Рабочая программа кружка "Цветная фантазия"
методическая разработка по рисованию (средняя группа)

Полухина Светлана Николаевна

 

 

Рабочая программа кружка "Цветная фантазия"

«Руки учат голову,

затем поумневшая голова учит руки,

а умелые руки снова способствуют развитию мозга».

И. П. Павлов.

 

Целевой раздел.

Пояснительная записка

   Дошкольный возраст - период приобщения к миру общечеловеческих ценностей, время установления первых отношений с людьми. Для нормального развития детям необходимо творческое самовыражение. Творчество заложено в детях самой природой. Они любят сочинять, выдумывать, фантазировать, изображать, перевоплощать. Детское творчество само по себе не проявляется. Для этого необходимо внимание к нему со стороны взрослых.

   Ребенок познает мир всеми органами чувств. Чем богаче, разнообразнее жизненные впечатления ребенка, тем ярче, необычнее его ассоциации. Роль педагога - оказать всестороннюю помощь ребенку при решении стоящих перед ним творческих задач, побуждать к нестандартным решениям. Использование нетрадиционных техник на НОД рисованием способствует повысить интерес к изобразительной деятельности, вызвать положительный эмоциональный отклик, развивать художественно – творческие способности ребенка.

    Чем же хороши нетрадиционные техники? Они не требуют высокоразвитых технических умений, дают возможность более «рельефно» продемонстрировать возможности некоторых изобразительных средств, что позволяет развивать умение видеть выразительность форм.

    Кроме того, особенности изобразительного материала «подсказывают» детям будущий образ, что важно на этапе становления замыслообразования. Ценна также возможность интеграции разных видов изобразительной деятельности (рисование, лепки, аппликации); в процессе создания интересного образа, возможно сочетание изобразительных техник и материалов («рисование пластилином», коллаж, набрызг и др.).

Данный вид деятельности позволяет сделать работы детей более интересными, выразительными, красочными, а так же развить детскую самостоятельность, мышление и зрительный генезис.

Таким образом, обучение детей нетрадиционным способам рисования активизирует познавательный интерес, формирует эмоционально - положительное отношение к процессу художественной деятельности, способствует эффективному развитию детского творчества.

  

 

 

 

 

 

 

 

 

Актуальность.

 

   Дети - прирожденные художники, ученые, изобретатели - видят мир во всей его своеобразности и первозданности; каждый день они заново придумывают свою жизнь. Они любят фантазировать и экспериментировать…

   В наши дни вопрос развития творческих способностей детей стоит особенно остро. Вероятно, это связано с тем, что дети стали больше проводить времени с компьютером и другими средствами технического прогресса. Всё меньше внимания уделяется родителями занятиям со своим ребёнком рисованием, лепкой, аппликацией и ручным трудом.

Дети от природы наделены яркими способностями. И задача взрослых: и педагогов, и родителей - заинтересовать ребёнка художественной деятельностью, пробудить желание к созданию различных поделок, развить важнейшие психические процессы: воображение, мышление и др., помочь овладеть простыми ручными операциями, подготовить ребёнка к обучению в школе.

   Развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки.

   Ребёнок узнаёт мир с помощью манипуляций, то есть действий с различными предметами, которые позволяют ему узнать и изучить их свойства, при этом, познавая и свои творческие способности, изменить то, к чему прикасается. Совершенствование личности ребёнка предполагает развитие у него разнообразных способностей, умений, навыков, которые развиваются в продуктивной художественной деятельности.

Практическая значимость программы. Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить.     Изображение нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.

   Эстетическое воспитание сложный и длительный процесс, дети получают первые художественные впечатления, приобщаются к искусству, овладевают разными видами художественной деятельности, среди которых большое место занимает рисование, лепка, аппликация, конструирование, знакомство с декоративно-прикладным искусством.

Отличительной особенностью программы является использование нестандартных техник и материалов на занятии, таких как:  использование ватных палочек, ладошек, пальчиков, штампов, тычком, в лепке из пластилина и соленого теста, использование разнообразного природного материала, например: плоды деревьев, нити, крупы, ватные палочки и диски, капсулы от киндер-сюрпризов и прочий материал, используемый в быту.

   Новизна программы заключается в том, что в основу положено использование разнообразных нетрадиционных техник, что позволяет ребенку в увлекательной форме развивать и совершенствовать свои способности, обеспечивает ситуацию успеха в видах деятельности, требующих проявления творческих способностей. В рабочей программе также заложены возможности предусмотренные стандартом формирования у воспитанников обще учебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Целью программы является: развитие познавательных, творческих и художественных способностей детей в процессе продуктивной деятельности через активизацию мелкой моторики пальцев и кистей рук.

Для решения этой цели я поставила перед собой следующие задачи.

