Конспект НОД по ОО « Познавательное развитие, Художественно - эстетическое развитие». Приобщение к истокам русской народной культуры. Тема: «Чудо балалайка – символ России»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Познакомить с русским народным музыкальным инструментом – балалайкой, ее происхождением.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по ОО « Познавательное развитие, Художественно - эстетическое развитие». Приобщение к истокам русской народной культуры.
Тема: «Чудо балалайка – символ России»
Цель:продолжать формирование интереса к истории своей страны через знакомство с русским народным музыкальным инструментом — балалайкой
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие; речевое развитие; социально-коммуникативное развитие.
Задачи:
Образовательные:
-продолжать знакомить с русским народным музыкальным инструментом – балалайкой, ее происхождением.
- расширять и систематизировать знания детей о русском народном инструменте - балалайке: форма, материал.
- развивать тембровый слух, умение определять звук балалайки;
- развивать стремление к самостоятельной музыкальной деятельности;
- учение двигаться свободно, импровизировать под предложенную музыку;
- закрепить пословицы и поговорки про инструмент
Развивающие:
-развивать внимание, чувство ритма, эмоциональную отзывчивость.
- побуждать принимать активное участие в игре, проявлять творчество в свободной пляске.
Воспитательные:
- формировать доброе отношение друг к другу.
- воспитывать интерес к экспонатам музея, эмоциональную отзывчивость к произведениям русского фольклора.
Материал и оборудование.
Презентация, аудиозаписи русских народных мелодий, балалайка, инструменты для оркестра. Клей, салфетки, ножницы, готовые формы для украшения
Предварительная работа.
Беседы о балалайке, рассматривание иллюстрации из серии «Музыкальные инструменты. Отгадывание загадок о музыкальных инструментах; чтение пословиц и поговорок; чтение русской народной сказки «Кот, петух и лиса»; слушание народных мелодий; рисовали балалайку.Игра «Веселая балалайка»
Словарная работа.Музыкальный, инструмент, русская, народная, балалайка, деревянная, треугольный, корпус, струны. Изба, горница,
Ход занятия.
Вос: Здравствуйте, ребята!
Дети: Здравствуйте!
Вос: Как ваше настроение?
Дети: Отличное!
Вос: У нас на занятии сегодня гости, поздороваемся с ними.
Дети:
Я здороваюсь везде, дома и на улице,
Даже здравствуй, говорю, я соседской курице!
Здравствуй солнце золотое.
Здравствуй небо голубое.
Здравствуй лёгкий ветерок.
Здравствуй маленький дубок.
Здравствуй утро, здравствуй век.
Здравствуй новый человек!
Вос: Ребята, садитесь на стульчики.
Дети садятся на стульчики.
Мир вам, гости дорогие, вы явились в добрый час-
Встречу теплую такую я готовила для вас. Вам всем удобно?
Дети: Да!
Вос: Сейчас должна прийти к нам русская красавица…
А вот и она…закройте глазки и послушайте, кого мы сегодня ждем
Звучит наигрыш на балалайке (на фоне)
реб:
Ох, звенит она, звенит.
Всех,играя веселит.
А всего-то три струны
Ей, для музыки нужны!
Кто такая,… отгадай-ка.
Этонаша ….
Дети: БАЛАЛАЙКА!
Вос: Молодцы, узнали, это русская балалайка! А вот и наша гостья!
Показываю настоящую балалайку.
Что ещё вы можете рассказать об этом инструменте?
Просмотр презентации про балалайку во время рассказов детей
1.Реб.
Давным-давно жили люди, их называли крестьяне и, чтобы скрасить свою трудную жизнь, придумали они интересный музыкальный инструмент, звучание которого очень полюбилось людям. Он играл на всех народных гуляниях и ярмарках. Под его веселые звуки пели, танцевали. Но вот как назвать его? Думали-думали и придумали. Произошло название инструмента от слов «балакать», «балаболить», что в старину означало болтать. Вот и назвали этот инструмент – балалайка.
2.Реб:
Балалайка - это старинный русский народный трехструнный щипковый музыкальный инструмент- она стала символом русского народа.Секреты игры на ней передавались от отца к сыну.
3.Реб:Балалайка была создана более трёхсот лет назад. В 17 веке она была инструментом скоморохов, которые выступали на ярмарках, веселили народ. Считалось, что балалайка инструмент шутливый, лёгкий, не очень серьезный.
Вос: Правильно говорите. А как называются музыканты, которые играют на балалайке?
Реб: Музыкантов, которые играют на балалайках, называют балалаечниками.
Вос: Послушайте, как она звучит в оркестре.
Отрывок оркестрового произведения.
Вос:Как звучит балалайка?
Дети: Инструмент звучит бойко, задиристо, задорно, хочется пуститься в пляс.
