Программа дополнительного образования "Умелые ручки" Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
рабочая программа на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития детей
№ 7 «Колосок» с.Благодатное
Петровского района Ставропольского края
Принято на заседании педсовета МКДОУ ДС №7 «Колосок» с.Благодатное протокол № от. | Утверждаю: приказ № от заведующий МКДОУ ДС №7 «Колосок» с.Благодатное __________ О.В.Перепелюкова |
Программа
дополнительного образования «Умелые ручки»
(образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»)
Рассчитана на возраст: для детей старшего дошкольного возраста.
Срок реализации: 1 год
Составитель: воспитатель Лихацкая Е.А.
с.Благодатное
2015 г.
Содержание
Пояснительная записка……………………………………………………………………..…. .3
Характеристика возрастных возможностей детей………………………………………… …6
Содержание психолого-педагогической работы…………………………………………… ...7
Организация предметно-пространственной среды развития ребенка……………………….9
Содержание изучаемого курса………………………………………………………………...11
Мониторинг результатов образования детей дошкольного возраста………………………36
Работа с родителями……………………………………………………………………………37
Список литературы………………………………………………………………………… ….38
Пояснительная записка
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Именно в этом возрасте закладываются основы всестороннего, гармонического развития ребенка.
Художественное творчество – специфическая детская активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством изобразительного искусства, наиболее доступный вид познания мира ребенком. Наиболее характерная черта эстетического отношения маленького ребенка – непосредственность заинтересованного оценивающего «Я» от любой объективной ситуации; неотделимость эмоций от процессов восприятия, мышления и воображения. Это творческая работа ребенка с различными материалами, в процессе которой он начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, а также в его поведения в природе. Так художественное творчество оказывает самое непосредственное влияние на развитие эстетического отношения детей к действительности.
Художественное творчество является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка.
Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие. А также, позволяет плодотворно решать задачи подготовки детей к школе.
Данная программа сориентирована на личностный подход к ребенку и всестороннее его развитие, а также составлена в соответствии с «Программой воспитания и обучения детей в детском саду» М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой, программой художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» И.А. Лыковой и Образовательной программой МКДОУ ДС №7 «Колосок» с.Благодатного, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
Направленность программы дополнительного образования «Умелые ручки» является программой художественно-творческой направленности и продуктивной деятельности, предполагает кружковой уровень усвоения знаний и практических навыков, по функциональному предназначению – учебно-познавательной, по времени реализации – долговременной (1 год ).
Новизна программы состоит в том, что она спроектирована на основе интеграции эстетической, интеллектуальной, игровой деятельности детей и направлена на формирование экологических знаний у детей, норм и правил взаимодействия с природой, воспитания сопереживания к ней посредством изобразительной деятельности.
Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержание программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способах решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом.
В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит художественному творчеству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.
Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключается в том, что программа ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по художественному творчеству.
Основные направления программы дополнительного образования «Умелые ручки»:
- рисование
- аппликация
- лепка
- ручной труд
Цель программы: развитие эстетических чувств и представлений, образного мышления и воображения в ходе формирования художественно-творческих способностей через обеспечение эмоционально – образного восприятия окружающей действительности природы.
Задачи программы:
- Формировать положительно – эмоциональное восприятие окружающего мира, воспитывать художественный вкус, интерес к познанию природы в процессе художественного творчества.
- Побуждать детей создавать динамичные выразительные образы и коллективные сюжетные композиции, самостоятельно выбирать материал, способы и приемы декорирования образа.
- Продолжать учить изображать объекты реального и фантастического мира с натуры или по представлению, передавать строение (форму), пропорции, взаимное размещение частей, существенные признаки, передавать сложные движения.
- Развивать умение самостоятельно сравнивать, анализировать собственную работу.
- Создавать условия для экспериментирования с художественными материалами, инструментами, изобразительными средствами.
Данная Программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
- Конституция РФ, ст. 43, 72;
- Конвенция о правах ребенка (1989 г.);
- Закон РФ «Об образовании» (в редакции Федерального закона от 13 января 1996 г. № 12 - ФЗ);
- Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, утвержденное постановлением Правительства РФ от 12.09.2008г. № 666;
- Концепция дошкольного воспитания;
- СанПин 2.4.1.2660-10.
- Устав МКДОУ ДС № 7 «Колосок» с.Благодатного;
- Образовательная программа МКДОУ ДС № 7 «Колосок» с.Благодатного;
- Примерная общеобразовательная программа Ставропольского края
В основе образовательного процесса программы дополнительного образования «Умелые ручки» лежат следующие педагогические принципы:
- принцип систематичности и последовательности (знания преподносятся в системе, с опорой на ранее изученный материал);
- принцип наглядности (познание дошкольников нуждается в наглядном подтверждении);
- принцип доступности (познание происходит от легкого к трудному, от известного к неизвестному, от простого к сложному);
- принцип личностно-ориентированного подхода (знания подаются с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей);
- принцип связи теории с практикой (знания полученные детьми из книг и бесед подтверждаются практикой, применяются в играх и повседневной жизни);
- принцип сознательности и активности (максимально часто используется вопрос «Почему?», чтобы научить детей активно мыслить, устанавливать причинно-следственные связи).
- принцип творчества и самостоятельности (не делать за них то, что они могут сделать самостоятельно, не сдерживать инициативы детей).
- принцип вариативности (предполагает использование различных технологий экологического развития дошкольников в зависимости от задач образовательного процесса, предпочтений детей, особенностей развивающей среды, желания родителей и т. д.
- принцип экологической воспитанности: выражается в гуманно-ценностном отношении к природе, основными проявлениями которого служат: доброжелательность к живым существам, эмоциональная отзывчивость, интерес к природным объектам, стремление осуществлять с ними позитивное взаимодействие, создавать необходимые для их жизни условия.
- принцип региональной специфики предполагает обучение дошкольников с учетом климатогеографических условий Ставропольского края.
- принцип единства с семьей предполагает соблюдение единых требований ДОУ и семьи в вопросах художественно – эстетического развития и экологической подготовленности дошкольника.
Формы организации : групповая, фронтальная, индивидуальная.
Методы и приемы используемые в ходе непосредственно образовательной деятельности:
- наглядные;
- словесные;
- практические;
- репродуктивный (воспроизводящий);
- иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);
- проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения);
- эвристический (проблема формируется детьми, ими и предлагается способ её решения).
Приемы: беседа, рассказ воспитателя, использование художественного слова, объяснение, игра, упражнения, наблюдение, рассматривание, показ образца, показ способов выполнения, эксперименты, совместный анализ выполненной работы, похвала, одобрение, благодарность, поощрение, конкурсы, выставки.
Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет.
Срок реализации программы – 1 год.
В состав входят 12 воспитанников.
Образовательная деятельность проводится с группой детей 1 раз в неделю (во 2-й половине дня), продолжительность которых составляет 25 – 30 минут.
Ожидаемые результаты:
- Активность и самостоятельность детей в художественно-эстетической деятельности;
- Умения находить новые способы для художественного изображения самостоятельно выбирать художественный образ, сюжетную композицию, материалы, инструменты и способы реализации своих замыслов.
- Желание детей общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды продуктивной деятельности.
Результаты творчества детей будут представлены систематическими выставками, оформлением работами интерьера детского сада.
Характеристика возрастных возможностей детей
Дети 5-6 лет
Старший дошкольный возраст - возраст наиболее активного рисования. В течение года дети способны создать до двух тысяч рисунков. Рисунки могут быть самыми разными по содержанию: это и жизненные впечатления детей, и воображаемые ситуации, и иллюстрастрации к фильмам и книгам. Обычно рисунки представляют собой схематические изображения различных объектов, но могут отличаться оригинальностью композиционного решения, передавать статичные и динамичные отношения. Рисунки приобретают сюжетный характер; достаточно часто встречаются многократно повторяющиеся сюжеты с небольшими или, напротив, существенными изменениями. Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным. По рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображенного человека.
Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Дети используют и называют разные детали деревянного конструктора. Могут заменить детали постройки в зависимости от имеющегося материала. Овладевают обобщенным способом обследования образца. Дети способны выделять основные части предполагаемой постройки. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Появляется конструирование в ходе совместной деятельности.
Дети могут конструировать из бумаги, складывая ее в несколько раз (два, четыре, шесть сгибаний); из природного материала. Они осваивают два способа конструирования: 1) от природного материала к художественному образу (в этом случае ребенок «достраивает» природный материал до целостного образа, дополняя его различными деталями); 2) от художественного образа к природному материалу (в этом случае ребенок подбирает необходимый материал, для того чтобы воплотить образ).
Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; систематизируются представления детей. Они называют не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд — по возрастанию или убыванию — до 10 различных предметов.
Однако дети могут испытывать трудности при анализе пространственного положения объектов, если сталкиваются с несоответствием формы и их пространственного расположения. Это свидетельствует о том, что в различных ситуациях восприятие представляет для дошкольников известные сложности, особенно если они должны одновременно учитывать несколько различных и при этом противоположных признаков.