Обучающие:

  • Познакомить с нетрадиционными изобразительными техниками рисования (пальчиками, ладошками, оттиск пароллоном,  зубной пастой, манкой, крупами, смятой бумагой, ватными палочками  и т.д.)
  • Обучать техническим приемам и способам изображения с использованием различных материалов.
  • Формировать практические навыки работы в различных видах художественной деятельности: рисовании, лепке, аппликации.
  • Способствовать отображению представлений и впечатлений об окружающем мире, используя нетрадиционные техники рисования как средство выразительности.
  • Создавать условия для развития творческой активности детей.

Развивающие.

  • Развивать речевую функцию детей через активизацию мелкой моторики пальцев и кистей рук.
  • Развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук.
  • Совершенствовать движение рук.
  • Развивать познавательные психические процессы: произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память.
  • Развивать речь детей.
  • Развивать художественный вкус.

Воспитательные:

  • Воспитывать уверенность в собственных изобразительных возможностях, поддерживать проявление фантазии, смелости в изложении собственных замыслов.
  • Воспитывать у детей интерес к продуктивным видам деятельности, формируя образное представление у детей, воспитывая и развивая их творческие способности.
  • Воспитывать аккуратность в работе и бережное отношение к материалам, используемых в работе.
  • Воспитывать усидчивость, целенаправленность.

Формы подведения итогов реализации рабочей образовательной программы.

   · Организация ежемесячных выставок детских работ для родителей.

  • Участие в выставках и конкурсах в течение года.
  • Оформление эстетической развивающей среды в групповой комнате.

В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому на НОД дается возможность каждому ребенку активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания. Все темы, входящие в программу, изменяются по принципу постепенного усложнения материала.

Рабочая программа является «открытой» и предусматривает вариативность, интеграцию, изменения и дополнения по мере профессиональной необходимости.

 

Практическая часть.

Методы и приемы. Правильно подобранные методы и приемы обучения, способствуют развитию мелкой моторики у детей. Во время проведения НОД, дидактических игр и с игрушками использую следующие методы:

  • Словесный метод.
  • Наглядно-действенный метод обучения.
  • Практический метод.
  • Игровой метод.

Для развития моторики рук используются следующие приемы:

  • самомассаж кистей рук;
  • пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры;
  • выполнение движений с мелкими предметами (мозаика, конструктор, крупы, счетные палочки, прищепки);
  • рисование (пальчиками, пластилином, закрашивание), аппликация.

Планируемые результаты освоения Программы.

   Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность) не позволяет требовать от ребенка дошкольного возраста достижения конкретных образовательных результатов и обусловливает необходимость определения результатов освоения Программы в виде целевых ориентиров.

Целевые ориентиры на этапе завершения реализации программы. Результатами освоения программы являются целевые ориентиры дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка.

   К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка:

  • ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
  • ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх;
  • ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в практической;
  • ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
  • у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
  • ребенок проявляет любознательность, склонен наблюдать, экспериментировать.
  • Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам.

   По итогам реализации Программы предполагается достижение определённых результатов всеми участниками образовательных отношений.

Ожидаемые результаты.

В результате обучения по данной программе дошкольники:

  • научатся различным приемам работы с бумагой, природным материалом, нетрадиционным материалам, бумагой и картоном;
  • научатся следовать устным инструкциям;
  • будут создавать композиции с изделиями;
  • разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию; овладеют навыками культуры труда;
  • улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
  • овладеют  техническими приемами работы с различными изобразительными материалами.

К концу обучения воспитанники должны знать:

  • Название и назначение материалов: бумага, ткань, пластилин, природный материал.
  • Название и назначение ручных инструментов и приспособлений: кисточка, альбом, палитра, ножницы, кисточка для клея, стеки.
  • Правила безопасности труда и личной гигиены при работе указанными инструментами и материалами.

К концу обучения воспитанники должны уметь:

  • Владеть навыками и умениями работы с инструментами (в рисовании - кисть, карандаш; в аппликации - ножницы и кисть, в лепке - стека;
  • Анализировать под руководством воспитателя изделие (определять его назначение, материал из которого оно изготовлено, способы соединения деталей, последовательность изготовления).
  • Правильно организовать свое рабочее место, поддерживать порядок во время работы.
  • Соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены.
  • Экономно размечать материалы с помощью шаблонов, сгибать листы бумаги соединять детали с помощью клея, при помощи веточек, пластилина.

Результатом работы данного кружка должно стать:

  • развитие мелкой моторики и координации пальцев рук детей до уровня соответствующего данному возрасту;
  • овладение разными видами продуктивной деятельности;
  • умение создавать художественный образ своего изделия;
  • овладение приемами работы с разными материалами;
  • овладение нормами этики поведения.

 

Перспективный план

кружка

 

Месяц

Тема

Задачи

 

Сентябрь

 

Диагностика

Выявить уровень развития мелкой моторики рук через продуктивную деятельность.

 

Аппликация из стружки карандашей. Занятие №1. Тема: «Бабочка – красавица»

 

 

Учить детей наклеивать древесную стружку от карандашей; создавать образ бабочки. Развивать цветовое восприятие.

