Интеграция изобразительной деятельности и использования художественного слова в подготовительной группе детского сада.
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа)
НЕТРАДИЦИОННЫЕ СПОСОБЫ РИСОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО СЛОВА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДЕТСКОМ САДУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ЖАР ПТИЦА | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №81»
г.Воронеж
Интеграция изобразительной деятельности и использования художественного слова в подготовительной группе детского сада.
Подготовили педагог
дополнительного образования
Прозорова И.В.
Учитель-логопед
Майгурова В.В.
2022г.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО СЛОВА НА ЗАНЯТИЯХ
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Художественное слово широко применяется на занятиях изобразительной деятельностью. Педагогом могут быть использованы самые разнообразные литературные формы: стихи, потешки, загадки, маленькие рассказы, отрывки из сказок и других литературных произведений.
Цель использования художественного слова:
1. Создание у детей интереса к занятию.
2. Художественное слово как тема к изображению.
3. Художественное слово как тема для создания выразительного образа.
4. Использование художественного слова в изображении пейзажа.
Литературные произведения должны быть доступны и понятны детям по содержанию, языку, они должны вызвать в представлении ребенка яркие, зримые, конкретные образы, помочь ребенку реально представить предмет, его цвет, форму.
Для создания у детей интереса к занятию могут быть использованы любые литературные формы: стихи, потешки, отрывки из любых произведений, но чаще загадки. Детям предлагают отгадать, кого они будут рисовать.
Эти загадки не только создают интерес к занятию, но и несут информацию о внешнем виде предметов, о повадках животных.
Но есть и другие стихи, загадки, потешки, которые помогают создать в представлении ребенка выразительный образ.
В работе со старшими дошкольниками художественное слово может быть использовано как тема для изображения.
Особую роль играет художественное слово при рисовании детьми пейзажа. Подготовка детей к изображению пейзажа включает в себя следующее:
- целенаправленное, организованное наблюдение в природе;
- знакомство непосредственно с пейзажной живописью или
использование репродукций с картин;
- использование поэзии.
Стихи должны отличаться высокой художественностью, должны быть доступны и понятны детям по содержанию языку, должны формировать в представлении ребенка яркие, зримые, выразительные художественные образы.
Поэтические строчки могут помочь детям восприятию цветовой гаммы, палитры, колорита пейзажа.
Таким образом, отражение поэтических образов природы средствами рисунка доступно детям дошкольного возраста и влияет на их эстетическое воспитание.
Художественное слово развивает у ребенка не только способность видеть, но и передавать в рисунке красоту поэтических образов, влияет на выразительность детских рисунков.
Конспект интегрированного занятия по изодеятельности с использованием элементов нетрадиционных техник изображения и художественного слова в подготовительной группе ДОУ «Жар-птица».
Цель: развитие художественно-творческих способностей.
Задачи:
1. Учить детей рисовать сказочных птиц с помощью «трафарета» - руки; упражнять в подборе цвета, для передачи необходимого эффекта; обогащать словарный запас детей глаголами и прилагательными.
2. Развивать у детей наблюдательность, фантазию, творческое воображение; умение видеть характерные эстетические признаки окружающих предметов; развивать художественный вкус подбором цвета, формы; развивать описательную, эмоциональную речь детей.
3. Воспитывать аккуратность, творческую активность, самостоятельность, навыки сотрудничества, самооценки,
Взаимопонимание, ответственность.
Материал к занятию: Изображения Жар-птицы,белые листы бумаги размером А4, необходимые художественные материалы для детского творчества (цветные восковые карандаши,акварель,простой карандаш), бумага для поэтапного показа педагогом выполняемой работы, слайды для демонстрации,музыкальный материал),изображения жар-птицы.
Предварительная работа: чтение художественной литературы, русские народные сказки «Иван Царевич и серый волк», «Молодильные яблоки», «Конек-горбунок» П.Ершова; рассматривание иллюстраций с изображением жар-птицы; рисование с помощью «руки-трафарета» рыбок, уточек, солнышка; разучивание пальчиковой гимнастики «Волшебный цветок».
Ход занятия.
Педагог ДО: Ребята, я вам предлагаю совершить путешествие в сказочную страну. Где живут не просто птицы,а необыкновенные волшебные птицы.
Учитель-логопед: Тихо-тихо рядом сядем,
Входит чудо в каждый дом.
В удивительном наряде,
Разноцветном, расписном.
Вместе с чудом и весельем
К нам приходит волшебство
Осторожно-осторожно,
Не спугнуть бы нам его…
(Приходим на сказочную поляну).
Учитель-логопед: Послушайте загадку:
Оперением горя
Вся сверкает, как заря
И Иван ее ночами
Ловит для царя,
Он ей в хвост сумел вцепиться
И зовут ее …
Дети: Жар-птица.
(Слайды с изображением жар птиц)
Учитель-логопед: Ребята послушайте стихотворение А.Фета
Ребенок: На суку извилистом и чудном,Пестрых сказок пышная жилица,
Вся в огне,в сиянии изумрудном.
Над водой качается жар-птица.
Педагог ДО: Скажите, Жар-птица существует на самом деле?
