ПАСПОРТ МИНИ-МУЗЕЯ Народные промыслы «Русские узоры»
учебно-методический материал

Печаева Анна Юрьевна
Дошкольный возраст- возраст, когда у ребенка 
закладываются нравственные качества личности – доброта, 
терпение, умение помогать другим, осознание своей 
национальной принадлежности. Именно в этом возрасте 
начинается воспитание любви к родному краю, 
формируются, доступны пониманию детей представления о 
своей стране, ее природе, культуре, истории, жизни. В 
выборе содержания для знакомства с нашими традициями 
мы остановились на русских народных традициях, в 
частности на народных промыслах. Изделия народных 
мастеров помогает воспитывать у детей внимательное и 
бережное отношение к окружающему, так как по своим 
мотивам близко к природе. В узорах росписей соблюдается 
определенный ритм, симметрия. Русское народное 
прикладное искусство тесно связано с фольклором, 
обычаями и обрядами, народной музыкой и праздниками. 
При знакомстве детей с народными промыслами мы 
знакомим детей с историей создания, материалами, 
особенностями росписи. При создании мини-музея мы 
используем не только готовые изделия, но и те предметы, 
которые создали сами дети. Знакомить детей с декоративно-
прикладным искусством можно практически через виды 
деятельности, присущие дошкольникам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mini-muzey_narodnye_promysly.doc533.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида» №20

ПАСПОРТ МИНИ-МУЗЕЯ

Народные промыслы

«Русские узоры»

                               Воспитатели: Гук Е.А.

                                                            Рахматова А.Ю.

Содержание

Сведения об авторском коллективе……………….   3

Паспортные данные мини-музея…………..………   3-5

Аспекты музейной деятельности…...……………..   6

План работы по созданию мини-музея……………  7

Разделы и экспонаты мини-музея………………….  8-10

Правила поведения в мини – музее……...………...  12

Перспектива развития мини-музея……….…..…....  13-14

Сведения об авторском коллективе

Гук Елена Алексндровна

Образование: Высшее

Должность: воспитатель

Педстаж: 26 лет

Категория: 1

Рахматова Анна Юрьевна

Образование: Высшее

Должность: воспитатель

Педстаж:  6 лет

Паспортные данные

Наименование:

мини-музей Народные промыслы «Русские узоры»

Профиль музея:  познавательный.

Актуальность темы:

Дошкольный возраст- возраст, когда у ребенка закладываются нравственные качества личности – доброта, терпение, умение помогать другим, осознание своей национальной принадлежности. Именно в этом возрасте начинается воспитание любви к родному краю, формируются, доступны пониманию детей представления о своей стране, ее природе, культуре, истории, жизни. В выборе содержания для знакомства с нашими традициями мы остановились на русских народных традициях, в частности на народных промыслах. Изделия народных мастеров помогает воспитывать у детей внимательное и бережное отношение к окружающему, так как по своим мотивам близко к природе. В узорах росписей соблюдается определенный ритм, симметрия. Русское народное прикладное искусство тесно связано с фольклором, обычаями и обрядами, народной музыкой и праздниками. При знакомстве детей с народными промыслами мы знакомим детей с историей создания, материалами, особенностями росписи. При создании мини-музея мы используем не только готовые изделия, но и те предметы, которые создали сами дети. Знакомить детей с декоративно-прикладным искусством можно практически через виды деятельности, присущие дошкольникам.

Цель:

приобщение детей к русской народной культуре.

Задачи:

1) Знакомить детей с декоративно-прикладным искусством, формировать умение различать наиболее известные виды декоративной живописи (дымковская, хохломская, городецкая, гжельская, понимать особенности изделий разных промыслов.

2) Использовать произведения народных промыслов для совершенствования представлений и знаний, формирования целостной картины мира, развития познавательных интересов, речи, воображения, воспитание эстетического вкуса;

3) Помочь в освоении детьми характерных элементов, колорита, композиции, в создании выразительных узоров на бумаге.

