МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 8 « САЛЮТ» ГОРОДА СМОЛЕНСКА ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ФОРМЕ КРУЖКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ВОЛШЕБНЫЙ ПЛАСТИЛИН» Подготовительная к школе группа
рабочая программа по аппликации, лепке (подготовительная группа)
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В ФОРМЕ КРУЖКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ВОЛШЕБНЫЙ ПЛАСТИЛИН»
Подготовительная к школе группа
Срок реализации программы (1год)
2023-2024 год.
Составитель - руководитель:
воспитатель Горюнова М.В.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 128.41 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 8 « САЛЮТ» ГОРОДА СМОЛЕНСКА
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В ФОРМЕ КРУЖКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ВОЛШЕБНЫЙ ПЛАСТИЛИН»
Подготовительная к школе группа
Срок реализации программы (1год)
Составитель - руководитель:
воспитатель Горюнова М.В.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ……………………………………………………..3
1.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ………………………………………………………………4
1.1ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА…………………………………………………….4
1.2АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ………………………………………………….5
1.3 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ……………………………………………………………………………..5
1.4СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ……………………………………………………………………………..6
1.5ПРИНЦИПЫ ПРОГРАММЫ………………………………………………………....7
1.6 РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ ПЛАСТИЛИНОГРАФИИ……8
1.7 РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ……………………………………....9
2.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ……………………………………………….10
2.1ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАННИКОВ………………………………………………………………………10
2.2ТЕХНИКА И ПРИЕМЫ ПЛАСТИЛИНОГРАФИИ……………………………….10
2.3ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ………………………………………………………………………14
3.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ……………………………………………..15
3.1ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ…………………………………………………………………………………….15
3.2КОМПЛЕКСНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ……………………….15
3.3СИСТЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ( МОНИТОРИНГА) ДОСТИЖЕНИЯ ДЕТЬМИ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ…………………………………………………………………………….45
3.4СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………….48
3.5 ПРИЛОЖЕНИЕ К ПРОГРАММЕ…………………………………………………..49
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование программы | Дополнительная образовательная программа «Волшебный пластилин» |
Руководитель программы | Воспитатель Горюнова Мария Владимировна |
Цель программы | Разви Развитие индивидуальных творческих способностей и инт интереса к искусству в целом в процессе занятий нетра нетрадиционной техникой работы с пластилино- линог графией. |
Направленность программы | художественно- эстетическая |
Срок реализации программы | 1 год |
Система реализации контроля за исполнением программы | координацию деятельности по реализации программы осуществляет администрация образовательного учреждения; практическую работу осуществляет педагогический коллектив |
Ожидаемые конечные результаты программы 6-7лет | - ребенок активно и с желанием участвует в разных видах творческой художественной деятельности; - ребенок использует разные способы выражения своего отношения к окружающему миру в продуктивной деятельности; - ребенок при создании изображения проявляет воображение, фантазию; - у ребенка развиты сенсорные эталоны; - у ребенка развита умелость рук, пинцетное хватание; - ребенок способен принимать задачу; - ребенок умеет передавать образы предметов, явлений посредством пластилинографии |
1.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1Пояснительная записка.
Развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Именно это в дальнейшем даст ему возможность легко обучаться новому, будь то иностранный язык, письмо или математика. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Проблема развития мелкой моторики, ручной умелости на занятиях по изобразительной деятельности так же весьма актуальна, так как именно изобразительная деятельность способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук.
ПЛАСТИЛИНОГРАФИЯ — это один из сравнительно недавнего появления нового жанра в изобразительной деятельности.
Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графил» — создавать, рисовать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла.
Этот жанр представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности, с применением нетрадиционных техник и материалов. Например, декорирование поверхности бисером, семенами растений, природным материалом. В некоторых случаях в технике пластилинографии производится модификация изделия, что приводит к созданию оригинальных произведений. Например, на плоской поверхности графически изображается пейзаж, а детали переднего плана изображаются пластилинографией.
Основной материал — пластилин, а основным инструментом в пластилинографии является рука (вернее, обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками. Данная техника хороша тем, что она доступна детям дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с малышами.
Занятия пластилинографией, представляют большую возможность для развития и обучения детей.
Занятия пластилинографией способствуют развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление, а так же развитию творческих способностей. Пластилинография способствует развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, то есть тех школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе. Дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца.
Занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков.
Вопросы гармонического развития и творческой самореализации находят свое решение в условиях кружка «Волшебный пластилин». Открытие в себе неповторяемой индивидуальности поможет ребенку реализовать себя в творчестве и в общении. Помочь в этих устремлениях, призвана данная программа.
1.2АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ.
Вводить детей в «большое искусство» следует как можно раньше. Необходимо создавать предпосылку для «самостоятельного вхождения» в это искусство. Именно в детстве закладывается фундамент творческой личности, именно тогда закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность будущего гражданина.
Изобразительная деятельность - один из немногих видов художественных занятий, где ребенок творит сам, а непросто разучивает и исполняет созданное кем-то стихотворение, песню, танец.
Освоение как можно большего числа разнообразных изобразительных техник позволяет обогащать и развивать внутренний мир малыша. Проявить творческое воображение - значит обрести способность создать чувственный
образ, делающий невидимое видимым.
1.3ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ
Развитие индивидуальных творческих способностей и интереса к искусству в целом в процессе занятий нетрадиционной техникой работы с пластилином- пластилинографией.
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Обучающие:
• Формировать устойчивый интерес к художественной лепке.• Обучать специальным технологиям работы с пластилином, закреплять приобретенные умения и навыки, показать широту их возможного применения.
• Дать теоретические знания и формировать у обучающихся практические приемы и навыки работы с пластилином.
Развивающие:
• Способствовать развитию познавательной активности, развитию творческого мышления, воображения, фантазии.
• Способствовать развитию пространственного представления и цветового восприятия.
• Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность.
• Развивать мелкую моторику пальцев рук.
Воспитывающие:
• Содействовать воспитанию у обучающихся интереса к художественно-творческой деятельности, стремлению к овладению знаниями и навыками в работе с пластилином.
• Воспитывать трудолюбие, аккуратность.
• Воспитывать эстетический вкус, любовь к прекрасному.
• Воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности друг друга, доброжелательное отношение и взаимопомощь, формировать навыки сотрудничества.
Возраст детей - Программа рассчитана на детей 6-7 лет
.( подгруппа 11 человек)
Срок реализации программы - 1 год.
1.4Содержание программы
Программа включает в себя пять направлений работы:
- развитие математических представлений;
- речевое развитие;
- развитие творческих – изобразительных способностей
- развитие мелкой моторики;
- развитие элементарной исследовательской деятельности.
Во всех направлениях работы используются пальчиковые игры.
Структура занятия комплексная. Занятия проходят в игровой форме.
В каждом занятии используются игры и упражнения, которые направлены на развитие познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления, речи, творческих способностей и мелкой моторики)
Задания построены от простого к сложному, с постоянным повторением изученных приемов лепки пластилином.
1.5ПРИНЦИПЫ, ЛЕЖАЩИЕ В ОСНОВЕ ПРОГРАММЫ:
- доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
- наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов). “Чем более органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются” (К.Д. Ушинский);
- демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ребёнка в социуме, реализация собственных творческих потребностей);
- научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);
- «от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).
- обогащения (обогащение активного и пассивного словаря детей сенсорно-чувственного опыта при экспериментировании с формой, цветом, при решении задач по созданию выразительных образов)
- воспитывающего обучения (обучая технике «Пластилинография» воспитываю у детей – усидчивость, терпение, самостоятельность; закрепляем у детей знания по цветовосприятию, развиваю эстетический вкус).
- свободы выбора (детям предоставляется возможность самим решить, как будет оформлена их картина, выбрать подходящий на их взгляд материал. Благодаря этому все поделки получаются разными, красивыми, интересными.) При использовании этого принципа особенно повышается интерес к активной творческой деятельности.
-принцип личностно – ориентированного обучения (заключается в признании ценности личности каждого ребенка и нацеленности обучения на раскрытие и развитие его индивидуальности, позволяет строить индивидуализированный подход к каждому ребенку)
-принцип интеграции (с различными видами изобразительного искусства (жанрами живописи, декоративно-прикладным искусством, скульптурой, архитектурой); с разными видами деятельности детей (рисование, аппликация, конструирование из природного и бросового материала).
Развить способности – это, значит, вооружить ребенка способом деятельности, дать ему в руки ключ к развитию творческих способностей, создать условия для выявления и расцвета его одаренности.
1.6Работа по формированию навыков по пластилинографии проводится в несколько этапов, на каждом из которых перед ребенком ставятся определённые задачи.
ЭТАПЫ --Задача перед ребёнком.
