Экологический проект "С какого дерева листок" для детей старшего дошкольного возраста.
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему
Экологический проект "С какого дерева листок" для детей старшего дошкольного возраста. Цели проекта: расширить представлений о многообразии растительного мира; сформировать у детей умения классифицировать деревья и кустарники; изучить и расширить представления детей о деревьях и кустарниках, произрастающих на участке детского сада.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Экологический проект "С какого дерева листок" для детей старшего дошкольного возраста | 122.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор воспитатель группы №8
Гимназия №1507 ОДШО №791
Трантина Ю.Н.
Москва 2014 год
Экологический проект «С какого дерева листок?» предназначен для занятий с детьми в средней группе. По количеству участников является коллективным, долгосрочным, так как реализуется в течение 1 месяца (середина сентября-октябрь 2014 года).
Цель проекта:
Расширить представлений о многообразии растительного мира. Формировать у детей умения классифицировать деревья. Изучить и расширить представления детей о деревьях и кустарниках, произрастающих на нашем участке детского сада.
Задачи:
- Формировать у дошкольников элементарные представления о жизни деревьев. Учить узнавать их по форме листка, форме и окраске ствола. Закреплять знание названий деревьев и кустарников, их строения, внешних признаков.
- Познакомить детей со своеобразием листьев каждого дерева. Подвести детей к пониманию, что у каждого дерева своеобразные листья, они отличаются цветом, формой, величиной. Также отличаются по цвету, форме, толщине и стволы деревьев.
- Сформировать представления о том, что деревья – живые существа. Для жизни им необходимы определённые условия: питательная почва (земля), вода, свет, тепло.
- Учить детей устанавливать логическую взаимосвязь между условиями среды и состоянием живых объектов (деревьев). Изучать взаимодействия дерева с окружающим миром, выявление пользы деревьев в ходе наблюдений и бесед.
- Учить детей устанавливать связи и взаимодействия человека с природой.
- Расширение, обобщение активизация и актуализация словаря по теме. Развивать воображение, творчество, познавательный интерес, мышление, умение анализировать, сравнивать, обобщать. Отражать знания, полученные опытным путем, в различных видах деятельности (изобразительной, умственной, игровой). Учить видеть красоту в ближайшем окружении
- Способствовать развитию кругозора детей, воспитанию любви, уважения к природе. Воспитывать бережное отношение к объектам природы, желание сохранять их.
Содержание этапов проекта.
Проект, включает три этапа – подготовительный, исследовательский и заключительный (обобщающий).
Подготовительный этап.
На подготовительном этапе с детьми проводились беседы, наблюдения на участке детского сада за деревьями. Чтение и заучивание стихов об осенних листьях, деревьях. Ребята познакомились с большим количеством разнообразных загадок об изучаемых видах деревьев. В результате занятий продуктивным видам деятельности – организовали выставки рисунков для родителей «Деревья осенью», «Найди лист со своего дерева», «Помоги ёжику собрать листьев для подстилки в норе». Прослушали песни «Дуб» и «Береза» И. Токмаковой, рус.нар.хороводную песню «Берёзка». Разучили физкультминутки «Дует, дует ветер…», «Деревья бывают высокие…», «Жёлтый маленький листок» и др.
Исследовательский этап.
В начале проекта на прогулке мы провели с детьми беседы о деревьях. Одно дерево за одну беседу. Объектами изучения выступили деревья: берёза, каштан, рябина, дуб, липа, клён, ясень. Кустарники: сирень, шиповник, снежноягодник.
В начале работы мы выяснили представления детей о деревьях и кустарниках, отношение к ним. Далее детям была предложена схема знакомства с растением:
Как зовут тебя?
Ты дерево или куст?
Какого ты роста?
Какова форма и цвет твоих листьев? На что они похожи? Какие они наощупь?
Цвело ли ты летом? Какие семена созреют на месте твоих цветов?
Какие семена вырастут на месте цветов?
Какой у тебя ствол? (сравнительно с другими деревьями)
Какая у тебя кора (цвет, гладкая или морщинистая)?
1. Занятие Заучивание стихотворения И.Токмаковой «Дуб».
