Парциальная программа дополнительного образования кружка «Говорящие пальчики» по направлению «Речевое развитие» для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)
рабочая программа (старшая группа)
Развитие мелкой моторики, координации движений пальцев и кистей рук у детей дошкольного возраста через различные виды продуктивной деятельности; создание условий для развития мелкой моторики пальцев рук, детей старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok.docx | 276.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №10 «Белочка»
Парциальная программа дополнительного образования
кружка «Говорящие пальчики»
по направлению «Речевое развитие»
для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)
Руководитель кружка:
Сергеева В.В.
Нижневартовск, 2020-2021
СОДЕРЖАНИЕ
Паспорт программы по развитию мелкой моторики «Говорящие пальчики»…………………………………………………………..3
Пояснительная записка…………………………………………..5
Содержание программы………………………………………....15
Методическое обеспечение………………………………………28
Список литературы…………………………………..................32
Список литературы для родителей и детей…………………......33
Приложение…………………………………………………….....34
Паспорт программы по развитию мелкой моторики
«Говорящие пальчики»
Наименование программы | «Говорящие пальчики » |
Цели и задачи | Основная цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев и кистей рук у детей дошкольного возраста через различные виды продуктивной деятельности; создание условий для развития мелкой моторики пальцев рук, детей старшего дошкольного возраста. Задачи программы:
|
Сроки и этапы реализации | 2020 – 2021 г. Диагностико-прогностический этап; Организационный этап; Практический этап; Итоговый этап. |
Механизм реализации | Программа реализуется через систему педагогической работы по развитию мелкой моторики |
Ожидаемые результаты | После реализации данной программы ребенок будет уметь:
Будет стремиться:
Будут развиты:
|
Организация контроля, за исполнением программы | Контроль, за исполнением программы осуществляет администрация ДОУ |
Пояснительная записка
«Ум ребенка находится на кончиках их пальцев».
В.А. Сухомлинский
ВВЕДЕНИЕ
Хорошо известно о взаимосвязи развития речи и тонких движений рук, или иначе говоря, ручной и речевой моторики. Рука, пальцы, ладони – едва ли не главные органы, приводящие в движение механизм мыслительной деятельности ребёнка.
Формирование словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности, при этом развитие пальцевой моторики подготавливает почву для последующего формирования речи.
Вопрос развития мелкой моторики пальцев рук у детей довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образования. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно – двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно – двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве.
Развитие речи, включающее умение четко произносить звуки и различать их, владеть артикуляционным аппаратом, правильно строить предложение – одна из насущных проблем, стоящих перед дошкольным учреждением, ибо правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, облегчающий процесс адаптации к новым социальным условиям жизни.
Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость.
К области мелкой моторики относится большое разнообразие движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека.
Функция человеческой руки уникальна и универсальна. Сухомлинский в своих воспоминаниях писал о том, что «ум ребенка находится на кончиках его пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. Именно руки учат ребенка точности, аккуратности, ясности мышления. Движения рук возбуждают мозг, заставляя его развиваться».
М.М. Кольцова в книге «Ребенок учится говорить» подчеркивает важность развития мелкой моторики рук для развития речи ребенка. Проведя ряд наблюдений и исследований, она пришла к выводу, что если развитие движений пальцев соответствует возрасту (норма), то и развитие речи тоже в пределах нормы, если же развитие пальцев отстает – отстает и развитие речи, хотя общая моторика при этом может быть в пределах нормы и даже выше.
Автор также пишет: «говоря о периоде подготовки ребенка к активной речи, нужно иметь в виду не только тренировку артикулярного аппарата, но и движений пальцев рук». Она так же делает вывод о том, что кисть руки можно отнести к речевому аппарату, а длительную проекцию области кисти руки считать еще одной речевой областью мозга.
В своей книге М.М. Кольцова подводит итог своих исследований: «связь функции кисти рук и речи оказалась настолько тесной и значительной, что тренировку пальцев рук мы считаем возможным рассматривать, как мощный физиологический стимул развития речи детей».
Многие современные исследователи также придерживаются мнения о важности развития мелкой моторики рук для развития ребенка, и предлагают ряд практических упражнений на развитие пальцевой моторики, описывают пальчиковые игры, физкультминутки, игры-сказки, связанные с развитием тонкой моторики (Бардышева Т.Ю., Белая А.Е., Мирясова В.И., Крупенчук О.И., Рузина М.С., Тимофеева Е.Ю., Ткаченко Т.А., Толбанова А.К., и др.).
Т.А. Ткаченко в своей работе «Если дошкольник говорит плохо», делает вывод, что включение упражнений на развитие пальцевой моторики в физкультминутки позволяет стимулировать действие речевых зон головного мозга, что положительно сказывается на исправлении речи детей.
В.В. Цвынтарный в книге «Играем пальчиками и развиваем речь», также придерживается точки зрения о том, что развитие мелкой моторики рук связано с развитием речи и способствует ее развитию. Автор предлагается ряд упражнений для работы с пальчиками, со счетными палочками, спичками, игры с нанизыванием, продеванием, растягиванием, застегиванием, с сюжетными игрушками.
Над разработкой многочисленных упражнений, пальчиковых игр, дидактических игр с предметами работали М.С. Воронцова, И. Светлова и мн. др.
Федосова Н.А. придает особое значение упражнениям для подготовки руки к письму: обведение с помощью трафаретов контуров геометрических фигур, штриховка.
Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна базироваться на комплексном подходе – сочетании развития речи, использование нетрадиционных методов, физкультминуток, массажа, пальчиковых и игровых упражнений в разных видах продуктивной деятельности.
Направленность программы
Программа по развитию мелкой моторики направлена на развитие у детей мелкой моторики, координации, мышления, воображения, усидчивости; на укрепление руки детей, на развитие согласованных движений рук, дифференцированных движений пальцев рук. Программа адресована педагогам ДОУ и родителям, которые хотят улучшить развитие мелкой моторики своих детей.
Новизна программы
Обучение детей проводится с шестилетнего возраста; подобран и систематизирован материал дидактических игр и упражнений по развитию мелкой моторики по лексическим темам; разработан мониторинг определения уровня развития мелкой моторики; занятия по данной программе проводятся в игровой форме с применением нестандартного оборудования. Данная программа, составленная преимущественно с опорой на принцип «Учите, играя», снижает тревожность, а также формирует учебную мотивацию через мотив достижения успеха в игровой деятельности.
Актуальность
Работа по развитию мелкой моторики детей дошкольного возраста обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира.
Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно – двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно – двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности. Поэтому работу по развитию мелкой моторики нужно начинать, задолго до поступления в школу, а именно с самого раннего возраста.
Актуальность данного вопроса подтверждается наличием противоречия между необходимостью организации целенаправленной систематичной работы по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста через различные виды продуктивной деятельности с использованием разнообразных форм, методов и приемов и отсутствием научно-обоснованных методик комплексного применения пальчиковой гимнастики в учебно-воспитательном процессе.
Проблема
Разрешение указанного противоречия определило проблему, которая заключается в разработке и внедрении в педагогическую практику эффективных направлений работы по формированию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста.
Педагогическая целесообразность
Данная программа педагогически целесообразна, т. к. при ее реализации созданные условия, используемые формы, приемы и методы являются важными компонентами, которые способствуют развитию графомоторных навыков, тонкой моторики рук, что существенно облегчает процесс овладения навыками рисования, письма и чтения и служит профилактикой дислексии и дисграфии.