1. Подготовительный
- Освоить прием скатывание в двух пальцах (шарики)
- Освоить прием вдавливания.
- Освоить прием размазывания пластилина подушечкой большого пальца.
- Освоить прием скатывание веревочек ( жгутиков)
-Научиться работать на ограниченном пространстве.
2. Основной
- Научиться не выходить за контур рисунка
- Научиться пальчиком, размазывать пластилин по всему рисунку, как будто закрашивая его.
- Использовать несколько цветов пластилина
- Научиться пользоваться специальной стекой-печаткой.
- Научиться доводить дело до конца
- Научиться аккуратно, выполнять свои работы
- Научиться выполнять коллективные композиции вместе с другими детьми
-Научиться восстановлению последовательности выполняемых действий
- Научиться действовать по образцу воспитателя
- Научиться действовать по словесному указанию воспитателя
3. Итоговый - Самостоятельно решать творческие задачи.
- Самостоятельно выбирать рисунок для работы.
- Формировать личностное отношение к результатам своей деятельности
-Использовать все приемы лепки.
При работе важно знать:
- твердый пластилин нужно разогреть перед занятием в емкости с горячей водой из-под крана (но не заливать кипятком);
- при работе с пластилином следует использовать как основу не тонкие листы бумаги, а плотный картон, чтобы не происходило ее деформации при выполнении приемов придавливания, сплющивания во время закрепления предмета на горизонтальной поверхности.
- чтобы картинка со временем не потеряла своей привлекательности, следует основу с предварительно нарисованным контуром или без него покрыть скотчем или заламинировать.Это поможет избежать появления жирных пятен. Работать на скользкой поверхности легче и при помощи стеки проще снять лишний пластилин, не оставляя следов;
- на рабочем столе ребенка обязательно должна быть тканевая салфетка для рук, чтобы он мог воспользоваться ею в любое время, а после выполнения работы сначала вытереть руки салфеткой, а затем вымыть их водой с мылом.
1.7 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ.
. Овладеют теоретическими знаниями и навыками по курсу обучения.
• Будут свободно пользоваться инструментами и материалами необходимыми для работы с пластилином.
• Будут владеть различными техническими приемами и способами лепки.
• Научатся самостоятельно изготавливать из пластилина игрушки и картины.
• Научатся украшать изделия из пластилина различными природными и декоративными материалами.
• Разовьют познавательные, творческие и художественные способности, творческую активность, самостоятельность.
• Выработают усидчивость, терпение, трудолюбие, научатся ценить ручной труд.
• Получат навыки совместной работы
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1Формы организации деятельности воспитанников: совместная деятельность, индивидуальная и групповая работа.
Учитывая возраст детей и новизну материала, для успешного освоения программы индивидуальная помощь воспитанникам должна чередоваться с их самостоятельной творческой деятельностью. Место руководителя кружка в деятельности по обучению работе с пластилином в технике «пластилинография», меняется по мере развития овладения навыками. Основная задача в освоении программы – содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества воспитанников.
Разнообразные формы занятия дают возможность детям проявить свою индивидуальность, самостоятельность, способствуют гармоничному и духовному развитию личности.
При организации работы необходимо постараться соединить, труд и обучение, что поможет обеспечить единство решения познавательных, творческих и игровых задач.
Все задания соответствуют по сложности детям дошкольного возраста. Это гарантирует успех каждого и, как следствие воспитывает уверенность в себе.
2.2Техника и приемы в пластилинографии
Техника рисование пластилиновыми шариками
Рисунок состоит из маленьких шариков, прикрепленных к бумаге. Он получается объемным и необычным. Начинать использовать такую технику рекомендуется с простых образцов.
Техника рисования спиральками
Спирали следует располагать близко друг к другу, чтобы получался рисунок.
Приемы лепки
Лепка фигур может производиться несколькими способами:
- Раскатывание
Кусочек пластилина кладется между ладонями либо на доску и раскатывается прямолинейными движениями до приобретения цилиндрической формы. Для малышей – самый удобный способ рисования пластилином.
- Скатывание
Из пластилина скатывается шарик посредством круговых движений ладоней.
- Оттягивание
Из оттянутого материала можно сконструировать определенный элемент будущего творения.
- Заглаживание
Гладкий, плоский вид поверхности придается при помощи кончиков пальцев.
- Сплющивание
Шарик разминается до формы лепешки. Изгибы и углубления получают путем вдавливания.
- Прищипывание
Производится сжатием пальцев в части картины, где создается новая деталь. При помощи вспомогательных инструментов можно придать картине выразительный вид и получить большое число одинаковых заготовок
Формы занятий планируемых по каждой теме или разделу.
Прямая пластилинография- изображение лепной картины на горизонтальной поверхности.
Особенности выполнения работы:
1. Скатывать поочередно детали изображаемого объекта, сначала объемной формы (в виде шарика, жгутика).
2. Располагать их на горизонтальной поверхности.
3. Затем расплющивать, соединяя детали.
Обратная пластилинография (витражная) - изображение лепной картины с обратной стороны горизонтальной поверхности (с обозначением контура).
Особенности выполнения работы:
1. Использовать для работы пластиковую прозрачную поверхность (прозрачные пластиковые крышки, контейнеры и т. д.).
2. С обратной стороны прозрачной поверхности маркером нарисовать контур рисунка.
3. Скатывать поочередно детали изображаемого объекта, сначала объемной формы (в виде шарика, колбаски).
4. Располагать их на поверхности, растирая и заполняя детали изображения.
Контурная пластилинография - изображение объекта по контуру, с использованием «жгутиков».
Особенности выполнения работы:
1. Нарисовать рисунок карандашом или маркером.
2. Скатать из пластилина колбаски или тонкие жгутики.
3. Последовательно выкладывать длинный жгутик по контуру изображения.
4. Можно заполнить жгутиками другого цвета внутреннюю поверхность изображения.
Многослойная пластилинография - объемное изображение лепной картины с на горизонтальной поверхности, с последовательным нанесением слоев.
Особенности выполнения работы:
1. Для начала мы берем разные цвета пластилина.
2. Делаем из них пластинки. Заготовки накладываются одна поверх другой. Мы получили так называемый «слоеный пирог», при изготовлении которого желательно идти от темных цветов - к светлому. Только не стоит прижимать слои очень сильно друг к дружке, просто положить один слой на другой.
3. А теперь можно очень аккуратно согнуть нашу заготовку по средней линии - она проходит там, где заканчивается верхний, самый маленький слой. Или скатываем колбаску и разрезаем ее.
Модульная пластилинография - изображение лепной картины на горизонтальной поверхности с использованием валиков, шариков, косичек, многослойных дисков.
Мозаичная пластилинография - изображение лепной картины на горизонтальной поверхности с помощью шариков из пластилина или шарикового пластилина.
Особенности выполнения работы:
1. Скатывать мелкие шарики, нужного цвета.
2. Располагать их на горизонтальной поверхности, заполняя поверхность изображаемого объекта, соответствующего цвета.
3. Слегка прижать.
Фактурная пластилинография - изображение больших участков картины на горизонтальной поверхности и придание им фактуры (барельеф, горельеф, контррельеф).
Каждая из этих техник – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.
Рисование пластилином – замечательный по своим возможностям вид изобразительной деятельности. Оно позволяет ребёнку освоить объём, сделать картинку рельефной и за счёт этого более выразительной и живой. Но, кроме того, это ещё и способ задать детским пальчикам хорошую мышечную нагрузку. Особенно там, где требуется размазывать пластилин по плоскости, покрывать цветным фоном поверхность картона, стекла или пластмассы. Пластилиновая живопись в рамках продуктивной деятельности в дошкольном учреждении может стать необычным решением задачи, развития мелкой моторики рук дошкольников. Также рисование пластилином позволяет использовать бросовый (катушки, диски, бусинки) и природный (шишки, ракушки, каштаны) материалы. Занятия в технике пластилинография помогают получить информацию о разнообразии окружающего мира, уточняют представление о цвете, форме и размере предметов, развивает воображение.
Чтобы работа в технике пластилинография была более эффективной воспитателю необходимо, прежде всего, заинтересовать детей, начинать работу следует постепенно от лёгкого к сложному. В процессе обучения пластилинографии не следует ставить перед детьми очень сложные задачи, чтобы не испугать. Важно подкреплять их уверенность в собственных силах и поощрять даже за небольшие успехи в освоении новой техники. Творчество должно доставлять дошкольникам радость общения, познания, труда, игры, отдыха. Опыт совместной работы помогает установить взаимоотношения со сверстниками, формирует чувство ответственности друг перед другом. Организация работы в технике пластилинография позволяет решать не только практические, но и воспитательно-образовательные задачи, способствует всестороннему развитию личности ребенка.
Перевод рисунка на картон и работа с фоном.
