Интегрированное занятие в подготовительной к школе группе для детей с нарушением зрения "Зимняя сказка"
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа)
Интегрированное занятие в подготовительной к школе группе для детей с нарушением зрения "Зимняя сказка"
Рассматривание картин И.И. Шишкина "Зима" и И.Э. Грабаря "Сказка инея и восходящего солнца".
Рисование по мотивам произведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
risovanie_zimnyaya_skazka.docx | 103.04 КБ |
Предварительный просмотр:
ОО «Художественно-эстетическое развитие»
Интегрированное занятие Сравнение картин И.И.Шишкина «Зима» и
«Сказки инея и восходящего солнца» И.Э.Грабаря
Рисование по мотивам произведений «Зимняя сказка» (1)
Подготовительная группа с нарушением зрения
Цель: развитие у детей творчества средствами нетрадиционных техник рисования при изображении зимнего пейзажа.
Задачи:
Вызвать у детей эмоциональный отклик на художественный образ зимнего пейзажа, ассоциации с собственным опытом восприятия зимней природы.
Способствовать передаче в рисунке красоты зимнего пейзажа.
Формировать у детей творческие способности посредством использования нетрадиционных техник рисования.
Развивать эстетическое восприятие и воображение, вызвать стремление наиболее содержательно решать изобразительную задачу в рисунке, дополняя создаваемый образ интересными деталями.
Обогащать словарь детей эмоциональными определениями: «ходит Зима в больших мягких валенках», «обрядила сосны в тяжелые снеговые шубы», «до самых бровей нахлобучила им белоснежные шапки» и прочее, познакомить со словом этюдник (вид и использование).
Воспитывать любовь к природе, интерес к художественным произведениям великих художников.
Материалы и оборудование:
-репродукции картины «Зима» И.И. Шишкина и «Сказка инея и восходящего солнца» И.Э.Грабаря
-Рассказ Г.Скребицкого, стихи С.Черного, С. Есенина, М.Пожаровой
-Портреты художников
-Музыка: отрывок из пьесы А.Вивальди «Зима» и отрывок пьесы «Февраль – Масленица» из цикла «Времена года» П.И.Чайковского.
Для детей: альбомные листы бумаги А4, простые карандаши, восковые мелки, акварель, соль, вата, вырезанные маленькие фигурки птиц и животных, клей, кисти, салфетки.
Ход НОД: упражнение для глаз
(Дети свободно сидят перед стендом, на котором размещены картины. Картины закрыты).
-Сегодня мы рассмотрим две картины. У каждой картины есть своя маленькая тайна (тайна изображения снега), которую нам с вами предстоит разгадать.
-Рассмотрим первую картину о зиме, которую написал художник Иван Иванович Шишкин, «Зима» (открывается стенд с картиной «Зима»)
Дети рассматривают картину, воспитатель читает отрывок из рассказа Г.Скребицкого о волшебстве зимы под музыку А.Вивальди «Зима».
«….Растянула Зима по небу серые тучи и стала покрывать землю свежим пушистым снегом. В один день все кругом разукрасила.
Побелели поля и пригорки. Тонким льдом покрылась река, притихла, уснула, как в сказке. Ходит зима по горам, по долам, ходит в больших мягких валенках, ступает тихо, неслышно. А сама поглядывает по сторонам – то тут, то там свою волшебную картину исправит.
Заглянула Зима в лес. «Уж его-то я разукрашу: солнышко как глянет, так и залюбуется!» Обрядила она сосны и ели в тяжелые снеговые шубы, до самых бровей нахлобучила им белоснежные шапки; пуховые варежки на ветки одела. Стоят лесные богатыри друг возле друга, стоят чинно, спокойно. А внизу под ними, словно детишки, разные кустики да молоденькие деревца укрылись. Их Зима тоже в белые шубки одела. И на рябинку, что у самой опушки растет, белое покрывало натянула. Так хорошо получилось! На концах ветвей гроздья ягод висят, точно красные серьги из-под белого одеяла виднеются.. Раздвинуло солнышко сизую тучку…А под его ласковым взглядом все еще краше становится.
Вспыхнули, засветились снега. Синие, красные, зеленые огоньки зажглись на земле, на деревьях, на кустах. А подул ветерок… в воздухе тоже заискрились, заплясали разноцветные огоньки. Чудная получилась картина! Пожалуй, лучше и не нарисуешь!
Любуется солнышко картиной Зимы… глаз оторвать не может…»
- Вот какую прелестную картину описал нам писатель Г. Скребицкий в отрывке из рассказа о волшебстве Зимы.
- А сейчас посмотрим на картину о зиме, которую написал художник Иван Иванович Шишкин.
