НОД "Создание мини- музея народных промыслов"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Павлова Людмила Николаевна

Интересное занятие  в старшей группе по народным промыслам России:дымково,хохлома,гжель. чувашская вышивка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытое занятие по народным промыслам с презентацией

                            в группе «Теремок»

 «Создание мини-музея народных промыслов»

                                                     Воспитатель :Павлова Л.Н.

(Гжель, Хохлома,  Дымково ,Чувашская вышивка)

Цель: Формировать знания детей о традиционных  народных промыслах России (гжельской, хохломской,  дымковской  ,чувашской вышивки)

Задачи:

Образовательная

1. Обобщить знания детей о русском народном декоративно-прикладном искусстве – народные промыслы.

2. Научить различать виды народных декоративно-прикладных промыслов, а также изделия народных промыслов в повседневной жизни: народные игрушки (Дымка), посуда (Хохлома ,Гжель),   вышивка (Чувашская республика) и их характерные особенности, материалы (дерево, глина,  фарфор, ткань).

Развивающая:

1. Развивать речь, память, мышление.

2. Вызвать интерес у детей к изучению народных промыслов России.

3. Развивать творческие способности.

Воспитательная:

1. Воспитывать любовь к народному декоративно-прикладному искусству, промыслам, народным традициям.

Выставка экспонатов для мини-музея:

Дымковская игрушка, гжельская посуда, хохломские изделия ,  чувашская вышивка.

Предварительная работа:

- занятия по мотивам народных росписей;

- занятия по изо-деятельности (лепка, аппликация, рисование);

- театрализация народных сказок, шуточных попевок, сценок, народных игр.

Материалы:

 - силуэты из бумаги дымковских игрушек,  гжельских тарелок, хохломской посуды. чувашской вышивки;

 -раскраски-образцы по каждой росписи.

 

Ход занятия

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

На подносе, под платком, лежат различные предметы народных промыслов (фабричные) – Гжель, Хохлома, Дымково ,изделия чувашской вышивки.

Дети входят в музыкальный зал, играет русская народная композиция, дети здороваются с гостями.

Воспитатель: Ребята, что за музыка звучит? (ответы детей) Как вы думаете, куда она нас приглашает? (ответы детей) Правильно, она нас зовет в деревню, мы же с вами  хотим сегодня открыть мини-музей  «Народных промыслов». Что за сюрприз нас ожидает под платком, сейчас мы узнаем .(снимает платок)

Воспитатель:

Посмотрите! Эти вещи

Нынче в гости к нам пришли,

Чтоб поведать нам секреты

Древней, чудной красоты.

Чтоб ввести нас в мир России

Мир преданий и добра

Чтоб сказать, что есть в России

Чудо-люди – мастера!

Эти предметы не простые, они созданы народными умельцами России

А вот какие это промыслы, вы догадайтесь сами .Дети садятся на стульчики.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:

1. О ПРОМЫСЛАХ

Дымковская игрушка

Воспитатель: Отгадайте-ка загадку:

Веселая красная глина

Кружочки, полоски на ней,

Козлы и барашки смешные,

Табун разноцветных коней,

Кормилицы и водоноски,

И всадники, и ребятня,

Собачки, гусары и рыбы

А ну, назовите меня!

Что это за роспись такая?

Дети: Дымковская игрушка.

Воспитатель: Правильно. Посмотрите на слайд. ( на слайде – разные виды дымковской игрушки). Кто может показать дымковскую игрушку на столе и рассказать об этом промысле? (Ксюша)  Выбирается ребёнок и рассказывает о народном промысле – дымковская игрушка. (откуда промысел, материал, какие изделия) и показывает.

История, особенности промысла: Дымковская игрушка появилась в посёлке Дымково, около города Вятка. Делают ее мастера из красной глины, затем обжигают в печи. Все фигурки покрывают белой краской и начинают расписывать геометрическим орнаментом (волнистые линии, широкие и тонкие полосы, круги овалы, горошины, сочетание мелких и крупных элементов).

Воспитатель: Спасибо. А может кто-то знает стихотворение о дымковской игрушке? Выходит ребёнок и читает стихотворение.

Возле Вятки самой,

Дымково-поселок

Окоймлен лесами

Уголок веселый.

Вечера зимою длинны,

И лепили там из глины.

Все игрушки не простые,

А волшебно-расписные

Белоснежны, как березки,

Кружочки, клеточки, полоски –

Простой казалось бы, узор,

Но отвести не в силах взор.

Гжель

Воспитатель: Хорошо. Переходим к следующему экспонату. Снова загадка:

Сине-белая посуда,

Расскажи-ка, ты откуда? 

Видно издали пришла

И цветами расцвела:

Голубыми, синими,

Нежными, красивыми.

Дети: Гжель!

