Технологическая карта НОД по художественно-эстетическому развитию в подготовительной группе "Модель человека"
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа)

Харчевникова Нина Анатольевна

Основной целью занятия является формирование компетенций у детей старшего дошкольного возраста элементарных представлений о электричестве, его значение в жизни человека.

Задачи: Побуждать рисовать крупно во весь лист;

-Упражнять в создании контуров простым карандашом;

-Развивать умения передавать форму, строение изображаемого объекта, учитывая правильные пропорции всех частей тела;

-Развивать умение рисовать фигуру человека.

-Пробуждать познавательную активность детей, интерес к творчеству;

-Развивать зрительно-моторную координацию, восприятие, воображение;

-Стимулировать самостоятельность и творчество детей в изобразительной деятельности.

-Обогащать словарь новыми словами: жанр, живопись, графика, скульптура, динамика, статика, профиль, фаз, композиционный центр, пропорции, схема, моделирование;

-Формировать умение соотносить слова, обозначающие названия частей тела и их расположением

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_model_cheloveka.docx43.94 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Аленький цветочек» г. Надыма»

МДОУ «Детский сад «Аленький цветочек» г. Надыма»

629730, Российская Федерация, Ямало-Ненецкий автономный округ,

г. Надым, ул. Набережная им. Оруджева С.А., дом 35 тел/факс 8 (3499) 52-35-42, 52-35-47

E-mail: Alenkiy5tsvetochek@mail.ru ОКПО 321317749 ОГРН 1158903000233,

ИНН/КПП 89030343333/890301001

Технологическая карта

мероприятия непосредственно-образовательной деятельности

с детьми подготовительной к школе группы

Тема: «Модель человека»

(образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»)

                                                                Автор воспитатель:

                                                                                             Харчевникова Нина Анатольевна

                                                                

г. Надым, 2020 г.

Образовательная область

«Художественно-эстетическое развитие»

Возраст детей, группа

6лет, подготовительная к школе группа

Тип НОД

Познавательно-исследовательская

Тема НОД

«Модель человека

Цель

Формирование компетенций у детей старшего дошкольного возраста элементарных представлений о электричестве, его значение в жизни человека.

Задачи

-Побуждать рисовать крупно во весь лист;

-Упражнять в создании контуров простым карандашом;

-Развивать умения передавать форму, строение изображаемого объекта, учитывая правильные пропорции всех частей тела;

-Развивать умение рисовать фигуру человека.

-Пробуждать познавательную активность детей, интерес к творчеству;

-Развивать зрительно-моторную координацию, восприятие, воображение;

-Стимулировать самостоятельность и творчество детей в изобразительной деятельности.

-Обогащать словарь новыми словами: жанр, живопись, графика, скульптура, динамика, статика, профиль, фаз, композиционный центр, пропорции, схема, моделирование;

-Формировать умение соотносить слова, обозначающие названия частей тела и их расположением

Материал

Демонстрационный: доска SMART, презентации по теме «Пропорции человека», модель человека из дерева.

Раздаточный:

Модель человека из дерева. большая и малые на подгруппу детей, части тела человека из ткани, фломастер, бумага формата А3.

Предполагаемый результат

1. Уметь внимательно слушать и активно обсуждать, задавать вопросы и отвечать на них в пределах своей осведомленности и опыта.

2. Уметь взаимодействовать со сверстниками при решении проблемных задач в процессе выполнения работы.

3.  Уметь делиться с педагогом и детьми своими впечатлениями.

Этапы технологии «Ситуация»

Этапные задачи

Деятельность педагога

Осуществляемая деятельность воспитанника

Предпосылки учебной деятельности

Контроль результатов деятельности

I. Введение в игровую ситуацию

Вызвать внутреннюю потребность детей для включения в деятельность, постановка детской цели.

Воспитатель:-Здравствуйте, ребята, давайте познакомимся. Меня зовут Нина Анатольевна. (дети называют свое имя)

Воспитатель: Приятно познакомиться.

Ребята, обратите внимание, кого сегодня я вам принесла!?

Это «Модель человека», другими словами «Фигура». А вы верите ребята в то, что эта модель, деревянный человечек способен выполнять мои команды?