Аппликация из стружки карандашей. Занятие №2. Тема: «Бабочка – красавица»

 

 

 

Продолжать учить детей наклеивать древесную стружку от карандашей; создавать образ бабочки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Октябрь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ноябрь

 

Рисование пальчиками. Тема: «Веселый мухомор».

Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Учить наносить ритмично точки на всю поверхность шляпки гриба.

Печать листьями. Тема: «Волшебные листочки»

 

 

 

 

 

 

 

Познакомить детей с новым видом изобразительной техники - печать листьями. Учить наносить краску на листья деревьев и делать отпечатки на листе бумаги. Расширять знания детей о деревьях, растущих в нашем городе.

 

Пластилинография. Тема: «Ёжик в осеннем лесу».

Познакомить с нетрадиционной техникой изображения – пластилинографией.
Закрепить приёмы работы с различными видами пластилиновой техники в сочетании отдельных элементов аппликации.
Развивать мелкую моторику рук, художественный вкус, воображение, фантазию.
 

 

Конструирование из макарон. Тема: «Осеннее дерево»

Обучать разукрашивать макароны. Развивать интерес к конструированию. Воспитать аккуратность

 

Мозаика из яичной скорлупы. Тема:   «Черепашка»

 

 

 

Учить аккуратно намазывать клеем край скорлупы, наклеивать на заготовки, прижимая салфеткой. Развивать мелкую моторику рук.

 

Поделка из природного материала. Тема: «Мышка – норушка».

 

 

 

Продолжать учить детей работать с природным материалом - скорлупой грецкого ореха. Учить придавать поделкам выразительность - используя мелкие детали. Развивать фантазию, мелкую моторику пальцев рук

 

Рисование ватными палочками. Тема: «Рыбки в аквариуме»

Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования – пуантилизм (рисование ватными палочками)

 

Аппликация из цветной бумаги. Тема: «Букет цветов для мамы».

Продолжать учить детей делать поделку своими руками.

Совершенствовать 

аппликационные навыки и умения. Воспитывать любовь к своим мамам, побуждать сделать для них что-то хорошее.

Развивать эстетический вкус, композиционные умения.

 

Аппликация из ваты. Тема: «Шубка для зайчика»

Научить детей отрывать маленькие кусочки ваты от основного и приклеивать их на подготовленную основу; развивать внимание, мелкую моторику рук; воспитывать заботу о животных.

Декабрь

 

Аппликация из ватных палочек. Тема: «Заюшкина избушка».

Формировать умения изображать предметы из разных материалов и использовать в работе нетрадиционные способы аппликации.

Развивать мелкую моторику рук, обогащение и активизация словаря.

Воспитывать у детей чувство сопереживания, желание придти на помощь.

 

 

Аппликация из ватных дисков. Тема: «Зимний пейзаж».

 

Знакомить детей с признаками зимы, сезонными изменениями в природе, связанные с зимним периодом. Формировать умение детей составлять композицию на тему «Зимний пейзаж».

 

 

Пластилинография. Тема: «Наряд для Снегурочки».

Учить передавать посредством пластилинографии изображение Снегурочки Закрепить умение расплющивать пластилиновые шарики, заполнять ими определенную форму шаблона, а также размазывать по поверхности, примазывая и разравнивая. 

 

Январь

 

Поделка из природного материала. Тема: «Собачки».

 

Учить детей составлять образ животного из частей природного материала.  Продолжать совершенствовать конструктивные навыки и умения: соединение частей при помощи пластилина; дополнять изображение деталями. Развивать у детей самостоятельность и интерес к конструированию.

 

Рисование зубной пастой. Тема: «Морозные узоры на окнах».

 

 

 

 

 

 

Познакомить детей с новым нетрадиционным материалом для рисования. Научить  изображать зимнее явление природы «морозные узоры» при помощи графических элементов (линий, точек, кружочков, завитков и т. д.). Учить совмещать различные техники работы: рисование пальчиками, прорисовывание узоров зубочисткой. Развивать инициативность, самостоятельность, творческое воображение детей, фантазию

Февраль

 

Аппликация из нарезанных шерстяных ниток. Тема: «Умка – белый медвежонок».

Познакомить с новой техникой - наклеивание на силуэт мелко нарезанные нити.

Осуществлять совместную практическую деятельность; анализировать свою деятельность; осваивать способы работы с нитками, наклеивание ниток на картон; применять полученные знания и умения в практической деятельности. Расширять знания детей о белом медведе.

 

Рисование пароллоном, ватными палочками. Тема: «Зима в лесу»

Продолжать знакомить детей с нетрадиционными способами рисования, показать изобразительные возможности рисования пароллоном, ватными палочками; способствовать развитию творческого воображения, внимания, развитию мелкой моторики рук.

 

 

Салфеточная аппликация. Тема: «Друзья для снегиря»

 

Расширять представления об изменениях  в живой природе родного города осенью и зимой; продолжить знакомство с зимующими птицами, их особенностями. Продолжать учить детей самостоятельно передавать в своей работе образ птиц - снегирей, с помощью предложенных материалов (цветные салфетки), ранее изученным способом аппликации (сминание).

