Программа по художественно- эстетическому творчеству с использованием нетрадиционной техники рисования в средней группе.
рабочая программа по рисованию (средняя группа)

Кучешева Юлия Ивановна
Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл программа43.25 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ «Малиновский детский сад»

Программа по художественно- эстетическому творчеству с использованием нетрадиционной техники рисования в средней группе.

«Радуга красок»

Составила воспитатель: Кучешева Ю.И

Ачинский район.

2020 г.

Актуальность:

 «Детство – каждодневное открытие мира, поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия».

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». В. А. Сухомлинский.

Все дети любят рисовать. Испытав интерес к творчеству, они сами находят нужные способы. Но далеко не у всех это получается, тем более, что многие дети только начинают овладевать художественной деятельностью. Дети любят узнавать новое, с удовольствием учатся. Именно обучаясь, получая знания, навыки ребенок чувствует себя уверенно.

Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.

Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.

Актуальность состоит в том, что знания не ограничиваются рамками программы. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.

Рисование нетрадиционными техниками - важнейшее дело эстетического воспитания. Изобразительная деятельность - одна из самых интересных для детей дошкольного возраста: она глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции.

Нетрадиционные техники рисования - это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться. Проблемой развития нетрадиционных техник рисования занимались Р. Г. Казакова, Т. И. Сайганова, Е. М. Седова, В. Ю. Слепцова, Т. В. Смагина, О. В. Недорезова, В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова и другие. За время пребывания в группе дети успевают изучить различные технологии изображения такие как: тычок жесткой полусухой кистью, рисование пальчиками, оттиск пробкой, восковые мелки + акварель, монотипия предметная, кляксография обычная, кляксография с трубочкой, кляксография с ниточкой, набрызг, тычкование, монотипия пейзажная.

Включение в работу с детьми нетрадиционных техник рисования позволяет развивать сенсорную сферу не только за счет изучения свойств изображаемых предметов, выполнение соответствующих действий, но и за счет работы с разными изобразительными материалами. Кроме того, осуществляется стимуляция познавательного интереса ребенка (использование предметов, которые окружают малыша каждый день в новом ракурсе - можно рисовать собственной ладошкой, пальчиками, использовать вместо кисточки колосок или листик березы). Происходит развитие наглядно - образного, и словесно - логического мышления, активизация самостоятельной мыслительной деятельности детей. (Чем я еще могу рисовать? Что я могу этим материалом нарисовать) За счет использования различных изобразительных материалов, новых технических приемов, требующих точности движений, но не ограничивающих пальцы ребенка фиксированным положением (как при правильном держании кисти или карандаша, создаются условия для развития общей моторной неловкости, развития мелкой моторики. Ведь вместо традиционных: кисти и карандаша ребенок использует для создания изображения собственные ладошки, различные печатки, трафареты, технику " кляксография". Созданию сложного симметричного изображения способствует техника " монотипия".

Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности, открытости, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, создают эмоционально - положительное отношение к деятельности. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребенка индивидуальна, неповторима.

Цели:

- Формировать умение выполнять полученные знания о средствах выразительности в собственном творчестве;

- Формировать умение выполнять коллективную композицию, согласовывать свои действия со сверстниками;

- Развивать потребность к созданию нового, необычного продукта творческой деятельности;

-   Развивать эстетическую оценку, стремление к творческой самореализации.

Задачи:

- расширять представление о многообразии нетрадиционных техник рисования;

 - формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования;

 - формировать эстетический вкус, творчество, фантазию;

 - развивать ассоциативное мышление и любознательность, наблюдательность и воображение;

 - совершенствовать технические умения и навыки рисования;

- воспитывать художественный вкус и чувство гармонии.

средства:

 - совместная деятельность воспитателя с детьми;

 - самостоятельная деятельность детей;

 Применяла такие методы:

 - словесные,

 - наглядные,

 - практические,

 - игровые.

Особенностью построения занятий по изо деятельности с использованием нетрадиционных техник является использование комплексов пальчиковых гимнастик и массажей, непосредственно с   теми нетрадиционными материалами, при помощи которых рисуют дети. Данные комплексы представлены ниже.

Речевое сопровождение

Движения рук

1.

КОРОБОК
Коробок от спичек
Для деток-невеличек,
Не спички будем зажигать,
А картинки рисовать.
Катать не сможем коробок,
 Но сможем взять за уголок.
Цветы будем рисовать,-
Ребром плотно прижимать.

