Конспект совместной деятельности с детьми подготовительной к школе группы "Путешествие в страну шахмат"
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме
Цель:
1. Вызвать у детей интерес к игре в шахматы, познакомить детей в игровой форме с историей шахмат.
Задачи:
1. Воспитывать у детей интерес к шахматам.
2. Воспитывать у детей целеустремленность, выдержку, волю, усидчивость.
3. Обогащать словарный запас детей.
4. Развивать связную речь.
5. Расширять кругозор, учить ориентироваться на плоскости.
6. Упражнять в составлении рассказов по моделям связно, образно.
7. Развивать образное, логическое и ассоциативное мышление.
8. Развивать внимание, память.
9. Формировать познавательную активность детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanatiya_puteshestvie_v_stranu_shahmat.docx | 23.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение детский сад № 59
комбинированного вида
Колпинского района города Санкт - Петербурга
Конспект совместной деятельности
«Путешествие в страну шахмат»
в рамках проекта: «Королевство шахмат»
с детьми подготовительной к школе группы
интеграция образовательных областей:
«Познание», «Социализация», «Коммуникация»,
«Физическая культура».
Используемые технологии: здоровьесберегающие,
ИКТ, работа с моделью
Составитель:
воспитатель первой квалификационной категории
Юдкина Ольга Олеговна
Цель:
- Вызвать у детей интерес к игре в шахматы, познакомить детей в игровой форме с историей шахмат.
Задачи:
- Воспитывать у детей интерес к шахматам.
- Воспитывать у детей целеустремленность, выдержку, волю, усидчивость.
- Обогащать словарный запас детей.
- Развивать связную речь.
- Расширять кругозор, учить ориентироваться на плоскости.
- Упражнять в составлении рассказов по моделям связно, образно.
- Развивать образное, логическое и ассоциативное мышление.
- Развивать внимание, память.
- Формировать познавательную активность детей.
Материал:
- Компьютер.
- Компьютерное сопровождение совместной деятельности.
- Самостоятельно разработанная модель «История шахмат в России».
- Самостоятельно разработанная компьютерная игра «Что изменилось?».
- Шахматы.
Предварительная работа:
- Разработка проекта на тему: «Шахматное королевство»
- Рассматривание и чтение книг о шахматах:
«Шахматы для самых маленьких», «Приключения в шахматной стране»И. Г.Сухин;
«Приключение пешки» Е.Ильин;
«Шахматная азбука или первые шаги по шахматной доске»
В.Гришин, Е.Ильин.
- Беседа с детьми об истории шахмат в России.
- Просмотр DVD из серии Советы тетушки совы «Шахматы».
- Зарисовки, обводки по данной теме.
- Аппликация «Шахматная доска», рисование на тему: «Шахматное королевство»
- Разучивание и чтение стихов, отгадывание и составление загадок про шахматные фигуры.
- Обучение правилам игры в шахматы.
Дети находятся в самостоятельной деятельности. Воспитатель обращает внимание детей на экран монитора, где показан первый слайд презентации «Путешествие в страну шахмат»
Воспитатель: дети, посмотрите, пожалуйста, на экран как вы думаете кто это?
Ответы детей:
Воспитатель: Правильно, это богиня шахмат – Каисса. Играя в шахматы очень долгое время, многие люди так и не знали, и даже не догадывались, что существует покровительница шахматного искусства. Каисса была нимфой на Олимпе. Однажды бог войны Марс влюбился в нее, но Каисса не ответила ему взаимностью. Тогда Марс поспросил помощи у своего друга бога спорта – Эфрона. Эфрон придумал замечательную игру под названием «Шах и Мат». Марс принес это игру нимфе, игра очень понравилась Каиссе. С тех пор Каисса – богиня шахмат.
Воспитатель: ребята, Каисса приглашает нас в путешествие по стране шахмат. Но прежде чем, отправиться в путь, давайте отгадаем загадки про жителей королевства шахмат. Согласны?
Ответы детей: да.
Воспитатель: Мы могли на ней бы плыть с русским князем по воде,
Но позволено ходить и по клеточкам…
Ответ детей: (Ладье)
На экране появляется слайд с картинкой – отгадкой.
Воспитатель: Быть особо защищенным, у него такая роль.
Это правило резонно, потому что он …
Ответ детей: (Король)
На экране появляется слайд с картинкой – отгадкой.
Воспитатель: Обитает не в саванне и не так огромен он,
Но такое, же названье у фигуры этой …
Ответ детей: (Слон)
На экране появляется слайд с картинкой – отгадкой.
Воспитатель: Он, не цокает, конечно, но легко перешагнем,
Через ряд фигур и пешек, этим шахматным…
Ответ детей: (Конем)
На экране появляется слайд с картинкой – отгадкой.
Воспитатель: Кто не любит прыг да скок, кто ходить привык без спешки
И берет наискосок?
Ну конечно, это …
Ответ детей: (Пешки)
Воспитатель: Если в шахматы играешь, то, конечно, это знаешь.
Будет лучший результат, если ты поставишь …
Ответ детей: (Мат)
На экране появляется слайд с картинкой – отгадкой.
Воспитатель: Молодцы ребята! С вами не страшно отправляться в путешествие по чужой стране. Тогда отправимся тот час, и время не теряя, сегодня в королевстве шахмат мы с вами побываем.