Цель: учить детей выразительно читать наизусть стихотворение, учить детей понимать, а затем воспроизводить образный язык стихотворения, упражнять в подборе сравнений, воспитывать любовь к природе, деревьям.
2.Наблюдение «Деревья на нашем участке детского сада».
Цель: закрепить знания детей о деревьях, их внешних видовых отличиях, красоте и пользе, воспитывать бережное отношение к «зеленому другу», учить беречь природу.
3. Наблюдение «Осень золото роняет» – экскурсия в осенний сад.
Цель: расширить представления детей о характерных признаках осени, уточнить представления об изменениях, происходящих осенью в жизни деревьев. Почему осенью листья меняют свою окраску? Что такое листопад? Куда исчезают опавшие листья? Организовать сбор листьев и плодов с деревьев и кустарников на участке д/с. Познакомить детей со способом подготовки листьев для альбома-гербария.
4. Совместная с воспитателем деятельность.
Вместе с детьми создали экологический альбом «Деревья нашего участка»;
Цель: закрепить полученные в ходе исследовательской деятельности знания, визуализировать полученный опыт.
5. Занятие «Составление описательного рассказа-загадки о своём дереве».
Цель: развитие монологической речи, умения составлять рассказ по плану, предложенному воспитателем.
6. Занятие «Какую пользу деревья приносят людям».
Цель: подвести детей к пониманию того, что деревья обогащают воздух кислородом,
отфильтровывают частички пыли в воздухе, повышают влажность воздуха и за счёт испарений летом воздух более прохладный, создают радостную атмосферу, радуют людей своей красотой. Из древесины делают мебель, музыкальные инструменты, игрушки, посуду и другие предметы.
Игровая деятельность.
Дидактические игры:
«Сравни». Цель: каждый ребенок рассказывает о своем дереве, и сравнивает его с другим.
«Что лишнее». Цель: дети должны определить лишний предмет (дуб, осина, клен, ель, ромашка).
«Назови плод». Цель: дети должны правильно указать плод этого растения.
«Определи дерево по листочку» или «С какой ветки детки?» Цель: дети по листочку должны назвать дерево.
«Скажи по-другому». Цель: назвать листья по-другому (лист клена кленовый, осины – осиновый, берёзы–берёзовый, дуба – дубовый и т.д.).
«Найди свое дерево». Цель: учить находить дерево по описанию.
"Загадай, мы отгадаем» Цель: развитие монологической речи, умения составлять рассказ по плану, предложенному воспитателем.
"Найди дерево по семенам". Цель: учить находить дерево по его плоду.
"Найди лист такой, как покажу" Цель: учить сопоставить образец или его силуэт и найти необходимый лист дерева, назвав его.
Сюжетно-ролевые игры:
Магазин « Семена»,
«Как звери к зиме готовятся».
Художественно-продуктивная деятельность.
Выставка: «Осенняя березка», «Деревья осенью» – рисование, аппликация «Найди лист со своего дерева», аппликация «Кисть рябины», аппликация из природного материала «Помоги ёжику собрать листьев для подстилки», «Преврати листочки в кого хочешь». Лепка с использованием природного материала «Медвежонок».
Чтение художественной литературы:
Цикл стихотворений И.Токмаковой о деревьях: «Дуб», «Берёза», «Осина», «Ива», «Яблонька», «Ели», «Сосны»
«Почему осенью листопад» отрывки из рассказов Г.Граубина .
А. Прокофьев «Люблю березку русскую».
Л.Н. Толстой, «Дуб и орешник».
«Ветер» М.Пляцковский
«Доктор Осень» Е.Григорьева
Е.Трутнева «Ходит – бродит осень»
«Письмо»Е.Авдиенко
«Осень»Е.Авдиенко
Заключительный, обобщающий этап.
В основе заключительного этапа лежит итоговая беседа: «Деревья – наши друзья». Дети закрепили знания о деревьях, об их красоте и пользе. Рассмотрели получившийся экологический альбом «Деревья нашего участка».
Итогом проекта «С какого дерева листок?» стало обобщение результатов нашей работы. Проект позволил детям расширить знания о природе родного края, о пользе деревьев.
