Конспект совместной деятельности с детьми подготовительной к школе группы "Путешествие в страну шахмат"
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме

Костерева Надежда Николаевна

Цель:

1.     Вызвать у детей интерес к игре в шахматы, познакомить детей в игровой форме с историей шахмат.

Задачи:

1.     Воспитывать у детей интерес к шахматам.

2.     Воспитывать у детей целеустремленность, выдержку, волю, усидчивость.

3.     Обогащать  словарный  запас  детей.

4.     Развивать  связную  речь.

5.     Расширять кругозор, учить ориентироваться на плоскости.

6.      Упражнять в составлении рассказов по моделям связно, образно.

7.     Развивать образное, логическое и ассоциативное мышление.

8.     Развивать внимание, память.

9.     Формировать познавательную активность детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanatiya_puteshestvie_v_stranu_shahmat.docx23.32 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение детский сад № 59

комбинированного вида

Колпинского района города Санкт - Петербурга

Конспект  совместной деятельности

«Путешествие в страну шахмат»

в рамках  проекта: «Королевство шахмат»

с детьми  подготовительной  к  школе  группы

интеграция образовательных областей:

«Познание», «Социализация», «Коммуникация»,

«Физическая культура».

Используемые технологии: здоровьесберегающие,

ИКТ, работа с моделью

Составитель:

воспитатель  первой квалификационной  категории

Юдкина Ольга Олеговна

Цель:

  1. Вызвать у детей интерес к игре в шахматы, познакомить детей в игровой форме с историей шахмат.

Задачи:

  1. Воспитывать у детей интерес к шахматам.
  2. Воспитывать у детей целеустремленность, выдержку, волю, усидчивость.
  3. Обогащать  словарный  запас  детей.
  4. Развивать  связную  речь.
  5. Расширять кругозор, учить ориентироваться на плоскости.
  6.  Упражнять в составлении рассказов по моделям связно, образно.
  7. Развивать образное, логическое и ассоциативное мышление.
  8. Развивать внимание, память.
  9. Формировать познавательную активность детей.

Материал:

  1. Компьютер.
  2. Компьютерное сопровождение совместной деятельности.
  3. Самостоятельно  разработанная модель «История шахмат в России».
  4. Самостоятельно разработанная компьютерная игра «Что изменилось?».
  5. Шахматы.

Предварительная работа:

  1. Разработка   проекта    на  тему: «Шахматное королевство»
  2. Рассматривание и чтение книг о шахматах:

«Шахматы для самых маленьких»,  «Приключения в шахматной стране»И. Г.Сухин;

«Приключение пешки» Е.Ильин;

«Шахматная азбука или первые шаги по шахматной доске»

В.Гришин, Е.Ильин.

  1. Беседа с детьми об истории шахмат в России.
  2. Просмотр DVD из серии Советы тетушки совы «Шахматы».
  3. Зарисовки, обводки по данной теме.
  4. Аппликация «Шахматная доска», рисование на тему: «Шахматное королевство»
  5. Разучивание и чтение стихов, отгадывание и составление загадок про шахматные фигуры.
  6. Обучение правилам игры в шахматы.

Дети находятся в самостоятельной деятельности. Воспитатель обращает внимание детей на экран монитора, где показан первый слайд презентации «Путешествие в страну шахмат»

Воспитатель:  дети,  посмотрите, пожалуйста, на экран как вы думаете кто это?

Ответы  детей: 

  Воспитатель: Правильно, это богиня шахмат – Каисса. Играя в шахматы очень долгое время, многие люди так и не знали, и даже не догадывались, что существует покровительница шахматного искусства.  Каисса была нимфой на Олимпе. Однажды бог войны Марс влюбился в нее, но Каисса не ответила ему взаимностью. Тогда Марс поспросил помощи у своего друга бога спорта – Эфрона. Эфрон придумал замечательную игру под названием «Шах и Мат». Марс принес это игру нимфе, игра очень понравилась Каиссе. С тех пор Каисса – богиня шахмат.

Воспитатель: ребята, Каисса приглашает нас в путешествие по стране шахмат. Но прежде чем, отправиться в путь, давайте отгадаем загадки про жителей королевства шахмат. Согласны?

Ответы  детей: да.

Воспитатель: Мы могли на ней бы плыть с русским князем по воде,

                              Но позволено ходить и по клеточкам…

 Ответ  детей: (Ладье)

На экране появляется слайд с картинкой – отгадкой.

Воспитатель: Быть особо защищенным, у него такая роль.

                              Это правило резонно, потому что он …

Ответ  детей: (Король)

На экране появляется слайд с картинкой – отгадкой.

 Воспитатель:  Обитает не в саванне и не так огромен он,

                                Но такое, же названье у фигуры этой …

Ответ  детей: (Слон)

На экране появляется слайд с картинкой – отгадкой.

Воспитатель:  Он, не цокает, конечно, но легко перешагнем,

                               Через ряд фигур и пешек, этим шахматным…

Ответ  детей: (Конем)

На экране появляется слайд с картинкой – отгадкой.

Воспитатель: Кто не любит прыг да скок, кто ходить привык без спешки

                              И берет наискосок?

                              Ну конечно, это …

  Ответ  детей: (Пешки)

Воспитатель: Если в шахматы играешь, то, конечно, это знаешь.

                              Будет лучший результат, если ты поставишь …

Ответ  детей: (Мат)

На экране появляется слайд с картинкой – отгадкой.