В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие, и т.д. Однако подобные решения окажутся правильными только в том случае, если дети будут применять адекватные мыслительные средства. Среди них можно выделить схематизированные представления, которые возникают в процессе наглядногс моделирования; комплексные представления, отражающие представления детей о системе признаков, которыми могут обладать объекты, а также представления, отражающие стадии преобразования различных объектоЕ и явлений (представления о цикличности изменений): представления о смене времен года, дня и ночи, об увеличении и уменьшении объектс-в результате различных воздействий, представления о развитии и т. Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно логического мышления. В дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют представления о классах объектов. Дети группируют объекты по признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов. Так, например, старшие дошкольники при группировке объектов могут
Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.
Дети 6-7 лет
Образы из окружающей жизни и литературных произведений, передаваемые детьми в изобразительной деятельности, становятся сложнее. Рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Мальчики охотно изображают технику, космос, военные действия и т.п. Девочки обычно рисуют женские образы: принцесс, балерин, моделей и т.д. Часто встречаются и бытовые сюжеты: мама и дочка, комната и т. д,
Изображение человека становится еще более детализированным и пропорциональным. Появляются пальцы на руках, глаза, рот, нос, брови, подбородок. Одежда может быть украшена различными деталями.
При правильном педагогическом подходе у детей формируются художественно-творческие способности в изобразительной деятельности.
Дети подготовительной к школе группы в значительной степени освоили конструирование из строительного материала. Они свободно владеют обобщенными способами анализа как изображений, так и построек; не только анализируют основные конструктивные особенности различных деталей, но и определяют их форму на основе сходства со знакомыми им объемными предметами. Свободные постройки становятся симметричными и пропорциональными, их строительство осуществляется на основе зрительной ориентировки.
Дети быстро и правильно подбирают необходимый материал. Они достаточно точно представляют себе последовательность, в которой будет осуществляться постройка, и материал, который понадобится для ее выполнения; способны выполнять различные по степени сложности постройки как по собственному замыслу, так и по условиям.
В этом возрасте дети уже могут освоить сложные формы сложения из листа бумаги и придумывать собственные, но этому их нужно специально обучать. Данный вид деятельности не просто доступен детям — он важен для углубления их пространственных представлений.
Усложняется конструирование из природного материала. Дошкольникам уже доступны целостные композиции по предварительному замыслу, которые могут передавать сложные отношения, включать фигуры людей и животных.
У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков.
Развивается образное мышление, однако воспроизведение метрических отношений затруднено. Это легко проверить, предложив детям воспроизвести на листе бумаги образец, на котором нарисованы девять точек, расположенных не на одной прямой. Как правило, дети не воспроизводят метрические отношения между точками: при наложении рисунков друг на друга точки детского рисунка не совпадают с точками образца.
Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени еще ограничиваются наглядными признаками ситуации.
Содержание психолого-педагогической работы
Работа по программе дополнительного образования «Умелые ручки» предполагает непосредственно образовательную деятельность детей по рисованию, конструированию из бумаги, природного и бросового материала, аппликации из листьев, ткани, бумаги. Эта работа способствует развитию координации движений, внимания, памяти, воображения, фантазии. Дети неограниченны в возможностях выразить в работах свои мысли, чувства, переживания, настроение. Использование различных приемов способствуют выработке умений видеть образы в сочетаниях цветовых пятен и линий и оформлять их до узнаваемых изображений. Дети осваивают художественные приемы и интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу рисования. Работа по данной программе подразумевает созидательный творческий процесс педагога и детей при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те же стадии, что и творческий процесс художника. Этой деятельности отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности.
Во время образовательного процесса соблюдаются санитарно-гигиенические и методические требования к охране жизни и здоровья дошкольников в рамках дополнительного образования.
Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам:
1. «Развитие речи». В используется прием комментированной работы. В процессе обыгрывания сюжета и самой работы ведется непрерывный разговор с детьми, дети друг с другом рисования обсуждают свои действия. Подразумевается использование художественного слова: потешек, загадок. Выполняя практические действия, воспитанники способны усвоить много новых слов и выражений активного и пассивного словаря детей, развитие коммуникативной функции речи, развитие связной речи.
2. «Ознакомление с окружающим». Для образовательной деятельности по изодеятельности подбираются сюжеты близкие опыту ребенка, позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применить первые варианты обобщения. Так дети узнают о различных явлениях природы, о жизни людей, о жизни животных.
3. «Сенсорное воспитание». Образовательная деятельность способствует усвоению знаний о цвете, величине, форме, количестве предметов и их пространственном расположении.
4. «Музыкальное воспитание». Рисование по передаче восприятия музыкальных произведений. Использование работ детей в оформлении к праздникам, музыкального оформления для создания настроения и лучшего понимания образа, выражения собственных чувств.
5. «Физическая культура». Использование физминуток, пальчиковой гимнастики, работа по охране зрения и предупреждению нарушения осанки.
Программой предусмотрено, чтобы каждая образовательная деятельность была направлена на овладение основами художественного творчества, на приобщение обучающихся к активной познавательной и творческой работе. Вся образовательная деятельность проходят поэтапно от простого к сложному. У детей совершенствуются и координируются движения рук, формируются такие качества, как точность, быстрота, плавность. Это становится возможным при систематическом, плановом проведении образовательной деятельности, организации самостоятельной художественной деятельности, последовательном выполнении программных требований, постепенном усложнении заданий по мере приобретения опыта.
Последовательность тем в учебно-тематическом плане выстроена с учетом возрастных особенностей детей. У детей дошкольного возраста практически отсутствует способность к длительной концентрации внимания на одном и том же материале. Поэтому содержание образовательной деятельности предусматривает чередование различных видов деятельности, материалов.
В начале образовательной деятельности несколько минут отведено творческой беседе, рассматриванию новых предметов, завершается всё просмотром работ и их обсуждением.
В период обучения происходит постепенное усложнение материала. Широко применяются знания по методике, мастер-классы, когда педагог вместе с детьми выполняет художественную работу, последовательно комментируя все стадии её выполнения, задавая наводящие и контрольные вопросы по ходу выполнения работы, находя ошибки и подсказывая пути их исправления. Наглядность является самым прямым путем обучения в любой области, а особенно в художественном творчестве.
Процесс обучения строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при котором в процессе усвоения знаний, законов и правил художественного творчества у дошкольников развиваются творческие начала.
Образовательный процесс имеет ряд преимуществ:
- система постоянно усложняющихся заданий с разными вариантами сложности позволяет овладевать различными приемами художественного творчества;
- в каждом задании предусматривается исполнительский и творческий компонент;
- создание увлекательной, но не развлекательной атмосферы образовательной деятельности;
- создание ситуаций успеха, чувства удовлетворения от процесса деятельности;
-объекты творчества воспитанников имеют значимость для них самих и для общества.
Итогом реализации программы является традиционная выставка работ детей.
Таким образом, организация дополнительного образования «Умелые ручки» позволяет осуществлять художественно-эстетическое развитие дошкольников изобразительной деятельностью через приобщение их к природе.
Организация предметно-пространственной среды развития ребенка
Предметно-пространственная среда создана с целью решения задач:
1. Обеспечение условий для развития познавательных и творческих способностей детей.
2. Поддержание познавательной активности, обеспечение ее дальнейшего роста.
3. Создание условий для реализации усвоенных на занятиях способов деятельности, приобретенных знаний.
4. Создание условий для эмоционального проживания ребенком различных ситуаций с целью осмысления воспринятых содержаний.
Уголок ИЗО – оснащен необходимым материалом для продуктивной и творческой деятельности детей (листы бумаги и альбомы, кисти, краски, карандаши, фломастеры, разноцветные мелки, пластилин, раскраски, трафареты, плакаты, технологические карты, серия альбомов для детского художественного творчества, детские книги и подборки иллюстративного материала по ознакомлению дошкольников с творчеством русских художников и художников-иллюстраторов, доски для рисования мелками, подставки для работы с пластилином, баночки для воды и пр.). Одним из главных принципов построения данной среды для нас является - доступность материалов для восприятия детей, доступность их в использовании детьми самостоятельно, сменяемость, эстетическое оформление, многообразие представленных материалов.
В группе организован уголок экологической среды (который включает в себя):
«Зелёная зона», где проходит трудовая деятельность детей по уходу за растениями. «Огород» на окне, уголок экспериментирования, здесь находится материал, с которым ребёнок может самостоятельно заниматься.
Зона библиотеки – это книги , энциклопедии. Зона коллекций, она предназначена для знакомства детей с различными природными объектами, для развития у них навыков классификации объектов по различным признакам, сенсорных навыков. Коллекции включают в себя те объекты, которые дошкольники собрали сами и с родителями ( камни, семена растений, сухие листья, ветки, образцы песка и глины, речные и морские раковины и др.) Выставочный уголок, где выставляются все рисунки и поделки детей, выполненные в процессе самостоятельной, совместной деятельности.