Дети: Нет.
Педагог ДО: Почему?
Дети: Потому что ее придумали сказочники, художники, писатели. Педагог ДО: Правильно, молодцы. «Жар-птица- волшебная, сказочная птица». Чем же эта птица необычна, чем она отличается от других птиц, которых мы видим на улице, в парке?
Дети: Она отличается ярким необычным оперением.
Учитель-логопед: Правильно полушайте что о ней пишут-(говорят,рассказываю в сказках,стихах,потешках:
Ребенок: Жар-птица – сказочная птица,персонаж русских сказок,обычно является целью поиска героя сказки.Перья жар-птицы обладают способностью светить.Жар-птица-огненная птица,ее перья блистают серебром и золотом,крылья как языки пламени,а глаза светятся как кристаллы.
Показ слайдов.
Педагог ДО: Вот как необычно сказочно выглядит наша жар-птица.
Дети: Голова, туловище и крылья Жар – птицы нарисованы в ярко – красных красках. Хвост в виде радуги. На голове хохолок в красивых завитках
Педагог ДО: Какие вы знаете сказки с изображением Жар-птицы?
Дети: В сказке Ершова П. «Конек-Горбунок ,русская народная сказка«Жар-птица и Василиса-царевна», «Молодильные яблоки».
Учитель-логопед: послушайте как Ершов в своей сказке описывает Жар-птицу:
Неча молвить,страх красивы!
Ножки красные у всех;
А хвосты-то-сущий смех!
Чай,таких у куриц нету.
А уж сколько парень свету,
Словно батюшкина печь!
Педагог ДО: Я вам предлагаю превратиться в сказочных птиц.
Физминутка
Чудо – птицы прилетели. взмах, руки вверх,
Прилетели , посмотрели. опустить руки, повернули голову вправо, влево.
На ветвях они присели. присели,
Вдруг вспорхнули, улетели. встать и улететь.
Педагог ДО: В народных поверьях и сказках жар-птица - символ света, радости, счастья. Герои сказок часто отправляются в путь за Жар-птицей. Сегодня я предлагаю вам стать художниками и нарисовать свою жар птицу, которая вам принесёт счастье.Но мы нарисуем с вами не совсем обычным способом.
(Демонстрация нетрадиционной техники) .Подумайте, какую сказочную птицу вы будете рисовать? Какими декоративными узорами вы будете наряжать свою Жар-птицу?А пока вы рисуете мы послушаем прекрасную музыку и посмотрим как другие художники изображали Жар-птиц.
Самостоятельная творческая деятельность детей
В процессе работы педагог общается с детьми, спрашивает, какие цвета нужны для того чтобы передать радость, счастье? А какие необходимы для грусти, печали, тоски? Можно сочетать теплые и холодные оттенки. Рассказывает о том, что только старание и аккуратность помогут нарисовать красивых птиц.
Закончив работу,педагог устраивает выставку рисунков и обращает внимание детей на рисунки.
Педагог ДО: Ах, какая красота! От красоты, и от теплоты ваших рук оживет Жар - птица. Ночью Жар-птица улетит в сказку и исполнит ваше заветное желание.
Учитель-логопед: Ребята,я расскажу вам тайну-Жар-птица может приходить к вам когда вы этого пожелаете.И может исполнять ваши заветные желания,вы можете пофантазировать придумать вместе с ней свою сказку или историю.(методика Соболевой О.Л.)
Литература:
1. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников
М. 1997
2. Компанцева Л.В. Поэтический образ природы в детском рисунке
М. 1985
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПОЗНАНИЮ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА. Тема. Моя семья.
Цель. Развитие познавательно – речевой активности детей старшего дошкольного возраста....
Конспект непосредственно - образовательной деятельности по ФЭМП в подготовительной группе детского сада , тема занятия " В гостях у Вини Пуха".
" Использование деятельностного метода при организации непрерывного процесса обучения в образовательной области " Познание". ...
НОД по изобразительной деятельности "Зимний лес" в подготовительной группе детского сада
Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе детского сада по изо-деятельности. Рисование различных пород деревьев в зимнем уборе....
ПЛАН ПРОЕКТНОЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТАРШЕЙ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА
Календарно-тематическое планирование проектной работы на год. Тема: "Все профессии нужны, все профессии важны"...
Конспект занятия по обучению детей грамоте «Звук, буква, слово» в подготовительной группе детского сада
На занятие по обучению детей грамоте учим делить слова на слоги, читать слоги с пройденными буквами. С помощью игры «Теремок» выясняем, что звуки мы слышим, а буквы – видим. Дальше с...
Познавательно-исследовательская деятельность экспериментального характера в подготовительной группе детского сада на тему: «Зимние эксперименты на прогулке»
В данном материале содержатся наработки экспериментального характера о свойствах и состояниях воды...
Изо.деятельность пластиковой вилкой в подготовительной группе детского сада "Сентябринка".
нетрадиционные техники расширяют изобразительные вонНетрадиционные техники расширяют изобразительные возможности детей, что позволяет им в большей мере реализовать свой жизненный опыт, освободиться от...