Конспект занятия" Народные промыслы Курского края : Кожлянская игрушка"
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа)
Конспект занятия" Народные промыслы Курского края : Кожлянская игрушка" в подготовительной группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema.docx | 20.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Народные промыслы Курского края : Кожлянская игрушка.
Цель:
знакомство детей с народным промыслом Курского края – кожлянской глиняной игрушкой - свистулькой , последовательностью и спецификой её изготовления, особенностями ее росписи.
Задачи:
- Раскрыть природу изобразительного и декоративно-прикладного искусства кожлянской игрушки, обратив внимание на особенности цвета и узора;
- Развивать у детей интегративные качества, творческое воображение, внимание, наглядно-образное мышление и эстетическое восприятие как эмоционально-интеллектуальный процесс;
Формировать эстетическое отношение к изобразительному и декоративно- прикладному искусству как отражению жизни во всём её многообразии.
- Воспитывать интерес к малой Родине на примере работ народных умельцев Курского края, приобщать детей к русским культурным традициям.
Ход занятия
В-ль: - Ребята, скажите, пожалуйста, а что вы понимаете под словом «Родина»? (ответы)
В-ль: - Да, ребята, Родина – это то что нас окружает: это и земля, и леса, и поля. Она очень большая. А как же называется наша Родина? (Россия)
В-ль: - Правильно. Родина русского народа «Россия». Это край где мы родились, где живем, это наш дом, это все то, что нас окружает.
Россия, Россия – края дорогие
Здесь издавна русские люди живут
Они прославляют просторы родные
Раздольные русские песни поют
Но не только русскими песнями, плясками, сказками славится русская земля, но и народными умельцами, мастерами, их золотыми руками. Это они возводили прекрасные храмы, мастерили предметы быта, игрушки, поделки из дерева, глины. Каждый мастер вкладывал в свою работу частичку своей души.
Мы живём на своей земле, имеющей давние культурные традиции. И не знать их, стыдно. В Курской области есть два места, где сложился промысел, то есть не один человек сел придумал, слепил игрушку, а на протяжении многих лет люди, жившие в этой местности, лепили в одинаковой манере. Это Суджа – суджанская игрушка и посуда, и Кожля – кожлянская игрушка. Кожлянская игрушка – не просто забава, а такая же визитная карточка Курского края, как голосистые соловьи и пахучая антоновка. И эти игрушки-свистульки – это не просто забавные фигурки. Если выполнять их по всем законам мастерства, они несут информацию о наших предках, их представления об окружающем мире, о красоте. Кожлянские игрушки очень забавные и добрые. Игрушка из Кожли не была совсем интерьерной, а скорее наоборот, создана для детей, для игры и веселья.
- Ребята, ой как интересно. А давайте мы с вами сделаем репортаж о кожлянской игрушке.
- Ну что отправляемся в музей?
А можно я буду корреспондентом, а вы посетители музея. Согласны?
- В музей мы с вами поедем на поезде, занимайте свои места, мы отправляемся.
Дети встают друг за другом за воспитателем и произносят слова:
Загудел паровоз и вагончики повез:
- Чу- чу- чу- чу- чу – чу - чу – далеко я укачу.
Заходим в музей
В-ль: - Вот мы с вами и в музее народных промыслов, откуда и пойдет наш репортаж о знаменитой игрушке- свистульке.
Есть село среди холмов
Козы там пасли коров
Козы там паслись кругом
Жили там чудо-мастера
Все детей они любили
И игрушки мастерили
Но игрушки непростые
А свистульки расписные.
Есть в нашем соловьином крае живописное село Кожли Курчатовского района , славится оно глиняной расписной игрушкой. Игрушки – свистульки лепят из синей глины мастера и умельцы. После обжигания она становится почти белой.
Воспитатель: - Ребята, главное отличие Кожлянской игрушки от других народных игрушек (Филимоновской, Каргопольской, Димковской, Гжельской) в том, что это прежде всего игрушка-свистулька, на ней нет налётов, то есть отдельно сделанные детали. Они делаются из цельного куска,(показ игрушки.)
А как расписывают кожлянские мастера свои свистульки?
Роспись на глиняной игрушке делают анилиновыми красками. В краски добавляют молоко, сахарный сироп, желток куриного яйца, для того чтобы роспись выглядела ярче и наряднее. Инструментом для росписи служили гусиные и куриные перья. В настоящее время расписывают беличьими кистями.
Какие цвета и узоры использовали кожлянские мастера?
Любимые цвета кожлянских мастеров: красный, синий, зеленый, желтый.
Узор кожлянской свистульки очень прост, но несет свой смысл:
/////// - полосы поле.
ХХХ - сетка – поле вспахано.
Х·Х·Х- поле вспахано и засеяно.
/ - дорога.
~~~~ - волна – вода.
В-ль: - Вы посмотрите какие интересные элементы используются мастерами: (показ буклета)
Вода, поле, земля- все это символизирует благополучие, достаток.
