Дополнительная образовательная программа по изобразительной деятельности «Нарисуй-ка»
методическая разработка по рисованию (подготовительная группа)
Значение и ценность нетрадиционного изображения для всестороннего развития и воспитания детей с речевыми нарушениями велико и многогранно. Работа с красками, карандашами, фломастерами, пастелью и восковыми мелками, свечой, мятой бумагой, губками и другими материалами – это очень важные сенсорно-двигательные упражнения. Сенсорно-перцептивные возможности изодеятельности позволяют мне использовать ее в развивающей работе с детьми-логопатами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moya_programma_kruzhok_narisuyka.docx | 62.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 52
Дополнительная образовательная программа
по изобразительной деятельности
«Нарисуйка»
Возраст детей 6-7 лет
Срок реализации программы 1 год
Составитель: воспитатель Полянская Е.Г.
Рыбинск
2016г.
Пояснительная записка
Формирование творческой личности ребенка – одна из наиболее важных задач педагогической науки на современном этапе. Наиболее эффективное для этого средство – изобразительная деятельность. Изобразительная деятельность способствует активному познанию окружающего мира, воспитанию способности творчески отражать свои впечатления в графической и пластической форме. К тому же изобразительное искусство является источником особой радости, способствует воспитанию у ребёнка чувства гордости и удовлетворения результатами труда.
Нетрадиционное рисование дает возможность использовать хорошо знакомые предметы в качестве художественных материалов, такое рисование удивляет своей непредсказуемостью. Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции, проявить фантазию, творчество. Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата.
Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребенка:
-мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
-пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;
-внимания и усидчивости;
-мышления;
-изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости.
Кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольника формируются навыки контроля и самоконтроля.
У детей с общим недоразвитием речи страдают не только все разделы речевой функциональной системы, но и многие психические неречевые функции: зрительное восприятие, внимание, память, воображение. Как правило сенсорные функции развиваются у них с задержкой. Многие дети не различают и не могут назвать основные цвета, форму и размер предметов. К тому же, дети с речевыми нарушениями редко имеют уверенную координацию движений пальцев рук. У них отмечается моторная неловкость, неточность движений, трудности усвоения двигательной программы, что выражается в неумении держать карандаш, кисточку, обводить контуры, раскрашивать рисунок.
Значение и ценность нетрадиционного изображения для всестороннего развития и воспитания детей с речевыми нарушениями велико и многогранно. Работа с красками, карандашами, фломастерами, пастелью и восковыми мелками, свечой, мятой бумагой, губками и другими материалами – это очень важные сенсорно-двигательные упражнения. Сенсорно-перцептивные возможности изодеятельности позволяют мне использовать ее в развивающей работе с детьми-логопатами.
Программа занятий по дополнительному образованию детей 6-7 лет составлена на основе следующих источников:
- Давыдова Г.Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»
- Занятия по изобразительной деятельности. Коллективное творчество / Под ред. А.А. Грибовской. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
- Собственными разработками воспитателя Вовк Е.Г.
Цель программы: развитие личности ребенка, умения выражать свое творческое начало и свое собственное «Я» через воплощение своих идей и замыслов при создании необычных произведений изобразительного искусства с помощью нетрадиционных способов и техник рисования.
Задачи: создать условия для развития воображения, творческого мышления и творческой активности детей; ознакомить детей с техническими приёмами и способам нетрадиционного рисования с использованием различных материалов; учить понимать и выделять такие средства выразительности, как композиция и колорит; формировать способность наслаждаться многообразием и изяществом форм, красок, звуков окружающего мира; побуждать детей экспериментировать с изобразительными материалами; придумывать и создавать композиции, образы; поощрять и поддерживать детские творческие находки, способствовать развитию уверенной координации и мелкой мускулатуры пальцев рук.
Отличительные особенности программы:
Срок реализации программы 1 год (октябрь - май), рассчитана на детей 6-7 лет, Занятия проводятся с подгруппой (5-6 человек), один раз в неделю, во второй половине дня. Продолжительность одного занятия 30 минут.
Программа предполагает организацию детской деятельности в форме художественной мастерской, где главное не сообщить и освоить информацию, а передать детям способы работы, средства создания произведений искусства. Задача мастера-педагога – включить ребенка в процесс индивидуальной творческой познавательной деятельности, помочь ему совершить открытие, подарить радость создания нового, самостоятельно полученного знания.
