Конспект открытого занятия по декоративно-прикладному рисованию в старшей группе на тему: «Русская матрешечка»
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа)

Матрешка- красавица, с милым и доброжелательным личиком- рксская народная игрушка, которая известна во всем мире. По народной игрушки можно много узнать о культуре народа. Матрешка не просто игрушка, она хранительница исконно русской культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie.docx20.12 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Общеобразовательное Учреждение

 «Детский сад № 57»

Конспект открытого занятия по декоративно-прикладному рисованию

в старшей группе на тему:

«Русская матрешечка»

                                                                                      Выполнил:

                                                                                      воспитатель

                                                                                      Глушкова С. И.

Воронеж

2019 г

Задачи:

 ПознаниеПознакомить детей с историей возникновения русской матрёшки, с характерными особенностями формы и росписи матрешек из Сергиева Посада, Семёнова, Полховского Майдана, развивать умение отличать различные виды росписи друг от друга, расширять кругозор детей и их логическое мышление.

Коммуникация: Расширять словарный запас детей, активизировать умение детей отвечать на вопросы, совершенствовать лексико-грамматический строй речи. Обогащать словарный запас словами «мастера», «ремесло», «роспись».

Художественное творчество: Развивать творческие способности детей при выполнении рисования, учить детей украшать силуэт матрёшки разнообразными узорами, развивать творческую фантазию, самостоятельность в придумывании узора для сарафана матрёшкиФормировать эстетическое отношение к произведениям русского декоративно-прикладного искусства.

Музыка: развивать эстетические и эмоциональные чувства при восприятии музыкальных произведений;

Социализация: Воспитывать уважительное отношение к мастерству русских мастеров и их таланту, прививать любовь к истокам русской народной культуры, дать детям возможность ощутить радость, любовь, доброту, которые приносят людям деревянные матрёшки, воспитывать в детях стремление помочь друг другу.

Оборудование: деревянные куклы-матрёшки, звукозаписи песен о матрёшке, плоскостные заготовки из теста матрёшек, гуашь, кисточки, ватные палочки, баночки для воды, салфетки, фартуки для детей, иллюстрации с изображением матрёшки.

Ход занятия.

Дети входят в группу вместе с воспитателем под музыку

Воспитатель: Ребята, посмотрите, у нас в группе сегодня гости.

Здравствуйте, гости дорогие, званные и желанные!

Гости на пороге-хозяевам радость! Давайте, поприветствуем наших гостей!

Мы говорим всем: «Добрый день!»

Ведь нам здороваться не лень.

Пусть теплота улыбок наших

Наполнит радостью ваш день!

Раздается плач в группе, дети смотрят- кто плачет. Это матрешка-девочка. Дети спрашивают у нее, что случилось, почему она плачет. Матрешка рассказывает, что она отстала от поезда и потерялась.

Воспитатель: Ребята, как мы можем помочь матрешке? (ответы детей). Матрёшка-традиционный русский сувенир, который известен во всём мире. Матрёшка давно завоевала звание символа нашей страны, но не всем известна история возникновения этой милой русской красавицы. Вы знаете, как появилась матрёшка? Тогда давайте мы вам расскажем.

Воспитатель: Прообразом русской матрёшки стала забавная фигурка японского мудреца Фукурума. Решили русские умельцы смастерить похожую куклу, но переодели её в русский сарафан, голову платочком прикрыли. А выточил первую матрёшку Василий Звёздочкин, известный загорский мастер, а расписал игрушку художник Сергей Малютин.

Куколка вышла на славу: губки-бантиком, румянец на щёчках яблочками лёг, голову прикрыл яркий весёлый платочек. И так захотелось этой деревянной куколке дать русское имя. Только какое?

Сто лет назад известный мастер игрушку чудную создал.

Игрушка кукла расписная, а как назвать - её не знал. 

Красивая игрушка, похожа на Катюшку,

А может на Танюшку? - ей имя подбирал.

Красивая игрушка, как русская девчушка,

И мастер ту игрушку, Матрёшкою назвал. 

С тех пор живёт матрёшка, как русский сувенир.

Шагая по планете, своей красой чудесной весь покорила мир!

Вот и назвали красавицу Матрешкой, старинным русским именем. Так и родилась Матрешка- разъемная деревянная кукла.

