Конспект открытого занятия по приобщению детей к истокам русской народной культуры. Художественно-эстетическое развитие. Тема: «Веселая матрешка»
методическая разработка по рисованию (старшая группа)
Программные задачи:
1. Образовательные:
- познакомить дошкольников с игрушкой – Матрешкой путем восприятия её через народный фольклор, познакомить с русской народной деревянной игрушкой – матрешка;
- закреплять представления детей об особенностях игрушки матрешка, о характерных элементах росписи (косыночка, сарафан);
- формировать интерес и любовь к народному творчеству, обогащать словарь детей словами: сувенир, расписывать, цепочка бутонов.
2. Развивающие:
- развивать творческие способности детей;
- развивать умение украшать силуэт матрёшки разнообразными узорами.
3. Воспитательные:
- воспитывать у детей интерес к культуре своих предков.
- воспитывать чувство любви к деревянной игрушке.
- воспитывать аккуратность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya.doc | 112 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Гагинский детский сад № 1
Конспект открытого занятия
по приобщению детей
к истокам русской народной культуры.
Художественно-эстетическое развитие.
Тема: «Веселая матрешка»
Подготовила воспитатель Сержантова О.Н. |
Гагино
2023
Педагогическая цель:
Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры.
Программные задачи:
1. Образовательные:
- познакомить дошкольников с игрушкой – Матрешкой путем восприятия её через народный фольклор, познакомить с русской народной деревянной игрушкой – матрешка;
- закреплять представления детей об особенностях игрушки матрешка, о характерных элементах росписи (косыночка, сарафан);
- формировать интерес и любовь к народному творчеству, обогащать словарь детей словами: сувенир, расписывать, цепочка бутонов.
2. Развивающие:
- развивать творческие способности детей;
- развивать умение украшать силуэт матрёшки разнообразными узорами.
3. Воспитательные:
- воспитывать у детей интерес к культуре своих предков.
- воспитывать чувство любви к деревянной игрушке.
- воспитывать аккуратность.
Взаимодействие образовательных областей: познавательное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Предварительная работа: дидактические игры с матрешками, чтение стихотворения Т. Шпикаловой «Русская матрешка», рассматривание иллюстраций с изображением деревянных игрушек.
Материал:
1. Демонстрационный материал: матрешки.
2. Раздаточный материал: бумажные силуэты матрешек (по количеству детей).
Оборудование: русский народный костюм для воспитателя, проигрыватель, аудиозапись русской народной песни, фонограмма песни «Мы веселые матрешки», гуашь, кисточки, ватные палочки, стаканчики для воды, салфетки.
Ход занятия:
1. Введение в игровую ситуацию. (Звучит русская народная мелодия, воспитатель в русском народном костюме входит в группу).
Воспитатель: Здравствуйте ребята! Я рада видеть вас всех на нашем занятии.
И начать мне хочется с игрового упражнения «Я дарю тебе улыбку». Каждый новый день надо начинать хорошим настроением. А чтобы настроение было хорошим и веселым давайте улыбнемся друг другу и встанем в круг.
Встаньте дети быстро в круг. Ты мой друг и я твой друг.
Крепко за руки возьмёмся и друг другу улыбнёмся.
Посмотрю на ваши лица. С кем бы мне здесь подружиться?
Очень всех я вас люблю, и со всеми я дружу.
Возьмемся за руки, закроем глаза, и передадим друг другу, ту искорку тепла и любви, что живет в нашем сердце.
Почувствуйте, как по нашим рукам, из ладошки в ладошку, переходит доброта. Улыбнемся и пожелаем друг другу доброго утра и радостного настроения.
Ребята, а вы обратили внимание на мой красивый наряд. Кто мне ответит, как он называется? (Ответы детей).
Верно, ребята, это русский народный сарафан, который носили в старину.
Хотелось бы вам сегодня отправиться в прошлое, в старину? (Ответы детей)
-А поможет нам в этом интересная игрушка, а как она называется, мы узнаем, отгадав загадку:
В гости к нам пришла игрушка
Не лошадка не петрушка.
Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может, три, а может, шесть.
Разрумянилась немножко.
Наша русская… (Матрешка) (Показывает матрешку)
2. Основная часть.
Воспитатель: Молодцы ребята! Отгадали загадку, о матрешке.
(Тихо звучит русская народная музыка.)
А как вы думаете откуда появилась матрешка?
Появилась первая матрешка давно более 120 лет назад. Однажды из Японии привезли игрушку - большеголового деревянного японца. Раскроешь его, а там еще такая же игрушка, раскроешь вторую, а там третья.
Очень понравилась такая игрушка русским мастерам. Они «переодели» её в русский сарафан с передничком, на голову повязали яркий платочек. Матрешка изображает русскую крестьянскую девушку. Деревенский мастер наградил матрешку русской красотой – чёрными бровями, румяными щёчками, красивые глаза прикрыл длинными ресницами. И назвал ее старинным русским именем – Матрёна. А как будет звучать ласковое имя Матрены?
- Матренушка, Мотронушка, Матрешечка.
-А секрет куклы-матрёшки такой же, как у деревянной японской игрушки - она раскрывается.
Разломила пополам:
Интересно, что же там?
Там еще одна матрешка,
Улыбается, смеется,
Хоть и жаль ее ломать,
Буду дальше разбирать.
- Из чего сделаны матрешки? (Из дерева)
- Молодцы! Сначала из дерева делают фигурки. Затем фигурки расписывают. Какие они становятся?
- У каждой матрешки на голове платочек, сарафаны яркие, праздничные. Если рассмотреть внимательно узоры на одежде матрешек, можно заметить, что у них есть общие элементы: цветы, ягодки, листики.
Воспитатель: Любят матрешек русские люди. А народные мастера с удовольствием их изготавливают. Да только в разных городах матрёшечки разные получаются:
Эта матрешка из села Загорское. Загорская матрешка. Посмотрите на неё – округлая, одета в сарафанчик, кофточку с вышивкой, поверх сарафана передник с вышитым узором или цветами, на голове платочек. Декоративная роспись скромно украшает платок и край фартука. Эти несложные узоры местные мастера называют пеструшкой.
Семёновская матрёшка. Мастерят таких матрёшек в городе Семенове, отсюда и название - Семеновская. В росписи этой матрешки главное место занимают букеты красивых цветов на фартучке.
Из тихого зеленого городка Семёнова
В гости к вам пришла.
Букет цветов садовых розовых, бордовых
В подарок принесла.
Обратите внимание на фартук, на котором изображён букет пышных цветов. Какие краски используют семёновские мастера для узоров? (ответ детей)
А эта Матрешка из Полхов-Майдана.
Украшен её наряд цветами
С сияющими лепестками
И ягодами разными,
Спелыми и красными.
Посмотрите, её фигурка вытянутая, стройная, с маленькой головкой, и похожа на столбик или куколку. У Полхов-Майданских матрешек нет сарафана и фартука. Вместо этого – большой букет цветов на голове полушалок без узелка.
Матрешки – куклы веселые, жизнерадостные. Глянешь на их лица, и настроение сразу поднимается, а уж как они любят петь и танцевать! Давайте и мы с вами потанцуем.
Динамическая пауза.
Исполняется песня – танец «Мы - матрешки».
А вы знаете, что в каждой стране есть свои сувениры. И в нашей огромной стране России, тоже есть свой сувенир. Как думаете, какой? (Матрёшка)
Ой, ты барышня – матрешка, разноцветная одежка.
Знает весь огромный мир этот русский сувенир
- Люди из других стран, когда приезжают в Россию, обязательно на память о ней покупают такие изделия, потому что все эти изделия делают только в России.
Продуктивная деятельность.
Воспитатель: Ребята, а у наших матрешек есть подружки, только они не деревянные, а бумажные. Посмотрите на этих матрешек, почему они такие грустные? Сравните их с деревянными матрёшками, чем они отличаются?
