Парциальная программа дополнительного образования кружка «Говорящие пальчики» по направлению «Речевое развитие» для детей младшего дошкольного возраста (2-3 года)
рабочая программа (младшая группа)
Цель кружка:
-способствовать накоплению сенсорного опыта ребенка через развитие зрительного, слухового и тактильного восприятия, развивать мелкую моторику руки, понимание речи; гармоничное развитие детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_dop_obrazovaniya_govoryashchie_ladoshki.docx | 28.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель кружка:
-способствовать накоплению сенсорного опыта ребенка через развитие зрительного, слухового и тактильного восприятия, развивать мелкую моторику руки, понимание речи; гармоничное развитие детей.
Основные задачи:
Обучающие:
-формирование произвольных координированных движений пальцев рук, глаза, гибкости рук, ритмичности развитие осязательного восприятия (тактильной, кожной чувствительности пальцев рук)
-формирование практических умений и навыков;
-обучать различным навыкам работы с бумагой, пластилином.
Развивающие:
-развитие мелкой моторики пальцев, кистей рук;
-совершенствование движений рук;
-развитие познавательных психических процессов: произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память;
-развитие речи детей.
Воспитательные:
-воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества и т. д.) ;
-воспитывать и развивать художественный вкус;
-воспитывать усидчивость, целенаправленность.
Формы работы:
- пальчиковые игры;
- игры-экспериментирования с предметами и материалами;
-самомассаж рук.
Организация работы кружка:
-Возраст детей участвующих в реализации данной программы 2-3 года.
Программа рассчитана на 1 год обучения.
Проводится кружок один раз в неделю (во второй половине дня, продолжительностью по 8-10 минут).
Формы организации образовательной деятельности - занятия проводятся по подгруппам и индивидуально.
Необходимые материалы и оборудования:
- резиновые игрушки, мячики (ежи)
- бусы, шнуровки, мозаика, прищепки, счетные палочки, спички;
- различные материалы: пластичные (тесто, пластилин, сыпучие (крупы, бобовые, песок, семечки);
- бумага, карандаши, клей, кисточки;
- фигурки пальчикового театра и др.
- картотека пальчиковых игр;
- картотека художественного слова (стихи, загадки);
Прогнозируемый результат:
- развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи;
- развитие у детей на основе разнообразной деятельности эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения в детской деятельности, поведении, поступках;
- способности устанавливать контакты, осуществлять взаимодействие в различных группах, проявлять нравственное отношение к окружающему миру.
Перспективное планирование кружка
Ноябрь.Первая неделя.
1. Пересыпание крупы ложкой из одной мисочки в другую.
2. Сортировка семечек тыквы и подсолнуха.
3. Пальчиковая игра «Ну-ка, ну-ли».
4. «Что это?» - разглаживание скомканных в шарики листов бумаги с контурными изображениями предметов посуды
Вторая неделя.
1. Пальчиковая игра «Петушок».
2. Мозаика «Цыплятки бегут за курочкой», «Цыплятки вокруг курочки»
3.«Кто это?» - разглаживание скомканных в шарики листов бумаги с контурными изображениями домашних птиц.
4. «Угощение для птиц» - сортировка семян.
5. «Сложи картинку» - 3-х, 4-х частей.
Третья неделя.
1. Массаж пальчиков карандашами «Дровишки» - катание карандаша между ладошками по всей длине пальчиков.
Цель: Развивать мелкую моторику пальцев.
2. Игра «Помоги котику найти дорожку к домику». (Пальчиком провести дорожку к домику).
Цель: Развивать координацию рук, эмоциональное отношение к результату своей деятельности.
3. Пальчиковая гимнастика «Зайчики».
Цель: Развивать общую координацию движения.
Четвертая неделя.
1. массаж пальчиков грецким орехом «Катилась торба».
Цель: Развивать мелкую моторику.
2. игра «Подарок для мышей и мышат». (Сортировка семечек тыквы и подсолнуха)
Цель: Развивать мелкую моторику рук и пальцев.
3. пальчиковая игра «Веселая мышка».