- на вырезанный по формату картон переводиться эскиз сюжетной картины.
- внимательно рассматривается картина и словесно проговаривается, какие места будут являться фоном.
- определяется цвет фона.
- вымешивается цвет, необходимого оттенка.
- формируется жгутик, которая выкладывается на фон и прижимается к картону.
- размазывается пластилин по всему пространству фона, сохраняя ровную линию около контура изображения
- вне контуров, на остальной площади фона, пластилин примазывается маленькими сформированными кусочками.
- картон, на котором ребёнок изображает сюжетную картину, может поворачиваться в любом направлении.
Работа над фрагментами основного изображения.
Данная работа проходит в 3 этапа:
1 этап - подготовка контура изображения ( на первом этапе проверяется, насколько видна контурная линия основного изображения. Если линии контура, закрылись пластилином, то с помощью стека нужно их очистить. Всё изображение должно хорошо просматриваться и ребёнок ориентировался в изображении).
2 этап - работа с фрагментами основного изображения (на втором этапе «закрашивается» пластилином фрагменты основного изображения. Чтобы линия контура изображения получалась ровной и аккуратной, сначала скатывается жгутик, прижимается с контуром изображения, не закрывая его, и примазывается в нужном направлении, то есть внутрь контура. Для закрепления деталей сложной формы или очень мелких фрагментов скатываются маленькие шарики.)
3 этап - выделение контурных линий (на данном этапе обрабатываются контурные линии. Для полной законченности и выразительности картины, на контурные линии накладываются очень тонкие колбаски из пластилина черного цвета и прижимаются).
2.3Особенности взаимодействия с семьями воспитанников
В рамках реализации программы дополнительного образования «Волшебный пластилин» определена система работы с родителями (законными представителями) воспитанников.
• Ежегодно проводится анкетирование, опрос родителей.
• Разнообразие форм и методов работы помогает найти точки
соприкосновения с разными категориями родителей. Взаимодействие с родителями направленно на обмен опытом, повышение педагогической компетентности родителей, формирование у них педагогических умений .
• Организуются разные формы работы с родителями, разработана тематика родительских собраний, консультаций по вопросам развития ручной умелости у детей, беседы. • Организация выставок и мастер-классов.
• Индивидуальные беседы.
• Беседы, консультации, поручения родителям
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1Организация развивающей предметно – пространственной среды
Оборудование группового помещения безопасно, здоровьесберегающее, эстетически привлекательно и развивающее.
Мебель соответствует росту и возрасту детей.
Материалы для непосредственной работы с детьми
Групповая комната
Столы, стулья, доска,
мольберт, магнитофон
Пластилин
Стека
Салфетки
Доски для работ
Образцы работ (шаблоны)
Картон
В качестве центра развития выступает «выставка детского творчества»
3.2КОМПЛЕКСНО –ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ПЛАСТИЛИНОГРАФИИ « ВОЛШЕБНЫЙ ПЛАСТИЛИН»
№ | Тема занятия | Программное содержание | |
Сентябрь | |||
1. | Мониторинг | -Выявление уровня сформированности навыков развития мелкой моторики и координации движений рук на начало учебного года. | |
2. | Вводное занятие «Путешествие в Пластилинографию» | Вспомнить с детьми , что такое пластилинография; виды,приемы и техники пластилинографии. Обсудить технику безопасности в работе с материалами и инструментами, необходимыми на занятии, правила работы в технике пластилинография.. Назвать ,какие работы дети выполнили в прошлом учебном году, что им особенно запомнилось. | |
3. | «Урожай собирай и на зиму запасай» | . -учить «рисовать» овощи в знакомой технике, передавая объем и внешние особенности с помощью сочетания нескольких цветов пластилина -познакомить детей с новым приемом пластилинографии, прием «вливания одного цвета в другой»; -развивать мышление, фантазию, эстетическое восприятие, мелкую и общую моторику рук, расширять знания детей об овощах и их пользе для здоровья человека. - воспитывать творческую активность, любознательность. | |
4. | «Кленовые листья» (коллективная работа) | -создавать условия для изготовления кленовых листьев, используя шаблон. -продолжать формировать навыки работы с пластилином, шаблоном. -закреплять знания об основных способах лепки; -прививать навыки аккуратности и самостоятельности; -развивать мелкую моторику пальцев рук, пространственное представление, творческое воображение; -воспитывать навыки аккуратности и самостоятельности, желание работать в коллективе. | |
5. | «Осенние деревья» | -Вызывать у детей эмоциональное, радостное отношение к яркой осенней природе средствами художественного слова, произведений живописи. Вспомнить с детьми осенние приметы. Продолжать знакомить детей с жанром изобразительного искусства – пейзажем. Обучать детей приемам работы в технике «пластилинография»: лепить отдельные детали – придавливать, примазывать, разглаживать границы соединения частей. | |
6. | «Натюрморт из чайной посуды» | Формировать эстетическое отношение к бытовым предметам и их художественному изображению в натюрморте. Закрепить представления детей о натюрморте. Развивать у детей чувство композиции, цвета — учить располагать элементы узора на поверхности предмета. Упражнять в выполнении работы в нетрадиционной технике исполнения - пластилинографии. Закреплять умение соединять части изделия, заглаживая места скрепления. | |
7. | «Гроздь рябины» | Развивать у детей эстетическое восприятие природы и учить передавать посредством пластилинографии изображение. Учить детей отщипывать небольшие кусочки пластилина и скатывать маленькие шарики круговыми движениями пальцев, выкладывать из тонких колбасок силуэт грозди рябины и сложный листик | |
8. | «Подарки осени» | Закреплять знания детей о колорите осени, полученные в процессе наблюдений за природой в осенний период времени. Продолжать знакомить детей с натюрмортом. Учить оформлять композицию из разных объектов, объединенных единым содержанием. Закреплять умения детей в работе с пластилином на плоскости. Учить детей приему «вливания одного цвета в другой». Воспитывать чувство любви к красоте родной природы. | |
Октябрь | |||
1. | «Консервирован- ные фрукты» | Обобщать представления детей о фруктах, об их характерных особенностях. Развивать композиционные умения, равномерно располагать предметы по всему силуэту. Учить достижению выразительности через более точную передачу формы, цвета, величины предметов и изображения мелких деталей у фруктов: черенков, семян, чашелистиков. | |
2. | «Ежик» | Развивать практические умения и навыки детей при создании заданного образа посредством пластилинографии. Создавать лепную картину с выпуклым изображением, полуобъемным контуром. Развивать специальные трудовые умения при использовании в работе бросового материала. | |
3. | «Разноцветный зонтик» |
3.Воспитывать аккуратность, заботу о ближнем, чувство сопереживания. | |
4. | «Золотая рыбка» (по сказке А. С. Пушкина). | Формировать элементарное восприятие художественного слова в искусстве. Продолжать закреплять навыки работы с пластилином на плоскости, создавая изображение в полуобъеме. Добиваться выразительности и необычности исполнения сказочного образа посредством включения в его оформление элементов бросового материала (блесков, бусинок). Развивать аккуратность в работе с пластилином. | |
5 | «Мой веселый звонкий мяч» | - учить создавать выразительный образ предмета – «мяча» посредством передачи объёма и цвета на горизонтальной плоскости. -развивать умения и навыки работы в технике пластилинографии - отщипывание, скатывание колбасок пальцами, размазывание на основе, разглаживание готовых поверхностей. Развивать мелкую и общую моторику рук; -активизировать речь, расширять словарный запас, развивать сенсорную сферу, внимание, память, двигательную активность; -воспитывать аккуратность, любознательность, самостоятельность,умение радоваться полученному результату. | |
6 | «Чудесная хохлома» | -создавать условия для умения украшать на горизонтальной плоскости готовый силуэт «чаши» элементами хохломской росписи, выполняя работу в технике –пластилинография; закреплять приемы лепки в данной технике, умение смешивать пластилин разного цвета для получения нужного оттенка; - закреплять знания детей о цветовой гамме и элементах хохломской росписи; - развивать глазомер, творческие способности, сенсорные умения, чувство ритма и композиции, эстетические чувства, мелкую моторику рук; - воспитывать бережное отношение к труду человека, познавательный интерес к народным промыслам. | |
