Конспект занятия "Народные промыслы России"
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа)
Занятие по народному декоративно-прикладному искусству для детей старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_zanyatiya_.docx | 24.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Художественное творчество», «Музыка», «Коммуникация»
Цель:
Знакомство детей с изделиями народных промыслов.
Задачи
Образовательные:
Продолжать знакомить детей с видами народного прикладного искусства (гжель, хохлома, городецкая роспись, дымковская игрушка), с их характерными особенностями.
Учить детей составлять рассказы, высказывать суждения, собственное понимание художественного образа.
Развивающие:
Развивать эстетические чувства, эмоции, переживания, интерес к народному искусству.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к искусству родного края, прививать любовь и бережное отношение к произведениям русских мастеров.
Словарная работа: народные промыслы, прикладное искусство, гжель, хохломская роспись, дымковская игрушка, городецкая роспись, элементы росписи.
Методы и приемы: использование наглядности, художественного слова, музыкального сопровождения, рассказ детей, проблемные вопросы, игра, рассматривание изделий народных промыслов, анализ, подведение итогов.
Материалы и оборудование: Изделия народных мастеров Дымково, Гжели, Хохломы, вырезанные фигурки по мотивам дымковской игрушки, краски гуашевые, кисти, баночки с водой.
Предварительная работа: Беседы с детьми о народном прикладном искусстве; рассматривание альбомов, фотографий, рисунков, изделий народных промыслов, заучивание стихотворений о народных промыслах, изобразительная деятельность по данной теме.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, поздоровайтесь с гостями (дети приветствуют взрослых). Сегодня мы отправляемся в город мастеров на ярмарку, где представлены различные народные промыслы. Скажите, ребята, а что такое ярмарка?
Дети: Ярмарка – это всегда праздник, шумный рынок.
Воспитатель: верно, ребята. На ярмарке представлены изделия, сделанные своими руками. Мастера демонстрируют свои умения и навыки.
Богата и привольна Родина моя
И промыслом народным славится она.
Есть Тула, Гжель и Суздаль
И Павловский Посад,
Загорская матрешка,
И хохломской наряд.
По всей России-матушке,
Куда не бросишь взгляд,
Народные умельцы
С любовью мастерят
Хорошие мастера издавна пользовались доброй славой в народе. Подскажите, ребята, как про таких мастеров говорили?
Дети: «Мастер на все руки».
Воспитатель: Правильно. Про трудолюбие наш народ сложил много пословиц и поговорок. Давайте их вспомним.
Д/и «Закончи пословицу».
«Терпение и труд…» (всё перетрут)
«Землю красит солнце…» (а человека труд)
«Делу время…» (а потехе час)
«Кто не работает…» (тот не ест)
«Без труда…» (не вынешь рыбку из пруда)
«Больше дела…» (меньше слов)
«Хочешь есть калачи…» (не сиди на печи)
Воспитатель:
Листочки, ягодки, цветочки,
Стебелёчек, завиток.
Здесь хозяева три цвета:
Чёрный, красный, золотой.
Откуда товар такой?
Дети: Хохлома (дети с ведущим подходят к столу, на котором выставлены изделия с хохломской росписью).
Воспитатель: Золотая хохлома - одна из самых известных росписей в России. Своё название он получил от крупного торгового села Хохлома Нижегородской губернии, куда привозились для продажи изделия из ближайших сёл и деревень. Из какого очень доступного материала сделаны эти изделия?
Дети: из дерева.
Воспитатель: Хохломская роспись, ребята, нигде больше не встречается. Она является своеобразным подражанием серебряной и золотой посуде. Назовите основные цвета хохломской росписи.
Дети: Чёрный, золотой, красный, зелёный.
Воспитатель: издавна считается, что золотой цвет – символ солнца, тепла, счастья, богатства; красный цвет – символ огня, любви, преданности; зелёный цвет – символ жизни, природы; чёрный цвет символизирует торжественность, на нём великолепно смотрятся остальные цвета. Перечислите, из каких элементов состоит хохломская роспись.
Дети: Ягоды крыжовника, смородины, клубники, завитки, цветы, листья, травка.
Воспитатель: да, ребята, красная трава по золотистому фону считается одним из главных элементов хохломского узора. Так почему же хохлому называют золотой?
Дети: здесь много жёлтого, золотого цвета.
Воспитатель: А теперь, ребята, послушайте и отгадайте загадку о следующем промысле.
