Проект «Кожлянская игрушка — это Курский соловей»
проект (старшая группа)
Цель проекта:
Повысить уровень эстетического развития детей через одну из важнейших составляющих патриотического воспитания – знакомство с народным декоративно-прикладным искусством Курского края, а именно — Кожлянской игрушкой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kozhlya_proekt.docx | 13.34 КБ |
Предварительный просмотр:
- ПРОЕКТ «КОЖЛЯНСКАЯ ИГРУШКА — ЭТО КУРСКИЙ СОЛОВЕЙ»
Автор проекта: Гладнева Н.В., воспитатель старшей группы № 4 общеразвивающей направленности МДОУ «ЦРР «Зорька» - детский сад № 16»
Паспорт проекта
По доминирующей деятельности: познавательно-образовательный, художественно-творческий
По времени проведения: среднесрочный (1 месяц)
По характеру участия ребенка: участник от зарождения идеи до получения результата
Участники: дети старшей группы № 4, воспитатели группы, родители
Образовательные области:
- социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое развитие
Педагогические принципы:
- сотворчество детей и взрослых, самодеятельность детей;
- деятельностный подход;
- учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;
- актуализация субъективной позиции ребенка в педагогическом процессе;
- взаимосвязь педагогического процесса с окружающей средой и социумом.
Цель проекта:
Повысить уровень эстетического развития детей через одну из важнейших составляющих патриотического воспитания – знакомство с народным декоративно-прикладным искусством Курского края, а именно — Кожлянской игрушкой.
Актуальность проекта:
Актуальность проекта связана с тем, что народно-прикладное творчество – это область познания в которой можно не только показать предметы, сделанные руками мастеров, но и содействовать развитию навыков создания полезных и красивых вещей своими руками. Это в свою очередь способствует развитию мелкой моторики рук, что благоприятно сказывается на общем уровне развития каждого ребенка.
Ознакомление дошкольников с декоративно-прикладным искусством мастеров Курской области – нашей малой Родины - способствует формированию у детей патриотических чувств.
Программное содержание:
Образовательные задачи:
- формировать представления детей народном промысле Курской области — кожлянской игрушке, истории возникновения этого промысла;
- дать представление о процессе изготовления гончарных изделий, их лепке, сушке, обжиге, росписи;
- познакомить с элементами росписи кожлянской игрушки, ее колоритом;
- дать детям представление о том, что такое музей, о культуре поведения в музее;
Развивающие задачи:
- активизировать творческую активность и способности детей;
- развивать у воспитанников на эмоциональном уровне интерес к традициям родного края, к жизни и труду взрослых людей, чувство гордости за достижения наших земляков.
Воспитательные задачи:
- воспитывать чувство гордости за достижения мастеров родного края, любовь к малой родине.
Необходимые материалы:
Подборка народных песенок, потешек, пословиц и поговорок о труде, игр, иллюстративного материала, народной музыки.
Пособия «Пословицы и поговорки», «Крылатые выражения».
Ватман, альбомные листы, силуэты игрушек , гуашь, блюдца, глина, стеки доски, стеки для лепки, муфельная печь для обжига глиняных изделий.
Элементы народного костюма: фартуки, очелья.
Форма презентации проекта: создание мини-музея кожлянской игрушки.
Предполагаемый продукт проекта:
вылепленные из глины по мотивам кожлянской игрушки колокольчики, игрушки-свистульки.
Ожидаемые результаты работы по проекту:
У детей: вызвать эмоциональную отзывчивость на восприятие декоративно-прикладного искусства, развить активность и стремление к всестороннему развитию. Расширить круг знаний детей о курском декоративно-прикладном творчестве. Формировать устойчивый интерес к творческой работе по созданию полезных и красивых вещей и морально-этические качества личности через художественное творчество. Воспитывать уважение к труду мастеров.
У родителей: вовлечь в процесс лепки глиняной игрушки-свистульки, вызвать желание использовать для развития детей разнообразные материалы, посещать вместе с детьми музеи и выставки города.
У педагогов: расширить знания о народных промыслах.
Содержание проекта
Этапы реализации проекта
Подготовительный этап
- Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта.
- Подбор методической литературы для реализации проекта (журналы, статьи, рефераты и т.п.).
- Изучение имеющихся условий для реализации проекта.
- Подбор наглядного и дидактического материала: игр, иллюстраций, фотографий, литературы, аудиозаписей, видеоматериалов;
- Разработка бесед, мастер-класса для родителей и детей, конспектов занятий.
- Разработка плана по реализации проекта.
- Подготовка изобразительных средств: глины, краски.
- Организация технических условий выполнения проекта: установка муфельной печки.
Основной этап
Модель трех вопросов
Что дети знают? | Что хотят узнать? | Что нужно сделать, чтобы узнать? |
Игрушки в давние времена были совсем не такие, как сейчас | Чем играли дети? | Спросить у родителей, бабушек и дедушек |
Игрушки не продавались в магазинах, на специальных фабриках их не делали | Где родители брали игрушки для своих детей? | Спросить у родителей, бабушек и дедушек |
Мы умеем лепить, рисовать | Можем ли мы сами создать игрушку? | Попросить помощи у взрослых |
План работы
Дата | Содержание работы | Участники | Ответствен-ные |
Сентябрь | |||
1 неделя | Подготовка к реализации проекта: Подбор методической и художественной литературы, изобразительного, иллюстративного, фото-видео-материала, техническое обеспечение проекта. Обсуждение с родителями детей их участия в его реализации. | Воспитатели группы, родители, заведующая, заместитель заведующей по образовательной работе ДОО. | Воспитатель Гладнева Н.В. |
2 неделя |
| Воспитатель, дети, родители | Воспитатель Гладнева Н.В. |
3 неделя |
| Воспитатель, дети, родители | Воспитатели Гладнева Н.В., Бушуева О.В. |
4 неделя |
| Воспитатель, дети, родители | Воспитатели Гладнева Н.В. |
Октябрь | |||
1 неделя | Рисование «Роспись игрушки по мотивам кожлянской». | Воспитатель, дети, родители | Воспитатели Гладнева Н.В. |
Заключительный этап
Создание мини-музея, фотовыставки «Как мы делали игрушку».
Рефлексия
Приглашение родителей и детей из других групп в мини-музей. Обсуждение того, что бы еще хотелось узнать о народных промыслах Курской области.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
О Курском соловье
Материал из сборника Курского государственного университета "Легенды и предания Курского края"...
Конспект НОД "Знакомство с кожлянской игрушкой"
Занятие рассчитано на детей старшей и подготовительной группы. Основная задача - познакомить с промыслом Курской области - кожлянской игрушкой. На данном материале воспитанники приоб...
«Курский край – родина кожлянской игрушки »
КОНСПЕКТнепосредственной образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи 6-7 лет«Курский край – родина кожлянской игрушки »...
Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «Культурные традиции Курского края. Кожлянская игрушка»
Цель - знакомить детей с народным промыслом Курского края – кожлянской глиняной игрушкой-свистулькой, - и особенностями её росписи, приобщать детей к курской культурной традиции.Задач...
Методический материал «ГОРДОСТЬ КУРСКОГО КРАЯ» История создания кожлянской игрушки
Предложенный методический материал может быть использован педагогами на занятиях в дошкольных образовательных учреждениях для ознакомления детей с народны...
Конспект занятия" Народные промыслы Курского края : Кожлянская игрушка"
Конспект занятия" Народные промыслы Курского края : Кожлянская игрушка" в подготовительной группе...
Мастер класс для детей и родителей на тему: «Курский соловей»
Мастер класс для детей и родителей по лепке Кожлянской игрушки...