7. | "Астры и хризантемы" | Способствовать развитию у детей эстетического восприятия окружающего мира, научить замечать и любоваться природными формами растений. Представить осенний цветок астру. Продолжать осваивать навыки работы с пластилином: скатывать длинные колбаски и делить их стекой на равные части, перекручивать пластилиновые колбаски в жгутики, наносить рельефный рисунок поверх пластилиновой основы | |
8. | «Веселый клоун» | Продолжать знакомить детей с жанром изобразительного искусства – портретом. Упражнять в выполнении изображения клоуна в нетрадиционной технике «пластилинографии» Развивать чувство цвета. Воспитывать интерес к цирковому искусству, уважение к необычной профессии клоуна – веселить людей, доставлять им радость. | |
Ноябрь | |||
1. | «Корзина с грибами» | Формировать у детей обобщенное понятие о грибах. Развивать умение находить связи между формами настоящих и изображаемых грибов, передавать их природные особенности, цвет. Напомнить детям о свойствах пластилина: мягкий, податливый, способный принимать заданную форму. | |
2. | «Запасливая белочка» | учить изображать на плоскости белочку, моделируя ее образ с помощью пластилина; развивать умение и навыки в работе с пластилином – отщипывание, скатывание колбасок пальцами, размазывание на основе, разглаживание готовых поверхностей, развивать общую и мелкую моторику пальцев рук;-развивать речь, образное мышление, внимание, умение создавать знакомый образ с опорой на жизненный опыт детей.расширять знания о белках., воспитывать бережное отношение к животным. | |
3. | «Кудрявая овечка» | Продолжать знакомить детей с пластилином и его свойствами, развивать навыки в технике пластилинографии, развивать внимание, мышление,восприятие, творческие способности, мелкую моторику рук, укреплять силу рук;продолжать осваивать приемы ощипывания, скатывания, надавливания, учить преобразовывать круглую форму в «колбаску» приемом раскатывания на горизонтальной поверхности; развивать цветовое восприятие эстетический вкус; воспитывать усидчивость, аккуратность, эстетически – нравственное отношение к животным. | |
4. | «Разные коты» |
посредством пластилинографии;учить передавать строение фигуры кошки, разное положение туловища животного, закрепить приемы изображения предмета из отдельных частей; закрепить умение использовать в работе ранее усвоенные приемы лепки (скатывание, оттягивание, прищипывание, сглаживание границ соединения); учить смешивать пластилин разного цвета для получения нового оттенка. | |
5. | «Герои Мультфильмов» | закреплять умения детей использовать в работе нетрадиционную технику изобразительного искусства –пластилинографию (закрепление приёма сплющивания шарика на горизонтальной поверхности для получения плоского изображения исходной формы, надавливания и размазывания), добиваться реализации выразительного, яркого образа, расширять знания детей о понятии «дружба». Развивать ассоциативное мышление, способность к композиции. Воспитывать художественный вкус, аккуратность в работе с пластилином, нравственные качества. | |
6. | «Парусник» | Продолжать учить детей наносить пластилин тонким слоем на заданную поверхность, используя пластилин разных цветов; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику, творчество. | |
7. | «Русская матрёшка» | Закрепить умение использовать в работе ранее усвоенные приемы лепки (скатывание,оттягивание, прищипывание) | |
8. | «Подарок для Хрюши» | Развивать умение задумывать содержание своей работы и доводить задуманное до конца; формировать умение создавать объёмную композицию; воспитывать аккуратность; развивать мелкую моторику. | |
Декабрь | |||
1. | «Белая береза» | формировать интерес детей к зимнему времени года, к зимним явлениям; расширить представления детей об образе березы в поэзии, музыке, искусстве, детском изобразительном творчестве; учить детей создавать выразительные лепные образы конструктивным способом; совершенствовать использование изученных приёмов (цветовая растяжка, налеп) и навыков работы с пластилином;развивать чувство формы и пропорции, глазомер; формировать эстетический вкус; воспитывать чуткость к художественному слову, экологическую культуру. | |
2. | «Терем Деда Мороза»» | Дать детям представления об архитектуре старинных зданий. Продолжать развивать у детей умения выполнять лепную картину на плоскости. Учить украшать сказочное здание башенками, окнами с решетками и т.д. Учить комбинировать в работе разные по структуре материалы. | |
3. | "Снежинка" | По беседовать с детьми о зиме. Формировать эмоциональное восприятие окружающего мира, реалистическое представление о природе и снегопаде как природном явлении. Используя пластилинографию, учить детей выражать в художественно-творческой деятельности свои впечатления и наблюдения. Побуждать их передавать разнообразие форм снежинок. Поощрять инициативу и самостоятельность в создании снежинки с помощью пластилина. | |
4 | "Игрушка новогодняя" | Формировать у детей обобщенное представление о елочных игрушках. Создавать лепную картину с выпуклым изображением. Развивать творческое воображение детей, побуждая их самостоятельно придумать узор для своего шарика. | |
5 | "Зимняя картина" | Ознакомить детей с понятием "пейзаж". Воспитывать интерес к природе в разное время года. Продолжать учить наносить рельефный рисунок с помощью стеки для придания выразительности изображаемым объектам. Развивать чувство цвета, закрепить знания об оттенках белого. | |
6 | «Елочка, елочка, зеленая иголочка» | -учить создавать картину с выпуклым изображением. -развивать творческое воображение детей при украшении елочки. -развивать мелкую моторику рук. | |
7 | «Рождественская Композиция» | продолжать формировать интерес к рисованию пластилином; развивать художественное восприятие, воображение, креативное мышление, технические навыки детей в освоении техники пластинография;воспитывать эстетический вкус (красота цветов, гармоничное сочетание цветов в поделке). | |
8 | «Добрый друг-снеговичок» | Учить детей наносить мазки пластилином, плавно вливая один цвет в другой на границе их соединения. Воспитывать эмоциональную отзывчивость к событиям, происходящим в жизни детей в определенное время года. Осваивать способ создания знакомого образа посредством пластилинографии на горизонтальной плоскости. Закреплять ранее полученные навыки. | |
Январь | |||
1. | « Любимые игрушки» | Продолжать работу по созданию любимого образа; совершенствовать навыки лепки; воспитывать эстетический вкус, аккуратность; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику. | |
2 | «Жители зимнего леса» | Вызвать у детей желание лепить знакомых им зверей; учить передавать в лепке конструктивным способом строение разных животных; учить добиваться выразительных образов; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику. | |
3 | «Украсим торт» | 1.Продолжать формировать умение детей составлять узор на круге. 2.Закреплять умение раскатывать комок пластилина круговыми и прямыми движениями между ладонями, 3.Вызывать радость от проделанной работы. 4. Воспитывать аккуратность. | |
4 | «Ателье мод» | Упражнять в умении раскатывать комочки пластилина круговыми движениями ладоней и украшать ими готовую форму. 2.Продолжать формировать умение прикреплять готовую форму на поверхность путём равномерного расплющивания на поверхности основы. 3.Развивать согласованность в работе обеих рук, аккуратность в работе с пластилином. 4.Закрепить знания о цветах. | |
5. | «Черепаха»» | Вызвать интерес к представителям животного мира, рассказать об особенностях внешнего вида, образе жизни черепахи. 2.Формировать умение изображать предмет, передавая сходство с реальным предметом. 3.Закрепить умения и навыки работы с пластилином: раскатывание частей предмета круговыми и прямыми движениями, соединение отдельных частей в единое целое, сплющивание. 4.Воспитывать бережное отношение к живым существам. | |
6 | "Творю что хочу" (самостоятельная деятельность детей) | Развивать умение самостоятельно задумывать сюжет картины. Учить задавать вопросы, возникающие по ходу занятия. Закреплять умения оценивать работу сверстников и свою, радоваться успехам других. | |
7 | "Заюшка мохнатенький" (Мозаичная пластилинография) | -учить скатывать мелкие шарики, нужного цвета, располагая их на горизонтальной поверхности, заполняя поверхность изображаемого объекта; -развивать мелкую моторику рук; -продолжать развивать интерес к пластилинографии. | |