Оформлены- календарь природы, календарь погоды, коллажи, карты – схемы «Кто, где живёт?»Собран демонстрационный материал, способствующий уточнению и закреплению знаний о природе (гербарии, картинки, иллюстрации, альбомы).Подобраны дидактические, словесные и настольные игры экологического содержания. Созданы картотеки пословиц, поговорок, народных примет о природе. Имеется подбор музыкальных произведений (звуки природы, классические произведения, песни о природе). Летом была разработана «фитогрядка» на детском огороде, а также были подобраны растения для создания композиции по оформлению цветника.
Организованная развивающая среда обеспечивает атмосферу психологической защищенности, эмоционального комфорта; способствует установлению, утверждению у дошкольника чувства уверенности в себе, дает ему возможность испытывать и использовать свои способности, свободу выбора деятельности; стимулирует проявление самостоятельности, инициативности, творчества создание.
Технические средства обучения | Наглядно-дидактические пособия | Пространственная среда |
- DVD,CD-диски - Магнитофон |
Домашние животные Дикие животные Птицы Овощи и фрукты Природные зоны Народно-прикладное искусство
Во саду ли, в огороде (овощи, фрукты, ягоды) Растения (деревья, травы, кустарники)
овощи, фрукты, дикие животные, домашние животные, ягоды,
- Камни; - Морские раковины;
- Зима, Весна, Лето, Осень;
| Уголок природы:
Участок:
Уголок ИЗО творчества:
|
Содержание изучаемого курса
По программе количество образовательной деятельности -37
№ п/п | Тема | Программное содержание | Материалы | Предварительная работа | Интеграция областей | Краткое содержание |
Сентябрь | ||||||
1 | Рисование с натуры Друг детства | Продолжать учить детей рисовать игрушки с натуры. Познакомить с эскизом как этапом планирования работы (создавать контурный рисунок карандашом или углем), передавать цвет и фактуру любыми материалами по выбору. Формировать умение передавать в рисунке свое отношение к изображаемому. | Бумага белая и тонированная разного размера, простые карандаши, пастель, гуашевые краски, кисти, цветные карандаши, банки с водой, палитры, салфетки, 3-5 разных мишек. | Чтение рассказа В. Драгунского «Друг детства». Рисование игрушек с натуры по выбору (в старшей группе). Накануне педагог просит детей принести в детский сад своего любимого мишку. | «Чтение худ. литературы» «Познание» «Художественное творчество» «Коммуникация» |
|
2 | Лепка по замыслу Наши любимые друзья (игрушки животные) | Учить детей лепить игрушки, передавая характерные особенности их внешнего вида (форму, цвет и соотношение частей). Учить планировать работу -отбирать нужное количество материала, определять способ лепки. Инициировать свободные высказывания детей на темы из личного опыта (описывать игрушки). Вызвать желание вступать в игровое и речевое взаимодействие со сверстниками | Мягкие игрушки, изображающие животных (собака, мишка, заяц, обезьяна, жираф), пластилин, клеенки, салфетки матерчатые, стеки. | Беседа о любимых игрушках. Составление описательных загадок с целью уточнения представлений о внешнем виде игрушек. | «Чтение худ. литературы» «Познание» «Художественное творчество» «Коммуникация» |
|
3 | Аппликация с элементами бумажной пластики Весёлые портреты | Учить составлять портрет из отдельных частей (овал - лицо, полоски или комки мятой бумаги - причёска). Познакомить с новым способом вырезания овала из бумаги, сложенной вдвое (по самостоятельно нарисованному контуру). Развивать цветовое восприятие (подбирать цвет бумаги и карандаша в соответствии с цветом волос и глаз). | Цветная бумага для причесок, прямоугольники розовой бумаги для лица, фантики, серпантин, белый и цветной картон для фона портретов, фломастеры, цветные карандаши, клей, клеевые кисточки, матерчатые салфетки, ножницы и клеёнки. У воспитателя модель для показа способа и варианты причёсок (из прямых полосок, из смятых комочков, из разорванных кусочков бумаги). | Чтение романа-сказки Н. Носова «Незнайка в Солнечном городе». Рисование портретов палочками на песке (на земле) во время прогулки, карандашами и фломастерами на бумаге в самостоятельной художественной деятельности. Рассматривание фотографий | «Чтение худ. литературы» «Познание» «Художественное творчество» «Коммуникация» |
|
4 | Аппликация коллективная Наша группа (панорама детского сада с окошками для фотографий) | Продолжать учить детей создавать коллективную композицию из отдельно подготовленных деталей (окно с закрывающимся ставнями, часть фундамента и крыши). Закрепить умение делить геометрические фигуры на заданное количество применительно к творческой задаче. Развивать композиционные умения: составлять изображение предмета из нескольких частей, ритмично располагать одинаковые формы в ряд; строить изображение в зависимости от композиционной основы. Формировать умение располагать вырезанные формы на листе в определённом порядке и наклеивать в соответствии с общим замыслом, Воспитывать навыки сотрудничества и сотворчества со сверстниками и взрослыми. | Подготовка основы для коллективной композиции - листы бумаги разного цвета для подготовки «осеннего», «зимнего», «весеннего» и «летнего» этажей; клей, клеевые кисточки, цветные карандаши, салфетки; карточки с именами детей; заготовки для деталей:
бумажные прямоугольники одного цвета для фундамента - по одному на пару детей. | Экскурсия по детскому саду, беседа о нашей группе | «Чтение худ. литературы» «Познание» «Художественное творчество» «Коммуникация» |
|
Октябрь | ||||||
1 | Рисование по замыслу Посмотри в своё окно (коллективная композиция для оформления интерьера) | Продолжать учить детей рисовать сюжеты по замыслу, оформлять картины аппликативными рамочками и составлять коллективную композицию -панно или слова «мир», «родина». Выявить уровень развития графических умений и композиционных способностей. Формировать навыки сотрудничества. Воспитывать любознательность, интерес к познанию окружающего мира и его отражению в рисунках. | Листы бумаги белого или светло-голубого цвета одинакового размера для «окошек», краски, цветные карандаши, фломастеры. Цветная бумага, ножницы, клей и клеевые кисточки или клеящие карандаши, салфетки бумажные или матерчатые, коробочки для обрезков. | Экскурсия по детскому саду с остановками возле всех окон и рассматриванием «видов» через видоискатель - картонные или деревянные рамки (пустые) разной формы и величины. Беседа об увиденном за окном. Рассматривание репродукций, художественных открыток, иллюстраций в книгах, настенных календарей. | «Чтение худ. литературы» «Познание» «Художественное творчество» «Коммуникация» |
|
2 | Лепка миниатюр в спичечном коробке Колыбелька | Учить детей создавать оригинальные композиции в спичечных коробках - лепить младенцев (пеленашек) в колыбельках. Познакомить с видом народной куклы - пеленашкой, пояснить значение нового слова (маленький ребёнок или кукла в пелёнках, спелёнутая) и показать обобщённый смысл. Развивать воображение, мелкую моторику. Воспитывать интерес к экспериментированию с художественными материалами. | Материалы, инструменты, оборудование. Пластилин, пустые спичечные коробки или другие мелкие упаковки, стеки, пуговицы, ленточки. | Дидактические игры с куклой-голышом (купание, кормление, пеленание). Рассказ воспитателя о том, что все люди, когда рождаются, некоторое время бывают совершенно беспомощными, поэтому родители ухаживают за младенцами - кормят, купают, пеленают, гуляют. Обогащение словаря: пояснение значения слов «пеленать» (заворачивать в пелёнки), «пеленашка» (младенец или кукла, завёрнутая в пелёнки) и «пустышка»; выстраивание синонимического ряда: малыш, младенец, ребёнок, кроха; словообразование: малыш, малышок, малютка. Рассказы из личного опыта тех детей, у которых есть маленькие сестры или братья. | «Чтение худ. литературы» «Познание» «Художественное творчество» «Коммуникация» |