Воспитатель: Ребята, предлагаю Вам встать полукругом около доски и посмотреть на «послушного человечка», выполняющего команды воспитателя.

Воспитатель моделирует различные движения на деревянной модели (стоит прямо, наклонив голову, поднимает над головой правую руку, стоя на одной левой ноге, наклоняет туловище вперед, руки в стороны и т. п.)


Воспитатель:Ребята, а теперь предлагаю вам попробовать нарисовать человека.

Дети:Мы не умеем рисовать человека.

В беседе взаимодействуют с педагогом, отвечают на вопросы.

Интерес к познавательной деятельности

Организация детей, введение в ситуацию.

II.Актуализация знаний

Актуализировать знания и умения детей, тренировать мыслительные операции.

Обобщить и закрепить

знание детей опропорциях человека, его части тела.

Воспитатель:Для начала ребята, давайте перечислим все части человека! Ответы детей.

Воспитатель: Молодцы, вы назвали почти все необходимые части тела человека. А чтобы научиться рисовать человека правильно, нам нужно запомнить основные пропорции (размеры) тела человека. Предлагаю вам посмотреть небольшую презентацию.

Демонстрирует презентацию «Пропорции человека», комментирует слайды и показывает основные пропорции частей тела на деревянной модели, затем рисует графическую модель на бумаге.

Участвуют в диалоге,высказывают предположения. Отвечают на вопросы.

Умение правильно идти к поставленной цели

Ответы, предположения детей

III. Затруднение в ситуации

Создать проблемную ситуацию, Развивать у детей внимание, логическое мышление, коммуникативные навыки.

Слайд № 1. Человек в отличие от животного существо прямоходящее на двух ногах, положение позвоночника человека вертикальное, а у животного горизонтальное с опорой на четыре ноги (передние и задние). Голова человека, есть универсальная мера всей фигуры. Обычно во весь рост человека умещается 7-8 голов. Голова по форме своей напоминает перевернутое яйцо - округлый затылок, заостренный подбородок.

Слайд № 2. Голова опирается на шею (шею в дальнейшем будем изображать двумя короткими линиями). Голову вращают мышцы шеи, которая стоит на плечах, здесь фигура имеет самую широкую часть тела. К плечевому суставу прикрепляются руки. Руки достаточно длинные, доходят до середины бедра человека. Локоть руки находится на уровне талии, самой узкой части туловища человека. Локоть делит руку на две, примерно, одинаковые по размеру части, верхнюю часть-плечо и нижнюю - предплечье, заканчивается рука кистью.

Слайд № 3. Туловище состоит из двух частей грудь и живот с бедрами. К бедрам прикрепляются ноги. Ноги человека очень длинные по отношению к туловищу, и примерно делят всю фигуру пополам.
Воспитатель: А теперь ребята нарисуем графическую модель человека с помощью схемы из овалов.

Воспитатель собирает человечка в фазу, в четкой последовательности. Затем, комментируя свои действия, рисует схему из овалов на листе бумаги, располагая первую фигуру слева на листе формата Ф4 (горизонтальное положение).

Описание последовательности рисования:

-Отмечаем самую верхнюю метку макушки головы и нижнюю метку стоп ног.

-Рисуем овал головы

-Отмечаем двумя линиями шею

-Рисуем плечи слева и справа, располагаем на одной линии

-Формируем грудь и таз их двух трапеций правильная и перевернутая, большая – грудь, малая – таз), соединяем две части в талии (самой узкой части туловища). Туловище человека вытянутое.

-Из плечевых точек рисуем вытянутые овалы плеча и предплечья, локоть отмечаем на уровне талии. Длина плеча, от плеча до талии. Длина предплечья от талии до середины бедра.

-Ноги рисуем из трех овалов. Ноги толще, и длиннее, чем руки. Вытянутый овал рисуем из точек бедра, от бедра до колена, одна часть, от колена до голени, вторая часть, обе части примерно одинаковы по длине. Стопа ноги небольшой овал

Воспитатель: Попробуйте теперь нарисовать своего человечка, в покое прямостоящего, в фазу, учитывая пропорции всех частей тела.

