Рабочая программа по внеурочной деятельности к курсу «Веселые капельки»
рабочая программа по рисованию
Программа «Веселые капельки» предназначена для детей в возрасте от 7 лет с разной степенью одаренности, имеющих интерес к художественной деятельности и направлена на обеспечение дополнительной теоретической и практической подготовки по изобразительному искусству.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 118 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение 1 (ООП НОО)
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
УСПЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
215162 Смоленская область, Вяземский район, д. Успенское, ул. Успенская, д.7
Тел. 8 (48131)3-96-13 E-mail: Yspensk31@yandex.ru
Рассмотрена на заседании методического совета Протокол №1 от 26.08.2021 | Принята на заседании педагогического совета протокол № 1 от 27.08.2021 | Утверждена приказом директора № 139/01-07 от 30.08.2021 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Веселые капельки»
2021-2022 учебный год
Нормативные документы рабочей программы
• Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», утверждённый 29 декабря 2012 года №273-ФЗ.
• Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в редакции от 31.12.2015 г. № 1576).
• Письмо Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».
• Письмо Минобрнауки России от 14 декабря 2015 г. № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ».
• СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологических требований к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" №28 от 28.09.2020.
• Устав МБОУ Успенской СОШ Вяземского района Смоленской области.
• Программа развития МБОУ Успенской СОШ Вяземского района Смоленской области.
• Годовой календарный учебный график МБОУ Успенской СОШ Вяземского района Смоленской области на 2021 – 2022 учебный год.
• Положение о рабочих программах курсов внеурочной деятельности на уровне начального общего образования МБОУ Успенской СОШ Вяземского района Смоленской области.
• Учебный план МБОУ Успенской СОШ Вяземского района Смоленской области на 2021 – 2022 учебный год.
Рабочая программа предназначена для детей в возрасте от 7 лет с разной степенью одаренности, имеющих интерес к художественной деятельности и направлена на обеспечение дополнительной теоретической и практической подготовки по изобразительному искусству.
Содержание программы нацелено на формирование культуры творческой личности, на приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям через собственное творчество и освоение опыта прошлого.
Содержание программы расширяет представления учащихся о видах изобразительного искусства, стилях, формирует чувство гармонии и эстетического вкуса. Актуальность данной программы обусловлена также ее практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт при выполнении творческих работ, участвовать в изготовлении рисунков, открыток. Предлагаемые занятия основной упор делают на изучение цветовой гаммы, подбор цветовых оттенков при выполнении работ.
В настоящее время абсолютной ценностью личностно - ориентированного образования является ребёнок, и в качестве глобальной цели рассматривают человека культуры, как личность свободную, гуманную, духовную и творческую. «Чтобы у младшего школьника развилось творческое мышление, необходимо, чтобы он почувствовал удивление и любопытство, повторил путь человечества в познании, удовлетворил с аппетитом возникшие потребности в записях. Только через преодоление трудностей, решение проблем, ребёнок может войти в мир творчества» (М. Р. Львов). Полюбив то, что тебя окружает, лучше поймешь и оценишь то, что присуще всему народному искусству, что объединяет все виды, увидишь то, что их отличает друг от друга в зависимости от природных условий, занятий местных жителей, их вкусов. Учащиеся будут учиться рисовать красками, лепить из пластилина, работать с бумагой.
Большой мир искусства откроет детям свои тайны!
Цель программы - формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной.
Задачи преподавания изобразительного искусства :
- формирование у учащихся нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве;
- формирование художественно-творческой активности школьников;
- овладение образным языком изобразительного искусства посредством формирования художественных знаний, умений и навыков.
Формирование нравственно-эстетической отзывчивости рассматривается как педагогический процесс, направленный на развитие осознанного отношения детей к окружающему миру и умения выражать его как в словесной форме, так и художественными средствами. Учитель строит занятия таким образом, чтобы от урока к уроку школьники учились видеть в природе многообразие формы и цвета, ценить красоту простых, обыденных явлений.