Развивать мелкую моторику руки, внимание, память, мышление, зрительно-двигательную координацию.

 

 

Конструирование из бросового материала. Тема: «Танк для папы».

Развивать у детей творческое воображение, художественный вкус, фантазию.

Совершенствовать мелкую моторику. Воспитывать интерес к художественному творчеству.  Прививать любовь к Отечеству, к людям, защищавшим нашу страну. Закрепить знание военных профессий: танкист, моряк, летчик, пограничник.

 Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев.

 

 

Март

 

 

 

 

Аппликация из бумаги. Тема: «Цветок для мамы».

Формировать практические навыки работы с бумагой.
Продолжать учить детей правильно располагать на листе бумаги нужные детали и приклеивать цветы, стебель и листочки. Закрепить правила работы с клеем. Воспитывать заботу о родном человеке.

Пластилинография. Тема: «Пингвины на льдине» 

 

Продолжать учить детей работать с пластилином. Развивать мелкую моторику, эстетическое восприятие. Воспитывать усидчивость, терпение, аккуратность в работе с пластилином.

 

Обрывная аппликация. Тема:  «Домашние животные»

 

Учить создавать образ домашних животных способом обрывной аппликации. Закреплять и уточнять знания детей о домашних  животных.

 

Конструирование из природного материала. Тема: «Мишка».

 

 

 

  • Продолжать знакомить детей с художественным видом конструирования – из природного материала. Учить создавать поделки из природного материала; видеть в сосновой шишке фигурки различных животных (например, медведя), дополнять природный материал необходимыми деталями для получения задуманного образца.

Напомнить способ соединения деталей с помощью кусочков пластилина.

Апрель

Аппликация из крупы. Тема: «Пшеничный жирафчик»

 

Пополнять знания детей о  нетрадиционных способах аппликации. Дать представление о животном и его отличительных особенностях. Воспитывать желание познавать окружающий мир.

Салфеточная аппликация. Тема: «Овечка»

Учить обрывать кусочки салфетки и скатывать в комочки, выполнять наклеивание кусочков друг к другу.

Лепка из соленого теста. Тема:

«Румяное яблочко на блюдечке»

 

Познакомить детей с  технологией работы с соленым тестом. Учить лепить с натуры яблоко и блюдце.
Учить лепке из целого куска, делать большим пальцем вмятину и оттягивать стенки блюдца. Закреплять умение катать шар круговыми движениями.
 

 

Пластилинография. Тема: «Божья коровка на ромашке»

Формировать обобщенные способы работы посредством пластилина. Учить использовать знания и представления об особенностях внешнего вида насекомых в своей работе, закрепить использование в творческой деятельности детей технического приема - пластилинографии. Вызвать интерес к окружающему миру, формировать реалистические представления о природе.

 

 

 

Организация диагностики продуктивной деятельности.

 

  Цель диагностики: выявить уровень развития мелкой моторики рук, через продуктивную деятельность.

Для получения результатов диагностики использую следующие методы и приёмы:

- беседы, игры, художественное слово;

- непосредственно образовательная деятельность;

- самостоятельная продуктивная деятельность детей;

- выставки, изготовление подарков.

   По результатам диагностики  по критериям направления определяется уровень выполнения задания:

Низкий уровень: не проявляет интерес и желание работать, не владеет техническими и художественными навыками и умениями.

Средний уровень: проявляет интерес и желание работать, частично владеет техническими и изобразительными навыками и умениями

Высокий уровень: испытывает удовлетворение и радость при выполнении задания. Владеет техническими и изобразительными навыками и умениями. Проявляет самостоятельность, инициативу и творчество.

   Критерии диагностики разработаны исходя из задач кружковой работы и ручной умелости детей, накопленного практического опыта ребёнка, их индивидуальных особенностей. Занесены критерии в таблицу. Критерии были разделены по направлениям: развития мелкой моторики движений руки, пальцев и качество освоения ребенком продуктивного труда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература.

1. Примерная общеобразовательная Программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - Издательство МОЗАИКА…СИНТЕЗ Москва, 2014

2. Урмакова И.А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб.: «Литера», 2008.

3. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование,  конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа. – М.: «КАРАПУЗ», 2009.
4. Колдина Д.Н. Лепка с детьми 4 - 5 лет. Конспекты занятий. – М.: Мозаика-Синтез, 2009.

5. Т. С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» Москва, «Просвещение», 1991.

6. А. Н. Малышева, Н. В. Ермолаева «Аппликация в детском саду» Ярославль, «Академия развития», 2006.

6. Интернет – ресурсы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_srednyaya.docx52.48 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа кружка "Цветная фантазия"

«Руки учат голову,

затем поумневшая голова учит руки,

а умелые руки снова способствуют развитию мозга».

И. П. Павлов.

Целевой раздел.

