Конспект НОД по приобщению к истокам русской народной культуры: Знакомство детей с предметами быта «Прялка.»
план-конспект занятия (средняя группа)
Создать условия для приобщения детей к богатой культуре наследия русского народа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod.docx | 19.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по приобщению к истокам русской народной культуры: Знакомство детей с предметами быта «Прялка.»
Воспитатель Промчук О.А.
Возраст средняя группа
Тема «Знакомство с предметами быта-прялка. »
Образовательная область «Познавательное развитие.»
Цель: Создать условия для приобщения детей к богатой культуре наследия русского народа.
Задачи:
Образовательная: уточнить представления детей о предметах старины, их назначении. Познакомить с предметом обихода-прялкой.
Развивающая: развивать познавательную активность, умение сопоставлять предметы старины и современного мира.
Развивать воображение и творческие способности детей.
Воспитательная: содействовать воспитанию нравственных чувств, интереса к истории своей страны, духовных и культурных традиций.
Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, игровая.
Формы реализации детских видов деятельности: беседа, отгадывание загадок, русская-народная игра.
Формы организации: групповое занятие, индивидуальное.
Оборудование и материалы: прялка, обруч для игры «Карусель», Д/и «Отгадай загадку и найди предмет»
Ход занятия:
1.Вводная часть
(Создание благоприятного климата, постановка проблемы)
(Воспитатель с детьми приходят в «Русскую избу», где их ждет Хозяйка-муз.руководитель.)
Xозяйка сидит у прялки с веретеном и напевает:
«Веретено, веретено!
Жужжит и кружится оно.
Нитку сучит, об пол стучит.»
2.Основная часть
Х: -Здравствуйте, гости желанные!
Извольте в горенку нашу войти,
В горенку войти да на лавочку сесть!
Посидим рядком, да поговорим ладком.
(Дети и воспитатель рассаживаются)
Х: -Дети, вы знаете, что я делаю? (Ответы детей)
Х: -Я пряду нитку, а пряду я ее на прялке, посмотрите, как выглядит прялка. Раньше в крестьянской избе начинали прясть с детства. Прялка была в деревне в каждом доме и считалась одним из самых почитаемых предметов в доме. Долгими зимними вечерами пряли с их помощью пряжу. Нарядную прялку мастерил добрый молодец в подарок своей невесте, дарил на память муж жене, отец дочери. И потому её старались украсить и сделать особенно нарядной. Прялку – подарок бережно хранили всю жизнь и передавали как великую ценность следующему поколению.
(Дети рассматривают прялку)
-Состоит прялка из донца, на котором сидят, лопасти и ножки-стояка. К лопасти привязывали кудель. Во время работы мастерица садилась на донце и скручивала нить из кудели.
Посмотрите, что такое кудель. Вот у меня в руке волокно – кудель. Это приготовленная для прядения шерсть. Но прежде, чем приступить к работе нужно перебрать шерсть и удалить из нее разный мусор, потом несколько раз перебрать еще и расчесать. Вот какую трудную работу надо выполнить, чтобы напрясть вот такие клубочки ниток!
(Хозяйка показывает детям клубки нити из корзинки)
Х: -Дети возьмите по клубочку, потяните нитку какая она на ощупь? (Дети берут клубки из корзинки.)
Д: - Мягкая, пушистая, приятная.
Х: -Ребята, для чего нам нужны шерстяные нитки?
Д: -Чтобы вязать шерстяные вещи: носки, шарфы, кофты, варежки.
Х: -Правильно, шерстяные вещи очень теплые, кто из вас знает откуда берется шерсть? (Ответы детей)
Х: -Отгадайте загадку и узнаете ответ на вопрос:
В стаде все они живут,
Целый день траву жуют,
Шерсть закручена в колечки,
Это дружные …
Д: -Овечки.
Х: -Конечно! Овечки дают нам свою шерсть, чтобы мы зимой не мерзли.
Х: -Ребята, сегодня мы с вами познакомились с одним из предметов старины-прялкой. А какие вы еще знаете предметы старины, которыми люди каждодневно пользовались? А подсказкой вам будет наша изба. По очереди кладите клубок в корзину и называйте предмет.
