Презентация мини-музея народных тряпичных кукол "Из бабушкиного сундучка"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Карамышева Наталья Владимировна

Презентация мини-музея народных тряпичных кукол "Из бабушкиного сундучка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_na_prezentatsiyu_mini-muzeya.docx33.52 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации Юргинского муниципального района Кемеровской области

МБДОУ «Детский сад Юрга – 2 «Солнышко»

Презентация мини-музея народных тряпичных кукол "Из бабушкиного сундучка"

(Открытое занятие и мастер-класс)

Составила: Н.В.Карамышева,

воспитатель подготовительной группы

2016

Презентация мини-музея Народных тряпичных кукол «Из бабушкиного сундука» в подготовительной группе

        Уважаемые коллеги! Наша группа третий год принимает участие в экспериментальной площадке по "Приобщению к  культурно-историческим ценностям своего региона", мы, воспитатели группы ведем кружковую работу: кружок по рисованию "Разноцветные пальчики" Барабохина Юлия Владимировна, кружок по нравственно-патриотическому воспитанию "Совята" где ребята обучаются по программе "Кузбасский край, навек любимый!" Карамышева Наталья Владимировна. На родительском групповом собрании в ходе беседы "Народная тряпичная кукла в круговороте времени и событий" с родителями мы пришла к выводу о создания мобильного мини-музея народных тряпичных кукол «Из бабушкиного сундука». В нашем мини-музее 24 куклы, которые изготовили родители совместно с детьми, подаренные сотрудниками ДОУ и куклы, изготовленные нами, воспитателями группы. В мини-музей народных тряпичных кукол входят: обереговые, обрядовые и игровые куклы.

        Цель нашего мини-музея: ознакомление детей с историей страны на примере народной игрушки, воспитывать интерес к народным промыслам, развивать воображение, художественный вкус, моторику рук (пеленание, игры с куклами).

        Сейчас вашему вниманию хотим представить занятие в мини-музее народных тряпичных кукол «Из бабушкиного сундука»

        Программное содержание: развитие интереса к культурным ценностям и традициям своего народа.

        Задачи:

  1. Закрепить знания детей о куклах-оберегах.
  2. Обогащать речь детей с помощью пословиц и поговорок о труде.
  3. Расширять словарный запас по теме «Обереги».
  4. Развивать связную речь.
  5. Закрепить навыки интонационной выразительности, умение передавать особенности действий различных персонажей.
  6. Дать возможность ребенку ощутить удовольствие и гордость от результата своего труда.
  7. Воспитывать ценностное отношение к истории народа.

        Оборудование: куклы-обереги (Зернушка, Кубышка-травница, День-ночь, Пеленашка, Колокольчик, Десятиручка)  пословицы, нитки, ткань бязь белая, ножницы, запись: песня "Вот ходила чечеточка", плачь ребенка.

        Ход НОД:

Дети входят в зал с воспитателем, под слова русской народной песни «Вот ходила чечетка».

        Карамышева: Ребята, поздоровайтесь с гостями, а теперь поприветствуем друг друга (глазами, кивком головы).

        Карамышева: Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Здравствуй, утро! Здравствуй, день!
Нам здороваться не лень.

        Барабохина: Ребята, смотрите, какой красивый предмет стоит перед нами? Что это?

        Барабохина: Правильно, это сундук. А что раньше хранили в сундуке? (В сундуках раньше в старину хранили вещи, одежду) 

        Карамышева: А где сейчас можно увидеть сундук? ( В музее)

        Карамышева: Правильно в музее. И сейчас Клюева Кира прочитает нам стихотворение о музее.

(Клюева Кира читает стихотворение о музее).

        Кира: Если мы рассмотрим  Что-то,

Это Что-то для чего-то,

Это Что-то из чего-то,

Это Что-то часть чего-то,

Чем-то было раньше Что-то,

Чем-то будет это Что-то.

 Есть противники у Что-то,

Много есть друзей у Что-то,

Все нейтральное у Что-то

Делает свое чего-то.

 Что-то ты теперь возьми

И в музее рассмотри.   

М.С. Гафитулин

        Барабохина: Спасибо Кирачка. А хотите посмотреть, что внутри сундука? (Да).
        Барабохина: Сундучок откроется, если вы отгадаете загадку.

Есть ноги, а не ходят

Есть рот, но не говорит

Доставляет детям радость,

Но сама радоваться не может

Кто это?   (кукла)

        Барабохина: Правильно, в нашем сундучке куклы. А какие бывают куклы? (Деревянные, пластмассовые, резиновые, тряпичные, фарфоровые, бумажные и т.д.). 