Цель: Развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом.
Декабрь.Первая неделя.
1. Массаж крутить карандашом (Катание гладкого и ребристого карандаша между ладонями).
Цель: Развивать мелкую моторику рук.
2. Игра «Снегопад в лесу». (На трафарете зеленой елке из бархатной бумаги разложить комочки ваты,
Цель: Учить детей из ваты катать круглые предметы круговыми движениями между ладоней шарики.
3. Пальчиковая игра «Пирог»
Цель: Развивать мелкую моторику рук, умение воспроизводить движения в соответствии с текстом.
Вторая неделя.
1. Игра «Покатай, покатай». (Катание карандаша по столу).
Цель: Развивать мелкую моторику рук.
2. Игра «Новогодняя елка».
Цель: Учить детей лепить круглые предметы, скатывая круговыми движениями ладоней шарики. Формировать контроль за мышечными ощущениями. Отрабатывать ритмичность в выполнении действий (сильно, слабо надавливание указательным пальцем на шарик).
3. Пальчиковая игра «Елочка».
Цель: Развивать мелкую моторику; учить воспроизводить движения пальцем в соответствии с текстом.
Третья неделя.
1. Пальчиковая игра «Пальчики сцепляется – елка получается»
2. Пальчиковая игра «Большие и маленькие шары»
3. «Собери бусы на елку» - нанизывание бус на нитку.
4. Мозаика «Бусы на елку» - выкладывание ряда из мозаики
Четвертая неделя.
1. «Снежные хлопья» - отрывание маленьких кусочков белой бумаги.
2. Выкладывание снежинки из палочек по контуру.
3. «Снегопад в лесу» (на трафарете зеленой елки из бархатной бумаги разложить комочки ваты).
4. «Лепим снежки большие и маленькие» - сминаем бумагу в комочки и катаем их между ладонями.
Январь.Первая неделя.
1. Массаж пальчиков мячиком ежиком «Этот мячик не простой»
Цель: Развивать мелкую моторику рук и пальцев.
2. Игра «Чтоб Мишке было теплее».
Цель: Учить мелко, рвать бумагу, потом засыпать Мишку = «В берлоге».
3. Пальчиковая игра «Есть у каждого свой дом».
Цель: Развивать координацию общих движений.
Вторая неделя.
1. Массаж пальчиков с резиновым мячиком. «Непослушные шарики».
Цель: Развивать ловкость движений пальцев и кисть рук.
2. Игра «Чудесный мешочек» - новогодний подарки для зверей (белочке, зайчику, ежику)
Цель: Развивать исследовательские действия путем вынимания предметов на ощупь (из мешочка).
3. Пальчиковая игра «На елке: «Подарки».
Цель: Развивать мелкую моторику рук.
Февраль.Первая неделя.
1. Пальчиковая игра «Пальчик о пальчик».
2. Выкладывание ручек, ножек из палочек нарисованному человеку.
3. «Кто это?» - собрать фигурки человека из геометрических фигур.
4. «Покатай, покатай» - катание гладкого и ребристого карандаша между ладошками.
Вторая неделя.
1. Массаж пальчиков с прищепками. Игра «Чудо - прищепки»
Цель: Развивать мелкую моторику пальцев и рук.
2. Игра «Посыпаем дорожку».
Цель: Учить детей посыпать тремя пальчиками песок (крупу, развивать мелкую моторику пальцев.
3. Пальчиковая игра «Мы во двор пошли гулять».
Цель: Развивать мелкую моторику рук; учить выполнять движения в соответствии с текстом.
Третья неделя.
1. Массаж пальчиков мячиком ежиком. Игра Колючий ежик».
Цель: Развивать мелкую моторику рук, ручную умелость; формировать навыки выразительности, пластичности движений.
2. Игра «Ежики и ежата». (Втыкание спичек в большой и маленький пластилиновый комочек).
Цель: Совершенствовать мелкую моторику пальцев и рук; развивать зрительное внимание и пространственную ориентацию, активизировать словарь «игла».
