Проект дополнительной общеразвивающей программы по изобразительной деятельности "Волшебники"
методическая разработка по рисованию (средняя, старшая группа)
Проект (разработка) дополнительной общеразвивающей программы по изобразительной деятельности "Волшебники". Данный проект программы "Волшебники" может быть использован педагогами дополнительного образования, а также педагогами групп компенсирующей и общеразвивающей направленности в совместной и специально-организованной работе с детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_volshebniki.docx | 124.27 КБ |
Предварительный просмотр:
(Проект)
Дополнительной общеразвивающей программы
по изобразительной деятельности
«Волшебники»
Срок реализации 1 год.
Возраст детей 4-6 лет
Составила: воспитатель
Ихина Елена Гарифуллаевна
г.Тюмень
Содержание
- Пояснительная записка…………………………………………….….…3
- Общая характеристика программы……………………………….….....5
- Организация деятельности кружка………………………….………….7
- Методическое обеспечение……………………………………………...9
- Тематический план (средняя группа)………….……………….……...10
- Тематический план (старшая группа)………………………..………...11
- Календарно-тематический план (средняя группа)…………………….12
- Календарно-тематический план (старшая группа)…………………….21
- Взаимодействие с родителями……………………………………...…...30
- Мониторинг……………………………………………………………….30
- Список литературы…………………………………………………….....34
- Приложение № 1……………………………………………………….....34
Памятка для родителей («Организация занятий по ИЗО-деятельности
с ребенком дома»).
1. Пояснительная записка.
В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов дошкольного образования относится создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Именно в этом возрасте закладываются основы всестороннего, гармонического развития ребенка.
Изобразительное творчество – специфическая детская активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством изобразительного искусства, наиболее доступный вид познания мира ребенком. Наиболее характерная черта эстетического отношения маленького ребенка – непосредственность заинтересованного оценивающего «Я» от любой объективной ситуации; неотделимость эмоций от процессов восприятия, мышления и воображения. Художественное творчество оказывает самое непосредственное влияние на развитие эстетического отношения детей к действительности.
Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая.
Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов.
Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью. Творческая личность – это достояние всего общества.
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.
Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие.
А также, позволяет плодотворно решать задачи подготовки детей к школе.
Работы отечественных и зарубежных специалистов свидетельствуют, что художественно – творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, обид, снимая нервное напряжение, страхи. Вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние каждого ребенка.
Несформированность графических навыков и умений мешает ребенку выражать в рисунках задуманное, адекватно изображать предметы объективного мира и затрудняет развитие познания и эстетического восприятия. Так, сложной для детей дошкольников является методика изображения предметов тонкими линиями. Линия несет вполне конкретную художественную нагрузку и должна быть нарисована достаточно профессионально, что не удается детям в силу их возрастных особенностей. Предметы получаются не узнаваемыми, далекими от реальности.
Изобразительное же искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии.
Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку.
Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.
Используемые методы:
– позволяют развивать специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребенка к письму;
– дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;
– формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;
– способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.
Кружковая работа проводится с детьми средней и старшей групп в форме совместной деятельности в рамках учебно-тематического планирования.
2.Общая характеристика программы.
Программа составлена в соответствии с ФГОС, с учетом «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой и приоритетного художественно- эстетического направления ДОУ.
Новизна. Для гармоничного развития личности необходимо иметь и правильную речь. Поэтому основной задачей в работе кружка - развитие не только изобразительных навыков, но речевого и интеллектуального развития детей, через обучение изобразительным навыкам с использованием традиционных и нетрадиционных техник рисования. Главным содержанием видов деятельности в рамках данной методики выступает процесс «открытие мира» с использованием установки говорения на русском языке.
Овладение техникой понимается при этом не только как основа возникновения образа, но и средство обобщения ребенком своего представления о том или ином эстетическом объекте и способах передачи впечатления о нем в конкретном продукте.
Актуальность. Занятия в кружке позволяют развивать у детей не только художественные способности, но и коммуникативные навыки в процессе рисования.
Цель: развивать коммуникативные, языковые, интеллектуальные и художественные способности в процессе комментированного рисования, формирование всех психических процессов, развитие художественно – творческих способностей и положительно – эмоционального восприятия окружающего мира.
Задачи:
Обучающая: учить детей осваивать коммуникативные, языковые, интеллектуальные и художественные способности в процессе рисования.
Развивающая: развивать творческую активность, мышцы кистей рук, поддерживать потребность в самоутверждении.
Воспитательная: формировать положительно – эмоциональное восприятие окружающего мира, воспитывать художественный вкус, интерес к изобразительному искусству.
Задачи для детей 4-5 лет:
- Вызвать интерес к различным изобразительным материалам и желание действовать с ними.
- Побуждать детей изображать доступными им средствами выразительности то, что для них интересно или эмоционально значимо.
- Создавать условия для освоения цветовой палитры.
- Создание условий для коммуникативной деятельности детей.
- Развитие связной речи.
Задачи для детей 5-6 лет:
- Помогать детям в создании выразительных образов, сохраняя непосредственность и живость детского восприятия. Деликатно и тактично способствовать развитию содержания, формы, композиции, обогащению цветовой гаммы рисунков.
- Постепенно, с учетом индивидуальных особенностей, повышать требования к изобразительным и коммуникативным умениям и навыкам детей, не делая их предметом специальных учебных знаний.
- Способствовать возникновению у ребенка ощущения, что продукт его деятельности – рисунок интересен другим (педагогу, детям, родителям, сотрудникам детского сада).
- Развитие описательной, комментирующей функции речи. Научить обобщать и противопоставлять, рассуждать.
Программа составлена с учетом интеграции областей:
«РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ». В совместной деятельности используется прием комментированного рисования. В процессе обыгрывания сюжета и самого рисования ведется непрерывный разговор с детьми, дети друг с другом обсуждают свою работу. Использование художественного слова: потешек, загадок. Выполняя практические действия, дошкольники способны усвоить много новых слов и выражений активного и пассивного словаря детей, развитие коммуникативной функции речи, развитие связной речи.
«ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ». Для занятий по изодеятельности подбираются сюжеты близкие опыту ребенка, позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применить первые варианты обобщения. На занятиях дети узнают о различных явлениях природы, о жизни людей, о жизни животных. Занятия по изодеятельности способствуют усвоению знаний о цвете, величине, форме, количестве предметов и их пространственном расположении.
«МУЗЫКАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ». Рисование по передаче восприятия музыкальных произведений. Использование рисунков в оформлении к праздникам, музыкального оформления для создания настроения и лучшего понимания образа, выражения собственных чувств.
«ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ». Использование физминуток, пальчиковой гимнастики, работа по охране зрения и предупреждению нарушения осанки.
3. Организация деятельности кружка.
Приемы и методы:
- Эмоциональный настрой – использование музыкальных произведений.
- Практические – упражнения, моделирование.
- Словесные методы – рассказы, беседы, художественное слово.
- Словесные приемы – объяснение, пояснение, пед. оценка.
- Наглядные методы и приемы – наблюдения, рассматривание, показ образца. показ способов выполнения и др.
Все методы используются в комплексе.
Основные правила:
- Использование приема транслирования информации.
- Отбор тематического содержания.
- Главный герой рисования – ребенок.
- Взрослый не стремится сразу исправить речь ребенка.
- Педагог создает схематические изображения.
- Не только рассказывает о том, что нарисовано, но и показать посредством изобразительных действий.
- В качестве «физкультминутки» - используются элементы драматизации, имитационные движения, сопровождаемые комментированной речью.
Вся деятельность строится по коммуникативному принципу:
- Создание оптимальных условий для мотивации детской речи.
- Обеспечение главных условий общения.
- Стимуляция и поддержание речевой инициативы.
- Использование различных коммуникативных средств.
Структура:
- Создание положительного отношения к теме и способу ее реализации.
- Коммуникативное рисование с использованием имитационных движений и обсуждением создания и сюжета рисунка (не более 10 минут).
- Динамическая пауза с элементами логоритмики и психогимнастики.
- Рассказывание по картинке с моделированием коммуникативной ситуации.
- Словесные игры, игры – драматизации.
Формы проведения итогов реализации программы:
- Организация ежемесячных выставок детских работ для родителей.
- Тематические выставки в ДОУ.
- Участие в районных выставках и конкурсах в течение года.
