ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА по изобразительной деятельности «Акварелька» для детей 3 – 7 лет
рабочая программа по рисованию (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
В программе «Акварелька» представлены материалы по обучению дошкольников нетрадиционным способам и техникам рисования, основанные на опыте работы в дошкольном образовательном учреждении с детьми 3-7 лет. Предлагается перспективное планирование дополнительных занятий по изобразительной деятельности для детей дошкольного возраста, рассчитанное на четыре года обучения. В программе дано примерное тематическое планирование и диагностика. Представленные разработки направлены на формирование необходимых изобразительных навыков и умений, на развитие художественно-творческих способностей, воображения и фантазии детей.
Данная программа адресована педагогическим работникам дошкольных образовательных учреждений, руководителям кружков дополнительного образования, а так же родителям, интересующихся вопросами художественного воспитания и развития детей дошкольного возраста.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Р О С С И Й С К А Я Ф Е Д Е Р А Ц И Я Я М А Л О – Н Е Н Е Ц К И Й А В Т О Н О М Н Ы Й О К Р У Г
|
629830 ЯНАО г.Губкинский, микрорайон 2, дом 30 телефон: (34936) 5-33-10, 3-21-66, факс 3-21-66, E-mail: rusal@mogub.yanao.ru ОКПО 48737632, ИНН 8913001520, расчетный счет 40701810165771500025, БИК 047130639 ОАО «Запсибкомбанк» |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
по изобразительной деятельности
«Акварелька»
для детей 3 – 7 лет
Срок реализации 4 года
Автор:
воспитатель первой квалификационной категории
Киселева Е.И.
г. Губкинский
2014
Авторы:
Киселева Елена Ивановна, воспитатель первой квалификационной категории МАДОУ ДС «Русалочка»
Рецензенты:
Ткаченко Т.И., заведующий МАДОУ ДС «Русалочка»
Касьянова Л.Г., доцент кафедры теории и методики дошкольного образования, кандидат педагогических наук. ФГБОУ ВПО «Шадринский государственный педагогический институт» г. Шадринск.
Киселева Е.И. Программа "Акварелька" – 2014 г. – 43 с.
В программе «Акварелька» представлены материалы по обучению дошкольников нетрадиционным способам и техникам рисования, основанные на опыте работы в дошкольном образовательном учреждении с детьми 3-7 лет. Предлагается перспективное планирование дополнительных занятий по изобразительной деятельности для детей дошкольного возраста, рассчитанное на четыре года обучения. В программе дано примерное тематическое планирование и диагностика. Представленные разработки направлены на формирование необходимых изобразительных навыков и умений, на развитие художественно-творческих способностей, воображения и фантазии детей.
Данная программа адресована педагогическим работникам дошкольных образовательных учреждений, руководителям кружков дополнительного образования, а так же родителям, интересующихся вопросами художественного воспитания и развития детей дошкольного возраста.
Содержание
1. Пояснительная записка………………………………………………………………….…...4
1.1. Актуальность ……………………………………………………………………….4
1.2. Новизна и оригинальность ……………………….……………………………….4
1.3. Концепция программы………………………………………………………….….5
1.4 Цель программы……………………………………………………………………6
1.5. Задачи программы……………………………………………………………….…6
1.6. Участники……………………..…………………………………………………....6
1.7. Продолжительность реализации программы…………………………………….6
1.8. Методические рекомендации……………………………………………………...7
1.9. Ожидаемый результат………………………………………..…………………....7
2. Учебно-тематический план занятий кружка……………………………………………….8
2.1. Перспективное планирование первого года обучения (2 младшая группа)....9
2.2. Перспективное планирование второго года обучения (средняя группа)..….16
2.3. Перспективное планирование третьего года обучения (старшая группа)…...23
2.4. Перспективное планирование четвертого года обучения (подготовительная
к школе группа)..…………...……………………………………………………32
3. Механизм отслеживания качества дополнительной образовательной программы…….40
Заключение……………………………………………………………………………………..42
Литература……………………………………………………………………………...............43
- Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа по изобразительной деятельности «Акварелька» для детей 3-7 лет имеет художественно-эстетическую направленность.
1.1. Актуальность программы «Акварелька» заключается в том, что в процессе ее реализации раскрываются и развиваются индивидуальные художественные способности, которые в той или иной мере свойственны всем детям. Поэтому необходимо максимально использовать их тягу к открытиям для развития творческих способностей в изобразительной деятельности, эмоциональность, непосредственность, умение удивляться всему новому и неожиданному. Именно в дошкольном возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Вот почему одним из наиболее близких и доступных видов работы с детьми в детском саду является изобразительная, художественно-продуктивная деятельность, создающая условия для вовлечения ребенка в собственное творчество, в процессе которого создается что-то красивое, необычное. Изобразительная деятельность приносит много радости дошкольникам. Потребность в рисовании заложена у детей на генетическом уровне, копируя окружающий мир, они изучают его. Как правило, обучение детей рисованию в дошкольном образовательном учреждении чаще сводится лишь к традиционным способам передачи полученной информации стандартным набором изобразительных материалов. Но, учитывая огромный скачок умственного развития и потенциал нового поколения, этого недостаточно для развития творческих способностей. Задача педагога – научить детей манипулировать с разнообразными по качеству, свойствам материалами, использовать нетрадиционные способы изображения.
1.2. Новизна и оригинальность программы заключается: в целенаправленной деятельности по обучению основным навыкам художественно-творческой деятельности, необходимой для дальнейшего развития детского творчества, становлению таких мыслительных операций как анализ, синтез, сравнение, уподобление, обобщение, которые делают возможными усложнения всех видов деятельности (игровой, художественной, познавательной, исследовательской, учебной); ознакомлении детей с декоративно-прикладным искусством народов России и орнаментальным искусством народов Севера; использовании тематического литературного, музыкального, фольклорного и игрового материала, позволяющего сделать занятия доступными, интересными, содержательными и познавательными; применении здоровьесберегающих образовательных технологий.
1.3. Концептуальной основой данной программы является развитие художественно-творческих способностей детей в неразрывном единстве с воспитанием духовно-нравственных качеств путем целенаправленного и организованного здоровьесберегающего образовательного процесса. Главное, развивая у детей творческие способности в изобразительной деятельности самим верить, что художественное творчество не знает ограничений ни в материале, ни в инструментах, ни в технике. Нетрадиционная техника рисования помогает увлечь детей, поддерживать их интерес к изобразительной деятельности, народная роспись помогает воспитывать духовно-нравственные качества детей. Нестандартное решение развивает детскую фантазию, воображение, снимает отрицательные эмоции. В современном образовании все больше осознается необходимость решения такой важнейшей проблемы как здоровьесбережение. В настоящее время возникает необходимость рассматривать изобразительную деятельность не только как фактор развития личности, но и как эффективное средство профилактики и коррекции нарушений, сохранения здоровья детей. В обучении детей изобразительной деятельности используются здоровьесберегающие образовательные технологии, принцип которых – построение педагогического процесса с ориентацией на личность ребенка, что соответствует его благополучному существованию, обеспечивает комфортность и позитивное психологическое самочувствие ребенка. Сюда включается правильно подобранная мебель, гигиенические условия в группе, свежесть воздуха, освещение, эмоциональная разрядка: шутки, использование поговорок, афоризмов, положительная оценка. Сюда можно отнести приемы арт-терапии: использование музыки, стихов, репродукций. Также важно следить за нагрузкой. В обучении изобразительной деятельности всегда используются такие здоровьесберегающие технологии как динамические паузы, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, упражнения для профилактики осанки и другие, способствующие здоровьесбережению детей. Изобразительная деятельность оказывает положительное влияние на здоровье ребенка. В частности, на физическое развитие: развивает зрительную координацию, мелкую моторику пальцев рук; в развитии изобразительной деятельности уделяется большое внимание воспитанию культурно-гигиенических навыков; в процессе изобразительной деятельности происходит развитие самоконтроля при выполнении правил личной гигиены, умение самостоятельно устранять непорядок, развитие навыков самообслуживания; в старшем дошкольном возрасте дети должны уметь организовать свое рабочее место, правильно пользоваться материально-техническими средствами (материалы, инструменты и принадлежности). Проведение таких занятий способствует снятию детских страхов, обретению веры в свои силы, внутренней гармонии с самим собой и окружающим миром, подарят детям новую широкую гамму ощущений, которые станут богаче, полнее и ярче. Именно в этом заключается педагогическая целесообразность программы по изобразительной деятельности «Акварелька».