Дети: рисуют первую схему человека в фас. Самостоятельная работа детей. Контроль воспитателя и помощь затрудняющимся.  Индивидуальный анализ работ.

Воспитатель: Предлагает немного передохнуть, сделать физ.минутку, разминку: «Красная шапочка и серый волк»

Цель: Повысить уровень энергии в группе, снять эмоциональное напряжение.

Игровой материал: Мячик.

Перед началом игры дети встают в круг. Воспитатель предлагает поиграть в игру. Красной Шапочкой будет маленький мячик, который участники должны передавать друг другу по кругу, от первого игрока к следующему. Красная Шапочка бежит от волка, который подойдет позже. Волком будет чуть больший по размеру резиновый мячик. Злой волк упорно бежит за Красной Шапочкой в том же направлении. Если он настигнет ее, то она должна повернуться кругом и продолжить бегство в другую сторону. И еще: каждый игрок имеет право изменить направление, в котором бежит Волк. Для этого он просто должен произнести: «Поворачивай!» тогда Волк изменит направление своего движения, и Красная Шапочка тоже должна изменить направление бега.

Воспитатель:Предлагаю после нашей веселой разминки продолжить работу. Ребята, вы неплохо справились.

Дети: Подводя итоги, дети устраивают вернисаж своих работ. Обсуждают свои и чужие работы. Находят ошибки, дают свои рекомендации.

Выполняют действия, «пробное», опираясь на то новое знание, которое только предстоит «открыть», которого у него еще нет.

Целеполагание, планирование, выбор способа деятельности, коммуникативные умения.

Наблюдение в процессе за деятельностью детей

IV.

Открытие нового знания или способа действий

Создать условия для открытия новых знаний и способов решения проблемы.

На последующих занятиях здания усложняются, моделируется движения «Идущий, бегущий, сидящий, лежащий человек и т.д.» В новом ракурсе, в профиль. На следующем этапе нарисовать композицию, в которой изображают: Идущего человека «В кафе», «В парикмахерскую» и т.п. чтобы понять, как расположить все части тела, а затем графически моделируют получившееся движение. На бумаге контурными линиями с помощью схемы и овалов.

Дети знакомятся с возможным вариантом преодоления в затруднениях следующей работы

Усвоение общего способа действий.

Наблюдение и  за процессом деятельности и помощь в затруднениях

V. Введение новых знаний в систему знаний

Закреплять новые знания и способы их применения.

Воспитатель:Что узнали новогодля себя?

-А с кем бы вы хотели поделиться новой информацией?

Воспитатель: - На этом наша работа подошла к концу. Спасибо вам большое. Мне было приятно с вами работать!

Выбор вариантов деятельности из полученного ранее опыта.

VI Осмысление (рефлексия)

Формировать у детей умения проводить анализ своей деятельности

Дети: Подводя итоги, дети устраивают вернисаж своих работ. Обсуждают свои и чужие работы. Находят ошибки, дают свои рекомендации.

Подведение итогов работы на занятии, достижение детской цели.

Самооценка

Ответы детей.

Воспитатель: - Здравствуйте, ребята, давайте познакомимся. Меня зовут Ольга Ивановна. (дети называют свое имя)

Воспитатель: Приятно познакомиться.

Фрагмент из мультфильма «Фиксики»

-Ребята, профессор Гений Евгеньевич сегодня расстроен, он сообщил мне, что Дим Димыч хотел включить телевизор, вставил вилку в розетку, а телевизор не работает. Они долго думали почему, но так и не смогли понять.

Воспитатель: Ребята, может, вы догадаетесь, почему не работает телевизор?

(Высказывания и предположения детей. Нужно подвести дошкольников к мысли, что не работает розетка, возможно в розетке нет электричества.)

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, а почему не работает розетка?

Дети: Электричество пропало. Нет электричества и т.д…….

Воспитатель: Совершенно верно!  Ребята, а  что такое электричество?

Ответы детей.

Воспитатель: Совершенно верно. Электричество – это особый вид энергии, дающий жизнь домашнему очагу, работу фабрикам, магазинам, больницам, детским садам. Мы используем электрическую энергию для освещения домов, приготовление пищи, для сохранения свежими продуктами, для работы бытовой техники.