|
3 | Аппликация сюжетная из бумаги | Продолжать учить детей создавать выразительные аппликативные образы, сочетая разные способы и приёмы лепки. Наглядно показать связь между формой образа и способом её вырезания. Учить планировать свою работу и действовать в соответствии с замыслом. Показать приёмы оформления вырезанной фигурки дополнительными материалами (фантики, лоскутки ткани, тесьма, ленточки). Развивать воображение, чувство формы и пропорций. | Цветная бумага, лоскутки ткани, кружева, тесьма, ленточки, пуговицы, ножницы, клей, готовые картонные формы -овалы и прямоугольники: «кроватки», «постельки», «колыбельки». | Рассматривание семейных фотографий - своих и родителей в детстве. Беседа о значение сна для здоровья человека. Чтение народных песенок и потешек, исполнение колыбельных. Лепка спящих сказочных животных (занятие проводилось в старшей группе). Чтение стихотворения «Усатый-полосатый» С. Маршака. | «Чтение худ. литературы» «Познание» «Художественное творчество» «Коммуникация» |
|
4 | Рисование с натуры Что-что рядом с нами растёт? (Комнатные растения) | Вызвать интерес к рисованию комнатных растений с натуры. Показать зависимость изобразительной техники от внешнего вида того или иного растения. Формировать умение обследовать натуру и планировать работу (выбор эстетического объекта, рассматривание, создание карандашного эскиза, выбор художественных инструментов и материалов, рисование, оформление, авторская подпись). Инициировать поиск изобразительно выразительных средств для передачи характерных признаков (общий абрис растения; строение и окраска стеблей, листьев, цветов; форма и величина цветочного горшка). Уточнить и расширить понимание термина «натура». Развивать эстетическое восприятие, зрительную память, чувство формы. Воспитывать интерес к познанию природы и отражению представлений в изодеятельности. | Листы бумаги белого и светло-голубого цвета разного размера, разные художественные инструменты и материалы на выбор: цветные карандаши, пастель, краски гуашевые, кисти разных размеров, банки с водой, салфетки. | Экскурсия по детскому саду, рассматривание живых растений, подготовка эскизов (беглые зарисовки карандашом, углем, сангиной), рассматривание иллюстраций и фотографий в детских энциклопедиях,познавательных книгах, научно-популярных изданиях о природе. Беседа на тему «Что-что рядом с нами растёт» о разнообразии комнатных растений и необходимости ухода за ними. Рисование с натуры на занятиях по рисованию в старшей и подготовительной к школе группах (осенние листочки, новогодняя ветка, любимые игрушки, мишки и пр.). | «Чтение худ. литературы» «Познание» «Художественное творчество» «Коммуникация» |
|
5 | Аппликация (с натуры) Кто-кто рядом с нами живёт? (Наш уголок природы) | Вызвать интерес к изображению обитателей уголка природы с натуры. Продолжать учить создавать образы знакомых животных в технике аппликации. Показать зависимость способа вырезания от внешнего вида животного. Формировать умение планировать работу (подбирать исходную форму: квадрат коричневого цвета для вырезания круглого панциря черепахи, прямоугольник серого или бежевого цвета для морской свинки, прямоугольники зелёного или голубого цвета для волнистых попугайчиков и т.д.), определять адекватный способ создания образа. Инициировать поиск изобразительно выразительных средств для передачи характерных признаков (форма и пропорции, поза и движение). Развивать эстетическое восприятие, зрительную память, чувство формы. Воспитывать интерес к познанию природы и отражению представлений в изодеятельности | Цветная и фактурная бумага, ножницы, простые карандаши, клей, салфетки, бумага для фона Обитатели уголка природы для изображения с натуры: черепаха, рыбка, волнистые попугайчики, канарейка, хомячок, морская свинка, лягушка, тритон (три-четыре вида животных - из имеющихся в детском саду); карточки с подписями - названиями или кличками животных. | Экскурсия по детскому саду, наблюдение за животными в уголке природы, подготовка эскизов (беглые зарисовки карандашом, углем, сангиной), рассматривание иллюстраций и фотографий в детских энциклопедиях, познавательных книгах, научно-популярных изданиях о природе. | «Чтение худ. литературы» «Познание» «Художественное творчество» «Коммуникация» |
|
Ноябрь | ||||||
1 | Рисование по представлению Вечерний свет в окошках | Вызвать интерес к созданию коллективной композиции «Вечерний свет в окошках». Учить детей создавать на основе цветного фона сюжетные композиции, самостоятельно применяя разные приёмы рисования. Напомнить способы изготовления декоративных занавесок: вырезать ножницами по прямой, по косой или закругляя уголки и украшать узором по своему замыслу. Развивать чувство цвета (подбирать красивые цветосочетания) и пространственное мышление (способность «видеть» объект с заданной точки зрения). | Основа для коллективной композиции - два-три домика с крышами, но без окошек. Бумажные квадраты разного цвета - освещенные «окошки» (темно- и светло-жёлтые, жёлто-зелёные, розовые, персиковые, голубые, светло-оранжевые и т.д.), бумажные квадраты меньшего размера для вырезания занавесок, ножницы, клей, клеевые кисточки, фломастеры и цветные карандаши для свободного выбора материалов детьми; салфетки бумажные и матерчатые, коробочки для обрезков. Варианты формы занавесок, элементов декора и узоров. Дидактическая игра для упражнения в различении оттенков и подборе гармоничных цветосочетаний | Создание основы для сюжетной композиции с небольшой группой детей. (Внимание: состав группы, занимающейся с воспитателем подготовкой будущей панорамы, желательно каждый раз менять). Основа композиции - это два-три листа бумаги большого формата: домики с крышей, но без окошек. Вечерняя прогулка с родителями (по дороге из детского сада) и наблюдение за вечерними домами с освещенными окошками. | «Познание» «Художественное творчество» «Коммуникация» |
|
2 | Лепка на готовой форме Копилка в виде животного с монетками | Инициировать творческие проявления детей при создании поделок на основе готовых (бытовых) форм. Вызвать интерес к экспериментированию с формой. Учить видеть общую форму и находить адекватные изобразительно выразительные средства способы для её преобразования в художественный образ. Показать возможность создания копилки путём дополнения готовой формы (картонной или пластиковой, с заранее вырезанным отверстием для монет) выразительными лепными деталями. Активизировать разные способы (скульптурный, комбинированный) и приёмы лепки (вытягивание, прищипывание, загибание, проработка деталей стекой). Развивать воображение, чувство формы. Поощрять инициативу, сообразительность. | Пластилин, стеки, мелкие бусинки и пуговички для глаз, картонные или пластиковые формы (готовые бытовые упаковки и ёмкости), фольга (золотистая и серебристая), ножницы, клеёнки или дощечки для лепки, салфетки матерчатые, подставка для поделок; поворотные диски для демонстрации натуры. 3-4 копилки разной формы, карточки с названиями животных (слон, мишка, кошка, свинка, жираф, коза) и картинки с изображением животных для уточнения представлений. | Рассматривание монет и копилок (реальных предметов и их изображений в каталогах, журналах). Беседа о деньгах, покупках, магазинах, копилках, сбербанках (банках). | «Познание» «Художественное творчество» «Коммуникация» |
видах денег (купюрах и монетках), их хранении, назначении копилок и сбербанков.
