Создание мини- музея "Народные промыслы России"
проект (старшая группа)
Формировать у детей познавательный интерес к русской народной культуре через организацию мини - музея в группе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mini-muzey.pptx | 2.3 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
О проекте Вид проекта: познавательно-творческий . Сроки реализации: ноябрь 2018-март 2019 гг.
Актуальность проекта Актуальность обусловлена большой значимостью воспитания нравственно - патриотических чувств у дошкольников в современном обществе. Музейная педагогика способствует развитию речевых, познавательных, творческих компетенций дошкольника. Также успешной социализации в обществе, реализует задачу современного образования – научить ребенка учиться и познавать.
Если знакомить дошкольников с народными промыслами России, мастерством русских умельцев и русским фольклором, то это позволит нашим детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями. . Гипотеза проекта Участники проекта: дети старшей группы, родители воспитанников, воспитатели.
Цель и задачи Цель проекта: Ф ормирование у детей познавательного интереса к русской народной культуре через ознакомление с народными промыслами и организацию художественно - продуктивной и творческой деятельности. организация мини-музея в группе как средства формирования начал коммуникативной компетентности старших дошкольников. Задачи для педагога: - Совершенствовать организацию развивающей предметно-пространственной среды детского сада, создать мини-музей в ДОУ ; Обобщать знания детей о декоративно - прикладном искусстве России; - Развивать у детей познавательный интерес к русскому народно-прикладному творчеству; - Продолжать знакомство с русскими народными промыслами (Городецкой, Семеновской, Хохломской росписями и т.д.), их историей и особенностями; - Развивать творческие умения в составлении узоров по мотивам народных росписей, чувство цвета, композиционные умения; - Воспитывать эстетические и этические чувства, уважение к работе народных мастеров.
Задачи для педагога: - Создавать условия для применения детьми знаний, умений, творческих способностей; - Привлекать родителей к совместному участию в проектной деятельности, развивать интерес к сотрудничеству с детским садом, созданию мини-музея по теме проекта; - Обобщить результаты коллективной творческой деятельности детей, родителей, педагогов в ходе реализации проекта по созданию мини-музея «Народных промыслов » - Содействовать развитию речи ребенка: обогащать и активизировать словарный запас, повышать его выразительность, развивать навыки речевого общения в совместной деятельности; - Подготовить консультацию для родителей. З адачи
З адачи Задачи для родителей: - Объединить усилия педагога, родителей и детей, с целью поиска подходящей информации; - Подготовить вместе с ребенком рассказ о своем экспонате; - Создать вместе с ребенком поделку; - Совместно с ребенком посетить музей. Задачи для детей: - Подобрать вместе с родителями информацию по выбранному народному промыслу; - Подготовить вместе с родителями рассказ о своем экспонате; -Создать поделку с помощью взрослого.
Ожидаемые результаты - у воспитанников ДОУ расширятся представления о различных видах народно-прикладного искусства (городецкая, хохломская, Полхов-Майданская , семеновская росписи и т.д.), их истории и особенностях; - дети научатся различать изделия разных народных промыслов, выделять характерные средства выразительности: элементы узора, колорит, сочетание цветов, композицию цветовых пятен, симметричный узор композиции; - разовьются творческие умения по оставлению узоров по мотивам изделий народного декоративно-прикладного искусства на силуэтах, изображающих предметы быта; - пополнится РППС предметами народно-прикладного творчества для применения знаний, умений, творческих способностей детей детского сада; - благодаря совместному участию в проектной деятельности родителей воспитанников, детей и воспитателей в ДОУ появится мини-музей «Народных промыслов России»; - проведенная работа будет способствовать формированию и развитию творческих способностей воспитанников ДОУ в дальнейшей жизни; - родители будут больше уделять внимания совместному творчеству с детьми, с уважением относиться к предметам народно-прикладного творчества.
