Создание мини- музея "Народные промыслы России"
проект (старшая группа)

Глебова Светлана Анатольевна

Формировать у детей познавательный интерес к русской народной культуре через организацию мини - музея в группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mini-muzey.pptx2.3 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МАОУ СОШ №89 города Тюмени (дошкольное отделение) Организация мини-музея «Народные промыслы России» Подготовила воспитатель: Глебова Светлана Анатольевна

Слайд 2

О проекте Вид проекта: познавательно-творческий . Сроки реализации: ноябрь 2018-март 2019 гг.

Слайд 3

Актуальность проекта Актуальность обусловлена большой значимостью воспитания нравственно - патриотических чувств у дошкольников в современном обществе. Музейная педагогика способствует развитию речевых, познавательных, творческих компетенций дошкольника. Также успешной социализации в обществе, реализует задачу современного образования – научить ребенка учиться и познавать.

Слайд 4

Если знакомить дошкольников с народными промыслами России, мастерством русских умельцев и русским фольклором, то это позволит нашим детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями. . Гипотеза проекта Участники проекта: дети старшей группы, родители воспитанников, воспитатели.

Слайд 5

Цель и задачи Цель проекта: Ф ормирование у детей познавательного интереса к русской народной культуре через ознакомление с народными промыслами и организацию художественно - продуктивной и творческой деятельности. организация мини-музея в группе как средства формирования начал коммуникативной компетентности старших дошкольников. Задачи для педагога: - Совершенствовать организацию развивающей предметно-пространственной среды детского сада, создать мини-музей в ДОУ ; Обобщать знания детей о декоративно - прикладном искусстве России; - Развивать у детей познавательный интерес к русскому народно-прикладному творчеству; - Продолжать знакомство с русскими народными промыслами (Городецкой, Семеновской, Хохломской росписями и т.д.), их историей и особенностями; - Развивать творческие умения в составлении узоров по мотивам народных росписей, чувство цвета, композиционные умения; - Воспитывать эстетические и этические чувства, уважение к работе народных мастеров.

Слайд 6

Задачи для педагога: - Создавать условия для применения детьми знаний, умений, творческих способностей; - Привлекать родителей к совместному участию в проектной деятельности, развивать интерес к сотрудничеству с детским садом, созданию мини-музея по теме проекта; - Обобщить результаты коллективной творческой деятельности детей, родителей, педагогов в ходе реализации проекта по созданию мини-музея «Народных промыслов » - Содействовать развитию речи ребенка: обогащать и активизировать словарный запас, повышать его выразительность, развивать навыки речевого общения в совместной деятельности; - Подготовить консультацию для родителей. З адачи

Слайд 7

З адачи Задачи для родителей: - Объединить усилия педагога, родителей и детей, с целью поиска подходящей информации; - Подготовить вместе с ребенком рассказ о своем экспонате; - Создать вместе с ребенком поделку; - Совместно с ребенком посетить музей. Задачи для детей: - Подобрать вместе с родителями информацию по выбранному народному промыслу; - Подготовить вместе с родителями рассказ о своем экспонате; -Создать поделку с помощью взрослого.

Слайд 8

Ожидаемые результаты - у воспитанников ДОУ расширятся представления о различных видах народно-прикладного искусства (городецкая, хохломская, Полхов-Майданская , семеновская росписи и т.д.), их истории и особенностях; - дети научатся различать изделия разных народных промыслов, выделять характерные средства выразительности: элементы узора, колорит, сочетание цветов, композицию цветовых пятен, симметричный узор композиции; - разовьются творческие умения по оставлению узоров по мотивам изделий народного декоративно-прикладного искусства на силуэтах, изображающих предметы быта; - пополнится РППС предметами народно-прикладного творчества для применения знаний, умений, творческих способностей детей детского сада; - благодаря совместному участию в проектной деятельности родителей воспитанников, детей и воспитателей в ДОУ появится мини-музей «Народных промыслов России»; - проведенная работа будет способствовать формированию и развитию творческих способностей воспитанников ДОУ в дальнейшей жизни; - родители будут больше уделять внимания совместному творчеству с детьми, с уважением относиться к предметам народно-прикладного творчества.