Пояснительная записка

   Дошкольный возраст - период приобщения к миру общечеловеческих ценностей, время установления первых отношений с людьми. Для нормального развития детям необходимо творческое самовыражение. Творчество заложено в детях самой природой. Они любят сочинять, выдумывать, фантазировать, изображать, перевоплощать. Детское творчество само по себе не проявляется. Для этого необходимо внимание к нему со стороны взрослых.

   Ребенок познает мир всеми органами чувств. Чем богаче, разнообразнее жизненные впечатления ребенка, тем ярче, необычнее его ассоциации. Роль педагога - оказать всестороннюю помощь ребенку при решении стоящих перед ним творческих задач, побуждать к нестандартным решениям. Использование нетрадиционных техник на НОД рисованием способствует повысить интерес к изобразительной деятельности, вызвать положительный эмоциональный отклик, развивать художественно – творческие способности ребенка.

    Чем же хороши нетрадиционные техники? Они не требуют высокоразвитых технических умений, дают возможность более «рельефно» продемонстрировать возможности некоторых изобразительных средств, что позволяет развивать умение видеть выразительность форм.

    Кроме того, особенности изобразительного материала «подсказывают» детям будущий образ, что важно на этапе становления замыслообразования. Ценна также возможность интеграции разных видов изобразительной деятельности (рисование, лепки, аппликации); в процессе создания интересного образа, возможно сочетание изобразительных техник и материалов («рисование пластилином», коллаж, набрызг и др.).

Данный вид деятельности позволяет сделать работы детей более интересными, выразительными, красочными, а так же развить детскую самостоятельность, мышление и зрительный генезис.

Таким образом, обучение детей нетрадиционным способам рисования активизирует познавательный интерес, формирует эмоционально - положительное отношение к процессу художественной деятельности, способствует эффективному развитию детского творчества.

   

Актуальность.

   Дети - прирожденные художники, ученые, изобретатели - видят мир во всей его своеобразности и первозданности; каждый день они заново придумывают свою жизнь. Они любят фантазировать и экспериментировать…

   В наши дни вопрос развития творческих способностей детей стоит особенно остро. Вероятно, это связано с тем, что дети стали больше проводить времени с компьютером и другими средствами технического прогресса. Всё меньше внимания уделяется родителями занятиям со своим ребёнком рисованием, лепкой, аппликацией и ручным трудом.

Дети от природы наделены яркими способностями. И задача взрослых: и педагогов, и родителей - заинтересовать ребёнка художественной деятельностью, пробудить желание к созданию различных поделок, развить важнейшие психические процессы: воображение, мышление и др., помочь овладеть простыми ручными операциями, подготовить ребёнка к обучению в школе.

   Развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки.

   Ребёнок узнаёт мир с помощью манипуляций, то есть действий с различными предметами, которые позволяют ему узнать и изучить их свойства, при этом, познавая и свои творческие способности, изменить то, к чему прикасается. Совершенствование личности ребёнка предполагает развитие у него разнообразных способностей, умений, навыков, которые развиваются в продуктивной художественной деятельности.

Практическая значимость программы. Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить.     Изображение нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.

   Эстетическое воспитание сложный и длительный процесс, дети получают первые художественные впечатления, приобщаются к искусству, овладевают разными видами художественной деятельности, среди которых большое место занимает рисование, лепка, аппликация, конструирование, знакомство с декоративно-прикладным искусством.

Отличительной особенностью программы является использование нестандартных техник и материалов на занятии, таких как:  использование ватных палочек, ладошек, пальчиков, штампов, тычком, в лепке из пластилина и соленого теста, использование разнообразного природного материала, например: плоды деревьев, нити, крупы, ватные палочки и диски, капсулы от киндер-сюрпризов и прочий материал, используемый в быту.

   Новизна программы заключается в том, что в основу положено использование разнообразных нетрадиционных техник, что позволяет ребенку в увлекательной форме развивать и совершенствовать свои способности, обеспечивает ситуацию успеха в видах деятельности, требующих проявления творческих способностей. В рабочей программе также заложены возможности предусмотренные стандартом формирования у воспитанников обще учебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Целью программы является: развитие познавательных, творческих и художественных способностей детей в процессе продуктивной деятельности через активизацию мелкой моторики пальцев и кистей рук.

Для решения этой цели я поставила перед собой следующие задачи.

Обучающие: 

  • Познакомить с нетрадиционными изобразительными техниками рисования (пальчиками, ладошками, оттиск пароллоном,  зубной пастой, манкой, крупами, смятой бумагой, ватными палочками  и т.д.)
  • Обучать техническим приемам и способам изображения с использованием различных материалов. 
  • Формировать практические навыки работы в различных видах художественной деятельности: рисовании, лепке, аппликации.
  • Способствовать отображению представлений и впечатлений об окружающем мире, используя нетрадиционные техники рисования как средство выразительности.
  • Создавать условия для развития творческой активности детей.

Развивающие.

  • Развивать речевую функцию детей через активизацию мелкой моторики пальцев и кистей рук.
  • Развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук.
  • Совершенствовать движение рук.
  • Развивать познавательные психические процессы: произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память.
  • Развивать речь детей.
  • Развивать художественный вкус.

