ПАСПОРТ МИНИ-МУЗЕЯ Народные промыслы «Русские узоры»
учебно-методический материал
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mini-muzey_narodnye_promysly.doc | 533.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида» №20
ПАСПОРТ МИНИ-МУЗЕЯ
Народные промыслы
«Русские узоры»
Воспитатели: Гук Е.А.
Рахматова А.Ю.
Содержание
Сведения об авторском коллективе………………. 3
Паспортные данные мини-музея…………..……… 3-5
Аспекты музейной деятельности…...…………….. 6
План работы по созданию мини-музея…………… 7
Разделы и экспонаты мини-музея…………………. 8-10
Правила поведения в мини – музее……...………... 12
Перспектива развития мини-музея……….…..….... 13-14
Сведения об авторском коллективе
Гук Елена Алексндровна
Образование: Высшее
Должность: воспитатель
Педстаж: 26 лет
Категория: 1
Рахматова Анна Юрьевна
Образование: Высшее
Должность: воспитатель
Педстаж: 6 лет
Паспортные данные
Наименование:
мини-музей Народные промыслы «Русские узоры»
Профиль музея: познавательный.
Актуальность темы:
Дошкольный возраст- возраст, когда у ребенка закладываются нравственные качества личности – доброта, терпение, умение помогать другим, осознание своей национальной принадлежности. Именно в этом возрасте начинается воспитание любви к родному краю, формируются, доступны пониманию детей представления о своей стране, ее природе, культуре, истории, жизни. В выборе содержания для знакомства с нашими традициями мы остановились на русских народных традициях, в частности на народных промыслах. Изделия народных мастеров помогает воспитывать у детей внимательное и бережное отношение к окружающему, так как по своим мотивам близко к природе. В узорах росписей соблюдается определенный ритм, симметрия. Русское народное прикладное искусство тесно связано с фольклором, обычаями и обрядами, народной музыкой и праздниками. При знакомстве детей с народными промыслами мы знакомим детей с историей создания, материалами, особенностями росписи. При создании мини-музея мы используем не только готовые изделия, но и те предметы, которые создали сами дети. Знакомить детей с декоративно-прикладным искусством можно практически через виды деятельности, присущие дошкольникам.
Цель:
приобщение детей к русской народной культуре.
Задачи:
1) Знакомить детей с декоративно-прикладным искусством, формировать умение различать наиболее известные виды декоративной живописи (дымковская, хохломская, городецкая, гжельская, понимать особенности изделий разных промыслов.
2) Использовать произведения народных промыслов для совершенствования представлений и знаний, формирования целостной картины мира, развития познавательных интересов, речи, воображения, воспитание эстетического вкуса;
3) Помочь в освоении детьми характерных элементов, колорита, композиции, в создании выразительных узоров на бумаге.
4) Воспитывать творческие способности, совершенствовать навыки продуктивной и изобразительной деятельности, развивать мелкую моторику рук;
5)Воспитывать навыки совместной деятельности с детьми и взрослыми, радость от достижения общего результата, желание помогать товарищам;
6) Прививать любовь и уважение к труду народных мастеров.
Расположение мини-музея:
Коллекция мини – музея располагаются на полках в группе. Экспонаты данных коллекций можно посмотреть, потрогать. ..
Они могут быть использованы в процессе непосредственно образовательной деятельности, «художественно – эстетической» направленности.
В основу решения этих задач положены следующие принципы:
- Целостности – в работе соблюдены единство обучения, воспитания и развития, с одной стороны, и системность, с другой;
- Гуманизации – личностно-ориентированный подход в воспитании, учет возрастных и индивидуальных особенностей, атмосфера доброжелательности и взаимопонимания;
- Деятельного подхода – любые знания приобретаются ребенком во время активной деятельности;
- Интеграции – этот принцип позволяет совместить в одной работе аспекты таких научных и общечеловеческих знаний, как музыка, рисование и др.;
- Культуросообразности – основывается на ценностях региональной, национальной и мировой культуры, технологически реализуется посредством культурно-средового подхода к организации деятельности в детском объединении;
- Возрастного и индивидуального подхода – предполагающий выбор тематики, приемов работы в соответствии с субъективным опытом и возрастом детей.
Структура управления мини-музеем:
Руководители мини-музея планируют, координируют, контролируют работу в мини-музее.
Аспекты музейной деятельности
Мини-музей предназначен для формирования первичных представлений о музеях, для познавательного развития детей, развития художественных, изобразительных навыков.
Формы деятельности:
- экспозиционная;
- познавательная.
Оформление мини-музея:
Музейные экспонаты собраны в соответствии с возрастом детей. Коллекции мини-музея располагаются в специально отведенном месте, доступном для детей. Предоставляется краткое описание каждого экспоната и прилагается к паспорту мини – музея.
План работы по созданию мини-музея
Народные промыслы
«Русские узоры»
Подготовительный этап:
Сбор экспонатов.
Содержание работы:
- определение названия мини – музея
- выбор места для размещения;
- проведение консультации с родителями: «Мини- музей в детском саду»;
- создание картотеки музея в паспорте группы для посещения родителей с детьми;
- рассматривание на карте мест, откуда привезены экспонаты;
- проведение образовательной деятельности в мини – музее;
- оформление паспорта мини – музея
«Народные промыслы».
Перспектива развития:
Пополнение наглядным материалом.
Проведение экскурсий для других групп старшего возраста
на базе мини – музея.