4) Воспитывать творческие способности, совершенствовать навыки продуктивной и изобразительной деятельности, развивать мелкую моторику рук;

5)Воспитывать навыки совместной деятельности с детьми и взрослыми, радость от достижения общего результата, желание помогать товарищам;

6) Прививать любовь и уважение к труду народных мастеров.

Расположение мини-музея:

Коллекция мини – музея располагаются на полках в группе. Экспонаты данных коллекций  можно посмотреть, потрогать. ..

Они могут быть использованы в процессе непосредственно образовательной деятельности, «художественно – эстетической» направленности.

В основу решения этих задач положены следующие принципы:

  • Целостности – в работе соблюдены единство обучения, воспитания и развития, с одной стороны, и системность, с другой;
  • Гуманизации – личностно-ориентированный подход в воспитании, учет возрастных и индивидуальных особенностей, атмосфера доброжелательности и взаимопонимания;
  • Деятельного подхода – любые знания приобретаются ребенком во время активной деятельности;
  • Интеграции – этот принцип позволяет совместить в одной работе аспекты таких научных и общечеловеческих знаний, как музыка, рисование и др.;
  • Культуросообразности – основывается на ценностях региональной, национальной и мировой культуры, технологически реализуется посредством культурно-средового подхода к организации деятельности в детском объединении;
  • Возрастного и индивидуального подхода – предполагающий выбор тематики, приемов работы в соответствии с субъективным опытом и возрастом детей.

Структура управления мини-музеем:

Руководители мини-музея планируют, координируют, контролируют  работу в мини-музее.

Аспекты музейной деятельности

         

Мини-музей предназначен  для формирования первичных представлений о музеях, для познавательного развития детей, развития художественных, изобразительных навыков.

Формы деятельности:

    -   экспозиционная;

    -   познавательная.

Оформление мини-музея:

 Музейные экспонаты собраны в соответствии с возрастом детей. Коллекции мини-музея располагаются в специально отведенном месте,  доступном  для детей. Предоставляется краткое описание каждого экспоната и  прилагается к паспорту мини – музея.

План работы по созданию мини-музея

Народные промыслы

«Русские узоры»

Подготовительный этап: 

 Сбор экспонатов.

Содержание работы:

  • определение названия мини – музея
  • выбор места для размещения;
  • проведение консультации  с родителями: «Мини- музей в детском саду»;
  •  создание картотеки музея в паспорте группы  для   посещения родителей с детьми;
  • рассматривание на карте мест, откуда привезены экспонаты;
  • проведение образовательной деятельности в мини – музее;
  • оформление паспорта мини – музея

«Народные промыслы».

Перспектива развития:

Пополнение наглядным материалом.

Проведение экскурсий для других групп старшего возраста

на базе мини – музея.

                         

Разделы и экспонаты мини-музея

1.Раздел Хохлома состоит из следующих экспонатов:

-ложка (маленькие - 1 шт.),

-глубокая чашка  1 шт.

-тарелочка  1 шт.

2.Раздел гжельская роспись состоит из следующих экспонатов:

- подставка для специй 1 шт.

3.Раздел вышивка состоит из следующих экспонатов:

        -салфетка под чайный набор 1 шт.

- платочек 1 шт.

4.Раздел плетеные изделия состоит из следующих экспонатов: 

-корзинка маленькая 1 шт.,

-тарелочка по хлеб 1 шт.

5.Раздел народная кукла состоит из следующих экспонатов:

-кукла-младенец 1 шт.

-кукла-куватка 1 шт.

-кукла-бабушка 1 шт.

6.Раздел  птички-свистульки состоит из следующих экспонатов:

-птички 2 шт.

7. Жостовская роспись

-Поднос 1 шт.

8. Палехская, федоскинская росписи

-Шкатулка 1 шт.

9.Картатека предметных картинок народные промыслы:

10.История России народные промыслы:

11.Кажлянская игрушка:

Дидактические игры :

1.Игра лото

2.Собери пазл

3.Игра Народные промыслы

4.Расскраски (Хохлама, Гжель, дымковская игрушка)

5. Лепбук виды Русской народной росписи.