Принципы и правила художественной мастерской:
- Организация общего пространства для работы в мастерской, где мастер-педагог и дети находятся вместе, на одном уровне, без жестко закрепленных рабочих мест, с правом выбора соседа.
- Возможность перестроить пространство, в котором устраивается мастерская, в зависимости от решаемых задач.
- Свободное вхождение в процесс мастерской через привлечение к новой идее, подготовленным материалам и др.
- Предоставление свободы в рамках принятых правил, что дает ощущение внутренней свободы:
- право выбора (обеспечивает мастер-педагог);
- самостоятельность действий (без дополнительных разъяснений мастера-педагога);
- свободно перемещаться в мастерской, общаться друг с другом, где диалог выступает главным принципом взаимодействия, сотрудничества, сотворчества в ходе работы;
- право не участвовать на этапе предъявления результата.
- Демократическое руководство работой детей. Решительное ограничение участия, практической деятельности мастера-педагога, как авторитета на всех этапах мастерской.
- Безоценочность, отсутствие критических замечаний в адрес любого участника мастерской.
- Открытый временной конец (каждый ребенок работает в своем темпе).
- Атмосфера мастерской обеспечивает эмоциональный комфорт каждому ребенку, способствует и стимулирует творческое саморазвитие личности дошкольника.
Ожидаемые результаты:
В результате обучения по данной программе воспитанники:
- Познакомятся с различными техниками изобразительной деятельности (фроттаж, монотипия, граттаж, техника «ниточка» и др.)
- Освоят приёмы и способы нетрадиционного рисования (печать листьев, ватные палочки, декорировыние фигурок из картона акварелью, восковые мелки, рисование ладошкой и пальцами и др.)
- Научатся экспериментировать с изобразительными материалами, придумывать и создавать композиции, образы;
- Разовьют внимание, память, мышление, воображение, мелкую моторику пальцев рук и глазомер.
- Улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы
- Составление альбома лучших работ;
- Проведение выставок детского художественного творчества.
Учебно-тематический план
№ п/п | Тема | Количество часов | В том числе | |
Практических | Теоретических | |||
Осень (печать листьев) | 1 | 1 | - | |
Листопад (техника фроттаж) | 1 | 1 | - | |
Пестрые кошки (рисование ватными палочками) | 1 | 1 | - | |
Осенние листья (декорирование фигурок из картона акварельными красками) | 1 | 1 | - | |
Мы ходили в зоопарк (восковые мелки) | 1 | 1 | - | |
Фруктовая мозаика (восковые мелки, акварель) | 1 | 1 | - | |
Пейзаж у озера (монотипия) | 1 | 1 | - | |
1 ВАРИАНТ Лебедь по морю плывет (рисование ладошкой) 2 ВАРИАНТ Белочки – подружки (рисование ладошкой) 3 ВАРИАНТ Осьминожки (рисование ладошкой) | 1 | 1 | - | |
Зимние узоры (граттаж) | 2 | 2 | - | |
Витражи для окошек в избушке Зимушки-Зимы (клеевые картинки) | 1 | 1 | - | |
Зима (мятая бумага) | 1 | 1 | - | |
Елочка (тычок полусухой клеевой кистью) | 1 | 1 | - | |
Волшебный лес (рисование + клей + соль) | 1 | 1 | - | |
14. | Снегири на ветке (пуантилизм) (техника тычка ватной палочкой) | 1 | 1 | - |
15. | Мой маленький друг (техника тычка полусухой жесткой кистью) | 1 | 1 | - |
16. | Живопись на камне | 1 | 1 | - |
17. | Сказочная птица (пастель + цветные карандаши) | 1 | 1 | - |
18. | Закат солнца (мокрая бумага) | 1 | 1 | - |
19. | Фантастические цветы | 1 | 1 | - |
20. | Сверкающее море (краски + соль) | 1 | 1 | - |
21. | Кактус (рисунок на цветном листе бумаги с рельефной текстурой) | 1 | 1 | - |
22. | Космическое небо (граттаж) | 2 | 2 | - |
23. | Рисунок космоса (техника паспарту) | 1 | 1 | - |
24. | Витражи для терема Лета (клеевые картинки) | 1 | 1 | - |
25. | Ниткография | 1 | 1 | - |
26. | Берег реки (монотипия) | 1 | 1 | - |
27. | Разноцветные бабочки (техника граттаж) | 2 | 2 | - |
28. | Диагностика художественно-творческих способностей учащихся «5 РИСУНКОВ» | 2 | 2 | - |
Итого: | 32 | 32 | - |
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы
