Самообразование
материал по рисованию (младшая группа)

Волкова Евгения Валерьевна

                                                                                                План по самообразованию по теме:

 

«Техники нетрадиционного рисования, как средство сенсорного развития ребенка»

2021-2022гг..

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie._volkova_e.v.docx39.89 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад №6 – центр развития ребенка»

План по самообразованию по теме:

«Техники нетрадиционного рисования, как средство сенсорного развития ребенка»

                                                                          Воспитатель: Волкова Е.В.

Содержание:

Введение

1. Сенсорное развитие ребёнка в трудах учёных.

1.1. Теоретическое обоснование проблемы.

2.Использование изобразительной деятельности для развития сенсорного восприятия.

2.1 Техники рисования:

3.Нетрадиционные техники рисования как средство сенсорного развития.

3.1 Приемы и методы нетрадиционного рисования.

4. План по реализации проекта.

Заключение.

Введение

Актуальность проблемы. Во все времена, сенсорное развитие было и останется актуальным и востребованным в процессе полноценного воспитания детей, и является одним из ведущих направлений воспитательной и образовательной работы в дошкольном учреждении. Значимость сенсорного развития в современных условиях, когда существует столько разнообразных методик и технологий неоспорима, т.к. познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания, с ощущения, и восприятия.

Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития, достигаемого в младшем дошкольном возрасте.

1. Сенсорное развитие ребёнка в трудах учёных.

Внимание на эту проблему впервые направил Я.А. Коменский в I7 веке. Он считал необходимым организовать восприятие явлений окружающего мира детьми с помощью всех органов чувств. Свои взгляды на эту проблему он отразил в своем труде «Мир чувственных вещей в картинках» .

Г. Песталоцци в своей книге «Азбука зрительного восприятия» пробует опираться на чувственный опыт ребенка.

Первую развернутую систему сенсорного воспитания дошкольников предложил Ф. Фребель (1-ая половина 19 в.). Он создал пособие «Дары Фребеля», которое имело 6 даров (шары, кубы, цилиндры, плитки и др.) Использование этого пособия способствовало развитию у детей строительных навыков, формировало представления о форме, величине, пространственных отношениях, количестве.

По мнению Ф. Фребеля ощущение является самым элементарным психическим процессом, с которого начинается познание человеком окружающего мира. Будучи начальным источником всех наших представлений, ощущение дают материал для других, более сложных психических процессов: восприятия, памяти, мышления.

По системе М. Монтессори ощущения и восприятия развивали у детей с помощью специального материала на занятиях-уроках. Для развития чувства осязания, веса, размера, зрения, слуха, ритма и т.д. по ее методике были изготовлены предметы из различного материала. Ребенок должен был определить свойство материала и его конфигурацию, назвать, из какого материала сделан предмет и что это за предмет.

Как отметила М. Монтессори, процесс ощущений - это не отражение того или иного свойства, а сложнейший и активный процесс в деятельности анализаторов, так же ощущения не только несут информацию об отдельных свойствах явлений и предметов, но и выполняют активизирующую функцию мозга. В свою очередь восприятие, являясь чувственным этапом познания, связано с мышлением и имеет мотивационную направленность, сопровождается эмоциональным откликом. Именно на основе восприятия возможна деятельность памяти, мышления, воображения.

О.Декроли создал систему дидактических игр, обеспечивающих сенсорное развитие детей. Он использовал в играх детей предметы окружающего мира. Разработал обстоятельную методику проведения сенсорных игр. Им написано сочинение «Возбуждение умственной и двигательной анергии посредством воспитательных игр».

Главное направление сенсорного воспитания должно состоять, по словам Л.А. Венгера, в вооружении ребенка сенсорной культурой. Сенсорная культура - результат усвоения им сенсорной культуры, созданной человечеством.