8 | «Еловая веточка с шишкой» | Закреплять приёмы работы с пластилином – отщипывания, скатывания, сплющивания, оттягивания, деления на части при помощи стеки; - Формировать умение детей составлять изображение целого объекта из частей, одинаковых по форме, но разных по величине, создавая образ снеговика посредством пластилина на горизонтальной плоскости; - Воспитывать эмоциональную отзывчивость к событиям, происходящим в жизни детей в определённое время года. | |
Февраль | |||
1. | «Открытка для папы» » | Развивать умение продумывать композиционное построение изображения; - Поощрять инициативу и самостоятельность детей, внесение в работутематических дополнений, обогащающих её содержание; - Воспитывать эстетический вкус, навыки аккуратности при работе с пластилином; - Поддерживать радостное настроение детей от предстоящего праздника. | |
2. | «Сердечки-валентинки» | Развивать творческое мышление; - Поощрять инициативу и самостоятельность детей в построении композиции; Побуждать детей к изготовлению подарков для близких. Развивать творческое воображение. Формировать навыки самостоятельной работы. Развивать мелкую моторику рук; Развивать цветовосприятие, умение видеть красоту в композиции. . | |
3 | "Пингвинчик" | Познакомить детей с представителем животного мира самой холодной природной зоны – пингвином. Передавать характерное строение птицы, соблюдая относительную величину частей. Закреплять усвоенные приемы лепки ( скатывание, оттягивание, прощипывание, сглаживание и др.) Развивать эстетическое восприятие, творческое воображение. | |
4 | « Пасхальный Цыпленок» | -уто Уточнить знания о домашних птицах, внешнем виде цыпленка; -учить детей изображать живой объект, передавая сходство с реальным образом посредством нетрадиционной техники – пластилинографии; -развивать умение и навыки в работе с пластилином, побуждать к самостоятельному выбору деталей интерьера картины; -развивать связную речь, фантазию, общую и мелкую моторику пальцев рук; -воввоспитывать художественный вкус. | |
5 | «Танк» | -расширять знания детей о государственных праздниках. -учить детей лепить плоскостное изображение танка используя усвоенные ранее приёмы лепки (скатывание, расплющивание, размазывание), передавать форму, характерные детали танка. -продолжать развивать мелкую моторику рук. -прививать любовь к своей Родине, гордость за Российскую Армию. | |
6 | «Аквариум» | Обучение детей умению лепить подводных жителей из пластилина на плоскости. Расширить представления детей об аквариуме, о его обитателях. Создавать образ рыбки путем использования разнообразных способов лепки (раскатывание, сплющивание, скатывание, отщипывание, сворачивание в трубочку). Учить пользоваться стекой для нанесения узоров на плавники и хвост.Развивать творческие способности, усидчивость, аккуратность, умение доводить начатое до конца. Воспитывать художественный вкус. | |
7 | «Дымковская лошадка» | продолжать знакомить детей с творчеством дымковских мастеров, с художественными традициями в изготовлении игрушек; закреплять приемы лепки в знакомой технике, умение выбирать цвет, элементы узора для росписи лошадки, развивать творческие способности, фантазию, мелкую моторику рук; воспитывать любовь и интерес к народной игрушке и декоративно-прикладному творчеству народных умельцев. | |
8 | «Динозаврики» | Вызвать у детей желание лепить знакомых им динозавров; учить передавать в лепке конструктивным способом строение разных животных; учить добиваться выразительных образов; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику. | |
Март | |||
1 | «Фиалочки для мамочки» | Способствовать расширению знаний детей о многообразии видов и форм растительного мира, укрепить познавательный интерес к природе. Учить создавать композицию из отдельных деталей, добиваясь целостности восприятия работы. Продолжать знакомить детей со средствами выразительности в художественно – творческой деятельности: цвет, материал, составление композиции. Воспитывать аккуратность, самостоятельность. | |
«Подснежники» | Воспитывать эмоциональную отзывчивость к событиям, происходящим в жизни в определенное время года (весна, подснежники); осваивать способ создания образа посредством пластилина на горизонтальной плоскости; закреплять навыки раскатывания, примазывания; испытывать чувство удовлетворения от хорошо и красиво сделанной поделки. Воспитывать самостоятельность. | ||
3 | «Городец-удалец» | Продолжать знакомство с городецкой росписью. Учить изображать элементы росписи при помощи пластилина. Развивать чувство композиции, умение красиво располагать узор на заданном силуэте. Закрепить умение смешивать пластилин разного цвета для получения нужного оттенка. Развивать интерес к народному творчеству | |
4 | «Весёлый лягушонок» | Вызвать интерес к окружающему миру; учить использовать знания и представления об особенностях внешнего вида животных в своей работе; упражнять в приемах скатывания, раскатывания и сплющивания; воспитывать аккуратность в работе с пластилином; развивать мелкую моторику. | |
5 | «Сказочный домик" (Модульная пластилинография) | -учить детей самостоятельно выбирать цвет заготовки; -продолжать обучать детей создавать на плоскости предмет, состоящий из нескольких частей, добиваться точной передачи формы предмета, его строения, частей; -поощрять самостоятельность в правильном выборе цвета материала. -развивать фантазию, воображение. | |
6 | «Медвежонок» | -совершенствовать навыки и приёмы работы с пластилином, -упражнять в раскатывать мелкие шарики между большим и указательным пальцами круговыми движениями; -продолжать знакомить с «мозаичной пластилинографией»; | |
7 | «Узор на тарелке - веточка мимозы» (одноразовая посуда). | Продолжать формировать эстетическое отношение к бытовым предметам. Развивать умение любоваться природными формами и преобразовывать их в декоративные рисунки. Упражнять в выполнении декоративного лепного узора на окружности, сохраняя объем и выступающие основы. Формировать композиционные навыки. | |
8 | «Цветочная полянка» | Выполнять работы из пластилина на горизонтальной плоскости, соединяя разнообразные мелкие детали в рисунок. Развивать у детей эмоциональное восприятие окружающего мира, формировать реалистические представления о природе. Применять в работе стеку для разрезания лепестков. | |
Апрель | |||
1 | «Цветущая ветка» | Развивать у детей эстетическое восприятие, любовь к природе, желание передать ее красоту в своем творчестве. Изображать ветку цветущего дерева с помощью пластилина. Создавать композицию из отдельных деталей, используя имеющие умения и навыки работы с пластилином – раскатывание, сплющивание. | |
2 | «Космическое путешествие!» | Учить создавать на плоскости «космический сюжет» в технике пластилиновой живописи. - закреплять приемы лепки в нетрадиционной технике, умение использовать способ цветовой растяжки, его возможности для решения темы и усиления эмоциональной выразительности;- активизировать и расширять словарь, развивать мелкую моторику пальцев рук;- закреплять знания о космосе, истории его развития, воспитывать любознательность, интерес к нетрадиционной технике рисования. | |
3 | «Чудесная Хохлома!» | Учить украшать на горизонтальной плоскости готовый силуэт «чаши» элементами хохломской росписи, выполняя работу в технике –пластилинография;закреплять знания детей о цветовой гамме и элементах хохломской росписи. Развивать глазомер, творческие способности, чувство ритма и композиции, эстетические чувства, мелкую моторику рук;-воспитывать бережное отношение к труду, познавательный интерес к народным промыслам. | |
4 | «Лебеди» | Вызвать интерес к миру природы, формировать реалистическое представление о ней; - Закреплять умение детей работать с пластилином на горизонтальной поверхности, использовать его свойства при скатывании, расплющивании; - Развивать практические умения и навыки детей при создании заданного образа посредством пластилинографии; - Развитие цветовосприятия; - Развитие мелкой моторики рук. | |
5 | «Весна идёт, весне дорогу!» | Формировать у детей интерес к пробуждающейся весенней природе, дать представление о первоцветах; - Закреплять умение и навыки детей в работе с пластилином – пластилинографии; - Продолжать развивать мелкую моторику рук; - Создать у детей интерес к работе с пластилином. | |
6 | «Одуванчики - цветы словно солнышко желты» | Продолжать расширять кругозор и знания детей о природе. Учить создавать образы растений в нетрадиционной изобразительной технике – рисовании пластилином, расширять знания о возможностях данного материала. Развивать пространственные представления, композиционные навыки. Вызвать интерес к изображаемому цветку средствами художественной литературы. | |