Отличительные особенности данной программы
Отличительной особенностью программы по развитию мелкой моторики является то, что она помогает каждому ребёнку развить умения и навыки, необходимые для последующего успешного обучения в школе. Занятия по данной программе способствуют стимулированию развития центральной нервной системы, всех психических процессов, созданию атмосферы творчества, сотрудничества, развитию коммуникативных навыков, созданию психологического комфорта. Реализация программы проходит через игровую и продуктивную практическую деятельность детей. В педагогическом процессе широко используются ИКТ. Включение в совместную работу родителей. Использование наглядного материала.
Возраст детей: старший дошкольный.
Принципы реализации программы
Чтобы сформировать у детей определенную систему знаний по данной теме необходимо использование следующих принципов.
1.Принцип учёта возрастных особенностей детей.
2. Принцип доступности и индивидуальности.
3. Принцип наглядности.
4. Принцип последовательности и систематичности.
5. Принцип научности.
6. Принцип оздоровительной направленности.
7. Принцип единства диагностики и коррекции.
8. Принцип связи с жизненным опытом.
Методы и приемы реализации программы
- Словесный метод.
- Наглядно-действенный метод обучения.
- Практический метод.
- Игровой метод.
Условия реализации программы
1. Систематическое проведение занятий.
2. Обеспечение индивидуального и дифференцированного подхода.
3. Создание условий для самостоятельной деятельности детей.
4. Сотрудничество педагога с семьей.
Сроки реализации программы.
Программа рассчитана на 1 год – 32 часа и предполагает несколько этапов реализации:
Диагностико-прогностический этап (1 неделя сентября .): анализ имеющегося программно-методического обеспечения; анализ предметно-развивающей среды группы и ДОУ; подбор диагностического инструментария.
Организационный этап (2 – 4 неделя сентября ): проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на определение уровня развития мелкой моторики и координации движения рук; определение содержания и форм работы с воспитанниками ДОУ, родителями и педагогами; постановка цели и задач для детей старшего дошкольного возраста; составление перспективного плана работы; организация предметно-развивающей среды в группе; накопление наглядного, дидактического материала; разработка конспектов занятий, бесед, консультаций.
Практический этап (октябрь – май ): проведение занятий с детьми старшего дошкольного возраста по развитию мелкой моторики.
Итоговый этап (4 неделя ): анализ реализации программы и достигнутых результатов, определение проблем, возникших в ходе реализации, путей их решения и составление перспективного плана дальнейшей работы в этом направлении.
Форма и режим занятий
Занятия проводятся с группой 6 – 10 человек в отдельном кабинете с октября по май с детьми старшего дошкольного возраста. Программа рассчитана на 32 часа и предполагает проведение одного занятия в неделю во второй половине дня. Продолжительность занятий 25 - 30 минут (Сан ПиН 241.2660.10.). Работа ведётся в 2 направлениях: работа с детьми и
работа с родителями.
1. Специально организованное занятие.
2. Совместная работа воспитателей с детьми вне занятия.
3. Совместная деятельность родителей с детьми в условиях семьи.
Ожидаемые результаты.
К концу учебного года ребенок будет уметь:
- Ориентироваться в пространстве и на микроплоскости;
- Выполнять задания по словесной и зрительной инструкции.
Будет стремиться:
- Быстро и успешно справляться с заданиями, требующих координированных движений рук;
- Самостоятельно оценивать правильность выполнения задания.
Будут развиты:
- Графические навыки.
- Аккуратность, усидчивость, уважительное отношение к своему и чужому труду.
Инструментарий для оценивания результатов
Мелкая моторика – это дифференцированные и сложно скоординированные движения кистей и пальцев рук при выполнении действий. Способность ребенка правильно распределять мышечные усилия при работе кистей рук, большого пальца по отношению к остальным – важное условие для успешного овладения двигательными навыками учебной деятельности (прежде всего письма). Поэтому развитию мелкой моторики уделяется особое внимание во время подготовки к школе.
Для диагностики развития мелкой моторики рук используется методика Гавриной С.Е.
Перед ребенком кладется лист с заданием. Он внимательно слушает, что надо сделать. Все задания выполняются простым карандашом. Во время их выполнения нельзя комментировать и оценивать действия ребенка. После завершения необходимо поблагодарить и похвалить малыша при любом результате.
Методика 1.
Возьми в руку карандаш и посмотри на лежащий перед тобой лист бумаги (тетрадный лист в линейку). На нем есть полоски. Между этими полосками от начала листа до конца карандашом проведи прямые линии. Когда я скажу «Начали!», начни рисовать прямые линии, когда я скажу «Стоп!» - закончи выполнять задание и отложи карандаши в сторону. Работай быстро и внимательно. (На выполнение задания отводится 1 минута).
Оценка:
3 балла – ребенок заполнил 10 строк и более при удовлетворительном качестве исполнения (проведенные линии расположены ближе к центру строки, для них характерна умеренная волнистость, нарисованы без отрывов, без выходов за пределы строк, без пропусков строк).
2 балла – ребенок заполнил 6 – 9 строк при удовлетворительном качестве исполнения (умеренная волнистость линий с тенденцией приближения к центру строки, без разрывов, без выходов за пределы строки, без пропусков строк).
1 балл – ребенок заполнил 5 и менее строк или выполненное задание отличается неудовлетворительным качеством исполнения (значительные скосы линий относительно центра строки, выход за ее пределы и/или обрывы линий, пропуски строк).
Методика 2
Возьми в руку карандаш и посмотри на лежащий перед тобой лист бумаги. На нем есть дорожки. Проведи линию по середине дорожки, не отрывая карандаш от бумаги.
Оценка:
3 балла – без ошибок.
2 балла – ребенок 1 – 2 раза вышел за границу линии.
1 балл – ребенок 3 и более раз вышел за границу линии.
Методика 3
Возьми в руку карандаш и посмотри на лежащий перед тобой лист бумаги. На нем есть мячики и кегля. Попади мячиками в кеглю. Старайся проводить прямые линии, не отрывая карандаш от бумаги.
Оценка:
3 балла – все линии прямые и попадают точно в кеглю.
2 балла –1 – 2 ошибки (ошибкой считается непрямая линия или непопадание линии в кеглю).
1 балл – 3 и более ошибок.
Методика 4
Возьми карандаш и посмотри на лежащий перед тобой лист бумаги с рисунками. Обведи рисунки точно по линии, не отрывая карандаш от бумаги.
Оценка:
3 балла – 1 – 2 раза сошел с линии.
2 балла – 2 – 4 раза сошел с линии.
1 балл – 5 и более раз сошел с линии.
Методика 5
Возьми в руку карандаш и продолжи рисовать узоры. Старайся не отрывать карандаш от бумаги.
Оценка:
3 балла – без ошибок.
2 балла – с ошибками.
1 балл – ребенок не смог продолжить какой-либо или все узоры.
Методика 6
Возьми в руку карандаш и продолжи рисовать узоры по клеточкам.
Оценка:
3 балла – без ошибок.
2 балла – ребенок ошибся в одном узоре.
1 балл – ребенок ошибся в обоих узорах.