Вопросы сенсорного развития и воспитания детей раннего дошкольного возраста изучались В.Н. Аванесовой, Л.А. Венгером, А.В. Запорожцем, Н.Н. Поддъяковым, Н.П. Сакулиной, А.П. Усовой, и др., которыми отмечалось, что развитие сенсорного восприятия – сложный процесс, включающий в качестве основных элементов усвоение детьми сенсорных эталонов и овладение способами обследования предметов.

Сенсорное воспитание детей раннего дошкольного возраста направлено на то, чтобы дети могли точно, полно воспринимать предметы окружающей действительности, их разнообразные свойства и отношения между ними (форму, цвет, величину).

Научно обоснована необходимость включения сенсорного воспитания детей раннего дошкольного возраста во все виды детской деятельности (Т.Н. Доронова, Т.С. Комарова, Л.И. Плаксина, и др.) .

Выдающие зарубежные учёные в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декорли), а также известные представители российской дошкольной психологии и педагогики (Е.И. Тихеева, А.В. Запорожец, А.П. Усова, Н.П. Сакулина и другие) справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

Е.И.Тихеева считала возможным лишь в отдельных случаях применять специальные упражнения по так называемой «умственной ортопедии», которые при умелом руководстве могут содействовать развитию у детей утонченности восприятия, воспитывать выдержку, волю, наблюдательность и др. Эти упражнения должны связываться с практическими занятиями и играми, проводимыми в детском саду; их следует постоянно разнообразить. Она создала свою оригинальную систему дидактических материалов для развития органов чувств, построенную на принципе парности и состоящую из различных знакомых детям предметов, игрушек и природного материала. Игры и занятия детей сопровождались беседами. Руководящая роль в таких играх принадлежала воспитателю.

На сенсорном воспитании сосредоточили своё внимание отечественные и зарубежные учёные, так как оно имеет огромное значение для ребёнка на определённом этапе его развития. Каждый человек, только появившись на свет, уже готов к восприятию окружающего мира: он способен видеть, слышать, чувствовать тепло и холод. Профессор Н.М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания.

Ранний дошкольный возраст большинством исследователей считается наиболее благоприятным для развития сенсорных способностей, сенсорного восприятия, сенсорных эталонов, сенсорной культуры. Это самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозможно формирование умственных способностей ребёнка.

Результаты исследований Эльконина Д.Б., Запорожца А.В. показывают, что успешно овладевают сенсорными способностями те дети, которые начинают развивать их, с помощью взрослых, ещё с раннего возраста.

По мнению Пилюгиной Э.Г., развиваются только те сенсорные способности, для формирования которых созданы наилучшие педагогические условия. Чем благоприятнее педагогические условия, чем разнообразнее дела, которыми малыш может заниматься, тем успешнее и разностороннее идёт познание окружающего мира.

Из исследований профессора Щелованова Н.М. видно, что ребёнок в возрасте до трёх лет приобретает от 60% до 70% информации об окружающем мире, а за всю оставшуюся жизнь 30%-40%. Поэтому, проблема взрослых заключается в том, чтобы выстроить свою работу с малышом таким образом, чтобы максимально развить сенсорные способности ребёнка. С раннего возраста развивать сенсорные эталоны, сенсорное восприятие, и формировать сенсорную культуру ребёнка.

По мнению Поддъякова Н.Н., главное для развития сенсорных способностей - не упустить время! Необходимо начинать сенсорное развитие и сенсорное воспитание с раннего детства. В своей многовековой практике человечество создало определённые эталоны величин, форм, цветовых тонов. Овладевая этими эталонами, ребёнок получает как бы набор мерок, с которыми он может сопоставить любое вновь воспринимаемое свойство предмета и дать ему надлежащее определение. Павлов показал, что в основе сенсорного восприятия лежат условные рефлексы, временные нервные связи, образующиеся в коре больших полушарий головного мозга при воздействии на рецепторы предметов или явлений окружающего мира. Последние при этом выступают в качестве комплексных раздражителей.