Формирование нравственно-эстетической отзывчивости происходит не только в процессе восприятия окружающей природы, но и в ходе практической деятельности, при восприятии произведений художников (подлинники, слайды, репродукции), при обсуждении творческих работ одноклассников. В результате формирования эмоционально-оценочного отношения к работам одноклассников, к собственному творчеству принимает новые формы и художественно-творческая активность учащихся.
Формирование художественно-творческой активности учащихся в области изобразительной деятельности позволяет им раскрыться, овладеть различными приемами творческой деятельности. В этом возрасте для ребенка является проблемой
письмом, и преодолеть эти трудности поможет графическая работа карандашом, палочкой и тушью, углем и грифелем, работа в мелкой пластике, развивающая пальцы. Живописное освоение листа большого формата с помощью гуашевых красок и широкой кисти помогает раскрепоститься и учит легко работать кистью во всех направлениях, свободно координируя движения руки.
Художественно-творческая активность детей не только направлена на создание творческого произведения, но и находит проявление в момент вынашивания замысла, в процессе обсуждения будущей работы. Часто сам разговор, непосредственно предваряющий практическую деятельность, является толчком, рождающим художественный образ в детском творчестве. Стимулируют рождение художественного образа музыкальный, литературный и визуальный материал.
Овладение образным языком изобразительного искусства посредством формирования художественных знаний, умений и навыков происходит не только в процессе практической деятельности ребенка, но и на подготовительном этапе, связанном с восприятием окружающей действительности, произведений искусства, в результате обсуждения детских работ, а также в процессе усвоения способов работы с различными художественными материалами, демонстрируемых учителем на уроке. В работе с учащимися необходимо идти от образа, от эмоционального насыщения каждой темы. Даже задания, связанные с постижением цвета, характера графической линии, освоением технических приемов работы кисточкой, палочкой, карандашом, в первую очередь должны иметь нравственно-эмоциональную нагрузку.
Занятия построены следующим образом:
- Организационный момент. Проверка готовности класса к занятию
- Беседа по теме урока. Активизация мыслительной деятельности учащихся, подготовка к выполнению заданий основной части.
- Основная часть. Творческая практическая деятельность учащихся.
- Итог урока. Выставка и анализ работ. Обобщение темы урока.
Принципы, лежащие в основе построения рабочей программы:
- личностно-ориентированные: разностороннее, свободное и творческое развитие ребенка,
- дидактические: наглядность, связь теории с практикой,
- творчества (креативности) : предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности обучающегося приобретение ими собственного опыта творческой деятельности, умение создавать новое, находить нестандартные решения,
- деятельностно-ориентированные: деятельности, освоение учениками знаний, умений, навыков преимущественно в форме практической творческой деятельности.
- вариативности предполагает развитие у детей вариативного мышления, т.е. понимания возможности различных вариантов решения задачи и умения осуществлять систематический перебор вариантов. Этот принцип снимает страх перед ошибкой, учит воспринимать неудачу не как трагедию, а как сигнал для её исправления.
Ценностные ориентиры содержания данного курса:
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе и материальном мире в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного художественно-эстетического, эколого-технологического сознания.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира - частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства, отражение в художественных произведениях, предметах декоративно-прикладного искусства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру, самосовершенствованию и самореализации, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие, стремление помочь ближнему, как проявление высшей человеческой способности - любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность художественно-культурных, этнических традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, потребности творческой самореализации, состояния нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
1. Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности:
1. Раскрытие творческого потенциала школьников.
2. Умение воплощать в живописных работах свои собственные впечатления.
3. Создавать прекрасное своими руками.
4. Ценить свой труд, уважать чужой.
5. Уметь применять теоретические знания на практике.
6. Уметь пользоваться художественным материалом.
Метапредметные, предметные и личностные, результаты
освоения программы.
Метапредметными результатами изучения программы является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий на уроке;
- учиться высказывать своё предположение (версию) ;
- с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;
- учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника;
- выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона;
Средством для формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности.
- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Средством формирования этих действий служит технология оценки учебных успехов.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия, художественные образы.
Коммуникативные УУД:
- донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных для изготовления изделиях;
- слушать и понимать речь других.
Средством формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Предметными результатами изучения программы является формирование следующих знаний и умений.
Иметь представление об эстетических понятиях: эстетический идеал, эстетический вкус, мера, тождество, гармония, соотношение, часть и целое.
По художественно-творческой изобразительной деятельности:
знать особенности материалов (изобразительных и графических), используемых учащимися в своей деятельности, и их возможности для создания образа. Линия, мазок, пятно, цвет, симметрия, рисунок, узор, орнамент, плоскостное и объёмное изображение, рельеф, мозаика.
Уметь реализовывать замысел образа с помощью полученных на уроках изобразительного искусства знаний.
По трудовой (технико-технологической) деятельности учащиеся
научаться:
- высказывать простейшие суждения о картинах и предметах декоративно- прикладного искусства ( что больше всего понравилось , почему, какие чувства, переживания может передать художник);
-стремиться верно и выразительно передавать в рисунке простейшую форму, основные пропорции, общее строение и цвет предметов;
-без напряжения проводить линии в нужных направлениях, не вращая при этом лист бумаги;
-использовать формат листа ( горизонтальный, вертикальный) в соответствии с задачей и сюжетом;
-использовать навыки компоновки;
-передавать в рисунках на темы и иллюстрациях смысловую связь элементов композиции, отражать содержание литературного произведения;
-передавать пространственное отношение ( изображать на листе бумаги основание более близких предметов ниже, дальних – выше, ближние предметы крупнее равных им, но удаленных и т.д.);
-применять приемы рисования кистью, пользоваться палитрой, использовать художественную выразительность материалов ( акварель, гуашь, пастель, тушь и др.), уметь ровно и аккуратно закрасить поверхность в пределах намеченного контура;
-менять направление штриха, линии. Мазка согласно форме;
-составлять узоры в полосе, квадрате, круге из декоративно обобщенных и переработанных форм растительного мира, из геометрических форм;
-лепить несложные объекты ( фрукты, животных, человека, игрушки);
-составлять аппликационные композиции из разных материалов.
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Веселые капельки» составлена с учетом рабочей программы воспитания.
Личностные результаты имеют направленность на решение задач воспитания, развития и социализации обучающихся средствами предмета.
- оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;
- называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;
- самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения, самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);
- в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
2. Содержание курса внеурочной деятельности
Наблюдаем и изображаем осень.
Изображение осенних листьев, деревьев, натюрморта из осенних плодов (овощи, фрукты). Выполнение натюрморта-аппликации. Упражнение на смешивание красок.
В чем красота зимы?
Знакомство с новым видом художественной деятельности, видами орнамента, правилами его построения. Роспись варежки орнаментом. Изображение снега.
Мы и наши друзья.
Знакомство с работой художника в цирке. Навыки работы с пластилином. Знакомство с рыбами, изображение рыб. Рисуем дом. Выполнение аппликации собаки. Рисуем членов семьи.
Какого цвета весна и лето?
Рисуем природу акварелью и гуашью. Знакомство с новыми техниками изображения – монотипией и «по сырому». Выполнение аппликации весенних цветов из пластилина. Знакомство с симметрией. Рисунок бабочки.