Поворачивание коробка вокруг своей оси, держа двумя пальцами за ребра.

Имитация поджигания спичек.
Имитация оттиска ребра.
Попытка прокатить по ладошке.
Взять двумя пальцами за углы по диагонали.
Имитация оттиска ребра уже по кругу.

2.

ЗУБНАЯ ЩЕТКА
Щетку мы в руках сжимали,
И ладошками катали.
В руку щетку мы возьмем,
Массаж пальчиков начнем.
Теперь руку поменяем,-
Массаж пальцев продолжаем.
Каждый пальчик по порядку,-
Вот для рук у нас зарядка.

 

Вертикальное зажатие щетки ладонями и совершение вращательных движений.
Взятие щетки в правую руку,

Растирание щетиной пальцев левой руки.
То же самое, поменяв руки.

  Поменять руку, поменять руку.

3.

ПЕЧАТКИ (морковь)
Не морковку будем грызть,
Не возьмем сегодня кисть,
Печатью будем рисовать,
Морковью оттиск создавать,
Пальчики мы разомнем
И рисовать сейчас начнем.

Погрозить пальчиком правой руки
погрозить пальчиком левой руки,
Имитация оттиска на правой ладони,
Имитация оттиска на левой ладони.
Зажав печать между ладонями - покатать.

4.

ВАТНЫЕ ПАЛОЧКИ

Ватной палочкой играем
Дружно пальчики считаем:
1, 2, 3, 4, 5 -
На пальцы будем нажимать.
Пальчики и палочки -
Наши выручалочки.

Держать двумя пальцами за середину, поворачивать вокруг своей оси, передавая в другую руку.
Нажимать концом палочки на подушечки пальцев поочередно, со сменой рук.
Зажать палочку между ладонями, повращать.

5.

ЗУБОЧИСТКА , ШПАЖКА

(при технике граттажа)
Продавливать рисунок сложно,
Но научиться тоже можно.
Зубочистки- палочки,
Наши выручалочки.
Ладошки наши разминают,
Рисовать нам помогают.

 

Легкий нажим на каждую из ладоней поочередно (либо на поверхность стола).

 

Вращение между ладонями.

6.

ШАРИКИ (бусинки,камушки)
Покатаю я в руках
Бусинки, горошки,
Быть послушными учу
Пальчики, ладошки.

 

Круговые вращения шариков между ладонями.

7.

НИТКА
С нитью знакомиться мы будем.
Пока на пальчик ее накрутим.
Нитки о себе расскажут,
что умеют, все покажут:
Иголкой шить они умеют,
И рисовать даже сумеют,
Два листочка им нужны,
 Гуашь и тушь тоже важны.

Натянуть, взявшись двумя пальцами за концы.
Накрутить на указательный палец правой руки.    Раскрутить.
Намотать на другой палец.
Имитация шитья.
Вращение ниткой на раскрытой ладошке.
Закрыть сверху ладонь с ниткой другой ладонью. Перевернуть сомкнутые ладони.

8.

ГУБКА
Губка- значит, поролон
И капризный же он.
Быстро впитывать умеет
И темнеет, тяжелеет.
Зато рисунок получаем нужный-
Очень легкий и воздушный.

 

Сжатие губки в кулак, попеременная передача из рук в руки в ритме стиха.

9.

КОКТЕЛЬНАЯ ТРУБОЧКА
Трубочкой коктейль мы пьем.
И рисунок создаем.
Посмотри, посмотри-
Получились пузыри.
В морских глубинах жизни нет?
Тогда возьмите трафарет.

 Держать трубочку подушечками пальцев, имитировать высасывание.
Одной рукой держать трубочку, другой - приставить к противоположному краю трубочки ладонь (из пальцев шар или круг).  Растирание трубочками между ладошками.

10.

ПАЛЕЦ, ЛАДОНЬ, КУЛАК
Наши руки нам расскажут,
Все умеют, все покажут,
5 их на моей руке.
Рисовать могут и всегда помогут:
Пальцев подушечки рисуют ватрушечки.
Наши кулачки рисуют пирожки.

И ладошки рисуют у нас.

Рисунок просто высший класс.

Ритмичное сжимание и разжимание пальцев рук.

