Конспект НОД по приобщению к истокам русской народной культуры. "Знакомство с предметом быта -прялка"
план-конспект занятия (средняя группа)
Приобщение детей к истокам русской культуры, русским традициям, формировать элементарные представления о быте русского народа,
развивать познавательный интерес к истории народа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_po_priobshcheniyu_kistokam.docx | 20.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по приобщению к истокам русской народной культуры: Знакомство детей с предметами быта «Прялка.»
Воспитатель Промчук О.А.
Возраст средняя группа
Тема «Знакомство с предметами быта-прялка. »
Образовательная область «Познавательное развитие.»
Цель: Создать условия для приобщения детей к богатой культуре наследия русского народа.
Задачи:
Образовательная: уточнить представления детей о предметах старины, их назначении. Познакомить с предметом обихода-прялкой.
Развивающая: развивать познавательную активность, умение сопоставлять предметы старины и современного мира.
Развивать воображение и творческие способности детей.
Воспитательная: содействовать воспитанию нравственных чувств, интереса к истории своей страны, духовных и культурных традиций.
Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, игровая.
Формы реализации детских видов деятельности: беседа, отгадывание загадок, русская-народная игра.
Формы организации: групповое занятие, индивидуальное.
Оборудование и материалы: прялка, обруч для игры «Карусель», Д/и «Отгадай загадку и найди предмет»
Содержание(ход) НОД:
Деятельность воспитателя | Деятельность детей | |
1.Вводная часть (Создание благоприятного климата, постановка проблемы) | ||
(Воспитатель с детьми приходят в «Русскую избу», где их ждет Хозяйка-муз.руководитель.) Xозяйка сидит у прялки с веретеном и напевает: «Веретено, веретено! Жужжит и кружится оно. Нитку сучит, об пол стучит.» | ||
2.Основная часть | ||
Х: -Здравствуйте, гости желанные! Извольте в горенку нашу войти, В горенку войти да на лавочку сесть! Посидим рядком, да поговорим ладком. (Дети и воспитатель рассаживаются) Х: -Дети, вы знаете, что я делаю? Х: -Я пряду нитку, а пряду я ее на прялке, посмотрите, как выглядит прялка. Раньше в крестьянской избе начинали прясть с детства. Прялка была в деревне в каждом доме и считалась одним из самых почитаемых предметов в доме. Долгими зимними вечерами пряли с их помощью пряжу. Нарядную прялку мастерил добрый молодец в подарок своей невесте, дарил на память муж жене, отец дочери. И потому её старались украсить и сделать особенно нарядной. Прялку – подарок бережно хранили всю жизнь и передавали как великую ценность следующему поколению. Состоит прялка из донца, на котором сидят, лопасти и ножки-стояка. К лопасти привязывали кудель. Во время работы мастерица садилась на донце и скручивала нить из кудели. Посмотрите, что такое кудель. Вот у меня в руке волокно – кудель. Это приготовленная для прядения шерсть. Но прежде, чем приступить к работе нужно перебрать шерсть и удалить из нее разный мусор, потом несколько раз перебрать еще и расчесать. Вот какую трудную работу надо выполнить, чтобы напрясть вот такие клубочки ниток! (Хозяйка показывает детям клубки нити из корзинки) -Дети возьмите по клубочку, потяните нитку какая она на ощупь? -Ребята, для чего нам нужны шерстяные нитки? -Правильно, шерстяные вещи очень теплые, кто из вас знает откуда берется шерсть? -Отгадайте загадку и узнаете ответ на вопрос: В стаде все они живут, Целый день траву жуют, Шерсть закручена в колечки, Это дружные … -Конечно! Овечки дают нам свою шерсть, чтобы мы зимой не мерзли. -Ребята, сегодня мы с вами познакомились с одним из предметов старины-прялкой. А какие вы еще знаете предметы старины, которыми люди каждодневно пользовались? А подсказкой вам будет наша изба. По очереди кладите клубок в корзину и называйте предмет. В:-Ребята в старину люди очень много работали, но и отдыхать они любили. Они играли в разные веселые игры, водили хороводы. И до нас с вами эти игры дошли. Вставайте в круг мы поиграем в игру «Карусель» Еле, еле, еле, еле. Закружились карусели, А потом, потом, потом Все бегом, бегом, бегом. Тише, тише, не спешите, Карусель остановите. Раз-два, раз-два, Вот и кончилась игра. (Игра проводится 2-3 раза) В: Ребята, а еще люди в старину любили отгадывать загадки. Вы любите загадки? Мы сейчас будем отгадывать загадки нашего времени и времени когда еще ваши бабушки были маленькими. Хотите отгадывать загадки ваших бабушек? На столе вы найдете ответы. Готовы? Бабушка седа-бела, Чем больше я верчусь, Не паровоз, не пароход, Очень много окон в нем. Она висит под потолком, Соберу рубашки, майки Стоит «толстячок» подбоченивши бочок, Шипит и кипит, всем пить чай велит. Стоит столб, Горит свет, А углей нет.
