«Эрмитажные коты делу своему верны» (интегрированная совместная образовательно – художественная деятельность для детей старшего дошкольного возраста)
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа)

Занятие проводится с детьми старшего и подготовитедбного возраста по системе «Лесенка творческого развития ребенка в процессе изобразительной деятельности»

I – увидеть!

 

(опора на потребность ребёнка в изучении мира – «Что я вижу?», эмоциональный интеллект – дать яркие впечатления)

II- услышать!

 

(опора на потребность ребёнка узнавать об этом мире – «Что я слышу?», эмоциональный интеллект – дать яркие впечатления)

III – обыграть!

 

(реализации потребности «играть», опора на игру как ведущий вид деятельности)

IV – сделать!

(творческий продукт; реализация потребности ребенка в самовыражении, самостоятельности)

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ermitazhnye_koty_delu_svoemu_verny.docx60.45 КБ

Предварительный просмотр:

«Эрмитажные коты делу своему верны»

 (интегрированная  совместная образовательно – художественная деятельность для детей старшего дошкольного возраста)

  Педагог дополнительного образования

высшей квалификационной категории –

Литовка Л.В.

Цель - Продолжить формирование умения видеть в живописных полотнах залов Эрмитажа Петербурга разнообразие способов изображения представителей животного мира – котов, отображая  в своей творческой деятельности свои впечатления, оценивая пошаговую  работу художника по замыслу сказочного образа.

Задачи:  -  Познакомить детей с историей эрмитажных котов. «Коты — легенда эрмитажной жизни и её неотъемлемая часть»

– Подводить к пониманию того, что образы котов, можно увидеть в работах художников в залах Эрмитажа, вычленять выразительные признаки и способы изображения, выбранные художником для передачи своеобразия и выразительности этих животных;

-  Формировать интерес и способность эмоционально воспринимать образ декоративно украшенной кошки;

-  Формировать способность предвидеть собственный способ изображения , прогнозировать образ  «празднично одетой кошки» в графическом и цветовом исполнении.

- Развивать способность  к самооценке, умение преодолевать трудности в передачи цветовой палитры, мазка,;

Виды детской деятельности: игровая; восприятие художественных произведений (рассматривание работ художников с последующим изображением собственных замыслов); познавательно  – исследовательская; коммуникативная; продуктивная.

Материал: 

  1. Игрушки, скульптуры малых форм, изображающие котов;
  2. Игрушка «Говорящий кот»;
  3. Фотографии «Кошки Эрмитажа»;  
  4. Репродукции картин художников из серии «Кошки в полотнах художников»;
  5. Подборка работ художников «Лоскутный кот» в интерактивном варианте;
  6.  Уч. пособие: «Русская кистевая роспись» В.С. Бадаева
  7. Корзина с разноцветными лоскутками;
  8. Краски гуашь, оборудование для работы с красками.
  9.  Рисунки детей,  изображающие котов  в графическом варианте, на цветной бумаге чёрным маркерам, - набросок (формат – А – 3).

           

Деятелность педагога

Деятельность детей

Первый этап  - постановка проблемы.

Эмоциональное введение детей в художественно-изобразительную задачу.

Дети входят в студию и встают лицом к экрану.

На экране появляется первый слайд презентации – приложение – Файл №1 «Живопись -  Петербург и коты»:

Педагог предлагает детям отгадать загадку: Слайд №1

  « Сидит на окошке кошка: Лапы, как у кошки, уши, как у кошки, но не кошка. Кто это?» (Кот)

Наверное все люди любят кошек, да как же их не любить! А художники особенно!

Мы сейчас с вами споём песню про рыжего кота, рисовал котов художник  Владимир Румянцев

Клип - «Рыжий кот мурлыка» Приложение  - Файд  №2

- Как Вы думаете, в каком городе живут эти кошки?

Узали ли вы места нашего города? Где они гуляют?

- «Пришёл из русской сказки к нам затейливый узорный храм.

Встал у канала яркий броский, похожий на собор Московский»

- «Без Вас, ростральные колонны, мой город бы потерял бы  стать, хотя Нева волною сонной  не перестала бы играть»

-  Куда они смотрят, и о чём  мечтают?

«Про искусство мечтают кошки,

Тихо смотрят в лучи заката.

Греют шубки свои, у окошка,

Рассуждают о том, что надо

Во дворец им попасть красивый, Посмотреть на картины мира…»

- А в какой  дворец они мечтают попасть? Почему? Зачем?

В этот дворец, теперь музей, привезли из разных стран столько картин, что они не помещались в залах дворца, и их отнесли в специальные помещения - в запасники.

- Но случилась беда, в запасниках развелись мыши! И стали уничтожать картины!

Что же делать?

Как тут быть? Кто сможет помочь спасти картины?