(Дети перечисляют предметы, которые им знакомы)
Д: -Лампа, коромысло, печь, веретено,…
В: -Ребята в старину люди очень много работали, но и отдыхать они любили. Они играли в разные веселые игры, водили хороводы. И до нас с вами эти игры дошли. Вставайте в круг мы поиграем в игру «Карусель»
(К обручу привязаны ленты. Дети берутся за ленту одной рукой и идут сначала в одну сторону, а затем, поменяв руку, в другу. Обруч держит взрослый.)
«Еле, еле, еле, еле.
Закружились карусели,
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом.
Тише, тише, не спешите,
Карусель остановите.
Раз-два, раз-два,
Вот и кончилась игра.»
(Игра проводится 2-3 раза)
В: Ребята, а еще люди в старину любили отгадывать загадки. Вы любите загадки?
Д: -Да.
В: -Мы сейчас будем отгадывать загадки нашего времени и времени когда еще ваши бабушки были маленькими.
Хотите отгадывать загадки ваших бабушек? На столе вы найдете ответы. Готовы?
Бабушка седа-бела,
Зимой всем мила,
А как лето наступает —
Про бабушку забывают. (Печь.)
Чем больше я верчусь,
Тем больше становлюсь. (Веретено.)
Не паровоз, не пароход,
А из трубы дым идёт,
Из бруса деревянный,
Уютный, тёплый, славный! (Дом.)
Очень много окон в нем.
Мы живем в нем. Это… (Дом.)
Она висит под потолком,
Звенят подвески из стекла,
Ее мы включим вечерком
И станет комната светла. (Люстра.)
Соберу рубашки, майки
И скажу ей: «Постирай-ка!
В барабане покрути,
Белье чистым возврати!» (Стиральная машинка.)
Стоит «толстячок»
подбоченивши бочок,
Шипит и кипит,
всем пить чай велит. (Самовар.)
Стоит столб,
Горит свет,
А углей нет. (Свеча.)
Висит груша —
Нельзя скушать. (Лампочка.)
Четыре брата
Под одной шляпой стоят. (Стол.)
Три братца
Пошли на реку купаться,
Два купаются,
Третий на берегу валяется. (Ведра и коромысло.)
Не будильник, а звонит,
не приемник – говорит.
Угадайте, кто же он?
Ну, конечно. (Телефон.)
Пыль увижу – заворчу,
заворчу и проглочу. (Пылесос.)
Близкий родственник метлы
в доме выметет углы.
Он, конечно, не бездельник.
Сор убрать поможет ... (Веник.)
Растянулась, как гармошка,
чудо-печка под окошком. (Батарея.)
3.Заключительная часть(рефлексия)
В: -Молодцы ребята! Все загадки отгадали, но нам пора нам возвращаться в группу. Вам понравилось в гостях у Хозяюшки русской избы?
Д: -Понравилось.
Если вам было интересно- то похлопайте, а если нет-потопайте. (Дети хлопают, или топают)
В: -Давайте скажем нашей хозяюшке спасибо. До свидания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспекты занятий по приобщению к истокам русской народной культуре
Темы занятий: "Забавы вокруг печи""Хлеб- всему голова""Октябрь пахнет капустой""Синичкин день"" Покровские посиделки" - развлечение...
Конспект занятия "Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Знакомство с пряничным искусством Севера"
Составила и провела: воспитатель Васильева Надежда Николаевна...
Конспект образовательной деятельности в старшей группе по приобщению к истокам русской народной культуры. Тема: «Знакомство с романовской игрушкой»
Занятие по приобщению дошкольников к истокам русской народной культуры для детей 5 - 6 лет. Для лучшего усваивания материала детьми на занятии используется лепбук "Романовская игрушка"....
Конспект НОД по приобщению к истокам русской народной культуры. "Знакомство с предметом быта -прялка"
Приобщение детей к истокам русской культуры, русским традициям, формировать элементарные представления о быте русского народа, развивать познавательный интерес к истории народа....
Конспект Совместной образовательной деятельности по приобщению к истокам русской народной культуры в разновозрастной группе на тему: «Знакомство с деревянными ложками»
КонспектСовместной образовательной деятельностипо приобщению к истокам русской народной культурыв разновозрастной группе на тему:«Знакомство с деревянными ложками»...
Конспект занятия по приобщению к истокам русской народной культуры в средней группе.
Конспект занятия по приобщению к истокам русской народной культуры в средней группе. Тема: «Знакомство с деревянными ложками».Цель: обогатить представления детей об истории ...
Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Знакомство детей с веретеном.
Приобщение детей к истокам русской народной культуры . Знакомство детей с веретеном....