Главные вкладки
Программа дополнительного образования по кружку нетрадиционная техника рисования «Маленькие волшебники» с детьми 3-4 лет
рабочая программа (младшая группа)
Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире. Основной целью современной системы дополнительного образования является воспитание и развитие личности ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_malenkie_volshebniki_3-4.docx | 42.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
« Детский сад № 44 «Красная Шапочка»
Принято «Утверждаю»
Педагогическим советом МБДОУ заведующий МБДОУ
ДС № 44 «Красная Шапочка» ДС № 44 «Красная Шапочка»
От 30.08.2021 ____________ Коваль Т. Е.
« » ____________ 2021г.
Программа дополнительного образования
по кружку нетрадиционная техника рисования
«Маленькие волшебники» с детьми 3-4 лет
на 2021-2022 учебный год
Воспитатель: Панасова Л.Ю.
г. Смоленск
2021 г
Содержание
- Целевой раздел программы ...............................................................3
- Пояснительная записка ................................................................................3
- Актуальность ................................................................................................3
- Цель программы ...........................................................................................4
- Задачи программы ........................................................................................4
- Основные техники рисования .....................................................................4
- Межпредметные связи .................................................................................5
- Содержательный раздел .....................................................................7
- Работа с родителями ....................................................................................7
- Перспективное планирование .....................................................................8
- Организационный раздел..................................................................17
- Режим занятий ............................................................................................17
- Методы и приемы .......................................................................................17
- Планируемый результат ............................................................................17
- Диагностический аспект ............................................................................18
- Список используемой литературы ...........................................................20
- Целевой раздел программы
Пояснительная записка
Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире. Основной целью современной системы дополнительного образования является воспитание и развитие личности ребенка. Достижение этой цели невозможно без реализации задач, стоящих перед образовательной областью «Художественное творчество», составляющая часть которого - изобразительное искусство. Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии. Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Становление художественного образа у дошкольников происходит на основе практического интереса в развивающей деятельности. задач художественно-творческого развития детей. В силу Занятия по программе «Радуга красок» направлены на реализацию базисных индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому на занятиях я даю возможность каждому ребенку активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания. Учитывая все это, я решила организовать кружок «Радуга красок», где занимаются ребята с раннего возраста.
Актуальность
С самого раннего детства дети пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве, иногда им не нужны краски, кисточки и карандаши. Они рисуют пальчиками, ладошками на запотевшем стекле, палочкой на песке, иногда маминой помадой, водой разлитой на стекле. А со временем отыскивают новые приёмы отражения окружающей действительности в собственном художественном творчестве.
Нетрадиционные техники рисования - это толчок к развитию воображения, творчества, проявления самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности.
Рисование с использованием нетрадиционными техниками изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.
Результат обычно очень эффективный (сюрпризность) и почти не зависит от умелости и способностей.
Нетрадиционные способы достаточно просты по технологии и напоминают игру. Какому ребёнку будет неинтересно рисовать пальчиками, собственной ладошкой, ставить на бумаге печатки и получать забавный рисунок.
Работая в этом направлении, я убедилась в том, что рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции.
Цель программы: формировать художественное мышление и нравственные черты личности, эмоциональную отзывчивость к прекрасному.
Задачи программы:
- Формировать представление об эстетических признаках объекта окружающего мира (основные цвета), особенностях поверхности (мягкий, пушистый).
- Осваивать способы создания знакомых образов путём обрывания поролона, скатывания бумаги, для получения круглых форм.
- Развивать способность внимательно рассматривать полученное изображение, любоваться им.
- Развивать сенсомоторику, становление координации руки и глаза.
Основные техники нетрадиционного рисования:
- рисование пальчиком и ватными палочками;
- рисование ладошкой;
- рисование пробками и печатками из картошки;
- рисование тычком жёсткой полусухой кистью;
- оттиск поролоном.
Нетрадиционные художественные техники
- Рисование пальчиками: ребенок опускает в пальчиковую краску пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем краска смывается.
- Рисование ладошкой: ребенок опускает в пальчиковую краску ладошку или окрашивает её с помощью кисточки (с 5 лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем краска смывается.
- Тычок жесткой полусухой кистью: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
- Оттиск печатками из картофеля: ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и печатка.
- Скатывание бумаги: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из неё шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.
- Рисование манкой: ребенок рисует клеем по заранее нанесенному рисунку. Не давая клею засохнуть, насыпает на клей манку (по рисунку).