        Карамышева: К вам сегодня пришли особенные куклы. Мы знаем, что кукла не рождается сама: ее создает человек. В глубокой древности у кукол было другое предназначение, она была человеку защитой от болезней, несчастий, злых духов. Кукла берегла человека, ее так и называли: оберег или берегиня.
        (Оберег – это предмет, который оберегает человека от несчастий, защищает от болезней, охраняет дом).

        Карамышева:  В гости к нам пришли куклы – обереги. Мы, будем сегодня играть, и  постараемся сделать так, чтобы вам всем было интересно.

        Барабохина: У  обрядов  на  Руси  множество  заветов
И  один  из  них - шитьё  кукол-оберегов.
По  поверью, талисман, защитит  хозяев,
Забирая  на  себя  бремя  испытаний.

        Карамышева:  Из  различных  лоскутков  ношеной  одежды,
Ладно  вязанных  узлов  с  верою, надеждой.
Но  единственный  запрет  предков  опасались:
Чтобы  ножницы  с  иглой  к  кукле  не  касались.

        Лена: Не  особенно  хитра  лыкова  наука,
В  деревенском  житие  для  семьи  -  порука.
Урожай, уход  зимы, в свадебной  кадрили
Неприменно  куклы  те  дареными  были.

        Влад: Они  древности  полны  и  не  так  пустячны,
Из соломы  и  золы, глины, всяких  всячин.
До  рождения  дитя,  делали  "мотанку"
И  ложили  в  колыбель  для  чертей  обманку.

        София: Чтоб  малыш  спокойно  спал, мама  отдыхала,
Кукла  духов  на  себя  злобных  отвлекала.
И  уже  в  двенадцать  лет  девочка  умела
Себе  "доню"   мастерить. Значит  повзрослела.

        Саша: А  Желанница  была  девушкам - подружка.
С  длинным  волосом  из  пряж - тоже  не  игрушка.
Чтоб  желание  сбылось - в  косу  ей  вплетали
Ленту  алую, потом  исполненья  ждали.
        Карамышева: Ребята, встречайте первую куклу.
Появляется первая кукла Зернушка (Крупеничка).
        Карамышева:  Что эта за кукла?
        Валерия: Эта кукла называется Зернушка. Делали эту куклу после сбора урожая. В основе этой куклы – мешочек, наполненный зерном. Зерно в ней символизировало обережные силы Земли. Зернушка была оберегом семьи, оберегом на сытость и достаток в семье.
        Карамышева: Крупеничка - оберег  сытости, достатка.
Наполнялась  сплошь  зерном, гречкой, для  задатка.
От  кормилицы  Земли  силы  приходили.
Под  иконами  в  углу  бережно  хранили.
        Карамышева: Зернушка, приготовила для вас игру

        Игра «Отгадай пословицу по двум словам».

(Ребенок должен добавить недостающие слова и сказать пословицу целиком).
1. Углами – пирогами (Не красна изба углами, а красна пирогами).
2. Вместе – на месте (Вся семья вместе, так и душа на месте).
3. Летом – зимой (Готовь сани летом, а телегу зимой).
4. Калачи – на печи (Хочешь, есть калачи – не сиди на печи).
5. Родится – пригодится (Что в поле родится, все в доме пригодится).
6. Хорошо – лучше (В гостях хорошо, а дома лучше).

        Воспитатель достает следующую игрушку  «Кубышка – травница».
        Карамышева: Дети, а как называется эта кукла? ( «Кубышка – травница»)
        София: Куклу делали из лекарственных трав. Она предназначалась для оберегания домашних от болезней. 
        Барабохина: Травница - её  травой  наполняли  разной.
Хвоя, мята, зверобой - служит  безотказно.
По  избе  душистый  дух  лета  разносился
Чабреца, шалфея, в  том  способ  излечиться.
        Барабохина: Какое задание приготовила эта куколка?
        Игра «Скажи по-другому».

        Воспитатель: Вспомните и назовите, какие крылатые выражения мы употребляем, когда говорим:

  1. Об очень большой тесноте в помещении (Яблоку негде упасть).
  2. О полной тишине (Слышно, как муха пролетит).
  3. Хорошо, свободно, непринужденно себя чувствовать (Как рыба в воде).
  4. Об удачливом счастливом человеке (В рубашке родился).
  5. О забывчивости, плохой памяти (Голова как решето).
  6. Появляться быстро, в большом количестве (Как грибы после дождя).