Воспитатель: Молодцы! Посмотрите на слайд. ( на слайде – разные виды гжели).  Кто нам покажет на столе изделие мастеров гжельской росписи и расскажет  об этом промысле? Выбирается ребёнок и рассказывает о народном промысле – гжели и показывает.(Дима)

История, особенности промысла: Гжель – это селение под Москвой, около реки Гжелка. Гжельская посуда сделана из тонкого белого фарфора, которую расписывают всеми оттенками синего цвета в виде птиц, животных, а также растений. Самый красивый узор – это гжельская роза. После росписи изделия покрывают глазурью и обжигают в печи. Посуда становиться блестящей.

Воспитатель: Спасибо. А может кто-то знает стихотворение о гжельском промысле? Выходит ребёнок и читает стихотворение.

Синие птицы по белому небу,

Море цветов голубых,

Кувшины и кружки –

Быль или небыль?

Изделие рук золотых.

Синяя сказка –

Глазам загляденье;

Словно весною капель.

Ласка, забота, тепло и терпенье,

Русская звонкая Гжель.

Хохлома

Воспитатель: Спасибо. Переходим к следующему экспонату. Что это?

Разные ложки и ковши 

Ты разгляди, не спеши. 

Трава там вьется и цветы 

Удивительной красы.

Блестят они, как золотые,

Как будто солнцем залитые.

Все листочки, как листочки

Здесь же каждый – золотой.

Красоту такую люди

Называют…

Дети: Хохломой!

Воспитатель: Посмотрите на слайд. (на слайде – разные виды хохломской посуды). Кто нам покажет на столе изделие с хохломской росписью и расскажет о ней? ( Юля) Выбирается ребёнок и рассказывает о Хохломе.

История, особенности промысла: Хохломские изделия появились у мастеров из села Хохлома, тоже на Волге. Их  изготовляют из липы, березы, ольхи, осины: ложки, горшки, миски, мебель и т.д. Сначала их просушивают, покрывают алюминиевым порошком и расписывают яркими красками растительным узором (стебли, травка, цветы, ягоды, листики). После росписи покрывают лаком и ставят в печь, где серебряные предметы от жара превращаются в золотые. Отсюда хохлома называется золотой.

Воспитатель: Покажи нам, пожалуйста, предметы золотой хохломы. (кто-то из детей показывает) А может кто-нибудь и стихотворение об этом промысле знает? Выходит ребёнок и читает стихотворение.

Хохломская роспись – алых ягод россыпь.

В сказочную песню просится сама.

И нигде на свете нет таких соцветий

Всех чудесней… наша Хохлома.

Воспитатель: Какие вы молодцы! Столько стихотворений знаете о народных помыслах!

Воспитатель: Ребята, мы про все экспонаты мы рассказали?

Дети: Нет. Осталась наша  чувашская  вышивка

Воспитатель: У чувашского народа

Сто тысяч слов

сто тысяч песен

Сто тысяч вышивок(Яковлев И.Я.)

Воспитатель: Посмотрите на слайд. ( на слайде – разные виды чувашской вышивки )Чувашская вышивка выполняется на белом фоне ,используются сдержанные цвета ,близкие к природным, слишком яркие цвета считаются безвкусными ,несерьезными .Основные элементы узора выполнялись черным  цветом- цветом добра и земли . Узоры выполнялись в основном красным цветом-цветом счастья ,зеленым-цветом природы и жизни, желтым-цветом солнца, синим-цветом волшебства .все эти цвета сочетались на белом фоне-символ чистоты. Для красочности и выразительности изделий применялись различные украшения-тесьма, бисер, монеты .В основе чувашской вышивки лежит геометрия :квадраты ,ромбы ,треугольники, окружности ,везде симметрия и гармония. Особенностью  чувашского орнамента является сочетание геометрических узоров с растительными и животными мотивами. Вышивкой украшались предметы домашнего обихода :занавески ,скатерти, полотенца ,национальные костюмы.(тухья ,саппун, сара,  хушпу ,хуре,  масмак, шульке) Послушайте стихотворение Петра Афанасьева о чувашкой вышивке

1.Сияют радужно веками

Узор чувашскими наряд

Неугосимыми лучами

На всю вселенную горят

2.В них нитей блеск ,росинок  бисер

В них звон монист и звезд игра

Бесценность их от нас зависит

Златых поделок мастера ( П. Афанасьев)

Все экспонаты нашей выставки мы рассмотрели и  рассказали

2. ИГРЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТСО (продолжение презентации)

Игры «Угадай лишнее», «Что общего?»

Воспитатель: А теперь предлагаю поиграть в игру «Найди лишний».  Предметы какого промысла вы видите? Какой предмет лишний? (Ответы) Молодцы!