Ожидаемый результат
Дети: Развитие интегративных качеств: сравнивают предметы, выделяя их особенности в художественно-изобразительных целях; плавно и ритмично изображают формообразующие линии; изображают предметы по памяти; используют цвет для создания различных образов; создают композиции на листах бумаги разной формы; передают настроение в творческой работе; используют разные приёмы нетрадиционного рисования; развёрнуто комментируют свою творческую работу;
Форма, содержание занятий
В процессе работы обеспечивается интеграция всех образовательных областей:
Познание: игры по художественному творчеству, игры-моделирование композиций.
Чтение художественной литературы: стихи и рассказы о природе.
Социализация: решение проблемных ситуаций, воспитание дружеских взаимоотношений.
Коммуникация: развитие умения поддерживать беседу, обобщать, делать выводы, высказывать свою точку зрения.
Здоровье: физкультминутки.
Музыка: прослушивание музыкальных произведений.
Труд: воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности, бережное отношение к материалам и инструментам;
Межпредметные связи по разделам:
- «Развитие речи». На занятиях используется прием комментированного рисования. В процессе обыгрывания сюжета и самого рисования ведется непрерывный разговор с детьми, дети друг с другом обсуждают свою работу. использование на занятиях художественного слова: потешек, загадок, стихотворений. Выполняя практические действия, дети способны усвоить много новых слов и выражений активного и пассивного словаря, развитие коммуникативной функций речи, развитие связной речи.
- «Ознакомление с окружающим миром».
Для занятий по изо деятельности подбираются сюжеты близкие опыту ребенка, позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применить первые варианты обобщения. На занятиях дети узнают о различных явлениях природы, о жизни людей, о жизни животных.
- «Сенсорное восприятие».
Занятия по изо деятельности способствуют усвоению знаний о цвете, величине, форме, количестве предметов и их пространственном положении, развивается мелкая моторика рук.
- «Музыкальное воспитание».
- «Физическое воспитание».
Использование физкультминуток, пальчиковой гимнастики, дыхательной гимнастики, работа по охране зрения и предупреждению нарушения осанки.
- Содержательный раздел программы
Работа с родителями
Для сотрудничества с семьей выбраны следующие формы работы:
- Проведение бесед
- Консультации
- Родительские собрания, с целью усвоения родителями определенных знаний, умений, помощи им в разрешении проблемных вопросов
- Совместное проведение мероприятий
- Совместное творчество родителей и детей
- Анкетирование
Цель: познакомить родителей с интересным и полезным видом творчества.
Проводимая работа, не только даст родителям знания о детской художественной деятельности, о методах и приемах работы в нетрадиционных техниках, но и укрепляет взаимоотношения между родителями и детьми.
Материал:
- акварельные кисточки, гуашь;
- восковые мелки, свеча;
- ватные палочки;
- поролоновые печатки;
- коктейльные трубочки;
- палочки или старые стержни для процарапывания;
- стаканы для воды;
- подставки для кисти;
Метод обеспечения
Нетрадиционные техники:
- Тычок жесткой полусухой кистью;
- рисование пальчиками;
- рисование ладошкой;
- оттиск поролоном;
- оттиск пенопластом;
- оттиск смятой бумагой;
- набрызг;
- отпечатки листьев;
Календарно-тематическое планирование
III. Организационный радел
Режим занятий
Программа предполагает проведение одного занятия в неделю, во вторую половину дня.
Общее количество занятий в год -32.
Педагогический анализ знаний, умений и навыков детей дошкольного возраста проводится 2 раза в год (вводный - в сентябре, итоговый - в мае). Возраст детей 3-4 года,
Количество детей 15 человек,
Время занятий 15 м.
Срок реализации: 1 года
Первый год - вторая младшая группа
Формы работы:
Индивидуальный.
Групповой.
Наглядный.
Методы и приемы используемые на занятиях:
Основные методы работы:
Словесный – предварительная беседа, словесный инструктаж с использованием терминов.
Наглядный - показ образца изделия, анализ образца. Составление плана работы по изготовлению изделия.
Практической последовательности – изготовление изделия под руководством воспитателя, самостоятельно, индивидуальные и коллективные творческие работы.
Используемые методы:
- позволяют развивать специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребенка к письму;
- дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;
- формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;
- способствует более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.
Планируемый результат:
Дети будут знать:
- о разнообразии техник нетрадиционного рисования;
- о свойствах и качествах различных материалов;
- - о технике безопасности во время работы и уметь:
- планировать свою работу;
- договариваться между собой при выполнении коллективной работы;
- анализировать, определять соответствие форм, размеров, цвета, местоположение частей;
- создавать индивидуальные работы;
- использовать различные техники и способы создания рисунков, поделок;
- аккуратно и экономно использовать материалы;
- создавать сюжеты и образы и объединять их в коллективные композиции;
- освоят технику рисования нетрадиционными способами.