1.4. Цель программы: развитие художественно – творческих способностей детей 3 – 7 лет.
1.5. Задачи:
- Развивать творчество и фантазию, наблюдательность и воображение, ассоциативное мышление и любознательность.
- Развивать мелкую моторику рук.
- Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности, способность ребенка наслаждаться многообразием и изяществом форм, красок, запахов и звуков природы.
- Воспитывать у детей способность смотреть на мир и видеть его глазами художников, замечать и творить красоту.
- Воспитывать положительное отношение ребенка к сотрудничеству с взрослым, с детьми, к собственной деятельности, ее результату.
- Знакомить с образцами народных росписей (дымковская и филимоновская роспись, городец, семеновские матрешки) и орнаментами народов Севера.
- Учить детей способам нетрадиционной техники рисования, последовательно знакомить с различными видами изобразительной деятельности.
- Совершенствовать у детей навыки работы с различными изобразительными материалами.
- Создание комфортного микроклимата, в детском коллективе и в ДОУ в целом.
- Совершенствование здоровьесберегающей среды в ДОУ.
Отличительные особенности программы заключаются в том, что
наш детский сад работает по «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и основной образовательной программой дошкольного образования нами разработана программа по изобразительной деятельности «Акварелька» на четыре учебных года. В программе М.А. Васильевой большое внимание уделяется обучению детей традиционной технике рисования и недостаточно, на наш взгляд, места отводится нетрадиционной.
1.6. Участники. Дети в возрасте 3-7 лет, посещающие детский сад, входят в состав группы не более десяти человек. Набор детей носит свободный характер и обусловлен интересами воспитанников и их родителей.
1.7. Продолжительность реализации программы. Программа составлена по возрастным группам и рассчитана на четыре года. Она охватывает: вторую младшую группу – дети от 3 до 4 лет, среднюю группу – от 4 до 5 лет, старшую группу – от 5 до 6 лет, подготовительную к школе группу – от 6 до 7 лет.
1.8. Методические рекомендации. Периодичность занятий – один раз в неделю во вторую половину дня. Длительность занятий: вторая младшая группа -10-15 минут; средняя группа - 15-20 минут; старшая группа - 20 - 25 минут; подготовительная к школе группа – 25-30 минут. Занятия кружка начинаются с сентября и заканчиваются в мае.
Форма организации детей на занятии: групповая.
Форма проведения занятия: комбинированная (индивидуальная и групповая работа, самостоятельная и практическая работа).
В ходе реализации программы «Акварелька» дети знакомятся с разнообразными техниками рисования.
С детьми младшего дошкольного возраста можно использовать:
- рисование пальчиками;
- оттиск печатками из картофеля;
- тычок жесткой полусухой кистью.
Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками:
- оттиск поролоном;
- оттиск печатками из ластика;
- восковые мелки + акварель;
- свеча + акварель;
- отпечатки листьев;
- рисунки из ладошки;
- волшебные веревочки.
В старшем дошкольном возрасте дети могут освоить еще более трудные методы и техники:
- кляксография с трубочкой;
- монотипия пейзажная;
- печать по трафарету;
- монотипия предметная;
- кляксография обычная
- пластилинография.
1.9. Ожидаемый результат:
- самостоятельно использовать нетрадиционные материалы и инструменты, владеть навыками нетрадиционной техники рисования и применять их;
- самостоятельно передавать композицию, используя технику нетрадиционного рисования;
- выражать эмоционально-положительное отношение к окружающему миру через рисунок;
- положительно относится к сотрудничеству с взрослым, с детьми, к собственной деятельности, ее результату;
- давать мотивированную оценку результатам своей деятельности и деятельности товарищей;
- проявлять интерес к декоративно-прикладному искусству народов России, орнаментам народов Севера.
2. Учебно-тематический план работы кружка
Программа «Акварелька» это система занятий по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник. Содержание системы работы и задачи художественно-творческого развития представлены по разделам: «Овощи, фрукты», «Животные», «Деревья», «Цветы», «Птицы», «Сказки», «Игрушки», «Загадки Акварельки». Конкретизация задач по возрастным группам осуществляется в зависимости от возраста, показателей художественного развития детей и того содержания, которое представлено по данной возрастной группе.