Вос: Можно и в пляс, можно и с песней.
Реб:
Заиграй-ка, балалайка
Балалайка - три струны,
Запевайте, не зевайте…
Песня «Чудо балалайка»
Мальчики берут балалайки, имитируют игру на инструменте, девочки поют.
Вос:
На Руси ни один праздник не проходил без песен и танцев под балалайку.
Ребята, а теперь посмотрите внимательно и скажите, из чего сделана балалайка?
4.Реб:
Деревянный треугольный корпус и длинный гриф, на который натянуты три струны.Балалайка- струнный инструмент потому, что звук возникает благодаря игре на струнах.
Вос:вспомним, на какие группы делятся музыкальные инструменты?
Дети: ударные, клавишные, духовые, струнные.
К какой группе относится балалайка?
Дети: К струнным.
Музыкально дидактическая игра «Какой инструмент?»
4 человека, каждый выбирает свою группу.
Вос: Людям от балалайки радость и потеха, знаменита она на весь мир, все знают, что балалайка – это русский народный инструмент. Звенит её голос по белу свету и Россию славит.
1Реб:
Поиграй-ка, пострадай-ка,
Символ русской старины,
Балалайка, балалайка –
А всего то три струны!
2Реб:
Три струны, а звук какой!
С переливами, живой.
Узнаю его в момент —
Самый русский инструмент.
3Реб:
В озорные три струны
Все в России влюблены.
Будем петь и плясать
Балалайку прославлять
Вос:
А сейчас я приглашаю вас в мастерскую, где мы продолжим работу над украшением балалайки.
Дети рассаживаются за столы на свои места.
Вос: обращает внимание детей на то, что лежит на столах. Сегодня мы с вами продолжим украшать балалайку. Прежде чем дети приступят к выполнению задания, воспитатель напоминает правила работы с клеем и ножницами.Дети клеят под музыкальное сопровождение – запись концерта балалаечников.Входе, выполнения задания воспитатель помогает затрудняющимся детям. В конце предлагают сделать выставку работ детей и украсить главную большую балалайку.
Вос:
Молодцы! У вас получились замечательно украшенные балалайки.
Вспомним, какие мы знаем пословицы и поговорки о балалайке. Послушайте их:
Балалайка не огонь, а разогреет.
Баять байку про балалайку.
Бери балалайку в руки, и не станет скуки.
С балалайкой работа спорится.
Рефлексия
О каком музыкальном инструменте мы сегодня говорили?
Какой это инструмент? Что нового вы сегодня узнали?
Что вам понравилось больше всего во время нашей деятельности? Что вам особенно запомнилось?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности («Познавательное развитие», «Художественно – эстетическое развитие») с детьми от 4 до 5 лет на тему: «Письмо ветерану»
Тема: «Письмо ветерану» Цель: Осуществлять патриотическое воспитание.Задачи: Дать детям первоначальные представления о ВОВ. Продолжать учить вырезать круглые формы из квадр...
Конспект интегрированного занятия по познавательному и художественному-эстетическому развитию (бумагопластика) в старшей группе «Почемучки» на тему: «Хлебный Колос».
Задачи :Обучающая:- дать детям представление о колосе, его строении;- закрепить знания детей, о зерновых культурах из которых пекут хлеб;- закрепить знания детей о хлебе как одном из величайших богатс...
Конспект организации образовательной деятельности по приобщению детей средней группы к истокам русской народной культуры. Тема: «Народная игрушка» (интеграция ОО «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие»).
Конспект организацииобразовательной деятельности по приобщению детей средней группы к истокам русской народной культуры.Тема: «Народная игрушка» (интеграция ОО «Художестве...
Конспект совместной образовательной деятельности по направлениям «Познавательное развитие», «Художественно- эстетическое развитие» Тема: «Вот какая русская матрешка!»
Цель: формирование у детей представлений о народной игрушке-матрешке, истории ее возникновения....
Развлечение по приобщению к истокам русской народной культуры разновозрастная (3 – 5 лет) группа на тему: «Мы живём в России»
Развлечение по приобщению к истокам русской народной культуры разновозрастная (3 – 5 лет) группана тему: «Мы живём в России»...
Конспект образовательной деятельности в старшей группе по приобщению к истокам русской народной культуры. Тема: «Знакомство с романовской игрушкой»
Занятие по приобщению дошкольников к истокам русской народной культуры для детей 5 - 6 лет. Для лучшего усваивания материала детьми на занятии используется лепбук "Романовская игрушка"....
Конспект занятия Образовательная область «Познавательное развитие». «Художественно-эстетическое развитие». средняя группа Тема: «Музей дымковской игрушки» (по мотивам дымковских росписей).
Конспект занятия "Музей дымковской игрушки"....