ФИЗ. МИНУТКА

Игра «Горшки» (см. Приложение)

Воспитатель: Очень хорошо! А вы знаете, куда раньше везли мастера готовые изделия, чтобы показать людям, да и предложить им диковинный товар? (Ответы детей) Конечно, на базар, на рынок. Предлагаю поиграть в старинную русскую народную игру «Горшки».

Если мало места, то можно провести физ.минутку «Посуда»:

Вот стоит стеклянный чайник (одна рука на поясе, другая –  носик чайника)

Очень важный, как начальник.

Вот фафорывые чашки (приседания),

Очень хрупкие, бедняжки.

Вот фарфоровые блюдца (покружиться),

Если стукнуть – разобьются (хлопок),

Вот серебряные ложки (наклоны, с поднятыми вверх руками),

Вот он, жостовский поднос (нарисовать круг руками),

Он посуду нам принес.

3. ИЗО ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ фоном звучит народная музыка

Воспитатель: Замечательная игра, хорошо мы размялись! Пришло время пополнить наш музей экспонатами разных промыслов. Сколько народных промыслов мы вспомнили? (Ответы детей :четыре) Каждый из вас выберет народный промысел и распишет  соответствующими узорами этому промыслу изделие. (из перечисленных, даются образцы элементов). Дети проходят за столы, на которых стоят гуаши, кисточек, тряпочек, заготовок предметов (для гжели, хохломской, дымковской, чувашской вышивки) Фоном звучит спокойная русская народная музыка, дети расписывают (10-15  минут).

Рефлексия

Уже появляются первые экспонаты в наш музей народных промыслов. Вам понравилось быть народными умельцами? Будем дальше пополнять музей другими экспонатами? (Конечно, да) Впереди нас ждут другие народные промыслы, не менее интересные. Спасибо всем! А сейчас наши народные умельцы награждаются медалями за мастерство  в росписи народных промыслов .Молодцы ребята ,пора возвращаться в нашу группу( ребята прощаются с гостями и уходят из музыкального зала)

ПРИЛОЖЕНИЕ

Игра «Продаем горшки»

Цель игры: развитие ловкости, быстроты двигательной реакции, укрепление мышц опорно-двигательного аппарата.

Правила игры:

  • бегать разрешается только по кругу, не пересекая его;
  • бегущие не имеют права задевать других игроков;
  • водящий может начинать бег в любом направлении. Если он начал бег влево, запятнанный должен бежать вправо.

Играющие разделяются на две группы: дети-горшки и игроки—хозяева горшков. Дети-горшки образуют круг, встав на колени или усевшись на траву. За каждым горшком стоит игрок—хозяин горшка, руки у него за спиной. Водящий стоит за кругом.

Водящий подходит к одному из хозяев горшка и начинает разговор:

—  «Эй, дружок, продай горшок!»
—  Покупай!
—  Сколько дать тебе рублей?
—  Три отдай.

Водящий три раза (или столько, за сколько согласился продать горшок его хозяин, но не более трех рублей) касается рукой хозяина, и они начинают бег по кругу навстречу друг другу (круг обегают три раза). Кто быстрее добежит до свободного места в кругу, тот занимает это место, а отставший становится водящим.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мини-музей «Народные промыслы» – методическая разработка

Мини-музей.Приобщение детей дошкольного возраста к русскому народному творчеству.Знание детьми различных видов декоративно-прикладного искусства: дымковской, филимоновской игрушки, хохломской, городец...

Итоговое занятие по народным промыслам с презентацией для подготовительной группы «Создание мини-музея народных промыслов» (Гжель, Хохлома, Городец, Дымково, Жостово)

Итоговое занятие по народным промыслам с презентацией для подготовительной группы «Создание мини-музея народных промыслов»(Гжель, Хохлома, Городец, Дымково, Жостово)Цель: Формировать знания детей...

Презентация мини-музея народных тряпичных кукол "Из бабушкиного сундучка"

Презентация мини-музея народных тряпичных кукол "Из бабушкиного сундучка"...

Статья Развитие речи детей с общим недоразвитием речи посредством использования экспонатов мини-музея Народных промыслов

В статье представлен опыт работы по использованию игр и игровых упражнений на развитие лексико-грамматических категогий в условиях мини-музея ДОУ. Данные игры и игровые упражнения успешно могут быть и...

презентация мини-музея Народные промыслы

презентация мини-музея Народные промыслы...

Создание мини- музея "Народные промыслы России"

Формировать у детей познавательный интерес к русской народной культуре через организацию мини - музея в группе....

ПАСПОРТ МИНИ-МУЗЕЯ Народные промыслы «Русские узоры»

Дошкольный возраст- возраст, когда у ребенка закладываются нравственные качества личности – доброта, терпение, умение помогать другим, осознание своей национальной принадлежности....