Воспитатель достает куклу 3. День и ночь. 
        Карамышева: А это что за куклы, связанные между собой? 
        Лена: «День и ночь» - это куклы – обереги жилища, смены дня и ночи, порядка в доме. Днем, выставляют вперед светлую куклу, а вечером – темную. Куколка «День» - оберегает день, чтобы не зря прошел, а ночь – следит, чтобы все угомонились и легли спать.

        Вероника: В этих куклах доброта и грусть,

Они помнят Киевскую Русь.

Мы берем этих кукол в руки –

Оживают истории звуки...

        Матвей: Кручу, верчу,

Создать хочу

Куколку красивую,

Дивную и милую.

Пусть нас она оберегает

И злых духов отгоняет.

         (Включить запись с плачущим ребенком, в кроватку положить пупса)
        Барабохина: Слышите, кто-то плачет? Это ребенок плачет.
        Барабохина: В старину, когда без видимой причины начинал плакать младенец, мать, чтобы успокоить его и защитить от злых духов, быстро сворачивала из двух лоскутков ткани куклу - оберег «Пеленашку» и кидала ее в колыбель, приговаривая:

Сонница – бесонница,
Не играй моим дитятком,
А играй этой куколкой. 
        Карамышева: Как можно еще успокоить маленького? 
(Покормить, покачать, спеть колыбельную).
А вы, знаете колыбельные песни? Успокойте малыша.

        Игра «Колыбельная для Пеленашки»

(Девочки поют колыбельную песенку)
- Уж ты глазоньки зажми, угомон тебя возьми.
Угомон тебя возьми, сам покрепче усни.
        Карамышева: А знаете ли вы, как называются первые мамины разговоры с малышом?
«Пестушки» от слова пестовать, нянчить, воспитывать.
        Саша читают пестушку:
Потягунюшки, порастунюшки,
Поперек толстунюшки,
А в ручках фатюнюшки,
А в роток говорок, агу, агу.
А в голову разумок (гладим по головке).
        Барабохина: Успокоился наш малыш. Стал веселым и радостным. 

        Вероника: Пеленашки, Спиридон  или  Многоручка,
С  незапамятных  времён  с  Русью  неразлучно.
А  традиции  храня  многовековые
Главная  в  дому  всегда - кукла  Берегиня.

        Никита Г.: Хлопок, лён, шелка, пенька. Без  печали  в  сердце,
С  миром  на  душе, тогда, бралися  за  дельце
Эту  куклу  создавать. Да  оно  не  трудно:
Ткань  не  резать  надо - рвать. Что  немного  чудно.

        Барабохина: А какая кукла считалась оберегом хорошего настроения? («Колокольчик»).
Дети достают из сундука куклу «Колокольчик».
        Варвара: Эта кукла считалась оберегом хорошего настроения. Если в доме есть такой оберег, то в доме всегда будет радость и веселье.

        Анжелика: Символ  Солнца - Коляда, добрых  отношений.
Хлеб  да  соль  для  узелка, а  за  пояс - веник.
Колокольчик - знак  вестей  старого  Валдая,
Три  юбчоночки  на  ней, сверху  золотая.

        Карамышева: Хохотушки  по  весне - стало  быть  Веснянки,
Жизнерадостной  судьбе  верные  служанки.
Костромушка - прИманит  женщине  ребёнка,
Коли  не  было  детей  на  чужой  сторонке.

        Барабохина: Полотно  в  рулон  свернув - тулово  готово.
Голову  узлом  стянув, рученьки  холщовы.
Юбка, блузка  и  платок, фартучек  нарядный.
Бусы, зеркальце  и  вот  девица  отрадна.

        Карамышева: Обереги  без  лица,  кажется  незримо
Отделят  добро  от  зла   неисповедимо.
Сколько  вложено  любви  неприметной, тихой
И  защита  на  века  от  любого  лиха.

        Барабохина: На Руси умели не только работать, но умели отдыхать и играть в разные игры.  Давайте поиграем в русскую народную игру «Долгая Арина»

        Барабохина: Чтобы не сориться, кому быть водящим, начнем игру со считалки:
        Дети: Иван, Иван, полезай в стакан.
Отрежь лимон и выйди вон!

        Русская народная игра «Долгая Арина»

        В центре круга с завязанными глазами стоит Арина. Дети идут по кругу, взявшись за руки.
- Долгая Арина,
Встань выше овина.
Рученьки сложи, Чье имя – укажи.
Дети останавливаются, Арина идет по кругу и поет:
- Вдоль по караваю
Я иду, гуляю,
Вдоль по караваю
Кого найду, узнаю.
(Арина подходит к детям и пытается угадать имя).
Воспитатель достает куклу 
«Десятиручка», а ребенок должен с закрытыми глазами узнать куклу.