Воспитатель: Молодцы ребята! С вами не страшно отправляться в путешествие по чужой стране. Тогда отправимся тот час, и время не теряя, сегодня в королевстве шахмат мы с вами побываем.

Под музыку В.Зубкова. А.Горохова «Шахматная королева» дети закрывают глаза и поворачиваются кругом три раза и открывают глаза. Музыка выключается.

Воспитатель: Вот мы с вами и очутились в замечательной стране шахмат. Дети, как известно опытные путешественники знают историю той, страны, в которую отправляются. Я предлагаю вам рассказать нам по моделям историю шахмат в России.

Воспитатель  выставляет модель.  

Дети рассказывают об  истории шахмат  по «модели».

Воспитатель:  Я вижу, вы очень хорошо подготовились к этому путешествию, ну что немедля в путь – нас приключения там ждут.

Под музыку В.Зубкова. А.Горохова «Шахматная королева» дети закрывают глаза и поворачиваются кругом три раза и открывают глаза. Музыка выключается.

Воспитатель: Впереди я вижу шахматный ручей, что бы его перейти нам с вами придется правильно ответить на вопросы. Кто правильно отвечает, делает шаг вперед, друг другу помогать разрешается.

- Без какой фигуры не бывает игры?

Ответы  детей: Король

- Где возникли шахматы?

Ответы  детей: в Индии

- Каких клеток больше на шахматной доске, черных или белых?

Ответы  детей: По ровно

 - Как пешке укрыться от чернопольного коня?

Ответы  детей: встать на белое поле

- Между какими фигурами стоит конь в начале игры?

Ответы  детей: слон и ладья

- Какая фигура может перепрыгивать через фигуры?

Ответы  детей: конь

Воспитатель: Молодцы! Это препятствие на нашей дороге мы преодолели. Ой, смотрите, наш экран замигал!

Дети подходят к монитору.

 Воспитатель:  Все мы знаем для того что бы играть в шахматы надо быть внимательным, хорошо знать правила игры, запоминать ходы противника. Вот сейчас мы с вами и проверим, обладаем ли мы всеми этими качествами?

На экране появляется игра «Что изменилось?». На доске 6 фигур, дети закрывают глаза, воспитатель меняет слайд, где меняются местами две фигуры, потом меняется слайд, где заменяется  две фигуры на такие же ,только противоположного цвета, и последний слайд остается неизменным.

Воспитатель:  Вы просто умнички, все справились с этим сложным заданием!

После такого испытания не мешало бы и отдохнуть!

Физкультминутка (под музыку «Шахматные кони)

Вся в квадратах – белых, черных,
Деревянная доска.
А ряды фигур точеных – деревянные войска.

Люди их передвигают, коротают вечера.
Люди в шахматы играют, гениальная игра!

Воспитатель:  Дети, а посмотрите, что это лежит у нас на столе?  

Ответы  детей: шахматы.

Воспитатель:  Правильно, шахматы. А ответьте мне, пожалуйста, на вопрос: «Сколько человек может играть в шахматы»?

Ответы детей:  два человека, два партнера.

  Воспитатель:     Я предлагаю вам выбрать себе партнера по игре в шахматы. А для этого у нас есть шахматная считалка!

Дети начинают выбирать партнеров с помощью считалки:

Раз, два, три, четыре!

Будем жить в ладу и мире!

Будем весело играть:

В шашки, шахматы, лото –

Не поссорит нас не кто!

Дети рассаживаются за столы.

Воспитатель:  Сейчас, что бы размяться перед партией мы с вами проведем эстафету «Кто быстрее»? Для этого два противника сначала делают жеребьевку, какими фигурами они будут играть. Задание очень простое надо быстро и правильно расставить шахматные фигуры на доске. Готовы?! На старт, внимание, марш!

Дети расставляют фигуры на шахматной доске. После того как дети справились с заданием, воспитатель проверяет правильную расстановку фигур.

Воспитатель:  Остается все фигуры, подравнять в ряду.

                               И терпеньем запастись, начинать игру!

  Воспитатель:    И так турнир по шахматам в группе «Почемучки» объявляю открытым!

Дети самостоятельно начинают играть в шахматы, после окончания партий объявляются финалисты шахматного турнира.


        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной деятельности с детьми подготовительной к школе группы "Осенние фантазии""

Цель:  Формировать представления детей о пейзажной живописи, подведение детей к созданию образа осени посредством поэзии великих русских поэтов. Задачи:Воспитывать любовь к родной русской пр...

Конспект совместной деятельности с детьми подготовительной к школе группы "Осенние фантазии""

Цель:  Формировать представления детей о пейзажной живописи, подведение детей к созданию образа осени посредством поэзии великих русских поэтов. Задачи:Воспитывать любовь к родной русской пр...

Конспект совместной деятельности с детьми подготовительной к школе группы "Сказка ложь да в ней намек".

Цель:Продолжать формировать представление об особенностях сказочного жанра (типичных героях, сюжетах, средствах выразительности, воспитательной ценности).Задачи:Воспитывать бережное отношение к книгам...

Конспект совместной деятельности с детьми подготовительной к школе группы" Путешествие в сказочный лес"

Воспитывать у детей умение принимать игровую задачу , находить способы ее решения.Уточнять и закреплять представление детей о диких животных:внешнем виде, повадках, детенышах.Расширять и активизироват...

Конспект совместной деятельности с детьми подготовительной к школе группы по познавательному развитию (ФЭМП).

Разработка занятия по математике с использованием здоровьесберегающих и проблемно-игровых технологий....