Воспитатель: А хотите помочь Дим Димычу отыскать электричество?Может оно не только в розетке живёт!

Ответы детей.

Для этого отправимся в научную лабораторию известного ученого Гения Евгеньевича за помощью. Как вы думаете, как же нам попасть в лабораторию? (предположения детей).

Я знаю волшебный способ: возьмёмся за руки, закроем глаза и посчитаем до 10. Открываем глаза. Вот мы и оказались в секретной лаборатории Гения Евгеньевича. Так как мы оказались в научной лаборатории, мы с вами стали помощниками профессора, нам необходимо одеть халаты и вспомнить правила поведения в лаборатории. (перечислить)

Воспитатель: Перед нами отдел «Физической лаборатории».

 (Дети подходят к первому столу с табличкой «Физическая лаборатория». На столе тарелки с солью и перцем и расчёски по количеству детей).
Воспитатель:

Смотрите, ребята, здесь какие-то тарелки, а в них, кажется, соль с перцем перемешаны. И расчёски зачем-то? Ребята, Гений Евгеньевич считает, что мы сможем понять где, есть электричество!

Воспитатель: Сможете найти?

Дети: (предполагаемые ответы детей)

Воспитатель: Посмотрите, профессор оставил нам подсказку.

Я думаю нужно отделить соль от перца.

(Предположения детей. Ребята предлагают натереть расчёски и пронести над тарелкой, чтобы частички перца притягивались за счет накопленного на расчёске статического электричества. Дети натирают пластиковые расчёски о ткань и прикасаются к смеси. К наэлектризованным предметам быстро прилипает перец)

Воспитатель:А вы знаете почему перец прилипает, а не соль? Я вам открою секрет -  перец легче соли.)

Воспитатель: Когда вы натирали  расчёски о шерстяные ткань, вы создаёте на расчёске заряд «статического электричества». Оно включает в себя отрицательно и положительно заряженные частицы. За счёт разницы заряда предметы заряжаются электрической энергией. И они начинают притягивать другие предметы.

Ребята, получилось у вас найти электричество? (ответы).

Вы справились с этим заданием. Пройдемте в следующую лабораторию.

Воспитатель:- Перед нами «Химическая лаборатория». Посмотрите, что у нас на столе?  (Детиперечисляют).

 Гений Евгеньевич считает, что мы и тут сможете понять где, естьэлектричество! Если возникнут затруднения, то перед вами схемы проведения опыта.(дети выполняют задание).

Молодцы,  справились с заданием.

Воспитатель: - А теперь перейдем в «Фруктовую лабораторию». Посмотрите, что у нас на столе?

Дети: ответы

Когда вы выполните опыт, то поймете, где в этой лаборатории живет электричество.

(Проводятся эксперименты в лаборатории с яблоком, лимоном, апельсином, мандарином, картошкой. Ребята по очереди проводят эксперименты, вставляя электроды в предложенные предметы и растворы, с помощью датчиков цифровой лаборатории обнаруживают, что через них идёт электрический ток).

Воспитатель: Как вы определили, что в фруктах находится электрическая энергия?

Дети: На экране часов появились цифры.

Воспитатель: Ребята, смотрите, как много разных предметов, в которых живёт электричество! А может нам розетки совсем не нужны? Может подключим телевизор, ну, например, к лимону или картошке?

(Дети приходят к мысли, что телевизор от фруктов, соленой воды, статического электричества  работать не будет, в них недостаточно энергии).

Воспитатель: Ребята, а где живёт много электричества? (На электростанции.) А как оно попадает к нам в дома? (По проводам.) Так почему же у ДимДимыча  не работает розетка?

Дети: Провода оборвались. Или розетка сломалась. Или электростанция не работает!

Воспитатель:А что же нам делать? Как их отремонтировать? Не знаете? Хотите узнать?

Видео ролик! Мультфильм фиксики.

Дети: Мы не можем самостоятельно сделать ремонт, так как опасно.  Есть правила, одно из них – не лезть в розетки.

Воспитатель: Всё верно, ребята!

