная Ирина Евгеньевна

Нетрадиционные техники рисования

Рисование — один из самых радостных и увлекательных видов деятельности для ребёнка. В детском саду на занятия изобразительным искусством отводится довольно много времени. Самое важное то, что к этому виду творчества карапузов не нужно принуждать — они сами с удовольствием занимаются рисованием. Важно, чтобы каждый малыш испытал ситуацию успеха, вне зависимости от своих способностей в изобразительном искусстве. И для создания таких условий на помощь воспитателю приходят нетрадиционные техники рисования. Рассмотрим некоторые особенности работы, а также приведём пример перечня наиболее удачных тем для освоения этого вида творчества в перспективном планировании.

Нетрадиционные изобразительные техники – это эффективное средство изображения, включающее новые художественно-выразительные приёмы создания художественного образа, композиции и колорита, позволяющие обеспечить наибольшую выразительность образа в творческой работе, чтобы у детей не создавалось шаблона.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_netraditsionnyh_izobrazitelnyh_tehnik_1.docx84.17 КБ

Предварительный просмотр:

F:\комплекты в работе\самообразование_рисование нетрадиционным способом\

Картотека

нетрадиционных изобразительных техник


Нетрадиционные техники рисования

Рисование — один из самых радостных и увлекательных видов деятельности для ребёнка. В детском саду на занятия изобразительным искусством отводится довольно много времени. Самое важное то, что к этому виду творчества карапузов не нужно принуждать — они сами с удовольствием занимаются рисованием. Важно, чтобы каждый малыш испытал ситуацию успеха, вне зависимости от своих способностей в изобразительном искусстве. И для создания таких условий на помощь воспитателю приходят нетрадиционные техники рисования. Рассмотрим некоторые особенности работы, а также приведём пример перечня наиболее удачных тем для освоения этого вида творчества в перспективном планировании.

Нетрадиционные изобразительные техники – это эффективное средство изображения, включающее новые художественно-выразительные приёмы создания художественного образа, композиции и колорита, позволяющие обеспечить наибольшую выразительность образа в творческой работе, чтобы у детей не создавалось шаблона.

№ 1. Рисование пальчиками

Возраст: от 2-х лет.

Средство выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.

Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, салфетки.

Способ получения изображения: ребёнок опускает в гуашь пальчик и оставляет на бумаге точки, пятнышки. Можно рисовать одним пальчиком краской одного цвета, например голубым цветом дождь из тучки, жёлтым цветом – зёрнышки для курочки, либо набирать на разные пальчики разный цвет, например разноцветные цветочки в травке, украшение на тортике и т.д.

Рисование тычком пальчиками особенно широко используется при работе в группе раннего возраста и младшей группе. Этот метод позволяет малышам развивать мелкую моторику и одновременно познавать себя, свои творческие возможности.

№ 2. Рисование ладошкой

Возраст: от 2-х лет.

Средство выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.

Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета или лист ватмана для коллективного рисунка, салфетки.

Способ получения изображения: ребёнок опускает в гуашь ладошку (дети раннего и младшего дошкольного возраста) или окрашивает её с помощью кисти (дети среднего и старшего дошкольного возраста) и делает отпечаток на бумаге. После руки вытираются влажными салфетками, затем гуашь хорошо смывается. Дети среднего и старшего дошкольного возраста могут дополнить полученный оттиск кисточкой по замыслу, например, оттиск зелёного цвета «превратить» в новогоднюю ёлку, дорисовав игрушки и звезду на макушке, оттиск коричневого цвета «превратить» в курочку, дорисовав клюв, глаз, гребешок и ноги и т.д.

№ 3. Тычок жесткой полусухой кистью

Возраст: от 2-х лет.

Средство выразительности: фактура, цвет.

Материалы: мисочки с гуашью, жёсткая кисть, плотная бумага любого цвета и размера либо вырезанные силуэты пушистого или колючего животного, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа кисть вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация пушистой или колючей поверхности.

№ 4. Тампонирование ватными палочками или карандашом

Возраст: от 2-х лет.

Средство выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочки либо пластиковые коробочки, в которые вложены кусочки поролона либо губки для мытья посуды, пропитанные гуашью, плотная бумага любого цвета и размера или вырезанные из бумаги силуэты предметов, ватные палочки (по одной на ребёнка или несколько палочек, связанные резинкой в пучок) или карандаш без резинки на конце, салфетки.

Способ получения изображения: ребёнок прижимает ватную палочку или карандаш к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета используется другая мисочка с краской и другая ватная палочка, карандаш можно предварительно протереть салфеткой, чтобы сменить цвет. Рисунок можно создавать линиями (другими словами, использовать как кисть), а можно тычками, то есть прикладывать палочку к листу бумаги, прижимать и так создавать сюжет. Рисуя одиночными тычками, ватными палочками можно пользоваться как при рисовании пальчиками, например, украсить по замыслу заранее вырезанный из бумаги силуэт ёлочного шара или чайной чашечки. Рисуя связанными пучком ватными палочками, можно нарисовать кисть рябины или кисть винограда. Листики и веточки можно дорисовать кистью.