Печёркина А.А. указывает на то, что под сенсорной организацией личности понимается характерный для индивида уровень развития отдельных систем чувствительности и способ их объединения в комплексы. К сенсорным процессам относятся ощущения и восприятие.

Таким образом, ощущение и восприятие человека - это необходимые предпосылки и условия его жизни и практической деятельности.

Сенсорное развитие, как первая ступень умственного развития, тесно связана с различными сторонами деятельности ребёнка.

Включение ребёнка в доступные ему виды деятельности способствует ускоренному развитию восприятия, но если эта активность не организована целесообразно и не направлена специально на развитие восприятия, то процесс будет формироваться стихийно и к концу дошкольного периода может быть не организован в систему, иметь пробелы в представлениях ребёнка о ряде свойств предметов.

1.1. Теоретическое обоснование проблемы.

Рисование - это вид деятельности несет в себе элементы психотерапии, успокаивает, отвлекает малышей, что на этапе раннего развития является очень важным.

В изобразительной деятельности развиваются движения руки, связанные с процессом изображения. В процессе творчества, действий с материалами происходит естественный массаж биологически активных точек, расположенных на ладонях и пальцах рук, развивается зрительно-двигательная координация.

Рисование тесно связано со зрительными, двигательными, мускульно-осязательными анализаторами, с кинестетическими ощущениями, мышечно-суставной работой руки и пальцев, механизмом зрительно-двигательной координации. При помощи зрения ребенок воспринимает цвет, форму, величину, положение предмета в пространстве, благодаря осязанию познает объем, фактуру. В тех случаях, когда предмет нельзя взять в руки, включается мускульное чувство: обведение в воздухе контура предмета помогает в дальнейшем при его изображении, так как данное движение сохраняется в памяти.

Таким образом, изобразительная деятельность играет важную роль в общем ходе умственного развития ребенка.

2. Использование изобразительной деятельности для развития сенсорного восприятия. 

Сенсорный, чувственный опыт является источником познания мира. От того, как ребенок мыслит, видит, как он воспринимает мир осязательным путем, во многом зависит его нервно-психическое развитие. Ведущим познавательным процессом младшего дошкольного возраста является зрительное восприятие.

Развитие у детей творческих способностей по изобразительной деятельности - процесс длительный, и без специального последовательного обучения невозможен. Всю работу по развитию изобразительных навыков и умений можно разделить на два этапа.

 Учитывая особенности восприятия детей, подготовительный этап строится на основе совместной деятельности взрослого и ребенка. На первых порах воспитатель рисует сам, вслух проговаривая детали рисунка. В дальнейшем он рисует, а дети комментируют сюжет и детали изображения. Живое и эмоциональное общение усиливает интерес к рисованию. Проводятся специальные упражнения на развитие сенсорики (игры с цветом, формой, на развитие руки).

На втором этапе уже вводятся нетрадиционные способы изображения. Использование вспомогательных средств развивают руку ребенка. Развивают восприятие формы и цвета. Одновременно решаются и познавательные задачи. Постепенно дети знакомятся и применяют в работе различные изобразительные материалы. Они рисуют красками, мелками, карандашами, фломастерами. Пользуются вспомогательными средствами - печатками, свечами, поролоном. Все изобразительные материалы должны находиться в доступном месте для детей, ребенок свободен в выборе материалов. Научив ребенка изображать предметы разной формы и величины, следует пристать к обучению детей другим интересным изобразительным технологиям.

2.1 Техники рисования:

К традиционным техникам рисования относятся:

- рисование простым карандашом

- рисование цветными карандашами

- рисование фломастерами

- рисование гуашью

- рисование с помощью трафарета

- рисование восковыми мелками.

Нетрадиционные техники рисования - это способы рисования различными материалами: поролоном, скомканной бумагой, трубочками, нитками, парафиновой свечой, сухими листьями; рисование ладошками, пальчиками, тупыми концами карандашей, ватными палочками и т.д.

Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку.

Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.

В процессе рисования у ребёнка совершенствуется наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности, умение доступными средствами самостоятельно создавать красивое. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.