Воспитательные: 

  • Воспитывать уверенность в собственных изобразительных возможностях, поддерживать проявление фантазии, смелости в изложении собственных замыслов.
  • Воспитывать у детей интерес к продуктивным видам деятельности, формируя образное представление у детей, воспитывая и развивая их творческие способности.
  • Воспитывать аккуратность в работе и бережное отношение к материалам, используемых в работе.
  • Воспитывать усидчивость, целенаправленность.

Формы подведения итогов реализации рабочей образовательной программы.

    Организация ежемесячных выставок детских работ для родителей.

  • Участие в выставках и конкурсах в течение года.
  • Оформление эстетической развивающей среды в групповой комнате.

В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому на НОД дается возможность каждому ребенку активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания. Все темы, входящие в программу, изменяются по принципу постепенного усложнения материала.

Рабочая программа является «открытой» и предусматривает вариативность, интеграцию, изменения и дополнения по мере профессиональной необходимости.

Практическая часть.

Методы и приемы. Правильно подобранные методы и приемы обучения, способствуют развитию мелкой моторики у детей. Во время проведения НОД, дидактических игр и с игрушками использую следующие методы:

  • Словесный метод.
  • Наглядно-действенный метод обучения.
  • Практический метод.
  • Игровой метод.

Для развития моторики рук используются следующие приемы:

  • самомассаж кистей рук;
  • пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры;
  • выполнение движений с мелкими предметами (мозаика, конструктор, крупы, счетные палочки, прищепки);
  • рисование (пальчиками, пластилином, закрашивание), аппликация.

Планируемые результаты освоения Программы.

   Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность) не позволяет требовать от ребенка дошкольного возраста достижения конкретных образовательных результатов и обусловливает необходимость определения результатов освоения Программы в виде целевых ориентиров.

Целевые ориентиры на этапе завершения реализации программы. Результатами освоения программы являются целевые ориентиры дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка.

   К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка:

  • ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
  • ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх;
  • ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в практической;
  • ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
  • у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
  • ребенок проявляет любознательность, склонен наблюдать, экспериментировать.
  • Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам.

   По итогам реализации Программы предполагается достижение определённых результатов всеми участниками образовательных отношений.

Ожидаемые результаты.

В результате обучения по данной программе дошкольники:

  • научатся различным приемам работы с бумагой, природным материалом, нетрадиционным материалам, бумагой и картоном;
  • научатся следовать устным инструкциям;
  • будут создавать композиции с изделиями;
  • разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию; овладеют навыками культуры труда;
  • улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
  • овладеют  техническими приемами работы с различными изобразительными материалами.

К концу обучения воспитанники должны знать:

  • Название и назначение материалов: бумага, ткань, пластилин, природный материал.
  • Название и назначение ручных инструментов и приспособлений: кисточка, альбом, палитра, ножницы, кисточка для клея, стеки.
  • Правила безопасности труда и личной гигиены при работе указанными инструментами и материалами.

К концу обучения воспитанники должны уметь:

  • Владеть навыками и умениями работы с инструментами (в рисовании - кисть, карандаш; в аппликации - ножницы и кисть, в лепке - стека;
  • Анализировать под руководством воспитателя изделие (определять его назначение, материал из которого оно изготовлено, способы соединения деталей, последовательность изготовления).
  • Правильно организовать свое рабочее место, поддерживать порядок во время работы.
  • Соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены.
  • Экономно размечать материалы с помощью шаблонов, сгибать листы бумаги соединять детали с помощью клея, при помощи веточек, пластилина.

Результатом работы данного кружка должно стать:

  • развитие мелкой моторики и координации пальцев рук детей до уровня соответствующего данному возрасту;
  • овладение разными видами продуктивной деятельности;
  • умение создавать художественный образ своего изделия;
  • овладение приемами работы с разными материалами;
  • овладение нормами этики поведения.

Перспективный план

кружка

Месяц

Тема

Задачи

Сентябрь

Диагностика

Выявить уровень развития мелкой моторики рук через продуктивную деятельность.

Аппликация из стружки карандашей. Занятие №1. Тема: «Бабочка – красавица»

Учить детей наклеивать древесную стружку от карандашей; создавать образ бабочки. Развивать цветовое восприятие.

Аппликация из стружки карандашей. Занятие №2. Тема: «Бабочка – красавица»

Продолжать учить детей наклеивать древесную стружку от карандашей; создавать образ бабочки.

Октябрь

Ноябрь

Рисование пальчиками. Тема: «Веселый мухомор».

Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Учить наносить ритмично точки на всю поверхность шляпки гриба.

Печать листьями. Тема: «Волшебные листочки»

Познакомить детей с новым видом изобразительной техники - печать листьями. Учить наносить краску на листья деревьев и делать отпечатки на листе бумаги. Расширять знания детей о деревьях, растущих в нашем городе.

Пластилинография. Тема: «Ёжик в осеннем лесу».