- Творческий отчет воспитателя – руководителя кружка.
- Оформление эстетической развивающей среды в группе.
Показатели прохождения программы:
Узнают много об окружающем мире, т.к занятия проходят в определенной теме.
Учатся использовать в одной работе разные изобразительные материалы.
Учатся рисовать различными материалами.
Используют в работе разные дополнительные материалы (песок, камни).
Развивать навыки по составлению сюжетов.
Экспериментируют.
Развивается связная речь.
Учатся уважительному отношению к работам товарищей при этом объективно оценивать свою работу.
Преемственность:
- сформировать умения и навыки;
- развивать личностные качества.
Нетрадиционные техники:
- оттиск печатками из овощей;
- тычок жесткой кистью;
- оттиск печатками из ластика;
- оттиск поролоном;
- восковые мелки и акварель;
- свеча и акварель;
- отпечатки листьев;
- рисунки из ладошек;
- волшебные веревочки;
- кляксография;
- монотипия;
- печать по трафарету.
Каждый из этих методов – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. К тому же эта работа способствует развитию координации движений, внимания, памяти, воображения, фантазии. Дети не ограничены в возможностях выразить в рисунках свои мысли, чувства, переживания, настроение. Использование различных приемов способствуют выработке умений видеть образы в сочетаниях цветовых пятен и линий и оформлять их до узнаваемых изображений. Занятия кружка не носят форму «изучения и обучения». Дети осваивают художественные приемы и интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу рисования. Занятие превращается в созидательный творческий процесс педагога и детей при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те же стадии, что и творческий процесс художника. Этим занятиям отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности.
Дети самостоятельно выбирают изобразительные материалы, материал, на котором будет располагаться изображение.
Разнообразие способов рисования рождает у детей оригинальные идеи, развивается речь, фантазию и воображение, вызывает желание придумывать новые композиции, развивается умение детей действовать с различными материалами: камнями, песком, веревочками, восковыми мелками, свечами и др. В процессе рисования, дети вступают в общение, задавая друг другу вопросы, делают предположения, упражняются во всех типах коммуникативных высказываний.
4. Методическое обеспечение программы.
- акварельные краски, гуашь;
- восковые и масляные мелки, свеча;
- ватные палочки;
- поролоновые печатки;
- коктейльные трубочки;
- палочки или старые стержни для процарапывания;
- матерчатые салфетки;
- стаканы для воды;
- подставки под кисти; кисти.
- Тематический план.
Программа предназначена для детей 4-6 лет.
Срок реализации данной программы рассчитан на один год.
Форма организации занятий – подгрупповая (до 12 человек).
Режим занятий. Длительность занятия для детей 4-5 лет 20 - 25 минут, для детей 5-6 лет 25- 30 минут. Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Тематический план представлен в таблице 1.
Таблица 1.
Тематический план
Средняя группа.
№ п/п | Тема | Часы (мин) | |
Теория | Практика | ||
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. | Сказка про краску. Разноцветные зонты. Аквариум. Осенний лес. Ежик. Веселые человечки. Золотая осень. Дымковская игрушка. Дерево колдуньи. Разноцветные рыбки. Первый снег. Снежинки. Елочка – нарядная. Узоры на окне Зимняя сказка. Узоры на тарелочке Сказочная Жар – птица. Волшебница – зима. Черепаха. Превращение ладошки Ранняя весна. Ветка с первыми листьями. Аквариум. Грачи прилетели. В гостях у народных мастеров. Мой маленький друг. Цветы. Бабочки. Подводный мир. Русские матрешки. Итоговое. | 7 7 7 7 7 7 7 7 7 7 7 7 7 7 7 7 7 7 7 7 7 7 7 7 7 7 7 7 7 7 7 | 13 13 13 13 13 13 13 13 13 13 13 13 13 13 13 13 13 13 13 13 13 13 13 13 13 13 13 13 13 13 13 |
Итого | 20 |
- Тематический план
старшая группа.
№ п/п | Тема | Часы (мин) | |
Теория | Практика | ||
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. | Путешествие кисточки. Натюрморт Зоопарк Осенние пейзажи Украшение подноса узорами рябины. Белочка. Фруктовая мозаика. Кошка и котята. В подводном мире Живая рука. Булочная песенка. Зимние узоры. Дворец Деда Мороза. Волшебные кляксы. Город на реке. Мозаика. Невиданные звери. Натюрморт. Краб. Сравнение картин И.Левитана «Март» и Г.Грабаря «Мартовский снег». Песенка Солнышка. Загадочные животные. Павлин. Вишня в цвету. Волшебные птицы. Роспись по ткани. Волшебные точки Звездное небо. Итоговое. | 10 10 10 10 10 10 10 10 10 10 10 10 10 10 10 10 10 10 10 10 10 10 10 10 10 10 10 10 10 10 10 10 | 15 15 15 15 15 15 15 15 15 15 15 15 15 15 15 15 15 15 15 15 15 15 15 15 15 15 15 15 15 15 15 15 |
Итого | 25 |
- Календарно – тематический план
средняя группа
Месяц | Тема занятия | Программное содержание | ь Методические приемы | Оборудование | Литература |
октябрь | Сказка про краску | Познакомить со свойствами различных художественных материалов; вызвать у детей интерес к изобразительному искусству; научить отдельным приемам работы кистью и карандашом. | и 1.Рассказ педагога. 2.Худ. слово. 3.Беседа. 4.Практическая работа. 5.Итог. | Различные виды бумаги, краски, цвет карандаши | Н.Ф. Штейнле стр.12 |
октябрь | Разноцветные зонты. Печать по трафарету | Познакомить с новым методом – печать по трафарету. Развивать чувство ритма. | 1.Загадывание загадок 2.Вступительная беседа. 3.Самостоятельная деятельность детей. 4.Игра «Дождик» 5.Итог. | Силуэты зонтов, краски, трафареты узоров, поролон, гуашь. | А.В. Ники-тина стр. 27 |
Аквариум Рисунок из ладошки | Познакомить с техникой рисования с помощью руки. Развивать пространственное мышление, воображение, фантазию. | 1. Загадывание загадок 2.Вступительная беседа. 3.Самостоятельная деятельность детей. 4.Итог. | Бумага, краски, простые карандаши кисти | А.В. Ники-тина стр. 75 | |
Осенний лес Монотипия | Формировать умение детей рисовать на одной половине бумаги, сворачивать лист бумаги пополам и получать отпечаток на второй половине предварительно смоченной водой. | 1.Чтение стихотворения 2.Беседа. 3.Подвижная игра 4.Самостоятель-ная деятельность детей. 5.Итог. | Бумага, краски, простые карандаши кисти, поролон. | Р.Т. Казакова стр. 64 | |
ноябрь | Ежик. Тычок сухой кистью | Познакомить с новым методом – рисование тычком. Развивать внимание, воображение. | 1.Загадывание загадки. 2.Чтение рассказа Е.Чарушина «Еж». 3.Самостоятель-ная деятельность детей. 4.Физ.минутка «Еж с ежатами» | Краски, кисти, бумага, карандаши | А.В. Ники-тина стр. 33 |
Веселые человечки. Волшебная веревочка | Продолжать знакомить с приемом рисования веревочками. Передавать в рисунке силуэт человека в движении. | 1.Беседа. 2.Чтение рассказа В.Берестова 3.Самостоятель-ная деятельность детей. 4.Игра «Гномики – прачки» 5.Итог. | Веревочки клей, краски, кисти, бумага. | А.В. Ники-тина стр. 35 | |
Золотая осень. Кляксо- графия трубочкой. | Познакомить с новым приемом рисования – кляксография трубочкой. Совершенствовать умения в различных техниках, развивать чувство композиции. | 1.Чтение стихотворения З.Федоровской «Осень» 2.Беседа. 3.Самостоятель-ная деятельность детей. 4.Подвижная игра «Листья» 5.Итог. | Бумага, гуашь, кисти, трубочки. | А.В. Ники-тина стр. 89 | |
