эссе о кожлянской игрушке
методическая разработка по рисованию

Локтионова Наталья Сергеевна

Курская область

Мы живём на своей земле, имеющей давние культурные традиции. И не знать их, стыдно. Отрадно, что в Курской области в последние годы всё больше внимания уделяется восстановлению и сохранению народных промыслов: ведь ещё немного, и они уйдут в небытие – вместе с многочисленными мастерами.

Поэтому важно уже на дошкольной ступени образования приучать ребенка любить свою Родину, учить гордиться культурным наследием, которое перешло к нему от предков.

Проводя занятия по декоративно прикладному творчеству, я заметила, что дети с удовольствием изучают предметы, которые создали народные умельцы, а народные традиции благотворно сказываются на воспитании детей дошкольного возраста.

Однажды я познакомила детей с Кожлянской игрушкой. Живая, веселая, забавная она заставила детей улыбнуться, заинтересоваться, взять ее в руки и поиграть. И очень удивились, когда посыпались вопросы от воспитателей и родителей: «А что это за интересные игрушки?». Выяснилось, что не все взрослые знакомы с этим видом народного прикладного искусства – значит, сегодня возникает потребность восстановления культурного наследия, которое развивалось и передавалось от поколения к поколению у части современных родителей. Важно, чтобы дети с уважением относились к творениям предков, имели представления о народных промыслах для передачи следующим поколениям.

Ребенок по своей натуре любопытен. Ему интересно знать, откуда появилась игрушка, кто ее сделал. Дети всех стран и во все времена любили и любят играть, мастерить игрушки. В наше время – технического прогресса, когда ребенок много смотрит телевизор, перенасыщен компьютерными играми, очень важно познакомить его с чудом народных мастеров. К сожалению, родители не покупают детям изделия умельцев, предпочитая современные инновационные игры.

Кожлянская игрушка до сих пор является визитной карточкой Курской области. Игрушки создавали преимущественно женщины, мужчины занимались добычей глины или лепили более серьезные и тяжелые предметы. К тому же, женские руки лучше справляются с творческой и тонкой работой. Предметы быта и игрушки делали из дроняевской глины. В сыром виде она отливает синевой, а после обжига становится песочного цвета, практически белой. Если в других областях народные игрушки подкрашивали белый цветом, то основной оттенок кожлянских фигурок – натуральный, песочный, обязательно здесь присутствуют неокрашенные части.

Основные персонажи, которых лепили мастера: барыни с котятами и корзинами, всадники, птицы, бараны и, конечно же, козочки. Для росписи игрушек ремесленники использовано четыре основных цвета: красный, синий, желтый и зеленый. Как раньше, так и сейчас в краски добавляют молоко, для того чтобы цвет узоров был ярким и сочным, и сырое яйцо, чтобы краска была стойкой. Еще в краску могли добавлять сахар для придания блеска.
Основные узоры, используемые для росписи игрушек: крестики, точки, полосы, сетки и круги. Предметы гардероба, головные уборы персонажей, гребни птичек и рога коз и баранов традиционно окрашивали сплошным цветом, обязательно ярким – малиновым или фиолетовым.
Размер кожлянских игрушек различен – от 5 до 30 см. Мелкие фигурки самые простые, большие же считаются вершиной мастерства. Главная задача мастера – сделать музыкальную игрушку. Само тельце игрушки полое. Как только готов корпус, необходимо сделать правильное отверстие, чтобы при дуновении создавался определенный свист. У игрушки может не быть ножек, ручек или головы, но свистулька должна быть обязательно.
До сих пор жители деревни Кожля продолжают заниматься ремеслом создания глиняных игрушек

Игрушка имеет огромное значение у всех народов. Через игрушку дети узнают, как жили люди в древние времена. Она может рассказать о традициях разных народов. Созданное изделие народного мастера неповторимо. Мастер через нее передал частичку своей души, тепло рук.

Таким образом, в результате проделанной работы я пришла к заключению, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по ознакомлению детей дошкольного возраста с народной игрушкой, её изготовлению и украшению при взаимодействии с воспитателями и родителями способствует развитию творческих способностей у детей, а самое главное - способствует гармоничному разностороннему развитию ребёнка в условиях жизни в современном обществе. Умение заинтересовать детей, развивать в них творческую активность, не навязывая собственных мнений и вкусов, умение пробудить в ребёнке веру в его творческие способности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

СКАЗКА О КОЖЛЯНСКОЙ ИГРУШКЕ

Слухом земля полнится, будто жила-была в селе Кожля, недалеко от Курска старушка Матрена. А рукодельницей была какой! Во всей округе её рукоделие знали: и прясть, и ткать, и шить она умела.

А рядом с Кожлей голубой глины было видимо-невидимо.

Вот однажды взяла Матрена комочек глины голубой, да и попробовала из неё игрушку для внучат своих сделать.