Поочередное разгибание пальцев из кулачка одной рукой, затем другой.
Поочередное соединение подушечек пальцев с большим пальцем.
Кулачек на ладошку поочередно, «слепить» пирожок из ладошек.
Волнообразное прикладывание верхней ладони к нижней (в горизонтальном положении ладоней).
Кулак с поднятым большим пальцем.

11.

СВЕЧА
Свеча для нас хороший друг,-
Тепло и свет дает вокруг,
И, также можем мы сказать,
Свеча умеет рисовать.
 Из воска состоит она -
Не зря в рисунок нам звана.

Воск след умеет оставлять,
А краски будут проявлять.

 Растирание между ладошками свечи.

Проведение свечой по каждому пальчику и ладони ведущей рукой.
Свеча в левой руке, проведение по ней от начала до конца указательным пальцем с последующей сменой рук.
Волнообразное рисование свечи в воздухе.
Отложить свечу, ладони от себя, показать плоскость.

12.

МЯТАЯ БУМАГА
Листок бумаги мы сминаем
И в шарик дружно превращаем.
Мятой бумаги комочек
На ежика похожий очень.
Не дадим ему скучать,
Мы им будем рисовать.

Сминать листок бумаги.
Катать шарик из бумаги.

Имитация тычкования получившимся бумажным шариком на ладони ведущей руки.

 Планирование   занятий  по  художественно- эстетической    деятельности

с  использованием нетрадиционных техник

с  детьми средней группы  (4 - 5   лет)

Ме-сяц

Тема занятия

Нетрадицион-ные техники

Программные  задачи

Материал

к занятию

Сентябрь

«Подсолнухи»

Рисование

пальчиками

Упражнять  в  рисовании  пальчиками. Учить рисовать стебель и листья у подсолнуха. Закрепить навыки рисования гуашью. Развивать чувство композиции.

Лист формата А4 с нарисованным кругом и листками, выполненными на занятии по аппликации, черная тушь, зеленая гуашь, кисти, эскизы и иллюстрации

«Укрась платочек»

Оттиск пробкой

Учить украшать платочек простым узором, используя печатание, рисование пальчиками и прием примакивания. Развивать чувство  композиции  и  ритма.

Цветной лист треугольной формы, гуашь в мисочках для рисования пальчиками и печатания, пробка, кисти, гуашь, эскизы и иллюстрации.

Октябрь

«Грибы в  лукошке»

Оттиск печатками, рисование пальчиками

Упражнять в рисовании предметов овальной формы, печатании печатками. Закрепить умение украшать предметы простым узором (полоска из точек), исполь-зуя рисование пальчиками. Развивать чувство композиции

Лист тонированной бумаги формата А4, коричневая, белая. зеленая гуашь, кисти, муляжи грибов, кукла, белка, сумочка и корзинка для игровой ситуации, эскизы.

«Консервируем овощи»

Оттиск печатками, рисование пальчиками

Продолжать учить рисовать предметы круглой и овальной формы. Закрепить умение располагать рисунки по всей  форме (банки). Закрепить прием печатания и рисование пальчиками.

Вырезанные из бумаги  формы  в виде банки (тонированная синим цветом), печатки, гуашь зеленого, красного цветов, салфетки

Ноябрь

«Осеннее дерево»

Оттиск  печатками  из поролона

Упражнять  в рисовании печатками. Учить пользоваться в рисовании углем и сангиной.  Создавать образ осеннего дерева. Развивать творческие способности.

Лист тонированной бумаги А4.Печатки из поролона. Уголь, сангина. Гуашь желтого, коричневого, красного цветов. Салфетки.

«Два петушка ссорятся»

Рисование ладошкой

Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и  дорисовывать их до определенного образа (петушки).Развивать воображение, творчество

Лист формата А4 ионированный, кисти, гуашь, игрушка петушок, салфетки.

Декабрь

«Первый  снег»

Рисование ватной палочкой, тычком кисти.

Упражнять в рисовании разных деревьев – больших и маленьких, изображать снежок с помощью печатания или рисования ватной палочкой. Развивать чувство композиции

Лист формата А4, тонированный темно-синим, темно-серым цветом, белая гуашь,  черная тушь, кисти, ватные полочки, иллюстрации.

«Зимний лес»

Печать по трафарету,

рисование пальчиками

Упражнять в рисовании по трафарету. Закрепить умение рисовать деревья пальчиками. Развивать чувство композиции, воображение.