Использование техник нетрадиционного рисования - создадут ситуацию успеха у воспитанников, сформируют устойчивую мотивацию к рисованию.

Используя эти техники рисования - педагог вместо готового образца демонстрирует лишь способ действия с нетрадиционными материалами, инструментами. Это дает толчок к проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности.

3.Нетрадиционные техники рисования как средство сенсорного развития.

Целью исследования является разработка, систематизация и внедрение  опыта использования нетрадиционных техник рисования  в изобразительной  деятельности детей раннего возраста в качестве средства сенсорного развития.

Объект исследования - процесс сенсорного развития детей раннего возраста.

Предмет исследования - использование нетрадиционных техник в изобразительной деятельности как средства сенсорного развития детей раннего возраста.

Задачи:

1. Развитие и укрепление мелкой моторики пальцев, кистей рук.

2. Расширение представления о многообразии нетрадиционных техник        рисования.

3. Обучение приёмам нетрадиционных техник рисования.

4. Развивать умения самостоятельно создавать, применять, использовать различный нетрадиционный материал и нетрадиционные техники в художественном творчестве.

5. Развивать  изобразительные умения, навыки.

6.Развивать технические художественные умения и навыки по принципу: от простого к сложному (переход от простых  нетрадиционных способов изображения к более сложным).

7.Развивать чувство цвета, формы, композиции, пространственное воображение, художественный и эстетический вкус;

8.Сплотить детский коллектив путем совместного творчества.

9.Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую самореализацию.

10. Создание развивающей среды в творческой деятельности.

Планируемый результат.

- Повышение уровня сенсорного развития детей через использование нетрадиционных техник рисования.

- Развитие сенсорики, воображения, наблюдательности, мелкой моторики рук и т.д.

- Пополнение предметно-развивающей среды.

- Вовлечение родителей к актуальности данного исследования посредством консультаций.

3.1 Приемы и методы нетрадиционного рисования.

Использование нетрадиционных техник рисования даёт возможность развивать у малышей художественное, а не шаблонное мышление. Даже, скорее, художественно-образное, которое напрямую связано с творческими способностями и наблюдательностью, а также духовными качествами.

Каждая из техник – это веселая игра. Детям доставляет огромное удовольствие сам процесс выполнения работы, они готовы многократно повторять то или иное действие, и в результате получаются самые настоящие шедевры.  

Методов и приёмов нетрадиционного рисования очень много: 

1. Печать от руки.

Способ получения изображения: ребёнок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает её с помощью кисточки и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами.

 

2.Рисование ладошкой.

 Способ - рисуем и правой, и левой рукой, окрашивая разным цветом. После работы руки вытираем и смываем. Средства выразительности – пятно, цвет, фантастический силуэт.

 

3.Оттиск печатками из картофеля, моркови, сельдерея, лука, яблока.

 Средства выразительности – пятно, фактура, цвет.

 Способ – вырезать печатки из этих перечисленных материалов.  Ребёнок прижимает печатку к штемпельной подушечке с краской и наносит оттиск на бумагу.

 

 4. Рисование пальцем.

Ребёнок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета.

 

 5. Рисование по трафарету тампоном.

Ребенок прикладывает трафарет к бумаге, обмакивает поролон в краску и примакивает поролон по трафарету, затем аккуратно убирает трафарет, если необходимо повторяет процедуру после высыхания краски.

6. Рисование методом тычка.

Для этого метода достаточно взять любой подходящий предмет, например ватную палочку. Опускаем ватную палочку в краску и точным движением сверху вниз  делаем тычки по альбомному листу. Палочка будет оставлять четкий отпечаток. Форма отпечатка будет зависеть от того, какой формы  был выбран предмет для тычка.  

 

 7. Кляксография.