№ п/п | Тема занятий | Количество занятий |
1 год обучения | ||
Сентябрь | «Овощи, фрукты» | 4 |
Октябрь | «Деревья» | 4 |
Ноябрь | «Птицы» | 4 |
Декабрь | «Животные» | 4 |
Январь | «Человек» | 3 |
Февраль | «Сказки» | 4 |
Март | «Цветы» | 4 |
Апрель | «Игрушки» | 4 |
Май | «Загадки Акварельки» | 4 |
Всего за 1 год обучения: 35 | ||
2 год обучения | ||
Сентябрь | «Овощи, фрукты» | 4 |
Октябрь | «Деревья» | 4 |
Ноябрь | «Птицы» | 4 |
Декабрь | «Животные» | 4 |
Январь | «Человек» | 3 |
Февраль | «Сказки» | 4 |
Март | «Цветы» | 4 |
Апрель | «Игрушки» | 4 |
Май | «Загадки Акварельки» | 4 |
Всего за 2 год обучения: 35 | ||
3 год обучения | ||
Сентябрь | «Овощи, фрукты» | 4 |
Октябрь | «Деревья» | 4 |
Ноябрь | «Птицы» | 4 |
Декабрь | «Животные» | 4 |
Январь | «Человек» | 3 |
Февраль | «Сказки» | 4 |
Март | «Цветы» | 4 |
Апрель | «Игрушки» | 4 |
Май | «Загадки Акварельки» | 4 |
Всего за 3 год обучения: 35 | ||
4 год обучения | ||
Сентябрь | «Овощи, фрукты» | 4 |
Октябрь | «Деревья» | 4 |
Ноябрь | «Птицы» | 4 |
Декабрь | «Животные» | 4 |
Январь | «Человек» | 3 |
Февраль | «Сказки» | 4 |
Март | «Цветы» | 4 |
Апрель | «Игрушки» | 4 |
Май | «Загадки Акварельки» | 4 |
Всего за 4 год обучения: 35 | ||
Общее количество занятий по Программе: 140 |
2.1. Перспективное планирование первого года обучения
(2 младшая группа)
№ п/п | Тема занятия: | Нетрадиционные техники | Программное содержание |
Сентябрь | |||
1 2 3 4 | «Овощи, фрукты» «Веселый горошек» «Компот из ягод и яблок» «Собираем урожай» «Ветка рябины» | «пальчиковая живопись» «пальчиковая живопись» «печать от руки» «печатание карандашом-печаткой» | Познакомить детей с техникой «пальчиковая живопись». Учить детей набирать краску на палец. Развивать мелкую моторику рук. Продолжать учить детей набирать краску на палец. Учить ритмично наносить точки, не выходя за пределы контура (контур банки). Познакомить детей с техникой рисования «печать от руки». Учить ребят наносить краску на часть ладони и оставлять отпечаток на бумаге. Познакомить детей с техникой печатания карандашом-печаткой Учить изображать ягоды ритмично располагая точки на ветке рябины. |
Октябрь | |||
5 6 7 8 | «Деревья» «Осенние мотивы» «Пейзаж у озера» «Деревья у озера» «Ветка рябины» | «рисование на полиэтиленовой пленке» «монотипия» «монотипия» «пальчиковая живопись» |
Познакомить детей с новой техникой рисования на полиэтиленовой пленке. Учить детей наносить гуашь на пленку. Закрепить знание детей о цветах. Познакомить детей с новой техникой «монотипия». Учить детей наносить краску не выходя за контур. Закрепить умение держать правильно кисть. Продолжать знакомить детей с техникой «монотипия». Продолжать учить детей набирать гуашь на кисточку. Учить детей рисовать на ветке ягодки (пальчиками) и листики (примакиванием). Закрепить данные приемы рисования. Развивать цветовосприятие, чувство композиции. |
Ноябрь | |||
9 10 11 12 | «Птицы» «Веселые цыплята» «Жили у бабуси два веселых гуся» «Птичий двор» «Люли, люли, люли, прилетели гули». | «монотипия», «пальчиковая живопись» «печать от руки», «пальчиковая живопись» «печать от руки», «пальчиковая живопись» «пальчиковая живопись» |
Продолжать знакомить детей с техникой «монотипия». Побуждать детей дополнять изображение деталями. Развивать у детей чувства цвета и формы. Продолжать использовать ладонь как изобразительное средство. Стимулировать желание детей дополнять изображение деталями. Развивать воображение. Продолжать учить детей рисовать птиц при помощи ладони. Развивать тактильную чувствительность и зрительно-двигательную координацию. Формировать у детей осознанное отношение к порядку выполнения работы. Совершенствовать у детей умение делать отпечатки двумя пальчиками одновременно. Закрепить представление о цветах. Развивать ориентировку в пространстве, координацию. |
Декабрь | |||
13 14 15 16 | «Животные» «Котенька-коток» «Зайчонок» «Колючий ёжик» «Дымковская игрушка. Петух» | «бумажная трубочка» «бумажная трубочка» «печать от руки», «пальчиковая живопись» «пальчиковая живопись», «печатание карандашом-печаткой» | Познакомить детей с новым способом раскрашивания «бумажная трубочка». Развивать творчество детей через выбор цвета. Учить детей рисовать трубочкой. Продолжать учить детей использовать трубочку как изобразительное средство. Развивать мелкую моторику рук. Продолжать формировать навыки рисования. Совершенствовать умение рисовать ладонью. Закрепить умение дорисовывать при помощи пальцев. Воспитывать воображение. Продолжать учить детей рисовать при помощи пальцев. Побуждать детей самостоятельно украшать дымковским узором фигурку петуха. Развивать умение передавать колорит узора. Воспитывать радостное настроение у ребят. |
Январь | |||
17 18 19 | «Человек» «Моя мама» «Украсим шубку снегурочке» «Неваляшки вышли погулять» | «пальчиковая живопись» «пальчиковая живопись», «печатание карандашом-печаткой» «штамп» | Продолжать учить детей рисовать при помощи пальцев. Побуждать детей к самостоятельности. Вызвать интерес к рисованию и чувство удовлетворения от работы. Продолжать учить детей рисовать пальчиками. Учить ритмично наносить точки, не выходя за пределы контура. Воспитывать у детей радостные воспоминания от новогоднего праздника. Познакомить детей с новым приемом рисования «штампом». Развивать творчество детей через выбор цвета. Воспитывать радостное настроение у ребят. |
Февраль | |||
20 21 22 23 | «Сказки» «Золотая рыбка» «Пряничный домик» Рисование + аппликация.
«Храбрый петушок» «Тень, тень, потетень» | «рисование на полиэтиленовой пленке», «печать от руки» «рисование на полиэтиленовой пленке» «штамп», «печать от руки» «пальчиковая живопись» | Продолжать учить детей рисовать при помощи полиэтиленовой пленки море. Закрепить умение рисовать всей ладонью рыбок. Развитие творческого воображения. Закрепить навыки рисования полиэтиленовой пленкой. Совершенствовать технику владения кистью: свободно и уверенно вести кисть по ворсу. Развивать наблюдательность, чувство цвета и формы. Закрепить навыки рисования ладонью. Продолжать знакомить детей с новым приемом рисования « штампом». Развивать эстетическое восприятие. Закрепить у детей навыки использования «пальчиковой живописи». Развивать мелкую моторику. Воспитывать радостное настроение от полученного результата. |
Март | |||
24 25 26 27 | «Цветы» «Открытка для мамы» «Сказочные цветы» «Одуванчики» «Цветы в вазе» | «пальчиковая живопись», «печатание карандашом-печаткой», «штамп» и др. «печатание карандашом-печаткой», «штамп» «пальчиковая живопись» «печать от руки», «пальчиковая живопись» |
Учить украшать цветами открытку. Развивать чувство ритма и цвета. Совершенствовать умение пользоваться знакомыми техниками. Упражнять детей в технике рисования с помощью печаток-штампов. Развивать чувство композиции. Воспитывать радостное настроение у детей. Закрепить умение рисовать пальчиками. Совершенствовать умение рисовать двумя пальчиками одновременно. Воспитывать у детей аккуратность при рисовании пальцами. Совершенствовать умения и навыки рисования ладонью и пальчиками. Закрепить у детей знание цветов. Воспитывать радостное настроение. |
Апрель | |||
28 29 30 31 | «Игрушки» «Дымковская игрушка. Конь» «Разноцветная юла» «Смешарики» «Мячики» | «пальчиковая живопись» «бумажная трубочка» «рисование салфетками» «печатание пробкой», «печатки из картофеля» | Учить детей наносить отпечатки пальчиками не выходя за контур фигурки коня. Продолжать совершенствовать навыки рисования двумя пальцами одновременно. Воспитывать аккуратность. Воспитывать интерес к народной игрушке. Учить детей рисовать при помощи бумажных трубочек разных видов. Закрепить умение украшать простые по форме предметы, нанося отпечатки трубочкой равномерно по всей поверхности рисунка. Воспитывать интерес к работе. Учить детей рисовать пятна, скатанными шариками из салфеток. Закрепить название цветовой гаммы. Развивать творческое воображение детей. Познакомить детей с техникой печатания пробкой, печаткой из картофеля. Показать прием получения отпечатка. Воспитывать радостное настроение от полученного результата. |
Май | |||
32 33 34 35 | «Загадки Акварельки» «Аленький цветочек» «Волшебные картинки» «Весенние фантазии» «Краски северного лета» | «монотипия, «пальчиковая живопись» «пальчиковая живопись», «печать от руки», «монотипия», «рисование салфетками», «рисование на полиэтиленовой пленке», «штамп» и др. «пальчиковая живопись», «печать от руки», «монотипия», «рисование салфетками», «рисование на полиэтиленовой пленке», «печатание пробкой» и др. «печать от руки», «печатание пробкой», «бумажная трубочка», печатки из картофеля и др. | Совершенствование техники «монотипия», Закрепить умение владения кистью. Развивать мышление и творческое воображение. Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. Развивать цветовосприятие у детей. Совершенствовать у детей навыки использования нетрадиционной техники рисования. Закрепить знания и умения полученные за год. Воспитывать у детей отзывчивость, доброту, доводить начатое до конца, следуя игровой мотивации занятия. Закрепить умение делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа, используя материал: трубочки, печатки. Закрепить умение создавать композицию, самостоятельно подбирать цветовую гамму. Развивать воображение и творчество. |
«Выставка рисунков детей данной группы» |
- Перспективное планирование второго года обучения
(средняя группа)
№ п/п | Тема занятия | Нетрадиционные техники | Программное содержание |
Сентябрь | |||
1 2 3 4 | «Овощи, фрукты» «В лес по ягоды» «Я зеленый огурец, я веселый молодец» «Бананы для обезьянки» «Апельсин и ананас» | «пальчиковая живопись» «отпечаток боковой стороной ладони» «отпечаток боковой стороной пальца» «печать от руки» |
Продолжать учить детей технике пальчикового рисования. Закрепить у детей умение рисовать двумя пальчиками одновременно. Развивать мелкую моторику рук.