7 | "Тюльпаны" | Познакомить детей с весенними цветами – тюльпанами. Продолжать знакомить с нетрадиционной техникой изображения – пластилинографией; учить создавать выразительный образ посредством передачи цвета и объёма. Закреплять умение и навыки в работе с пластилином – отщипывание, скатывание пальцами, размазывание на основе, разглаживание готовых поверхностей. Развивать мелкую моторику пальцев рук. Воспитывать интерес к пробуждающейся весенней природе. | |
8 | "Земляничка" | Закреплять познавательный интерес к природе. Продолжить обучение созданию композиции из отдельных деталей, добиваясь целостности восприятия картины. Способствовать развитию формообразующих движений рук в работе с пластилином. | |
Май | |||
1. | «Цветик-семицветик» |
| |
2. | «Радуга-дуга» |
| |
3 | «Салют Победы» | Учить рисовать салютики пластилином: скатывание небольших комочков в шарики, примазывание их к основе в хаотичных направлениях. Учить прикладывать усилие при работе с подручными материалами: стеки, трубочки, колпачки.Поддерживать интерес к созданию коллективной композиции «вечерний город». | |
4 | «Ромашковый луг» (коллективная работа) | Продолжать создание в сотворчестве с воспитателем красивой композиции с цветами, оформлять сердцевину подручными материалами (стеки, зубочистки, трубочки). Развивать эстетическое восприятие, мелкую моторику рук. | |
5 | «Цветущие деревья» | -учить изображать ветку цветущего дерева с помощью пластилина; -создавать композицию из отдельных деталей, используя имеющие умения и навыки работы с пластилином – раскатывание, сплющивание; -воспитывать у детей эстетическое восприятие, любовь к природе, желание передать ее красоту в своем творчестве. | |
6 | «Замок доброго волшебника» | Дать детям представление об архитектуре старинных зданий. Продолжать развивать умения детей выполнять лепную картину на плоскости. Учить украшать сказочное здание башенками, зарешеченными окошками с полукруглыми сводами, оформлять сказочный пейзаж декоративными элементами . Учить комбинировать в работе разные по структуре материалы. | |
7 | «Творю, что хочу" (самостоятельная деятельность детей) | Развивать творческое мышление. Поощрять инициативу и самостоятельность детей в построении композиции, попытки дополнить рисунок по теме работы. Развивать мелкую моторику рук | |
8 | Мониторинг | Выявление уровня сформированности навыков развития мелкой моторики и координации движений рук на конец учебного года. |
Содержание кружковой программы
№ Название темы | Описание темы (теория и практика) | Время |
1.Путешествие в пластилинографию | Вспомнить с детьми некоторые приемы пластилинографии раскатывание, сгибание, отщипывание, сплющивание, размазывание,оттягивание деталей от общей формы через игровое взаимодействие с материалом и сказочным героем. |
|
2.Гроздь рябины | 1.Чтение стихотворения о рябине2.Беседа на тему: «для чего нужна рябина рассматривание иллюстраций с изображением рябины. 3. Физкультминутка «дерево» 4.Показ готового образца 5.Выполнение воспитателем работы с использованием приемов лепки 6.Подготовка фона, индивидуальная помощь воспитателем 7.Выполнение работ детьми 8.Индивидуальная помощь детям . | 30минут |
3. « Корзина с грибами | 1.Беседа с детьми на тему: «Грибы» 2.Рассматривание иллюстраций 3. Чтение стихотворения: Чтение сказки « Под грибом», «Мы в лесу нашли грибы» 4.Физкультминутка «Гриб» 5.Подготовка фона 6.Выполнение работы воспитателем с использованием приемов лепки 7.Выполнение работ детьми 8. Индивидуальная помощь детям | 30минут |
4. «Консервируем фрукты | 1.Загадывание загадки о фруктах. 2. Рассматривание иллюстрации наливные яблоки. Рассказ воспитателя о яблоках.4.Физкультминутка «яблоня» 5.Показ готового образца 6.Подготовка фона работы (дерево) 7.Выполнение работы воспитателем с использованием приемов лепки 8.Выполнение работы детьми 9.Индивидуальная помощь детям. | 30минут |
5.«Ёлочка зеленая | 1.Беседа с детьми на тему: « Скоро праздник к нам идет».2. Рассматривание новогодних открыток. (елочек).3.Физкультминутка «Ёлочка» 5.Подготовка контура елочки .6.Показ готового образца 7. Выполнение работы воспитателем с использованием различных приемов лепки 8. Выполнение работы детьми 9. Индивидуальная помощь детям 10. Итог занятия . | 30 минут |
деревья» | 1.Беседа с детьми об осени. 2.Слушание осенней истории 3.Физкультминутка «Листопад» 4.Подготовка фона – дерево5. Выполнение воспитателем с использованием разных приемов лепки 6. Выполнение работ детьми 7. Индивидуальная помощь детям 8. Итог занятия 9. Оформление совместной работы: «Осенняя красота» | 30 минут |
коты» | 1.Закадывание загадок о дом.животных. 2.Рассказ воспитателя о котятах. 3.Физкультминутка «мы котята» 4.Выполнение работы воспитателем с использованием разных приемов лепки 5. Выполнение работ детьми 6. Индивидуальная помощь детям 7. Итог занятия 8.Оформление выставки полученных работ | 30 минут |
8. «Украсим торт» | 1.Беседа с детьми о празднике. ( что дарят на праздники) 2.Рассмотривание иллюстрацию «Торты» 3.Рассказ воспитателя « Мы идем в гости», « Кондитерская» 4.Физкультминутка «Гости». 5.Выполнение работы воспитателем с использованием разных приемов лепки 6.Выполнение работ детьми 7.Индивидуальная помощь детям 8.Итог занятия 9.Оформление выставки из полученных работ | 30 минут |
9. «Урожай собирай и на зиму запасай» | 1.Беседа с детьми об овощах 2. Рассматривание иллюстраций, муляжей 3.Загадывание загадки и фруктах и овощах. 4.Физкультминутка «Пальчиковая гимнастика» 5. Выполнение работы воспитателем с использованием разных приемов лепки 6.Выполнение работ детьми 7. Индивидуальная помощь детям 8.Итог занятия 9. Оформление совместной работы «Витамины в банке» | 30 минут |
10. «Фиалки для мамы» | 1.Беседа с детьми о празднике 8 марта. праздник мам и бабушек. 2.Рассмотреть иллюстрации открытки 2. Чтение стихов воспитателя о маме. 3.Показ готового образца 4. Выполнение работы воспитателем с использованием разных приемовлепки.5.Выполнение работы детьми 6.Индивидуальная помощь 7. Итог занятия 8. Совместная работа детей: «Для нашей мамы цветы в подарок» | 30 минут |
11.Золотая рыбка ( по сказке А.С.Пушкина) | 1.Беседа с детьми на тему: «аквариумные рыбки». 2.Рассматривание иллюстраций 3. Рассказ воспитателя о рыбках. 4.Физкультминутка «Море волнуется» .5.Подготовка аквариума трафарета.6. Показ готового образца 7. Выполнение работы воспитателем с использованием разных приемов лепки 8. Выполнение работы детьми 9.. Оформление совместной работы «Рыбки в аквариуме» | 30 минут |
12. «Медвежёнок» | 1.Беседа о фруктах2.Чтение рассказа «Мы делили апельсин», Е.Чарушина «Медведь и медвежата». 3. Беседа с детьми о животном. 4.Физкультминутка в «Три медведя» 5. Подготовка фона. 6.Показ готового образца 7. Исполнение работы воспитателем 8.Выполнение работы детьми 9.Индивидуальная помощь 10. Итог занятия . | 30 минут |
13. «Ателье моды» | 1.Рассматривание иллюстраций на тему « Мода». 2. Игра « Что лишнее» 3.Чтение стихотворение С.Маршака «Кукла нарядилась». 4.Рассказ воспитателя о платьях для девочек.5.Физкультминутка «нарядное платье» 6. Показ готового образца 7. Выполнение работы воспитателем с использованием разных приемов лепки 8.Выполнение работы детьми 9.Индивидуальная помощь детям 10. Итог и анализ занятия 20 минут | 30минут |
14. «Весёлый снеговик» | 1.Загадывание загадки о снеговике 2.Рассматривание иллюстраций о зиме 3.Беседа с детьми о снеговике 4.Чтение стихотворения: «Снеговик».5.Физкультминутка «Снеговики» 6.Подготовка фона 7.Показ готового образца 8. Выполнение работы воспитателем с использованием разных приемов лепки 9.Выполнение работы детьми . | 30минут |
15. «Самолет летит» | 1.Беседа о самолетах.. 2.Чтение рассказа С Маршака « Самолет». 3.Рассматривание иллюстраций разных самолетов. 4. Подготовка фона. - Рассматривание модели самолёта - Конструирование из кубиков «Аэропорт» 5.Показ готового образца 6.Исполнение работы воспитателем | 30минут |
16. Натюрморт из чайной посуды | 1.Беседа с детьми о красоте посуды. 2.загадывание загадок о посуде .3. Рассматривание иллюстраций .4.Подготовка фона. 5. Показ готового образца 6. Исполнение работы воспитателем 7.Выполнение работы детьми 8.Индивидуальная помощь 9. Итог занятия 10. Совместная работа «Красивая посуда» | 30 минут |
17. Цветик-семицветик | 1.Беседа на тему: «Цветы»2.Рассматривание индивидуальных работ детей 3. Рассказы детей о понравившихся работах 4.Ответы детей, дополнение ответов воспитателем | 20минут |