Разделы и экспонаты мини-музея
1.Раздел Хохлома состоит из следующих экспонатов:
-ложка (маленькие - 1 шт.),
-глубокая чашка 1 шт.
-тарелочка 1 шт.
2.Раздел гжельская роспись состоит из следующих экспонатов:
- подставка для специй 1 шт.
3.Раздел вышивка состоит из следующих экспонатов:
-салфетка под чайный набор 1 шт.
- платочек 1 шт.
4.Раздел плетеные изделия состоит из следующих экспонатов:
-корзинка маленькая 1 шт.,
-тарелочка по хлеб 1 шт.
5.Раздел народная кукла состоит из следующих экспонатов:
-кукла-младенец 1 шт.
-кукла-куватка 1 шт.
-кукла-бабушка 1 шт.
6.Раздел птички-свистульки состоит из следующих экспонатов:
-птички 2 шт.
7. Жостовская роспись
-Поднос 1 шт.
8. Палехская, федоскинская росписи
-Шкатулка 1 шт.
9.Картатека предметных картинок народные промыслы:
10.История России народные промыслы:
11.Кажлянская игрушка:
Дидактические игры :
1.Игра лото
2.Собери пазл
3.Игра Народные промыслы
4.Расскраски (Хохлама, Гжель, дымковская игрушка)
5. Лепбук виды Русской народной росписи.
Правила поведения
в мини – музее
«Русские узоры»
- В нашем музее многие экспонаты разрешено трогать руками!
- Рассмотренные экспонаты нужно положить на место.
- Экспонаты нельзя ломать и забирать домой.
- Можно и даже нужно задавать вопросы.
- Можно пополнять музей новыми экспонатами.
Перспектива развития мини-музея
Музей – это дитя таланта и профессионализма. Организация музея – это своеобразный спектакль, который требует талантливого режиссера, который сможет охватить своим замыслом все слагаемые музея: суть, предмет, информацию, изображение и т.д.
С введением ФГОС мини-музей в ДОУ будет способствовать полноценному развитию интегративных качеств воспитанников, так как при организации образовательной работы в музее необходима организация разных видов детской деятельности и, соответственно, интегрированное решение задач разных образовательных областей.
Участвуя в экскурсиях, музейных праздниках, составляя свои рисунки, рассматривая экспозиции:
дети усваивают опыт социальных взаимоотношений;
учатся считаться с интересами других людей, приобретают умение выражать личное отношение к событиям и фактам; учатся эмоционально оценивать собственную деятельность и деятельность окружающих, развивают речь, как связующую нить в общении со сверстниками, взрослыми, с предметным миром.
Думаем, вы согласитесь с тем, что мини-музей в группе ДОУ может стать сегодня самым совершенным институтом воспитания, ведь современные музеи в детских садах представляют ценность не только музейными экспозициями и наличием экспонатов, но, прежде всего, содержанием проводимой воспитательной работы с детьми. Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому их и назвали «мини-музеями». Но в создании мини – музея в детском саду есть свои преимущества, дети чувствуют свою причастность к мини-музею: они участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. Поэтому возникла необходимость создания мини – музея и в нашей группе. Мини-музей обогатил предметно – развивающую среду нашей группы.
Наши планы по развитию музея:
Подбор экспонатов для музея Народные промыслы «Русские узоры».
Проведение экскурсий для групп детского сада.
Составление мини – проектов с детьми старшего дошкольного возраста на тему « Мир музея»
Проведение фольклорных праздников, развлечений, видеопутешествий.
Изготовление детьми книжек-малышек о народно – прикладном искусстве.
На базе мини-музея или с использованием его коллекций можно проводить занятия по разным видам деятельности.
Предполагаемые результаты:
1. Знание детьми изделия русского народно – прикладного искусства.
2. Умение называть изделия русского народно – прикладного искусства.
3. Обогащение социально-нравственного, художественно-эстетического и познавательного опыта детьми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Паспорт мини -музея "Русская изба"
Средствами мини - музея осуществляется воспитание, обучение, развитие и социализация воспитанников ДОУ....
Паспорт мини-музея «Русская изба»
Мини-музей предназначен для воспитанников и родителей воспитанников МКДОУ, где проводится НОД по образовательным областям с детьми дошкольного возраста; досуги и развлекательные мероприятия....
Паспорт мини-музея «Предметы народного быта»
Мини - музей детского сада отражает специфику дошкольного возраста детей. Ежегодно (периодически) музей пополняется экспонатами, здесь же размещаются работы педагогов, сотрудников, совм...
Паспорт мини-музея «Матрешка – символ русской народной культуры»
Паспорт мини-музея«Матрешка – символ русской народной культуры»- Воспитывать интерес к созданию музея и бережное отношение к егосодержимому.Разделы и экспонаты: Мини-музеи в гру...
ПАСПОРТ МИНИ - МУЗЕЯ Промыслы Липецкого края.
Музей «Промыслы Липецкого края» ориентирован в конечном итоге на решение одной главной проблемы - передачи детям творческого опыта через приобщение к народной культуре, формирование эмоцио...
Паспорт мини- музея "Культура и быт русского народа"
«Детство – каждодневное открытие мира и,...
Паспорт мини-музея " В мире русских народных сказок"
Проект мини-музея " В мире русских народных сказок" Возраст детей 4-5 лет Авторы: Воронина Валерия Михайловна; Хлопуновкая Наталья Алексеевна ...