Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «Культурные традиции Курского края. Кожлянская игрушка»
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа)
Цель - знакомить детей с народным промыслом Курского края – кожлянской глиняной игрушкой-свистулькой, - и особенностями её росписи, приобщать детей к курской культурной традиции.
Задачи:
- раскрыть природу изобразительного и декоративно-прикладного искусства кожлянской игрушки, обратив внимание на особенности цвета и узора;
- формировать эстетическое отношение к изобразительному и декоративно-прикладному искусству как отражению жизни во всем её многообразии, к окружающей действительности в целом и к самому себе как части мироздания;
- развивать у детей интегративные качества, творческое воображение, внимание, наглядно-образное мышление и эстетическое восприятие;
- воспитывать интерес к малой Родине на примере работ народных умельцев Курского края, приобщать детей к русским культурным традициям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_.docx | 25.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе
«Культурные традиции Курского края.
Кожлянская игрушка»
Цель - знакомить детей с народным промыслом Курского края – кожлянской глиняной игрушкой-свистулькой, - и особенностями её росписи, приобщать детей к курской культурной традиции.
Задачи:
- раскрыть природу изобразительного и декоративно-прикладного искусства кожлянской игрушки, обратив внимание на особенности цвета и узора;
- формировать эстетическое отношение к изобразительному и декоративно-прикладному искусству как отражению жизни во всем её многообразии, к окружающей действительности в целом и к самому себе как части мироздания;
- развивать у детей интегративные качества, творческое воображение, внимание, наглядно-образное мышление и эстетическое восприятие;
- воспитывать интерес к малой Родине на примере работ народных умельцев Курского края, приобщать детей к русским культурным традициям.
Интегрируемые образовательные области:
«Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Методические приёмы: словесные (беседа, рассказ воспитателя, объяснение, проблемно-познавательные вопросы, игровая мотивация), практический (продуктивная деятельность детей), наглядные (показ образцов кожлянской глиняной игрушки - свистульки, образцов росписи, поощрение детей).
Материал и оборудование: гуашь, кисти, баночки с водой, салфетки, заготовки форм кожлянской игрушки.
Зрительный ряд: выставка народных игрушек, кожлянские игрушки-свистульки, образцы их росписи, основные элементы росписи кожлянской игрушки.
Литературный ряд: курский детский фольклор.
Музыкальный ряд: русская народная музыка
Предварительная работа
Коммуникативная деятельность:
Беседы: «Что ты знаешь о русских народных игрушках?»
«Игрушки не простые – глиняные расписные»
Заучивание потешек и стихотворений о народных игрушках.
Отгадывание загадок.
Познавательно-исследовательская деятельность:
Заочное путешествие по выставочному залу «Курские промыслы и ремесла»,
Рассматривание альбомов «История создания Кожлянской игрушки», «Курские умельцы», «Сторона мастеровая».
Игровая деятельность:
Дидактические игры: «Народные промыслы», «Подбери узор», «Что бывает из дерева, глины, ткани», «Что лишнее?», «Угадай на ощупь»
Игры с самодельными куклами из ткани и свистульками.
Сюжетно-ролевая игра «Путешествие в мастерскую»
Двигательная деятельность:
Пальчиковые игры: «Шёл старик дорогою», «Можно пальчики считать».
Физкультминутки и динамические паузы: «Шла коза по мостику», «Котенька - коток»
Народные подвижные игры «Гуси, гуси – га, га, га», «Ручеек», «Гори, гори ясно!» и другие.
Ход занятия
- Организационный момент
(Звучит песня «Тимоня», распространённая в южных районах Курской области и на северо-западе Белгородской области. Входит воспитатель в курском народном костюме).
Воспитатель: Здравствуйте ребята! Я очень рада вас видеть. Давайте познакомимся. Зовут меня Берегиня. Я берегу традиции изготовления курских игрушек. Посмотрите, в каком костюме я к вам пришла? Кто может сказать, что это за костюм? (Воспитатель предлагает рассмотреть костюм, в котором она одета). Ребята, это праздничный народный костюм Курской губернии. Праздничная одежда тщательно береглась и передавалась из поколения в поколение, поэтому костюм и сохранился до этого времени.
Воспитатель: Приехала я к вам из деревни Кожля, что недалеко от города Курска. В нашей деревне живет много детей, и все они очень любят играть, веселиться!