Принципы создания мини-музея Наглядность: обеспечивает познавательный интерес и эмоциональное восприятие. Доступность: обеспечение непосредственного доступа к предметам и экспозициям музея. Интегративность : содержание музея позволяет педагогу познакомить детей с разными областями человеческой деятельности: историей, природой, культурой. Деятельность: музей предоставляет ребёнку возможность реализовать разные виды деятельности, такие как пополнение музея работами, выполненными своими руками, создание экспонатов непосредственно в мини – музее; Культуросообразность : музей приобщает дошкольников к мировой культуре, общечеловеческим ценностям Гуманность: музей создаёт условия для всестороннего развития ребёнка, поддерживает его инициативу, творческую деятельность в образовании. Здесь созданы все условия для новых отношений в системе «ребёнок – педагог» и перехода на диалоговую форму обучения. Разнообразность: экспонаты музея разнообразны. Экологичность : все экспонаты экологически безопасные для здоровья детей. Безопасность: мини-музей не создаёт угрозу здоровью и безопасности дошкольника. Непрерывности: музей, являясь частью образовательного пространства детского сада, ребёнка.
Оформление мини-музея Экспонаты: Хохломская роспись Гжель Матрешки Глиняные свистульки Тульский самовар Дымковская игрушка Оренбургский платок Сибирский валенок Тульский пряник Жостовские подносы Городецская роспись Малахитовые шкатулки Берестяные изделия Деревянные ложки
Этапы проведения проекта 1-й этап: Организационный Подготовка материалов: - Подбор наглядных и дидактических материалов (тематические картинки, плакаты с элементами росписи) Подготовка презентаций по ознакомлению детей с народными промыслами; - Подготовка картотеки хороводных и подвижных народных игр; - Подбор произведений фольклора, стихов, сказок на тему народных промыслов; - Подготовка материалов для организации творческой деятельности детей; Продуктивный этап: - Формирование проблемы проекта и интереса у детей к теме проекта. 2-й этап: Основной этап — познавательный практический Проект реализовывался через следующие виды совместной деятельности : Познавательная деятельность Речевая деятельность Художественно-творческая деятельность Игровая деятельность Работа с родителями. Театральная деятельность
Тематические беседы: - « Филимоновские игрушки - свистульки» - «Дымковские мастера» - «Веселые матрешки» - «Что такое хохлома?» - «Гжель сине-голубое чудо» - Викторина « Народные художественные промыслы России» -«Легенда о малахите» -«Берестяной промысел» Просмотр презентаций: «Сине-голубое чудо. Гжель» «Золотая хохлома», «Дымковские мастера» «Чудо филимоновских свистулек» « Жостовская роспись» Познавательное сообщение на тему: «Русская народная одежда?» «Русские ремесла и старинные народные промыслы России». Познавательная деятельность
Аппликация: Народные промыслы " Жостовский поднос" Пластилинография : " Жостовский поднос" Рассматривание альбомов и наглядно - демонстрационного материала Лепка из пластилина « Филимоновские игрушки» Лепка «Козлик по мотивам дымковской игрушки» Рисование «Укрась тарелочку. Хохлома»; Изготовление «Чудо валенок» аппликация с использованием нетрадиционных материалов; Рисование «Роспись силуэтов гжельской посуды "Гжель". Рисование «Гжельские узоры». Рисование «Роспись досок. Городецкая роспись» Художественно - творческая деятельность Речевая деятельность Чтение произведений фольклора на тему народных промыслов; Разучивание стихотворений Е. А. Никоновой «Семеновские матрешки», «Дымковская игрушка», «Узоры гжели», «Золотая хохлома»; Занятие в старшей группе: Экскурсия в музей «Русской народной игрушки», экскурсии в мини-музей по ознакомлению детей с народно-прикладным искусством.
Театральная деятельность Инсценировка: «Сказка о возникновении Хохломской росписи» (с использованием кукольного театра) Показ сказки с участием детей «Сказка о деревянной ложке».