Учить детей технике рисования боковой стороной ладони. Закрепить у детей представление о зеленом цвете. Воспитывать у ребят внимание. Учить ребят технике рисования боковой стороной пальца. Развивать чувства ритма и цвета. Продолжать развивать мелкую моторику рук.
Продолжать знакомить детей с техникой рисования печать от руки. Продолжать учить детей наносить на ладонь гуашь двух цветов. Развивать у детей композиционные умения. |
Октябрь | |||
5 6 7 8 | «Деревья» «Осенний листопад» «Могучая сосна» «Осенний лес» «Осень северного края» | «печать листьями» «печать от руки», «пальчиковая живопись», «штамп» «трафарет», «пальчиковая живопись» «рисование по сырой бумаге» | Познакомить детей с новой техникой «печать листьями». Учить ребят наносить гуашь на левую поверхность сухого листа. Развивать ориентировку в пространстве. Закрепить умение рисовать пальчиками ствол дерева. Совершенствовать умения у детей рисование ладошкой и штампом. Продолжать развивать ориентировку в пространстве. Познакомить детей с новой техникой рисования – трафарет. Показать прием печати по трафарету. Закрепить умение рисовать пальчиками деревья. Развивать чувство композиции. Учить детей рисовать по мокрому слою бумаги. Продолжать учить рисовать деревья. Подбирать колорит осени. Вызвать у детей эмоциональный отклик на художественный образ пейзажа. |
Ноябрь | |||
9 10 11 12 | «Птицы» «Петушок, петушок – золотой гребешок» «Красивые павлины» «Птица счастья» «Снегирь» | «печать от руки» «монотипия» «рисование по сырой бумаге» «рисование по сырой бумаге», «пальчиковая живопись» и др. | Совершенствовать умение делать отпечатки ладонью и дорисовывать их до определенного образа петушка. Учить наносить гуашь на ладонь несколько цветов одновременно. Развивать творческое воображение.
Продолжать учить детей использовать технику монотипия. Развивать у детей чувство цвета и формы. Закрепить основные цвета. Продолжать знакомить детей с новой техникой «рисование по сырой бумаге». Совершенствовать навыки рисования гуашью и кисточкой. Развивать мелкую моторику рук. Продолжать учить детей новой технике «рисование по сырой бумаге». Развивать у детей навык в дополнении рисунка деталями. Поощрять детское творчество. |
Декабрь | |||
13 14 15 16 | «Животные» «Ежик» «Хоровод» «Звери под елочкой» «Филимоновская игрушка. Конь» | «кляксография» «трафарет» «кляксография» «пальчиковая живопись» | Познакомить детей с новой техникой – кляксография. Учить детей дорисовывать детали, полученные в ходе изображения. Развивать у детей фантазию, интерес к творческой деятельности. Продолжать знакомить детей с техникой - трафарет. Развивать у детей цветовосприятие и чувство композиции. Развивать фантазию. Продолжать знакомить детей с техникой кляксография. Развивать творчество у ребят через выбор цвета. Развивать усидчивость. Закрепить у детей умения использовать в работе технику пальцеграфия. Развивать воображение. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать аккуратность в работе с гуашью. Воспитывать интерес к народной игрушке. |
Январь | |||
17 18 19 | «Человек» «На арене цирка клоун»
«Снегурочка» «Моя мама» | «трафарет», «набрызг» «восковые мелки + акварель» «Восковые мелки» + «пальчиковая живопись» | Закрепить умение рисовать человека, используя трафарет. Учить подбирать цветовую гамму для отражения радости, веселья. Развивать воображение, фантазию. Учить изображать сказочного персонажа при помощи новой техники «восковые мелки + акварель». Учит отражать в рисунке свои впечатления. Развивать воображение и фантазию. Учить рисовать портрет мамы восковыми мелками, стараясь передать сходство (цвет волос, глаз, одежда). Украсить портрет изображением цветов в технике «пальчиковая живопись». Воспитывать самостоятельность в использовании изобразительных техник. |
Февраль | |||
20 21 22 23 | «Сказки» «Веселые кляксы» «Лесной мишка и проказница мышка» «Ожившая сказка» «Рисуем сказку «Колобок» | «кляксография» «трафарет», «тампонирование» «штамп», «трафарет» «трафарет» | Продолжать учить детей рисовать кляксы. Учить детей фантазировать. Закрепить название теплых оттенков. Упражнять детей в технике рисования с помощью трафарета. Развивать у детей навыки легкого прикосновения к бумаге тампоном с краской. Воспитывать аккуратность. Познакомить детей с элементами ненецких орнаментов, состоящих из геометрических и мотивов. Вызвать интерес у детей к изучению декоративно-прикладного искусства ненцев. Продолжать учить детей рисовать при помощи трафарета. Закрепить умение пользоваться трафаретами. Развивать воображение, наблюдательность, внимание. |
Март | |||
24 25 26 27 | «Цветы» «Открытка для мамы» «Весенние одуванчики» «Цветы на клумбе» «Весенние цветы» | «печатка» «кляксография» «монотипия», «штамп», «кляксография» «монотипия», «штамп», «кляксография» «печать от руки» и др. | Совершенствовать навыки детей при использовании техники рисования «печатка». Развивать цветовосприятие, чувство композиции. Развивать глазомер. Совершенствовать навыки рисования кляксами. Закрепить представление у детей о цвете и геометрической форме (круг). Воспитывать эстетический вкус. Закрепить навыки детей при использовании техник рисования: монотипия, штампы, кляксы. Продолжать учить детей подбирать яркие, контрастные цвета. Развивать творчество, воображение. Совершенствовать навыки нетрадиционного рисования, используя знакомые техники. Продолжать учить детей подбирать цветовую гамму. Развивать творческое мышление и воображение. |
Апрель | |||
28 29 30 31 | «Игрушки» «Филимоновские свистульки» «Веселые зайчики» «Кораблики» «Петушок да курочка» | «рисование тычком», «пальчиковая живопись» «тампонирование» «рисование по сырой бумаге», «трафарет» «пальчиковая живопись, «печать от руки» | Учить детей способу раскрашивания, используя яркие краски и технику рисования тычком и пальцами. Развивать эстетическое восприятие. Воспитывать интерес к народной игрушке.