Занимаясь исследованием, мы подтвердили, что своеобразие листьев проявляется в осенний период, когда они окрашиваются разными красками. Листопад-это явление природы, которое бывает только осенью. Этому способствует изменение температуры воздуха и продолжительности светового дня в осенний период.
Дети получили ответы на интересующие вопросы и составили рекомендации:
Знать строение дерева: корень, ствол, ветки, листья.
Знать с какого дерева тот или иной лист это интересно и увлекательно.
Из высушенных листьев можно составлять красивые аппликации.
При помощи листьев можно рисовать, оставляя отпечатки.
Всем людям необходимо бережно относиться к деревьям. Они, очень нужны всем.
Приложение.
Ирина Токмакова
Ели.
Ели на опушке
До небес макушки -
Слушают, молчат,
Смотрят на внучат.
Осинка.
Зябнет осинка,
Дрожит на ветру,
Стынет на солнышке,
Мёрзнет в жару…
Дайте осинке
Пальто и ботинки -
Надо погреться
Бедной осинке.
Ива.
Возле речки, у обрыва,
Плачет ива, плачет ива.
Может, ей кого-то жалко?
Может, ей на солнце жарко?
Может, ветер шаловливый
За косичку дёрнул иву?
Может, ива хочет пить?
Может, нам пойти спросить?
Берёза.
Если б дали берёзе расчёску,
Изменила б берёза причёску.
В речку, как в зеркало глядя,
Расчесала б кудрявые пряди,
И вошло б у неё в привычку
По утрам заплетать косичку.
Сосны.
Сосны до неба хотят дорасти,
Небо ветвями хотят подмести.
Чтобы в течение года
Ясной стояла погода
Яблонька.
Маленькая яблонька
У меня в саду.
Белая, белая,
Вся стоит в цвету.
Я надела платьице
С белою каймой.
Маленькая яблонька,
Подружись со мной.
Рябина.
Красненькую ягодку
Мне дала рябина
Думал я, что сладкую,
А она — как хина.
То ли эта ягодка
Просто не дозрела,
То ль рябина хитрая,
Подшутить хотела.
Дуб.
Дуб дождя и ветра
Вовсе не боится.
Кто сказал, что дубу
Страшно простудиться?
Ведь до поздней осени
Он стоит зелёный.
Значит, дуб выносливый,
Значит, закалённый.
Загадки.
Русская красавица стоит на поляне
В зелёной кофточке, в белом сарафане.(Берёза)
Её всегда в лесу найдёшь –
Пойдём гулять и встретим:
Стоит, колючая, как ёж,
Зимою в платье летнем. ( Ель)
У меня длинней иголки,
Чем у ёлки.
Очень прямо я расту в высоту.
Если я не на опушке, ветви – только на макушке. (Сосна)
Тёмной он покрыт корой.
Лист красивый, вырезной,
А на кончиках ветвей
Зреет много желудей. (Дуб)
Бусы красные висят,
Из кустов на нас глядят.
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи. (Рябина)
Ну не дерево, а диво!
Разноцветный и красивый
Лист ладошкою раскрылся.
Ветер дунул, лист свалился. (Клён)
Всегда от холода трясусь,
Всего-всего в лесу боюсь.
Не берёза, не рябина,
Я – пугливая… (Осина)
Весной веселит, летом холодит,
Осенью питает, зимой согревает. (Дерево)
А. Прокофьев.
Люблю березу русскую,
То светлую, то грустную,
В беленом сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красивыми застежками,
С зелеными сережками.
Люблю ее нарядную,
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую.
Люблю березу русскую.
Под ветром низко клонится
И гнется, но не ломится!
ДУБ И ОРЕШНИК Л.Н. Толстой,
(Басня)
Старый дуб уронил с себя желудь под куст орешника. Орешник сказал дубу: «Разве мало простора под твоими сучьями? Ты бы ронял свои желуди на чистое место. Здесь мне самому тесно для моих отростков, и я сам не бросаю наземь своих орехов, а отдаю их людям».
«Я живу двести лет,— сказал на это дуб,— и дубок из этого желудя проживет столько же».