Воспитатель: Ребята, а каких матрешек вы знаете? (Сергиев Посадская, Семёновская матрешки). А чем они отличаются друг от друга? (орнаментом). Расскажите, какие элементы узора присутствуют у Семеновской матрешки, какие цвета преобладают? (ответы детей). Найдите Семеновскую матрешку и прикрепите на фланелеграф. Расскажите о Сергиев-Посадской матрешке и прикрепите ее на фланелеграф (ответы детей)

Воспитатель: А из чего сделаны матрешки? (ответы детей) Из дерева лиственницы, липы, березы, срубленных весной. Древесину выдерживают в течении 2-3 лет, затем на станках вытачивают матрешек. Сначала изготавливается самая маленькая матрешка - неоткрывающаяся фигурка.

Воспитатель: Сегодня мы с вами познакомимся еще с одной матрешкой-  Полхов-Майданской. Полховская матрешка из села Полхов-Майдан (Нижнгород. обл.), она соседка Семеновской матрешки. Полховская матрешка отличается формой от Сергиевских и Семеновских матрешек. Ее характеризует многообразие, подчеркнуто вытянутых по вертикали фигурок с маленькой очерченной головкой- до примитивных одноместных фигурок (столбиков и толстеньких, похожих на грибок кукол). Роспись более лаконична: овал лица с кудряшками волос, платок ниспадает с головы, на голове трилистник розана, овал, заменяющий передник, заполнен цветочной росписью. В Полховском Майдане матрёшки издавна отличались яркими бордовыми, фиолетовыми, красными и зелёными цветами. Для них характерна обводка деталей рисунка. Главная отличительная черта этих кукол — красный цветок шиповника на переднике.

Воспитатель: Ребята, я вижу- вы засиделись, вместе с нашей Матрешкой поиграем мы немножко.

Речевая игра с движением «Матрёшка, где ты?»

Воспитатель: Кручу, верчу, превратить вас хочу. Хочу превратить вас в мастеров. Пройдёмте в ваши мастерские, и там каждый украсит цветами и узорами свою матрёшку.

(дети садятся за столы)

Очень любят все матрёшки разноцветные одёжки! Прежде, чем приступить к работе, давайте обсудим с чего мы начнем работу. Для начала следует закрасить платок и сарафан. Затем, с помощью ватных палочек нарисуем лицо. После этого расписываем сарафан- вы можете проявить свою фантазию и создать свою роспись, т.е. авторскую матрешку. Или же вы

Всё для вас уже готово, сможете здесь всё найти.

Мастера, скорей за дело: украшать матрёшек смело!

Выберем любой узор, чтоб порадовал он взор!

 (Во время работы звучат народные хороводные мелодии) 

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какие красивые матрёшки у Вас получились! А вам понравилось украшать матрешек? Посмотрите на нашу Матрешку- она повеселела, теперь у нее много подруг Матрешек!

Матрешка благодарит детей за помощь.

Воспитатель: Расскажите мне, ребята, что узнали о матрёшках? Чем они так хороши? Какие виды матрёшек вы можете назвать?

О чём расскажите сегодня дома? Что было самым интересным?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по художественно - эстетическому развитию(в старшей группе )по теме "Золотая осень"

Учить детей видеть красоту природы через средства изобразительной деятельности, продолжать развивать способность к образному восприятию красоты природы и её передаче с помощью цвета, формы, комп...

Конспект интегрированного занятия с элементами кооперации для детей старшей группы по теме « Русские народные сказки».

Пояснительная запискак конспекту  интегрированного занятия  с элементами  кооперации для детей старшей группы по теме « Русские народные сказки» Представленный конспект...

Конспект открытого занятия по художественному творчеству (Аппликация) в старшей группе на тему: «Весна»

МБДОУ детский сад №17 «Салгал»Группа №6 «Аваангырбайлар»Вопитатель Монгуш А Н.Открытое  занятие по художественному творчеству  (аппликация)в старшей группе.« Ве...

Конспект открытого занятия по изобразительной деятельности (рисование) в старшей группе (дети 5-6 лет)

Конспект открытого занятия по изобразительной деятельности (рисование) в старшей группе (дети 5-6 лет) на тему: "Картинки для игры "Радуга""...