Статья "Линейная графика что это? И какое значение имеет для детей старшего дошкольного возраста."
статья по рисованию (старшая группа)
Линия является самым распространенным средством изображения. Значение линии как изобразительного средства состоит в особой природе человеческого зрения. В дошкольном возрасте особое значение имеет развитие способности осознавать любой объект наблюдения воспринимать посредством движения глаз, прослеживающих контур объекта (его наружную линию), границы поверхностей объекта (в виде их линейных очертаний). При работе с детьми старшего дошкольного возраста особенно большим потенциалом обладает изобразительная деятельность, в процессе которой ребенок невербально учится выражать свое внутреннее состояние, создавать творческие работы, преломляя в образной форме свои представления о мире, где через творчество «происходит расширение горизонтов познания - от близкого к далекому, от простого к сложному, от национально-регионального к мировому», тем самым выражая чувственные впечатления. Опыт детского восприятия позволяет воспринимать контур не как самостоятельную линию, а как линейное образование, характеризующее структурные качества предмета. Линейное (контурное) восприятие предмета передает содержательную информацию о размере, массе, форме и ракурсе объекта. Основой построения «любого» изображения, в том числе тонового и цветного, также является линия. Линия – изобразительное средство самого распространенного вида графической техники – линейной графики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_lineynaya_grafika.docx | 15.74 КБ |
Предварительный просмотр:
МАДОУ «Детский сад №28»
Воспитатель Сергеева Ольга Вячеславовна
Линейная графика что это? И какое значение имеет для детей старшего дошкольного возраста.
Линия является самым распространенным средством изображения. Значение линии как изобразительного средства состоит в особой природе человеческого зрения. В дошкольном возрасте особое значение имеет развитие способности осознавать любой объект наблюдения воспринимать посредством движения глаз, прослеживающих контур объекта (его наружную линию), границы поверхностей объекта (в виде их линейных очертаний). При работе с детьми старшего дошкольного возраста особенно большим потенциалом обладает изобразительная деятельность, в процессе которой ребенок невербально учится выражать свое внутреннее состояние, создавать творческие работы, преломляя в образной форме свои представления о мире, где через творчество «происходит расширение горизонтов познания - от близкого к далекому, от простого к сложному, от национально-регионального к мировому», тем самым выражая чувственные впечатления. Опыт детского восприятия позволяет воспринимать контур не как самостоятельную линию, а как линейное образование, характеризующее структурные качества предмета. Линейное (контурное) восприятие предмета передает содержательную информацию о размере, массе, форме и ракурсе объекта. Основой построения «любого» изображения, в том числе тонового и цветного, также является линия. Линия – изобразительное средство самого распространенного вида графической техники – линейной графики.
Линейная графика – основная техника исполнения чертежа, эскиза, рисунка, схемы. Главное средство ее выразительности – контрастное соотношение линий с поверхностью бумаги. На контрастном соотношении поверхности изображения и линии определенной толщины, наклона, кривизны и протяженности базируется плоскостное или пространственное восприятие изображения, его статичность или динамичность. Различная фактура линий, зависящая от материала, инструментов и приемов исполнения, создает различное впечатление материальности изображаемой предметной формы. Каждый вид искусства имеет свою специфику, ставит перед собой особые задачи и обладает для их решения своими специфическими приемами. Графика - это одно из самых популярных изобразительных искусств.
Являясь одним из главных средств композиции, линия имеет художественно-выразительные возможности. Она может быть плавной, спокойной, певучей, вертикальной и горизонтальной, сплошной и прерывистой, прямой и волнистой, пересекающейся и параллельной, легкой и тяжелой и т. д. Используя разнообразие этих важнейших художественно-выразительных средств, ребенок может передавать тончайшие психологические нюансы создаваемой композиции.
Характерной чертой языка линейной графики является чистота и точность изображения, что делает ее самой распространенной техникой в проектной работе. Рисунок обведенный линиями разной толщины, создают выразительность композиции.
Психологическая выразительность линейной графики зависит от характера расположения и начертания линий (прямая, кривая, толстая, тонкая, сплошная, прерывистая), их тональности и цвета (черная, серая, светлая, цветная). В рисуночной работе выразительность линейной графики зависит не только от используемых линий, но и от бумаги, ее фактуры и цвета. Использование неоднородных линий позволяет создавать художественно-выразительные произведения.