3.Тематическое планирование курса внеурочной деятельности
№ п/п | Содержание тематического блока | Количество часов | Умение, вырабатываемые в результате деятельности учащихся |
Наблюдаем и изображаем осень (7 часов) | |||
1 | Введение в предмет. Все дети любят рисовать | 1 | Умение правильно организовать свое рабочее место, правильно держать кисть, лист бумаги, свободно работать с карандашом, правильно передавать форму, пропорции изображаемого. |
2 | Мы знакомимся с волшебными красками | 1 | |
3 | Какого цвета осенняя листва? Коллективная работа «Дерево в осеннем убранстве» | 1 | |
4 | Осенний букет | 1 | |
5 | Ветер в осеннем лесу | 1 | |
6 | Осень — пора плодородия. Овощи | 1 | |
7 | Осень - пора плодородия. Фрукты | 1 | |
В чем красота зимы?(7часов) | |||
8 | Мы готовимся к зиме | 1 | Умение самостоятельно рисовать кистью, применять технику разбрызгивания, простейшие приемы росписи. |
9 | Коллективная работа «Первый снег» | 1 | |
10 | Наши зимние забавы | 1 | |
11 | Наши зимние забавы | 1 | |
12 | Морозные узоры | 1 | |
13 | Морозные узоры | 1 | |
14 | Коллективная работа «Зимний день на природе» | 1 | |
Мы и наши друзья. (10 часов) | |||
15 | Мы в цирке | 1 | Умение передавать в рисунках пространство, правильно располагать лист бумаги, быть наблюдательным, рисовать рыбок, портрет, лепить животных. |
16 | Мир нашего аквариума. Красивые рыбы | 1 | |
17 | Мир нашего аквариума. Подводный мир | 1 | |
18 | Домик для собачки | 1 | |
19 | Учимся делать из бумаги собачку | 1 | |
20 | Сделаем подарок нашим папам | 1 | |
21 | Рисуем для наших мам, бабушек, сестер. Портрет «Мамина улыбка» | 1 | |
22 | Рисуем для наших мам, бабушек, сестер. Коллективная работа «Чудо-букет» | 1 | |
23 | Лепим любимых животных. Ох уж эти кошки! | 1 | |
24 | Мы рисуем своих друзей | 1 | |
Какого цвета весна и лето?(9 часов) | |||
25 | Какого цвета небо? | 1 | Умение видеть и отражать красоту окружающего мира в творческой работе, применять простейшие приемы при рисовании кистью (штрих, точка, волнистые линии). |
26 | Деревья проснулись | 1 | |
27 | Деревья любуются своим отражением | 1 | |
28 | Красота природы | 1 | |
29 | Мы изображаем весенние цветы | 1 | |
30 | Аппликация «Разноцветные букашки» | 1 | |
31 | Коллективная работа «Танец бабочек-красавиц» | 1 | |
32 | Здравствуй, лето! Итоговый урок в форме игры-путешествия | 1 | |
33 | Экскурсия на природу | 1 | |
Итого | 33 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/29/picture-744798-1454048986.jpg)
Рабочая программа по внеурочной деятельности "В мире книг"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "В мире книг"...
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/25/picture-908929-1490441526.jpg)
Программа занятий внеурочной деятельности для обучающихся подготовительной группы ДОУ "АЗБУКА ХОРОШИХ МАНЕР"
Программа "Азбука хороших манер" разработана для обучающихся дошкольных образовательных учреждений подготовительной группы (6-7 лет) и направлена на духовно-нравственное воспитание дошкольников....
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/28/picture-965358-1509218297.jpg)
программа по внеурочной деятельности логопеда
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ « Хочу говорить правильно» Срок реализации: 2016-2017 учебный год...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/16/picture-1081548-1571225152.jpg)
Рабочая программа о внеурочной деятельности логопеда "Почемучка"
Программа предназначена для старших дошкольников...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/26/picture-593349-1637949398.png)
ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Здоровей-ка»
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Современные дети имеют низкий уровень знаний о ценности своего здоровья. Соответственно у детей нет ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/17/picture-643630-1434528405.jpg)
Программа по внеурочной деятельности в начальной школе "Мир из бумаги"
Программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является стратегически важным направлением в развитии и воспитании подрастающего поколения. Являясь наиболее доступным для детей, при...
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/31/picture-911578-1490958702.jpg)
Рабочая программа по внеурочной деятельности в дошкольном образовании по предмету Английский язык
Рабочая программа по внеурочной деятельности в дошкольном образовании по предмету Английский язык....