Программа дополнительного образования «Маленький художник» (нетрадиционные техники рисования) для дошкольников 4-5 лет
рабочая программа по рисованию (средняя группа)
Программа дополнительного образования
«Маленький художник»
(нетрадиционные техники рисования)
для дошкольников 4-5 лет
2022 - 2023 уч. год
- ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Пояснительная записка
Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте.
Основной целью современной системы дополнительного образования является воспитание и развитие личности ребенка. Достижение этой цели невозможно без реализации задач, стоящих перед образовательной областью «Художественное творчество», составляющая часть которого - изобразительное искусство. Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии.
Использование нетрадиционных техник на занятиях рисованием повышает интерес к изобразительной деятельности, вызывает положительный эмоциональный отклик, развивает художественно-творческие способности ребенка. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.
Программа дополнительного образования «Маленький художник» является авторской программой художественно – эстетической направленности, созданной на основе методических пособий следующих авторов: Комаровой Т.С., Григорьевой Г.Г., Давыдовой Г.Н., Лыковой И.А. и др.
Программа разработана в соответствии с нормативно - правовыми документами:
- Законом Российской Федерации «Об образовании»;
- Санитарно – эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.1.3049- 13 («Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений»);
- Письмом Министерства образования Российской Федерации от 14. 03. 2000 № 65/23 – 16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения»;
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования»;
- Письмом «Комментарии к ФГОС дошкольного образования» Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.02.2014 г. № 08-249;
- Государственной программой Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы;
- Приказом Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. №1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Приложением к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобразования и науки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».
Программа дополнительного образования «Маленький художник» направлена на реализацию базисных задач художественно-эстетического развития детей знакомит с нетрадиционными техниками рисования, демонстрирует необычные сочетания материалов и инструментов, формирует навыки работы с различным материалом.
Актуальность
Рисование является одним из самых увлекательных занятий для детей дошкольного возраста. В процессе рисования совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, художественный вкус, творческие способности.
Несформированность графических навыков и умений мешает ребенку выразить в рисунке задуманное и затрудняет развитие познавательных способностей и эстетического восприятия. Сложной для дошкольников является методика изображения предметов тонкими линиями. Это влечет за собой отрицательное эмоциональное отношение ко всему процессу рисования и к детской неуверенности.
Решить данную проблему помогают нетрадиционные техники рисования.
Нетрадиционные изобразительные техники – это эффективное средство изображения, включающее новые художественно-выразительные приемы создания художественного образа, композиции и колорита. Оно позволяет обеспечить наибольшую выразительность образа в творческой работе, чтобы у детей не создавалось шаблона.
Нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь самоценным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях, целенаправленность деятельности.
Таким образом, обучение детей нетрадиционным способам рисования активизирует познавательный интерес, формирует эмоционально-положительное отношение к рисованию, способствует эффективному развитию детского творчества.
Цель программы
Развивать изобразительные навыки детей 4-5 лет средствами рисования разными методами с использованием нетрадиционных техник
Задачи программы.
Обучающие:
- Знакомить детей с нетрадиционными техниками рисования
- Обучать основам создания художественного образа, учить свободно выражать свой замысел
- Формировать практические навыки работы в различных видах художественной деятельности: рисовании, лепке, аппликации
- Совершенствовать умения и навыки в экспериментировании с материалами для работы в различных нетрадиционных техниках
- Обогащать словарь ребенка специальными терминами
Развивающие:
- Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазию.
- Побуждать к творческим поискам и решениям
- Совершенствовать мелкую моторику рук, развивать сенсорные восприятия в процессе работы с различными материалами
- Развивать память, внимание, мышление
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к нетрадиционным техникам рисования.
- Воспитывать аккуратность и бережное отношение к материалам, используемым в работе
- Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.
- Воспитывать усидчивость, целеустремленность, активность, самостоятельность, умение работать коллективно.
Принципы реализации программы
Принцип наглядности. Предполагает широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, образцы, схемы.
Принцип занимательности. Изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей. Этот принцип формирует у детей желание выполнять задание, стремиться к достижению результата.
Принцип тематического планирования материала. Предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам.