Висит груша — Нельзя скушать. Четыре брата Под одной шляпой стоят. Три братца Пошли на реку купаться, Два купаются, Третий на берегу валяется. Не будильник, а звонит, не приемник – говорит. Угадайте, кто же он? Ну, конечно. Пыль увижу – заворчу, заворчу и проглочу. Близкий родственник метлы в доме выметет углы. Он, конечно, не бездельник. Сор убрать поможет ... Растянулась, как гармошка, чудо-печка под окошком. | -Здравствуйте! (Ответы детей) (Дети рассматривают прялку) (Дети берут клубки из корзинки) -Мягкая, пушистая, приятная. -Чтобы вязать шерстяные вещи: носки, шарфы, кофты, варежки. (Ответы детей) -Овечки. (Дети перечисляют предметы, которые им знакомы) -Лампа, коромысло, печь, веретено,… (К обручу привязаны ленты. Дети берутся за ленту одной рукой и идут сначала в одну сторону, а затем, поменяв руку, в другу. Обруч держит взрослый.) -Да. -Да. -Да. -Печь. -Веретено. -Дом. -Дом. -Люстра. -Стиральная машина. -Самовар. -Свеча. -Лампочка. -Стол. -Коромысло и ведра. -Телефон. -Пылесос. -Веник. -Батарея. | |
3.Заключительная часть(рефлексия) | ||
В: -Молодцы ребята! Все загадки отгадали, но нам пора нам возвращаться в группу. Вам понравилось в гостях у Хозяюшки русской избы? Если вам было интересно- то похлопайте, а если нет-потопайте. Давайте скажем нашей хозяюшке спасибо. До свидания. | -Понравилось. (Дети хлопают, или топают) -Спасибо. -До свидания. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспекты занятий по приобщению к истокам русской народной культуре
Темы занятий: "Забавы вокруг печи""Хлеб- всему голова""Октябрь пахнет капустой""Синичкин день"" Покровские посиделки" - развлечение...
Конспект занятия "Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Знакомство с пряничным искусством Севера"
Составила и провела: воспитатель Васильева Надежда Николаевна...
«Приобщение к истокам русской народной культуры через театрализацию русских народных сказок»
Цель: Распространение педагогического опыта.В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощенных в самобытных жанрах фольк...
Конспект НОД по приобщению к истокам русской народной культуры: Знакомство детей с предметами быта «Прялка.»
Создать условия для приобщения детей к богатой культуре наследия русского народа....
Конспект занятия по приобщению к истокам русской народной культуры в средней группе.
Конспект занятия по приобщению к истокам русской народной культуры в средней группе. Тема: «Знакомство с деревянными ложками».Цель: обогатить представления детей об истории ...
Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Знакомство детей с веретеном.
Приобщение детей к истокам русской народной культуры . Знакомство детей с веретеном....
Конспект занятия по приобщению к истокам русской народной культуры в старшей группе
Расширять кругозор детей об истории и народных традициях, познакомить с предметами быта старины, нацелить на воссоздание культурных ценностей русского народа.Воспитывать чувство любви и гордости к Род...