Октябрь
Тема, техника | Цель | Материал | Литература | |
Октябрь | Осень (печать листьев) | Ознакомить с новым видом изобразительной техники «печать листьев» Развивать у детей видение художественного образа и замысла через природные формы. Развивать чувство композиции, цветовосприятия. | Листья разных пород деревьев (4-5 видов) 1 альбомный лист Набор гуашевых красок Кисть Стакан с водой Салфетки | Г.Н. Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» стр. 5 |
Октябрь | Листопад (техника фроттаж) | Воспитывать интерес к осенним явлениям природы, эмоциональную отзывчивость на красоту осени. Ознакомить с новым видом изобразительной техники «фроттаж» | Листья разных пород деревьев 2 белых листа А4 бумаги от принтера Восковые мелки | |
Октябрь |
пуантилизм (техника тычка ватной палочкой)
(техника рисования пальцами) | Учить рисовать цветок используя технику изображения ватной палочкой. Развивать чувство композиции, цветовое восприятие. Учить наносить фон широкой кистью, рисовать одуванчик, передавая его строение. Развивать художественное видение задуманного. | Набор гуашевых красок Стакан с водой Ватные палочки Салфетки Акварельные краски Альбомный лист Стакан с водой Широкая кисть Тонкая кисть Салфетки | |
Октябрь | Зайчик (Техника штриховки)
| Познакомить детей с техникой штриховки фломастером при изображении животных. | Простой карандаш Фломастер Эскиз зайца | |
Ноябрь | Мы ходили в зоопарк (восковые мелки) | Закреплять умение использовать различные материалы, представление о композиции, сочетании цветов. Развивать воображение, творчество, самостоятельность в выборе сюжета и изобразительных средств. | Альбомный лист Восковые мелки | Занятия по изобразительной деятельности. Коллективное творчество / Под ред. А.А. Грибовской. – М.: ТЦ Сфера, 2010. |
Ноябрь | Фруктовая мозаика (восковые мелки, акварель) | Продолжать учить составлять натюрморт из фруктов, определять форму, величину, цвет и расположение различных частей, отображать эти признаки в рисунке. Упражнять в аккуратном закрашивании изображений фруктов восковыми мелками, создании созвучного тона с помощью акварели. | Альбомный лист Восковые мелки Набор акварельных красок Кисть Стакан с водой Салфетки | Занятия по изобразительной деятельности. Коллективное творчество / Под ред. А.А. Грибовской. – М.: ТЦ Сфера, 2010. |
Ноябрь | Пейзаж у озера (монотипия) | Закрепить знания детей о пейзаже как жанре изобразительного искусства. Познакомить с нетрадиционной техникой изображения пейзажа – монотипией, показать ее изобразительные способности, закрепить понятие о симметрии. Развивать умения детей создавать композицию, самостоятельно подбирать цветовую гамму в соответствии с придуманным сюжетом. | Альбомный лист, с готовой линией сгиба по вертикали, верхняя часть тонирована голубым цветом (небо), нижняя синим (вода) Акварель Кисть Стакан с водой Салфетки. | Г.Н. Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» стр. 37 |
Ноябрь | 1 ВАРИАНТ Лебедь по морю плывет (рисование ладошкой) 2 ВАРИАНТ Белочки – подружки (рисование ладошкой) 3 ВАРИАНТ Осьминожки (рисование ладошкой) | Совершенствовать умение в нетрадиционной изобразительной технике (восковые мелки + акварель, отпечатки ладоней). Учить превращать отпечатки ладоней в различные объекты. Развивать воображение, чувство композиции. | Набор акварельных красок Восковые мелки Альбомный лист Кисть Стакан с водой Салфетки Пластиковые тарелки | |
Декабрь | Зимние узоры (граттаж) | Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой черно-белого граттажа. Упражнять в использовании таких средств выразительности, как линия, штрих. | Альбомный лист Кисть Палочки-зубочистки Стакан с водой Салфетки | http://ped-kopilka.ru/blogs/sharypova-ana/tehnika-gratazh.html |
