Конспект совместной деятельности с детьми подготовительной к школе группы "Жостовские подносы"
материал по рисованию (подготовительная группа)

Елховенкова Олеся Викторовна

Различать новый вид народного искусства — роспись жостовских подносов. Выделять некоторые характерные признаки: металлические расписные подносы разной формы, черного цвета, украшенные цветами, фруктами, сюжетными сценками.

Учить выделять средства выразительности: элементы узора, их цвет, типичные сочетания, кайма.

Учить составлять узор на полосе, чередовать легкие завитки, рисовать концом кисти.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhostovo.docx18.45 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад общеразвивающего вида «Улыбка»

Конспект совместной деятельности с детьми подготовительной к школе группы "Жостовские подносы:

 Воспитатель: Елховенкова О.В.

Цель.Различать новый вид народного искусства — роспись жостовских подносов. Выделять некоторые характерные признаки: металлические расписные подносы разной формы, черного цвета, украшенные цветами, фруктами, сюжетными сценками.

Учить выделять средства выразительности: элементы узора, их цвет, типичные сочетания, кайма.

Учить составлять узор на полосе, чередовать легкие завитки, рисовать концом кисти.

Ход занятия:

-Ребята, посмотрите, какие красивые подносы изображены на картинках. Какая красивая роспись. Ребята, а вы знаете, как называется эта роспись? (ответы детей) На самом деле роспись называется – жостовская.

- Посмотрите, какие подносы разнообразные. Ребята, чем они отличаются друг от друга?

- Дети: Формой, размером, на подносах разный фон.

-Ребята эти подносы, эту красоту создают мастера из села Жостово недалеко от Москвы. На фабрике каждый занят своим делом.

-Одни мастера штампуют из металла подносы разной формы (круглые, овальные, квадратные, треугольные, фигурные, гитарные, фестончатые). Другие мастера покрывают их черным лаком, хотя бывают подносы красные, зеленые, синие. Расписывают подносы художники. На каждом подносе нарисованы красивые цветы: это может быть букет в середине подноса (как будто смотришь на него сверху), гирлянда или веточка, расположенная на подносе слева или справа.

- Ребята, у кого-нибудь дома есть жостовские подносы? Какой они формы, чем они украшены, для чего нужен дома поднос?

- Ребята давайте рассмотрим подносы и назовем цветы, на какие они похожи (розы, ромашки, маки, ирисы, незабудки), посмотрите какие листья, трава.

-Мастера - жостовские художники - для своих подносов придумывают очень красивые названия: «Цветы осени», «Садовые цветы», «Венок», «Лето».

-Кроме цветов, на подносах рисуют фрукты, ветки рябины, сюжетные композиции — пейзажи, чаепитие и др. (показать иллюстрации, открытки).

-Цветы выступают из ночной темноты фонов яркими, красочными переливами. У каждого мастера свой стиль, но общий стиль промысла узнаваем сразу. Жостовская роспись - это импровизация мастера. Расписывая поднос, он не рисует с натуры, а уходит в фантастический мир цветов. На подносах нет точных «портретов» цветов. Они условны, используются приемы, отобранные жостовскими мастерами. На подносе цветы выглядят живыми. Определена последовательность построения узора, использования традиционных приемов росписи. Подносы украшаются крупными цветами (розы, георгины), а затем цветами в два-три раза меньшими, бутонами. Цветы постепенно зарисовываются, и появляются стебли букетов, листья, травинки.

-Букет в центре подноса кажется плотным и ажурным, так как просвечивает черный фон. Пустоты между цветами и листьями заполняются более мелкими листочками и стебельками.

-Мастер все время уточняет форму букета, цветы словно наливаются соком, становятся живыми. Последние мазки, блики, черточки, семена, мелкая травка, и осталось только нарисовать золотую кайму - орнамент по краю подноса (легкие завитки, волнистые, хитро переплетающиеся линии).

-Подносы покрываются лаком, поверхность их зеркальная. Жостовские подносы как декоративные панно вносят в наш дом праздничность.

О жостовских подносах написаны песни, стихотворения.

В тиши родного края,

Под сенью сосен древних

Живет одна простая

Российская деревня.

Проснется спозаранку

В любую непогоду

И стелет самобранку

Для праздника природы.

-Ребята, а вы хотите попробовать себя в роли художников, украсить подносы? (ответы детей) Я предлагаю вам сегодня украсить подносы, нарисовав кайму. Кайму мы с вами будем рисовать 3 видов: прямую, с завитками в одну сторону и с завитками в разные стороны.

-Посмотрите пожалуйста на подносы: на маленьких — ровная тонкая золотая линия, на других — маленькие завитки, как в хохломской росписи, но на каждом подносе по-разному (сравнить две каймы).

-Ребята, я предлагаю вам на каждом подносе нарисовать кайму: прямая линия, завитки в одном направлении, завитки в разных направлениях.(показать движение завитка в воздухе)

-Ребята, у вас на столах лежат полоски. Я предлагаю вам сначала нарисовать кайму на этих полосках. (дети рисуют)

 -Молодцы, у вас получилась красивая кайма. А сейчас нарисуйте кайму на ваших подносах. (дети рисуют две-три каймы)

 -Ребята, посмотрите какие красивые подносы у вас получились.

- Скажите пожалуйста, вам понравилось быть художниками? Что мы сегодня рисовали? Как называется вид росписи?

- Ребята, я предлагаю вам организовать выставку подносов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной деятельности с детьми подготовительной к школе группы "Путешествие в страну шахмат"

Цель:1.     Вызвать у детей интерес к игре в шахматы, познакомить детей в игровой форме с историей шахмат.Задачи:1.     Воспитывать у детей интерес к шахматам.2...

Конспект совместной деятельности с детьми подготовительной к школе группы "Осенние фантазии""

Цель:  Формировать представления детей о пейзажной живописи, подведение детей к созданию образа осени посредством поэзии великих русских поэтов. Задачи:Воспитывать любовь к родной русской пр...

Конспект совместной деятельности с детьми подготовительной к школе группы "Осенние фантазии""

Цель:  Формировать представления детей о пейзажной живописи, подведение детей к созданию образа осени посредством поэзии великих русских поэтов. Задачи:Воспитывать любовь к родной русской пр...

Конспект совместной деятельности с детьми подготовительной к школе группы "Сказка ложь да в ней намек".

Цель:Продолжать формировать представление об особенностях сказочного жанра (типичных героях, сюжетах, средствах выразительности, воспитательной ценности).Задачи:Воспитывать бережное отношение к книгам...

Конспект совместной деятельности с детьми подготовительной к школе группы" Путешествие в сказочный лес"

Воспитывать у детей умение принимать игровую задачу , находить способы ее решения.Уточнять и закреплять представление детей о диких животных:внешнем виде, повадках, детенышах.Расширять и активизироват...