Принцип личностно-ориентированного общения. В процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а не просто пассивно перенимают его опыт. Партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми.
- ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
Сроки реализации программы
Программа «Маленький художник» рассчитана на 1 год и реализуется в 2020 – 2021 учебном году на бюджетной основе.
Режим занятий
Занятия проводятся один раз в неделю с октября по май, по средам, во второй половине дня с 16.00 – 16.20
Продолжительность занятий 20 мин
Общее количество занятий - 32.
Возраст детей: 4 – 5 лет.
Численность в группе составляет 25 человек.
Материалы и оборудование
- Бумага для рисования
- Бумага цветная
- Картон
- Гуашь
- Акварель
- Восковые карандаши, цветные карандаши, фломастеры
- Кисточки
- Пластилин
- Ножницы
- Клей
- Ватные диски
- Ватные палочки
- Нитки
- Вилки пластиковые
- Салфетки бумажные
- Салфетки тканевые
- Клеенка
- Кисти для клея
- Крупы, природный материал
- СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Уровень освоения содержания программы
Ознакомительный (стартовый)
Формы реализации программы
Реализация программы предполагает осуществление специально организованных занятий, в процессе которых дети получают знания и навыки по изучаемым нетрадиционным техникам рисования (метод печатания различными предметами, пластилинография, разные виды аппликации (обрывная, из ватных дисков, из салфеток), ниткография, рисование крупами, вилкой, монотипия).
Методы и формы работы
Занятия проводятся в интегрированной форме, предполагая совместную деятельность педагога и детей, а также их самостоятельную творческую деятельность.
Наглядный метод:
показ способов действия с инструментами и материалами.
Словесный:
объяснение способа действия с инструментами и материалами,
анализ выполненных работ,
использование художественного слова.
Практический:
обучение способам нетрадиционного изображения,
индивидуальный подход к детям.
Игровой:
сюрпризные моменты, игровые ситуации.
Работа с родителями
Программа предусматривает индивидуальное консультирование родителей. Разработан цикл консультаций «Нетрадиционные техники рисования, как средство эстетического воспитания», «Пластилинография».
Формы подведения итогов реализации программы
В течение учебного года планируется организовывать выставки детских работ. В конце года оформляется альбом детских работ.
Ожидаемые результаты
В результате освоения программы по дополнительному образованию воспитанники приобретут следующие качества: инициативность, самостоятельность, любознательность, воображение, склонность к экспериментированию, способность к принятию решений.
Анализ детских работ представляет собой краткое описание созданного каждым ребенком изображения. Выделяются показатели, позволяющие определить уровень овладения детьми изобразительной деятельностью по разным направлениям.
Высокий уровень:
- Ребенок проявляет интерес к нетрадиционной технике рисования
- Знает характерные особенности нетрадиционных техник рисования
- Аргументирует выбор той или иной техники и правильно называет ее
- Располагает изображение по всему листу, цветовое решение соответствует полному раскрытию замысла
- Выполняет задание самостоятельно, без помощи взрослого
Средний уровень:
- Ребенок проявляет интерес к нетрадиционной технике рисования
- Не всегда правильно выделяет характерные особенности той или иной техники
- Не всегда располагает изображение по всему листу, цветовое решение соответствует замыслу
- Выполняет задание с небольшой помощью взрослого
Низкий уровень:
- Ребенок не проявляет интерес к нетрадиционной технике рисования
- Не знает характерные особенности той или иной техники
- Не умеет располагает изображение по листу, цветовое решение не соответствует замыслу
- Не может самостоятельно выполнить задание
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Месяц | Тема занятия | Техника | Программное содержание |
октябрь | «Нарисуй, что хочешь» | рисунки на манке | Развивать мелкую моторику рук, усидчивость, воображение. |
«Осенний букет» | печатание листьями, аппликация | Познакомить детей со способом печати. Воспитывать художественный вкус. | |
«Ветка рябины» | пластилинография | Познакомить с новым видом изобразительного искусства – пластилинографией. Учить использовать в работе приемы «отщипывание», «скатывание», размазывание, «вдавливание». Развивать мелкую моторику рук. | |