Лист формата А3, верхняя часть тонирована голубым цветом, а нижняя –белым, зеленая гуашь, сангина, трафареты елей разной величины, поролоновые тампоны, иллюстрации.

Январь

«Елочные  игрушки»

Восковой мелок и акварель, оттиск пробкой

Упражнять в рисовании восковыми мелками елочных игрушек. Закрепить умение тонировать рисунок акварелью. Печатать пробкой.

Вырезанные из плот-ной   бумаги елочные игрушки, восковые мелки, акварель, кисти, гуашь, пробки, елка, нарисованная на ватманском листе, елочные игрушки.

«Снеговичок»

Комкание бумаги (скатывание)

Закрепить навыки рисования гуашью, умение сочетать в работе скатывание, комкание бумаги и рисование. Учить дорисовывать картинку со снеговиком. Развивать чувство композиции.

Лист плотной бумаги формата А4 (тонированный), салфетка  белая, целая и половинка, клей, гуашь. кисти, игрушка снеговичок, иллюстрации.

Февраль

«Белая береза»

Томпонирование

(поролоновый тампон), прорисовка  угольком стволов берез.

Познакомить с приемом рисования зимней и березы поролоновым тампоном. Вызвать интерес к рисованию. Развивать творчество.

Лист бумаги форматом А4, тонированный  (сине-голубой, сине-сиреневый), гуашь белая, голубая, поролоновые тампоны, салфетки. Угольки.

«Портрет зимы»

Восковые мелки+акварель, черный маркер+акварель

Закрепить умение рисовать человека восковыми мелками или маркером, украшать деталями, тонировать лист в цвета зимы (голубой, синий, фиолетовый). Развивать цветовосприятие.

Лист формата А4, синий восковой мелок, черный маркер, акварель, кисти, эскизы, иллюстрации.

Март

«Открытка для  мамы»

Печать по трафарету, рисование пальчиками

Совершенствовать умения детей в данных изобразительных техниках. Развивать воображение, чувство композиции, ритма.

Лист формата А3 (с наклеенными вазами), сложенный вдвое, тонированный, гуашь, кисти, тампоны из поролона, трафареты цветов, иллюстрации.

«Весеннее солнышко»

Рисование ладошками

Закрепить умение рисовать в технике печатания ладошкой, навыки коллективной деятельности. Учить смешивать разные краски (желтую, красную, оранжевую) прямо на ладошке

Ватманский лист бледно-голубого цвета, гуашь, кисти, иллюстрации, эскизы.

          Апрель

«Ракеты в  космосе»

Печать по трафарету

Продолжать учить смешивать различные краски (синюю, голубую, фиолетовую, черную) прямо на листе бумаги. Закрепить умение печатать по трафарету. Учить рисовать ракеты, летящие ракеты.

Лист формата А3, гуашь, кисти, трафареты звезд, эскизы и иллюстрации.

«Цыплята»

Комкание бумаги или  обрывание

Закрепить умение  комкать салфетки или  обрывать их и делать цыплят, дорисовывать детали пастелью (травку, цветы) и черным маркером (глазки, клюв, ножки). Развивать чувство композиции

Лист формата А4 бледно-голубого цвета, желтые салфетки (целые и половинки),

клей ПВА, пастель, черный маркер, шапочки цыплят (для игры), иллюстрации.

                                 Май

«Одуванчики»

Восковые мелки и акварель, печатание печатками.

Закрепить умения детей  в данных  техниках. Учить создавать выразительный образ  одуванчиков. Развивать чувство композиции.

Лист формата А4 бледно-зеленого цвета, восковые мелки, акварель, кисти, гуашь, печатки в виде треугольников разной величины, иллюстрации

«Автопортрет»

Черно-белый граттаж

Закрепить умение рисовать портрет человека, используя выразительные средства графики (линия, точка, штрих). Содействовать  передаче отношения к изображаемому. Развивать чувство композиции.

Приготовленный лист для черно-белого граттажа, палочка для  процарапывания, черный  маркер, сангина,  репродукции автопортретов, эскизы.

Примерная структура занятий.