В основе этой техники рисования лежит обычная клякса.  В процессе рисования сначала получают спонтанные изображения. Затем ребенок дорисовывает детали, чтобы придать законченность и сходство с реальным образом. Оказывается, клякса может быть и способом рисования, за который никто не будет ругать, а, наоборот, еще  и похвалят.

8. Набрызг.

Ребенок набирает краску на зубную щётку и ударяет ею о картон, который держит над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу.

9. Рисование мыльными пузырями.

Опустить трубочку в смесь (гуашь, мыло, вода) и подуть так, что бы получились мыльные пузыри. Получаются интересные отпечатки, можно дорисовать детали.

 

10. Оттиск пробкой.

 Средства выразительности – пятно, фактура, цвет.  Способ – ребёнок прижимает печатку с краской к штемпельной подушечке с краской и наносит оттиск на бумагу, прижимать уверенно, ритмично, не сдвигая с места. Использовать различные пробки, крышки.

11.  Рисование ватными палочками.

Средства выразительности – пятно, точка, короткие линии, цвет.Способ – даём трафарет (шаблон) , заполняем точками сначала контур рисунка, затем весь рисунок Каждую новую краску берём новой палочкой.

 12.Рисование втулкой от туалетной бумаге (например рисуем цветок, салют)

Ребенок берет по очереди штампы, начиная с того, у которого полосочки самые длинные, обмакивает в краску и ставит штамп на бумаге. Если краска жидкая - лучше обзавестись несколькими листами бумаги; пока на одном краска подсыхает, ребенок будет работать со следующим. Затем нужно выбрать штамп с более короткими полосками и оставить след поверх первого, но уже другого цвета.

 13. Оттиск смятой бумагой

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет. Материал: блюдце либо пластиковая коробка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага. Способ получения изображения: смятая бумага прижимается к штемпельной подушке с краской и на бумагу наносится оттиск, для получения другого цвета меняют блюдце и смятую бумагу.

4. План по реализации проекта.

В отличие от традиционного рисования у ребенка гораздо больше возможностей проявить и развить свои творческие способности, фантазию, воображение. Ребенок учится работать с разными материалами. Ощупывая материалы и фактуры, он развивает мелкую моторику. В процессе работы ребенок знакомится с объемом, фактурой и пространством. Ребенок работает с цветом, учится смешивать и сочетать цвета, развивает художественный вкус. Нетрадиционное рисование успокаивает и увлекает, способствует развитию усидчивости, побуждает к поиску нестандартных решений. В этом виде деятельности нет слова "нельзя". Увидели шишки, листики, ягоды, чайный пакетик - все это может пригодиться. Рисунки в нетрадиционной технике получаются на порядок быстрей обычных. Это играет огромную роль для маленьких детей, когда им не хватает усидчивости и терпения, чтобы завершить свою работу. Такие занятия добавляют уверенности в себе и в своих силах, да и просто доставляют огромное удовольствие.

 С младшими дошкольниками рекомендуется использовать следующие нетрадиционные техники рисования: – рисование пальчиками; – оттиск печатками из картофеля; – рисование ладошками .

Учитывая особенности данной возрастной группы, мной был разработан план по реализации данного проекта.

План работы по теме самообразования на 2021-2022 год.

Раздел

Сроки

Содержание работы

Практические выходы

Изучение методической литературы и других источников

Сентябрь - май

1.Давыдова Г.Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»

2.Никитина А.В. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду».

3. Интернет-ресурсы.

Анализ изученной литературы в плане по самообразованию.

Работа с детьми

Октябрь

Рисование отпечатками листьев. «Осенний листопад»

Совместная творческая деятельность.

Ноябрь

Рисование пальчиками и ладошками. «Зимующие птицы»

Совместная творческая деятельность.

Декабрь

Рисование ватными палочками. «Ветка рябины»

Совместная творческая деятельность.

Январь

Рисование штампами.

«Рождественское печенье»

Совместная творческая деятельность.

Февраль

Рисование поролоном и смятой бумагой. «Добрый снеговик»

Совместная творческая деятельность.