Дым- ковская игрушка. Оттиск печатками | Закрепить умения рисовать с помощью силуэта, украшать печатками. Развивать умения передавать колорит. | 1.Чтение стихотворения 2.Показ игрушки, рассматривание. 3.Самостоятель-ная деятельность детей 4.Игра 5.Итог. | Силуэты, краски, кисти, печатки, образцы. | А.В. Ники-тина стр.45 | |
Декабрь | Дерево колдуньи рисование + аппликация | Развивать чувство прекрасного, умение передавать свои впечатления полученные ранее. Воспитывать самостоятельность в создании образа. | 1.Вводная беседа. 2.Рассматривани 3.Самостоятель- ная деятельность детей. 4.Итог. | Цвет бумага, краски, бумага, клей | Р.Т. Казакова стр. 51 |
Разноцвет- ные рыбки Нетрадиционное рисование + аппликация | Вызвать интерес к рисованию, стремление передавать образ рыбки разными способами, добиваться выразительного образа. Закреплять умение пользоваться ножницами, трафаретами, клеем. Развивать аккуратность. | 1.Чтение стихотворения 2.Показ игрушки. рассматривание. 3.Самостоятель-ная деятельность детей 4.Игра 5.Итог. | Цвет бумага, краски, бумага, клей | Р.Т. Казакова стр. 46 | |
Первый снег. Рисование пальчиками | Формировать умение рисовать дерево без листьев, снег изображать пальчиками, развивать инициативу, учить составлять композицию. | 1.Вступительная беседа. 2.Худ. слово. 3.Самостоятель-ная деятельность детей. 4.Итог. | Бумага, краски, карандаши, иллюстрации | А.В. Ники-тина стр. 39 | |
Снежинки. Воздушные фломастеры | Формировать умение с помощью трафарета снежинок делать набрызг из фломастеров развивать чувство композиции. Развивать длительный плавный выдох. | 1.Беседа 2.Чтение стихотворения «Снежинка» 3.Рассматрива- ние. 4.Самостоятель-ная деятельность детей. 5.Подвижная игра «Снежинки». 6.Итог. | Бумага, трафарет, воздушные фломастеры | А.В. Ники-тина стр. 41 | |
январь | Елочка – нарядная. Оттиск поролоном, рисование пальчиками | Формировать умение рисовать ель, закрепить умение изображать елочные игрушки с помощью печаток. Воспитывать эстетическое восприятие природы. | 1.Чтение стихотворения. 2.Показ приемов рисования. 3.Самостоятельная деятельность детей. 4.Пальчиковая гимнастика «Елочка» 5.Итог. | Гуашь, печатки, кисти, бумага. | А.В. Ники-тина стр. 47 |
Узоры на окне. | Отрабатывать технику закрашивания. Продолжать закреплять правильно держать кисть и набирать краску, развивать творческие способности и воображение. | 1.Чтение стихотворения. 2.Показ приемов рисования. 3.Самостоятель-ная деятельность детей. 4.Итог. | Ватман, краски, кисти. | А.В. Ники-тина стр. 48 | |
Зимняя сказка Рисование пальцами, печать по трафарету | Упражнять в печати по трафарету. Закреплять умение рисовать деревья сангиной, рисовать пальчиками. Развивать чувство композиции. | 1.Загадывание загадки. 2.Показ приемов рисования 3.Самостоятель-ная деятельность детей. 4.Итог. | Трафарет, краски | Р.Т. Казакова стр. 49 | |
февраль | Узоры на тарелочке Оттиск печатками | Познакомить с колоритом городецкой росписи. Составлять узор в круге. Развивать чувство композиции. | 1.Показ изделий народного промысла. 2.Чтение стихотворения. 3.Объяснение. 4.Самостоятель-ная деятельность детей. 5.Игра «Карусель». 6.Итог. | Трафареты, краски. Изделия городецких мастеров, бумага, гуашь, кисти. | А.В. Ники-тина стр.55 |
Сказочная Жар – птица | Познакомить с народными традициями в изображении птиц, научить рисовать предметы сложной формы от общего к деталям. | 1.Чтение стихотворения. 2.Показ игрушки павлина. 3.Объяснение 4.Самостоятельная деятельность детей. 5.Итог. | Карандаши, гуашь, кисти, иллюстра- ции с птицами | Н.Ф. Штейнле стр. 45 | |
Волшебница-зима. | Учить эстетическому восприятию природы, средствам передачи выразительности пейзажа проявлять творчество, фантазию. | 1.Чтение отрывков из стихов. 2.Описание детьми леса. 3.Показ рисунка. 4.Самостоятельная деятельность детей. 5.Итог. | Бумага, гуашь, кисти, карандаши. | Н.Ф. Штейнле стр. 90 | |
Черепахи. Восковые мелки + акварель | Воспитывать эстетическое восприятие природы: учить изображать животных, развивать цветовосприятие и чувство композиции. Совершенствовать умения в техниках, учить изображать животных наиболее выразительно. | 1.Чтение стихотворения «Черепаха» 2.Беседа. 3.Самостоятель-ная деятельность детей. 4.Подвижная игра «Черепаха» 5.Итог. | Бумага, фломастерывосковые мелки, акварель, кисти, | А.В. Ники-тина стр.61. | |
Март | Превраще- ние ладошки | Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа. Развивать воображение, творчество. | 1.Чтение стихотворения 2.Самостоятельная деятельность детей 3.Игра 4.Итог. | Бумага, краски, кисти, карандаши. | Р.Г. Казакова стр. 89 |
Ранняя весна. | Формировать умение рисовать состояние погоды, совершенствовать цветовосприятие отбором оттенков Научить складывать лист пополам, на одной стороне рисовать пейзаж, на другой получать его отражение в озере. | 1.Загадывание загадок. 2.Рассматривание картин. 3.Беседа. 4.Самостоятельная деятельность детей. 5.Подвижная игра «Веснянка» 6.Итог. | Бумага, краски, кисти. | А.В. Ники-тина стр. 69 | |
Ветка с первыми листьями Оттиск печатками | Формировать умение рисовать с натуры, передавать форму вазы и ветки, учить рисовать листья. | 1.Показ модели ветки. 2.Чтение стихотворения. 3.Физ.минутка. 4.Самостоятельная деятельность детей. 5.Итог. | Бумага, краски, кисти, карандаши, печатки, ветки в вазе. | А.В. Ники-тина стр. 71 | |
Аквариум. Рисунки из ладошек | Знакомство с художественными техниками. Продолжать учить детей обводить руку простым карандашом, дорисовывать необходимые детали. | 1.Рассматрива- ние иллюстраций. 2.Чтение стихотворения «Где спит рыбка» 3.Самостоятельная деятельность детей. 4.Пальчиковая гимнастика. 5.Итог. | Карандаши, краски, кисти. | А.В. Ники-тина стр. 75 | |
Апрель | Грачи прилетели. Печатка из ластика, рисование поролоном | Развивать чувство композиции, упражнять в комбинировании различных техник рисования. Учить детей печатками из ластика изображать стаю птиц. | 1.Загадывание загадок. 2.Показ картинок. 3.Беседа. Самостоятельная деятельность детей. Подвижная игра «Грачи». Итог. | Печатки, бумага, краски, кисти. | А.В. Ники-тина стр. 79 |
В гостях у народных мастеров. | Расширить эстетическое представление о мире природы на примере изделий народных мастеров. Дать графические умения и навыки о новой технике. | 1.Беседа – рассказ. 2.Рассматрива- ние росписей. 3.Показ приемов рисования. 4.Самостоятель-ная деятельность детей. 5.Итог. | Народные изделия, бумага, карандаши, краски. | Н.Ф. Штейнле стр. 28 | |
Мой маленький друг Техника тычка | Формировать умение рисовать собак, расширять знания о домашних животных. Познакомить с техникой рисования тычком полусухой жесткой кистью. Формировать умение имитировать шерсть животного, используя создаваемую тычком фактуру как средство выразительности. Формировать умение наносить рисунок по всей поверхности бумаги. | 1.Чтение стихотворения. 2.Показ картинки, рассматривание. 3.Самостоятель-ная деятельность детей. 4.Игра. 5.Итог. | Краски, кисти, бумага | Р.Е. Казакова стр. 75 | |
Цветы. Техника тычка | Продолжать формировать умение рисовать тычками, распределять по всему рисунку точки. | 1.Чтение стихотворения 2.Показ картинки. рассматривание. 3.Самостоятель-ная деятельность детей 4.Игра 5.Итог. | Бумага, карандаши, краски, кисти. | А.В. Ники-тина стр. 81 | |