Декабрь | Витражи для окошек в избушке Зимушки-Зимы (клеевые картинки) | Познакомить детей со словом «витраж» и техникой его выполнения. Выработать навык проведения пересекающихся линий в разных направлениях. Закрепить умение смешивать на палитре краску, разбеливая основной тон белой гуашью для получения более светлого оттенка. | Альбомный лист Набор гуашевых красок Кисть Стакан с водой Палитра Простой карандаш Клей ПВА с дозированным носиком Салфетки | Г.Н. Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» стр. 53 |
Декабрь | Зима (мятая бумага) | Познакомить с техникой рисования мятой бумагой | Альбомный лист Набор гуашевых красок Кисть Стакан с водой Палитра Простой карандаш | http://ped-kopilka.ru/blogs/anastasija-igorevna-alekseva/uchimsja-risovat.html |
Декабрь | Елочка (тычок полусухой клеевой кистью) | Совершенствовать технику рисования «тычком». Учить рисовать заснеженную ветвь ели с шишками. Воспитывать терпеливость | Альбомный лист Набор акварельных красок Жесткая кисть Стакан с водой Простой карандаш Линейка | |
Январь | Дерево колдуньи (рисование + аппликация) | Развивать чувство прекрасного, умение передавать свои впечатления полученные ранее. Воспитывать самостоятельность в создании образа. | Альбомный лист Набор акварельных красок Кисточка Стакан с водой Цветные карандаши Цветная бумага Клей | Занятия по изобразительной деятельности. Коллективное творчество / Под ред. А.А. Грибовской. – М.: ТЦ Сфера, 2010. |
Январь | Волшебный лес (рисование + клей + соль) | Вызвать интерес к сказочному образу, развивать воображение. Учить применять соль при создании образа. | Альбомный лист Набор акварельных красок Кисточка Стакан с водой Среднекрупная соль | Занятия по изобразительной деятельности. Коллективное творчество / Под ред. А.А. Грибовской. – М.: ТЦ Сфера, 2010. |
Февраль | Снегири на ветке пуантилизм (техника тычка ватной палочкой) | Учить рисовать снегирей, используя метод тычка ватной палочкой. | Альбомный лист Набор акварельных красок Кисточка Стакан с водой Простой карандаш Фломастеры | |
Февраль | Мой маленький друг (техника тычка полусухой жесткой кистью) | Учить рисовать собак, расширять знания о домашних животных. Совершенствовать технику рисования тычком полусухой жесткой кистью. Учить имитировать шерсть животного, используя создаваемую тычком фактуру как средство выразительности. Учить наносить рисунок по всей поверхности бумаги. | Альбомный лист Набор акварельных красок Кисточка Стакан с водой Простой карандаш Фломастеры | |
Львы саванны (пальцевая живопись) | Развивать умение создавать образ животного, используя пальцы руки. Закреплять навыки создания фона широкой кистью. | Альбомный лист Набор гуашевых красок Широкая кисть Стакан с водой Фломастер Салфетки | ||
Февраль | Живопись на камне | Познакомить с техникой выполнения изображения на камне. Развивать фантазию и воображение. | Небольшие камни плоско-округлой формы Акриловые краски Кисточка Стакан с водой | http://www.13doors.ru/paint/495-risunki-na-kamnyax.html |
Февраль | Сказочная птица (пастель + цветные карандаши) | Развивать умение создавать сказочные образы, формировать творчество детей. Закреплять навыки рисования цветными карандашами и восковыми мелками. | Альбомный лист Пастель Цветные карандаши | |
Март | Закат солнца (мокрая бумага) | Учить изображать небо способом цветовой растяжки «по мокрому». Развивать творческое воображение. | Альбомный лист Набор акварельных красок Кисточка Стакан с водой Простой карандаш | http://www.liveinternet.ru/community/5610805/post328875664 |
Март | Фантастические цветы | Вызвать интерес к рисованию фантазийных цветов по мотивам экзотических растений. Показать приемы видоизменения и декорирования лепестков. | Альбомный лист Набор гуашевых красок Кисточка Стакан с водой Простой карандаш | |
Март | Сверкающее море (краски + соль) | Вызвать интерес к созданию образа моря различными способами нетрадиционной техники. Создавать условия для экспериментирования с разными художественными материалами и инструментами. | Лист белой бумаги формата А4 Акварельные краски Кисть Поролоновая губка Стаканчик с водой Среднекрупная соль | http://www.liveinternet.ru/community/5610805/post328875664 |