- А как вы думаете, мы можем им помочь? Что нужно сделать, чтобы матрешки стали нарядные, красивые, как их деревянные подружки?
Правильно! Их нужно украсить красивыми цветами, расписными узорами.
Очень любят все матрёшки разноцветные одёжки!
Кручу, верчу, превратить вас хочу. Хочу превратить вас в мастеров!
Физкультминутка
Прежде, чем рисовать
Нужно пальчики размять.
Указательный и средний,
Безымянный и последний
Поздоровались с большим.
А теперь потрем ладошки
Друг о друга мы немножко.
Кулачки разжали – сжали,
Кулачки разжали – сжали.
Вот и пальчики размяли.
- А сейчас мастера за работу всем пора.
Каждый мастер украсит цветами и узорами свою матрёшку. У вас есть ватные палочки, кисточки - ими мы и будем расписывать матрёшку. Сначала украсим платочек, на нем горошинки. А теперь украсим сарафан. Нарисуем на нем цветочки.
(Во время работы звучит музыка).
Мастера, скорей за дело
Украшай матрешек смело
Выбирай любой узор,
Чтобы радовал он взор.
Во время росписи воспитатель напоминает детям пословицы о труде.
Поспешишь – людей насмешишь.
Хорошая работа два века живет.
Умелые руки не знают скуки.
Землю красит солнце, а человека – труд.
Каков мастер, такова и работа.
Всякое дело мастера красит.
3. Заключительная часть.
Воспитатель: Вот и матрешки наши готовы, посмотрите, какие они замечательные получились, все разные и красивые. Вы, ребята, постарались, работали, как настоящие мастера-художники!
Воспитатель: Ребята, что нового вы сегодня узнали о Матрёшках?
Что понравилось?
А трудности вы испытывали в чём-то?
Воспитатель: Прошло ребята много лет, а Матрешка до сих пор – любимая игрушка детей.
Её охотно дарят друзьям на добрую память. Но суть русской Матрешки остается
прежней – любовь и дружба.
Ребёнок :
Велика Россия наша
И талантлив наш народ.
О Руси родной умельцах
На весь мир молва идет -
Наша русская Матрешка
Не стареет сотню лет,
В красоте в таланте русском
Весь находится секрет!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспекты занятий по приобщению к истокам русской народной культуре
Темы занятий: "Забавы вокруг печи""Хлеб- всему голова""Октябрь пахнет капустой""Синичкин день"" Покровские посиделки" - развлечение...
Конспект НОД по приобщению к истокам русской народной культуры. "Знакомство с предметом быта -прялка"
Приобщение детей к истокам русской культуры, русским традициям, формировать элементарные представления о быте русского народа, развивать познавательный интерес к истории народа....
Конспект НОД по приобщению к истокам русской народной культуры: Знакомство детей с предметами быта «Прялка.»
Создать условия для приобщения детей к богатой культуре наследия русского народа....
Конспект занятия по приобщению к истокам русской народной культуры в средней группе.
Конспект занятия по приобщению к истокам русской народной культуры в средней группе. Тема: «Знакомство с деревянными ложками».Цель: обогатить представления детей об истории ...
Анализ занятия по приобщению детей к истокам русской народной культуры. Художественно-эстетическое развитие. Тема: «Веселая матрешка»
Данное занятие проводилось с детьми старшей группы. На занятии присутствовало 9 человек. Дети в моей группе активные, любознательные, непосредственные, увлеченные, доброжелательные, взаимоотношен...
Конспект НОД по ОО « Познавательное развитие, Художественно - эстетическое развитие». Приобщение к истокам русской народной культуры. Тема: «Чудо балалайка – символ России»
Познакомить с русским народным музыкальным инструментом – балалайкой, ее происхождением....
Конспект занятия по приобщению к истокам русской народной культуры в старшей группе
Расширять кругозор детей об истории и народных традициях, познакомить с предметами быта старины, нацелить на воссоздание культурных ценностей русского народа.Воспитывать чувство любви и гордости к Род...