Методика 7
Возьми в руку карандаш. Внимательно слушай и рисуй узор от точки: поставь карандаш на точку, рисуй линию – две клетки вверх, одна клетка направо, две клетки вниз, одна клетка направо, две клетки вверх, одна клетка направо. Дальше продолжай такой узор самостоятельно.
Оценка:
3 балла – без ошибок.
2 балла – 1 ошибка.
1 балл – 2 ошибки и более.
Методика 8
Возьми в руку карандаш. Нарисуй точно такую же фигурку по клеточкам.
Оценка:
3 балла – без ошибок.
2 балла – 1 – 2 ошибки.
1 балл – 3 ошибки и более.
Методика 9
Возьми в руку карандаш. Нарисуй точно такую же фигурку по клеточкам.
Оценка:
3 балла – без ошибок.
2 балла – 1 – 2 ошибки.
1 балл – 3 ошибки и более.
Методика 10
Возьми в руку карандаш и нарисуй рядом точно такую же фигурку.
Оценка:
3 балла – без ошибок.
2 балла – ошибки в 1 фигуре.
1 балл – ошибки в 2 фигурах и более.
Методика 11
Возьми в руку карандаш и скопируй фразу точно по образцу.
Оценка:
3 балла – скопировал правильно.
2 балла – скопировал с 1 – 2 ошибками.
1 балл – не смог скопировать фразы
Интерпретация результатов диагностики развития мелкой моторики:
Общий результат 27 и более баллов свидетельствует о сформированности и довольно высокой автоматизированности у ребенка навыков графической деятельности (правильно держит карандаш, свободно распределяет мышечную активность кисти и пальцев при работе с ним), а также развитой произвольности (при выполнении задания ориентирует свои действия на внешне заданные условия: разлиновка листа, образец, требования точности. Перечисленные особенности свидетельствуют в пользу высокого уровня развития мелкой моторики у ребенка, что имеет существенное значение для успешного овладения двигательными навыками учебной деятельности.
Общий результат от 17 до 26 баллов свидетельствует о достаточной сформированности и умеренной автоматизации у ребенка навыков графической деятельности, а также умеренно развитой произвольности регуляции движений. Такие показатели по основным компонентам мелкой моторики в составе двигательного навыка являются в общем достаточными для дальнейшего обучения.
Общий результат 16 и менее баллов свидетельствует о недостаточной сформированности у ребенка двигательного компонента навыка графической деятельности, а также низком развитии произвольной регуляции и контроля за выполнением движений, требующих точности и достаточной производительности. Такие показатели мелкой моторики могут оказаться недостаточными для успешного овладения основными навыками учебной деятельности в начальной школе.
Ф.И ребенка |
| М | Е | Т | О | Д | И | К | И | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | |
Содержание программы
Перспективно-тематическое планирование
Месяц | Тема | № НОД | Цель занятия | Формы работы | Оборудование и методическое обеспечение |
Диагностика | Выявление уровня развития мелкой моторики рук на начало учебного года. | 1. Пальчиковая гимнастика: «Петушок», «Зайчик», «Флажок», «Вилка», «Сороконожка». 2. Упражнения на дорисовывание: «Дорисуй прямую линию»; «Дорисуй волнистую линию»; «Дорисуй ломаную линию» (заборчик). 3. Работа с бумагой: - вырезание ножницами; - сгибание листа бумаги пополам. 4. Упражнения на координацию движений: «Ладонь, кулак, ребро». | Ножницы, бумага; цветные карандаши. | ||
Сентябрь | Овощи | 1 (1) | Закрепить название овощей. Учить правильно, употреблять слова в единственном и множественном числе. Развивать точные и дифференцированные движения кистей и пальцев рук; Воспитывать внимание. | 1. Пальчиковая гимнастика: «Засолка капусты». 2. Фигурки из палочек (машина везёт урожай с полей). 3. Игра с красной фасолью (выложить свеклу). 4. Игра с теннисным мячиком, удерживание между пальцами. 5. Дорисуй узор. | Счетные палочки; красная фасоль; теннисные мячики; простые карандаши, тетради. |
Фрукты | 1 (2) | Учить образовывать от существительных прилагательные. Развивать связную речь, фонематическое восприятие, мышление, координацию речи с движением, работать над темпом и ритмом речи. | 1. Пальчиковая гимнастика: «Апельсин», «Слива». 2. Фигурки из палочек. Игра. Выложить шерстяной цветной ниткой контур любимого фрукта. 4. Дорисуй узор. | Счетные палочки; шерстяная цветная нитка; простые карандаши, тетради. | |
Деревья и кустарники | 2 (3) | Закрепить знания детей о деревьях и кустарниках. Развивать речевое дыхание и голос. Совершенствовать мелкую моторику рук. | 1. Пальчиковая гимнастика «Зайка», «Елка», «Дерево», «Лес». Фигурки из палочек. Аппликация «Осенняя ветка» (обрывание «листьев» из цветной бумаги). Дорисуй узор. | Счетные палочки; цветная бумага; клей; ½ альбомного листа; простые карандаши, тетради. | |
Октябрь | Перелетные птицы | 3 (4) | Расширять и активизировать словарь по теме. Совершенствовать грамматический строй речи, слоговую структуру слов, связную речь. Развивать речевую активность, диалогическую речь, речевой слух, зрительное восприятие и внимание, артикуляционную и мелкую моторику, творческое воображение. Воспитывать навык сотрудничества, доброжелательности, бережного отношения к природе. | 1. Пальчиковая гимнастика: «Птичек стая», «Скворечник», «Птенчики в гнезде». 2. Фигурки из веточек (стайки птиц). 3. Игра с бабами и горохом (с закрытыми глазами рассортировать бабы и горох). 4. «Узнай меня!» (соединить точки одной линией), «Лебедь». 5. Дорисуй узор. | Разные виды круп: бобы и горох, мелкие игрушки, предметы, миска; счетные палочки. |
Домашние птицы | 4 (5) | Продолжать знакомить детей с домашними птицами; с особенностями их внешнего вида и повадок. Активизировать словарь детей названиями птиц; Развивать внимание, мышление, мелкую моторику. Воспитывать заботливое отношение к домашним птицам, желание помочь в беде. | 1. Пальчиковая гимнастика: «Утята», «Гусь», «Петушок», «Курочка». 2. Работа с гуашью (желтой гуашью кончиками пальцев раскрасить цыплят, скомкать бумагу в маленькие комочки – корм). 3. Игра с рисом: (обвести утенка по контуру и выложить его рисом). 4. Самомассаж гранеными карандашами. 5. Дорисуй узор. | Гуашь; ½ альбомного листа; крупа: рис; простые карандаши, тетради; граненые карандаши (для массажа). | |
Почта | 1 (6) | Учить складывать из бумаги конверт – знакомить со способами преобразования геометрических фигур. Развивать умение действовать в соответствии со словесной инструкцией; продолжать учить штамповать кончиком указательного пальца. Воспитывать доброжелательность. | 1. Пальчиковая гимнастика: «Гости», «Почтовый ящик». 2.Фигурки из палочек (конверт). 3. Работа с гуашью (кончиком пальцев нарисовать открытку). 4. Художественный труд (конверт). 5. Дорисуй узор. | Гуашь; ½ альбомного листа; счетные палочки; простые карандаши, тетради; ½ альбомного листа (прямоугольной формы); | |