-Как вы думаете, почему именно это место Шишкин решил изобразить на холсте? Что покорило, удивило и порадовало его? (красота зимнего заснеженного леса, устланного толстым слоем пушистого снега)
-Какой это лес: молодой или старый? Почему вы так думаете? (старый, дремучий, непроходимый лес – «еловый бор)
- Да, это старый дремучий бор, посмотрите на ели. Что можно о них сказать?
(они огромные, с мощными толстыми стволами , ветви начинаются высоко наверху. Это лесные богатыри)
- А что мы видим чуть дальше? (частый лес, чащобу – не продерешься сквозь нее)
-А что мы видим на земле? Что лежит под снегом? (огромные стволы упавших деревьев. Кое-где стволы елей уже наклонились, но еще не упали)
- А есть ли тут маленькие елочки и кусты? (да, они чуть виднеются из-под снежных шубок)
- Как вы думаете, почему художник нарисовал лес так, что мы не видим верхушек деревьев? Что больше всего привлекло его внимание? (снег в еловом бору)
- Как вы думаете, где стоял художник, когда писал картину? (он стоял очень близко к деревьям, поэтому и не видел из верхушек, а видел только стволы)
- На переднем плане поляна с поваленными деревьями, покрытыми пушистым снегом, а чуть вдали виднеется просвет между елями, где в бело-желтоватой пелене большие ели видны от макушки до основания.
-Почему Шишкин хотел обратить наше внимание именно на то, что находится внизу, - на заснеженную поляну?
- Внизу все погружено в тень. Посмотрите на цвет снега. Какой он?
-- Необыкновенно красиво Шишкин изобразил снег – коричневато-белый, кремовый – это от коричневых стволов деревьев. А там, где глубокие тени, он еще и голубоватый. Только вдалеке, в просвете между деревьями, луч солнца осветил запушенные ели, окрасив снег в слегка желтоватые тона. Этот просвет дает нам возможность увидеть более светлую даль и понять, что вся поляна погружена в тень. Холодно, морозно, и кажется, что все в этом лесу застыло, замерло. И только теплые коричневые тона стволов елей говорят о том, что лес заснул, но он живой.
-- Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна. (С.Есенин)
- Видите ли вы здесь живое существо? Приглядитесь внимательно. Вот какую еще загадку загадал нам художник. Нашли?
-- Да, это птица не ветке, кажется, что она тоже заснула.
-- Давайте отгадаем и первую загадку: от чего зависит цвет снега?
- Отгадка: цвет снега зависит от цвета окружающих его предметов, от освещения.
-- Какая же по настроению эта картина? (тихая, спокойная, сонная)
-Тишина! – шепнула белая поляна.
Тишина! – вздохнула, вея снегом, ель.
За стволами зыбь молочного тумана
Окаймила пухлую пастель. (С.Черный)
-Полюбуемся еще на картину, послушаем и насладимся тихой песней морозного дня (музыка А. Вивальди, отрывок из пьесы «Зима»)
Физминутка. «Зима»
Вот летят, кружась, снежинки, (взмахи руками, разведенными в стороны)
Кружевной плетут узор, (вращательные движения рук перед собой)
На поляны, на тропинки (показывают влево, вправо)
Ляжет сказочный ковер. (разводят руки в стороны)
Кто теперь заметит зайку, (поворачиваются лицом к друг другу)
В белой шубке на снегу?
Ну-ка, где он? Угадай-ка, (приседают, прячут лицо)
В поле или на лугу?
- А сейчас нам предстоит разгадать еще загадку. Послушайте, о чем я вам расскажу.
-- Как-то раз художник Игорь Эммануилович Грабарь зимой приехал на дачу, чтобы писать зимние пейзажи. Он уже не первый день ходил с этюдником и рисовал понравившиеся ему места. Но вот однажды, проснувшись рано утром и выглянув в окно, он ахнул! Что за сказочная, необыкновенной красоты картина открылась перед ним! «Скорее, скорее писать, пока это чудо не исчезло!» Ему хотелось петь и танцевать от радости! Он схватил краски и стал писать, а зимушка-зима бродила вокруг него и тихонько напевала свою нежную, завораживающую песню.
-- Хотите увидеть эту необыкновенную картину?
(открыть картину «Сказка инея и восходящего солнца», дать время вглядеться в нее)+ музыка П.И. Чайковский «Февраль»126)
-- Как вы думаете, что так порадовало и удивило Игоря Грабаря?
-- Да, мы как будто очутились зимой в сказочном, волшебном саду, где расцвели необыкновенные деревья!
-- Что за деревья изобразил художник? А как вы узнали, что это березки?
-- По ажурным опушенным инеем веточкам. Посмотрите, создается ощущение, что эта сказочная бахрома – необыкновенной красоты цветы.
