«Формирование познавательной и творческой активности дошкольников через ознакомление с народными промыслами Нижегородского края (глиняная игрушка)».Отчет.
материал (средняя группа)
отчет по инновационной деятельности по теме: «Формирование познавательной и творческой активности дошкольников через ознакомление с народными промыслами Нижегородского края (глиняная игрушка)».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otchet_2023-24.docx | 22.97 КБ |
Предварительный просмотр:
В 2023 учебном году в МБДОУ д/с №51 (группа № 11) начала реализацию
I этапа инновационной деятельности по теме ««Формирование познавательной и творческой активности дошкольников через ознакомление с народными промыслами Нижегородского края (глиняная игрушка)».
Знакомство с глиняной народной игрушкой способствует развитию познавательного интереса, воспитанию уважения к истории и традициям Нижегородского края. Приобщение к народному искусству незаменимо для эстетического и нравственного воспитания дошкольников, развития уважения к труду, наследству своих предков.
Цель:
Создание оптимальных условий для развития творческих способностей дошкольников в процессе ознакомления с народными промыслами Нижегородского края.
Задачи:
- Познакомить детей с историей глиняной игрушки-свистульки, с характерном изготовления игрушки-свистульки Нижегородского края. Дать знания о глине, как художественном и исследовательском материале.
- Закреплять полученные знания, используя разные формы работы.
- Развивать творческие способности и эстетическое восприятие.
- Формировать у детей эмоциональную отзывчивость и интерес к традициям своего народа.
- Воспитывать уважение к труду и бережному отношению к игрушкам.
Участники эксперимента:
Клюева Е. В. - кандидат педагогических наук, доцент АФ ННГУ им. Н. И. Лобачевского.
Шишулина М. В. - заведующий МБДОУ д/с № 51.
Аверина О. В. - старший воспитатель высшей квалификационной категории.
Тофт Ю.М. – воспитатель высшей квалификационной категории
Звонкова Е.А. – воспитатель высшей квалификационной категории
Дети средней группы №11 – 23 (на начало года) , 22 человека (конец года)
Для определения уровня сформированности знаний детей об истории и уникальности глиняной игрушки (свистульки), о разнообразии форм и характере росписи была проведена работа - беседы, наблюдения, создание игровых ситуаций. Данные наблюдений показали, что большинство детей располагает достаточно скудными представлениями и знаниями.
Исходя из полученных результатов была намечена работа по направлениям:
1.Обогащение опыта детей посредством расширения знаний о глиняной игрушке- свистульке Нижегородского края (истории зарождения, овладение умением изготовления и росписи глиняной свистульки и т.д.)
2. Формирование умений обобщать, классифицировать, систематизировать. Развитие речевых навыков.
3.Развитие познавательного интереса, творческих способностей, навыков изобразительной деятельности.
Работа по инновационной площадке включила в себя следующие этапы:
I этап. Оснащение развивающей предметно-пространственной среды.
Подбор наглядных и методических пособий.
Группа была оснащена наглядным материалом и дидактическим пособием, а также организован мини-музей по жбанниковской игрушке стимулирующим познавательную активность, помогающим организовать самостоятельную игровую и творческую деятельность. Были изготовлены и приобретены :
Книги с иллюстрациями:
• Александр Поверин «Русская народная глиняная игрушка»
• Сказка «Путешествие Василисы в города народных промыслов»
• «Сказки и легенды о русских народных промыслах»
• Жанна Андриевская «Чудеса народных промыслов»
Раскраски («Дорисуй орнамент»)
трафареты
формочки для самостоятельной творческой деятельности
глина
свистульки (глиняные игрушки), фигурки глиняных игрушек
Изготовлены альбомы:
• «Глиняные игрушки народных промыслов России»,
• «Глиняные изделия». Свистульки.
• «Жбанниковская игрушка. Ее своеобразие»,
• «Глиняная игрушка XIX-XXвв».
Изготовлены дидактические настольно-печатные игры:
Настольно-печатные, дидактические игры:
• «Народные промыслы. Лото»,
• «Найди лишний предмет».
• «Пазлы»
• «Мемо»
• «Четвертый лишний»
• «Домино»
Собран видеоматериал и презентации по теме:
Презентации
и видеоролики:
• «Послушная глина»
• «Свойства глины»
• «Что такое глина? Почемушка»
• «Гончарное ремесло»
• «Глиняная игрушка»
• «Драгоценное наследие» Народные художественные промыслы Нижегородского края
• «Народные промыслы Нижегородского края «На крыльях мастерства»
• «Чудеса народных промыслов»
• Свистульки. Из серии «Лелины сказки»
• Нижегородская область. Край легенд и народных промыслов.
Мультфильмы:
• «Глинька. Русская сказка.»,
• «Глиняная сказка(1983г. Мультфильм СССР»,
• «Откуда появилась глина»
• «Живая глина. Кукольный мультфильм»
• «Приключение глины»
• «Послушная глина»
• «Приключение глиняного комочка» (1986г)Казахзфильм»
• «Гордый Мыш и глинька»
Были проведены ООД:
•по социальному развитию
«В гости к глиняным мастерам»
«История создания жбанниковской игрушки свистульки. Как играть?