Осень | 2 (7) | Формировать синтез зрительной, слуховой и кинестетической координации. Развивать мелкую моторику и тактильную чувствительность кистей рук. Способствовать формированию волевых качеств характера. | 1. Пальчиковая гимнастика: «Пальчики», «Грабли». 2. Фигурки из палочек. 3.Игра. Учить детей рвать бумажки в форме листьев с различных деревьев. Дорисуй узор. | Счетные палочки; цветная бумага; клей; ½ альбомного листа; простые карандаши, тетради. | |
Ноябрь | Семья | 3 (8) | Уточнить и закрепить знания детей о своей семье, родственных отношениях. Активизировать словарь детей на основе углубления знаний о своей семье. Развивать мелкую моторику рук, координировать речь с движением, Воспитывать доброжелательность и желание заботиться о близких. | 1. Пальчиковая гимнастика: «Моя семья», «Кто приехал». 2. Фигурки из палочек (рожица, очки). 3. Работа с манкой (кончиком пальцев на манке нарисовать весёлого человека). 4. Бусы в подарок маме из комков бумаги. 5. Игра " Пианино". 6. Дорисуй узор. | Счетные палочки; крупа – манная, тарелки; газеты; простые карандаши, тетради. |
Наш город | 4 (9) | Учить выкладывать фигуры из палочек по предложенной схеме, раскрашивать в одном направлении. Развивать тактильное восприятие, координацию движений пальцев рук, глазомер, щипковый захват координацию руки и глаза. Воспитывать усидчивость и умение доводить начатое дело до конца. | 1. Пальчиковая гимнастика: «Газон засох», «Колодец»; 2. Фигурки из палочек: «Башня», «Дом»; 3. Самомассаж (с гранеными карандашами). 4. Фигурки из веток: «Здание детского сада, план группы» (по схеме). 5. Дорисуй узор (улица города); | Счетные палочки; граненые карандаши; веточки; простые карандаши, тетради. | |
Наша Родина | 1 (10) | Формировать у детей представление о стране, в которой мы живём, чувство любви к своей Родине, чувство гордости за свою страну. Вызвать желание больше узнать о России. Развивать мелкую моторику и тактильную чувствительность кистей рук, долговременную память и мышление. Воспитывать усидчивость и умение доводить начатое дело до конца. | 1. Пальчиковая гимнастика: «Здравствуй», «Обогрей». 2. Фигурки из палочек (солнце). 3. Работа с пшеном (выложить по контуру рисунок). 4. Игра (при помощи палочки с закрытыми глазами определить предмет). 5. Панно из мозаики по мотивам русской народной росписи. 6. Дорисуй узор. | Счетные палочки; граненные карандаши; крупа: пшено; мозаика; простые карандаши, тетради. | |
Зима | 2 (11) | Учить детей правильно соотносить движения пальцев рук с текстом пальчиковой гимнастики. Продолжать развивать тактильную чувствительность кистей рук, точность движения, мелкую моторику. Воспитывать эстетический вкус и аккуратность в выполнении работы. | 1. Пальчиковая гимнастика: «Погреемся», «Лёд», «Мороз». 2. Игра: «Разложи льдинки по формочкам». 3. Работа с ватой (снежные сугробы). 4. Работа с тонкими бумажными полосками (снежинка по образу меньшего размера). 5. Дорисуй узор. | Разрезные «льдинки»; вата; бумажные полоски; простые карандаши, тетради. | |
Декабрь | Зимующие птицы | 3 (12) | Расширять представления о зимующих птицах. Формировать умение узнавать зимующих птиц в разных модальностях, выделять признаки опознания. Развивать мелкую моторику посредством ниткографии и бисероплетения. Воспитывать способность доводить начатое дело до конца. | 1. Пальчиковая гимнастика: «Голуби», «Воробьи». 2. Работа с мелкими геометрическими фигурами (птичка). 3. Обрывание (украсить снегиря мелкими кусочками). 4. Ниткография (зимний лес). 5. Бисероплетение. 6. Дорисуй узор. | Мелкие геометрические фигуры; цветная бумага; шерстяные нитки; крупный бисер; простые карандаши, тетради. |
Новый год | 4 (13) | Формировать двигательные умения и навыки в манипуляциях различными предметами, пополнять словарный запас новыми понятиями. Развивать | 1. Пальчиковая гимнастика: «Праздник», «Ёлочка». 2. Фигурки из палочек (Ёлочка). 3. Обрывание (игрушки для ёлочки). 4. Мозаика из ёлочных и сосновых иголок. 5. Дорисуй картинку. | Счетные палочки; цветная бумага, клей ½ альбомного листа; еловые иголки; простые карандаши, тетради. | |
Зимние забавы | 1 (14) | Учить координировать речь с движениями; закрепление умения работать по схеме. Развивать мелкую моторику пальцев рук, произвольность внимания. Воспитывать аккуратность, самостоятельность. | 1. Пальчиковая гимнастика: «Снежный ком», «Снеговик». 2. Фигурки из палочек (санки). 3. Работа с рисом (зимний пейзаж). 4. Самомассаж с шарами. 5. Дорисуй узор. | Счетные палочки; крупа: рис; воздушные шарики; простые карандаши, тетради. | |
Январь | Посуда и пища | 2 (15) | Закрепить представления детей о продуктах питания, их значении для здоровья человека, умение образовывать относительные прилагательные от существительных. Развивать графические навыки, мелкую моторику рук, зрительное восприятие, любознательность. Воспитывать умение доводить начатое до конца. | 1. Пальчиковая гимнастика: «Шалун», «Мы посуду мыли». 2. Фигурки из палочек: (конфетки, кастрюлька, коробка). 3. Ласковые пальчики «Чудесный мешочек». 4. Игра с рисом (из большой посуды в несколько мал.). 5. Игра с горохом (выложить любую чайную посуду). 6. Дорисуй узор. | Счетные палочки; крупа: рис, горох; «Чудесный мешочек»; простые карандаши, тетради. |
Одежда и обувь | 3 (16) | Активизировать словарный запас по лексическим темам: "Одежда", "Обувь"; формировать умение различать по назначению разные виды одежды и обуви Развивать координацию речи с движением общую и мелкую моторику. | 1. Пальчиковая гимнастика: «Варежки, сапожки, крючки». 2. Работа с пуговицами, крючками, молнией, замками. 3. Работа со шнуровками. 4. Растягивание резинки (держа пальчиками за концы). 5. Работа с бросовым материалом (украсить одежду, обувь). 6. Плетение узора из разноцветных шнурков. 7. Дорисуй узор. | Пуговицы, крючки, молнии, замки; шнуровки, резинки; простые карандаши, тетради. | |
Домашние животные | 1 (17) | Расширять и обогащать активный и пассивный словарь по теме «Домашние животные». Развивать мелкую моторику, умения согласовывать стихотворный текст с действиями. Воспитывать любовь и бережное отношение к домашним животным. | 1. Пальчиковая гимнастика: «Повстречались», «Лошадки» «Овечки», «Собака», «Кошка», «Коза». 2. Фигурки из палочек (киска). 3. Работа с перловкой (телёнка по контуру). 4. Работа со штампами. 5. Дорисуй узор. | Счетные палочки; крупа: перловая; штампы; простые карандаши, тетради. | |
Дикие животные | 2 (18) | Расширять и обогащать активный и пассивный словарь по теме «Дикие животные». Развивать мелкую моторику, умения согласовывать стихотворный текст с действиями. Воспитывать любовь и бережное отношение к животным. | 1. Пальчиковая гимнастика: «Наш лужок», «Ёжик». 2. Фигурки из палочек (ёжик). 3. Ниткография. 4. Самомассаж с гранёным карандашом. 5. Дорисуй узор. | Счетные палочки; шерстяные нитки; граненые карандаши; простые карандаши, тетради. | |