-Ребята, а вы любите играть? (Ответы детей)
-В какие игры вы любите играть? (Ответы детей)
Воспитатель:
-А какими игрушками вы играете? (Ответы детей)
Воспитатель: Молодцы, сколько у вас много разных и интересных игрушек. Но давным-давно таких игрушек не было, и детям игрушки делали взрослые из ткани, соломы, дерева и глины. (Дети рассматривают выставку народных игрушек). Делали игрушки добрыми, веселыми и рассказывали про них веселые истории, придумывали сказки, стихотворения, потешки.
Издавна наша деревня Кожля славится мастерами-умельцами, которые изготавливают глиняные игрушки-свистульки. А называется такая игрушка – Кожлянская глиняная игрушка-свистулька.
Воспитатель:
-Ребята, как вы думаете, почему она называется кожлянской?
(Ответы детей)
Воспитатель:
-А почему она называется свистулька? (Ответы детей)
Воспитатель:
-А почему она глиняная? (Ответы детей)
(Похвала детей за правильный ответ. Если дети затрудняются ответить воспитатель задаёт наводящие вопросы или даёт правильный ответ).
- Содержательный этап
Воспитатель: Ребята, а вы хотите узнать, как же появилась кожлянская игрушка? (Ответы детей)
- Тогда послушайте сказку о чудесных игрушках-свистульках.
«Слухом земля полнится, будто жила-была в селе Кожля, недалеко от города Курска старушка Веселена Забавовна. Делала она игрушки-свистульки для ребят малых, потому как очень любила, когда ребятишки играют, веселятся да смеются. Лепила свои игрушки из глины, да расписывала яркими красками: фиолетовыми, малиновыми, зелёными да жёлтыми. Игрушки получались яркие и солнечные. Играли ребята такими игрушками, веселились, радовались, трелями разными заливались, людям на радость, детям на утешение. С тех пор в селе Кожля мастера делают такие игрушки и радуют ребят».
Воспитатель: Изначально кожлянская глина сероватого цвета, даже немного голубая. После обжига изделие становится белым или слегка бежевым. Вот по белому фону и наносят нехитрую роспись, в отличие от, скажем, дымковской, которую красят белой краской под фон.
В основе четыре цвета с небольшой разницей в оттенках — жёлтый, красный, синий и зелёный, но может быть ещё розовый или фиолетовый.
Расписывают игрушку орнаментом, в основном геометрическим. Любимы полосочки, крестики, пятнышки, чёрточки, сеточки.
Кожлянская игрушка — обычно свистулька, хотя бывают и исключения в виде скульптуры. Именно со свистульки начинается мастерство её изготовления. Сюжеты игрушек разнообразны. Тут творят и «чудо-всадников» на трёхглавых конях, и фантастических животных, деревья и птиц. Ничто из окружающего мира не чуждо образам кожлянской игрушки, но и мир сказочный она передаёт так же выразительно и, можно сказать, правдоподобно.
Воспитатель: Ребята, кожлянские игрушки – это сказочные, фигурки животных и людей: тут и петушок, и баран, и кошка с гармошкой. (Воспитатель показывает кожлянские игрушки – свистульки).
Воспитатель: Играли дети с такой свистулькой и приговаривали:
«Как повадился коток К бабе Дарье в погребок – По сметану, по творог. Как увидели кота Красны девки из окна, Побежали за котом, Ухватили кота поперек живота – Вот тебе, котенька – коток И сметана, и творог». | «Шли бараны по дорожке, Промочили в лужах ножки, Стали ноги вытирать Кто платочком, кто тряпицей, Кто пушистой рукавицей». |
(Воспитатель предлагает детям подойти, выбрать себе понравившуюся игрушку и посвистеть на ней).
- Динамическая пауза. Игровая минутка
(Звучит народная музыка. Каждый ребенок пытается наиграть мелодию).
Пальчиковая гимнастика
Шёл старик дорогою, (идут пальчики по столу)
Нашёл козу безрогую. (сжали ручки в кулачки)
Давай старик попрыгаем (ударяем пальчиками о стол)
И ножками подрыгаем, (перебираем пальчиками)
А коза бодается, (растопырили пальчики)
А старик ругается (сжали ручки в кулачки).
Воспитатель: Вам понравилось свистеть на игрушках? (Ответы детей)
Воспитатель: А вы запомнили, как называются эти игрушки?