«Мастерская. Технология лепки и росписи игрушки».
•по речевому развитию
«Описание глиняной игрушки»
Чтение художественной литературы:
Е.А. Алябьева Сказки о предметах и их свойсвах.
«Путешествие Василисы в города народных промыслов»
«Путешествие в мир игрушек»
«Сказки и легенды о русских народных промыслах»
•по познавательному развитию:
Просмотры видеоуроков:
• «Послушная глина»»
• «Свойства глины»
• «Что такое глина? Почемушка»
- «Гончарная мастерская»
- «Гончарное искусство для дошкольников»
- Музыкальный видеоклип «Как звучат свистульки»
- «Драгоценное наследие» Народные художественные промыслы Нижегородского края
- «Чудеса народных промыслов»
- «Свистульки». Из серии «Лелины сказки»
- «Народная игрушка – свистулька»
- «Нижегородская область. Край легенд и народных промыслов.»
Просмотры мультфильмов:
- «Глиняная сказка(1983г. Мультфильм СССР»,
• «Откуда появилась глина»
- «Живая глина. Кукольный мультфильм»
- «Приключение глиняного комочка» (1986г) Казахзфильм
•по художественно-эстетическому развитию:
Рисование декоративное «Укрась силуэт игрушки»
Лепка «Абашевская кошка»
Лепка «Жбанниковская уточка»
Лепка+рисование «Музей глиняных игрушек»
Рисование «Роспись игрушки»
Рисование «Игрушки наших бабушек»
Музыкальное развитие
Как играть на свистульках? Приемы игры на свистульке.
По физическому развитию:
Физкультурный досуг «Путешествие в мастерскую глиняных игрушек».
II этап. Взаимодействие с родителями
Для успешной реализации деятельности по инновационной площадке была проведена работа:
Подготовлены консультации для родителей:
• «Игрушки в жизни детей дошкольного возраста»
• «Свистульки – наши помощники в развитии речи»
- «Глинотерапия»
- «Создание условий для экспериментирования детей дома»
Родители воспитанников, помогали создавать и оформлять мини-музей, пособия, альбомы. С их помощью были изготовлены настольно-печатные игры, приобретены трафареты и шаблоны, распечатаны раскраски.
В процессе проделанной работы произошло обогащение педагогического опыта родителей, о чем свидетельствует положительная динамика в развитии детей и создание атмосферы взаимоподдержки и взаимопонимания.
В ходе проделанной работы дети познакомились с историей, видами, классификацией, разнообразием глиняной игрушки. Дети познакомились с приемами лепки, у детей сформировались навыки лепить и расписывать игрушку.
Дети поупражнялись в рисовании игрушек с использованием трафаретов и нетрадиционных техник рисования и ровном закрашивании разных форм игрушек свистулек.
Обогатился словарь детей по данной теме, развился познавательный и творческий интерес.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План по самообразованию на 2014 – 2015 учебный год Тема «Художественно-эстетическое развитие дошкольников через ознакомление с народными промыслами»
Тема обусловлена большой значимостью воспитания нравственно-патриотических чувств у дошкольников, развитием познавательных интересов и творческих способностей детей. В наше время уделяется мало вниман...
Дидактическая игра с использованием интерактивного оборудования «Приобщение старших дошкольников к труду через ознакомление с народными промыслами родного края»
Цель: Способствовать формированию представлений старших дошкольников о народных промыслах родного края....
План по самообразованию «Нравственно - патриотическое воспитание старших дошкольников через ознакомление с народными промыслами России».
В настоящее время перед дошкольными образовательными учреждениями остро встала проблема гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения, так как наследование нравственных, патриотических...
Нравственно-патриотическое воспитание детей старших дошкольников через ознакомление с народными промыслами России – гончарным ремеслом.
Гончарное дело – это вид декоративно–прикладного искусства, позволяющее соприкоснуться с культурным наследием русского народа, почувствовать себя частью народа, ощутить гордость за свою ст...
Презентация проекта «Формирование духовно-нравственных чувств дошкольников через ознакомление с народными промыслами России"
laquo;Формирование духовно-нравственных чувств дошкольников через ознакомление с народными промыслами РоссииАктуальность проекта: Обусловлена большой значимостью воспитания духовно -нравственных...
Перспективный план по инновационной деятельности «Формирование познавательной и творческой активности дошкольников через ознакомление с народными промыслами Нижегородского края (глиняная игрушка) средняя группа / 2023-2024 уч. г.
Перспективный план по инновационной деятельности«Формирование познавательной и творческой активности дошкольниковчерез ознакомление с народными промыслами Нижегородского края(глиняная игрушка)ср...
Консультация для родителей «Формирование познавательной и речевой активности дошкольников через творческую деятельность»
Что такое творческие способности и зачем их развивать?Творчеством называется процесс создания человеком чего-то принципиально нового, оригинального, уникального.Творческие способности выражаются в уме...