Февраль | Животные жарких стран | 3 (19) | Активизировать словарь по теме «Животные жарких стран». Развивать мышление, речевой слух, мелкую и общую моторику, координацию речи с движением, контроль над собственной речью. Воспитывать бережное отношение к животным. | 1. Пальчиковая гимнастика: «Черепаха», «Слон». 2. Работа с камушками (слон по контуру) 3. Обведи рисунок по линии, не отрывая карандаш от бумаги. 4. Работа с бросовым материалом (любимое животное) 5. Бисероплетение (хвост павлина) 6. Дорисуй узор и раскрась, не выходя за контур | Камушки; ½ альбомного листа простые карандаши, крупный бисер; цветные карандаши. |
Защитники Отечества | 4 (20) | Дать представление об армии, о родах войск, учить ориентироваться на плоскости листа. Развивать тонкую моторику пальцев рук, слуховое и зрительное внимание, логическое мышление. Воспитывать патриотические чувства, уважение к защитникам Отечества; | Пальчиковая гимнастика: «Солдаты», «Бойцы – молодцы». Работа с рисом (салют на синем картоне). Штампуем пальчиком (дорисовать образ). Самомассаж. | Крупа: рис; гуашь, ½ альбомного листа. | |
Рыбы | 1 (21) | Учить выкладывать фигуры палочками по образцу. Продолжать развивать моторную ловкость пальцев рук, щипковый захват указательным и большим пальцами; стимулировать развитие пространственного анализа и синтеза в цвете. Воспитывать умение доводить начатое до конца. | 1. Пальчиковая гимнастика: «Рыбки». 2. Фигурки из палочек (рыбка, ракушка). 3. Работа с цветными шерстяными нитками (аквариум). 4. Работа со штампами (превращение в рыбку). 5. Работа с манкой (шторм). 6. Ниткография (волны). 7. Дорисуй узор и раскрась, не выходя за контур. | Счетные палочки; цветные шерстяные нитки; штампы; крупа: манная; цветные карандаши. | |
Мамин праздник | 2 (22) | Формировать представления детей о маме и бабушке как о значимых и любимых людях в окружении ребёнка, о празднике 8 марта, обогащать словарный запас детей (дорогая, родная, любящая, единственная, заботлива. Развивать мелкую моторику пальцев рук, координацию действий в системе «глаз – рука». Воспитывать заботливое отношение к мамам и бабушкам через желание отблагодарить их за любовь, через стремление выполнить подарки своими рука | 1. Пальчиковая гимнастика: «Мамочка», «Тюльпан». 2. Фигурка из палочек (цветок для мамы). 3. Плетение (бант на коробку). 4. Бисероплетение (бусы для мамы). 5. Обрывание (план). 6. Дорисуй узор и раскрась не выходя за контур. | Счетные палочки; цветные шерстяные нитки; крупный бисер; газета; акварель. | |
Март | Весна | 3 (23) | Учить приему скатывания бумаги ладонями, совершенствовать движения кисти, пальцев. Продолжать формировать навык работы со штампом. Развивать глазомер, координацию движений пальцев рук, фантазию, воображение. Воспитывать художественный вкус. | 1. Пальчиковая гимнастика: «Весенний дождик». 2. Работа с бумагой (скатывание) «дождик лей». 3. Работа со штампами (наполним тучку дождиком). 4. Ниткография (краски весны). 5. Дорисуй узор и раскрась не выходя за контур. | Бумага: газетная, глянцевая; штампы; цветные нитки; цветные карандаши. |
Транспорт | 4 (24) | Учить воспроизводить движения в соответствии с текстом. Развивать щипковый захват указательным и большим пальцем; развивать воображение, мышление, координацию движений руки и глаза. Воспитывать интерес к постройке различных видов транспорта. | Пальчиковая гимнастика: «Лодочка», «Пароход». Фигурки из палочек: «Машины», «Пароход», «Лодка», «Самолет». Нарисовать вертолет кончиками пальцев на манке. Дорисуй узор. | Счетные палочки; крупа: манная, тарелочки; цветные карандаши. | |
Строительные профессии | 1 (25) | Продолжать развивать щипковый захват указательным и большим пальцами; учить действовать по памяти. Учить выполнять самомассаж с шариками. Развивать память, мышление, воображение, координацию движений пальцев рук, умение раскрашивать в одном направлении, не выходя за контур. Воспитывать интерес к работе с трафаретами. | 1. Пальчиковая гимнастика: «Маляры», «Дом на горке». 2. Фигурки из палочек (дом и ворота). 3. Игра (загадать загадки, выложить отгадки по образцу). 4. Самомассаж с шариками. 5. Работа с трафаретами. 6. Дорисуй узор и раскрась не выходя за края. | Счетные палочки; шарики Су-Джок; цветные карандаши. | |
Школа и библиотека | 2 (26) | Формировать правильное звукопроизношение, способность согласовать движение и речь. Развивать координацию и мелкую моторику кистей рук, способствовать формированию навыка захвата предмета; Воспитывать интерес к работе с крупами. | 1. Пальчиковая гимнастика: «Мы писали», «Колокольчик». 2. Фигурки из палочек (тетрадь, карандаш). 3. Графический диктант. 4. Игра (с закрытыми глазами выстроить матрёшек подряд). 5. Выложить буквы и цифры горохом. 6. Дорисуй узор и раскрась, не выходя за контур. | Счетные палочки; мелкие геометрические фигуры; крупа: горох, тарелочки; цветные карандаши. | |
Апрель | Космос | 3 (37) | Познакомить со способом «обрывания» бумаги; учить работать обеими руками, чувствовать определенный ритм движений пальцев. Развивать щипковый захват указательным и большим пальцами; обогащать и активизировать словарный запас, совершенствовать зрительное восприятие. Воспитывать внимание, наблюдательность. | 1. Пальчиковая гимнастика: «Игра ладонями», «Комета» 2. Фигурки из палочек (звёздочка, ракета). 3. Выложить отгадки на загадки камушками (ракета, небо). 4. Обрывание (звёзды на тёмно-синем небе). 5. Работа с рисом. 6. Дорисуй узор. | Счетные палочки; крупа: рисовая, тарелочки; газета; камушки; цветные карандаши. |
Мебель | 4 (38) | Учить выкладывать фигуры палочками по образцу, раскрашивать в одном направлении, не выходя за контур Развивать щипковый захват указательным и большим пальцами. Воспитывать усидчивость, самостоятельность. | 1. Пальчиковая гимнастика: «Стул, стол». 2. Фигурки из палочек. 3. Работа с рисом и горохом. 4. Упражнения с грецкими орехами (катание между ладонями). 5. Игра (с закрытыми глазами среди нескольких мягких игрушек выбрать 2 одинаковые). 6. Дорисуй узор и раскрась, не выходя за контур. | Счетные палочки; крупа: рис, горох, тарелочки; грецкие орехи; мягкие игрушки; цветные карандаши. | |
Бытовые приборы | 1 (39) | Закрепить обобщающие понятия по теме, расширять словарный запас детей. Развивать пальчиковую моторику, формировать чувство ритма и умение соблюдать заданный темп, фонематический слух. Воспитывать познавательный интерес. | 1. Пальчиковая гимнастика: «Телевизор», «Часы», «Пылесос». 2. Фигурки из палочек (газовая плита, телевизор). 3. Игра с волчками (конкурс). 4. «Попади в цель» (скомкать газету, забрасывать в кольцо). 5. Наматывание клубочков от центра или края по часовой стрелке и против неё. 6. Дорисуй узор и раскрась, не выходя за контур. | Счетные палочки; волчки; газета, кольца от игры «кольцеброс»; клубочки шерстяных ниток; цветные карандаши. | |