На дощечке коль девица
Иль удалый молодец,
Чудо–конь и чудо-птица
Это значит…
Дети: Городец (дети подходят к столу, где выставлены изделия с городецкой росписью).
Воспитатель: Этим промыслом занимались жители нижегородских деревень, расположенных вблизи города Городца. Городецкая роспись всегда очень яркая, выполненная свободным мазком с белой и чёрной обводкой. Какие изделия украшали такой росписью.
Дети: Тарелки, разделочные доски, хлебницы, мебель, прялки, игрушки.
Воспитатель: из какого материала создавались эти изделия?
Дети: из дерева.
Воспитатель: Какие основные цвета этой росписи?
Дети: Ярко-жёлтый, синий, зелёный, красный, розовый, голубой, чёрный и белый.
Воспитатель: Какие основные мотивы городецкой росписи вы знаете?
Дети: Цветочные узоры, кони, птицы.
Воспитатель: Отгадайте, ребята, ещё одну загадку.
Чашки, чайники и вазы отмечаем эти сразу.
Белый фон – снегов белей.
Синий – Небушка синей.
Кружевное это чудо
Привезли купцы откуда?
Дети: Из Гжели (дети подходят к следующему столу, где выставлены изделия с гжельской росписью).
Воспитатель: давным-давно, недалеко от Москвы, среди лесов стояла деревушка Гжель. Жили там добрые работящие люди, которые делали много разной посуды. Из какого материала изготавливали гжельские мастера свои изделия.
Дети: из белой глины.
Воспитатель: да, ребята, все изделия из глины мастера подвергали обжигу в печи. Даже название деревни было связано со словом «жечь», «обжигать». Назовите, ребята, цвета гжельской росписи.
Дети: Синий, голубой, белой.
Воспитатель: думали мастера, решали, как же им украсить свою необычную посуду. Посмотрели они внимательно вокруг и решили взять три цвета у окружающей природы. Ребята, где в природе мы встречаем эти цвета?
Дети: Голубое небо, белые облака, синие озёра, белые лебеди, белый снег.
Воспитатель: верно, ребята. С той поры стали называть люди эту посуду ласково «Сказочная Гжель». Назовите, ребята, самые популярные элементы узоров в гжельской росписи.
Дети: Розы, травки, завитки, точки, полосочки.
Воспитатель: Какую посуду украшают этими узорами?
Дети: Вазы, чайники, чашки, блюдца, кувшины, сахарницы и другие.
Воспитатель: Молодцы! А теперь послушайте одну сказочную историю:
«Жили-были три девочки-подружки. И звали их ласково: Гжелька, Хохломушка и Городеша. Были они весёлые, озорные, трудолюбивые. Как-то отправились они в лес по ягоды. И вот когда девчушки шли обратно с полными корзинками, вдруг налетел сильный-сильный ветер и сдул с их нарядных сарафанчиков все узоры, перемешал их и разбросал на полянке. Загрустили девочки-подружки: «Как же мы вернёмся к людям, ведь никто теперь нас не узнает».
Воспитатель: А давайте, ребята, поможем каждой из девочек найти именно свой узор (проводится д/и «Укрась сарафанчик», дети выбирают узор, изображённый на карточках, описывают его, называют девочку, которой он принадлежит и опускает в карманчик на фартучке. Дети разбирают девочек в сарафанчиках без узоров и приступают к рисованию кистями узорами по желанию детей).
Воспитатель: Старайтесь выполнять работу не спеша, аккуратно.
А сейчас, чтобы ручки не ленились
Очень дружно потрудились,
Нужно пальчики размять!
Пальчиковая гимнастика «Цветочки»:
Наши алые цветы распускают лепестки (медленное разгибание пальцев)
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет (покачивание кистями рук вправо-влево)
Наши алые цветы закрывают лепестки, (медленное сжимание пальцев)
Головой качают, тихо засыпают (покачивание кулачками вперёд-назад, ладошки соединяются, пальцы складываются в замок).
Воспитатель: Приступаем, ребята, к работе (звучит аудиозапись русской народной мелодии). Самостоятельная деятельность детей. Анализ рисунков (отметить красочность, аккуратность детских работ).
Воспитатель: Вы сегодня потрудились на славу, как настоящие русские мастера.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Девочек сказочных быстро украсили. Давайте ещё раз назовём, к какой росписи каждая из девочек относится.