|
3 | Лепка (коллективная композиция) Кактусы зацвели | Вызвать интерес к лепке кактусов разных видов по представлению или с натуры (на выбор). Показать зависимость пластического образа от способа лепки. Инициировать поиск способов создания образа цветка, распустившегося на кактусе. Усложнить способы лепки посуды (кактусниц). Формировать навыки сотрудничества в коллективной деятельности: распределять виды и формы работы, договариваться о размерах и видовом разнообразии лепных образов. Развивать чувство формы и пропорций. Воспитывать интерес к углубленному познанию природы и отражению всё новых и новых впечатлений в изобразительной деятельности. | Пластилин, стеки, зубочистки, трубочки для коктейля, бусины, бисер, салфетки бумажные и матерчатые. | Беседа о суккулентах и кактусах как разновидности суккулентов. Уточнение представления о строении и специфике кактусов. Рассматривание кактусов в иллюстрированных изданиях для формирования представления о видовом разнообразии и особенностях цветов. Рисование комнатных растений с натуры. | «Познание» «Художественное творчество» «Коммуникация» |
|
4 | Аппликация сюжетная Черепахи и змеи в пустыне | Вызвать интерес к изображению обитателей пустыни в технике аппликации. Формировать умение определять и разрабатывать замысел (выбирать исходную форму и адекватный способ создания образа, подбирать цвет и размер фона). Показать зависимость технического способа от формы животного и ракурса (вид сбоку, вид сверху): изображение панциря черепахи в форме круга или полукруга. Инициировать поиск изобразительно выразительных средств для передачи движения черепахи и змеи. Продолжать знакомить с явлением контраста. Развивать чувство формы и композиции. Воспитывать эстетические эмоции. | Цветная бумага, клей, ножницы, салфетки. Бумажные формы для вырезания животных: квадраты для черепах и полоски или прямоугольники для змей. Листы бумаги жёлтого цвета для фона. | Беседа о пустыне как экосистеме. Знакомство с внешним видом обитателей пустыни (черепахи, змеи). Сравнение черепах и змей. Создание коллективной композиции «Кактусы зацвели». | «Познание» «Художественное творчество» «Коммуникация» |
|
Декабрь | ||||||
1 | Рисование с элементами детского дизайна Корабли пустыни | Учить детей отражать в рисунке представление о пустыне и её обитателях. Вызвать интерес к рисованию каравана верблюдов (5-7 животных) на полосе бумаги или длинном прямоугольнике. Уточнить представление о внешнем виде верблюда и способах его изображения (создание аппликативного силуэта и многократная обводка по контуру для получения нескольких одинаковых образов). Продолжать освоение техники изготовления шаблона и трафарета как взаимосвязанных опорных форм для изображения одинаковых элементов. Продолжать знакомство с явлением контраста. Развивать чувство цвета и композиции. Воспитывать любознательность, художественный вкус. | Удлинённые листы бумаги одного размера жёлтого или светло-оранжевого цвета, бумажные прямоугольники для вырезания верблюдов, простые карандаши для обводки силуэтов, краски гуашевые или фломастеры для раскрашивания, кисти, банки с водой, салфетки. | Рассматривание изображений пустыни и верблюдов (драмадеров) на фотографиях, открытках, настенных календарях, в энциклопедиях для детей. Знакомство с шаблоном и трафаретом как техническими средствами для создания силуэтных изображений. | «Познание» «Художественное творчество» «Коммуникация» |
|
2 | Лепка коллективная или рисование (на выбор) Жираф заболел | Учить детей анализировать готовую поделку, определять, из чего и каким способом она создана. Показать способ лепки животного (жирафа) из двух форм разной величины (туловище - большой шар или овоид, голова - маленький), дополняя деталями из трубочек или палочек. Инициировать поиск способов изображения шарфа или компресса для лечения заболевшего жирафа. Формировать умение размещать части в соответствии с общим строением модели (туловище горизонтально, длинная шея сбоку туловища, голова на шее, две пары ног под туловищем). Развивать чувство формы, пропорций, глазомер. Воспитывать интерес к познанию особенностей внешнего вида разных животных и их отображению в пластическом образе. | Пластилин, стеки, трубочки для коктейля, разрезанные на кусочки одинаковой длины, ножницы, салфетки бумажные и матерчатые, изображение жирафа, игрушечный жираф с перевязанным горлом, а также жираф, вылепленный воспитателем для пояснения способа работы: туловище - из большого ово-ида (или шара), голова - из маленького, шея и ножки - из трубочек для коктейля. | Чтение сказки К. Чуковского «Айболит». | «Чтение худ. литературы» «Познание» «Художественное творчество» «Коммуникация» |
|
3 | Аппликация коллективная Полосатая зебра | Учить детей анализировать аппликативный образ: из каких форм и как составлен. Формировать умение создавать изображение животного из овалов разной величины (большое туловище и маленькая голова), дополняя деталями из полосок (ноги, шея, полоски на туловище). Закрепить умение разрезать бумажный прямоугольник на узкие полоски. Инициировать поиск способов изображения плосок на шкурке зебры. Развивать чувство формы, пропорций, глазомер. Воспитывать любознательность, самостоятельность, уверенность | Бумага зелёного или жёлтого цвета для фона, бумажные овалы белого цвета двух размеров, бумажные квадраты чёрного цвета для разрезания на полоски (длина стороны равна высоте большого овала для того, чтобы дети могли использовать эти же полоски для оформления шкурки зебры), ножницы, клей, клеевые кисточки, цветные карандаши или фломастеры, салфетки бумажные и матерчатые. У воспитателя - изображение зебры, игрушечная зебра, два бумажных овала разной величины, два квадрата чёрного цвета, ножницы. | Знакомство с внешним видом копытных животных (туловище, голова, четыре тонкие длинные ноги с копытами). Моделирование жирафа из пластилина и трубочек для коктейля. Рассматривание изображения зебры. Освоение техники резания бумаги по прямой. Чтение стихотворения о зебре из «Детки в клетке» С. Маршака. | «Чтение худ. литературы» «Познание» «Художественное творчество» «Коммуникация» |
|
4 | Лепка с элементами аппликации | Учить составлять сюжетную композицию из разнородных элементов (пальма и обезьянки). Расширить возможности лепки из цилиндров (валиков) разной длины и разного диаметра способом надрезания с двух концов и моделирования фигуры животного. Продолжать учить соотносить элементы композиции по величине и пропорциям. Активизировать умение варьировать разные художественные материалы, техники и приёмы работы с целью создания выразительного образа. Развивать чувство композиции (умение видеть свою поделку как часть общей композиции). | Пластилин, стеки, картонные и пластиковые трубочки, цветная бумага, проволока, пуговицы, бусины, шерстяные нитки, тесьма, подставки, клеёнки, матерчатые и бумажные салфетки. | Беседа о животных жарких стран. Знакомство с внешним видом обезьян (фотографии, иллюстрации, наглядно-дидактические пособия и пр.). Беседа о разных островах (занятие по ознакомлению с окружающим миром). Уточнение представлений о некоторых экзотических растениях и их плодах (бананы, кокосы). Посещение зоопарка вместе с родителями. Подвижная игра «Обезьянки». Подготовка основы для коллективной композиции «Остров в море» на большой круглой коробке из-под торта или шляпы. | «Музыка» «Познание» «Художественное творчество» «Коммуникация» |
|
Январь | ||||||
1 | Рисование с элементами Аппликации Пестрые попугаи (коллективное панно) | Вызвать интерес к созданию коллективного панно из силуэтов разноцветных попугаев. Показать технику рисования восковыми мелками, вырезывания по нарисованному контуру и раскрашивания гуашевыми красками. Учить передавать графическими средствами строение птицы, движение и эмоциональное состояние (попугай с раскрытым клювом, приподнятыми крыльями, летящий, сидящий, нахохлившийся, кричащий, задиристый и т.д.). Развивать чувство цвета и композиции. Воспитывать интерес к познанию природы и отражению полученных представлений в изобразительной деятельности. | Листы бумаги белого цвета формата АЗ и А4, восковые мелки, гуашевые краски, кисти, банки с водой, салфетки. | Рассматривание попугаев и детских энциклопедиях. Рассказывание чистоговорки: «Говорил попугай попугаю». | «Чтение худ. литературы» «Познание» «Художественное творчество» «Коммуникация» |
|
2 | Лепка коллективная из пластилина или глины Топают по острову слоны и носороги | Продолжить освоение техники лепки. Создавать образы крупных животных (слон, носорог, бегемот) на основе общей исходной формы (валик, согнутый дугой и надрезанный с обеих сторон стекой). Совершенствовать умение свободно варьировать разные приёмы лепки (оттягивание, прищипывание, скрепление деталей и пр.) для создания выразительного образа. Развивать способности к формообразованию. | Пластилин или глина, стеки, клеёнки, керамические плитки, мелкие красивые пуговицы. Композиционная основа для оформления выставки «Наш зоопарк». Изображения животных (слон, носорог, бегемот). Композиционная основа «Наш остров». Валик (цилиндр) для демонстрации детям обобщённого способа лепки. | Рассматривание изображений животных в атласах и на открытках. Посещение зоопарка. Рисование животных зоопарка по представлению. Составление фигур животных из разных геометрических фигур. Подготовка композиционной основы для оформления выставки «Наш остров» (см. рисунок). Занятие по лепке с элементами конструирования из бросового материала «Обезьянки на пальмах». | «Познание» «Художественное творчество» «Коммуникация» |
|