        Карамышева: А, что это за кукла, как она называется?

(Десятиручка)
        Никита: Эта кукла помогала в разных домашних делах, в рукоделии.

        Барабохина:  Ребята, о каких куклах мы сегодня с вами говорили, назовите их. (Зернушка, Кубышка-травница, День-ночь, Пеленашка, Колокольчик, Десятиручка)

        Барабохина:  Как можно назвать, одним словом эти куклы? (Обереговые)

         Никита А.: Моя куколка грустит:

Не с кем хоровод водить.

Сделайте подружек ей,

Кукле будет веселей.
        Барабохина: Уважаемые коллеги мы приглашаем вас на мастер-класс по изготовлению куклы-игрушки "Зайчика", подружек куклы Никиты, но сначала проводим детей  под наши аплодисменты.

        Гости усаживаются за столы

        Воспитатель: Давайте я вам напомню правила создания народных тряпичных кукол.  Куклы делаются только по доброй воле, с добрыми мыслями, для дорогого человека.

        Воспитатель: Современных детей порой сложно удивить какой-то простой игрушкой. Но вариант зайчика на пальчик всегда вызывает восторг у детской аудитории. Предлагаю вам сделать его. Для изготовления зайчика на пальчик нам нужно: отрезок ткани (10 х 20 см), нитки, обрезки ткани/вата/синтепон.

        Воспитатель:  Когда будете делать куклу, постоянно думайте о том человеке, которому он предназначается, с теплотой и добротой.
(Во время работы звучит спокойная русская народная песня)

Изготовление куклы - игрушки
1. Загибаем левый верхний уголок вниз.

2. И затем поднимаем этот уголок вверх.

3. Вверху у нас образовались 2 уголочка. Это будут ушки нашего зайчика. Перевязываем их ниткой.

4.     Как правило, в народной игрушке не делали узелков, а закрепляли веревочку с помощью петельки. Попробуем сделать также. После закрепления не обрываем нить, а, стараемся сделать зайчика непрерывной нитью.

5. Затем берем небольшой комочек из обрезков ткани или ваты, чтобы набить голову.

6. Перевязываем голову все той же ниточкой, предварительно пропустив ее под тканью.

7. Теперь сворачиваем низ ткани в рулетик и поднимаем его к голове.

8. Из краев ткани формируем лапки и перевязываем их все той же ниткой, закрепляя петлей.

Зайчик на пальчик готов!

        Воспитатель: Я предлагаю вам построить «Пирамиду добра».
        Все встают в круг и строят 
«Пирамиду добра».
        Воспитатель: Что доброго хорошего вы пожелали человеку, которому сделали куклу? Кто придумал – выйдет в круг, произнесет свое доброе пожелание, вытянет руку вперед и положит ее сверху на мою ладонь.
Начинает ведущий (например: «Я хочу вам всем мира и добра!»)
После того как все выскажут свои пожелания – возведут пирамиду добра, воспитатель тихонько раскачивает ее со словами:
«Пусть наши пожелания услышат все и пусть они сбудутся!» - подталкивает лежащие на его ладони, ладони вверх, рассыпая пирамиду.
        Карамышева: Мелькают дни,

Летят года,

Века сменяются веками,

Но люди не забудут никогда

Что сами рукотворно создавали.

        Барабохина: Чем больше в будущее входим,

Тем больше прошлым дорожим,

И в прошлом красоту находим,

Хоть новому принадлежим.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация мини-музея "Русский народный быт и промысел"

Слово "музей" происходит от греческого слова museion и латинского museum - храм муз, место, посвященное наукам и искусствам. Музей- учреждение, которое занимается собиранием, изучением, х...

Перспективное планирование мини-музея «Русская народная кукла»

Ручной труд эффективное средство для развития мелкой моторики....

Презентация проекта «Использование мини-музея русско- народной игрушки в организации образовательной деятельности с детьми"

В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно – прикладного искусства и с народными традициями. Народное искусство способствует глубокому воздействию на м...

Проект по созданию мини-музея в подготовительной группе "Из бабушкиного сундучка"

Рекомендую, очень хорошая форма работы с родителями по пополнению развивающей среды в группе....

Презентация мини - музея "Русского народного быта"

В данной работе представлена презентация мини - музея...

Презентация мини-музея "Вещи из бабушкиного сундучка"

Направленность мини-музея: социально - коммукативная, художественно-эстетическая, познавательна.Цель: воспитание у дошкольников чувства патритизма, как важнейшей духовно- нравственной ценности, знаком...

презентация мини-музея Народные промыслы

презентация мини-музея Народные промыслы...