(Ответы детей)
Воспитатель: Давайте рассмотрим наши игрушки. Все они нарядные, даже в холодный день излучают тепло. Посмотрите, а какого цвета краски использовали мастера? (Ответы детей)
Воспитатель: Правильно ребята, основными цветами при росписи были: фиолетовый, малиновый, зеленый, желтый цвет. (Дети садятся на стульчики)
Воспитатель: Ребята обратите внимание на элементы росписи, которые использовали мастера. (Рассказ воспитателя об элементах росписи).
Расписывая кожлянскую игрушку, мастерицы строго придерживались фиолетового, малинового, зеленого, желтого цветов, используя при этом традиционные манеры росписи:
-«косая мелкая решеточка» (показать образец росписи),
-«елочка» (показать образец росписи),
-«параллельные полосочки» (показать образец росписи),
-«пятнышки» (показать образец росписи),
-«звездочки» (показать образец росписи),
-«бутоны» (показать образец росписи).
(Дети проходят к столам выбирают себе заготовленную форму игрушки, и приступают к росписи).
- Продуктивная деятельность детей за столами
(В это время звучит песня «Тимоня» и другие русские народные мелодии)
Воспитатель: «Делу время - потехе час!» Одной из любимых игр русского народа, как детей, так и взрослых, была «Ручеёк». Вы знаете такую игру? (Ответы детей). Давайте вместе поиграем.
- Динамическая пауза. Игра «Ручеёк»
(Дети садятся на места. На доске мелом нарисован круг.)
- Рефлексия
Воспитатель: А теперь, ребята, разместите свои работы на поднос, и давайте посмотрим, какие замечательные игрушки у нас получились. (Дети прикрепляют свои работы в круг на доске)
Воспитатель: Кем вы сегодня были на занятии? (Ответы детей)
Воспитатель: Понравилось ли вам быть народными умельцами? (Ответы детей)
Воспитатель: Ребята, а кому бы вы хотели рассказать, что вы сегодня узнали и чему научились на занятии? Кому бы вы хотели подарить свои работы? (Ответы детей)
Воспитатель: А сейчас у меня для вас есть сюрприз, я приготовила вам в подарок игрушки.
Воспитатель дарит детям глиняные игрушки.
Список литературы
1. Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития личности и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2015.
2. Королёв Б.Н. История и современность Курского края. Курск, 2014.
3. Матова В.Н. Краеведение в детском саду. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015.
4. Нестеренко Т.Ю. Сторона мастеровая. Сборник очерков. Курск, 2013.
5. Нестеренко Т.Ю. Очарованные чудом. Сборник очерков о мастерах ремёсел и прикладного творчества Курской области. Курск, 2018.
6. Редкозубова Н.Э. Мастерская игры и игрушки. М.: МАКС-ПРЕСС, 2012.
7. Тертищева Л.И. Кожлянская игрушка – гордость Курского края. Курск, 2015.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия для подготовительной группы на тему "Герб Курского края"
Конспект интегрированного занятия для подготовительной группы "Герб Курского края" освещает две образовательные области: "Познание" и "Художественное творчество". Данное занятие поможет познаком...
«Ёлочная игрушка». Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе по декоративной аппликации в технике «декупаж»
«Ёлочная игрушка». Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе по декоративной аппликации в технике «декупаж»...
Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе на тему: "Игрушки наших предков"
Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе на тему: «Игрушки наших предков»Цели: - знакомство с историей игрушек;- расширение и систематизация словарного запаса...
Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «Народные традиции встречи весны» (лепка из соленого теста)
Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «Народные традиции встречи весны» (лепка из соленого теста)...
Интегрированное занятие в подготовительной группе «Наши традиции-наша сила»
Интегрированное занятие в подготовительной группе«Наши традиции-наша сила»Цель: Формировать представление детей о народных традициях и русском фольклоре, о жанровых особенностях фольк...
конспект интегрированного занятия в подготовительной группе " История новогодней игрушки"
Цель: приобщение к культуре новогоднего праздника, его традициям; расширение и обогащение знаний детей об истории новогодней игрушки.Задачи:Образовательные:• познакомить детей с историей нов...
конспект интегрированного занятия в подготовительной группе на тему "Семья.Семейные традиции"
Формирование уважительного отношения к культурным ценностям, обычаям и традициям семейных взаимоотношений людей....