Март | Кактус (рисунок на цветном листе бумаги с рельефной текстурой) | Воспитывать самостоятельность в создании образа. Совершенствовать навыки использования восковых мелков. | Цветной лист бумаги с рельефной текстурой Пастельные карандаши | |
Апрель | Космическое небо (граттаж) | Закреплять навыки работы с восковыми мелками и красками в технике «граттаж» | Белая бумага повышенной плотности (или картон) Цветные восковые мелки Гуашевая краска черного цвета или тушь Жидкость для мытья посуды Кисточка Любой острый предмет (деревянная шпажка, зубочистка, спица и т.п.) | http://ped-kopilka.ru/blogs/sharypova-ana/tehnika-gratazh.html |
Апрель | Рисунок космоса (техника паспарту) Кошка с котенком (техника паспарту с использованием гуашевых красок) | Познакомить с техникой выполнения работы в технике «паспарту» Развивать художественный вкус, чувство композиции, Формировать умение применять ранее полученные навыки | Лист белой бумаги Лист цветной бумаги или картона Восковые мелки, фломастеры или краски Стакан с водой Простой карандаш Ножницы | http://adalin.mospsy.ru/l_03_00/l0269.shtml |
Апрель | Витражи для терема Лета (клеевые картинки) | Продолжать знакомить детей с понятием «витраж». Закрепить умение рисовать прямые линии в разных направлениях. Учить умению подбирать и отражать цветовую гамму, характерную для летнего сезона. | Альбомный лист Акварельные краски Кисть Стакан с водой Палитра Простой карандаш Клей ПВА с дозированным носиком Салфетки | Г.Н. Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» стр. 53 |
Апрель | Ниткография | Познакомить с техникой выполнения работы в технике «ниткография» Создать условия для экспериментальной деятельности ребёнка в области освоения образности и символики цвета | Альбомный лист Набор гуашевых красок Шерстяные нитки Кисть Стакан с водой Салфетки | http://ped-kopilka.ru/blogs/al-na-dmitrievna-krutenkova/nitkografija.html |
Май | Берег реки (монотипия) | Учить детей рисовать речной пейзаж используя приёмы нетрадиционной техники рисования монотипия | Альбомный лист Акварельные краски Кисть Стакан с водой Палитра Простой карандаш | |
Май | Маки (мятая бумага) | Совершенствовать навыки работы мятой бумагой Развивать стойкий интерес к изобразительной деятельности. Формировать умение самостоятельно выбирать цветовую гамму красок, развивать цветовое восприятие. | Альбомный лист Набор гуашевых красок Комочки мятой бумаги Кисточка Стакан с водой | http://ped-kopilka.ru/blogs/anastasija-igorevna-alekseva/uchimsja-risovat.html |
Май | Диагностика художественно-творческих способностей учащихся «5 РИСУНКОВ» | Ребенку предлагается придумать и нарисовать пять рисунков на отдельных листах бумаги одинакового размера (1/2 альбомного листа) | Н.А. Лепская |
Диагностика художественно-творческих способностей учащихся
«5 РИСУНКОВ» (Н.А.Лепская)
Условия: ребенку предлагается придумать и нарисовать пять рисунков на отдельных листах бумаги одинакового размера (1/2 альбомного листа).
Инструкция для детей:
«Сегодня я предлагаю вам придумать и нарисовать пять рисунков. Рисовать можно все, что захотите, что умеете рисовать, или что хотели бы нарисовать и никогда еще не рисовали. Вот сейчас у вас такая возможность есть». В инструкции ничего изменять или дополнять ее нельзя. Можно только повторять.
На обратной стороне по мере выполнения рисунков пишутся номер рисунка, имя и ответ на вопрос «О чем этот рисунок?».
Показатели:
1.Самостоятельность (оригинальность) – фиксирует склонность к продуктивной или репродуктивной деятельности, стереотипное или свободное мышление, наблюдательность, память.
2. Динамичность – отражает развития фантазии и воображения (статика говорит об отсутствии плана работы, о несформированной способности находить и создавать замыслы своих рисунков).
3. Эмоциональность – показывает наличие эмоциональной отзывчивости на жизненные явления, отношение к изображаемому.
4. Выразительность – фиксируется по наличию художественного образа.