Март

Рисование зимы разными способами. «Зимний лес»

Совместная творческая деятельность.

Апрель

Рисование цветов разными способами. «Букет для мамы»

Совместная творческая деятельность.

Май

Рисование втулками «Праздничный салют»

Совместная творческая деятельность.

Работа с родителями

Сентябрь

Выявить отношение родителей к художественному творчеству их детей.

Опросник «Творчество в семье».

Октябрь

Консультация «Зачем ребёнку рисовать?»

Консультация для родителей.

Ноябрь

Выставка для родителей.

Февраль

Выставка семейного творчества.

Конкурс «Мы рисуем всей семьёй!» Выставка совместных работ.

Март

Подготовка материалов и буклетов по теме «Нетрадиционные техники рисования».

Консультация «Нетрадиционные техники рисования с детьми 2-3 лет».

Май

Подготовка к фотоотчёту.

Фотоотчёт по итогам года на итоговом родительском собрании.

Заключение.

 Значение сенсорного развития ребенка для его будущей жизни выдвигает перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу разработки и использования наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания. Главное направление сенсорного воспитания должно состоять в вооружении ребенка сенсорной культурой.

 В качестве средств решения познавательных задач в сенсорной культуре выступают сенсорные эталоны – общепринятые образцы внешних свойств предметов.

 Сенсорные эталоны цвета представлены семью цветами спектра и их оттенками по светлоте и насыщенности. В качестве сенсорных эталонов формы выступают геометрические фигуры. Эталон величины – метрическая система мер. Усвоение сенсорных эталонов – это их использование в качестве «единиц измерения» при оценке свойств веществ.

 Именно форма, цвет и величина имеют определяющее значение для формирования зрительных представлений о предметах и явлениях действительности.

  В качестве средств сенсорного воспитания у детей раннего и младшего дошкольного возраста используются: дидактические игры и упражнения, изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация), конструирование и др.                                                                                                      

Изобразительная деятельность и конструирование должны быть тесно связаны с теми знаниями и представлениями, которые получают дети в результате всей воспитательной работы.

Изобразительная деятельность – это специфическое образное познание действительности. Для того чтобы нарисовать, какой – то предмет, предварительно надо хорошо с ним познакомится, запомнить его форму, величину, конструкцию, расположение частей, цвет. Дети воспроизводят в рисунке, что восприняли раньше, с чем уже знакомы.

   Занимаясь рисованием, дети учатся правильно называть и различать цвета.

  Для изобразительной деятельности этого возраста характерны быстрые переходы из рисования в игру, отличительной особенностью которой является возможность обучать маленьких детей посредством активной, интересной для них деятельности.

 Успешное выполнение малышом практических действий зависит от предварительного восприятия и анализа того, что нужно делать. Поэтому совершенствовать сенсорные процессы каждого ребенка следует, учитывая содержание его деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны  воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Агрессивность у детей дошкольного возраста»

Повышенная агрессивность детей яв­ляется одной из наиболее острых про­блем не только для педагогов и психо­логов, но и для общества в целом. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам повед...

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Нравственное и этическое развитие воспитанников детского дома дошкольного возраста»

Цель: способствовать формированию у детей этических и нравственных  норм поведения Задачи:1.      воспитание нравственных чувств, привычек, норм;2....

Анализ работы по самообразованию Тема самообразования: Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционную аппликацию.

Необходимым элементом подготовки ребенка  к школе, к письму является тренировка тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координаций. В связи с этим ,эта тема , считается актуальн...

План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И.

План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И....

План работы По самообразованию На 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»

План работыПо самообразованиюНа 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»...

2020-2022 гг: Тема по самообразованию №1 за 2020г; Тема по самообразованию № 2, 3 за 2021 г; тема по самообразованию № 4 за 2022 г.

                ГБОУ Школа №1400 8ДКМладшая  группа № 2Воспитатель- Фролова Елена Владимировна Тема по самообразованию 2020-2021 уч. год. ...