Слайд 9

Принципы создания мини-музея Наглядность: обеспечивает познавательный интерес и эмоциональное восприятие. Доступность: обеспечение непосредственного доступа к предметам и экспозициям музея. Интегративность : содержание музея позволяет педагогу познакомить детей с разными областями человеческой деятельности: историей, природой, культурой. Деятельность: музей предоставляет ребёнку возможность реализовать разные виды деятельности, такие как пополнение музея работами, выполненными своими руками, создание экспонатов непосредственно в мини – музее; Культуросообразность : музей приобщает дошкольников к мировой культуре, общечеловеческим ценностям Гуманность: музей создаёт условия для всестороннего развития ребёнка, поддерживает его инициативу, творческую деятельность в образовании. Здесь созданы все условия для новых отношений в системе «ребёнок – педагог» и перехода на диалоговую форму обучения. Разнообразность: экспонаты музея разнообразны. Экологичность : все экспонаты экологически безопасные для здоровья детей. Безопасность: мини-музей не создаёт угрозу здоровью и безопасности дошкольника. Непрерывности: музей, являясь частью образовательного пространства детского сада, ребёнка.

Слайд 10

Оформление мини-музея Экспонаты: Хохломская роспись Гжель Матрешки Глиняные свистульки Тульский самовар Дымковская игрушка Оренбургский платок Сибирский валенок Тульский пряник Жостовские подносы Городецская роспись Малахитовые шкатулки Берестяные изделия Деревянные ложки

Слайд 11

Этапы проведения проекта 1-й этап: Организационный Подготовка материалов: - Подбор наглядных и дидактических материалов (тематические картинки, плакаты с элементами росписи) Подготовка презентаций по ознакомлению детей с народными промыслами; - Подготовка картотеки хороводных и подвижных народных игр; - Подбор произведений фольклора, стихов, сказок на тему народных промыслов; - Подготовка материалов для организации творческой деятельности детей; Продуктивный этап: - Формирование проблемы проекта и интереса у детей к теме проекта. 2-й этап: Основной этап — познавательный практический Проект реализовывался через следующие виды совместной деятельности : Познавательная деятельность Речевая деятельность Художественно-творческая деятельность Игровая деятельность Работа с родителями. Театральная деятельность

Слайд 12

Тематические беседы: - « Филимоновские игрушки - свистульки» - «Дымковские мастера» - «Веселые матрешки» - «Что такое хохлома?» - «Гжель сине-голубое чудо» - Викторина « Народные художественные промыслы России» -«Легенда о малахите» -«Берестяной промысел» Просмотр презентаций: «Сине-голубое чудо. Гжель» «Золотая хохлома», «Дымковские мастера» «Чудо филимоновских свистулек» « Жостовская роспись» Познавательное сообщение на тему: «Русская народная одежда?» «Русские ремесла и старинные народные промыслы России». Познавательная деятельность

Слайд 13

Аппликация: Народные промыслы " Жостовский поднос" Пластилинография : " Жостовский поднос" Рассматривание альбомов и наглядно - демонстрационного материала Лепка из пластилина « Филимоновские игрушки» Лепка «Козлик по мотивам дымковской игрушки» Рисование «Укрась тарелочку. Хохлома»; Изготовление «Чудо валенок» аппликация с использованием нетрадиционных материалов; Рисование «Роспись силуэтов гжельской посуды "Гжель". Рисование «Гжельские узоры». Рисование «Роспись досок. Городецкая роспись» Художественно - творческая деятельность Речевая деятельность Чтение произведений фольклора на тему народных промыслов; Разучивание стихотворений Е. А. Никоновой «Семеновские матрешки», «Дымковская игрушка», «Узоры гжели», «Золотая хохлома»; Занятие в старшей группе: Экскурсия в музей «Русской народной игрушки», экскурсии в мини-музей по ознакомлению детей с народно-прикладным искусством.

Слайд 14

Театральная деятельность Инсценировка: «Сказка о возникновении Хохломской росписи» (с использованием кукольного театра) Показ сказки с участием детей «Сказка о деревянной ложке».

Слайд 15

Родителям предлагалось: 1. Помочь со сбором предметов народных промыслов для мини-музея; 2. Активно интересоваться деятельностью ребенка в группе; 3. Помочь детям разучивать стихи; 4.Подготовить с ребенком мини- презентацию по своему экспонату; 5.Рекомендация в выходные дни посетить с детьми Этнографический музей; 6.Проведение собрания с участием детей по теме «Мы идем в музей» Работа с родителями Игровая деятельность Подвижные народные игры; «Гуси-Лебеди ,«Лохматый пес » «Заря-заряница», «Ручеек», 2. Хороводные народные игры «», «Каравай»,», «У Маланьи, у старушки», «У медведя во бору», «Золотые ворота 3. Сюжетно - ролевая игра «Угостим матрешек чаем»; «Мы идем в музей» 4. Дидактические игры по народным промыслам. Заключительный 3-й этап 1. Оформление мини музея «Народные промыслы». 2. Презентация проекта мини музея «Народные промыслы» для родителей и педагогического коллектива детского сада