Уровни:
Уровень художественной выразительности | Тип | Критерии оценки | |
Замысел | Рисунок | ||
1 | Оригинальный, динамика, эмоциональность, художественное обобщение | Разнообразие графических средств выразительности, пропорции, пространство, светотень | |
2 | Показатели для 1 типа, но менее яркие | Показатели для 1 типа, но менее выражены | |
Уровень фрагментарной выразительности | 3 | Показатели 2 типа, но нет уровня художественного обобщения | Нет перспективы, не соблюдаются пропорции, схематичность отдельных изображений |
4 | Замысел оригинальный, основан на наблюдениях, но не предполагает динамики и эмоциональности | Может хорошо передавать пропорции, пространство, светотень | |
Дохудожественный уровень | 5 | Замысел оригинальный, но слабо основан на наблюдениях | Схематичность, нет попыток передать пространство и пропорции |
6 | Стереотипный | Репродуктивный |
5. Графичность – осознанное использование художественных средств и приемов работы с различными графическими материалами.
Таблица результатов:
№ п/п | Список детей | Показатели | Общий | Уровень | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||||
Гукин Степан | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 15 | в | |
Терпигорьев Игорь | 2 | 2 | 3 | 1 | 1 | 9 | с | |
Кузьмина Алиса | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 10 | с | |
Лебедева Арина | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 9 | с | |
Павлова Арина | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 10 | с |
Ресурсы
- Давыдова Г.Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду».- М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2010
- Занятия по изобразительной деятельности. Коллективное творчество / Под ред. А.А. Грибовской. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
- Комарова Т.С. «Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада.» Конспекты занятий. – М. Мозаика-Синтез, 2008 г.
- Лыкова, И.А, Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная группа (художественно-эстетическое развитие): учебно-методическое пособие. М.: «Цветной мир», 2013 г.
- Лыкова, И.А, Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа (художественно-эстетическое развитие): учебно-методическое пособие. М.: «Цветной мир», 2013 г.
- Утробина К.К., Утробин Г.Ф. «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет: Рисуем и познаём окружающий мир М. «Издательство ГНОМ и Д», 2007 г.
- Цквитария Т.А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ М. ТЦ Сфера, 2011 г.
- http://deti.mail.ru
- http://ped-kopilka.ru/blogs/sharypova-ana/tehnika-gratazh.html
- http://adalin.mospsy.ru/l_03_00/l0269.shtml
- http://ped-kopilka.ru/blogs/al-na-dmitrievna-krutenkova/nitkografija.html
- http://ermake.ru/monotipiya-master-klassy-dlya-detey/monotipiya-bereg-reki-master-klass-risovanie-peyzazha-po-tapno
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальная программа дополнительного образования по изобразительной деятельности на 2013-2014 год.
для детей 5-6 лет Пояснительная записка Одна из важных задач в области народного образования – эстетическое воспитание и художественное образование детей. В дошкольные годы у ребенка развива...
Интеграция педагогического процесса Из опыта работы педагога дополнительного образования по изобразительной деятельности.
Опираясь на идею целостного технологического подхода, мы осуществляем, интегрированный путь к организации педагогического процесса, обеспечивая тем самым высокий уровень творческой активности ре...
АРТ-Студия «Жар птица» Образовательная программа дополнительного образования по изобразительной деятельности для детей дошкольного возраста
Художественно – творческая деятельность (лепка, рисование, аппликация) – очень интересна для ребенка – дошкольника, так как удовлетворяет его потребность в деятельности вообще и в пр...
Программа дополнительного образования по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционной художественной техники изобразительного искусства "пластилинография" для детей от 3 до 5 лет "Умелые ручки" на 2020-2021 учебный год
Что включает в себя понятие пластилинография? Эта нетрадиционная техника рисования является новым направлением детского творчества, когда создается лепная объемная картина на плоскости. Необычный спос...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА КРУЖКОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ по художественно – эстетическому развитию «Изобразительная деятельность» в соответствии с ФГОС ДО «Разноцветная палитра» (нетрадиционные техники: рисования, аппликации, лепки)
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА КРУЖКОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ по художественно – эстетическому развитию «Изобразительная деятельность» в соответствии с ФГОС ДО «Разноцветная ...
Рабочая программа педагога дополнительного образования по изобразительной деятельности «Краски» с учётом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования составлена на основе основной общеобразовательной программы дошкольно
Цель программы : формирование у детей раннего возраста художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности....
МОДИФИЦИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования по изобразительной деятельности «Волшебная кисточка»
Программа дополнительного образования по изобразительной деятельности...