Родителям предлагалось: 1. Помочь со сбором предметов народных промыслов для мини-музея; 2. Активно интересоваться деятельностью ребенка в группе; 3. Помочь детям разучивать стихи; 4.Подготовить с ребенком мини- презентацию по своему экспонату; 5.Рекомендация в выходные дни посетить с детьми Этнографический музей; 6.Проведение собрания с участием детей по теме «Мы идем в музей» Работа с родителями Игровая деятельность Подвижные народные игры; «Гуси-Лебеди ,«Лохматый пес » «Заря-заряница», «Ручеек», 2. Хороводные народные игры «», «Каравай»,», «У Маланьи, у старушки», «У медведя во бору», «Золотые ворота 3. Сюжетно - ролевая игра «Угостим матрешек чаем»; «Мы идем в музей» 4. Дидактические игры по народным промыслам. Заключительный 3-й этап 1. Оформление мини музея «Народные промыслы». 2. Презентация проекта мини музея «Народные промыслы» для родителей и педагогического коллектива детского сада
Результативность проекта Занятия декоративно-прикладным искусством оказывают благотворное влияние на мыслительную деятельность дошкольников. При знакомстве с изделиями декоративно-прикладного искусства перед детьми раскрывается разнообразие и богатство культуры народа, усваиваются многогранные традиции и обычаи, передаваемые от поколения к поколению. Ребенок видит результаты своей деятельности, учится их анализировать и находить им применение. Кроме того, сам процесс работы над поделкой доставляет детям большое удовольствие. Изучая народно-прикладное творчество, дети многое узнают об орнаменте и его символичном значении. Рассматривая узоры, дети учатся образному восприятию: на хохломских чашках травка огнем горит, узор гжели похож на ледяные узоры в тереме Деда Мороза, дымковские глиняные игрушки – на персонажей из сказки. Описывая изделия мастеров, дети рассказывают об их назначении, форме, истории создания, что способствует развитию грамотной связной речи.
Результативность проекта 6. Многие элементы орнамента рисуют красками, полученными с помощью смешивания и наложения. Дети экспериментируют и путем поиска решают, как получить новые оттенки. Таким образом, можно констатировать, что декоративно-прикладное творчество как часть эстетического воспитания дошкольников помогает развивать в детях эстетическое отношение к действительности, любовь к родному краю, мышление, воображение. В результате проведения комплексной работы по приобщению детей к декоративно - прикладному искусству у детей появилось желание еще больше узнать о творчестве русских мастеров и жизни русского народа. Дети самостоятельно стали различать стили известных видов декоративной живописи, научились создавать выразительные узоры на бумаге. Таким образом, тема декоративно - прикладное искусство в детском саду очень интересна и многогранна, она помогает развить не только творческую личность, но и воспитывает добропорядочность в детях, любовь к родному краю, к своей стране в целом.
Продукт проекта создание мини-музея в группе; выставка детских работ по декоративно-прикладному творчеству.
Деятельность в мини-музее
Мини-музей стал неотъемлемой частью развивающей предметной среды нашей группы Мини-музей в группе позволил нам сделать слово «музей» привычным и привлекательным для детей. Мини-музей постоянно пополняется новыми экспонатами . Любой предмет мини-музея может подсказать тему для интересного разговора. Экспонаты используются для проведения различных занятий, для развития речи, воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребенка. Заключение
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Итоговое занятие по народным промыслам с презентацией для подготовительной группы «Создание мини-музея народных промыслов» (Гжель, Хохлома, Городец, Дымково, Жостово)
Итоговое занятие по народным промыслам с презентацией для подготовительной группы «Создание мини-музея народных промыслов»(Гжель, Хохлома, Городец, Дымково, Жостово)Цель: Формировать знания детей...
Материал для создания мини - альбома для знакомства детей с видом народного промысла: росписью "Гжель"
Материал для создания мини-альбома в тематическую зону "художественное развитие" на тему "Гжель"...
Мини- музей народного декоративно- прикладного искусства " Народные промыслы России "
Мини- музей народного декоративно- прикладного искусства " Народные промыслы России "...
Родительское собрание с участием детей "Экскурсия в мини-музей народных промыслов России"
Мини-музей- отличный способ вовлечения детей в общение с другими детьми и взрослыми, организация очень увлекательной и познавательной деятельности по ознакомлению с народной культурой....
Мини-музей «Народные промыслы России» для детей старшего дошкольного возраста
Цель проекта: Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре и традициям Задачи проекта:1) Знакомить детей с декоративно-прикладным искусством, формировать умение различа...
НОД "Создание мини- музея народных промыслов"
Интересное занятие в старшей группе по народным промыслам России:дымково,хохлома,гжель. чувашская вышивка....
Статья. Создание Мини-Музея "Русские народные промыслы." в средней группе.
Мини-музей, это помещение, где хранят, комплектуют и выставляют для обозрения посетителей произведения искусства, предметы истории, науки, быта. Музей занимается собиранием, изучением, хранением и пок...