Слайд 16

Результативность проекта Занятия декоративно-прикладным искусством оказывают благотворное влияние на мыслительную деятельность дошкольников. При знакомстве с изделиями декоративно-прикладного искусства перед детьми раскрывается разнообразие и богатство культуры народа, усваиваются многогранные традиции и обычаи, передаваемые от поколения к поколению. Ребенок видит результаты своей деятельности, учится их анализировать и находить им применение. Кроме того, сам процесс работы над поделкой доставляет детям большое удовольствие. Изучая народно-прикладное творчество, дети многое узнают об орнаменте и его символичном значении. Рассматривая узоры, дети учатся образному восприятию: на хохломских чашках травка огнем горит, узор гжели похож на ледяные узоры в тереме Деда Мороза, дымковские глиняные игрушки – на персонажей из сказки. Описывая изделия мастеров, дети рассказывают об их назначении, форме, истории создания, что способствует развитию грамотной связной речи.

Слайд 17

Результативность проекта 6. Многие элементы орнамента рисуют красками, полученными с помощью смешивания и наложения. Дети экспериментируют и путем поиска решают, как получить новые оттенки. Таким образом, можно констатировать, что декоративно-прикладное творчество как часть эстетического воспитания дошкольников помогает развивать в детях эстетическое отношение к действительности, любовь к родному краю, мышление, воображение. В результате проведения комплексной работы по приобщению детей к декоративно - прикладному искусству у детей появилось желание еще больше узнать о творчестве русских мастеров и жизни русского народа. Дети самостоятельно стали различать стили известных видов декоративной живописи, научились создавать выразительные узоры на бумаге. Таким образом, тема декоративно - прикладное искусство в детском саду очень интересна и многогранна, она помогает развить не только творческую личность, но и воспитывает добропорядочность в детях, любовь к родному краю, к своей стране в целом.

Слайд 18

Продукт проекта создание мини-музея в группе; выставка детских работ по декоративно-прикладному творчеству.

Слайд 19

Деятельность в мини-музее

Слайд 20

Мини-музей стал неотъемлемой частью развивающей предметной среды нашей группы Мини-музей в группе позволил нам сделать слово «музей» привычным и привлекательным для детей. Мини-музей постоянно пополняется новыми экспонатами . Любой предмет мини-музея может подсказать тему для интересного разговора. Экспонаты используются для проведения различных занятий, для развития речи, воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребенка. Заключение

Слайд 21

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговое занятие по народным промыслам с презентацией для подготовительной группы «Создание мини-музея народных промыслов» (Гжель, Хохлома, Городец, Дымково, Жостово)

Итоговое занятие по народным промыслам с презентацией для подготовительной группы «Создание мини-музея народных промыслов»(Гжель, Хохлома, Городец, Дымково, Жостово)Цель: Формировать знания детей...

Материал для создания мини - альбома для знакомства детей с видом народного промысла: росписью "Гжель"

Материал для создания мини-альбома в тематическую зону "художественное развитие" на тему "Гжель"...

Мини- музей народного декоративно- прикладного искусства " Народные промыслы России "

Мини- музей народного декоративно- прикладного искусства " Народные промыслы России "...

Родительское собрание с участием детей "Экскурсия в мини-музей народных промыслов России"

Мини-музей- отличный способ вовлечения детей в общение с другими детьми и взрослыми, организация очень увлекательной и познавательной деятельности по ознакомлению с народной культурой....

Мини-музей «Народные промыслы России» для детей старшего дошкольного возраста

Цель проекта: Приобщение детей дошкольного возраста  к русской народной культуре и традициям Задачи проекта:1) Знакомить детей с декоративно-прикладным искусством, формировать умение различа...

НОД "Создание мини- музея народных промыслов"

Интересное занятие  в старшей группе по народным промыслам России:дымково,хохлома,гжель. чувашская вышивка....

Статья. Создание Мини-Музея "Русские народные промыслы." в средней группе.

Мини-музей, это помещение, где хранят, комплектуют и выставляют для обозрения посетителей произведения искусства, предметы истории, науки, быта. Музей занимается собиранием, изучением, хранением и пок...