Проект «Кожлянская игрушка — это Курский соловей»
проект (старшая группа)

Гладнева Надежда Вячеславовна

Цель проекта:

Повысить уровень эстетического развития детей через одну из важнейших составляющих патриотического воспитания – знакомство с народным декоративно-прикладным искусством Курского края, а именно — Кожлянской игрушкой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kozhlya_proekt.docx13.34 КБ

Предварительный просмотр:

  1. ПРОЕКТ «КОЖЛЯНСКАЯ ИГРУШКА — ЭТО КУРСКИЙ СОЛОВЕЙ»

Автор проекта: Гладнева Н.В., воспитатель старшей группы № 4 общеразвивающей направленности МДОУ «ЦРР «Зорька» - детский сад № 16»

Паспорт проекта

По доминирующей деятельности:  познавательно-образовательный, художественно-творческий

По времени проведения: среднесрочный (1 месяц)

По характеру участия ребенка: участник от зарождения идеи до получения результата

Участники: дети старшей группы № 4, воспитатели группы, родители

Образовательные области: 

  • социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое развитие

Педагогические принципы:

  • сотворчество детей и взрослых, самодеятельность детей;
  • деятельностный подход;
  • учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;
  • актуализация субъективной позиции ребенка в педагогическом процессе;
  • взаимосвязь педагогического процесса с окружающей средой и социумом.

Цель проекта:

Повысить уровень эстетического развития детей через одну из важнейших составляющих патриотического воспитания – знакомство с народным декоративно-прикладным искусством Курского края, а именно — Кожлянской игрушкой.

Актуальность проекта:

Актуальность проекта связана с тем, что народно-прикладное творчество – это область познания в которой можно не только показать предметы, сделанные руками мастеров, но и содействовать развитию навыков создания полезных и красивых вещей своими руками. Это в свою очередь способствует развитию мелкой моторики рук, что благоприятно сказывается на общем уровне развития каждого ребенка.

Ознакомление дошкольников с декоративно-прикладным искусством мастеров Курской области – нашей малой Родины -  способствует формированию у детей патриотических чувств.

Программное содержание:

Образовательные задачи:

  • формировать представления детей народном промысле Курской области — кожлянской игрушке, истории возникновения этого промысла;
  • дать представление о процессе изготовления гончарных изделий, их лепке, сушке, обжиге, росписи;
  • познакомить с элементами росписи кожлянской игрушки, ее колоритом;
  • дать детям представление о том, что такое музей, о культуре поведения в музее;

Развивающие задачи:

  • активизировать творческую активность и способности детей;
  • развивать у воспитанников на эмоциональном уровне интерес  к традициям родного края, к жизни и труду взрослых людей, чувство гордости за достижения наших земляков.

Воспитательные задачи:

  •  воспитывать чувство гордости за достижения мастеров родного края, любовь к малой родине.

Необходимые материалы:

Подборка народных песенок, потешек, пословиц и поговорок о труде, игр, иллюстративного материала, народной музыки.

Пособия «Пословицы и поговорки», «Крылатые выражения».

Ватман, альбомные листы, силуэты игрушек , гуашь, блюдца, глина, стеки доски, стеки для лепки, муфельная печь для обжига глиняных изделий.

Элементы народного костюма: фартуки, очелья.

Форма презентации проекта: создание мини-музея кожлянской игрушки.

Предполагаемый продукт проекта:

вылепленные из глины по мотивам кожлянской игрушки колокольчики, игрушки-свистульки.

Ожидаемые результаты работы по проекту:

У детей: вызвать эмоциональную отзывчивость на восприятие декоративно-прикладного искусства, развить активность и стремление к всестороннему развитию. Расширить круг знаний детей о курском декоративно-прикладном творчестве. Формировать устойчивый интерес к творческой работе по созданию полезных и красивых вещей и  морально-этические качества личности через художественное творчество. Воспитывать уважение к труду мастеров.

У родителей: вовлечь в процесс лепки глиняной игрушки-свистульки, вызвать желание использовать для развития детей разнообразные материалы, посещать вместе с детьми музеи и выставки города.

У педагогов: расширить знания о народных промыслах.