Под музыку В.Зубкова. А.Горохова «Шахматная королева» дети закрывают глаза и поворачиваются кругом три раза и открывают глаза. Музыка выключается.
Воспитатель: Вот мы с вами и очутились в замечательной стране шахмат. Дети, как известно опытные путешественники знают историю той, страны, в которую отправляются. Я предлагаю вам рассказать нам по моделям историю шахмат в России.
Воспитатель выставляет модель.
Дети рассказывают об истории шахмат по «модели».
Воспитатель: Я вижу, вы очень хорошо подготовились к этому путешествию, ну что немедля в путь – нас приключения там ждут.
Под музыку В.Зубкова. А.Горохова «Шахматная королева» дети закрывают глаза и поворачиваются кругом три раза и открывают глаза. Музыка выключается.
Воспитатель: Впереди я вижу шахматный ручей, что бы его перейти нам с вами придется правильно ответить на вопросы. Кто правильно отвечает, делает шаг вперед, друг другу помогать разрешается.
- Без какой фигуры не бывает игры?
Ответы детей: Король
- Где возникли шахматы?
Ответы детей: в Индии
- Каких клеток больше на шахматной доске, черных или белых?
Ответы детей: По ровно
- Как пешке укрыться от чернопольного коня?
Ответы детей: встать на белое поле
- Между какими фигурами стоит конь в начале игры?
Ответы детей: слон и ладья
- Какая фигура может перепрыгивать через фигуры?
Ответы детей: конь
Воспитатель: Молодцы! Это препятствие на нашей дороге мы преодолели. Ой, смотрите, наш экран замигал!
Дети подходят к монитору.
Воспитатель: Все мы знаем для того что бы играть в шахматы надо быть внимательным, хорошо знать правила игры, запоминать ходы противника. Вот сейчас мы с вами и проверим, обладаем ли мы всеми этими качествами?
На экране появляется игра «Что изменилось?». На доске 6 фигур, дети закрывают глаза, воспитатель меняет слайд, где меняются местами две фигуры, потом меняется слайд, где заменяется две фигуры на такие же ,только противоположного цвета, и последний слайд остается неизменным.
Воспитатель: Вы просто умнички, все справились с этим сложным заданием!
После такого испытания не мешало бы и отдохнуть!
Физкультминутка (под музыку «Шахматные кони)
Вся в квадратах – белых, черных,
Деревянная доска.
А ряды фигур точеных – деревянные войска.
Люди их передвигают, коротают вечера.
Люди в шахматы играют, гениальная игра!
Воспитатель: Дети, а посмотрите, что это лежит у нас на столе?
Ответы детей: шахматы.
Воспитатель: Правильно, шахматы. А ответьте мне, пожалуйста, на вопрос: «Сколько человек может играть в шахматы»?
Ответы детей: два человека, два партнера.
Воспитатель: Я предлагаю вам выбрать себе партнера по игре в шахматы. А для этого у нас есть шахматная считалка!
Дети начинают выбирать партнеров с помощью считалки:
Раз, два, три, четыре!
Будем жить в ладу и мире!
Будем весело играть:
В шашки, шахматы, лото –
Не поссорит нас не кто!
Дети рассаживаются за столы.
Воспитатель: Сейчас, что бы размяться перед партией мы с вами проведем эстафету «Кто быстрее»? Для этого два противника сначала делают жеребьевку, какими фигурами они будут играть. Задание очень простое надо быстро и правильно расставить шахматные фигуры на доске. Готовы?! На старт, внимание, марш!
Дети расставляют фигуры на шахматной доске. После того как дети справились с заданием, воспитатель проверяет правильную расстановку фигур.
Воспитатель: Остается все фигуры, подравнять в ряду.
И терпеньем запастись, начинать игру!
Воспитатель: И так турнир по шахматам в группе «Почемучки» объявляю открытым!
Дети самостоятельно начинают играть в шахматы, после окончания партий объявляются финалисты шахматного турнира.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект совместной деятельности с детьми подготовительной к школе группы "Осенние фантазии""
Цель: Формировать представления детей о пейзажной живописи, подведение детей к созданию образа осени посредством поэзии великих русских поэтов. Задачи:Воспитывать любовь к родной русской пр...
Конспект совместной деятельности с детьми подготовительной к школе группы "Осенние фантазии""
Цель: Формировать представления детей о пейзажной живописи, подведение детей к созданию образа осени посредством поэзии великих русских поэтов. Задачи:Воспитывать любовь к родной русской пр...
Конспект совместной деятельности с детьми подготовительной к школе группы "Сказка ложь да в ней намек".
Цель:Продолжать формировать представление об особенностях сказочного жанра (типичных героях, сюжетах, средствах выразительности, воспитательной ценности).Задачи:Воспитывать бережное отношение к книгам...
Конспект совместной деятельности с детьми подготовительной к школе группы" Путешествие в сказочный лес"
Воспитывать у детей умение принимать игровую задачу , находить способы ее решения.Уточнять и закреплять представление детей о диких животных:внешнем виде, повадках, детенышах.Расширять и активизироват...
Конспект совместной деятельности с детьми подготовительной к школе группы «Стихов весёлый перезвон»
Конспект открытого занятия для ДОУ...
Конспект совместной деятельности с детьми подготовительной к школе группы по познавательному развитию (ФЭМП).
Разработка занятия по математике с использованием здоровьесберегающих и проблемно-игровых технологий....