май | Бабочка Предметная монотипия | Совершенствовать умение детей в технике предметной монотипии, формировать умение соблюдать симметрию. Развивать пространственное мышление | 1.Загадывание загадок. 2.Беседа. 3.Самостоятель-ная деятельность детей. 4.Подвижная игра «Мотылек» 5.Итог. | Бумага, гуашь, кисти. | А.В. Ники-тина стр. 85 |
Подводный мир (коллектив-ная работа) | Формировать умение обводить ладони и пальцы простым карандашом, дорисовывать детали. | 1.Загадывание загадок. 2.Беседа. 3.Самостоятель-ная деятельность детей. 4.Подвижная игра 5.Итог. | Рулон бумаги, картинки морского дна, краски, кисти, карандаши. | И. Н. Лыкова стр. 96 | |
Русские матрешки | Познакомить с особенностями русской игрушки, расписывания их; развивать творчество, фантазию. | 1.Беседа. 2.Рассматрива- ние матрешек. 3.Самостоятель-ная деятельность детей. 4.Итог. | Силуэты, образцы, кисти, краски. | Н.Ф. Штейнле стр. 32 | |
Итоговая выставка рисунков. | Рассмотреть с детьми рисунки. Рисование по замыслу. | 1.Беседа. 2.Физ.минутка 3.Самостоятель- ная деятельность детей 4.Итог | Рисунки детей за год |
- Календарно - тематический план
старшая группа
Месяц | Тема занятия | Программное содержание | Методические приемы | Оборудование | Литера тура |
октябрь | Путешествие Кисточки | Познакомить со свойствами различных худ материалов; вызвать у детей интерес к изобразит искусству; научить отдельным приемам работы кистью и карандашом. | 1.Рассказ педагога. 2.Худ. Слово. 3.Беседа. 4.Практическая работа. 5.Итог. | Различные виды бумаги, краски, цвет карандаши. | Н.Ф. Штейнле стр. 12 |
Натюрморт Рисование пластили- ном | Учить рисовать контур на картоне, размазывать пластилин, не выходя за контур. Создавать натюрморт | 1.Худ. слово. 2. Беседа. 3.Показ приемов рисования. 4.Самостоятельная деятельность детей. 5.Итог. | Картон, пластилин, карандаши | Т.Н. Ветрова стр. | |
октябрь | Зоопарк Комментированное рисование | Научить переносить умения и навыки комментированного рисования на себя, упражнять в создании фигур из геометрических форм, используя прием прием дополнения и изъятия лишнего. Воспитывать интерес к диким животным. | 1.Беседа. 2.Рассматривание картинок. 3.Комментированное рисование. 4.Итог. | Бумага, краски, карандаши, геометрич. формы | Н. В. Микляева стр.96 |
Осенние пейзажи рисование по сырому | Формировать умение отражать особенности изображаемого предмета, используя различные нетрадиционные изобразительные техники. Развивать чувство композиции, совершенствовать умение работать в разных техниках. | 1.Худ. слово. 2.Беседа. 3.Показ приемов рисования. 4.Самостоятельная деятельность детей. 5.Итог. | Краска, бумага, кисти | Р.Т. Казакова стр. 73 | |
ноябрь | Украшение подноса узорами рябины Рисование пальчиком | Формировать умение составлять узор из рябины в круге. Закрепить приемы печатания пальцем, добиваясь четкого оттиска. Учить рисовать листья пальцами. | 1.Разыгрывание ситуации 2.Рассматривание образцов. 3.Самостоятельная деятельность детей 4.Пальчиковая гимнастика 5.Итог. | Бумага, краски. | Т.Н. Ветрова стр. 53 |
Белочка Комментированное рисование | Развивать умение связно, непрерывно, логично высказывать мысли, слуховую и зрительную память . | 1.Беседа. 2.Развитие зрительного внимания и памяти. 3.Комментированное рисование. 4.Физкультминутка «За грибами». 5.Драматизация рассказа. 6.Итог. | Геометри- ческие детали, бумага, краски, кисти. | Н. В. Микляева стр. 69 | |
Фруктовая мозаика восковые мелки, акварель | Продолжать формировать умение составлять натюрморт из фруктов, определять форму, величину, цвет и расположение различных частей, отображать эти признаки в рисунке. Упражнять в аккуратном закрашивании изображений фруктов восковыми мелками, создании тона с помощью акварели. | 1.Вступительная беседа. 2.Худ. слово. 3.Самостоятельная работа детей. 4.Итог. | Восковые мелки, краски, бумага | Р.Т. Казакова стр.96 | |
Кошка и котята Комментированное рисование | Закреплять знания о внешнем виде животного. Формировать умение всматриваться в особенности движения, шерстки, выражения глаз; строить композицию, используя различные материалы для создания выразительности образа. | 1.Перечисляющее рисование. 2.Физкультминутка. 3.Дорисовывание котят. 4.Рисование мамы – кошки и папы – кота. 5.Итог. | Карандаши, бумага, краски, кисти. | Н. В. Микляева стр. 63 | |
Декабрь | В подводном мире рисование ладошкой, восков. мелками и акварелью | Совершенствовать умение в нетрадиционной изобразительной технике. Формировать умение превращать отпечатки ладоней в рыб и медуз, рисовать различные водоросли. Развивать воображение, чувство композиции. | 1.Чтение стихотворения 2.Беседа. 3.Загадывание загадки. 4.Физкультминутка. 5.Самостоятельная деятельность детей. 6.Итог. | Фломастеры, бумага, краски, кисти | Р.Т. Казакова стр.90 |
Живая рука Рисование ладошкой | Формировать умение рисовать разное настроение, отображать в рисунке возраст и их персонажей, национальную принадлежность. | 1.Беседа. 2.Чтение стихотворения. 3.Рассматривание картинок. 4.Самостоятельная деятельность детей. 5.Итог. | Карандаши, бумага, фломастеры | Т.Н. Ветрова стр.45 | |
Булочная песенка Комменти-рованное рисование | Совершенствовать умение и навыки рисовать по следам прослушанного литературного произведения, отражать в своем рисунке свои впечатления и переживания. Формировать умение создавать коллективный рисунок | 1.Беседа. 2.Чтение стихотворения. 3.Физкультминутка. 4.Коллективное рисование. 5.Итог. | Краски, бумага, карандаши | Н. В. Микляева стр.93 | |
Зимние узоры (граттаж) | Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой черно-белого граттажа. Упражнять в использовании таких средств выразительности, как линия, штрих. | 1.Разыгрывание ситуации 2.Рассматривание образцов. 3.Самостоятельная деятельность детей 4.Пальчиковая гимнастика 5.Итог. | Бумага, карандаши, краски | Р.Т. Казакова стр.65 | |
январь | Дворец Деда Мороза граттаж | Закреплять навыки нетрадиционной изобразительной техники граттаж. Упражнять в использовании таких средств выразительности, как линия, штрих. | 1.Беседа 2.Чтение стихотворения Рассматривание. 3.Самостоятельная деятельность детей. 4.Подвижная игра 5.Итог. | Бумага, карандаши, фломастеры, ножницы, клей | Р.Г. Казако ва стр. 87 |
Рождест- венская ночь граттаж | Формировать умение осваивать технику граттажа. Развивать глазомер и координацию движений. Развивать творческое воображение при использовании нетрадиционного материалов |
картинок, само- стоятельная деятельность детей. 3.Итог. | Острая палочка, свечи, тушь, картон | Т.Н. Ветрова стр. 45 | |
Волшеб- ные кляксы Кляксогра-фия | Развивать глазомер, путем покачивания листа с кляксой так, чтобы клякса развивалась в разные стороны | 1.Худ слово. 2.Игровой момент. 3.Показ приема рисования. 4.Самостоятельная деятельность детей. 5.Итог. | Карандаши, тушь, кисти, иллюстрации | Т.Н. Ветрова стр. 51 | |
февраль | Город на реке монотипия | Закрепить приемы печатания целого изображения на вторую часть листа, предварительно смоченную кусочками поролона. Развивать творческое воображение через печатание новым способом. | 1.Игровая мотивация. 2.Худ слово.