3 | Рисование по замыслу Фантастические цветы | Вызвать интерес к рисованию фантазийных цветов по мотивам экзотических растений. Показать приёмы видоизменения и декорирования лепестков с целью создания оригинальных образов. Развивать творческое воображение, чувство цвета (контраст, нюанс) и композиции. Активизировать в речи детей прилагательные (качественные и сравнительные). Пробудить интерес к цветковым растениям, желание любоваться ими, рассматривать и переносить полученные представления в художественную деятельность. | Бумага белая и цветная (тонированная) для фона, художественные материалы на выбор детям - краски гуашевые и акварельные, пастель, фломастеры, гелиевые ручки, цветные карандаши, ватные палочки, перышки, лак для ногтей с блёсткамиТаблица или серия таблиц с элементами и растительными мотивами разных видов народного декоративно-прикладного искусства. | Знакомство с экзотическими растениями (рассматривание открыток, фотографий, иллюстраций, репродукций, изображений в детских энциклопедиях и тематических альбомах, например, «Орхидеи», «Кактусы», «Суккуленты», «Лилейные», «Розы» и пр.); посещение ботанического сада, оранжереи, зимнего сада и пр. Рисование комнатных растений с натуры (простыми и цветными карандашами). Беседа об особенностях внешнего вида, условиях жизни и местах произрастания экзотических растений. Конструирование цветковых растений из разных материалов (бумаги, ткани, проволоки). Рассматривание иллюстраций к сказке С. Аксакова «Аленький цветочек». Слушание музыки («Вальс цветов» П.И. Чайковского). Рассматривание альбомов по народному декоративно-прикладному искусству («Хохлома», «Гжель»). | «Познание» «Художественное творчество» «Коммуникация» |
|
Февраль | ||||||
1 | Рисование пастелью с элементами обрывной аппликации Полярное сияние | Совершенствовать технику рисования пастелью, продолжать осваивать способы тушёвки и штриховки. Вызвать интерес к изображению северного сияния в виде «каскадов» многоцветных штрихов. Инициировать изображение арктических животных на основе представления о внешнем виде и способах передвижения в пространстве (в воде и на льду). Развивать восприятие цвета. Воспитывать интерес к явлениям природы. | Бумага формата А2 и АЗ - на выбор детям; пастель, тонкая бумага белого, голубого и серебристого цвета (машинописная или бумажные салфетки), цветная бумага, клей, салфетки бумажные и матерчатые, ватные диски, ножницы. | Беседа о разных частях света и климатических зонах, знакомство с Антарктидой - зоной вечных льдов и вечного холода. Рассматривание изображений арктических животных и полярного сияния. | «Познание» «Художественное творчество» «Коммуникация» «Чтение худ. литературы» |
|
2 | Аппликация с элементами конструирования (бумажная пластика) Белый медведь любуется полярным сиянием | Побуждать к самостоятельному поиску способов изображения арктических животных (белого медведя) по представлению или с опорой на иллюстрацию. Формировать умение изображать животных в движении, передавая особенности внешнего вида и пропорции. Активизировать самостоятельность, инициативность в выборе изобразительно выразительных средств. Развивать чувство формы и композиции. Воспитывать интерес к познанию природы, желание любоваться красивыми явлениями и отражать впечатления в изобразительном творчестве. | Бумага большого формата белого цвета для фона, пастель, бумага цветная (в том числе белого, голубого и серебристого цвета), салфетки бумажные, куски белого поролона или пенопласта, ватные диски, ножницы, клей. | Беседа о разных частях света и климатических зонах. Знакомство с радугой как природным явлением и зрелищным художественным объектом (для последующего сравнения с полярным сиянием). Обсуждение понятий «льдина» и «айсберг». | «Познание» «Художественное творчество» «Коммуникация» «Чтение худ. литературы» |
|
3 | ЛЛепка коллективная Пингвиний пляж (на льдине) | Совершенствовать технику скульптурной лепки. Вызвать интерес к изображению пингвина пластическими средствами. Инициировать создание коллективной композиции. Развивать чувство формы, пропорций, мелкую моторику. Воспитывать интерес к отражению представлений о природных объектах в изобразительной деятельности. | Пластилин синего, голубого, белого, черного, красного цвета, бусины и пуговицы для глаз, стеки, куски пенопласта, салфетки бумажные и матерчатые, клеёнки, поворотный диск. Основа для коллективной композиции («море» в виде неправильного овала, вырезанного из цветной бумаги или фольги). | Рассматривание изображений пингвинов в детских энциклопедиях, эскизные зарисовки. Беседа о животных Арктики. | «Познание» «Художественное творчество» «Коммуникация» «Чтение худ. литературы» |
|
4 | Аппликация коллективная (диорама) Арктическая экспедиция (или «Отважные полярники») | Продолжать учить создавать образ человека в аппликативной технике. Расширить возможности симметричной аппликации. Вызвать интерес к отражению в коллективной композиции представлений об отважных путешественниках и связанных с этим героических событиях (покорение Южного полюса). Развивать навыки сотрудничества в коллективном творчестве. Воспитывать уважение к людям героических профессий. | Бумага белая и цветная, салфетки бумажные белого цвета, ножницы, клей, цветные карандаши, фломастеры, основа для коллективной композиции - лист бумаги формата А2 (или часть рулона обоев белого, серебристого, светло-голубого цвета), салфетки бумажные и матерчатые. Глобус или географическая карта. | Беседа о великих путешественниках и освоении новых земель, рассказ об открытии Южного полюса. Освоение техники симметричной и ленточной аппликации, создание коллективной панорамы «Туристы в горах» на занятиях в старшей группе. Подготовка основы для коллективной композиции «Отважные полярники» (лист бумаги большого формата или часть рулона обоев светло-голубого цвета). | «Познание» «Художественное творчество» «Коммуникация» |
|
Март | ||||||
1 | Рисование-экспериментирование «Я рисую море - голубые дали...» | Вызвать интерес к созданию образа моря различными нетрадиционными техниками. Создать условия для экспериментирования с разными художественными материалами и инструментами. Развивать воображение, чувство ритма и композиции; создать условия для творческого применения освоенных умений; учить детей договариваться и планировать коллективную работу. | Для рисования: листы белой бумаги разного размера (удлинённые прямоугольники или полосы), кисточки разного размера, поролоновые губки, старые зубные щётки, мочалки, щётки и другие бытовые предметы. Для аппликации: цветная бумага, ножницы, клей, клеевые кисточки, салфетки. Для лепки: пластилин, стеки, бисер, мелкие пуговички или бусинки для мелких деталей. | Просмотр диапозитивов, иллюстраций, открыток, марок на морскую тему с целью обогащения художественных впечатлений. Посещение с родителями дельфинария, зоомагазина. Рисование морских обитателей. Знакомство с внешним видом и поведением отдельных животных - дельфина, акулы, краба, осьминога, медузы, морского конька. Эскизные зарисовки этих животных мелом на доске или карандашом на отдельных листах. Беседа о жизни морских жителей. Подвижная игра «Море волнуется - раз, море волнуется - два...» («Морская фигура»). | «Познание» «Художественное творчество» «Коммуникация» «Чтение худ. литературы» |
|
2 | Аппликация (бумажная пластика) с элементами рисования «По морям, по волнам...» | Учить детей создавать из бумаги разные кораблики, самостоятельно комбинируя освоенные приёмы силуэтной и рельефной аппликации. Показать разные варианты интеграции рисования и аппликации: 1) построение аппликативной композиции на протонированном фоне; 2) оформление аппликации графическими средствами. Развивать композиционные умения (размещать кораблики «в море» по всему листу бумаги). | Цветная бумага, обрезки, фантики, мягкие бумажные салфетки белого или светло-голубого цвета для изображения рельефных волн, ножницы, клей или клеящие карандаши, салфетки матерчатые, коробочки для обрезков, цветные карандаши или фломастеры для оформления аппликации графическими средствами. Рисунки детей, выполненные на занятии по рисованию «Море волнуется» как основа (фон) для создания апплика-тивных композиций с корабликами. Репродукции, художественные открытки или календари с изображением кораблей в море. | Беседа о водном транспорте с опорой на наглядность (открытки, фотографии, дидактические пособия). Сюжетно-ролевая игра «Морское путешествие». Выкладывание корабликов из геометрических фигур и деталей конструктора. Экспериментирование с парусами из бумаги и ткани: надувание с помощью насоса или пылесоса. | «Познание» «Художественное творчество» «Коммуникация» «Чтение худ. литературы» |
|
3 | Лепка сюжетная по представлению На дне морском | Вызвать интерес к лепке образов подводного мира по представлению. Обогатить и разнообразить зрительные впечатления. Создать условия для творческого применения освоенных способов и приёмов лепки. Учить договариваться и планировать коллективную работу. Развивать воображение и чувство композиции. | Пластилин или солёное тесто (по выбору), стеки, бисер, манка, скалка для раскатывания пластилина или солёного теста в пласт, формочки для вырезания морских звёзд, салфетки бумажные и матерчатые. | Просмотр диапозитивов, иллюстраций, открыток, марок на морскую тему с целью обогащения художественных впечатлений. Посещение с родителями дельфинария, зоомагазина. Рисование морских обитателей. Знакомство с внешним видом и поведением отдельных животных -дельфина, акулы, краба, осьминога, медузы, морского конька. Рассматривание изображений обитателей моря в научно-популярных иллюстрированных изданиях для детей. | «Познание» «Художественное творчество» «Коммуникация» «Чтение худ. литературы» |
|
4 | Рисование-экспериментирование Крошки-осьминожки (коллективная работа) | Создать условия для экспериментирования с опечатками ладошек. Показать сходство очертаний осьминога с силуэтом перевёрнутой ладони. Учить создавать выразительные образы морских существ с помощью волнистых линий (водоросли, щупальца осьминога). Развивать восприятие, чувство формы и ритма. Воспитывать любознательность, самостоятельность, инициативность | Лист бумаги большого формата светло-голубого цвета или кусок обоев, краски гуашевые разного цвета в баночках и куветах (блюдцах) по величине ладошек, кисти, банки с водой, клеёнки или старые газеты для застилания стола (пола) во время работы, салфетки бумажные и матерчатые. | Рассматривание изображений осьминога и водных растений, освоение изобразительной техники «принт» (печать), чтение стихотворения Э. Успенского, просмотр мультфильма. | «Познание» «Художественное творчество» «Коммуникация» «Чтение худ. литературы» |
Г. Кружкова «Осьминог»
|
Апрель | ||||||