А игрушка-то и получилась! Да не простая, а сказочная: петух с короной на голове и шпорами на ногах.

Игрушка внутри пустой оказалась, сделала бабушка Матрена палочкой отверстие в хвосте и по бокам и получилась игрушка-свистулька с красивыми переливами, внукам на радость.

         Чтобы игрушка не размокала, прочной была, высушила её, а потом в печи обожгла.

Решила бабушка принарядить игрушку, узорами расписать. Но для росписи игрушки краска нужна! Да где же  её взять?

 Вспомнила баба Матрена, что у неё для окраски яиц на Пасху яркие краски припасены . Эти краски на молоке и яйце замешивали. А для блеска в краску сахар добавляли.  Сделала она кисточку из куриного пёрышка и расписала петушка.

Так баба Матрёна каждый день садилас , лепила из глины разные игрушки, да узорами расписывала… Лепит бабушка свои игрушки, а внучата  рядышком тоже пытаются лепить, а она им подсказывает. Так и научились.  

А весной вышли внучата бабы Матрёны на улицу со своими яркими и звонкими игрушками. Соседские ребята увидели, тоже такие игрушки захотели. Стали бабушку просить научить их тоже игрушки лепить. Делать нечего, стала баба Матрена их учить.

С тех пор стали ребятишки да женщины в деревне Кожля  кожлянские  игрушки лепить.. Да не только для себя, а и на продажу тоже: чтобы другим ребятам родители их на ярмарке купили. Пусть и другие ребята порадуются. Разъехалась с ярмарки наша Кожлянская игрушка по всему свету.

Элементы росписи кожлянской игрушки.

– орнамент «точки» или «пятнышки» – это семена, которые мы сеем в землю; 

http://sad98kursk.ru/images/terki/ki91.jpg

– орнамент «звездочки» – это человеческие мечты. 

http://sad98kursk.ru/images/terki/ki8.jpg

– орнамент «косые линии» или «параллельные полоски» олицетворяют дождь, ведь чтобы получить урожай, нужна вода; 

http://sad98kursk.ru/images/terki/ki93.jpg

– орнамент «елочка» символизирует взаимосвязь всего в мире, символ долгой жизни, семейного достатка и процветания;

http://sad98kursk.ru/images/terki/ki97.jpg

– орнамент «волнистые линии» или «волна» рассказывает о воде. Это реки, озера; 

http://sad98kursk.ru/images/terki/ki2.jpg

– орнамент «прямые линии» или «полоски» – подразумевает жизнь человека; 

http://sad98kursk.ru/images/terki/ki6.jpg

– орнамент «сеточка» или «косая мелкая решеточка» – это вспаханное поле; 

http://sad98kursk.ru/images/terki/ki95.jpg

Методическую памятку разработал педагог дополнительного образования МБДОУ «ЦРР –

детский сад № 93»

Локтионова Наталья Сергеевна.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЦЕНТР  РАЗВИТИЯ  РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ  САД  № 93»

МБДОУ «ЦРР - детский сад № 93»

305018  г. Курск   ул.  Резиновая, 26

тел.(4712) 37 – 00 – 07;

e-mail: mdou93kursk@yandex.ru

Памятка для детей:

«Кожлянская игрушка».

Мастер-класс "Традиционная кожлянская игрушка" .

г. Курск – 2022 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД "Знакомство с кожлянской игрушкой"

Занятие рассчитано на детей старшей и подготовительной группы. Основная задача -  познакомить с промыслом Курской области - кожлянской игрушкой.  На данном материале воспитанники  приоб...

«Курский край – родина кожлянской игрушки »

КОНСПЕКТнепосредственной образовательной деятельности  в группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи 6-7 лет«Курский край – родина кожлянской  игрушки »...

Конспект НОД "Кожлянская игрушка"

Это занятие познакомит детей с народным промыслом Курского края – кожлянской глиняной игрушкой - свистулькой и особенностями ее росписи...

Проект «Кожлянская игрушка — это Курский соловей»

Цель проекта:Повысить уровень эстетического развития детей через одну из важнейших составляющих патриотического воспитания – знакомство с народным декоративно-прикладным искусством Курского края...

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «Культурные традиции Курского края. Кожлянская игрушка»

Цель - знакомить детей с народным промыслом Курского края – кожлянской глиняной игрушкой-свистулькой, - и особенностями её росписи,  приобщать детей к курской культурной традиции.Задач...

Методический материал «ГОРДОСТЬ КУРСКОГО КРАЯ» История создания кожлянской игрушки

      Предложенный методический материал может быть использован педагогами на занятиях в  дошкольных образовательных учреждениях  для ознакомления  детей с народны...

Конспект занятия" Народные промыслы Курского края : Кожлянская игрушка"

Конспект занятия" Народные промыслы Курского края : Кожлянская игрушка" в подготовительной группе...