деятельность детей.
| Краски, бумага. поролон. | Т.Н. Ветрова стр. 54 |
Мозаика Рисование по мятой бумаге | Формировать умение рисовать, дуя через трубочку. Развивать творческую фантазию. | 1.Игровая мотивация. 2.Худ. слово. 3.Самостоятельная деятельность детей. 4.Итог | Краски, трубочки. | Т.Н. Ветрова стр.41 | |
Невидан- ные звери Комментированное рисование | Знакомить со способом мыслительных действий в ходе создания произведения, средствами выразительности, особенностями цветового решения. | 1.Беседа. 2.Физкультминутка. 3.Беседа. 4.Рисование по заданной теме. 5.Итог. | Краски, бумага, кисти | Н. В. Микляева стр. 87 | |
Март | Натюрморт | Закреплять умение составлять натюрморт, анализировать его составляющие и их расположение. Упражнять в рисовании ватными палочками. Развивать чувство композиции. | 1.Худ. слово. 2.Беседа. 3.Показ приемов рисования. 4.Самостоятельная деятельность детей. 5.Итог. | Карандаши, бумага, восковые мелки | .Р. Т Каза-кова стр.82 |
Краб Рисунок ладошкой | Формировать умение создавать образ краба, способом печатания только ладонью, дополняя рисунок клешнями способом печатания боковой стороной ладони, слегка согнув пальцы. | 1.Худ слово. 2.Беседа. 3.Самостоятельная деятельность детей. 4.Итог | Гуашь, бумага. | Т.Н. Ветрова стр. 55 | |
Сравнение картин Комментированное рисование | Упражнять в умении сравнивать способы художественной выразительности, научить обобщать и противопоставлять , рассуждать. | 1.Беседа по картине. 2.Физкультминутка3.Игра «Я – художник» 4.Рисование. 5.Итог. | Репродукции картин, бумага, краски, кисти. | Н.В. Микляева стр.107 | |
Песенка солнышка Комментированное рисование | Развивать зрительно – двигательную координацию. Повторить гласные звуки и буквы. Формировать умение рисовать лицо ребенка | 1.Чтение стихотворения «Песенка Солнышка». 2.Экспериментирование. 3. Кодирование гласных. 4.Игра «Чудесный мешочек» 5.Комментированное рисование. 6.Итог. | Свеча, бумага, краски | Н.В Микляева стр.82 | |
апрель | Загадочные животные | Формировать умение соблюдать симметрию, рисовать на одной половине листа. Совершенствовать умение детей в технике – монотипия предметная. Развивать пространственное мышление. | 1.Чтение стихотворения. 2.Беседа. 3.Подвижная игра 4.Самостоятельная деятельность детей. 5.Итог. | Бумага, гуашь, кисти, | И. Н. Лыкова стр.84 |
Павлин. Рисунок ладошкой | Формировать умение свободно располагать пальцы рук на листе бумаги, обводить их, знакомить с художественными техниками, развивать чувство композиции и цвета | 1.Беседа. 2.Чтение стихотворения. 3.Самостоятельная деятельность детей. 4.Пальчиковая игра. 5.Итог. | Бумага, гуашь, кисти, карандаши. | А.В. Ники-тина стр.51 | |
Вишня в цвету (тычко- вание) | Закреплять умение продумывать расположение рисунка на листе. Совершенствовать умение использовать способ рисования тычком для повышения выразительности рисунка. | 1.Чтение стихотворения. 2.Беседа. 3.Физкультминутка. 4.Самостоятельная деятельность детей. 5.Игра «Цветы» 6.Итог. | Краски, бумага, карандаши | Р.Т. Каза-кова стр. 35 | |
Волшебные цветы Волшебные веревочки | Формировать умение рисовать ниткой Использовать нитки разные по толщине. Развивать творческое воображение через создание образа пятна. | 1.Худ слово. 2.Беседа. 3.Самостоятельная деятельность детей. 4.Итог. | Нитки, краска, бумага | Т.Н. Ветрова стр. 56 | |
май | Роспись на ткани | Формировать умение подготавливать ткань для работы, наносить рисунок по трафарету | 1.Чтение стихотворения. 2.Показ картинку. рассматривание. 3.Самостоятельная деятельность детей. 4.Игра. 5.Итог. | Пяльцы, ткань, краски, кисти, клей. | Т.Н. Ветрова стр. 42 |
Волшебные точки | Формировать умение детей изображать контур рисунка простым карандашом, по его следу делать точечный рисунок тампоном. Познакомить с новым способом изображения. | 1.Худ. слово. 2.Беседа. 3.Показ приемов рисования. 4.Самостоятельная деятельность детей. 5.Итог. | Тампон из поролона, гуашь, простой карандаш. | Т.Н. Ветрова стр. 58 | |
Звездное небо | Воспитывать эстетическое восприятие природы ее изображение нетрадиционными худ.техниками, развивать цветовосприятие и зрительно-двигательную координацию | 1.Отгадывание загадок. 2.Беседа. 3.Самостоятельная деятельность детей. 4.Пальчиковые игры. 5.Итог. | Бумага, гуашь, кисти, свеча. | А.В. Ники-тина стр. 63 | |
Итоговая выставка рисунков | Рассмотреть с детьми рисунки. Рисование по замыслу. | 1.Беседа. 2.Физкультминутка. 3.Итог. | Детские рисунки |
- Взаимодействие с родителями.
№ | Месяц | Форма работы | Тема |
1 | Октябрь | Консультация | Волшебные краски. «Роль нетрадиционного рисования в развитии детей дошкольного возраста» |
2 | Ноябрь | Анкета для родителей. | «Любит ли ваш ребенок рисовать» Порисуйте вместе(рисование на стекле)-Портрет мамы. |
3 | Декабрь | Семинар-практикум | Рисуем солью. |
4 | Январь | Публикация на сайте детского сада | Особенности изобразительной деятельности детей дошкольного возраста. |
5 | Февраль | Мастер-класс | Рисование без препятствий самыми необычными вещами. |
6 | Март | Папка-передвижка | Все маленькие дети – художники. |
6 | Апрель | Консультация | Развитие мелкой моторики рук. |
7 | Май | Памятки, буклеты | Полезные советы по развитию творческих способностей детей. |
10. Мониторинг.
Ожидаемые результаты:
Овладение детьми определенными знаниями, умениями, навыками в процессе рисования, выявление и осознание ребенком своих способностей, сформированность способов самоконтроля.
В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому даем возможность каждому ребенку активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания. Все темы, входящие в программу, изменяются по принципу постепенного усложнения материала. В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому даём возможность каждому ребенку активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания. Все темы, входящие в программу, изменяются по принципу постепенного усложнения материала.
Оценка: результативности программы проводится два раза в год (декабрь, май) сформированности уровня художественно – эстетического развития детей.
Показатели художественно-творческого развития детей дошкольного возраста Общие показатели развития детского творчества:
- компетентность (эстетическая компетентность)
- творческая активность
- эмоциональность
- произвольность и свобода поведения
- инициативность
- самостоятельность и ответственность
- способность к самооценке
- Специфические показатели развития детского творчества в продуктивных видах деятельности (по данным исследований Т.Г. Казаковой, Л.А. Парамоновой, Б.А. Флёриной, А.Е. Шибицкой):
- субъективная новизна, оригинальность и вариативность как способов решений творческой задачи, так и результата (продукта) детского творчества;
- нахождение адекватных выразительно-изобразительных средств для создания художественного образа;
- большая динамика малого опыта, склонность к экспериментированию с художественными материалами и инструментами;
- индивидуальный «почерк» детской продукции;
- самостоятельность при выборе темы, сюжета, композиции, художественных материалов и средств художественно-образной выразительности;
- способность к интерпретации художественных образов; » общая ручная умелость.
- экспериментальная модель выразительного художественного образа как интегральной художественно-эстетической способности включает комплекс эстетических способностей и умений (И.А. Лыкова):
- восприятие художественных образов (в произведениях искусства) и предметов (явлений) окружающего мира как эстетических объектов;
- осмысленное «чтение» - распредмечивание и опредмечивание - художе- ственно-эстетических объектов с помощью воображения и эмпатии, (носителем эстетического выступает выразительный образ как универсальная категория); интерпретация формы и содержания, заключённого в художественную форму;
- творческое освоение «художественного языка» - средств художественно- образной выразительности;
- самостоятельное созидание (сотворение) художественных образов в изобразительной деятельности;
- проявление эстетического отношения во всех видах детской художественной деятельности и повседневной жизни (таких, как: самодеятельные игры и занятия, прогулки, самообслуживание);
- экспериментирование с художественными инструментами, материалами с целью «открытия» их свойств и способов создания художественных образов.
