Проектная деятельность с детьми на занятиях изобразительной деятельностью с применением нетрадиционных изобразительных техник
методическая разработка
В данной методической разработке освещены специфика, формы коллективного творчества у детей 2,5-5 лет с интеллектуальными нарушениями и вопросы совместно-индивидуальной формы коллективного творчества на занятиях изобразительной деятельности в условиях Дома ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metrazrabotka_2020.docx | 28.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка на тему:
«Проектная деятельность с детьми
на занятиях изобразительной деятельностью
с применением нетрадиционных изобразительных техник»
Автор-составитель: Степаненко Н.О.
педагог дополнительного образования
СПб ГКУЗ СПНДР №13
Санкт-Петербург
2020
Содержание
Введение………………………………………………………………………..3
Особенности коллективного творчества с детьми……………………5
Организация проектной деятельности в условиях Дома ребенка…..6
Этапы реализации проектной деятельности……………………….6
Оценка результатов проектной деятельности, проводимой в Доме ребенка………………………………………...6
Приложение…………………………………………………………..7
Введение
Проектная деятельность – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, учителя и родителей, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата. В данной работе данный вид деятельности отражает создание детьми дома ребенка поздравительной открытки для взрослых.
Желание уделять внимание, проявлять заботу о тех, кто рядом - это способность, которую нужно воспитывать у ребенка с раннего детства. Создавая творческую работу, ребёнок имеет возможность сделать что-то приятное для тех, кто рядом. Кроме того, дети, которые видят улыбки тех, кого смогли порадовать продуктом творческого самовыражения, учатся делиться и принимать эмоции, ощущают базисное доверие к миру, а понимание того, что творческая работа важна для взрослого и приносит ему счастье положительно влияет на детскую самооценку, даря желание продолжать дарить положительные эмоции окружающим. Всё это создаёт предпосылки к тому, чтобы дети росли добрыми и щедрыми.
Актуальность. В процессе реализации проектной деятельности у детей создаются психологические предпосылки для формирования умения замечать результаты своего творческого самовыражения и соотносить их со своими усилиями. В совместно–индивидуальной форме коллективного творчества важно побуждать ребенка определять свое личное отношение к создаваемой творческой работе, подчеркивая то, что создаваемая работа является важной частью общей творческой работы.
Вид проекта: исполнительно-подражательный творческий проект (дети создают творческий продукт при активной участии взрослого, который координирует, направляет и оказывает помощь в оформлении коллективной работы)
Направленность: художественно-эстетическая
Тема: «Поздравительная открытка к 8 марта»
Сроки реализации: краткосрочный проект (2 недели)
Оснащение: распечатанные изображения корзин для цветов, цветная бумага, клей, штампы, кисти, краски, пластилин
Возраст детей: 2,5-5 лет с интеллектуальными нарушениями
Проект по характеру контактов: внутри учреждения
Форма коллективного творчества: совместно-индивидуальная
Цель: Создание детьми поздравительной открытки для коллектива дома ребенка
Задачи:
Учить понимать и выполнять инструкции;
Развивать навыки работы в различных видах изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник;
Обучать созданию простейших композиций;
Формировать стремление последовательно достигать результата;
Оформить индивидуальные работы детей в единую композицию.
Особенности коллективного творчества с детьми
Специфика коллективного творчества состоит в создании нового художественного объекта, учитывая предпочтения в выборе материала каждого участника процесса. Дети испытывают сложности работая вместе в разных видах деятельности, а особенно в коллективном творчестве. Решая эту проблему развития, педагог должен основываться на следующих принципах:
творческая реализация каждого воспитанника;
учет индивидуальных особенностей детей;
комфортность пребывания ребенка в коллективе
Формами коллективного творчества детей являются:
Совместно-индивидуальная (ребенок– выполняет часть работы индивидуально, а на завершающем этапе она становится частью общей композиции).
Деятельность на основе совместно-последовательной формы организации (результат действия, выполненного одним становится предметом деятельности другого).
Совместно-взаимодействующая (дети координируют свою деятельность и оценивают результаты коллективного творческого труда при активной помощи взрослого).
Необходимо отметить, что на пути формирования коллективной направленности у детей педагогу необходимо транслировать ребенку ощущение собственной значимости в творческой деятельности (похвала, акцентирование внимания на успехах), при этом для получения общего результата создавая направленность на сверстников (вместе мы дружная сильная команда и многое сможем).
Организация проектной деятельности в условиях Дома ребенка
В данном случае с детьми дома ребенка была реализована совместно-индивидуальная форма коллективного творчества. Степень активности детей с интеллектуальными нарушениями в творческом пространстве и уровень сложности выполняемых ими работ зависел от индивидуальных психофизических способностей.
Этапы реализации проектной деятельности:
Беседа и просмотр картинок с изображением цветов (на клумбах, в вазах, полях) с целью расширения запаса знаний и представлений детей об окружающем мире по теме «Цветы».
Осуществление выбора (личных предпочтений) художественных материалов и способов работы с ними в индивидуальной части работы над темой.
Непосредственно художественная деятельность с применением нетрадиционных изобразительных техник. На индивидуальных занятиях детьми были созданы корзины с цветами:
«Розы из ниток» (объёмная аппликация)
«Букет Хризантем» (оттиск воздушно-пузырьковой пленкой и дорисовка ватной палочкой)
«Мимозы» (объёмная аппликация)
«Фиалки» (плоскостная пластилинография)
«Цветы и конфеты» (аппликация и рисование полусухой жесткой кистью)
«Цветы и бабочки» (аппликация и штампы)
«Цветы» (объёмная аппликация шаблонов цветов).