№ 5. Оттиск срезом из овощей

Возраст: от 3-х лет.

Средство выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочки либо пластиковые коробочки, в которые вложены кусочки поролона либо губки для мытья посуды, пропитанные гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки картофеля, лука, салфетки.

Способ получения изображения: ребёнок прижимает срез из овощей к штемпельной подушечке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета используется другая мисочка с краской и другой кусочек овоща.

Дети среднего и старшего дошкольного возраста могут дополнить полученный оттиск кисточкой по замыслу. Например, оттиски из луковицы можно превратить в букет тюльпанов и т.д.

№ 6. Оттиск пенопластом, поролоном, мятой бумагой, пробкой, ластиком

Возраст: от 4-х лет.

Средство выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочки либо пластиковые коробочки, в которые вложены кусочки поролона либо губки для мытья посуды, пропитанные гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки пенопласта или небольшие кусочки поролона, которые для удобства можно закрепить на карандашах, салфетки.

Способ получения изображения: ребёнок прижимает кусочек пенопласта или поролона к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета используется другая мисочка с краской и другой кусочек пенопласта или поролона. Можно использовать также мятую бумагу, пробки, ластики.

Дети среднего и старшего дошкольного возраста могут дополнить полученный оттиск кисточкой по замыслу.

№ 7. Оттиск листьев или лепестков

Возраст: от 4-х лет.

Средство выразительности: фактура, цвет.

Материалы: мисочки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета и размера, салфетки.

Способ получения изображения: ребёнок покрывает листья деревьев либо лепестки цветов разными цветами и оставляет оттиск на бумаге. Оттиски лепестками оставляют несколько раз, чтобы получился цветок. Черешок листика иди стебель и листья цветка дорисовывают кистью.

№ 8. Рисование восковыми мелками и аварелью

Возраст: от 4-х лет.

Средство выразительности: цвет, линия, пятно, фактура,

Материалы: восковые мелки, плотная бумага любого размера, акварель, кисти, салфетки.

Способ получения изображения: ребёнок рисует на белой бумаге рисунок по замыслу или на заданную тему восковыми мелками. Затем закрашивает весь лист полностью акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками не окрашивается в основной цвет.

№ 9. Рисование свечой и аварелью

Возраст: от 4-х лет.

Средство выразительности: цвет, линия, пятно, фактура,

Материалы: кусочки свечи, плотная бумага любого размера, акварель, кисти, салфетки.

Способ получения изображения: ребёнок рисует на плотной бумаге рисунок по замыслу или на заданную тему свечой. Затем закрашивает весь лист полностью акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остаётся белым на цветном фоне.

№ 10. Кляксография обычная

Возраст: от 5-и лет.

Средство выразительности: пятно.

Материалы: мисочки с жидко разведенной гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, пластиковые ложечки, кисти, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается (можно согнуть лист пополам, на одну половину капнуть тушь, а другой его прикрыть.) Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается: определяется, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются.

№ 11. Кляксография с трубочкой

Возраст: от 5-и лет.

Средство выразительности: пятно.

Материалы: мисочки с жидко разведенной гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, пластиковые ложечки, коктейльные трубочки, кисти, салфетки.

Способ получения изображения: ребёнок зачерпывает пластиковой ложечкой краску, выливает ее на лист, делает небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.

№ 12. Кляксография с ниткой

Возраст: от 5-и лет.

Средство выразительности: пятно.

Материалы: мисочки с жидко разведенной гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, хлопчатобумажные нитки, кисти, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает нитку в краску, отжимает ее. Затем на листе бумаги выкладывает из нитки изображение, оставляя один конец свободным. После этого сверху накладывает другой лист, прижимает, придерживая рукой, и вытягивает нитку за кончик. Недостающие детали дорисовываются.

№ 13. Рисования солью или манной крупой

Возраст: от 5-и лет.

Средство выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: плотная бумага любого цвета и размера или вырезанные из бумаги силуэты предметов, клей ПВА, тарелочки с крупной поваренной солью или манной крупой, пластиковые ложечки, мисочки с жидко разведенной гуашью, кисти, салфетки.

Способ получения изображения: воспитатель заранее рисует на листе бумаги силуэт предмета или вырезает силуэт. Ребёнок наносит внутри контура клей ПВА, а затем посыпает поверх клея соль. Далее рисунок нужно как следует просушить и избавить от излишков соли. После рисунок можно покрасить, используя технику кляксографии с трубочкой или намочив краской кусочек губки, а затем повторно просушить.

№ 14. Рисования мыльными пузырями

Возраст: от 5-и лет.

Средство выразительности: пятно, цвет.

Материалы: плотная бумага любого цвета, гуашь, шампунь, небольшие миски, соломинки, кисти, салфетки.

Способ получения изображения: воспитатель в ёмкости смешивает гуашь с шампунем, разводит водой и разливает в миски по количеству детей. Дети вставляют в миски соломинки и выдувают воздух до образования шапки из маленьких пузырей, осторожно достают соломинки и сверху прикладывают чистый лист и прижимают ладонью, получается отпечаток. Получившееся изображение внимательно рассматривается: определяется, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются.