Методика проведения диагностики.
Педагогическая диагностика детей проводится с детьми в естественных условиях. В отдельном помещении оборудуется место для индивидуальных занятий с детьми. На столе свободно размещаются разные художественные материалы и инструменты для свободного выбора их детьми в ходе эксперимента: краски гуашевые, кисти трёх размеров, фломастеры, цветные карандаши, салфетки бумажные и матерчатые, бумага белая трёх форматов (большого, среднего и маленького). Дети приглашаются индивидуально, рассматривают материалы и инструменты. В непринужденной игровой форме ребёнку предлагается назвать всё, что он видит (при этом фиксируется общая ориентировка ребёнка в художественных материалах), и выбрать, чем бы он хотел заниматься (что бы хотел делать). Предлагается также выбрать материалы для реализации своего замысла. По ходу эксперимента фиксируются: выбор ребенка, внешние проявления его реакции на ситуацию, последовательность развития замысла, сочетание видов деятельности, комментарии по ходу действий, игровое и речевое развитие художественного образа. Для анализа процесса и результата детской художественной деятельности была разработана система показателей, сведённая в таблицу для удобства фиксации наблюдений экспериментаторов.
«Портрет» художественно-творческого развития детей дошкольного возраста (методика Казаковой Т.Г., Лыковой И.А.)
1. Характеристика отношений, интересов, способностей в области художественной деятельности: - увлечённость; - творческое воображение;
2. Характеристика качества способов творческой деятельности: - применение известного в новых условиях; - самостоятельность в нахождении способов (приёмов) создания образа; - нахождение оригинальных способов (приёмов), новых для ребёнка;
3. Характеристика качества продукции: - нахождение адекватных выразительно-изобразительных средств для создания образа; - соответствие результатов изобразительной деятельности элементарным художественным требованиям;
Рисование сюжетное по замыслу (педагогическая диагностика) «Посмотрим в окошко»
Задачи. Учить детей рисовать простые сюжеты по замыслу. Выявить уровень развития графических умений и композиционных способностей.
Схематическое изображение человека с помощью счётных палочек, карандашей, бумажных полосок.
Рисование человечков палочками на песке или на земле, выкладывание фигурок из счётных палочек, веточек, карандашей.
Примерные задания для исследования особенностей восприятия цвета в
природе и произведениях искусства
Осенние листочки.
Дидактическая задача.
Развитие восприятие цвета и цветосочетания в природных объектах, сравнение колорита осенних листьев с цветовыми пятнами на палитре.
Вопросы и задания.
- Тебе нравится листопад? Ты любишь собирать осенние листья? Посмотри
на эти листочки. Они красивые, многоцветные, будто настоящие. Рассмотри
каждый листок, полюбуйся его колоритом и подбери на палитре похожую
цветовую гамму. Найди кленовый листок. Опиши его колорит и найди такое
цветосочетание.
- Найди листочек жёлтый , жёлто-зелёный (для детей 4-5 лет), жёлто-оранжево-зелёный (для детей 5-6 лет). Покажи этот
цвет (4-5 лет), это цветосочетание (5-6 лет) на палитре. Подбери этот цвет (4-
5 лет) или составь оттенок (5-6 лет).
- Какой цвет чаще всего повторяется в осенней гамме? (Жёлтый.) А почему
осень в период листопада называют золотой? Вспомни стихи или песни, в
которых рассказывается об этом.
- Нарисуй осенние листочки.
Говорящие цвета.
Дидактическая задача.
Расширение ассоциативного цветового ряда. Обогащение лексики.
Вопросы и задания.
Вспомни, какие «говорящие» цвета ты уже знаешь? Покажи их на палитре и
подбери подходящие предметы (картинки): лимонный - лимон... А теперь
попробуй угадать, как можно назвать другие цвета. Найди среди картинок
морковку и подбери на палитре подходящий цвет. Как называется этот цвет?
(Оранжевый.) Но можно сказать и по другому - морковный. Покажи на
палитре свекольный цвет. Сиреневый. Оливковый. Если трудно, сравнивай с
изображениями плодов, цветов. Как бы ты назвал цвет сливы. (Фиолетовый
или иначе - сливовый.) Как ты думаешь, слово «малиновый» произошло от
слова «малина» или наоборот? Как лучше сказать про лимон - жёлтый или
лимонный? А как точнее? Чем желтый цвет отличается от лимонного?
(Жёлтый цвет - чистый, без примесей, а лимонный получается, если жёлтый
слегка смешан с зеленым; жёлтый - тёплый, а лимонный - холодноватый.)
Какие ещё «говорящие» цвета ты знаешь? А какие из них можно назвать
«вкусными»? Нарисуй «вкусные» картинки.
Цвет и настроение
Дидактическая задача.
Формирование представления о том, что цвет (цветовая тональность) может
передавать состояние природы и настроение человека.
Вопросы и задания.
- Посмотри на эти картины и сравни их попарно. О чем рассказывают эти
картины? Тема этих картин - осень, но осень разная. На какой картине осень
ранняя, золотая, радостная? Опиши осень на второй картине (поздняя,
унылая, серая...). Как художнику удалось это показать?
- Обрати внимание: каждая картина написана в своей цветовой гамме. Для
осени ранней и весёлой художник взял яркие, сочные, чистые краски. А для
поздней и грустной - приглушённые, слегка смешанные с чёрным до
сероватых оттенков.
- Сравни морские картины и расскажи, как с помощью красок (цветовой
гаммы) показано разное состояние (настроение) природы.
- Нарисуй «хорошую погоду».
11.Список литературы:
1. Алексеевская Н.А. Карандашик озорной. – М: «Лист», 1998. – 144с.
2. Ветрова Т. Н. ТРИЗ в изодеятельности. – Наб. Челны. 2007. – 80с
3. Доронова Т.Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников: методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. – М. Просвещение, 2006. – 192с.
4. Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М: ТЦ «Сфера», 2004 – 128с.
5. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. – М: «Карапуз – Дидактика», 2006. – 108с.
6. Микляева Н. В. Комментированное рисование в детском саду. – М. : ТЦ Сфера, 2010. – 128с.
7. Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду - /Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей/. – СПб.: КАРО, 2008. – 96с.
8. Утробина К.К., Утробин Г.Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет: Рисуем и познаем окружающий мир. – М: Издательство «ГНОМ и Д», 2001. – 64с.
9. Штейнле Н.Ф. Изобразительная деятельность. – Волгоград: ИТД «Корифей». 2006. – 128с.
10. http://detsad-kitty.ru/ - Детский сад. Сайт для детей и взрослых, для малышей и их родителей, для дошкольников и воспитателей детских садов.
Приложение № 1
12. ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ИЗО-ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
С РЕБЕНКОМ ДОМА»
Большой потенциал для раскрытия детского творчества заключён в изобразительной деятельности дошкольников. Для успешного целостного развития ребёнка ваша роль, уважаемые родители, огромна. Создавая условия для занятий рисованием, лепкой или аппликацией, родители формируют устойчивый интерес к изобразительной деятельности, развивают их способности.
Изобразительная деятельность ребенка в условиях семьи включает в себя рисование карандашами, красками (гуашь, акварель), фломастерами, лепку из пластилина, глины, аппликацию из форм, заранее вырезанных взрослыми. Научиться рисовать, лепить может каждый ребенок, если взрослые обращают внимание на эти занятия, терпеливо помогают овладевать навыками и умениями.
Ежедневно ребенок открывает для себя новое в окружающем его мире. Этим открытием он стремится поделиться с близкими: родителями, бабушкой, дедушкой, братьями и сестрами. Все, что увидел, что взволновало его, малыш отражает в игре, речи, рисовании… Он берет карандаш и на листе бумаги пытается показать увиденное.
От рисования малыш получает лишь пользу. Особенно важна связь рисования с мышлением ребенка. При этом в работу включаются зрительные, двигательные, мускульно-осязаемые анализаторы. Кроме того, рисование развивает память, внимание, мелкую моторику, учит ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать. Для умственного развития детей имеет большое значение постепенное расширение запаса знаний. Оно влияет на формирование словарного запаса и связной речи у ребенка.
Мы взрослые порой счастья детей не разделяем, и даже возмущаемся до глубины души, разглядывая художества малыша на стенах в квартире. А ведь рисование имеет огромное значение в формировании личности ребенка. Поэтому перед тем, как ругать малыша, постарайтесь направить его творчество в нужное русло.