18. Разноцветный зонтик | 1.Беседа с детьми « Зачем нужны зонтики» 2.загадывание загадок о дожде3. Рассматривание иллюстраций .4.Подготовка фона. 5. Показ готового образца 6. Исполнение работы воспитателем 7.Выполнение работы детьми 8.Индивидуальная помощь 9. Итог занятия | 30 минут |
19. Радуга-дуга | 1.Беседа на тему: «Что такое радуга» 2.Рассказ детей о том, что мы делали 3.Рассматривание индивидуальных работ детей 4. Рассказы детей о понравившихся работах 5.Ответы детей, дополнение ответов воспитателем 6.Итог занятия 7. Совместная работа «Радуга» | 30минут |
20. Чему мы научились за год? | 1.Беседа на тему: «Что мы умеем делать из пластилина?» 2.Рассказ детей о том, что мы делали 3.Рассматривание индивидуальных работ детей 4. Рассказы детей о понравившихся работах 5.Ответы детей, дополнение ответов воспитателем 6.Итог занятия 7. Совместная работа «Чему научились за год» | 30минут |
21 Мой веселый звонкий мяч | 1.Беседа на тему: «зачем надо мячик» 2.Рассказ детей о том, что мы делали на выходных3.Рассматривание индивидуальных работ детей 4. Рассказы детей о понравившихся работах 5.Ответы детей, дополнение ответов воспитателем 6.Итог занятия 7. Вспомнить игры с мячом | 30 минут |
22.Веселый клоун | 1.Беседа на тему: «Что такое цирк и кто там работает» 2.Рассказ детей о клоуне. 3.Рассматривание иллюстраций4. Рассказы детей о понравившихся работах 5.Ответы детей, дополнение ответов воспитателя. | 30 минут |
23.Кудрявая овечка | 1.Беседа на тему: «домашние животные» 2.Рассказ детей про овечку. 3.Рассматривание иллюстраций. альбомов животные домашние. 4. Рассказы детей о 5.Ответы детей, дополнение ответов воспитателем 6.Итог занятия | 30 минут |
24. Снежинка | 1.Беседа на тему: «Что такое снежинка» 2.Рассказ детей о зиме.как они появляются. 3.Рассматривание иллюстраций.4. Ответы детей, дополнение ответов воспитателем 6.Итог занятия | 30 минут |
25.Герои мультфильмов | 1.Беседа на тему: «каких ты знаешь героев мультфильмов» 2.Рассказ детей о том, что мы делали 3.Рассматривание иллюстраций и мультфильмов.4. Рассказы детей о понравившихся работах 5.Ответы детей, дополнение ответов воспитателем 6.Итог занятия | 30 минут |
26.Динозаврики | 1.Беседа на тему: «кто такие динозаврики» 2.Рассказ детей одинозаврах.3.Рассматривание иллюстраций книг о динозаврах.4. Рассказы детей о понравившихся работах 5.Ответы детей, дополнение ответов воспитателем 6.Итог занятия. | 30 минут |
27.Лебеди | 1.Беседа на тему: «какие красивые птицы -лебеди» 2.Рассказ о лебедях 3.Рассматривание иллюстраций 4. Рассказы детей о понравившихся работах 5.Ответы детей, дополнение ответов воспитателем 6.Итог занятия | 30 минут |
28.Земляника | 1.Беседа на тему: «Что такое кустики с земляникой» 2.Рассказ детей о лесной ягоде.стихи и загадки.ответов воспитателем 6.Итог заняти | 30 минут |
29.Ромашковый луг ( коллективная работа) | 1.Беседа на тему: «Полевые ромашки» стихи и загадки. 2.Рассматривание иллюстраций.презентаций о ромашке. | 30 минут |
30. Аквариум | 1.Беседа на тему: «Подводный мир» 2.Рассказы детей о подводном царстве. Кто там обитает.3.Рассматривание иллюстраций | 30 минут |
3.3Система педагогической диагностики (мониторинга) достижения детьми планируемых результатов освоения программы
Программа предполагает необходимый учёт техники выполнения работ, сравнительное диагностирование детей по учебным полугодиям
Данный вид диагностики не предполагает специальных форм и видов организации детей, осуществляется в наблюдениях, во время индивидуальных и фронтальных занятий. Диагностика проводится с целью эффективного построения занятия – кружка.
1.Творческая активность
а) Повышенный интерес ,творческая активность – высокий уровень
б) Ребенок активен, есть интерес к данному виду деятельности, но выполняет работу по указанию педагог – средний уровень
в) Ребенок не активен, выполняет работу без особого желания – низкий уровень
2. Сенсорные способности
а) Форма передана точно. Разнообразие цветовой гаммы, передан реальный цвет, выразительность изображения - высокий уровень
б) Есть незначительные искажения. Отступления от краски – средний уровень
В) Форма не удалась. Безразличие к цвету, одноцветность – низкий уровень
3. Композиция
а) По всей плоскости листа соблюдается пропорциональность между предметами - высокий уровень
б) На полосе листа с незначительными элементами – средний уровень
в) Не продуманно носит случайный характер – низкий уровень
4. Общая ручная умелость
а) Хорошо развита моторика рук, аккуратность - высокий уровень
б) Ручная умелость развита - средний уровень
в) Слабо развита моторика рук, требуется помощь - низкий уровень
5. Самостоятельность
а) Выполняет задания самостоятельно, без помощи. Ребенок самостоятельно выбирает тему, замысел, умеет планировать свои действия, выбирает выразительные средства, доводит начатое дело до конца - высокий уровень
б) Требует незначительная помощь - средний уровень
в) Выполняет задание с помощью педагога, необходима поддержка и стимуляция - низкий уровень
6. Показатели технических навыков
- раскатывание
а) Выполняет самостоятельно – высокий уровень
б) Требуется небольшая помощь – средний уровень
в) Выполняет действия с помощью педагога – низкий уровень
-сплющивание
а) Выполняет самостоятельно – высокий уровень
б) Требуется небольшая помощь – средний уровень
в) Выполняет действия с помощью педагога – низкий уровень
- размазывание
а) Выполняет самостоятельно – высокий уровень
б) Требуется небольшая помощь – средний уровень
в) Выполняет действия с помощью педагога – низкий уровень
При реализации Программы проводится оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики в целях отслеживания эффективности работы.
Педагогическая диагностика достижений ребенка в рамках освоения Программы направлена на изучение:
знаний воспитанников
умений воспитанников
Методы: наблюдение, беседа, анализ продуктов детской деятельности.
Педагогическая диагностика проводится два раза в год (в сентябре и мае).
В проведении диагностики участвуют педагоги.
Оценка педагогического процесса связана с уровнем овладения каждым ребенком необходимыми навыками и умениями по заданным критериям:
низкий уровень – ребѐнок не может выполнить все параметры оценки;
средний уровень – ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые параметры оценки;
высокий уровень – ребенок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого все параметры оценки.
Таблица оценки результативности работ детей
Ф.И.ребенка | Творческая активность | Сенсорные способности | Композиция | Самостоя-тельность | Выполнение Технических навыков | |||
скручивание | скатыва-ние | сплющивани | размазыва-ние | |||||
Предполагаемые результаты работы:
• у ребёнка развит интерес к творческой деятельности;
• усвоены основные приёмы работы в технике пластилинографии;
• мелкая моторика развита на достаточном уровне;
• ребёнок проявляет аккуратность при работе с пластилином, умеет последовательно выполнять работу и доводить начатое дело до конца.
3.4 Литература Информационное обеспечение программы
1. Астраханцева, С. В. Методические основы преподавания декоративно – прикладного творчества: учебно – методическое пособие/С. В. Астраханцева, В. Ю. Рукавица, А. В. Шушпанова; Под науч. ред. С. В. Астраханцевой. – Ростов р/Д: Феникс, 2006. – 347 с.
2. Блонский, П.П. Психология младшего школьника. / П. П. Блонский., Воронеж: НПО «Модек», 1997.
3. Горичева В.С. , Нагибина М.И. «Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина» - Ярославль: «Академия развития», 1998г.
4. Давыдова Г.Н. «Пластилинография» - 1,2. – М.: Издательство «Скрипторий 2003г», 2006.
5. Давыдова Г. Н. Пластилинография. Анималистическая живопись. – М.: Издательство «Скрипторий», 2007.
6. Давыдова Г.Н. «Детский дизайн» Пластилинография. 2008, 80 стр..
7. Давыдова Г. Н. Пластилинография. Цветочные мотивы. Издательство «Скриптория-2003» 2011, 72 стр..
8. Иванова М. Лепим из пластилина. Издательство АСТ-ПРЕСС КНИГА. 2007
9. Кард В., Петров С. «Сказки из пластилина» - ЗАО «Валери СПб», 1997 – 160 с.») (Серия «Учить и воспитывать, развлекая)
10. Лебедева Е. Г. «Простые поделки из бумаги и пластилина». Издательство: Айрис-пресс. 2008
11. Лыкова И.А. «Лепим игрушки: Лепка из пластилина. Мастерилка». Издательство: Мир книги. 2008
12. Лыкова И.А. Я Будущий скульптор. – М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2008г. – 48 с. – илл.
13. Новиковская О.А. Ум на кончиках пальцев. — М.: АСТ СПб: Сова, 2006
14. Орен Р.Лепка из пластилина: развиваем моторику рук. Издательство Махаон. 2010
15. Паньшина, И. Г. Декоративно – прикладное искусство. Мн., 1975. - 112с., ил.