«Золотая осень» | обрывная аппликация | Познакомить детей с методом обрывной аппликации. Учить работать аккуратно. Развивать воображение, творчество. Воспитывать умение работать в паре. | |
ноябрь | «Осенний пейзаж» коллективная работа | коллаж | Учить детей составлять коллективные композиции. Развивать воображение, творчество. Воспитывать умение работать коллекттивно. |
«Мухомор» | пластилинография | Продолжать учить детей работать в технике «пластилинография». Учить создавать образы простых предметов. Развивать скоординированность рук, творческую фантазию. | |
«Волшебные отпечатки» (украшение варежки, платка, юбки и т.д.) | оттиски различными предметами (пробка, ластик, картошка и т.д.) | Продолжать знакомить детей с методом печатания. Учить украшать силуэт простым узором, используя печатание различными предметами. Развивать чувство композиции, ритма. Воспитывать умение работать индивидуально. | |
декабрь | «Веселый снеговик» | аппликация из ватных дисков | Учить создавать силуэт из ватных дисков и дорисовывать его до законченного образа (метла, елочка, заборчик). Развивать чувство композиции. Развивать воображение, творчество. Воспитывать аккуратность и усидчивость в работе. |
«Зимушка-зима» | аппликация из салфеток | Учить использовать в работе различный материал (салфетки). Продолжать учить аккуратно работать с клеем и ножницами. | |
«Снег идет» | оттиск салфеткой или ватой | Учить изображать снежок с помощью техники печатания. Учить дорисовывать предыдущие работы. Развивать чувство композиции. | |
«Пушистая елочка» | ниткография | Познакомить детей с новой техникой рисования «ниткография». Учить заполнять контур ниточками. Совершенствовать мелкую моторику. Воспитывать положительное восприятие творческого процесса. | |
«Елочка нарядная на праздник к нам пришла…» | пластилинография | Продолжать учить работать в технике «пластилинография», используя приемы отщипывания, скатывания, размазывание, вдавливания. Развивать мелкую моторику рук, фантазию. | |
январь | «Морозные узоры» | рисование крупой (манка) | Учить «рисовать» с помощью клея и манки. Развивать мелкую моторику рук, усидчивость, воображение. |
«Снегири» (коллективная работа) | аппликация из ватных дисков | Продолжать учить создавать силуэт из ватных дисков, дорисовывать до законченного образа. Воспитывать у детей умение работать в коллективе. | |
«Солнышко лучистое» | рисование крупой (пшено) | Учить детей наносить клей на отдельный участок, щедро насыпать крупу на этот участок, «оживлять» работу с помощью ватной палочки. Воспитывать у детей умение работать индивидуально. | |
февраль | «Веселые картинки» (яблоко, морковка, листочек, рыбка и т.д.) | пластилинография | Продолжать учить работать в технике «пластилинография», используя приемы отщипывания, размазывания. Учить заполнять контур, создавая образы простых предметов. Развивать мелкую моторику. |
«Веселые картинки» (продолжение) | |||
«Самолет» | рисование крупой (рис) | Продолжать совершенствовать приемы нетрадиционной техники «рисование крупами». Развивать мелкую моторику и координацию движения рук. Развивать внимание, фантазию. Воспитывать целеустремленность, интерес к процессу и результатам работы | |
«Самолет» (продолжение) | |||
март | «Букет для мамы» | пластилинография | Продолжать учить работать в технике «пластилинография», используя приемы отщипывания, скатывания, размазывания. Развивать мелкую моторику. |
«Мимоза» | печатание ватными палочками | Познакомить детей с техникой рисования ватными палочками. Развивать умение удачно располагать изображение на листе. Учить работать веерными кисточками. | |
«Цыпленок» | рисование крупой (пшено) | Продолжать совершенствовать приемы нерадиционной техники «рисование крупами». Развивать мелкую моторику и координацию движения рук. Развивать внимание, фантазию. | |
«Рыбки в аквариуме» | пуантография (ватными палочками) | Продолжать упражнять в технике рисования тычком. Учить аккуратно закрашивать контур. Развивать чувство композиции, воображение, творчество. Воспитывать целеустремленность, интерес к процессу и результатам работы. | |
«Рыбки в аквариуме» (продолжение) | |||