Родителям необходимо создать дома условия для изобразительной деятельности, чтобы малыш мог лепить, рисовать.
Организуем место.
Место, где ребёнок рисует, должно быть хорошо освещено. Свет должен падать с левой стороны. Следите за тем чтобы ребёнок правильно сидел за столом: не горбился, не наклонялся слишком низко. Проверьте, соответствуют ли стул и стол росту ребёнка. На столе, перед ребенком находятся лист бумаги, справа краски, кисти, впереди банка с водой. После промывания кисти ребёнок промакивает ворс тряпочкой из льняной ткани.
У ребенка дома должны быть не только различные художественные материалы (карандаши, бумага, пластилин, краски), но и место, где их хранить. Хорошо для этого иметь детский секретер или открытую полку, где будут храниться краски, кисти, восковые мелки, карандаши, бумага, альбомы, раскраски и т.д. Приучайте постепенно ребёнка самостоятельно пользоваться ими. Пусть сам готовит своё рабочее место и убирает его после работы.
Маленькому ребенку целесообразнее давать для рисования не карандаши (они твердые и при малом нажиме слабой еще детской ручки оставляют едва видные штрихи и линии), а фломастеры, которые оставляют отчетливо видный, яркий след даже при легком касании бумаги. Это очень важно. Рисование фломастерами не вызывает напряжения руки, как это происходит при рисовании карандашами. Когда же рука малыша окрепнет, можно использовать и карандаши.
Проверяйте, как ребенок пользуется карандашами, не разбрасывает ли их по столу. Надо, чтобы во время рисования перед ним лежала открытая коробка с карандашами (от 12 до 24). Так он лучше видит цвета.
Необходимо с первых занятий научить ребенка правильно брать фломастер, кисть, карандаш: тремя пальцами, большим и средним, придерживая сверху указательным, удерживать его в пальцах и правильно действовать им. Естественно, вначале у ребенка ничего не получается: рука его не слушается, карандаш часто выпадает из руки. И здесь на помощь должны прийти взрослые. Надо следить, чтобы малыш не слишком сильно сжимал карандаш пальцами, так как это приводит к перенапряжению руки, скованности движений, слабые пальцы ребенка могут не удержать карандаш, и он выпадет из рук. Поэтому во время занятия малыша надо следить за тем, как ребенок держит карандаш, кисть, фломастер и действует ими. Этот навык вырабатывается и закрепляется очень медленно.
Почему так происходит, что ребенок не может удержать кисть, карандаш в руке, часто роняет их и очень быстро снова захватывает всей ручкой? Дело в том, что он привык все предметы захватывать не пальцами, а в кулачок. Правильная хватка пальцами для него неудобна. Надо терпеливо перекладывать карандаш, приучая ребенка держать его тремя пальцами. Постепенно рука ребенка окрепнет, и правильная хватка закрепится. Если же не следить за этим, ребенок так и будет держать карандаш, кисть в кулачке, у него долго не сформируется правильный навык.
Существует мнение, что чем меньше ребёнок, тем меньше изобразительных материалов он может освоить. Однако известный художник В.А. Фаворский считал, что при обучении детей нужно использовать как можно больше самых разных художественных материалов.
В дошкольном возрасте дети рисуют красками двух видов: гуашью и акварелью. Гуашь - основной материал для рисования. Ее преимущество в том, что она хорошо ложиться на любой фон, дает яркое, сочное пятно. Путем смешивания нескольких цветов можно получить различные оттенки.
Рисовать акварельными красками можно только на белой бумаге, разводя краски водой. Чем больше воды, тем прозрачнее цвет краски. В семье малыш чаще рисует акварелью, чем гуашью, поэтому обращайте внимание на технику работы этими красками.
Для рисования красками необходимо иметь 6 - 12 кистей разных размеров. Тонкие для рисования мелких деталей, толстые для закрашивания больших деталей, тонирования бумаги.
Чтобы ребенок добился хороших результатов в изобразительной деятельности, надо научить его правильно пользоваться красками: перед рисованием «покупать» кисть в воде, капнуть по одной капельке на нужные цвета акварели, при рисовании аккуратно набирать краску на кисточку, уверенно вести ворсом кисти по бумаге, гладить, а не тереть ворсом бумагу, промывать кисть, прикладывая ее к тряпочке; пользуясь несколькими красками, не смешивать их между собой.
Рисовать можно круглой мягкой кистью всем ворсом и его концом (тонкие линии, мелкие детали). Рекомендуется давать детям клеевую жесткую щетинную кисть (методом тычка можно рисовать листву, падающий снег и т.д.)
С другими материалами следует знакомить ребёнка в более старшем возрасте, но при желании взрослого можно осваивать рисование восковыми мелками, мелом, сангиной, пастелью, углём.
Увлекательным материалом для развития изобразительных умений детей в условиях семьи могут служить альбомы для раскрашивания, которые выпускает издательство «Малыш». В них есть не только картинки, но и советы, как учить детей рисовать.
Что и как рисовать детям.
Рисуют почти все дети. Одни больше, другие меньше. Но профессиональным художником становится лишь один из нескольких тысяч. «В таком случае, может быть, не стоит тратить время, бумагу, краски, карандаши?» — подумают взрослые? Нет, стоит!
Очень часто взрослые боятся браться за кисть или карандаш, заявляя, что не умеют рисовать. Не спешите расстраиваться. Существует множество приемов, с помощью которых можно создавать оригинальные работы, даже не имея никаких художественных навыков. И вы, и ваш ребенок получит от таких занятий не только удовольствие. В этих играх он познакомится с цветом, свойствами красок, у него разовьётся художественный вкус и пространственное воображение, фантазия и трудолюбие.
Приведу несколько игр.
«Составь ежа из палочек»
Материал: счетные палочки, или цветные бумажные полоски, или фломастеры.
Действия детей: выкладывают изображение палочками или рисуют полочки фломастером, или наклеивают изображение из полосок.
«Кто играет с нами в прятки»
Материал: карточки с фоном разного цвета (зеленый, желтый, полосатый, коричневый, белый), фигурки животных (лягушка, ягуар, тигр, белый медведь, заяц-беляк и заяц-русак и т.д.) для проверки правильности выполненного задания, помощи при изображении зверей.
Правила игры: взять по две карточки разного цвета, назвать животных с похожей окраской; получив фигурку, обвести ее на нужном фоне. Выигрывает тот, кто получит больше фигурок, а также сам нарисует подходящих животных, которых не было у педагога.
«Портреты»
Материалы: лист бумаги с прорисованным овалом лица; картонные шаблоны бровей, глаз, носа, губ, ушей, причесок.
Действия детей: на листе выкладывают шаблонами голову, обводят, раскрашивают получившийся портрет.
Можно приобрести в продаже дидактические игры «Цвет и форма», «Геометрическая мозаика», «Чья тень?», «Веселые карандаши» и т.д.
Начинать учить рисовать детей надо с предметов, напоминающих по форме геометрические формы – круг (шарик, мячик, солнце), квадрат (коврик, кубики, книга), треугольник (горка, лопатка), затем соединять эти формы в предметах – домик, грибок, цыплёнок, елочка. Затем в рисунке объединять общим сюжетом несколько предметов, постепенно подводя детей к сюжетному рисованию.
Для рисования детям лучше давать отдельные листы. Желательно чтобы бумага была не глянцевой, а пористой, слегка шероховатой. Для рисования иногда требуется бумага разных цветов и оттенков, чтобы передавать свет вечерних огней, ярких фонариков на ветках елки, снегопад ит.д.
Очень важно, чтобы взрослые были внимательны к желаниям малыша порисовать. Часто, из-за того что ребенок не может ничего изобразить, а лишь чиркает карандашом по бумаге, взрослые относятся к его действиям и рисункам снисходительно-насмешливо: «Что это ты нарисовал, каляку-маляку?» Ребенок начинает понимать и насмешливое отношение к его занятиям, и отрицательную оценку его результата: «нарисовать каляку-маляку», значит, ничего хорошего не нарисовать.
сам. И у него складывается мнение о рисовании как о пустом занятии.
Поэтому нужно всячески поддерживать интерес детей к действию карандашом и создавать хорошие условия для занятий, обеспечивая его всем необходимым.