Оценка результативности кружка проводится по методике Урунтаевой Г.А.
Диагностика по нетрадиционной технике рисования
Обследование проводилось по следующим направлениям:
- Цветовое восприятие: ребенок видит яркость и нарядность цвета и его оттенков.
- Рисование предметное: ребенок изображает предметы путем создания отчетливых форм. Подбора цвета. Аккуратного закрашивания, использование знакомых материалов и инструментов.
- Рисование сюжетное: ребенок передает несложный сюжет, объединяя в рисунке несколько предметов, используя знакомые нетрадиционные техники.
- Рисование декоративное: ребенок украшает силуэт игрушек с помощью знакомых нетрадиционных техник
Низкий (1 балл)
- интерес к восприятию особенностей предметов неустойчив, слабо выражен
- эмоциональный отклик возникает только при активном побуждении взрослого
- ребёнок видит общие признаки предметов, их некоторые характерные особенности
- узнаёт и радуется знакомым образам в рисунке
- основным свойством при узнавании является форма, а уже затем – цвет
- ребёнок рисует только при активной помощи взрослого
- знает изобразительные материалы и инструменты, но не хватает умения пользоваться ими
- не достаточно освоены технические навыки и умения
Средний (2 балла)
- у ребёнка есть интерес к восприятию эстетического в окружающем
- он выделяет основные признаки объектов, сезонные изменения, внешние признаки эмоциональных состояний
- знает способы изображения некоторых предметов и явлений
- правильно пользуется материалами и инструментами
- владеет простыми нетрадиционными техниками с частичной помощью взрослого
- проявляет интерес к освоению новых техник
- проявляет самостоятельность
Высокий (3 балла)
- ребёнок видит средства выразительности: яркость и нарядность цвета, некоторые его оттенки
- быстро усваивает приёмы работы в новых нетрадиционных техниках
- владеет основными изобразительными и техническими навыками рисования
- передаёт в рисунках некоторое сходство с реальным объектом
- обогащает образ выразительными деталями, цветом, используя знания о нетрадиционных техниках
- умеет создать яркий нарядный узор
- может самостоятельно выбрать тему рисования и получить результат, пользуясь нетрадиционными техниками
- может объективно оценивать свою и чужую работу (для детей старшего дошкольного возраста)
Ожидаемый результат кружка:
- Организация ежемесячных выставок детских работ для родителей;
- тематические выставки в ДОУ.
Список используемой литературы:
- От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования /под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М. А. Васильевой/ 3-е изд., испр. И доп. –М: Мозайка – синтез, 2012 г.
- Изобразительная деятельность в детском саду И.А. Лыкова. Издательский дом «Цветной мир». Москва 2012 г.
- Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. Под ред. Р. Казаковой – М.: ТЦ Сфера, 2007 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Примерный план занятий кружка по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования "Маленькие волшебники" для детей второй младшей группы
Основная цель программы: Создать для ребенка первичный позитивный опыт познания данного предмета, ввести его в мир изобразительного искусства, обучить первичным навыкам отображения п...
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ КРУЖКА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ ДЛЯ ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ
Перспективный план работы кружка дополнительного образования с использованием нетрадиционных техник рисования . Вторая младшая группа....
программа дополнительного образования "Веселый художник" - нетрадиционные техники рисования
Пояснительная запискаИзобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности...
Образовательная программа дополнительного образования детей по нетрадиционной технике рисования «Юный художник»
Программа имеет художественно-эстетическую направленность и разработана на основе программы художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» И.А. Лыковой, по...
Программа дополнительного образования по кружку нетрадиционная техника рисования «Маленькие волшебники» с детьми 3-4 лет
Программа дополнительного образования по кружку нетрадиционная техника рисования«Маленькие волшебники» с детьми 3-4 лет...
Программа дополнительного образования По кружку нетрадиционная техника рисования «Маленькие волшебники» с детьми 4-5 лет
Программа дополнительного образованию по кружку нетрадиционная техника рисования «Маленькие волшебники» с детьми 4-5 лет...
Программа дополнительного образования По кружку нетрадиционная техника рисования «Маленькие волшебники» с детьми 4-5 лет
Направленность: на развитие художественно – творческих способностей детей через обучения нетрадиционными техниками рисования.Разработанная программа развития творческих способностей через обучен...