Продолжать учить детей рисовать поролоновой губкой. Совершенствовать умения детей подбирать цвета. Развивать творческое воображение детей, создавать условия для развития творческих способностей. Продолжать учить детей технике рисования по сырой бумаге. Совершенствовать навыки рисования при помощи трафарета. Продолжать развивать мелкую моторику рук. Учить детей изображать игрушки, передавая сходство с реальным предметом. Упражнять в проведении толстых и тонких линий при помощи пальцев. Развивать творчество у ребят. |
Май | |||
32 33 34 35 | «Загадки Акварельки» «В гостях у акварельки» «Праздничный салют. День Победы» «Бабочки» «В гостях у Королевы-кисточки» | «рисование по сырой бумаге», «трафарет», «пальчиковая живопись, «печать от руки» и др. «кляксография», «набрызг» «монотипия», «пальчиковая живопись «рисование по сырой бумаге» | Закрепить знания и умения детей применять в рисунке нетрадиционные техники рисования. Поддерживать интерес к изодеятельности. Доставить детям радость и удовольствие. Совершенствовать навыки нетрадиционного рисования кляксография, учить использовать новую технику «набрызг» Совершенствовать умения детей подбирать цвета. Воспитывать патриотические чувства. Закрепить навыки и умения использования различных материалов для создания выразительного образа. Воспитывать аккуратность в работе с гуашью. Воспитывать желание помочь друг другу. Выявить знания детей полученные за год. Активизировать процесс выбора сюжета, цветовой гаммы. Вызвать эмоциональный отклик. |
«Выставка рисунков детей данной группы» |
- Перспективное планирование третьего года обучения
(старшая группа)
№ п/п | Тема занятия | Нетрадиционные техники | Программное содержание |
Сентябрь | |||
1 2 3 4 | «Овощи, фрукты» «Черёмуха» «Во саду ли, в огороде» «Мандаринки» «Натюрморт из яблок» | «рисование тычком» «рисование свечой» «рисование свечой» «рисование по сырой бумаге», «штамп» |
Продолжать учить детей наносить один слой краски на другой «способом тычка». Развивать эстетическое восприятие, способность передавать характерные особенности художественного образа. Воспитывать художественный вкус. Познакомить детей с техникой рисования свечой. Закрепить характерные особенности овощей: капуста, морковь. Развивать творческое мышление и воображение. Продолжать знакомить детей с техникой рисования свечой. Закрепить умение использовать в работе дополнительные предметы для передачи характерных признаков объектов. Воспитывать чувство любви к красоте родной природы. Продолжать вызывать у детей интерес к смешиванию красок. Побуждать изображать по представлению доступными им средствами выразительности. Развивать фантазию, воображение детей. |
Октябрь | |||
5 6 7 8 | «Деревья» «Осень на опушке краски разводила» «Мое любимое дерево осенью» «Золотая осень» «Пейзаж у озера» | «печать листьями» «кляксография» «рисование свечой» «монотипия по-сырому» | Совершенствовать навыки детей в использовании техники печатания листьями. Развивать у детей видение художественного образа и замысла через природные формы. Воспитывать эмоциональную отзывчивость на красоту осени. Совершенствовать навыки рисования кляксами. Продолжать помогать детям в освоении способа спонтанного рисования, когда изображаемый объект получается путем свободного нанесения пятен краски. Развивать интерес к нетрадиционным способам рисования. Продолжать обучать детей приемам работы в технике рисования свечой. Учить использовать в работе разнофактурный материал. Вызывать у детей эмоциональное, радостное отношение к яркой осенней природе средствами художественного слова, музыки, произведений живописи. Познакомить детей с новой техникой монотия по-сырому. Продолжать учить детей отражать особенности изображаемого предмета, используя различные нетрадиционные изобразительные техники. Развивать чувство композиции, совершенствовать умение работать в разных техниках. |
Ноябрь | |||
9 10 11 12 | «Птицы» «Городецкая роспись. Птица.» «Сова и синица» «Воробушки» «Снегири и синицы» | «пальчиковая живопись», «печать от руки», «печатки» тампонирование+ аппликация ватой «рисование по сырой бумаге» «штампы» | Познакомить с колоритом городецкой росписи. Развивать чувство композиции. Продолжать совершенствовать умение рисовать птиц при помощи руки. Развивать умение пользоваться печатками при украшении образа. Учить детей создавать целостность объекта из отдельных деталей, используя имеющиеся навыки: вырезывания и наклеивания. Закрепить технику создания изображения на плоскости и в полуобъеме при помощи ватных шариков. Развивать мелкую моторику рук. Продолжать учить детей технике рисования по сырой бумаге. Закрепить умения красиво размещать изображения на листе. Развивать композиционные умения. Продолжать совершенствовать умение рисовать снегирей и синиц при помощи штампов. Совершенствовать технику рисования гуашевыми красками. Развивать эстетическое восприятие. |
Декабрь | |||
13 14 15 16 | «Животные» «Конь на лугу» «Лисичка-сестричка» «Животные Севера» «Верблюд в пустыне» | «трафарет», «рисование тычком» «рисование поролоном», «трафарет» «тампонирование», «трафарет», аппликация ватными шариками «набрызг», «трафарет» | Учить детей составлять композицию с фигурой Городецкого коня. Продолжать учить детей украшать образ способом тычка. Формировать умение создавать выразительный образ. Научить прижимать поролоновый тампон к штемпельной подушечке и наносить на бумагу отпечаток с помощью трафарета, меняя цвет. Развивать фантазию, творческую активность в выборе дополнительных элементов. Продолжать осваивать способ создания знакомого образа посредством ватных шариков на горизонтальной плоскости. Закрепить навыки рисования гуашью, умение смешивать на палитре краску. Испытывать чувство удовлетворения от хорошо и красиво сделанной поделки. Продолжать учить детей технике набрызг. Закрепить навыки рисования при помощи трафарета. Расширить представление детей о пустыне. Воспитывать у ребят интерес к природе разных климатических зон. |
Январь | |||
17 18 19 | «Снегурочка и Дед Мороз» «Добрые глаза бабушки моей» «Ненецкая кукла» | «пластилиновая живопись» «пальчиковая живопись», «восковой мелок» «граттаж» | Познакомить детей с новой техникой «пластилиновая живопись». Учить изображать несколько персонажей. Развивать умение отражать свои впечатления от новогоднего праздника. Закрепить умение использовать различные материалы для более точного воплощения образа. Развивать умение передавать внешнее сходство человека, его характер, настроение, возраст. Воспитывать самостоятельность в использовании изобразительных техник. Познакомить детей с новой техникой рисования «граттаж». Продолжать учить детей сильнее нажимать на изобразительный инструмент, как того требует предлагаемая техника. Развивать мелкую моторику рук. |
Февраль | |||
20 21 22 23 | «Сказки» «Сказочная птица» «Теремок» «Снежная королева» «Кот, петух и лиса»
| «печать от руки» «трафарет» акварель «по сырому»+ восковые мелки «печать от руки», «печать боковой стороной ладони», «тампонирование» |