апрель | «Одуванчики» | оттиск штампиками, рисование вилкой и ватными палочками | Познакомить детей с новым способом «рисование вилкой». Учить работать в нескольких техниках: оттиск штампиками, рисование тычком, рисование вилкой. |
«Звездное небо» | восковые карандаши + акварель | Познакомить с техникой сочетания акварели и восковых мелков. Воспитывать умение работать аккуратно. | |
«Цыпленок на лужайке» | оттиск смятой бумагой | Продолжать учить рисовать смятой бумагой, создавая определенный образ. Развивать чувство композиции, художественный вкус. | |
«Бабочка» | монотипия | Познакомить детей с техникой «монотипия». Учить дорисовывать отдельные детали для более отчетливой картинки. Развивать творческие способности и фантазию. Воспитывать самостоятельность в работе. | |
май | «Разноцветные тюльпаны» | оттиск штампиками | Упражнять в рисовании с помощью печаток. Закреплять умение дорисовывать у цветов стебельки и листочки. Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус. |
«Праздничный салют» | оттиск смятой бумагой | Продолжать учить рисовать смятой бумагой, создавая определенный образ. Развивать чувство композиции, художественный вкус. | |
«Ежик на лесной опушке» | рисование вилкой | Продолжать знакомить детей с техникой рисования вилкой. Учить дорисовывать до завершенного образа. Развивать воображение, творчество. | |
«Весна» коллективная работа | разные | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. Развивать чувство композиции. Воспитывать умение работать коллективно. |
Литература
- Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1 и 2. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008.
- Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование. Конспекты занятий/. М.: ТЦ «Сфера», 2005.
- Комарова Т.С. Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов. – М.: Мозаика-Синтез, 2005
- Лыкова И.А. Изобразительное творчество в детском саду. Путешествия в тапочках, валенках, ластах, босиком, на ковре - самолете и в машине времени. Занятия в ИЗО-студии. – М.: Издательский дом «Карапуз», 2008.
- Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2 – 7 лет «Цветные ладошки». – М.: «Карапуз-дидактика», 2007.
- От рождения до школы: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. − М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. − 354с.
- К. К. Утробина, Г.Ф. Утробин «Увлекательное рисование методом тычка с детьми» 3-7лет.
- Цквитария Т.А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ. М.: ТЦ Сфера, 2011.
- Яковлева Т.Н. Пластилиновая живопись. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа Дополнительного образования. Кружок по нестандартной технике рисования «Разноцветный мир детства» на 2015 – 2016 учебный год для детей средней группы
Цель данной программы доплнительного образования (кружок по нестандартному рисованию с детьми 4-5 лет) - создание условий для развития творческих способностей детей дошкольного возраста через использо...
программа дополнительного образования "Веселый художник" - нетрадиционные техники рисования
Пояснительная запискаИзобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности...
Программа дополнительного образования «Маленький художник» (нетрадиционные техники рисования) для дошкольников 4-5 лет
ГБОУ Школа № 1527 г.Москва Программа дополнительного образования «Маленький художник»(нетрадиционные техники рисования)для дошкольников 4-5 лет...
Программа дополнительного образования по кружку нетрадиционная техника рисования «Маленькие волшебники» с детьми 3-4 лет
Программа дополнительного образования по кружку нетрадиционная техника рисования«Маленькие волшебники» с детьми 3-4 лет...
Программа дополнительного образования По кружку нетрадиционная техника рисования «Маленькие волшебники» с детьми 4-5 лет
Программа дополнительного образованию по кружку нетрадиционная техника рисования «Маленькие волшебники» с детьми 4-5 лет...
Программа дополнительного образования по кружку нетрадиционная техника рисования «Маленькие волшебники» с детьми 3-4 лет
Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце ...
Программа дополнительного образования По кружку нетрадиционная техника рисования «Маленькие волшебники» с детьми 4-5 лет
Направленность: на развитие художественно – творческих способностей детей через обучения нетрадиционными техниками рисования.Разработанная программа развития творческих способностей через обучен...