Содержание проекта

Этапы реализации проекта 

Подготовительный этап

  • Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта.
  • Подбор методической литературы для реализации проекта (журналы, статьи, рефераты и т.п.).
  • Изучение имеющихся условий для реализации проекта.
  • Подбор наглядного и дидактического материала: игр, иллюстраций, фотографий, литературы, аудиозаписей, видеоматериалов;
  • Разработка бесед, мастер-класса для родителей и детей, конспектов занятий.
  • Разработка плана по реализации проекта.
  • Подготовка изобразительных средств: глины, краски.
  • Организация технических условий выполнения проекта: установка муфельной печки.

Основной этап

Модель трех вопросов

Что дети знают?

Что хотят узнать?

Что нужно сделать, чтобы узнать?

Игрушки в давние времена были совсем не такие, как сейчас

Чем играли дети?

Спросить у родителей, бабушек и дедушек

Игрушки не продавались в магазинах, на специальных фабриках их не делали

Где родители брали игрушки для своих детей?

Спросить у родителей, бабушек и дедушек

Мы умеем лепить, рисовать

Можем ли мы сами создать игрушку?

Попросить помощи у взрослых

План работы

Дата

Содержание работы

Участники

Ответствен-ные

Сентябрь

1 неделя

Подготовка к реализации проекта:

Подбор методической и художественной литературы, изобразительного,  иллюстративного, фото-видео-материала, техническое обеспечение проекта.

Обсуждение с родителями детей их участия в его реализации.

Воспитатели группы, родители, заведующая, заместитель заведующей по образовательной работе ДОО.

Воспитатель Гладнева Н.В.

2 неделя

  • Беседа «Из истории игрушки. Из чего раньше делали игрушки».
  • Рассматривание альбома «Кожлянская игрушка».
  • Презентация для детей и родителей «Мастера из села Кожля и их игрушки».
  • Рисование «Знакомимся с элементами кожлянской росписи».

Воспитатель, дети, родители

Воспитатель Гладнева Н.В.

3 неделя

  • Народные игры с детьми.
  • Обсуждение правил поведения в музее.
  • Поход в ЦДТ.
  • Лепка «Колокольчик»
  • Мастер-класс для детей и родителей по изготовлению глиняной игрушки-свистульки.
  • Рисование «Роспись силуэта кожлянской игрушки».

Воспитатель, дети, родители

Воспитатели Гладнева Н.В., Бушуева О.В.

4 неделя

  • Разучивание стихов и потешек родителями с детьми.
  • Обжиг изделий из глины; Индивидуальный показ детям процесса обжига.
  • Рисование «Роспись колокольчика по мотивам кожлянской игрушки».
  • Оформление мини-музея.

Воспитатель, дети, родители

Воспитатели Гладнева Н.В.

Октябрь

1 неделя

Рисование «Роспись игрушки по мотивам кожлянской».

Воспитатель, дети, родители

Воспитатели Гладнева Н.В.

Заключительный этап

Создание мини-музея, фотовыставки «Как мы делали игрушку».

Рефлексия

Приглашение родителей  и детей из других групп в мини-музей. Обсуждение того, что бы еще хотелось узнать о народных промыслах Курской области.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

О Курском соловье

Материал из сборника Курского государственного университета  "Легенды и предания Курского края"...

Конспект НОД "Знакомство с кожлянской игрушкой"

Занятие рассчитано на детей старшей и подготовительной группы. Основная задача -  познакомить с промыслом Курской области - кожлянской игрушкой.  На данном материале воспитанники  приоб...

«Курский край – родина кожлянской игрушки »

КОНСПЕКТнепосредственной образовательной деятельности  в группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи 6-7 лет«Курский край – родина кожлянской  игрушки »...

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «Культурные традиции Курского края. Кожлянская игрушка»

Цель - знакомить детей с народным промыслом Курского края – кожлянской глиняной игрушкой-свистулькой, - и особенностями её росписи,  приобщать детей к курской культурной традиции.Задач...

Методический материал «ГОРДОСТЬ КУРСКОГО КРАЯ» История создания кожлянской игрушки

      Предложенный методический материал может быть использован педагогами на занятиях в  дошкольных образовательных учреждениях  для ознакомления  детей с народны...

Конспект занятия" Народные промыслы Курского края : Кожлянская игрушка"

Конспект занятия" Народные промыслы Курского края : Кожлянская игрушка" в подготовительной группе...

Мастер класс для детей и родителей на тему: «Курский соловей»

Мастер класс для детей и родителей по лепке Кожлянской игрушки...