  1. Педагог заинтересовывает детей, используя художественное слово, пение песенок, игровые приёмы.
  2. Привлекает детей к обследованию самого предмета, либо рассматриванию иллюстраций данного объекта или явления, сопровождает показ словами.
  3. Активизирует опыт детей. Предлагает вспомнить, как они это уже делали, приглашает к мольберту желающего показать знакомый приём.
  4. Во время процесса работы педагог следит за позой детей, поправляет в случае необходимости положение тела, руки, полотно бумаги.
  5. Педагог оказывает помощь детям, испытывающим затруднение и неуверенность: на отдельном листе бумаги показывает нужное движение, приём, взяв руку ребёнка в свою.

 По окончании работы детские рисунки выставляются на стенде или на свободном столе для рассматривания. Дети обмениваются впечатлениями. Педагог помогает обратить внимание детей на выразительность образов, отмечает наиболее интересные детали созданных изображений.

Распределение техники по возрастным группам.

 С детьми младшего дошкольного возраста рекомендуется использовать:

 рисование пальчиками;

 оттиск печатками из картофеля;

рисование ладошками.

 Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками:

- тычок жесткой полусухой кистью.

- печать поролоном;

- печать пробками;

- восковые мелки + акварель;

- свеча + акварель;

- отпечатки листьев;

- рисунки из ладошки;

- рисование ватными палочками;

- с помощью ватных дисков;

- кляксография с трубочкой .

 А в старшем дошкольном возрасте дети могу освоить еще более трудные методы и техники:

 рисование песком;

 рисование мыльными пузырями;

 рисование мятой бумагой;

 кляксография с трубочкой;

 монотипия пейзажная;

 печать по трафарету;

 монотипия предметная;

 кляксография обычная;

 пластилинография.

Ожидаемый результат.

Посредством данной программы педагог получит возможность более эффективно решать задачи воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Так как представленный материал способствует:

 - развитию мелкой моторики рук;

- обострению тактильного восприятия;

- улучшению цветовосприятия;

 -  концентрации внимания;

- повышению уровня воображения и самооценки.

 -Расширение и обогащение художественного опыта.

    -Формирование предпосылок учебной деятельности (самоконтроль, самооценка, обобщенные способы действия) и умения взаимодействовать друг с другом.

     -Сформируются навыки трудовой деятельности

     -активность и самостоятельность детей в изо деятельности;

    -умение находить новые способы для художественного изображения;

   -Умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.

Реализация программы поможет детям дошкольного возраста  творчески подходить к видению мира, который изображают, и использовать для самовыражения   любые доступные средства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление в ГУБ ДО "МРИО на тему: «Реализация образовательной области «Художественно – эстетическое развитие » посредством использования нетрадиционных техник рисования в средней группе детского сада"

Формирование творческой личности - одна из важнейших задач педагогической теории и практики. Наиболее эффективным средством для развития творческого мышления и воображения детей является художественно...

Конспект открытой образовательной деятельности по художественно- эстетическому развитию с использованием нетрадиционной техники рисования в средней группе Тема: «Рябинка»

развитие творческих способностей через нетрадиционные методы рисованияпознакомить детей с нетрадиционной техникой рисования с использованием ватных палочек «пучком» @font-face {...

Открытое ООД по художественно – эстетическому развитию с использованием нетрадиционной техники рисования в средней группе на тему: «СНЕЖИНКИ ЗА ОКНОМ»

Программное содержание:Образовательные задачи: Продолжать знакомство детей с нетрадиционными техниками рисования. Совершенствовать умение тонировать бумагу. Вызвать положительный эмоциональный отклик ...

Открытое занятие по художественно эстетическому развитию с использованием нетрадиционных техник рисования в средней группе «Необычные краски»

Цель: развитие творческих и познавательных способностей детей.Задачи:Воспитательные:- Воспитывать отзывчивость, любознательность, интерес к изобразительному искусству;Развивающие:- Развивать спос...

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию с использованием нетрадиционной техники рисования в средней группе «Печать листьями»

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитиюс использованием нетрадиционной техники рисованияв средней группе«Печать листьями»...

Конспект ООД по художественно-эстетическому развитию с использованием нетрадиционной техники рисования в средней группе «Компот из яблок»

Конспект ООД по художественно-эстетическому развитиюс использованием нетрадиционной техники рисования в средней группе«Компот из яблок»...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НЕТРАДИЦИОННОЙ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ «ЯБЛОЧКИ НА ТАРЕЛОЧКЕ»

Цель: Научить детей рисовать яблоко. Познакомить детей новой нетрадиционной техникой рисования – печать половинкой яблока.Программные задачи:1. Учить детей изображать яблоко, используя сред...