1 | Аппликация с элементами детского дизайна Морские коньки играют в прятки | Совершенствовать технику силуэтной аппликации (рисовать морских коньков простым карандашом и вырезывать по нарисованному контуру). Провести аналогию между скульптурным способом лепки и силуэтной аппликацией. Учить детей самостоятельно выбирать художественные материалы и средства образной выразительности для раскрытия темы. Активизировать разные приёмы создания красивых водных растений (из бумажных полосок, ленточек, тесьмы) - вырезывание, свивание, скручивание, сминание. Развивать чувство формы и композиции. | Цветная и фактурная бумага, серпантин, тесьма, ленты декоративные, полоски ткани, ножницы, простой карандаш, клей, клеевые кисточки, салфетки, клеёнки, коробочки для обрезков, незавершённая композиция для коллективной работы. | Знакомство с внешним видом морского конька. Рассматривание изображений в иллюстрированных научно-популярных изданиях для детей. Уход за аквариумом: промывание водных растений, камешков. Рассматривание водных растений и сравнение их с наземными (чем похожи, чем отличаются). Зарисовки водорослей с натуры, рисование по представлению, плетение из тесьмы, лент, мягкой проволоки. Приготовление и дегустация блюд из морской капусты. | «Познание» «Художественное творчество» «Коммуникация» |
|
2 | Лепка (коллективная композиция) «Плавают по морю киты и кашалоты...» | Продолжить освоение рельефной лепки: создавать уплощенные фигуры морских жителей (кит, дельфин, акула), прикреплять к фону (основе), украшать налепами и контррельефными (прорезными) рисунками; ориентировать на поиск гармоничных сочетаний разных форм (туловище-конус + несколько вариантов хвоста и плавников) и развивать комбинаторные способности; совершенствовать умение оформлять поделки; вызвать интерес к раскрытию этой темы в других видах художественной деятельности. | Пластилин разных цветов или солёное тесто, краски, стеки, керамические плитки; мелкие красивые пуговицы, бисер, семечки для оформления мелких деталей | Рассматривание изображений морских животных в атласах и на открытках. Посещение зоопарка и зоомагазина. Рисование рыбок с натуры. Составление фигур морских животных из разных геометрических фигур. Подготовка 2-3 маленьких аквариумов - прозрачных стаканов или банок, на дне которых размещаются вылепленные камешки и водоросли. | «Познание» «Художественное творчество» «Коммуникация» «Чтение худ. литературы» |
|
3 | Рисование декоративное Рыбки играют, рыбки сверкают | Продолжать учить детей самостоятельно и творчески отражать свои представления о природе разными изобразительно выразительными средствами. Вызвать интерес к изображению рыбок в озере комбинированной техникой (узор на вырезанном силуэте). Познакомить с нетрадиционной техникой декоративного рисования (отпечатки ватными палочками или пальчиками). Развивать графические навыки и способности к формообразованию. Воспитывать эстетическое отношение к природе. | Листы бумаги голубого цвета (одного размера, если будет составляться коллективный альбом), цветная бумага и ножницы для вырезания силуэтов рыбок, гуашевые краски, кисточки разного размера, ватные палочки (тычки), баночки с водой, салфетки бумажные и влажные матерчатые, подставки для кисточек. Варианты декоративного оформления рыбок. | Просмотр фотографий, иллюстраций, открыток, марок с изображением пресноводных рыб средней полосы России (карась, пескарь, окунь, щука, краснопёрка, карп, ёрш и др.) для обогащения художественных впечатлений детей. Подготовка основы для коллективной композиции «Рыбки в озере». Беседа о разных водоёмах (озеро, река, море). | «Познание» «Художественное творчество» «Коммуникация» «Чтение худ. литературы» |
|
4 | Аппликация силуэтная Стайка дельфинов | Учить детей самостоятельно и творчески отражать представление о морских животных разными изобразительно выразительными средствами. Активизировать технику силуэтной аппликации или вырезания по нарисованному контуру. Развивать чувство формы и пропорций. Воспитывать эстетическое отношение к природе. | Листы бумаги голубого, синего, бирюзового цвета (желательно одного размера, т.к. будет составляться коллективная композиция), цветная бумага и ножницы для вырезания силуэтов, клеевые кисточки или клеящие карандаши салфетки бумажные и влажные матерчатые, подставки для кисточек, коробочка для обрезков. Варианты силуэтов дельфинов (в движении). | Просмотр фотографий, иллюстраций, открыток, марок с изображением разных морских животных, в том числе дельфинов для обогащения художественных впечатлений детей. Подготовка основы для коллективной композиции «Стайка дельфинов». Беседа о море как среде обитания разных животных и растений. | «Познание» «Художественное творчество» «Коммуникация» «Чтение худ. литературы» «Музыка» |
В. Шипуновой «Дельфины»
|
Май | ||||||
1 | Лепка или рисование с натуры Чудесные раковины | Совершенствовать умение расплющивать исходную форму (шар, овоид - яйцо, конус, усечённый конус) и видоизменять её для создания выразительных образов: прищипывать, оттягивать, вдавливать, рассекать (делать насечки), дополнять налепами в виде полосок и пятен. Предложить различный инструмент и материалы для художественного оформления вылепленных раковин (стеки, колпачки фломастеров, бисер, бусины, мелкие пуговицы). Показать способ изготовления двойной, закрывающейся раковины и обыграть этот образ - положить «жемчужину» (например, красивую бусину или цветную конфету). | Пластилин или тесто (по выбору); стеки, бисер, пуговицы, бусинки. Раковины можно вылепить из солёного теста, высушить в духовке и разрисовать - они будут как настоящие и долго сохранятся. Неплохо получаются раковины из мягкого сдобного теста, их можно испечь и устроить настоящий пир. | Беседа о моллюсках, рассматривание раковин разных видов (перловицы, прудовика, катушки, лужанки, приморских гребешков, устрицы, беззубки, жемчужины, мидии, пинны и др.). Сравнение, обследование и узнавание раковин с закрытыми глазами. Рисование раковин с натуры. Слушание шума раковин. | «Познание» «Художественное творчество» «Коммуникация» «Чтение худ. литературы» |
|
2 | Лепка или аппликация сюжетная (по выбору) Аквалангисты и водолазы изучают кораллы (Красное море) | Продолжать учить изображать человека в движении, передавая особенности экипировки (у аквалангиста маска ныряльщика, баллоны с кислородом, ласты; у водолаза скафандр, кислородный шланг, башмаки на толстой -свинцовой подошве), характерную позу и движение (аквалангист плавает, водолаз ходит по дну). Побуждать к поиску средств образной выразительности. Создать проблемную ситуацию - самостоятельно найти способ аппликативного изображения коралловых рифов (из цветной или фактурной бумаги, гофро-катона), напомнить о таком приёме, как модульная аппликация. Развивать чувство формы и композиции. | Пластилин, стеки, цветная и фактурная бумага, гофрокартон, трубочки для коктейля, нитки шерстяные, ножницы, клей, клеевые кисточки, салфетки бумажные и матерчатые. | Беседа о Красном море: где находится, почему так называется, особенности фауны. Рассматривание экспонатов (кусочков кораллов, экзотических раковин), фотографий, атласов. | «Познание» «Художественное творчество» «Коммуникация» |
|
3 | Лепка рельефная «Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет...» | Познакомить детей с новым приёмом лепки - цветовой растяжкой (вода, небо), показав его возможности для колористического решения темы и усиления её эмоциональной выразительности; обеспечить условия для свободного выбора детьми содержания и техники (закат на море или лунная ночь, буря или лёгкий бриз, кораблик крупным планом или вдали; объёмная или рельефная лепка, скульптурный или комбинированный способ, свободное сочетание разных приёмов); поиск способов решения художественной задачи: передать движение ветра, т.е. показать, как он по морю гуляет. | Пластилин разных цветов, картон разной формы (прямоугольной, квадратной, круглой, овальной и т.д.) и разных размеров, керамические плитки или кусочки картона, стеки | Чтение сказки А. С. Пушкина «Сказка о царе Сал-тане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». Знакомство с творчеством художников-маринистов. Экскурсия в художественный музей. Беседа о море, рассматривание иллюстраций, художественных открыток, марок. Сюжетно-ролевая игра «Морское путешествие». Занятие по аппликации «По морям, по волнам...», на котором дети пытаются передать движение кораблика через форму и способ наклеивания паруса, (флажка). Выкладывание корабликов из геометрических фигур и деталей конструктора. Экспериментирование с парусами из бумаги и ткани: надувание с помощью насоса или пылесоса. | «Познание» «Художественное творчество» «Коммуникация» «Чтение худ. литературы» |
|
4 | Аппликация из цветной бумаги, | Учить детей вырезать пятилучевые звёзды: складывать квадратный лист бумаги по схеме и делать срезы (более острые или более тупые). Вызвать интерес к созданию образа кометы состоящей из головы - звезды, вырезанной по схеме, и хвоста, составленного из полок рваной, мятой и скрученной бумаги или лоскутков ткани. | Фольга золотистая и серебристая, цветная и фактурная бумага, лоскутки ткани, текстильные и декоративные бумажные ленты, серпантин, ножницы, клей, клеящие карандаши, коробочки для обрезков, простые карандаши, схема изготовления пятилучевой звезды, контурные схемы созвездий, листы бумаги чёрного или тёмно-фиолетового цвета. | Рассматривание изображений разных звёзд, беседа о звёздах и кометах на занятии по ознакомлению с природой. Освоение способа изготовления шестилучевых снежинок. | «Познание» «Художественное творчество» «Коммуникация» «Чтение худ. литературы» |
|
Мониторинг результатов образования детей дошкольного возраста
Содержание мониторинга тесно связано с образовательными программами обучения и воспитания детей. При этом используются только те методы, применение которых позволяет получить необходимый объем информации в оптимальные сроки. Оценка сформированного уровня художественно – эстетического развития детей проводится 3 раза в год (1-2 недели сентября, середина января , 3-4 недели мая). Такой подход позволяет обеспечить возможность оценки динамики достижений детей.