Дети: Гжелька – это Гжель, Хохломуша – это Хохлома, Городеша – Городецкая роспись. (Девочки «росписи» рассказывают стихи:
Гжелька: Поверить трудно неужели
Всего два цвета? Чудеса!
Вот так художники из Гжели
На снег наносят небеса!
Какие розы и пионы
На чашках пишут мастера,
И сине-белые бутоны
Прекрасны нынче, как вчера!
Хохломуша: У красы точёной
Сарафан парчовый
По волнам узоров
Яхонты горят.
Что за чародеи
Хохлому одели
В этот несказанный
Праздничный наряд?
Городеша: Есть на Волге город древний
По названью Городец.
Славится по всей России
Своей росписью творец.
Распускаются букеты,
Ярко красками горя,
Чудо-птицы там порхают,
Будто в сказку нас зовя.
Воспитатель: Ребята, в России народ умеет не только трудиться, но и веселиться. А какое же веселье без игры (х/и «Колпачок»). Ребята выбирают ведущего с помощью считалки (ведущий сидит на корточках в середине хоровода, на нём одет головной убор в виде колпачка)
Дети: Колпачок, колпачок
Тоненькие ножки
Красные сапожки.
Мы тебя поили, мы тебя кормили,
На ноги поставили (дети подходят к центру, приподнимают ведущего и снова образуют круг),
Танцевать заставили (хлопают в ладоши)
Танцуй сколько хочешь
Выбирай кого захочешь (ведущий танцует с закрытыми глазами и выбирает игрока из хоровода).
Воспитатель: Ребята, мы побывали с вами на весёлой ярмарке в городе мастеров, познакомились с чудесными предметами из разных городов России. А давайте назовём ещё раз, как называется мастер, расписывающий изделие (Художник); назовите инструмент художника (кисть); из какого материала делали свои изделия мастера Гжели и Дымковской игрушки (из глины); какой материал использовали мастера Городецкой росписи и Хохломы (дерево).
Воспитатель: Молодцы, ребята! Потрудились вы сегодня на славу, поэтому с ярмарки мы не можем уйти без угощения
Эй, народ, не зевай, поскорей налетай,
Весь товар раскупай!
Стою, продаю, Товар хвалю.
Коврик за трёшку, Горшок за пятак,
Доску за рубль, а леденец за так (воспитатель угощает детей и гостей леденцами-петушками).
Воспитатель: Вот и солнце закатилось, наша ярмарка закрылась. Ребята, давайте попрощаемся с гостями (дети прощаются с гостями и уходят под музыку).
Используемая литература:
- Доронова Т.Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей: методические рекомендации для воспитателей, работающих с детьми 3 – 6 лет по программе «Радуга». – М.: просвещение, 2003
- Л. Романенко «Устное народное творчество в развитии речевой активности детей»
- В. Аникин «Русские народные пословицы, поговорки, загадки, детский фольклор». Журнал «Дошколёнок» №1 2013 «Народные промыслы»
- Т. Шпиколова «Народное искусство на уроках декоративного рисования»; В. Вишневская «Хохлома»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект совместной деятельности" Народные промыслы России"
Цель: формирование представления детей о русских промыслах.Интеграция образовательных областей: Коммуникация, Познание, Социализация, Художественное творчество, Музыка....
Конспект НОД в подготовительной группе «Игра «Маленькие умники: Народные промыслы России»
Конспект НОД в подготовительной группе «Игра «Маленькие умники: Народные промыслы России» ...
Конспект занятия «Народные промыслы России»
Программное содержание:- Закрепить знания детей о народном декоративно-прикладном искусстве;- Закрепить умение детей использовать народные мотивы и технические приемы в продуктивно...
Конспект НОД "На ярмарке народных промыслов России"
Конспект непосредственной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитиюна тему:«На ярмарке народных промыслов России» для детей подготовительной группы...
Конспект занятия – по народному декоративно-прикладному искусству в старшей группе. «Народные промыслы России»
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Художественное творчество», «Музыка», «Коммуникация»Цель:Знакомство детей с изделиями народных п...
Конспект занятия подготовительная группа "Народные промыслы России"
Обобщить знания детей онародных промыслах России.Воспитывать в детях любовь к своей Родине -России....
Конспект занятия в старшей группе "Народные промыслы России"
С детьми закрепили знания о народных промыслах(Хохломской,дымковскои,гжельской росписи и дригих...