№ 15. Монотипия предметная

Возраст: от 5-и лет.

Средство выразительности: пятно, цвет, симметрия.

Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель, салфетки.

Способ получения изображения: ребёнок складывает лист бумаги пополам по вертикали, разворачивает и на одной половинке листа рисует половину изображаемого предмета (изображаемый предмет должен быть симметричным, например, можно нарисовать половинку бабочки, половинку яблока, гриба и т.д.). Как только рисунок готов и краска еще не просохла, лист снова складывается пополам, чтобы на чистой половинке листа остался отпечаток. Затем лист нужно раскрыть и просушить. Недостающие детали дорисовываются, рисунок украшается.

№ 16. Монотипия пейзажная

Возраст: от 5-и лет.

Средство выразительности: пятно, цвет, симметрия, изображение пространства в композиции.

Материалы: плотная бумага любого цвета, губка, смоченная в сильно разведённой голубой гуаши, кисти, гуашь или акварель, салфетки.

Способ получения изображения: ребёнок складывает лист бумаги пополам по горизонтали, разворачивает и на верхней половинке листа рисует пейзаж (деревья, цветы, небо, солнце и т.д.). Пейзаж рисуется быстро, чтобы краска не успела высохнуть. Как только рисунок готов, нижняя половина листа протирается влажной губкой, чтобы смочить лист. После лист снова складывается пополам, чтобы на чистой половинке листа остался отпечаток. Затем лист нужно раскрыть, получается отражение пейзажа в луже или реке. После оттиска основной рисунок можно ещё раз оживить красками и просушить. Недостающие детали дорисовываются, рисунок украшается.

№ 17. Аэрография

Возраст: от 5-и лет.

Средство выразительности: цвет, фактура

Материалы: плотная бумага любого цвета или вырезанные из бумаги силуэты предметов, зубная щетка, расчёска с частыми зубчиками, кисти, салфетки.

Способ получения изображения: ребёнок обмакивает щётку в краску. Подносим щётку к листу и начинаем над листом водить расческой по щётке. Получаются брызги на листе. Таким образом можно украсить вырезанный силуэт, например, раскрасить платье. Либо на лист бумаги можно наложить силуэт и разбрызгать краску по фону, затем силуэт убрать. Так можно на тёмном листе бумаги сделать домик и звёздное небо над ним.

№ 18. Граттаж

Возраст: от 5-и лет.

Средство выразительности: цвет, фактура

Материалы: белая или цветная плотная бумага, свеча, тушь, жидкое мыло, мисочки, широкие кисти, зубочистки, салфетки.

Способ получения изображения: воспитатель заранее разводит тушь с жидким мылом водой, разливает в мисочки по количеству детей. Есть 2 варианта – чёрно-белый граттаж и цветной граттаж.

Черно-белый граттаж. Ребёнок натирает свечой лист так, чтобы он был весь покрыт слоем воска. Затем на весь лист наносится тушь с жидким мылом и лист хорошо просушивается. После высыхания ребёнок зубочисткой процарапывает рисунок по замыслу.

Цветной граттаж. На лист бумаги дети наносят цветные пятна акварелью, затем лист натирают свечой так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем на весь лист наносится тушь с жидким мылом и лист хорошо просушивается. После высыхания ребёнок зубочисткой процарапывает рисунок по замыслу. Так можно нарисовать, например, яркий салют в ночном небе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей ДОУ "Развитие способностей изобразительного творчества у детей дошкольного возраста. Графические и живописные изобразительные техники."

Консультация для воспитателей ДОУ. Описание техник и материалов для работы в графических и живописных техниках рисования....

Развитие интереса к изобразительному творчеству у младших дошкольников в процессе ознакомления с нетрадиционными изобразительными техниками

В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных. Во все времена нужны были творческие личности, так как они определяют прогресс человечества. Дошкольный возраст сен...

Выступление на педсовете "Развитие интереса к изобразительному творчеству у дошкольников в процессе ознакомления с нетрадиционными изобразительными техниками"

Развитие интереса к изобразительному творчеству у младших дошкольников в процессе ознакомления с нетрадиционными изобразительными техниками В истории дошкольной педагогики проблема творчества все...

Проектная деятельность с детьми на занятиях изобразительной деятельностью с применением нетрадиционных изобразительных техник

В данной методической разработке освещены специфика, формы коллективного творчества у детей 2,5-5 лет с интеллектуальными нарушениями  и  вопросы  совместно-индивидуальной формы коллект...

Конспект по изобразительной деятельности в средней группе Тема: " Пришла Весна" (нетрадиционной изобразительная техника)

расширять представления о сезонных изменениях в природе;- упражнять в умении дорисовывать листья, используя метод «примакивания»  с помощью ватных палочек к листу бумаги;- у...

Использование изобразительных техник в процессе изобразительной деятельности с детьми с ОВЗ

В стендовом докладе отражены виды нетрадиционных техник, обоснование их применения в работе с детьми с ОВЗ, задачи, принципы организации работы и критерии оценки эффективности...