Техника линейной графики позволяет создавать тональную и цветовую разработку формы, выявляя ее освещенность, массу, фактуру, пространство. Линии в художественном произведении можно сравнить с музыкальными звуками, и звучать они должны разнообразно и красочно. Только в этом случае рисунок становится живым и трепетным. Линии бывают сплошные и прерывистые, прямые и волнистые, монохромные и цветные, толстые и тонкие, пересекающиеся и параллельные, плавные и угловатые, спокойные и волнующие, вертикальные и горизонтальные, контрастные и нюансные.
С помощью линий можно создавать необходимые «психологические качества» проектируемой формы, выражать динамику, вес, массу, которые ассоциативно воздействуют на зрительное восприятие.
Толстые, жирные линии утяжеляют форму, создавая впечатление веса, массы. Вертикальные линии вызывают ощущение устойчивости. Диагональные - динамику. Горизонтальные – покой. Кривые линии передают впечатление замкнутости или текучести.
Практика графических действий помогает маленькому ребенку строить перцептивные и моторные навыки, развивать аналитические и сравнительные навыки, запрашивать автоматизацию в жесты, полезные для овладения письмом. Благодаря систематическому и регулярному обучению, дети получают направление линий и усовершенствует способность визуального анализа, что, безусловно, является необходимыми условиями для успешного развития.
Период полурисования, полуписьма был необычайно важным в развитии изобразительной деятельности человека. Исследуя особенности развития детского рисунка от хаотических каракулей и «направленных линий – макарон», головоломок и схематических рисунков до правдоподобных и «правильных» с точки зрения взрослого человека изображений, можно сказать, что ребёнок в какой – мере повторяет путь человечества, каждый этап деятельности для него столь же значим, как тот или иной исторический период для общества в целом. Упрощенное схематическое рисование, способное передавать не только видимые формы предмета или явления, но и зафиксировать на плоскости происходящий во времени тот или иной процесс, как нельзя лучше подходит для целенаправленных занятий изобразительной деятельности с детьми дошкольного возраста на этапе их подготовки к освоению грамоты. Такое рисование очень напоминает игру.
Дети будут свободно владеть техникой линейной графики, что в дальнейшем позволит избежать проблем с почерком и другими навыками письма. Разовьются его способности к анализу и синтезу впечатлений от окружающего мира, выработается сознательный подход к выбору тем, сюжетов, графических техник. Сформируются понятия о плоскости, рельефе, объеме, пространстве и времени, что позволит ему в дальнейшем учиться без лишнего напряжения психических и физических сил.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар для педагогов "Основы русских народных традиций их классификация и значение в воспитании детей старшего дошкольного возраста"
Большинство детей очень поверхностно знакомы с народной культурой. В основе человеческой культуры лежит духовное начало....
Значение игры для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Консультация для родителей...
Экологический проект "С какого дерева листок" для детей старшего дошкольного возраста.
Экологический проект "С какого дерева листок" для детей старшего дошкольного возраста. Цели проекта: расширить представлений о многообразии растительного мира; сформировать у детей умения...
«Формирование понимания синонимичных значений слов у детей старшего дошкольного возраста в различных видах деятельности»
«Формирование понимания синонимичных значений слов у детей старшего дошкольного возраста в различных видах деятельности»...
Родительское собрание "Значение оригами для детей старшего дошкольного возраста"
В ходе нашего собрание привлекали родителей к совместной работе с детьми в изготовлении снежинки в технике оригами....
Проект летней оздоровительной кампании «Вот оно какое, наше лето!» для детей старшего дошкольного возраста
Лето – самое благоприятное время для укрепления здоровья и развития детей. Работа с детьми в летний оздоровительный период является составной частью системы физкультурно-оздоровительных и воспит...
Авторская педагогическая технология Н.Ю.Шуваевой «Рисование – линейная графика» как средство развитие мелкой моторики кисти руки детей старшего дошкольного возраста
Авторская педагогическая технология Н.Ю.Шуваевой «Рисование – линейная графика» как средство развитие мелкой моторики кисти руки детей старшего дошкольного возраста...