Познавательно-исследовательская деятельность экспериментального характера в подготовительной группе детского сада на тему: «Зимние эксперименты на прогулке»
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа)
В данном материале содержатся наработки экспериментального характера о свойствах и состояниях воды
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
smi_dekabr.docx | 16.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Познавательно-исследовательская деятельность экспериментального характера в подготовительной группе детского сада на тему:
«Зимние эксперименты на прогулке»
Образовательные области – познавательная, речевая, социально-коммуникативная.
Виды деятельности – познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая.
Цель: закреплять знания детей о свойствах и состояниях воды; учить формулировать выводы в процессе практических действий; включать детей в совместные со взрослыми действия экспериментального характера.
Материал и оборудование: три ёмкости с водой, со льдом и со снегом; мыльные пузыри; чашка с кипятком; металлическая крышка.
Организационный этап деятельности. Во время прогулки воспитатель рассказывает, что вчера купила в магазине воду в бутылке и, когда несла ее домой, встретила знакомую, заговорилась с ней и совсем забыла про воду. Придя домой, обнаружила, что вода в бутылке почему-то стала твердой.
- Как вы думаете, ребята, смогла я ее вылить из бутылки?
Дети отвечают.
Воспитатель предлагает разобраться, почему так произошло.
Поисково-исследовательский этап деятельности. Воспитатель обращает внимание детей на приготовленные для прогулки ёмкости с водой и со льдом. Предлагает сравнить два состояния воды – жидкое и твердое. Путем сравнения дети устанавливают прилагательные, которые характеризуют воду (жидкая, теплая) и лед (плотный, твердый, гладкий, скользкий, холодный, блестящий).
Далее воспитатель ставит проблемный вопрос: почему они выглядят по-разному?
В ходе беседы по опорным вопросам дети устанавливают, как вода превращается в лед. В природе (естественным путем) или в морозильнике (искусственным путем) вода из жидкого состояния переходит в твердое, становится льдом.
Воспитатель достает третью емкость и насыпает в нее снег. Теперь дети должны сравнить три емкости – с водой, со льдом и со снегом – и определить, чем они отличаются.
Дети отвечают, что лед и снег – это застывшая вода. Только снег образуется высоко в небе из капелек воды: капельки воды, проходят через холодный небесный воздух и постепенно замерзают; на землю падают крупинки снега. Лед же замерзает на поверхности земли как большое количество воды.
Воспитатель предлагает детям узнать секрет появления снежинок путем экспериментирования.
Она спрашивает детей о свойствах снега (белый, мокрый, холодный, сырой, рыхлый, пушистый, в теплом месте тает). Вместе с детьми они вспоминают, что снег состоит из большого количества маленьких кристалликов – снежинок, все они имеют разную форму и разный рисунок.
Воспитатель ставит проблемную ситуацию – как можно самим сделать снег, если есть мыльные пузыри и температура воздуха на улице минус 10-12 градусов?
Дети медленно выдувают пузырь и наблюдают, что с ним происходит. В тонкой пленке мыльного пузыря начинают собираться снежные кристаллики, которые постепенно растут и превращаются в снежинки.
Снег и лед – это не единственные зимние природные явления. Воспитатель предлагает детям назвать еще одно явление с помощью эксперимента – помощник воспитателя выносит на улицу чашку с кипятком. Дети определяют, что вода горячая, по пару, исходящему от чашки. Ее накрывают металлической крышкой на 5 минут. Затем приподнимают крышку и дети делают вывод, что на крышке образовался снежный «нарост», который называют иней.
Итоговый этап деятельности (анализ и обобщение полученных результатов).
Воспитатель формулирует вывод о том, что лед и снег – это состояния воды, они образуются путем ее замерзания. Иней – это осевшие капельки пара, которые замерзли на морозе. Она предлагает детям взять емкости со льдом, со снегом и крышку с инеем в группу и проверить, возможен ли обратный процесс – превращение воды из твердого состояния в жидкое.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПОЗНАНИЮ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА. Тема. Моя семья.
Цель. Развитие познавательно – речевой активности детей старшего дошкольного возраста....
Конспект непосредственно - образовательной деятельности по ФЭМП в подготовительной группе детского сада , тема занятия " В гостях у Вини Пуха".
" Использование деятельностного метода при организации непрерывного процесса обучения в образовательной области " Познание". ...
НОД по изобразительной деятельности "Зимний лес" в подготовительной группе детского сада
Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе детского сада по изо-деятельности. Рисование различных пород деревьев в зимнем уборе....
ПЛАН ПРОЕКТНОЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТАРШЕЙ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА
Календарно-тематическое планирование проектной работы на год. Тема: "Все профессии нужны, все профессии важны"...
Презентация для детей средней группы детского сада на тему "зимняя одежда"
Игра- презентация с озвучкой и анимацией на тему "зимняя одежда" для детей средней группы детского сада...
Конспект НОД и презентация в младшей группе детского сада на тему: «Зимние забавы»
Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию конспект и презентацию на тему:"Зимние забавы".В конспекте использованы такие игры, как "Найди отличия", "Доскажи словечко", ...
Познавательно-исследовательская деятельность по экологии в подготовительной группе детского сада
Организация познавательно-исследовательской деятельности с дошкольниками 6–7 лет...