Никогда не просите ребенка нарисовать вам что-либо конкретное по заказу, можете только предложить несколько вариантов на выбор, но не настаивайте, чтобы ребенок обязательно нарисовала что-нибудь из предложенного вами; пусть лучше рисует то, что задумал сам.
Часто родители дорисовывают рисунок или улучшают что-то в работах ребенка - делают это, чтобы потом демонстрировать работы ребенка родственникам и знакомым, как его достижения. Ни под каким предлогом не делайте - это тоже его обижает, подчеркивает его неполноценность, невозможность самому нарисовать хорошо.
Поощряйте нестандартные решения образов или приемы работы; пусть малыш понимает, что главное - это именно его фантазия.
Рассматривайте и обсуждайте его предыдущие работы, чтобы он не забывал, что он уже умеет рисовать, что у него уже однажды получилось очень хорошо; старайтесь вывешивать работы ребенка на стену.
Рассматривайте работы других детей, чтобы он захотел нарисовать также.
Рассматривайте репродукции картин разных художников, ходите в картинные галереи.
Когда лучше заниматься рисованием? Рисование советуем проводить в дневное время, так как рисовать при вечернем освещении нежелательно. Продолжительность не более 20-30 минут.
Помните, каждый ребенок — это отдельный мир со своими правилами поведения, своими чувствами. И чем богаче, разнообразнее жизненные впечатления ребенка, тем ярче, неординарное его воображение, тем вероятнее, что интуитивная тяга к искусству станет со временем осмысленнее.
Художественная деятельность с самого начала должна быть тесно связана с жизнью. Прежде всего ребенку необходимо отчетливо представлять, что он будет изображать, а для этого у него должны сложиться разнообразные впечатления о мире. Представления о предметах и явлениях формируются на основе их восприятия. Эстетические впечатления ребёнок может получить, рассматривая вместе с родителем иллюстрированную книгу, наблюдая за окружающим миром, произведениями искусства, только всегда нужно обращать внимание ребёнка на то, что красиво, говорить ему, почему этот предмет красив, выделять его особые свойства, цветовую гамму и т.д. Когда ребёнок научится видеть и понимать красоту, тогда он будет получать яркие впечатления от увиденного и стремление выразить их с помощью рисования станет более сильным.
Особое значение имеет отношение нас, взрослых, к продуктам детского творчества. Обязательно хвалите маленького художника, устройте дома выставку его работ (закрепите файлы и вставьте работы или сделайте рамочки). Пройдет всего несколько лет и ваш малыш, может быть уже школьник, будет вместе с вами вспоминать, как он радовался, создавая этот «шедевр». Относитесь бережно к детскому творчеству и такое же отношение воспитывайте у детей, детские работы следует собирать и сохранять.
Научиться рисовать может каждый малыш, если взрослые обращают внимание на эти занятия, терпеливо помогают ему овладеть навыками и умениями.
Пусть каждый ребенок в детстве испытает радость творчества.
В.А. Сухомлинский писал: «Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности изобразительности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движение, необходимое для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "ЛЮБИТ ЛИ ВАШ РЕБЕНОК РИСОВАТЬ?"
Уважаемый родитель!
Просим Вас принять участие в опросе на тему "Любит ли Ваш ребенок рисовать?". Подчеркните ответ, который Вы считаете правильным!
1. Как Вы считаете, есть ли у Вашего ребенка способности к изобразительному творчеству?
Да; очень умеренные способности; у ребенка есть интерес к рисованию, но творчеством это назвать нельзя.
2. Какие материалы есть у ребенка для домашних занятий художественной изобразительной деятельностью?
бумага (белая, цветная),краски, глина, пластилин, сангина, уголь, цветные мелки, наборы цветных карандашей, фломастеры, кисти.
Дополните свой ответ: _____________________________________________________________.
3. Доступны ли для ребенка имеющиеся материалы?
берет когда сам пожелает, по разрешению взрослых.
Дополните свой ответ: _____________________________________.
4. Часто ли ребенок просит кого-либо из членов семьи порисовать вместе с ним?
Часто, иногда, никогда.
Кого в основном просит ребенок? __________________________________________________________.
5. Как Вы чаще всего реагируете на просьбы ребенка порисовать с ним?
предлагаете самому порисовать, обещаете порисовать в другой раз, включаетесь в творческий процесс по его просьбе
Дополните свой ответ: _________________________________________________________________.
6. Используете ли вы для домашних занятий художественной изобразительной деятельностью ИКТ технологии?
компьютерные программы, электронные пособия по изобразительной деятельности, слайды или картины с изображениями животных, природных объектов, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства
Дополните свой ответ: _____________________________________________________________________________________________________________
7. Используете ли Вы мультимедийные презентации, найденные в интернете, для знакомства с произведениями изобразительного искусства?
картины (пейзаж, натюрморт и др.), декоративно-прикладное искусство (городец, хохлома, гжель и др.), не использую.
Дополните свой ответ: ______________________________________________________________.
8. Какие музеи изобразительного искусства Вы посещали вместе с ребенком? _____________________________________________________________
9. Имеются ли в Вашем доме альбомы с репродукциями музейных коллекций:
Да, нет.
Благодарим за сотрудничество!
Отчёт по результатам анкетирования - опроса
В анкетировании-опросе принимали участие родители детей средней и старшей групп __ человек.
Вопросы анкеты делились на 3 группы:
-развитие изобразительной деятельности в домашних условиях
-использование ИКТ в развитии изобразительной деятельности в домашних условиях
-приобщение ребёнка к изобразительному искусству в семье.
По результатам анкетирования ___% родителей (____ человек) считают, что их дети имеют изобразительные способности. Их развитию способствует наличие разнообразных материалов дома, которые ребёнок использует самостоятельно и когда сам пожелает. Дома созданы все условия для развития изобразительных способностей.
____% (____ чел)особого внимания на развитие изобразительных данных не уделяют.
Только _____% (____ чел) использовали ИКТ для интересного времяпрепровождения. _____% (___чел) считают, что нахождение ребёнка возле компьютера вредит его здоровью, считают это совершенно не нужным делом.
В разделе анкеты приобщение ребёнка к изобразительному искусству в семье только ____% (____ чел) хоть раз посещали городской музей, выставки художников города. У некоторых дома есть книги с изображениями работ известных пейзажистов, живописцев. А ___% (____- чел) не ходят на выставки, музеи.
разделы | 1 | 2 | 3 |
Да Кол-во человек % | |||
Нет Кол-во человек % |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеразвивающая программа по развитию коммуникативных навыков воспитанников социально-реабилитационного центра средствами коллективной изобразительной деятельности "Волшебные кисточки, талантливые пальчики"
Дополнительная общеразвивающая программа по развитию коммуникативных навыков воспитанников социально-реабилитационного центра средствами коллективной изобразительной деятельности "Волшебные кисточки, ...
Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа по изобразительной деятельности "Цветная палитра"
Программа "Цветная палитра" разработана на основе программы И. А. Лыковой "Изобразительное творчество в детском саду" и направлена на целостное развитие творческих способностей детей дошкольного возра...
Дополнительная общеразвивающая программа «Разноцветные ладошки» направлена на развитие нетрадиционной изобразительной деятельности у детей 2-3 лет
Дополнительная общеразвивающая программа «Разноцветные ладошки» направлена на развитие нетрадиционной изобразительной деятельности у детей 2-3 лет...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА по изобразительной деятельности «Акварелька» для детей 3 – 7 лет
В программе «Акварелька» представлены материалы по обучению дошкольников нетрадиционным способам и техникам рисования, основанные на опыте работы в дошкольном образовательном учреждении с ...
Дополнительная общеразвивающая программа «Ладушки – ладошки» для детей 2-3 лет (развитие мелкой моторики рук с элементами изобразительной деятельности)
Программа направлена на развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста через разные виды деятельности...
Дополнительная общеразвивающая программа «Ладушки – ладошки» для детей 2-3 лет (развитие мелкой моторики рук с элементами изобразительной деятельности)
Программа направлена на развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста...
Дополнительная общеразвивающая программа по изобразительной деятельности «Цветной мир» для детей 6-7 лет
Концептуальной основой данной программы является развитие художественно-творческих способностей детей в неразрывном единстве с воспитанием духовно-нравственных качеств путем целенаправленного и органи...