3. Пальчиковая игра «Ежик»
Цель: Развивать мелкую моторику рук.
Четвертая неделя.
1. «Что у кого?» - разглаживание бумажных комочков с контурными изображениями.
2. Пальчиковая игра «На опушке две избушки».
3. Пальчиковая игра «Пароход плывет по речке».
Март.Первая неделя.
1. Массаж пальчиков и перебирание бус. «Игра с бусами».
Цель: Развивать мелкую моторику пальцев.
2. игра «Бусы для мамы».
Цель: Развивать мелкую моторику рук; развивать соотношение движений рук, хватанию; формировать навыки действия со шнуром.
3. Пальчиковая ирга «Помощники»
Цель: Развивать моторику пальцев.
Вторая неделя.
1. Массаж пальчиков. Игра «Зубная щетка»
2. игра «Солнце светит ярко-ярко».
- выложить из спичек солнечные лучи вокруг желтого кружка.
Цель: Совершенствовать мелкую моторику пальцев рук; развивать зрительное внимание и пространственную ориентацию; активизировать словарь «лучик».
3. Пальчиковая игра «Солнышко».
Цель: Развивать мелкую моторику рук.
Третья неделя.
1. Пальчиковая игра «Птичка крылышка сложила».
2. Пальчиковая игра «Пальчики – головка, крылышки – ладошка».
3. «Червячки для грачей» - лепка из пластилина.
4. «Посмотри, кто спрятался в комочке?» - разглаживание скомканных в шарики листов бумаги с изображениями контуров птиц.
5. «Сложи картинку» - 3-х, 4-х частей.
Четвертая неделя.
1. «Солнышко» - выкладывание палочек по контуру.
2. массаж рук «динь-дон».
3. д. игра «Кто скоро проснется после зимней спячки?» - разглаживание бумажных комочков с контурными изображениями.
4. «Закрути бутылочки» - закручивание пробок на пластмассовых бутылках.
Апрель. Первая неделя.
1. Массаж с прищепками.
Цель: Учить детей расстегивать и застегивать прищепки.
2. Игра с прищепками (солнышко, ежик, цыпленок).
Цель: Развивать мелкую моторику рук.
3. Пальчиковая игра «Игрушки».
Цель: Развивать соотношения движения рук.
Вторая неделя.
1. Массаж. Катание карандаша между ладошками.
Цель: Развивать мелкую моторику рук.
2. Игра «Солнце светить Ярко- ярко». (выложить из спичек лучики вокруг желтого кружка).
Цель: Совершенствовать мелкую моторику пальцев рук; развивать зрительное внимание и пространственную ориентацию; активизировать словарь «лучик».
3. Пальчиковая игра «Солнышко» .
Цель: Развивать мелкую моторику рук.
Третья неделя.
1. Массаж грецким орехом игра: «Катилась торба».
Цель: Развивать мелкую моторику рук.
2. Игра «Следы от капели» (на манке ставить пальчиками точки).
Цель: Развивать мелкую моторику пальцев и ритмично ставить точки указательным пальцем.
3. Пальчиковая игра «Кто приехал».
Цель: Развивать мелкую моторику пальцев.
Четвертая неделя.
1. Пальчиковая игра «Это пальчик – дедушка».
2. Нанизывание бусинок «Бусы для мамы».
3. Разложить в разные мисочки фасоль и горох.
4. «Поможем сыну застегнуть рубашку» (застегивание пуговиц, молний).
Май.Первая неделя.
1. Пальчиковая игра «Я веселый майский жук».
2. Пальчиковая игра «Оса села на цветок».
3. Пальчиковая игра «Дарики-дарики, злые комарики».
4. «Закрути бутылочки» - закручивание пробок на пластмассовых бутылках.
Вторая неделя.
1. Массаж пальчиков. Игра «Катание бусинок».
Цель: Учить детей катать бусинки по очереди каждым пальчиком.
2. Игра «Кто больше соберет фасоли?»
(собирать фасоль будем в бутылочку с широким и узким горлышком и закручивая пробку на бутылочке)
Цель: Развивать мелкую моторику пальцев рук.