Тогда орешник рассердился и сказал: «Так я заглушу твой дубок, и он не проживет и трех дней». Дуб ничего не ответил, а велел расти своему сынку из желудя.
Желудь намок, лопнул и уцепился крючком ростка в землю, а другой росток пустил кверху.
Орешник глушил его и не давал солнца. Но дубок тянулся кверху и стал сильнее в тени орешника. Прошло сто лет. Орешник давно засох, а дуб из желудя поднялся до неба и раскинул шатер на все стороны.
Ветер
М.Пляцковский
Дунул ветер на березку,
Разлохматил ей прическу.
Ветер очень торопился,
Улетел, не извинился.
Доктор Осень
Е.Григорьева
На колючках у ежат
Два горчичника лежат.
Значит, их поставил кто-то,
Только где он, этот доктор?
Лес вздохнул
И листья сбросил…
- Догадался! Это осень!
Е.Трутнева
«Ходит – бродит осень»
По лесным тропинкам
Ходит – бродит осень.
Сколько свежих шишек
У зеленых сосен!
И листок березы
Золотистой пчелкой
Вьется и летает
Над зеленой елкой!
Письмо
Е.Авдиенко
Злой осенний ветерок
У куста сорвал листок.
Долго с листиком вертелся,
Над деревьями кружил,
А потом нам на колени
Желтый листик положил.
Тронул холодом лицо:
«Получите письмецо!
Это вам прислала осень».
И еще охапку желтых,
Красных,
Разных писем
Бросил.
«Осень»
Е.Авдиенко
Ходит осень по дорожке
Промочила в лужах ножки.
Льют дожди, и нет просвета,
Затерялось где-то лето.
Ходит осень, бродит осень,
Ветер с клена листья сбросил.
Под ногами коврик новый,
Желтый – розовый – кленовый.
К.Ушинского Спор деревьев
Заспорили деревья промежду себя: кто из них лучше? Вот дуб говорит:
— Я всем деревам царь! Корень мой глубоко ушёл, ствол в три обхвата, верхушка в небо смотрится; листья у меня вырезные, а сучья будто из железа вылиты. Я не кланяюсь бурям, не гнусь перед грозою.
Услышала яблоня, как дуб хвастает, и молвила:
— Не хвастай много, дубище, что ты велик и толст: зато растут на тебе одни жёлуди, свиньям на потеху; а моё-то румяное яблочко и на царском столе бывает.
Слушает сосенка, иглистой верхушкой качает:
— Погодите, — говорит, — похваляться; вот придёт зима, и будете вы оба стоять голёшеньки, а на мне всё же останутся мои зелёные колючки; без меня в холодной стороне житья бы людям не было; я им и печки топлю, и избы строю.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация по теме "Деревья" для детей старшего дошкольного возраста
Данная презентация предназначена для использование на занятиях по ознакомлению с окружающим, развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста. Задачи: Обогащение словаря по данной ...
Мультимедийная презентация "Петриковская роспись по дереву" для детей старшего дошкольного возраста.
Презентация может быть использована в работе с детьми по изобразительной деятельности.Слайды показывают поэтапное выполнение петриковских узоров. Презентация облегчит объяснение выполнения приемов рос...
Конспект НОД и презентация на тему: «Как люди используют дерево» для детей старшего дошкольного возраста.
Конспект НОД и презентация на тему: «Как люди используют дерево» для детей старшего дошкольного возраста.Цель: познакомить с некоторыми свойствами дерева, уточнить представления детей о том, как...
Дидактическая игра «Угадай, какой знак» (Для детей старшего дошкольного возраста)
МБДОУ Детский сад № 88 "Аленушка"Воспитатель: Короткова Елена МихайловнаДидактическая игра «Угадай, какой знак»(Для детей старшего дошкольного возраста)Цель игры:Учить детей различать дорожные знаки. ...
Проект "Домашние животные.Какие они?" для детей старшего дошкольного возраста
Образец краткосрочной проектной деятельности...
Консультация для родителей "Какие книги читать детям старшего дошкольного возраста?"
Рекомендации для родителей по подбору книг для детей старшего дошкольного возраста...
Какие книги читать детям старшего дошкольного возраста
Рекомендации...