Лепили мастерицы животных, птиц, коров, лошадок, козочек, птиц-индюшек. Есть у мастериц свистулек курский соловей. Эта игрушка, которая при заполнении ее водой издает подобие соловьиной трели.(показ картинки – соловей)
В-ль:- Ой, как интересно. А можно посвистеть? (Провести показ).
Купить эти игрушки можно на курских ярмарках и на других ярмарках России.
В-ль:- А я слышала, что свистом кожлянской игрушки можно закликать солнышко, просить о богатом урожае. И даже отгонять от себя злых духов.
Давайте и мы с вами образуем круг и отпугнем от себя злых духов. (В центр круга встает ребенок, свистит в свистульку)
Дети произносят:
Вихрь, вихрь не на меня,
Крути злого лешака,
Он в мышиной норе,
На медвежьей тропе!
В-ль:- Уважаемые гости, я предлагаю посетить мастерскую кожлянских умельцев и попробовать раскрасить кожлянские игрушки. Тем самым мы пополним музей кожлянской игрушки новыми экспонатами. Ребята, я предлагаю вам на некоторое время превратиться в Кожлянских мастеров. Ну что ж, ребята, « Делу время- потехе час».
Предлагаю пройти в нашу творческую мастерскую. Присаживайтесь.
Чтобы наши руки не устали во время работы, предлагаю сделать пальчиковую гимнастику.
Чтоб игрушку расписать
Нужно пальчики размять.
Указательный и средний,
Безымянный и последний
Поздоровались с большим.
А теперь потрем ладошки
Друг о друга мы немножко.
Кулачки разжали – сжали,
Кулачки разжали – сжали.
Вот и пальчики размяли.
А сейчас мастера
За работу всем пора.
Дети расписывают заранее вылепленные фигурки Кожлянских игрушек — свистулек под народную, спокойную музыку.
- Наконец, наша работа закончена и мы становимся свидетелями появления новых экспонатов для музея кожлянской игрушки.
Воспитатель: Кожлянская игрушка
Ребятам всем подружка !
Путь, чтоб сделать её длинным
Она лепиться из глины
В печь затем её кладут
И огнём часами жгут
Чтоб была прочна, игрива
И певуче и красива
Она с виду хороша
У неё есть и душа -
Курская, раздольная,
Словно ветер вольная
В ней звучат все голоса
Реки, птицы и леса
С ней не скучно никогда -
С ней играются всегда
И в избе и во дворе.
-Ребята, вы такие молодцы. Очень старались. Каждая работа интересна, неповторима и индивидуальна. Давайте подарим наши игрушки музею.
- Уважаемые друзья, на этом наш репортаж закончен. Спасибо большое за внимание.
- Ребята, а нам пора возвращаться в детский сад. Занимаем свои места в поезде:
Щи-щи-щи - паровоз, состав тащи!
- Вот ребята мы и вернулись в детский сад.
- А понравилось ли вам сегодня быть художниками?
-А какую игрушку мы с вами сегодня расписывали?
На этом наше занятие окончено, спасибо за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Курский край – родина кожлянской игрушки »
КОНСПЕКТнепосредственной образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи 6-7 лет«Курский край – родина кожлянской игрушки »...
Проект «Кожлянская игрушка — это Курский соловей»
Цель проекта:Повысить уровень эстетического развития детей через одну из важнейших составляющих патриотического воспитания – знакомство с народным декоративно-прикладным искусством Курского края...
Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «Культурные традиции Курского края. Кожлянская игрушка»
Цель - знакомить детей с народным промыслом Курского края – кожлянской глиняной игрушкой-свистулькой, - и особенностями её росписи, приобщать детей к курской культурной традиции.Задач...
Методический материал «ГОРДОСТЬ КУРСКОГО КРАЯ» История создания кожлянской игрушки
Предложенный методический материал может быть использован педагогами на занятиях в дошкольных образовательных учреждениях для ознакомления детей с народны...
Сценарий познавательного развлечения "Художественные промыслы Курского края. Сторона мастеровая" для детей 6-7 лет в группе комбинированной направленности
Познавательное развлечение для детей 6-7 лет...
Перспективный план по инновационной деятельности «Формирование познавательной и творческой активности дошкольников через ознакомление с народными промыслами Нижегородского края (глиняная игрушка) средняя группа / 2023-2024 уч. г.
Перспективный план по инновационной деятельности«Формирование познавательной и творческой активности дошкольниковчерез ознакомление с народными промыслами Нижегородского края(глиняная игрушка)ср...
«Формирование познавательной и творческой активности дошкольников через ознакомление с народными промыслами Нижегородского края (глиняная игрушка)».Отчет.
отчет по инновационной деятельности по теме: «Формирование познавательной и творческой активности дошкольников через ознакомление с народными промыслами Нижегородского края (глиняная игрушк...