Групповое занятие по созданию общей композиции. Индивидуальные работы были оформлены в общую поздравительную открытку на тему «Поздравительная открытка к 8 марта», к которой были приложены фотографии детей в процессе творческой деятельности.
Оценка результатов проектной деятельности, проводимой в Доме ребенка
В рамках реализации проекта удалось:
- Закрепить навыки художественной деятельности с применением нетрадиционных изобразительных техник;
- Сформировать интерес к созданию простейших композиций и последовательному достижению результата;
- Вызвать положительные эмоции от результата совместной творческой деятельности
Резюме
Художественная деятельность с детьми с интеллектуальными нарушениями базируется на их психофизических особенностях, что ставит перед педагогом задачу подбирать для занятий доступные виды деятельности. В данном случае наиболее доступными являются такие нетрадиционные техники как рисование пальцами, техника оттиска, коллаж, тычок жесткой кистью. Описанные выше занятия проектной деятельностью с активным участием педагога даруют детям веру в себя и без особых технических затруднений выполнив творческое задание, проявить заботу о близких взрослых.
Приложение
Занятие «Розы из ниток»
(объёмная аппликация)
Оснащение: раскраска корзины для цветов, клей ПВА, кисточка для клея, пряжа
Инструкция: ребенок создаёт изображение цветов методом расположения ниток на раскраске корзины
Занятие «Букет Хризантем»
(оттиск)
Оснащение: воздушно-пузырьковая пленка, ватные палочки, гель с блестками, раскраска корзины для цветов, клей ПВА, кисточка для клея, изображения сладостей.
Инструкция: ребенок создаёт изображение цветов методом оттиска воздушно-пузырьковой пленкой и дорисовкой ватной палочкой, украшая корзину с цветами гелем с блестками
Занятие «Мимозы»
(объёмная аппликация)
Оснащение: раскраска корзины для цветов, клей ПВА, кисточка для клея, ватные шарики, желтая краска, бантики из цветной бумаги
Инструкция: ребенок создаёт цветы в корзине, скатывая шарики из ваты и приклеивая их на раскраску. После чего раскрашивает их желтой гуашью. Украшает корзину гелем с блестками и изображениями конфет.
Занятие «Фиалки»
(плоскостная пластилинография)
Оснащение: раскраска корзины для цветов, пластилин, гель с блестками
Инструкция: ребенок создаёт цветы в корзине, скатывая шарики из пластилина и закрепляя их на раскраску. После чего украшает корзину гелем с блестками.
Занятие «Цветы и конфеты»
(аппликация и рисование полусухой жесткой кистью)
Оснащение: раскраска корзины для цветов, пластилин, гель с блестками, бантики из цветной бумаги
Инструкция: ребенок украшает корзину гелем с блестками, бантиками из цветной бумаги
Занятие «Цветы и бабочки»
(аппликация и штампы)
Оснащение: раскраска корзины для цветов, штампы с изображением цветов и бабочек, бантиками из цветной бумаги изображения сладостей, клей ПВА, кисть для клея.
Инструкция: ребенок создаёт букет цветов оставляя изображения с помощью штампа, приклеивает бантики из цветной бумаги и изображения сладостей, украшает корзину гелем с блестками.
Занятие «Цветы»
(объёмная аппликация шаблонов цветов).
Оснащение: раскраска корзины для цветов, шаблоны цветов из цветной бумаги, клей ПВА, кисть для клея.
Инструкция: ребенок создаёт букет цветов, приклеивая шаблоны цветов из цветной бумаги на раскраску корзины. Украшает корзину гелем с блестками.
Групповое занятие по созданию общей композиции
Оснащение: индивидуальные открытки, клей, ножницы, нитки, распечатанные фотографии детей в процессе работы
Инструкция: Дети с помощью взрослого свои индивидуальные работы оформляют в общую поздравительную открытку на тему «Поздравительная открытка к 8 марта». К данной открытке прикладывают фотографии детей в процессе творческой деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект совместной деятельности с детьми старшего возраста " Теремок" с использованием грамоты, математики, изобразительной деятельности.
Конспект комплексного занятия "Теремок" в старшей группе.Цель:Упражнять детей в чтении и складывании слов из слогов.Продолжать знакомство детей со звучащим словом (Словесная игра "Подскажи словечко")....
Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы «Лесовичок» совместно с родителями по изобразительной деятельности. Аппликация: "Снеговик - лыжник из ватных дисков".
Цель: закрепление знаний детей о зимних забавах, видах спорта и формирование доверительных отношений между ребёнком и взрослым, развитие сотрудничества и взаимопонимания между ними....
Открытое занятие по физкультуре с применением нетрадиционной оздоровительной техники "хатха- йоги" в старшей группе
Конспект открытого интегрированного занятия по физической культуре в старшей группе «Путешествие в страну «Здоровья»...
Методическая разработка. Конспект НОД по изобразительной деятельности для детей старшей группы (по программе Т. С. Комаровой «Изобразительная деятельность в саду») Тема: «Дети гуляют зимой на участке»
Цель: поддерживать у детей интерес к изобразительной деятельности. Основная образовательная область: «Художественно – эстетическая»Задачи НОД:Образо...
Интегрированное занятие по восприятию художественной литературы и изобразительной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Мышонок и карандаш»
Цель: развитие навыков слушания и поэтапного рисования по схеме.Задачи:1. Образовательная: обогащать знания о способах рисования животных;2. Развивающая: развивать навыки слушания и поэтапного рисован...
"Использование техник нетрадиционной изобразительной деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья"
laquo;Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества».Василий Александрович Сухомлинский...
«Развитие сенсорных способностей посредством нетрадиционной изобразительной деятельности с детьми раннего и младшего дошкольного возраста»
Сенсорное развитие (от лат. sensus - чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Полноценное сенсорно...