Откуда хлеб пришел | 2 (30) | Учить выкладывать фигурки под образцом, оказать тонизирующее действие на ЦНС с помощью самомассажа с гранёным карандашом. Познакомить с тестопластикой. Развивать координацию движений, пальцевую моторику, совершенствовать зрительное восприятие, щипковый захват. Воспитывать познавательные интересы и расширять кругозор. | 1. Пальчиковая гимнастика: «Хлебушек», «Пекарь». 2. Фигурки из палочек (мельница). 3. Ниткография (колоски). 4. Работа с пшеном (хлеб). 5. Самомассаж с гранёным карандашом. 6. Тестопластика (крендельки). 7. Дорисуй узор и раскрась, не выходя за контур. | Счетные палочки; крупа: пшено, тарелочки; гранёный карандаш; соленое тесто; цветные карандаши. | |
Май | Цветы | 3 (31) | Познакомить с техникой работы «тычками»; учить подбирать необходимую цветовую гамму. Продолжать развивать умение воспроизводить движения в соответствии с текстом; совершенствовать координацию движений руки и глаза, укреплять мышечный тонус указательного пальца. Воспитывать познавательные интересы и расширять кругозор. | 1. Пальчиковая гимнастика: «Цветки», «Мак», «Хризантемы». 2. Фигурки из палочек (кактус, ваза) 3. Обвести рисунок по точкам (тюльпан) 4. Работа с тычками (полевые цветы) 5. Дорисуй узор и раскрась, не выходя за края. | Счетные палочки; тычки; цветные карандаши. |
Диагностика | 4 (32) | Выявление уровня развития мелкой моторики рук на конец учебного года. | 1. Пальчиковая гимнастика: «Петушок», «Зайчик», «Флажок», «Вилка», «Сороконожка». 2. Упражнения на дорисовывание: «Дорисуй прямую линию»; «Дорисуй волнистую линию»; «Дорисуй ломаную линию» (заборчик). 3. Работа с бумагой: - вырезание ножницами; - сгибание листа бумаги пополам. 4. Упражнения на координацию движений: «Ладонь, кулак, ребро». | Ножницы, бумага; цветные карандаши. |
Работа с родителями
Известно, что любая профессиональная деятельность педагога может быть по-настоящему результативной лишь в том случае, если родители являются его активными помощниками и единомышленниками. Взрослые даже не представляют насколько важно развивать мелкую моторику у ребенка, а ведь развитие у дошкольника мелкой моторики является одним из главных условий последующего успешного овладения письмом.
Перед педагогом дошкольного образовательного учреждения стоит важная задача: заинтересовать родителей предстоящей работой по развитию мелкой моторики детей, вовлечь их в жизнь детского сада, сделать их союзниками в своей работе. Родителей надо постоянно держать в курсе событий, создавать возможности для ознакомления с работой по программе. Для этого нужно выбрать адекватные формы взаимодействия, которые помогут родителям повысить уровень компетентности по данному вопросу.
Перспективный план
№ | Месяц | Тема |
1 | Октябрь | Консультация «Что такое мелкая моторика?» «Развитие мелкой моторики у детей» |
2 | Ноябрь | Консультация «В чем заключается влияние пальцев на развитие речи»; Просмотр видеофильма «Пальчиковая гимнастика для детей 6 -7 лет» и обсуждение. |
3 | Декабрь | Презентация «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев»; Консультация для родителей «Пальчиковые игры для детей среднего дошкольного возраста» |
4 | Январь | Беседа с родителями «Как научить ребенка ориентироваться на листе бумаги» Семинар – практикум «Наши руки не для скуки» |
5 | Февраль | Презентация «Упражнения для развития кинестетической основы движений рук» Папка-передвижка для родителей «Новые виды пальчикового театра» |
6 | Март | Советы логопеда «Пальчиковые игры дома» Консультация для родителей «Пальчиковый массаж» |
7 | Апрель | Мастер-класс «Учим пальчики» |
Методическое обеспечение программы
Организация видов деятельности состоит из пяти комплексных направлений:
«Пальчиковые игры» | 1. Пальчиковую гимнастику, которая способствует переключению внимания, улучшению координации и мелкой моторики, при повторении стихотворных строк и одновременном движении пальцами у детей формируется правильное звукопроизношение, умение быстро и четко говорить, совершенствуется память, способность согласовывать движения и речь. 2. Физкультминутки способствующие переключению на другой вид деятельности, снятию нагрузки, связанной с сидением, позволяют: регулярно стимулировать действия речевых зон коры головного мозга, совершенствовать внимание и память. 3. Пальчиковые шаги - эти упражнения направленные на развитие координации движений кистей и пальцев рук. Они интересны не только своим содержанием, но и возможностью экспериментировать, фантазировать, придумывать новые варианты. 4. Игровой самомассаж выступает средством повышения иммунитета. Уникальная тактильная гимнастика. В процессе самомассажа в мозг поступает мощный поток импульсов от рецепторов на коже – в речеслуховые, зрительные, эмоциональные, творческие зоны. Самомассаж способствует увеличению резервных возможностей функционирования головного мозга, развивает межполушарное взаимодействие. |
II. Комплекс «Игры с предметами» | В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различия предметов. Ценность этих игр не только в том, что дети получают дополнительный массаж ладошек и улучшают координацию движения рук, но и с их помощью знакомятся со свойствами предметов, величиной, качеством, цветом. 1. Игры с пуговицами отлично развивают мелкую моторику рук и точность движения, закрепляют знание цвета, формы и размера, воображение. 2. Игры со счетными палочками способствуют развитию мелкой моторики рук, подвижности кисти руки, внимание, воображение, ловкость, координацию, мышление и сообразительность. Позволяют закрепить представления о геометрических фигурах, овладеть конструктивными навыками, знакомит ребёнка с понятием «симметрия». 3. Шнуровка помогает развить в игровой форме мелкую моторику рук ребенка. Учит самостоятельно выполнять шнуровку разными способами, а также завязывать бантик. Развивает пространственное мышление и улучшает координацию движений, целенаправленность действий, а также формирует зрительно – двигательную координацию и чувство восприятия пространства. 4. Мозаика, пазлы, палочки Кюизенера, мелкий конструктор помогают детям проявлять творческие способности, повышают коммуникативность, активность, формируют умение работать в парах. Развивают представление о цвете, форме, величине предметов, пространстве, количестве, зрительное восприятие и память. Играя, дети развивают мелкую моторику рук. 5. Игры с «бусами» развивают художественное воображение и эстетический вкус, конструкторское мышление - из частей собрать целое, моторику и тактильные ощущения. 6. Игры с деревянными матрешками, стеклянными шариками и настольные игры с парными картинками - это прекрасное средство для развития ручных умений, мышления, внимания и тактильных ощущений ребенка. 7. Игра «Волшебный мешочек» способствует развитию тактильного восприятия: т.к. мешочки наполнены крупами, в которых спрятаны мелкие игрушки, геометрические фигуры, резиновые игрушки и т. д. |
| Занятия творчеством имеют большое значение в развитии ребёнка. Они не только формируют представление детей об окружающем мире, развивают творческие способности, эстетическое восприятие, закрепляют знания детей о сенсорных эталонах, развивают внимание, мышление, но и развивают моторику кистей рук.