Познакомить с нетрадиционной техникой изображения – пластилинографией.
Закрепить приёмы работы с различными видами пластилиновой техники в сочетании отдельных элементов аппликации.
Развивать мелкую моторику рук, художественный вкус, воображение, фантазию.

Конструирование из макарон. Тема: «Осеннее дерево»

Обучать разукрашивать макароны. Развивать интерес к конструированию. Воспитать аккуратность

Мозаика из яичной скорлупы. Тема:   «Черепашка»

Учить аккуратно намазывать клеем край скорлупы, наклеивать на заготовки, прижимая салфеткой. Развивать мелкую моторику рук.

Поделка из природного материала. Тема: «Мышка – норушка».

Продолжать учить детей работать с природным материалом - скорлупой грецкого ореха. Учить придавать поделкам выразительность - используя мелкие детали. Развивать фантазию, мелкую моторику пальцев рук

Рисование ватными палочками. Тема: «Рыбки в аквариуме»

Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования – пуантилизм (рисование ватными палочками)

Аппликация из цветной бумаги. Тема: «Букет цветов для мамы».

Продолжать учить детей делать поделку своими руками.

Совершенствовать 

аппликационные навыки и умения. Воспитывать любовь к своим мамам, побуждать сделать для них что-то хорошее.

Развивать эстетический вкус, композиционные умения.

Аппликация из ваты. Тема: «Шубка для зайчика»

Научить детей отрывать маленькие кусочки ваты от основного и приклеивать их на подготовленную основу; развивать внимание, мелкую моторику рук; воспитывать заботу о животных.

Декабрь

Аппликация из ватных палочек. Тема: «Заюшкина избушка».

Формировать умения изображать предметы из разных материалов и использовать в работе нетрадиционные способы аппликации.

Развивать мелкую моторику рук, обогащение и активизация словаря.

Воспитывать у детей чувство сопереживания, желание придти на помощь.

Аппликация из ватных дисков. Тема: «Зимний пейзаж».

Знакомить детей с признаками зимы, сезонными изменениями в природе, связанные с зимним периодом. Формировать умение детей составлять композицию на тему «Зимний пейзаж».

Пластилинография. Тема: «Наряд для Снегурочки».

Учить передавать посредством пластилинографии изображение Снегурочки Закрепить умение расплющивать пластилиновые шарики, заполнять ими определенную форму шаблона, а также размазывать по поверхности, примазывая и разравнивая.  

Январь

Поделка из природного материала. Тема: «Собачки».

Учить детей составлять образ животного из частей природного материала.  Продолжать совершенствовать конструктивные навыки и умения: соединение частей при помощи пластилина; дополнять изображение деталями. Развивать у детей самостоятельность и интерес к конструированию.

Рисование зубной пастой. Тема: «Морозные узоры на окнах». 

Познакомить детей с новым нетрадиционным материалом для рисования. Научить  изображать зимнее явление природы «морозные узоры» при помощи графических элементов (линий, точек, кружочков, завитков и т. д.). Учить совмещать различные техники работы: рисование пальчиками, прорисовывание узоров зубочисткой. Развивать инициативность, самостоятельность, творческое воображение детей, фантазию

Февраль

Аппликация из нарезанных шерстяных ниток. Тема: «Умка – белый медвежонок».

Познакомить с новой техникой - наклеивание на силуэт мелко нарезанные нити.

Осуществлять совместную практическую деятельность; анализировать свою деятельность; осваивать способы работы с нитками, наклеивание ниток на картон; применять полученные знания и умения в практической деятельности. Расширять знания детей о белом медведе.

Рисование пароллоном, ватными палочками. Тема: «Зима в лесу»

Продолжать знакомить детей с нетрадиционными способами рисования, показать изобразительные возможности рисования пароллоном, ватными палочками; способствовать развитию творческого воображения, внимания, развитию мелкой моторики рук.

Салфеточная аппликация. Тема: «Друзья для снегиря»

Расширять представления об изменениях  в живой природе родного города осенью и зимой; продолжить знакомство с зимующими птицами, их особенностями. Продолжать учить детей самостоятельно передавать в своей работе образ птиц - снегирей, с помощью предложенных материалов (цветные салфетки), ранее изученным способом аппликации (сминание).

Развивать мелкую моторику руки, внимание, память, мышление, зрительно-двигательную координацию.

Конструирование из бросового материала. Тема: «Танк для папы».

Развивать у детей творческое воображение, художественный вкус, фантазию.

Совершенствовать мелкую моторику. Воспитывать интерес к художественному творчеству.  Прививать любовь к Отечеству, к людям, защищавшим нашу страну. Закрепить знание военных профессий: танкист, моряк, летчик, пограничник.

 Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев.

Март

Аппликация из бумаги. Тема: «Цветок для мамы».

Формировать практические навыки работы с бумагой.
Продолжать учить детей правильно располагать на листе бумаги нужные детали и приклеивать цветы, стебель и листочки. Закрепить правила работы с клеем. Воспитывать заботу о родном человеке.