16. Перевертень, Г. И. Самоделки из разных материалов: Кн.для учителя нач. классов по внеклассной работе. – М.: Просвещение, 1985. – 112с.
17. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/[В. А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.]; под ред. В. А. Горского. – М.: Просвещение, 2010.-111с. – (Стандарты второго поколения).
18. Рузина М.С., Афонькин С.Ю. Страна пальчиковых игр.- СПб.: КРИСТАЛЛ, 1997
19. Румянцева, Е.А Простые поделки из пластилина. Серия: "Внимание: дети!" 2009
20. Сафонова Е. Ю. Вместе с детьми - по ступенькам творческого роста [Текст] / Е. Ю. Сафонова // Дополнительное образование. – 2004. - №7. – С. 36-49.
4.ПРИЛОЖЕНИЕ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 8 « САЛЮТ» ГОРОДА СМОЛЕНСКА
КОНСУЛЬТАЦИЯ
ДЛЯ
РОДИТЕЛЕЙ
На тему: « ПЛАСТИЛИНОВОЕ
УВЛЕЧЕНИЕ»
Воспитатель: Горюнова М.В.
Г.Смоленск
Пластилиновое увлечение
Уважаемые взрослые, здравствуйте!
Если у Вас есть внуки или дети-дошколята, есть желание и время пообщаться с ними увлекательно и с пользой, - то эта страничка для Вас.
Хотите украсить интерьер яркой картинкой – пожалуйста, хотите сделать дедушке на день рождения необычную открытку – прекрасно, хотите способствовать развитию творчества, мелкой моторики или развивать воображение и чувство цвета вашего малыша – прочитайте мою статью.
Я – воспитатель детского сада со стажем и образованием, и еще не было у меня в группах ни одного ребенка, которому это занятие показалось бы не увлекательным. А полученными результатами они гордо хвастаются родителям и всегда просят свои «изделия» забрать домой и подарить близким или друзьям.
В кругу педагогов, занимающихся художественной деятельностью, этот метод называется «пластилинография». Попросту говоря, - это рисование пластилином.
Начинать рисование с детишками этим способом можно с трех лет, а если есть интерес, то и раньше. Просто, чем старше ребенок, тем меньше будет вашего руководства, помощи, больше самостоятельности и творчества.
Это рисование может быть предметным (например: новогодняя игрушка), сюжетным (зимний пейзаж, барашки на лугу), по образцу («кукла Маша»), из опыта (герои сказок), или поделка к любому празднику («Розы в мамин день», «Открытка для папы», «Космос», «Я люблю океан», «День победы») – спектр тем и творческих возможностей не ограничен.
Пластилинографию можно комбинировать с рисованием (фломастеры, гуашь, карандаши, мелки), с деталями аппликации из бумаги, картона или «бросового материала» (нитки, ткань, бусины, пуговки) на различные темы («Цветущий сад», «Ветка сирени», «Гроздья винограда», «Котята»).
Чем нужно запастись для успешной работы?
1. Обязательный материал: картон белый и цветной, пластилин (как можно больше оттенков), доска для лепки или клеенка, простой карандаш.
2. Вспомогательный материал: трафареты для обводки (если навыки рисования не высоки), наглядный образец (ваза с листьями) или натура (пейзаж зимних деревьев в снегу за окном, «картинки из сказок»), а также материал для комбинированных работ (в зависимости от фантазии).
Во-первых, Вы можете создать практически применимую вещь: украшение, подарок, поздравление, оформить рамку для фото, воздать памятный «портрет» (например, любимой игрушки).
Во-вторых, пластилинография развивает тонкость восприятия цвета: от выбора фона (цветного или белого) очень много значит (ваша работа по-другому заиграет). Тонкость выбора цвета пластилина тоже играет важную роль. Цветовое разнообразие или точность попадания в нужный цвет придает изделию неповторимые колорит, и иногда можно угадать манеру молодого автора.
В-третьих, выбор сюжета, его воплощение развивает у ребенка художественный вкус, образное мышление. Это простое в исполнении творчество, но оно всегда получается ярко и красиво. А дети любят заниматься и возвращаться к тому занятию, которое у них получается. Это увлекательно для ребенка, что немаловажно при воспитании его усидчивости, настойчивости в достижении цели, развития творческих способностей.
В-четвертых, пожалуй, самое важное с точки зрения полезности – это развитие мелкой моторики пальцев рук и подготовки ее в будущем к тяжелому школьному занятию – письму.
А теперь несколько практических рекомендаций по технике пластилинографии.
1. Примазывание. Т.е. берем нужного цвета пластилин и размазыванием его по картону (примазыванием). Например: надо «нарисовать» голубое облако. Предварительно в нужной части листа делаем карандашный набросок или обводим по трафарету. Берем голубой пластилин и, не выходя за контур наброска, примазываем пластилин («раскрашиваем» голубым пластилином облачко). Для большей натуральности можно сделать два-три мазка белым пластилином.
2. Скатывание колбасок. Например: вы рисуете машинку. Сначала выбираем фон. Затем – карандашный набросок. Далее выбираем пластилин, который будет «выгодно» смотреться на выбранном вами фоне. Раскатываем пластилиновые колбаски нужной длины и толщины, и этими колбасками выкладываем контур машины (черным - колеса, кузов – зеленым и т.д.). Подключаем фантазию и вкус.
3. Шарики - горошины. Этот метод «раскрашивания» делает рисунок объемным, очень оживляет. Особенно рекомендую его использовать при предметном изображении. Например: «Дары осени». Трафарет или набросок фрукта или овоща. Плоскость карандашного рисунка заполняется шариками (величина выбирается автором). Для крепости соединения с картоном пластилин надо слегка придавливать.
В одном сюжете можете использовать все три приема: «примазывание», «колбаски», «горошины». Примазыванием можно создать фон и уже к пластилиновому фону крепить колбаски и шарики (например: «Золотая осень»). Колбасками хорошо выделять силуэт изделия – они сделают его четким, выразительным. Шарики придадут рисунку объемность, яркость живость.
Именно работа пальчиками по притиранию пластилина, скатыванию колбасок и шариков является очень полезной и приносит неоценимые результаты для развития кисти вашего малыша.
Уверяю Вас, мамы, папы, а особенно бабушки и дедушки, Вы проведете с ребенком время увлекательно и полезно.
Желаю творческих успехов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/07/17/picture-127652-1405583942.jpg)
Рабочая программа по реализации образовательной области «художественно-эстетическое развитие» дополнительного образования в форме кружковой деятельности «Пластилиновое чудо»
Изобразительная деятельность - один из немногих видов занятий. где ребенок творит сам, а не просто разучивает и исполняет созданное кем то стихотворение, танец, песню. Проявить творческое воображение ...
![](/sites/default/files/pictures/2023/09/11/picture-910788-1694452090.jpg)
Программа дополнительного образования в форме кружковой деятельности по развитию мелкой моторики в среднем дошкольном возрасте «Развивайка» (срок реализации 1 год)
Цели программы: - положительное воздействие на внутренние органы детей через пальчиковую гимнастику; - подготовка руки ребенка к письму.Задачи: 1. Продолжать знакомить детей с такими понятиями, к...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/09/picture-518181-1415556196.jpg)
Учебный план муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада №3 «Теремок» по дополнительному образованию на 2019 – 2020 учебный год
Учебный план муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада №3 «Теремок» по дополнительному образованию на 2019 – 2020 учебный год определяет содержа...
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/13/picture-1205540-1578936091.jpg)
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ФОРМЕ КРУЖКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ВОЛШЕБНЫЙ ПЛАСТИЛИН» Вторая младшая группа
/Цель: познакомить детей с нетрадиционной техникой лепки – пластилинографией. Задачи: Учить основным приемам пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание); Учить пе...
Программа дополнительного образования в форме кружковой деятельности по ОО «Художественно-эстетическое развитие» «Великолепные ладошки».
Программа дополнительного образования в форме кружковой деятельности по ОО «Художественно-эстетическое развитие» «Великолепные ладошки»....
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/10/picture-975683-1610271104.jpg)
«Рабочая программа дополнительного образования «Маленькие экологи» для детей 5-6 лет на 2020-20121 учебный год муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 79 «Соловушка» города Смоленска»
laquo;Рабочая программа дополнительного образования «Маленькие экологи» для детей 5-6 лет на 2020-20121 учебный год муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения &laqu...
![](/sites/default/files/pictures/2022/02/03/picture-1383503-1643883506.jpg)
Рабочая программа по дополнительному образованию муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад №52 "Аленький цветочек" города Смоленска по развитию речи: "Сундучок речевичок"
Вторая младшая группа №3 "Ягодки"срок реализации программы 1 год...