Совершенствовать навыки рисования ладошкой. Закрепить у детей умение смешивать краску на палитре. Развивать воображение, фантазию. Продолжать учить детей работать в технике - трафарет. Побуждать ребят вносить объекты для изображения в соответствии с темой и замыслом. Развивать умение создавать сказочные здания, передавая особенности их строения. Учить детей технике рисования восковыми мелками и акварелью. Учить ребят передавать образ сказочного дворца. Развивать чувство композиции. Закрепить у детей умение передавать сюжет сказки, используя знакомые нетрадиционные техники рисования. Развивать творчество, фантазию. Развивать стремление выполнять работу красиво. |
Март | |||
24 25 26 27 | «Цветы» «Сирень» «Комнатные цветы» «Цветик-разноцветик» «Букет хризантем» | «рисование тычком» «рисование поролоном», «трафарет» «смешивание цветов» «кляксография», «набрызг» | Закрепить умение рисовать ветку сирени способом тычка. Формировать чувство композиции и ритма. Воспитывать эстетически-нравственное отношение к природе через изображение ее образа в собственном творчестве. Продолжать учить наносить на бумагу отпечаток с помощью поролонового тампона и трафарета, меняя цвет. Развивать эстетическое восприятие окружающего мира. Поощрять детское творчество, инициативу. Расширять знания цветовой гаммы путем введения новых оттенков, освоения способов их получения. Закрепить навык закрашивания внутри контура. Развивать чувственно-эмоциональное восприятие окружающего мира. Совершенствовать навыки работы в технике кляксография. Побуждать детей вносить объекты для изображения в соответствии с темой и замыслом. Развивать у детей творческое воображение. |
Апрель | |||
28 29 30 31 | «Игрушки» «Космическая ракета. День космонавтики» «Веселые матрешки» «Машинки на стоянке» «Плюшевый медвежонок» | «граттаж» «граттаж» «граттаж» «рисование поролоном» | Продолжать знакомить детей с техникой «граттаж». Формировать умение получать четкий контур рисуемого объекта. Учить создавать композицию звездного неба. Развивать эстетические чувства. Продолжать знакомить детей с техникой «граттаж». Учить детей выделять яркий, нарядный колорит, композицию узора. Воспитывать детей на народных традициях, показывая народное изобразительное искусство нераздельно от устного народного творчества. Закрепить умение передавать в рисунке характерные особенности предмета в технике «граттаж». Продолжать учить создавать композицию рисунка. Развивать чувство ритма. Закрепить умение рисовать поролоном. Побуждать передавать в рисунке образ знакомой игрушки. Закреплять умение изображать форму частей, их величину, расположение и цвет. Развивать творческое воображение детей. |
Май | |||
32 33 34 35 | «Загадки Акварельки» «Подводное царство» «Космический город» «Воздушные замки» «Вот и лето пришло» | «рисование по сырому»+ восковые мелки, «набрызг» и др. «рисование свечой», «набрызг» и др «рисование по-сырому», «граттаж», «рисования тычком» «печать от руки» | Закрепить у детей знание и умения в использовании нетрадиционных техник рисования. Продолжать развивать у ребят творческое воображение, фантазию, мышление. Воспитывать умение выслушивать ответы товарищей, не перебивать друг друга; самостоятельно выбирать способ изображения, нужный материал. Доводить начатое до конца. Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных техниках. Развивать воображение и творчество. Развивать умение самостоятельно располагать изображение на листе бумаги. Вызывать эмоциональное отношение к образу. Закрепить умения использовать в работе нетрадиционные техники рисования тычком, по-сырому, граттаж. Развивать чувство композиции и ритма. Развивать у детей воображение, интерес к результатам рисования. Понимать рисунок, как средство передачи впечатлений. Совершенствовать умение делать отпечатки ладонями и дорисовывать их до определенного образа. Закрепить умение продумывать расположение рисунка на листе. Развивать воображение и творчество. |
«Выставка рисунков детей данной группы» |
2.4. Перспективный план работы четвертого года обучения (подготовительная к школе группа)
№ п/п | Тема занятия | Нетрадиционные техники | Программное содержание |
Сентябрь | |||
1 2 3 4 | «Овощи, фрукты» «Овощи и фрукты-герои сказки «Чипполино» «Дары осени» «Натюрморт с арбузом» «Фрукты» | «смешивание цветов», «рисование по мятой бумаге» «монотипия» «трафарет», «рисование тычком» «рисование по сырому», «монотипия» |
Продолжать учить детей смешивать цвета на палитре. Познакомить детей с новой техникой рисование по мятой бумаге. Развивать образное восприятие, чувство цвета. Совершенствовать технику рисования «монотипия». Продолжать учить детей выбирать цветовую гамму для передачи натюрморта. Продолжать развивать мелкую моторику рук. Продолжать знакомить детей с жанром натюрморта. Предложить детям на основе впечатлений, знаний, умений, изобразить натюрморт с арбузом используя технику трафарет и тычок. Развивать творческую активность. Продолжать совершенствовать технику по сырому с отражением. Учить определять место предметов в натюрморте, передавать характерные особенности предметов. Развивать чувство композиции. |
Октябрь | |||
5 6 7 8 | «Деревья» «Ветка рябины в вазе» «Березка» «Дерево под ветром и дождем» «Ёлочка пушистая» | «пальчиковая живопись» «рисование свечей» «рисование свечей» в сочетании с акварелью «рисование смятой бумагой», «тычок жесткой полусухой кистью» и восковыми мелками. | Развивать умение планировать расположение отдельных предметов на плоскости, при использовании нетрадиционных техник. Совершенствовать умение передавать в рисунке характерные особенности рябины. Развивать творчество, фантазию при выборе изобразительного материала. Совершенствовать умение в технике «рисование свечей». Учить детей передавать в рисунке характерные особенности березы. Воспитывать эмоциональную отзывчивость на красоту осени. Продолжать знакомить детей с техникой «рисование свечей», сочетать с акварелью. Учить детей изображать различные образы деревьев осенью. Развивать у ребят фантазию при выборе изобразительного материала и составление композиции. Учить изображать деревья с помощью рисования смятой бумагой, жесткой кистью, мелками. Продолжать обучать детей способам действий жесткой кистью. Развивать стремление дополнять свой рисунок, вносить изображения каких-либо небольших предметов. |
Ноябрь | |||
9 10 11 12 | «Птицы» «Снегири на ветках» «Ночной филин» «Голуби» «Воробьи на крыше» | «тычок», «набрызг» «рисование свечой», «трафарет», «рисование ватными палочками» «граттаж» «трафарет» | Совершенствовать навыки рисования способом «тычка» и набрызга. Развивать умение самостоятельно создавать композицию. Закрепить навыки рисования при помощи трафарета и ватных палочек. Продолжать учить детей рисованию свечей. Развивать мелкую моторику рук. Продолжать совершенствовать технику граттаж. Формировать умение получать четкий контур рисуемых объектов, сильнее нажимая на изобразительный инструмент. Развивать композиционное и пространственное восприятие. Совершенствовать навыки нетрадиционной техники – трафарет. Воспитывать интерес к природе, желание отражать впечатления в изобразительной деятельности. |