2. Пальчиковая игра «Топ-топ».
3. Цель: развивать мелкую моторику рук.
Третья неделя.
1. Массаж. Надевание и снимание колечка.
Цель: Развивать мелкую моторику рук.
2. Игра «Какая игрушка спряталась» и «Определите на ощупь» (Чуд. мешочек).
Цель: Развивать исследовательские действия путем вынимания предметов на ощупь.
3. Пальчиковая игра «Дождик,лей»
Цель: развивать мелкую моторику пальцев.
Четвертая неделя.
1. Д. игра «Красивый одуванчик» (втыкание спичек в пластилиновый комочек.)
2. Пальчиковая игра «Наши яркие цветы».
3. Выкладывание цветков из овалов (по контуру).
4. Коллективная работа «Весенний луг» - небольшие цветные листочки бумаги смять, крепко сжать в кулаке, скатать между ладошками и приклеить на общий зеленый фон.
Ожидаемый результат:
1.Обогащение активного и пассивного словаря детей;
2.Знакомство детей с фольклором;
3.Освоение детьми невербальных средств общения;
4.Способность выражать свои чувства и понимать чувства других;
5.Уверенность в себе, преодоление робости;
6.Интерес к фольклору, пальчиковым играм.
7.Знакомство родителей с особенностями развития мелкой моторики рук у детей, с ролью развития мелкой моторики в коррекции речевых нарушений детей.
Список использованной литературы:
1) «Методика развития речи детей»- Е.И. Тихеева, Ф.А. Сохина, А.М. Бородич;
2) « Воспитание правильной речи»- В. Рождественская, Е. Радина;
3) «Словесные игры в детском саду» - А.К. Бондаренко;
4) Сборник потешек «Прилетели гули» - составитель К.М. Скопцов;
5) Сборник русских народных песен «Колокольчик нам поет» - составитель Н. Френкель, В. Карасева;
6)Е.А.Савельева.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект образовательной деятельности по образовательной области « Речевое развитие » для детей старшего дошкольного возраста ( 6-го года жизни) Тема: « В гостях у сказки»
Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста ( 6- го года жизни) " В гостях у сказки". Занятия направлено на решение задачи по развитию повествовательной речи с испо...
Лэпбук по развитию творческих способностей в речевом развитии у детей младшего дошкольного возраста «В гостях у сказки».
Лэпбук по развитию творческих способностей в речевом развитии у детей младшего дошкольного возраста «В гостях у сказки». Данное пособие является средством развивающего обучения: развивает ...
Дополнительная программа по речевому развитию для детей младшего дошкольного возраста "Говорушки -Ладушки". Программа ориентирована на детей в возрасте 3-4,5 лет (срок реализации 1 год)
Дополнительная программа по речевому развитию для детей младшего дошкольного возраста "Говорушки -Ладушки". Программа ориентирована на детей в возрасте 3-4,5 лет (срок реализ...
План-конспект Непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» для детей младшей группы. Возраст 3-4 года. «Кукла в гостях у малышей»
План-конспект Непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» для детей младшей группы. Возраст 3-4 года.«Кукла в гостях у малы...
Парциальная программа дополнительного образования кружка «Говорящие пальчики» по направлению «Речевое развитие» для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)
Развитие мелкой моторики, координации движений пальцев и кистей рук у детей дошкольного возраста через различные виды продуктивной деятельности; создание условий для развития мелкой ...
конспект ООД (оо «речевое развитие») Для детей младшего дошкольного возраста общеразвивающей направленности Тема: «Моя мама»
Есть на свете человек, который с самого рождения находится всегда с нами рядом. Этот человек защищает нас от врагов, от всех опасностей, заботится о нашем здоровье, ласкает нас, жалеет. У этого ...
Конспект занятия по направлению "Речевое развитие" с детьми младшего дошкольного возраста "Путешествие с Колобком"
Приучать слушать народные сказки, закрепить знание сюжета и персонажей русской народной сказки "Колобок"с опорой на зрительные образы....