-- Какой основной тон картины? (неяркий, розовато-сиреневый, розовато-голубоватый, холодный)
- -А как вы думаете, почему художник выбрал такую гамму цветов? (Потому, что это восход холодного желто-лимонного солнца в морозный день, оно своими лучами окрасило снег в розово-сиреневые холодные тона, и иней на ветках вдруг загорелся, заискрился, засверкал розовато-сиреневыми блестками. Небо у горизонта стало лимонно-желтым от солнца, а снег – зеленоватым, голубовато-сиреневым)
Разукрасила Зима..
На уборе бахрома
Из прозрачных льдинок,
Звездочек-снежинок.
Вся в алмазах, жемчугах,
В разноцветных огоньках.
Льет вокруг сиянье,
Шепчет заклинанье:
«Лягте, мягкие снега,
На леса и на луга,
Тропы застелите, Ветви опушите!» (М.Пожарова)
-- Какое настроение у этой картины? (нежное, спокойное, радостное)
-- А вам приходилось в жизни видеть деревья, покрытые инеем? Когда? В какую погоду?
-- Как бы вы назвали эту картину?
-- Какого цвета снег на этой картине? Почему?
-- Художник Игорь Эммануилович Грабарь назвал ее «Сказка инея и восходящего солнца». Он услышал нежную, радостную и волшебную песню Зимы и предал ее в своей картине.
--Давайте посмотрим на обе картины. Как называется эта картина? Кто ее написал?
-- Как называется вторая картина? Кто ее написал?
- Чем они похожи? (изображена зима, деревья в инее)
- Чем они отличаются друг от друга? (цветом (колоритом), настроением, временем суток, погодой, лесом: еловый и березовая роща)
Воспитатель предлагает детям нарисовать свою зимнюю сказку.
Дети делают набросок своего рисунка. (Основная часть рисунка выполняется на другом занятии)
Итог. Воспитатель: - Сегодня мы с вами продолжили знакомство с художниками-пейзажистами и их картинами.
-- Назовите картину и ее автора.
-- Чем необычна и привлекательна картина «Зима» Шишкина («Сказка инея и восходящего солнца» Грабаря)?
-- Какие секреты изображения снега мы узнали? Что влияет на его цвет?
-- Что понравилось на занятии? Что нового узнали?
Предложить детям закрыть глаза и послушать музыку (на выбор: отрывок из пьесы А. Вивальди «Зима» или отрывок пьесы «Февраль – Масленица» из цикла «Времена года» П.И.Чайковского).
Источники:
1. Альбом «Ознакомление дошкольников с пейзажной живописью»
Дополнительный материал:
Упражнение для глаз «Зима»:
Деревья зимою, / смотрят вверх
Пронизаны ветром / смотрят вниз
И стужей самою. / закрыть глаз
И старые сосны, / глаза открыть, посмотреть вправо
И острые ели /посмотреть влево
Встают, как солдаты, / посмотреть прямо
Навстречу метели. / круговые движения глазами
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия учителя-дефектолога, учителя-логопеда, воспитателя в подготовительной к школе группе для детей с нарушением зрения.
уточнить и расширить представления детей о транспорте (воздушный, наземный, водный, пассажирский....
Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе для детей с нарушением зрения "Строим дом дружбы"
Взаимодействие воспитателя и педагога по конструированию....
Конспект занятия в подготовительной к школе группы для детей с нарушением зрения и речи на тему: Звук и буква Ы
Конспект занятия в подготовительной к школе группы для детей с нарушением зрения и речи на тему: Звук и буква Ы Цели: коррекционно-образовательные: — учить детей давать акустико-артикуляционную ха...
КОНСПЕКТ ИТОГОВОГО ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ (логопедическое – математика) ТЕМА «НЕЗНАЙКА В КОСМОСЕ»
КОНСПЕКТ ИТОГОВОГОИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕДЛЯ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ(логопедическое – математика) ТЕМА «НЕЗНАЙКА В КОСМОС...
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ
Организованная образовательная деятельность, организованная тифлопедагогом для детей с нарушением зрительного анализатора...
Конспект занятия в подготовительной к школе группе для детей с нарушениями зрения с ФФН "В гостях у сказки. Дифференциация звуков Ч и Щ. Буквы Ч и Щ"
Конспект занятия в подготовительной к школе группе для детей с нарушениями зрения с ФФН "В гостях у сказки. Дифференциация звуков Ч и Щ. Буквы Ч и Щ"...
Презентация к занятию в подготовительной к школе группе для детей с нарушениями зрения с ФФН "В гостях у сказки. Дифференциация звуков Ч и Щ. Буквы Ч и Щ"
Презентация к занятию в подготовительной к школе группе для детей с нарушениями зрения с ФФН "В гостях у сказки. Дифференциация звуков Ч и Щ. Буквы Ч и Щ"...