Декабрь | |||
13 14 15 16 | «Животные» «Пушистые детеныши животных» «Пушистая собака» «Животные жарких стран» «Олени в зимнем лесу» | «рисование поролоном», «тычок жесткой полусухой кистью» «тычок жесткой полусухой кистью» «рисование тычком», «пальчиковая живопись», «кляксография», «набрызг. «тычок жесткой полусухой кистью», «рисование поролоном» | Учить детей изображать пушистого животного в какой-либо позе или движении. Продолжать учить детей использовать при изображении шерсти материал разного вида: поролон, трубочка. Развивать творческое воображение. Продолжать учить детей рисовать домашних животных разными материалами по фону, передавая фактуру шерсти животного, тычком полусухой кисти. Совершенствовать умение составлять композицию, включая знакомые изображения, варьируя их размер. Развивать творческую активность. Учить детей задумывать содержание рисунка, рисовать по всему листу. Совершенствовать технику рисования пальцами, «кляксографией», тычком, набрызгом. Развивать любознательность. Совершенствовать навыки изображения животных, используя нетрадиционные техники рисования. Продолжать учить, самостоятельно выбирать технику рисования. Развивать чувство цвета и композиции. |
Январь | |||
17 18 19 | «Человек» «Это мамочка моя» «Олимпийские чемпионы» «Саночники» | «Восковые мелки + акварель» и др. «рисование на полиэтиленовой пленке», «пальчиковая живопись» «печать цветными мыльными пузырями», «восковые мелки» | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с нетрадиционными материалами и техниками. Закрепить умение самостоятельно выбирать технику выполнения портрета мамы. Закреплять умение изображать человека в движении в технике «пальчиковая живопись». Развивать умение располагать фигуры на листе в соответствии с задуманным сюжетом. Воспитывать желание заниматься спортом. Познакомить с новой техникой «печать цветными мыльными пузырями» для создания фона. Развивать умение располагать фигуры на листе в соответствии с задуманным сюжетом. Закреплять умение изображать человека в движении. |
Февраль | |||
20 21 22 23 | «Сказки» «Лиса и журавль» «Фонари в городе Снеговиков» «Снежная королева» «Госпожа Метелица» | «рисование по сырой бумаге», «смешивание цветов» «батик» «батик» «свеча+акварель» | Закрепить навыки рисования «по сырому». Закрепить умение смешивать на палитре краску. Развивать у детей усидчивость. Познакомить детей с новой техникой «батик». Учить детей рисовать по ткани. Формировать эстетический вкус. Продолжать знакомить детей с техникой «батика». Развивать у детей чувство цветовосприятия. Воспитывать интерес к зимним явлениям природы. Учить детей самостоятельно придумывать и изображать морозные узоры при помощи рисования свечой в сочетании с акварелью. Развивать воображение, фантазию. Развивать мелкую моторику. |
Март | |||
24 25 26
27 | «Цветы» «Цветы в вазе» «Георгины» «Маки» «Подсолнухи» | «граттаж» «кляксография» «граттаж» «батик» | Совершенствовать технику рисования «граттаж». Продолжать формировать чувство композиции и ритма. Развивать чувственно – эмоциональное восприятие окружающего мира. Закрепить приемы работы в технике кляксография. Продолжать учить детей передавать в работе характерные особенности внешнего вида разных цветов. Способствовать расширению знаний о многообразии растительного мира. Продолжать совершенствовать технику изображения - граттаж. Совершенствовать приемы работы с острым краем палочки. Воспитывать уверенность, инициативность в опытном освоении новых художественных материалов и способов работы с ними. Продолжать учить детей навыкам рисования техникой «батик». Продолжать учить детей рисовать по ткани, используя гуашь. Закрепить представление о внешнем виде цветка. |
Апрель | |||
28 29 30 31 | «Игрушки» «Веселые человечки» «Ёжик в тумане» «Баба Яга и леший» «Семеновские матрешки» | «пластилинография», «процарапывание палочкой» «тампонирование», «набрызг» «рисование деревянными и ватными палочками» «пальчиковая живопись», «оттиск штампами, печатками». | Продолжать знакомить детей с техникой «пластилинография». Закрепить и усложнить способ изображения фигурки человека. Продолжать знакомить детей с орнаментами народов севера. Воспитывать у детей аккуратность в работе.
Совершенствовать навыки изображения сказочного персонажа, выполняя работу в технике тампонирование и набрызг. Закрепить знание детей о цветовой гамме. Развивать глазомер, мелкую моторику рук. Учить детей изображать при помощи деревянной и ватной палочек, способов действий и взаимоотношений героев. Развивать чувство композиции. Развивать интерес к народному творчеству. Учить детей видеть и передавать в рисунке характерные особенности форм предметов. Продолжать учить детей использовать техники рисования: «пальчиковая живопись», оттиск штампами, печатками. Развивать самостоятельность, творческую активность. |
Май | |||
32 33 34 35 | «Загадки Акварельки» «Космический пейзаж» «С днем Победы!» «Любимый город» «КВН по изобразительной деятельности» | «батик», «граттаж», «кляксография» «граттаж» или «кляксография» и др. «восковые мелки+акварель» и др. Разные техники | Совершенствовать умения и навыки подбирать материал, соответствующий технике нетрадиционного рисования. Продолжать учить детей создавать многоплановую сюжетную композицию. Закрепить знания детей о различных техниках рисования: батик, граттаж, кляксография. Развивать фантазию, воображение детей. Развивать мелкую моторику. Продолжать учить рисовать детей праздничный салют, используя технику гратаж или кляксографию . Продолжать совершенствовать навыки детей выбирать необходимые для рисунка материалы: акварель, восковые мелки, гуашь, трубочки, палочки и т.д. Продолжать воспитывать патриотические чувства. Показать красоту родного города. Обратить внимание на разнообразие цвета и цветовых оттенков. Совершенствовать технические навыки в рисовании нетрадиционными техниками. Развивать наблюдательность. Развивать, совершенствовать, закреплять полученные навыки и умения нетрадиционной техники рисования. Расширять знания детей о видах и жанрах изобразительного искусства. Закрепить знания детей об орнаментах народов севера. Воспитывать художественное восприятие детьми произведений искусства. Доставить детям радость, уверенность в своих силах через развлекательный досуг, посвященный изобразительно-художественному искусству. |
«Выставка рисунков детей данной группы» |
3. Механизм отслеживания качества дополнительной образовательной программы
В программе «Акварелька» разработан механизм диагностики качества образовательного процесса, который позволяет отследить уровень освоения воспитанниками теоретической и практической части программы, динамику роста знаний, умений и навыков. С этой целью используется адаптированная к задачам нашей программы диагностическая методика Н.Р. Волегова (Методическая разработка нетрадиционной техники изобразительной деятельности как способ развития детей дошкольного возраста).