Дети к концу года могут:
Рисование
- Передавать в рисунке образы предметов, объектов, персонажей сказок, движения фигур, отличия предметов по форме, величине
- Рисовать контур предмета простым карандашом с легким нажимом на него, кистью разными способами
- Смешивать краски для получения новых цветов, располагать изображения по низу листа, по всему листу
Аппликция
- Разрезать бумагу на короткие и длинные полоски, преобразовывать одни геометрические фигуры в другие
- Вырезать одинаковые фигуры или их детали из бумаги, сложенной гармошкой, использовать прием обрывания
- Создавать предметные и сюжетные композиции, дополнять их деталями, обогащающими изображение
Лепка
- Лепить с натуры, по представлению пластическим, конструктивным и комбинированным способами, используя стеку
- Лепить птиц, животных, людей, по типу народных игрушек, украшать узорами, налепами и углубленным рельефом
- Сглаживать неровности вылепленного изображения, обмакивая пальцы в воду, когда это необходимо для передачи образа
- Использовать разнообразные и дополнительные материалы (косточки, зернышки, бусинки)
Художественный труд
- Работать коллективно, объединять свои поделки в соответствии с общим замыслом, договариваться, кто какую часть работы будет выполнять; помогать друг другу при необходимости
- Самостоятельно подбирать необходимый природный материал
- Осознанно правильно относиться к объектам и явлениям природы
- Иметь первоначальные умений и навыки экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения
Оценка знаний:
1 балл – ребёнок не ответил
2 балла – ребёнок ответил с помощью воспитателя
3 балла – ребёнок ответил правильно, самостоятельно.
Результаты мониторинга отражаются в диагностике. Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы обеспечивает комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов и позволяет осуществить оценку динамики достижений детей .
Работа с родителями
Связь между семьей и воспитателем группы строится на доверии. А взаимное доверие возникновение в результате эффективного обмена информацией. Для этого работу с родителями планируем четко и ясно. Для просвещения родителей, передачи необходимой информации по тому или иному вопросу, используем разные формы: индивидуальные и подгрупповые консультации, информационные листы, листы – памятки, папки – передвижки.
С целью вовлечения родителей и детей в общее интересное дело, предполагающее непосредственное общение взрослых с ребенком, в группе организуются выставки поделок, творческих работ. В приемной есть информационный блок, в котором в папках находятся интересные для изучения материалы.
Предполагается проведение работы с родителями по развитию эстетических чувств и представлений у детей в ходе развития художественно – творческих способностей через приобщение к их природе:
- Консультации: «Развитие мелкой моторики пальцев рук», «Такие разные материалы для аппликации, рисования», «Чем можно заняться зимой». «Конструируем из природного материала» .
- Круглый стол «Рекомендации для родителей по развитию мелкой моторики пальцев рук».
- Оформление папки передвижки. «Природа вокруг нас. Удивительное рядом. Творим вместе с детьми»
- Оформление уголка «Мастерская «Умелые ручки».
Список литературы:
- Виноградова Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой.М., Просвещение, 1982.
- Готовность детей к обучению в школе (по тесту Керна-Йирасека );
- Комарова Т.С, Савенков А.И. Коллективное творчество дошкольников. - М.: Педагогическое общество России, 2005. -213 с.
- Комарова Т.С. Детское художественное творчество: Методическое пособие для воспитателей и педагогов. - М.: Мозаика-Синтез, 2005. – 200с.
- Комарова Т.С. Школа эстетического воспитания. – М.: Издательский Дом «Зимородок», 2006. – 218 с.
- Комплексная диагностика уровней освоения «Программы воспитания и обучения в детском саду» М. А. Васильевой. Диагностический журнал. Старшая группа;
- Комплексная диагностика уровней освоения «Программы воспитания и обучения в детском саду» М. А. Васильевой. Диагностический журнал. Подготовительная группа;
- Лыкова И.А. Дидактические игры и занятия. Художественное воспитание и развитие. - М.: Карапуз-Дидактика, 2007. -128 с.
- Лыкова И.А. Изобразительная деятельность /Развивающие занятия с детьми 5-6 лет/Под ред. Л.А. Парамоновой. - М. 0ЛМА Медиа Групп, 2006. - 10 п.л.
- Лыкова И.А. Изобразительная деятельность//Развивающие занятия с детьми 6-7 лет/Под ред. Л.А. Парамоновой. - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2007. -10 п.л.
- Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа. - М.: Карапуз-Дидактика, 2008. - 208 с.
- Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятия методические рекомендации. Подготовительная к школе группа. - М.: Карапуз-Дидактика, 2006. - 208 с.
- Лыкова И.А. Изобразительное творчество в детском саду. Занятия в изостудии М.: Карапуз-Дидактика, 2008. - 184 с.
- Лыкова И.А. Изобразительное творчество в детском саду: Путешествия в тапочках, валенках, ластах, босиком, на ковре-самолете и в машине времени. Конспекты занятий в ИЗОстудии. – М.: Издательский дом «Карапуз», 2008. – 192 с.
- Лыкова И.А. Лепим, фантазируем, играем: книга для занятий с детьми. - М.: Сфера, 2000, 2005. - бп.л.
- Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки»: формирование эстетического отношения и художественно-творческое развитие в изобразительной деятельности. - М.: Карапуз-дидактика, 2006, 2007. - 144 с.
- Мариничева О.В., Елкина Н.В. Учим детей наблюдать и рассказывать. Ярославль, Академия Холдинг, 2002.
- Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду. М., Просвещение, 2002.
- Николаева С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников. – М.: Мозаика – Синтез, 2002.
- Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой – 4-е изд., испр. и доп.- М.: Москва – Синтез, 2006.
- Психологическая диагностика готовности к обучению детей 5-7 лет. Ю.А.Афонькина;
- Психологическая диагностика компетентностей дошкольников. О.В.Дыбина;
- Психоречевая диагностика детей 3-7 лет. Е.П.Кольцова;
- Система эстетического воспитания в детском саду. /Под общей редакцией Н.А. Ветлугиной. – М.: Издательство АПН РСФСР, 1992. – 372 с.
- Степень психосоциальной зрелости по тестовой беседе Банкова С.А.;
- Уровень познавательных умений и исследовательских навыков старших дошкольников по параметрам доктора педагогических наук Савенкова А.И.
- Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста /Е.А. Дубровская, Т.Г. Казакова, Н.Н. Юрина и др.; Под ред. Е.А. Дубровской, С.А. Козловой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 256 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по реализации образовательной области "Художественно-эстетического развития" раздел "Музыкально-художественная деятельность"
Программа по музыкальному развитию...
«Разработка содержания основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие») с учетом принципа интеграции образовательных областей»
Цель: Формировать нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами музыкальной деятельностиЗадачи, ведущие к реализации цели:расширять представления детей о военно-патриотическихпраздника...
Рабочая программа по реализации основной образовательной программы дошкольного образования. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» - курс подготовки на основе программы развития музыкальности у детей 2-7 года жизни.
Рабочая программа по музыкальному воспитанию и развитию дошкольников представляет внутренний нормативный документ и является основным для оценки качества музыкального образовательного процесса в муниц...
Рабочая программа по реализации образовательной области «художественно-эстетическое развитие» дополнительного образования в форме кружковой деятельности «Пластилиновое чудо»
Изобразительная деятельность - один из немногих видов занятий. где ребенок творит сам, а не просто разучивает и исполняет созданное кем то стихотворение, танец, песню. Проявить творческое воображение ...
Дополнительная образовательная программа кружка «Фантазеры» ( образовательная область «Художественно-эстетическое развитие)
Образовательная программа кружка «Фантазеры» имеет художественную направленность, способствует развитию творческих способностей, изобразительных навыков ребенка, используя различные изобра...
Рабочая программа по реализации образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" дополнительного образования детей дошкольного возраста
Рабочая программа по реализации образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" дополнительного образования детей дошкольного возраста...
Рабочая программа педагога дополнительного образования Образовательная область «Художественно - эстетическое развитие» «ИЗО деятельность» На 2019 – 2024 учебный год
Данная рабочая программа разработана в соответствии с Основной образовательной программой дошкольного образования Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 36 ...