Ребята, а может нам розетки совсем не нужны? Может подключим телевизор, ну, например, к лимону или картошке? (Дети приходят к мысли, что телевизор от лимона работать не будет, в лимоне очень мало электричества.)

Воспитатель: Ребята, смотрите, как много разных предметов, в которых живёт электричество! Но его очень мало! Можем ли мы включить телевизор Дим Димыча с помощью наших источников энергии?

 (Дети приходят к мысли, что телевизор от фруктов, соленой воды, статического электричества  работать не будет, в них недостаточно энергии).

Воспитатель: Ребята, а где живёт много электричества? (На электростанции.) А как оно попадает к нам в дома? (По проводам.) Так почему же у Дим Димыча не работает розетка?

Дети: Провода оборвались. Или розетка сломалась. Или электростанция не работает!

Воспитатель: А что же нам делать? Как их отремонтировать? Не знаете? Хотите узнать?

Видео ролик

Фиксация знаний.

Дети: Мы не можем самостоятельно сделать ремонт розетки, так как опасно.

Нужно вызвать электрика.Нужно сообщить об этом Дим Димычу. Написать письмо или позвонить.

А какие ещё предметы работают от электричества.

Воспитатель: нам пора возвращаться в детский сад. Для этого надо взяться за руки, закрыть глаза и посчитать от 10 до 1.

Вот вернулись в детский сад.

Ребята мы побывали в трех лабораториях, помогли Дим Димычу отыскать электричество? Что было сложно? Что узнали нового об электричестве? (Электричество живёт во многих предметах, но его оче-

нь мало) А с кем бы вы хотели поделиться новой информацией?

Смогли мы узнать почему не работает и что нужно сделать Дим Димычу, чтобы телевизор снова стал работать? (вызвать электрика, чтобы он отремонтировал розетку)

Воспитатель:  Вы молодцы! Спасибо вам большое. Мне было приятно с вами работать!

Пальчиковая гимнастика «Ток бежит по проводам».

Ток бежит по проводам              (поочерёдно стучат пальчиками одной руки

Свет несет в квартиру нам,       о пальчики другой руки)

Чтоб работали приборы:           (загибают пальцы одновременно на

Холодильник, мониторы,            на обеих руках)

Кофемолки, пылесос

Ток энергию принёс                   (стучат кулаком одной руки о кулак другой)      

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

Можно вечером читать,

Прыгать, бегать, приседать.

Вот оно магическое, солнце электрическое!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта НОД по социально-коммуникативному развитию в средней группе Раздел: «Человек в культуре» Блок: «Русская традиционная культура» Тема: « Человек и природа»

* Технологическая карта составлена на основе занятия №25 «Человек и природа» блока «Русская традиционная культура», представленного в пособии Коломийченко Л.В., Чугаева Г.И., Югова Л.И. Дорогою добра....

НОД Художественно - эстетическое познавательное развитие в подготовительной группе

Развитие познавательных интересов, творческих способностей в процессе совместной деятельности конструирования из бумаги в подготовительной группе....

Технологическая карта НОД по художественно-эстетической деятельности с детьми старшей группы "Цветы"

ФИО участника: Захарова Анастасия СергеевнаОбразовательная(ые) область(и): художественно-эстетическое развитиеТема занятия:«Цветы»Возрастная группа: старшая группаЦель занятия: Цель п...

Технологическая карта интегрированной ННОД по познавательному развитию в подготовительной группе.

Технологическая карта интегрированной непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе.  Тема: «Космическое приключение»....

Проект "Финансовая грамотность" детей старшего дошкольного возраста.. Технологическая карта игры - викторины по познавательному развитию детей подготовительной группй "Мы - финансисты"

Современные дети с раннего детства сталкиваются с экономическими вопросами.Они практически ежедневно слышат в семье,как родители обсуждают повышение зарплаты, рост цен в магазинах. Желание облад...

Технологическая карта образовательной деятельности по речевому развитию для подготовительной группы. Выразительное чтение сказки Ремизова А.М. "Гуси - лебеди".

Данная образовательная деятельность была реализована в ходе конкурса профессионального мастерства "Воспитатель года - 2024" на подготовительной группе ( дети 6-7 лет). Целью занятия состоит ...