Правила поведения

 в мини – музее

«Русские узоры»

  • В нашем музее многие экспонаты разрешено трогать руками!
  • Рассмотренные экспонаты нужно положить на место.
  • Экспонаты нельзя ломать и забирать домой.
  • Можно и даже нужно задавать вопросы.
  • Можно пополнять музей новыми экспонатами.

Перспектива развития мини-музея

Музей – это дитя таланта и профессионализма. Организация музея – это своеобразный спектакль, который требует талантливого режиссера, который сможет охватить своим замыслом все слагаемые музея: суть, предмет, информацию, изображение и т.д. 

С введением ФГОС   мини-музей в ДОУ  будет способствовать полноценному  развитию интегративных качеств воспитанников, так как при организации образовательной работы в музее необходима  организация разных видов детской деятельности и, соответственно, интегрированное решение задач разных образовательных областей.  

Участвуя в экскурсиях,  музейных праздниках,  составляя свои рисунки,  рассматривая экспозиции:  

дети усваивают опыт социальных взаимоотношений;

учатся считаться с интересами других людей, приобретают умение выражать личное отношение к событиям и фактам; учатся эмоционально оценивать собственную деятельность и деятельность окружающих, развивают речь, как связующую нить в общении со сверстниками, взрослыми, с предметным миром.

Думаем, вы согласитесь с тем, что мини-музей в группе  ДОУ может стать сегодня самым совершенным институтом воспитания, ведь современные музеи в детских садах представляют ценность не только музейными экспозициями и наличием экспонатов, но, прежде всего, содержанием проводимой воспитательной работы с детьми. Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому  их и назвали  «мини-музеями». Но в создании мини – музея в детском саду есть свои преимущества,  дети чувствуют свою причастность к мини-музею: они участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.  Поэтому возникла необходимость создания мини – музея и в нашей группе. Мини-музей  обогатил предметно – развивающую среду нашей группы.

Наши планы  по развитию музея:

 Подбор экспонатов для музея Народные промыслы «Русские узоры».

 Проведение экскурсий для групп детского сада.  

 Составление мини – проектов с детьми старшего дошкольного возраста на тему « Мир музея»

 Проведение фольклорных праздников, развлечений, видеопутешествий.

  Изготовление детьми книжек-малышек о народно – прикладном искусстве.

 На базе мини-музея или с использованием его коллекций можно проводить занятия по разным видам деятельности.

 

Предполагаемые результаты:

 1. Знание детьми изделия русского народно – прикладного искусства.

2. Умение называть изделия русского народно – прикладного искусства.

 3. Обогащение социально-нравственного, художественно-эстетического и познавательного опыта детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Паспорт мини -музея "Русская изба"

Средствами мини - музея  осуществляется воспитание, обучение, развитие и социализация воспитанников ДОУ....

Паспорт мини-музея «Русская изба»

Мини-музей предназначен для воспитанников и родителей воспитанников МКДОУ, где проводится НОД по образовательным областям с детьми дошкольного возраста; досуги  и развлекательные мероприятия....

Паспорт мини-музея «Предметы народного быта»

Мини - музей детского сада отражает специфику дошкольного возраста детей. Ежегодно (периодически) музей пополняется экспонатами, здесь же размещаются работы педагогов, сотрудников, совм...

Паспорт мини-музея «Матрешка – символ русской народной культуры»

Паспорт мини-музея«Матрешка – символ русской народной культуры»- Воспитывать интерес к созданию музея и бережное отношение к егосодержимому.Разделы и экспонаты: Мини-музеи в гру...

ПАСПОРТ МИНИ - МУЗЕЯ Промыслы Липецкого края.

Музей «Промыслы Липецкого края» ориентирован в конечном итоге на решение одной главной проблемы - передачи детям творческого опыта через приобщение к народной культуре, формирование эмоцио...

Паспорт мини- музея "Культура и быт русского народа"

                               «Детство – каждодневное открытие мира   и,...

Паспорт мини-музея " В мире русских народных сказок"

Проект мини-музея " В мире русских народных сказок" Возраст детей 4-5 лет Авторы: Воронина Валерия Михайловна; Хлопуновкая Наталья Алексеевна ...