- «Котов на подмогу  позвать ридумала чья – то смекалка. С тех пор разномастная рать

Живет в Эрмитаже хозяйкой».

                            Барсик, Персик и Пушок,

                            Есть Масяня, Рыжик есть,

                            И Ириска, и Снежок,

                            И ещё десятков шесть.

Много сказочных легенд о котах хранит музей. А когда кошки и коты стали жить во дворце, они решили познакомиться с картинами и с удивлением увидели, что на картинах нарисованы они - кошки!

- Педагог предлагает повернуться к зрительному ряду (к репродукциям) и найти в работах художников котов.

Презентация « Коты в полотнах художников залов Эрмитажа»

Дети погружаются  в тему занятия, отгадывают загадку, проявляют заинтересованность, выражают отношение к городу Петербургу, в котором мы все живём. Узнают знакомые места нашего города.

Дети поют и танцуют , рассматривая зрительный ряд из серии «Коты Петербурга»

Высказывают предположение, о каком дворце идёт речь и что в нём находится, делятся своими впечатлениями и эмоциональными переживаниями. 

(Зимний дворец – Эрмитаж)

Наблюдают поведение котов  в Эрмитаже на экране, испытывают чувство удовольствия от созерцания, общения с обитателями дворца.

Оценивают различные проявления, делятся впечатлениями.

- Дети поворачиваются к выставочной стене и рассматривают работы художников.

Рассматривая зрительный ряд,  проявляют интерес,

 заинтересованность, любознательность, анализируют, средства выразительности: (цвет, форма, линия и т.д.),

сравнивают, высказывают предположения, переживают удовольствие.

Второй этап – обсуждение проблемы, принятие задачи.

 

- Обрадовались коты и кошки, что художники так часто их изображают,  нашли краски и стали раскрашивать стены!

Дети садятся на диван и стульчики вокруг стола.

Как Вы думаете, получились у них картины? Почему вы так думаете?

Педагог вносит корзину с лоскутками.

- Тогда они нашли разные лоскуты ткани, стали  их на себя примерять и спрашивать:

 - Как можно яркий цвет сделать светлее? Темнее? Что для этого делает художник?

На чём можно смешать краску?

Как можно ещё можно изменить цвет или оттенок?

- Педагог знакомит детей с пособием, где показан этот способ смешивания красок, стимулируя понимание особенностей и качественных характеристик этой техники.

 -Стали коты просить художников, нарисовать их портреты, только чтобы одеты они были

ярко, нарядно., необычно. И художники нарисовали…

Вот так: Показ слайдов:

 «Декоративные кошки»

https://www.google.ru/search?q=Живопись+декоративные+кошки&oq=Живопись+

Педагог привлекая внимание детей к работам художников, выделяет при этом характерные особенности, обсуждая элементы орнамента, цвет и неподражаемую красоту нарядных котов.

Педагог мобилизует внимание

детей на исследование образа.

На этом этапе ребенок идет от замысла к воплощению задуманного образа.

Подводит детей к пониманию того, что художник, как волшебник, может создавать красивые образы, вызывает желание детей стать такими волшебниками, и при помощи кисти и красок создавать чудеса.

- Как вы думаете, как художникам удаётся рисовать так, чтобы  наряд у каждого кота получился   такой красивый?

Дети выскахывают предположение:

 -Чтобы рисовать, надо быть художником!

Дети рассматривают лоскутки, анализируют цвета,   рассуждают, озвучивают свои представления о цвете, проявляют интерес, целеустремленность.

Различают и называют цвета и их оттенки прогнозируют их изменения. Высказывают предположения, основываясь на своём опыте, что художник смешивает краски на палитре или на кисти.

- На кисть набирается сразу два цвета и в процессе движения кисти происходит смешение красок, получаются плавные переходы от одного цвета к другому.

Проявляют интерес к образам котовв художественных произведениях

Определяют, зачем и как художник меняет цвета, применяет различные приёмы.

Проявляют целеустремлённость в исследовании образа.

Устанавливают связи между выбором изобразительного материала и цветом, красотой и выразительностью рисунка.

Использовали разные цвета и разные элементы графических узоров).

По внешним признакам и внутреннему состоянию определяют характер кота, его состояние.

Обращается внимание на то, как по - разному нарисованы образы у разных художников.

Третий этап – работа над образом

Дети готовят своё рабочее место.

«Будем рисовать сейчас!

Где тут кисточки у нас?

Вот они! Стоят, как дружно!

На свой стол нам взять их нужно!»

 Мотив деятельности: создать выразительный образ декоративного кота, используя цветовые эффекты и разные технические приёмы в материале – гуашь. 

Перед самостоятельной работой детей педагог подводит детей к рассуждению:

- С чего сегодня мы будем начинать?