Уровни развития художественных способностей детей дошкольного возраста
Разделы | Уровни развития | |
Средний | Высокий | |
Техника работы с материалами | Дети знакомы с необходимыми навыками нетрадиционной техники рисования и умеют использовать нетрадиционные материалы и инструменты, но им нужна незначительная помощь. | Самостоятельно используют нетрадиционные материалы и инструменты. Владеют навыками нетрадиционной техники рисования и применяют их. Оперируют предметными терминами. |
Предметное и сюжетное изображение | Передают общие, типичные, характерные признаки объектов и явлений. Пользуются средствами выразительности. Обладает наглядно-образным мышлением. При использовании навыков нетрадиционной техники рисования результат получается недостаточно качественным. | Умеет передавать несложный сюжет, объединяя в рисунке несколько предметов, располагая их на листе в соответствии с содержание сюжета. Умело передает расположение частей при рисовании сложных предметов и соотносит их по величине. Применяет все знания в самостоятельной творческой деятельности. Развито художественное восприятие и воображение. При использовании навыков нетрадиционной техники рисования результат получается качественным. Проявляют самостоятельность, инициативу и творчество. |
Декоративная деятельность | Различают виды декоративного искусства. Умеют украшать предметы простейшими орнаментами и узорами с использованием нетрадиционной техники рисования. | Умело применяют полученные знания о декоративном искусстве. Украшают силуэты игрушек элементами дымковской, филимоновской росписи и др., орнаментов народов Севера с помощью нетрадиционных материалов с применением нетрадиционной техники рисования. Умеют украшать объемные предметы различными приемами. |
Диагностика проводится два раза в год: в начале учебного года (первичная – сентябрь-октябрь) и в конце учебного года (итоговая – май). Результаты обследования заносятся в разработанную таблицу-матрицу.
Ф.И.ребенка | Техника работы с материалами | Предметное и сюжетное изображение | Декоративная деятельность | |||
9 | 5 | 9 | 5 | 9 | 5 | |
В | В | В | В | С | В | |
В | В | С | В | С | С |
В диагностической таблице используется следующее обозначение: высокий уровень - В, средний - С, низкий - Н.
На основе полученных данных делаются выводы, строится стратегия работы, выявляются сильные и слабые стороны, разрабатываются технология достижения ожидаемого результата, формы и способы устранения недостатков.
Заключение
Использование нетрадиционной техники рисования стимулирует художественно-творческое развитие детей дошкольного возраста, положительно влияет на развитие их способностей, умений и навыков.
Принимая во внимание индивидуальные особенности, развитие творческих способностей детей, педагог дает возможность активно, самостоятельно проявить себя и испытать радость творчества. Легко и непринужденно дошкольники пользуются всеми нетрадиционными техниками, развивая фантазию, восприятие цвета. Так же решаются задачи развития психических познавательных процессов: восприятия, воображения, мышления, внимания, памяти и речи. Различные технологии способствуют развитию мелкой мускулатуры пальцев руки, глазомера, координации движений. Нетрадиционные техники изобразительной деятельности – это своеобразные игры с различными материалами. В такой игре дети осваивают тот объем знаний, умений и навыков, который им малодоступен на обычных занятиях. Поэтому приемы нетрадиционной техники необходимо использовать для полноценного развития детей. У детей формируется умение ориентироваться на листе бумаги. Дети получают знания о свойствах материалов и способе работы с ними, с помощью чего у ребят развивается познавательный интерес. Нетрадиционные техники рисования способствуют развитию интереса к народной культуре, декоративно-прикладному искусству, орнаментам народов Севера.
Нетрадиционные техники рисования помогают почувствовать себя свободным, увидеть и передать на бумаге то, что обычными средствами сделать труднее. А главное, они дают детям возможность удивиться и порадоваться миру. Ведь всякое открытие чего-то нового, необычного несет радость, дает новый толчок к творчеству.
Художественно-творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию, отвлекает детей от печальных событий, обид, вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние каждого ребенка.
Таким образом, можно сказать, что все перечисленные технологии, используемые в развитии изобразительной деятельности детей в рамках реализации дополнительной общеразвивающей программы по изобразительной деятельности «Акварелька», не будучи по своей сути новыми, приобретают сегодня новое звучание и актуальность, все они являются здоровьесберегающими, а изобразительная деятельность, в основе которой заложено использование инновационных методик, традиционных и нетрадиционных приемов, техник и технологий оказывает положительное влияние на здоровье ребенка.
Литература
- Аверьянова А.П. Изобразительная деятельность в детском саду. – М.: Москва-Синтез; М.: ТЦ Сфера, 2003. – 96с.; илл.
- Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. – 80 с.
- Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. – 72 с.
- Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.- 192с.: цв.вкл.
- Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа. – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2008. -144с., 16 л. вкл.
- Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей. – СПб.: КАРО, 2008. – 96 с. + 16 с. цв. вкл.
- Пастухова Г.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. (Часть 1 и 2). Издательство «Центр Проблем Детства», 1996.
- Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, сценарии занятий, планирование / Под ред. Р.Г. Казаковой. М.: Сфера, 2004.
- Шкидская И.О. Аппликации из пластилина. – Ростов н/Д : Феникс, 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа по изобразительной деятельности "Цветная палитра"
Программа "Цветная палитра" разработана на основе программы И. А. Лыковой "Изобразительное творчество в детском саду" и направлена на целостное развитие творческих способностей детей дошкольного возра...
Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа речевой направленности «Маленькие читатели» для детей 3 - 8 лет
Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа речевой направленности «Маленькие читатели» (далее Программа) разработана и реализ...
Дополнительная общеобразовательная программа Дополнительная общеразвивающая программа Физкультурно-спортивной направленности «Олимпик» для детей младшего дошкольного возраста 3-4 года; для детей среднего дошкольного возраста 4-5 года. Срок реализации -2 г
Детский фитнес — хорошо продуманная детская физкультура, укрепляющая и формирующая жизненно важные навыки и умения, увеличивающая функциональные резервы организма. Это занятия под специально под...
Проект дополнительной общеразвивающей программы по изобразительной деятельности "Волшебники"
Проект (разработка) дополнительной общеразвивающей программы по изобразительной деятельности "Волшебники". Данный проект программы "Волшебники" может быть использован педагогами до...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА по изобразительной деятельности «Волшебная кисть»
quot;Волшебная кисть"...
Дополнительная Общеразвивающая программа кружка нетрадиционного рисования" Акварельки"
Программа «Акварельки» предназначена для детей 4-7 лет в дошкольных образовательных учреждениях. Срок реализации -9 месяцев (36 час.). Основной формой работы являются групповые...
Дополнительная общеразвивающая программа по изобразительной деятельности «Цветной мир» для детей 6-7 лет
Концептуальной основой данной программы является развитие художественно-творческих способностей детей в неразрывном единстве с воспитанием духовно-нравственных качеств путем целенаправленного и органи...