Закрепляются знания детей основных геометрических понятий: прямоугольник, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т. д. Оригами, как вид конструирования из бумаги, позволяет развить моторику рук, заставляя работать пальцы по отдельности, развивая подвижность большого пальца, умение работать щепотью, но остается при этом интересным игровым видом деятельности, не дающим детям скучать и предлагающим простор для фантазии. 2. Работа с бумагой и ножницами (аппликация). Бумажное конструирование помогает сбалансированному развитию как логического, так и образного мышления, способствуют развитию мелкой моторики рук, кроме того, активно развиваются пространственные представления ребёнка, появляется умение поэтапно планировать свою работу и доводить ее до желаемого результата. 3. Ниткография (рисование с помощью нити). Выкладывание с помощью толстой нити контурных изображений различных предметов, то есть «рисование с помощью нити» формирует плавность, ритмичность и точность движений; развивает фантазию и воображение, зрительно-моторную координацию. «Рисунки» получаются объёмные и живые. Кроме того, работа с мягкой и пушистой нитью успокаивает детей; воспитывает аккуратность и усидчивость. 4. Рисование крупами развивает мелкую моторику, эффективно стимулирует работу мозга и умственное развитие ребенка. 5. Пластилинография способствует развитию сенсомоторики - согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении движений, коррекции мелкой моторики пальцев. |
IV. Комплекс «Использование графической моторики» | Способствует формированию графических навыков, - подготовить руку ребенка к овладению письмом. Развивает мелкую моторику пальцев, кистей рук; точность и координацию движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность. Совершенствует движения рук, развивая - психические процессы: произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память и речь детей. В этом комплексе использовались игры для подготовки руки к письму: «Найди и заштрихуй», «Лабиринты», «Посчитай и раскрась», «Дорисуй», «Обведи по контуру». |
V. Комплекс «Использование нестандартного оборудования» | 1. Игры с прищепками развивают творческое воображение дошкольников. Учат детей манипулировать с предметами по образцу, проявлять фантазию. Способствуют расширению и активизации словаря дошкольника, а также развитию памяти и мышления. 2. Игры с крупами. Благодаря этим играм кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Пересыпание, «переливание», «рисование» крупой не только тренируют и массируют пальчики, но также снимают нервное напряжение, успокаивают детей – ведь это одни из самых интересных занятий и обычно очень нравятся детям! 3. Игры с пробками. Пробочный тренажер «Алфавит». Игры с пробками благотворно влияют на развитие мелкой моторики. Завинчивание и развинчивание их развивает кисть и запястье, координацию движений, зрительное внимание, зрительно-пространственную ориентировку; закрепляет знание букв русского алфавита. 4. Игра «Дырокол». Прокалывание бумаги по заранее нарисованному контуру держателями для свечей обеспечивают хорошую тренировку пальцев рук, развивает точность и координацию движений, воспитывает усидчивость и желание доводить начатое до конца. 5. Игры «Узнай на ощупь» Развивают мышление, память, мелкую моторику, тактильное восприятие, а нахождение букв на ощупь по зрительно-воспринимаемому образцу способствует запоминанию русского алфавита. 6. Игры с буквами и цифрами. Формируют умение проводить анализ и синтез графического образа буквы, закрепить их название. Учат детей выделять группы букв, сходных по написанию. Развивают координацию движений рук, пространственное ориентирование, мелкую моторику; закрепляют названия пальцев и знания о цифрах. |
Структура НОД состоит из четырёх этапов:
В организационную часть входят: пальчиковая гимнастика (инсценирование руками по образцу педагога, теневой театр), пальчиковый игротренинг (составление фигур из пальцев), лечебная физкультура (гимнастический комплекс, самомассаж).
В основную часть входят упражнения на развитие движений рук и ручной умелости, пальчиковый игротренинг (манипуляция с крупными деталями, манипуляция с мелкими деталями, крупами, макаронными изделиями, шишками, камушками, лепка из пластилина, вращательные движения мелких предметов пальцами, работа с нитками, проволокой, шнурками, складывание бумаги, вырезание из бумаги и склеивание, составление фигур из пальцев, палочек с усложнением).
Творческая часть: графические упражнения, подготовка к обучению письму.
Заключительная часть включает в себя «ритуал прощания» с группой.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Бардышева Т. Ю. Разговорчивые пальчики. - М., 2001.
- Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М.: «Карапуз», 2007.
- Бачина О. В., Коробова Н. Ф. Пальчиковая гимнастика с предметами. Определение ведущей руки и развитие навыков письма у детей 6 – 8 лет. Практическое пособие для педагогов и родителей. – 2-е издание., испр. и доп.: - М., «АРКТИ», 2007.
- Белая А.Е., Мирясова В.И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. ООО “Издательство АСТ”, 2000.
- Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
- Боричева Г.А., Сазонова А.В. Узоры для развития тонкой моторики дошкольников. –СПб., Детство-Пресс, 2007.
- Галкина Г. Г., Дубинина Т. И. «Пальцы помогают говорить». – М., 2008
- Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Готов ли ваш ребенок к школе? Книга тестов. – М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2007
- Зегебарт Г.М., Ильичева О.С. Волшебные обводилки. Формирование графомоторных навыков. Методическое пособие. 2-е изд. – М.: Генезис, 2010. - 32 с: ил. - (Учение без мучения).
- Комарова Т.С. Формирование графических навыков у дошкольников. – М.,1970.
- Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.
- Крупенчук О.И. Развиваем мелкую моторику. ООО “Издательский дом “Литера”. Санкт-П етербург, 2002.
- Подрезова И.П. Школа умелого карандаша. – М., 2007.
- Пособие для педагогов дошкольных учреждений "Диагностика готовности ребенка к школе" / Под ред. Н.Е.Вераксы. – М.: Мозаика-Синтез, 2007.
- Филиппова С. О. Подготовка дошкольников к обучению письму. – СПб., 2008.
- Цвынтарный В.В. Играем пальчиками, развиваем речь. – СПб., 1997.
- Цирулик Н. А., Проснякова Т. Н. Уроки творчества. – М., Издательский дом «Федоров», 2000.
- Янушко Е. А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. Методическое пособие для воспитателей и родителей. – М., Мозаика-синтез.,2007.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
«Пальчиковые игры» - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т.д.
Примеры:
«Сорока – сорока»
Сорока – сорока
Кашу варила,
Деток кормила,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала:
-Ты воду не носил,
Дров не рубил,
Кашу не варил,
Тебе нет ничего!
При этом указательным пальцем правой руки выполняют круговые движения по ладони левой руки. Затем по очереди загибают все пальчики, кроме большого.
«Пальчики здороваются» - кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного и мизинца.
«Пальчики в лесу»
Раз, два, три, четыре, пять (Загибаем по очереди все пять пальчиков, сначала сами, затем вместе с ребенком).