 - Что понадобится для работы?

-Как будете действовать с выбранным материалом? (опрос нескольких детей)

-Педагог предлагает детям  подумать, какой кисточкой и какими способами можно рисовать.  

Какого цвета будут  «наряд».  Обсуждаются личные  предпочтение каким  – либо цветам и цветовым сочетаниям в собственном творчестве. 

В процессе изобразительной деятельности педагог читает строчки…

« Без опаски, без оглядки

Ты решишь художник мой,

Где добавить белой краски,

Жёлтой краски,

Красной краски,

Что раскрасить голубой!»

«Начинаем рисовать!

Рисовать, как всем известно, очень даже интересно!»

Индивидуальная помощь оказывается каждому ребенку при необходимости.

Активно включает в выбор цветовых сочетаний и способов изображения.

С каждым ребенком его работа обсуждается в режиме диалога.

Применение самооценки и взаимооценки.

Проявляют организационные умения, готовят свое рабочее место, подбирая к уже имеющимся в корзиночке краскам - гуашь, другие перламутровые и блестящие цвета.

Рассуждают, озвучивают свои замыслы, оценивают представления о форме, строении, цветовой гамме образа.

Во время собственной деятельности зрительно обращаются к игрушкам, к пособиям художника, к иллюстрированным  композициям.

Договариваются, помогают друг другу, свободно передвигаются по студии, находятся в творческом и исследовательском поиске.

Проявляют интерес, целеустремленность.

Пятый этап – подведение итогов, постановка новой проблемы

К концу завершения работы

: - Ребята, «отпустим наших котов и кошечек в залы Эрмитажа»?

 Вопросы;

-Что нового узнали?

-Что понравилось?

-Что удивило?

Как вы думаете, О чем думают….мечтают…

-Что говорят друг другу о своих впечатлениях, глядя на новые наряды?

Что могли бы сказать гостям про работу с красками?

-В каких залах они будут ещё гулять?

-О характерах….

 -Какой весёлый  у нас сейчас праздник котов получился!

Педагог предлагает рассмотреть готовые работы:

Педагог формирует у каждого ребенка

уверенность в своих силах.

Побуждает к высказыванию суждений по поводу своих творческих работ, подводит к осознанию своих чувств, побуждает к  выразительному описанию в речи состояния образов котов.

Способствует умению детей объяснять приемы, способы действий.

Педагог

 - Ежегодно в нашем городе  проходит праздник посвященный кошкам Эрмитажа.  Каждую весну в День эрмитажного кота пушистых «сотрудников»  музея представляют публике, а гости несут подарки и конечно рисунки котов.

Кто хочет принять участие в таком празднике? И подарить Эрмитажу свой рисунок? Подумайте, какого кота, кошку будете рисовать? Каким художественным материалом? Как?

 Создает ситуацию необходимости поиска новой информации.

Помогает осуществлять перенос, способствует использованию ранее полученных знаний в новых, творческих работах.

Дети выкладывают рисунки к выставочной стенке с репродукциями картин художников.На основе сравнительного

анализа вычленяют закономерности изменения цвета.

Обдумывают и анализируют собственную творческую деятельность.

Устанавливают причинно – следственные связи, делают эстетические оценки

Оказывают помощь друг другу.

Обсуждают.

Принимают новую тему и готовятся к поиску новой информации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста (интеграция образовательных областей «Художественное творчество», «Познание») Тема: «Подарок для близких и друзей»

На данном занятии дети учатся делать блокнот из бумаги  и украшать его декоративными элементами из цветной бумаги. Совершенствуют навыки работы с бумагой, ножницами, развивают мелкую моторику....

Конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста (интеграция образовательных областей "Художественное творчество", "Познание") Тема: "Блокнот для моих близких"

На данном занятии дети учатся делать блокнот из бумаги  и украшать его декоративными элементами из цветной бумаги. Совершенствуют навыки работы с бумагой, ножницами, развивают мелкую мотори...

конспект интегрированной совместной образовательно-художественной деятельности для детей старшего дошкольного возраста с использованием современных образовательных технологий: "День города"

Используемые технологии:Ø     Технология интегрированного занятия;Ø     Проблемная ситуация, стимулирующая детей к поиску ее решения;Ø     Т...

Развитие музыкально – художественной деятельности у детей старшего дошкольного возраста

ull;Развитие музыкально – художественной деятельности у детей старшего дошкольного возраста  – процесс сложный и длительный.•В дошкольном возрасте формируются основные качества...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Добрые дела"

Цель: Углублять представления детей о доброте, как неотъемлемом качестве человека. Совершенствовать коммуникативные навыки: умение выслушивать товарища, искренне высказывать своё мнение, проявлят...