Пластилинография. Тема: «Пингвины на льдине» 

Продолжать учить детей работать с пластилином. Развивать мелкую моторику, эстетическое восприятие. Воспитывать усидчивость, терпение, аккуратность в работе с пластилином.

Обрывная аппликация. Тема:  «Домашние животные»

Учить создавать образ домашних животных способом обрывной аппликации. Закреплять и уточнять знания детей о домашних  животных.

Конструирование из природного материала. Тема: «Мишка».

  • Продолжать знакомить детей с художественным видом конструирования – из природного материала. Учить создавать поделки из природного материала; видеть в сосновой шишке фигурки различных животных (например, медведя), дополнять природный материал необходимыми деталями для получения задуманного образца.

Напомнить способ соединения деталей с помощью кусочков пластилина.

Апрель

Аппликация из крупы. Тема: «Пшеничный жирафчик»

Пополнять знания детей о  нетрадиционных способах аппликации. Дать представление о животном и его отличительных особенностях. Воспитывать желание познавать окружающий мир.

Салфеточная аппликация. Тема: «Овечка»

Учить обрывать кусочки салфетки и скатывать в комочки, выполнять наклеивание кусочков друг к другу.

Лепка из соленого теста. Тема:

«Румяное яблочко на блюдечке»

Познакомить детей с  технологией работы с соленым тестом. Учить лепить с натуры яблоко и блюдце.
Учить лепке из целого куска, делать большим пальцем вмятину и оттягивать стенки блюдца. Закреплять умение катать шар круговыми движениями.

Пластилинография. Тема: «Божья коровка на ромашке»

Формировать обобщенные способы работы посредством пластилина. Учить использовать знания и представления об особенностях внешнего вида насекомых в своей работе, закрепить использование в творческой деятельности детей технического приема - пластилинографии. Вызвать интерес к окружающему миру, формировать реалистические представления о природе.

Организация диагностики продуктивной деятельности.

  Цель диагностики: выявить уровень развития мелкой моторики рук, через продуктивную деятельность.

Для получения результатов диагностики использую следующие методы и приёмы:

- беседы, игры, художественное слово;

- непосредственно образовательная деятельность;

- самостоятельная продуктивная деятельность детей;

- выставки, изготовление подарков.

   По результатам диагностики  по критериям направления определяется уровень выполнения задания:

Низкий уровень: не проявляет интерес и желание работать, не владеет техническими и художественными навыками и умениями.

Средний уровень: проявляет интерес и желание работать, частично владеет техническими и изобразительными навыками и умениями

Высокий уровень: испытывает удовлетворение и радость при выполнении задания. Владеет техническими и изобразительными навыками и умениями. Проявляет самостоятельность, инициативу и творчество.

   Критерии диагностики разработаны исходя из задач кружковой работы и ручной умелости детей, накопленного практического опыта ребёнка, их индивидуальных особенностей. Занесены критерии в таблицу. Критерии были разделены по направлениям: развития мелкой моторики движений руки, пальцев и качество освоения ребенком продуктивного труда.

Литература.

1. Примерная общеобразовательная Программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - Издательство МОЗАИКА…СИНТЕЗ Москва, 2014

2. Урмакова И.А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб.: «Литера», 2008.

3. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование,  конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа. – М.: «КАРАПУЗ», 2009.
4. Колдина Д.Н. Лепка с детьми 4 - 5 лет. Конспекты занятий. – М.: Мозаика-Синтез, 2009.

5. Т. С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» Москва, «Просвещение», 1991.

6. А. Н. Малышева, Н. В. Ермолаева «Аппликация в детском саду» Ярославль, «Академия развития», 2006.

6. Интернет – ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка "Фантазия" по теме :использование узоров русских народных художественных промыслов в декоративной изобразительной деятельности старших дошкольников.

Данная методическая разроботка посвящается проблеме формирования и развития основ художественной культуры ребёнка, через знакомтво с народным декоративно - прикладным искусством.В системе работы испол...

Рабочая программа "Пластилиновая фантазия"

Программа создана с целью  развития ручной умелости у детей среднего  дошкольного возраста посредством пластилинографии....

Рабочая программа кружка "Фантазии оригами"

программа разработана для работы кружка оригами в подготовительной к школе группе...

Рабочая программа «Разноцветные фантазии (бисероплетение)» (средняя группа)

Бисероплетение известно с глубокой древности как вид художественных ремесел. Из поколения в поколение передавались его лучшие традиции. Оно сохраняет свое значение и в наши дни. Такие занятия вызывают...

Рабочая программа «Разноцветные фантазии (бисероплетение)» (старшая и подготовительная группа)

Соприкосновение с народным декоративно-прикладным искусством обогащает ребенка, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре.Делая что-то своими руками, дети разви...

Рабочая программа "Песочные фантазии"

                                                      ...

Рабочая программа кружка "Фантазия"

Кружок «Фантазия» рассчитан на детей дошкольного возраста  5 - 7 лет. Основной идеей кружковой работы является развитие художественного и творческого потенциала детей через использова...