Вышли пальчики гулять. (Несколько раз сжимаем и разжимаем ладонь)
Этот пальчик гриб нашел, (Загибаем мизинец).
Этот пальчик чистить стал, (Загибаем безымянный палец).
Этот резал, (Загибаем средний палец).
Этот ел, (Загибаем указательный палец).
Ну, а этот лишь глядел! (Загибаем большой палец).
Этим пальчиковые игры проводятся во время утреннего приема, после сна, физминуток.
Благоприятное воздействие на развитие движений всей кисти и пальцев руки оказывают игры с предметами: пирамидки, вкладыши различного типа, разноцветные счеты, матрешки, мозаика, игры с карандашами, пальчиковые бассейны с различными наполнителями.
«Пирамидки» - многообразие их видов, форм, конфигураций, усложняющих элементов, позволяет буквально каждый раз давать новое задание. И дети не теряют к ним интереса.
«Мозаика», «Конструктор», - этот материал способствует интенсивному развитию движений пальцев рук. Идея мозаики заключается в составлении из мелких частей целого изображения. Во время игры ребенок постоянно манипулирует деталями, проявляет сообразительность, наблюдательность, терпение и настойчивость.
Игры с бусинками: «Разноцветные бусы», «Сделаем куклам мамы» - помогут скоординировать движения обеих рук. Ребёнку предлагаются для нанизывания на верёвочку бусы с дырочками разного диаметра и глубины, что способствует совершенствованию координации системы «глаз-рука». В этой детской игре формируется не только ручная умелость, но и сенсорные эталоны (цвет, форма, величина). Начинаем обучение с более легких заданий: бусинки - крупные, диаметр шнурка большой; далее, чередование крупных и мелких бусинок; и совсем сложное задание, мелкие бусинки геометрических форм с очень маленьким отверстием и леска.
Игры-шнуровки - развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук; развивают пространственное ориентирование, способствуют усвоению понятий «вверху», «внизу», «справа», «слева»; формируют навыки шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант); способствуют развитию речи; развивают творческие способности; развивают усидчивость; игра способствует улучшению координации движений, гибкости кисти и раскованности движений вообще, что является залогом отсутствия проблем с письмом в школе. Например:
«Ежик», «Жук», «Улитка», «Бабочка», «Домик», «Пуговица», «Колобок» и другие.
Игры с прищепками - развивают мелкую моторику, пространственное воображение, способствуют развитию интеллекта и мышления, а также становлению речи. Например:
Игра "Солнышко"
Вырежьте из желтого картона 2 круга, склейте их. Нарисуйте с одной стороны глазки, носик, улыбку (веселое личико); а с другой стороны - тоже глазки, носик и ротик, но с опущенными уголками (грустное личико). Поверните круг к ребенку той стороной, где нарисовано грустное лицо и расскажите малышу сказку о том, что на небе жило-было солнышко. И вот однажды оно потеряло свои лучики. С тех пор оно стало грустным-грустным. Чтобы развеселить солнышко нужно прицепить ему лучики. Покажите, как с помощью прищепок можно сделать лучики. Затем, когда все лучики будут на месте, поверните солнышко другой стороной и посмотрите, какое оно стало веселое.
Игра "Елочка"
Вырежьте из зеленого картона треугольник. Это будет елочка. Предложите ребенку прицепить на елочку с обеих сторон иголочки (прищепки). Если у вас есть зеленые прищепки, предложите ребенку использовать только их, так вы еще и параллельно будете обучать малыша цветам. Потом елочку можно раздеть и снова одеть.
Игра "Травушка-муравушка"
Вырежьте из зеленого картона длинный прямоугольник и предложите ребенку прищепить к нему сверху зеленые прищепки. Так у вас получится травка.
Детей привлекает красочность игрушек, играя с ними, они приобретают умения различать форму, величину, цвет, овладевают разнообразными новыми движениями. Особенно интересно детям раскручивать и закручивать предметы, разбирать их на части и собирать снова. Моя задача – поддержать это стремление, организовать общение ребенка со сверстниками и взрослыми в процессе предметной деятельности.
Дидактические игры:
Игра «Где же, где же наши ручки?»
Цель: учить детей подражать движениям взрослого.
Материал: платки, коробки.
Ход игры:
Воспитатель предлагает детям повторить следующие движения:
- Давайте спрячем наши ручки – вот так! (дети прячут руки за спину).
- Где же, где же наши ручки? (воспитатель пытается заглянуть за спину детей, «ищет» ручки).
- Вот, вот наши ручки! Вот наши ручки! (дети показывают руки).
- Снова ручки спрятались… (дети снова прячут руки).
- Где же, где же наши ручки? А вот они! (малыши показывают руки).
Игра повторяется несколько раз. Таким же образом дети прячут руки под платок, в коробку, под стол.
Главное, чтобы дети выполняли соответствующие действия по сигналу.
Игра «Спрячь в ладошке»
Цель: укреплять мышцы пальцев и кистей рук.
Материал: кусочки поролона или резиновые кольца и другие игрушки из пористых, гибких или упругих материалов, которые можно сжать в руке (по количеству детей).
Ход игры:
Воспитатель раздает детям небольшие кусочки поролона и предлагает спрятать их в ладошке так, чтобы поролона не было видно: «Вот вам губки. Они волшебные, умеют прятаться и становиться незаметными. Спрячьте их так, чтобы никто их не увидел и не нашел – зажмите покрепче в ладошке!»
Игра «Котенок»
Цель: укреплять мышцы пальцев и кистей рук; учить подражать движениям взрослого.
Материал: маленькие резиновые игрушки – пищалки: котята (по количеству детей).
Ход игры:
Воспитатель раздает детям игрушки и предлагает сжать их в кулачке. В это время читает двустишие:
Ты, котенок, не пищи,
Лучше маму поищи.
После того, как все «котята пропищат» воспитатель показывает «маму – кошку» - большую игрушку.
Игра повторяется несколько раз.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка дополнительного образования по художественно-эстетическому направлению и развитию оригами детей старшего дошкольного возраста
Кружк по оригами «ВОЛШЕБНЫЙ КВАДРАТИК»...
«Многофункциональное пособие по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ в группе компенсирующей направленности «Цветик-семицветик»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА...
«План-конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ в группе компенсирующей направленности в рамках проектно-тематической недели «Дикие животные»
«План-конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ в группе компенсирующей направленности в рамках проектно-тематической нед...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет (группа компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи) Тема «Насекомые»
Обобщение полученных знаний о звуках, буквах, слогах, словах и предложениях на материале лексической темы "Насекомые"....
Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности "Речевое развитие" для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет) общеразвивающей направленности по теме: "Дикие животные наших лесов и их детёныши".
Представлена методическая разработка занятия по развитию речи в подготовительной группе. Составление рассказа по картине "Лиса с лисятами".Цель: Формирование умений составлять связный расска...
Парциальная программа дополнительного образования кружка «Говорящие пальчики» по направлению «Речевое развитие» для детей младшего дошкольного возраста (2-3 года)
Цель кружка: -способствовать накоплению сенсорного опыта ребенка через развитие зрительного, слухового и тактильного восприятия, развивать мелкую моторику руки, понимание речи; ...
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЮНЫЙ ШАХМАТИСТ» ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ» ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЮНЫЙ ШАХМАТИСТ»...