Методическая разработка по художественно - эстетическому развитию в старшей группе на тему: «Сказочная гжель»
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа)

Примак Юлия Дмитриевна
 Развитие основ художественной культуры через народное декоративно-прикладное творчество.
 Знакомство с особенностями декоративно-прикладного искусства Гжели.
 Совершенствование навыков рисования элементов гжельской росписи: прямые и волнистые линии различной толщины, точки, сеточки, капельки, гжельская роза
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazochnaya_gzhel.docx20.97 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное

учреждение

 Центр развития ребенка – Детский сад №49

Методическая разработка

по художественно - эстетическому развитию

 в старшей группе

 на тему:

 «Сказочная гжель»

Примак Юлия Дмитриевна,

                                            воспитатель высшей

                                          квалификационной

                          категории

     

2022

Цель. Приобщение детей к истокам русской народной культуры, развитие основ художественной культуры через народное декоративно-прикладное творчество.

Задачи.

- Закрепить знания детей об особенностях декоративно-прикладного искусства Гжели.

- Совершенствовать навыки рисования элементов гжельской росписи: прямые и волнистые линии различной толщины, точки, сеточки, капельки, гжельская роза.

- Формировать умение адекватно оценивать результаты собственной деятельности и деятельности сверстников.

- Развивать эстетический вкус, передавая особенности гжельской росписи.

- Воспитывать уважение к народным умельцам, желание продолжать традиции народных мастеров.

Материал.

Гуашь, кисточки (№3, №5), непроливайки с водой, салфетки, картонные заготовки кружек, иллюстрации изделий гжельских мастеров, гжельская посуда и керамические игрушки.

Ход ООД.

Воспитатель.

Снежно-белая посуда,

Расскажи нам – ты откуда?

Видно издали пришла,

И цветами расцвела

Голубыми, синими, нежными, красивыми.

- Ребята, подскажите, откуда же эта посуда?

- Ответы детей.

- Правильно, это нежно-голубое или сине-белое чудо – сказочная гжель. Так называли на Руси удивительно красивую керамику из белоснежной глины, залежи которой были обнаружены в этой местности. Гжель – это село, которое находится недалеко от нашего поселка. Сами гжельцы любят говорить, что небо у них, как нигде в России синее-синее. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор. Всего одна краска… А какая нарядная и праздничная получается роспись!

- По белому фону ведет рука художника кисточку с краской… То сильнее, то слабее нажимает на нее. И все что кисть рисует, становится синим и голубым. И цветы, и люди, и птицы, и трава.

- Ребята, а какой самый излюбленный узор у гжельских мастеров?

Ответы детей.

- Гжельские мастера - большие фантазеры. Всякую вещь, сделанную в Гжели интересно рассматривать, любоваться ею. Каждый художник сам придумывает форму, лепит, и расписывает вручную свое изделие (чашки, самовары, чайники, молочники, масленки). А как забавно смотрятся животные: задира-кошка, гордый конь, смешная обезьянка.

- Мы очарованы разнообразием форм и красотой росписи. Давайте расскажем из чего состоят гжельские узоры?

Ответы детей.

- Ребята, я предлагаю открыть художественную мастерскую по росписи гжельской посуды. Вы будете подмастерьями, а я вашим мастером.

- Перед работой подготовим наши пальчики, сделаем гимнастику.

Пальчиковая гимнастика.

Ходит, бродит по лужку

Рыжая корова (дети постукивают кулачками по коленям, прикладывают указательные пальцы к голове)

Даст она нам к вечерку (протягивают две ладошки)

Молочка парного (сжимают кулачки)

Василисе и Ванюшке (загибают по очереди мизинец и безымянный пальцы)

Будет всем по полной кружке (загибают средний указательный, большой пальцы и сжимают кулачки)

Всем попить достанется (разводят руки в стороны)

И коту достанется (мягкие движения кистями рук к себе)

Мяу, мяу, мяу…

- Уважаемые подмастерья, приглашаю вас в мастерскую!

-Кружечкам для молочка, нужна умелая рука, чтоб появилось нежно-голубое чудо!

Дети садятся на свои места.

Воспитатель.

-Рассмотрим кружку, какой она формы?

Ответы детей.

- Выберите гуашь нужного цвета.

- Проговорим последовательность выполнения росписи (бордюр, низ кружки, ручка, в центре - гжельская роза). Включается аудиозапись.

После выполнения первой части росписи (бордюр, низ кружки, ручка) детям предлагается положить кисточки на салфетки и встать возле стульчика.

Пальчиковая гимнастика.

Наши синие цветы распускают лепестки,1,2,3,4,5 (ладони соединены в форме бутона, затем поочередно пальцы разжимаются, начиная с мизинцев)

Ветерок чуть дышит- (дуют на пальцы)

Лепестки колышет (плавно двигают пальцами в разные стороны)

Наши синие цветы

Закрывают лепестки,1,2,3,4,5 (соединяют пальцы, начиная с больших)

Головой качают, (покачивают соединенными ладонями)

Тихо засыпают.

-А мы продолжаем работу, рисуем цветок (индивидуальная помощь по просьбе ребенка).

Закончив роспись, дети споласкивают кисточки, кладут их на салфетки, убирают гуашь в коробку.

Воспитатель оформляет выставку из детских работ. Дети рассматривают работы, делятся своими впечатлениями. Воспитатель обращает внимание детей на удачные работы, в корректной форме указывает на недоработки, характерные ошибки.

-Думаю, ребята, что гжельские мастера оценили бы ваши старания. Мои маленькие подмастерья, спасибо за работу.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию (рисование) на тему: "Сказочное дерево" для средней группы

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию (рисование) на тему: «Сказочное дерево» в средней группе Программные задачи: Образовательные задачи: продолжать знакомить детей с разнообра...

Конспект открытого занятия НОД в старшей группе тема: «Сказочная гжель».

Работа предназначена для педагогов ДОО, в которой представлен план - конспект открытого занятия с презентацией для  художественно- эстетического развития дошкольников....

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ по изодеятельности, для детей старшей группы.Тема: «Сказочная Гжель»

    Программное содержание:Продолжать знакомить детей с разнообразием русских народных промыслов.Учить детей различать изделия, видеть характерные особенности.Продолжать знакомить дет...

Непрерывно-образовательная деятельность в старшей группе. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие. Ручной труд» Тема: «Сказочные ежики»

Цель: Научить детей создавать поделку ежа нетрадиционным способом из гречки и  пшена . Задачи : Образовательные: - учить детей с помощью гречки и пшена передавать образ ежа;- закрепить...

Непосредственно-образовательной деятельности в средней группе Художественно-эстетическое развитие Раздел: Рисование Тема: « Сказочный домик- теремок»

Непосредственно-образовательной деятельности в средней группе Художественно-эстетическое развитие Раздел: Рисование Тема: « Сказочный домик- теремок» ...

Конспект НОД по художественно- эстетическому развитию (рисование) по теме "Сказочные домики" в старшей группе.

Расширить представления детей о различных способах изображения цветовых пятен: продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой рисования, со способом изображения узора на фольге  и оставлять...

Открытый показа занятия по Художественно-эстетическому развитию (декоративное рисование) в старшей группе Тема: «Сказочная Гжель».

Цели:- закрепить знания, умения самостоятельно рисовать узоры по мотивам гжельской росписи, передавая её характерные особенности...