Программа занятий внеурочной деятельности для обучающихся подготовительной группы ДОУ "АЗБУКА ХОРОШИХ МАНЕР"
рабочая программа (подготовительная группа) на тему
Программа "Азбука хороших манер" разработана для обучающихся дошкольных образовательных учреждений подготовительной группы (6-7 лет) и направлена на духовно-нравственное воспитание дошкольников.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Программа кружка по духовно-нравственному воспитанию
«Азбука хороших манер»
Пояснительная записка
Дошкольное детство - это основополагающий период развития ребёнка. В связи с этим воспитание в этом возрастном периоде представляется, как - важнейший период в духовно-нравственном становлении личности. Нравственное воспитание происходит благодаря целенаправленным педагогическим воздействиям, ознакомлению ребенка с нравственными нормами поведения в процессе различной деятельности. Именно в дошкольном возрасте закладывается основа системы духовно - нравственных ценностей, определяющая отношение человека к миру во всем многообразии его проявлений. В процессе духовно - нравственного воспитания расширяются и углубляются понятия об окружающим социуме, прививаются навыки доброжелательного общения со сверстниками, формируются правильные ориентиры, и хорошие манеры.
Понимание данной проблемы нашло своё отражение в Конституции РФ, Законе РФ «Об образовании», духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения рассматривается на основе «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». Концепция разработана в соответствии с Конституцией РФ, Законом РФ «Об образовании», на основе ежегодных посланий Президента России Федеральному собранию РФ. В России 17 октября 2013 года Советом Министерства образования и науки РФ по федеральным государственным образовательным стандартам утвержден новый государственный стандарт дошкольного образования.
Приоритетным направлением стандарта является духовно-нравственное воспитание. А его первоочередной задачей является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей. В связи с этим образование представляет собой основу сохранения, передачи и умножения интеллектуального потенциала, нравственного, физического и психического здоровья нации, неотъемлемо от воспитания духовного самосознания. Первоочередной задачей воспитательной и образовательной деятельности является создание условий для личностного саморазвития и духовно-нравственного роста воспитанника
Цель программы: духовно – нравственное развитие личности воспитанника дошкольного учреждения в основе которого, заложены общечеловеческие нравственные и социокультурные ценности, христианские идеалы и национальные традиции.
Задачи программы:
Обучающие задачи: формировать духовно – нравственную личность ребенка; расширять представления детей о духовном наследии своего народа, основанного на православных традициях, мировой культуре; формировать правильное отношение к окружающему миру – экокультуру.
Воспитательные задачи: воспитывать стремление к высоким нравственным идеалам: быть патриотом своего Отечества, любить ближнего.
Развивающие задачи: развивать эстетические способности, навыки доброжелательного общения, милосердия, внимания, терпения, усердия, трудолюбия, способность различать истину от лжи.
В основу программы положены принципы российского образования:
- Профессиональная компетентность педагога, основанная на личностно – ориентированном взаимодействии его с ребёнком.
- Сохранение самоценности дошкольного периода, как созидательного, раскрывающего ребёнку окружающий мир и высокую духовность национальной и мировой культуры.
- Сочетание научности и доступности исторического материала, учитывая приоритет ведущей деятельности дошкольника – игру.
Принципы духовно-нравственного воспитания.
Основной принцип духовно-нравственного воспитания - построение жизни на основе требований христианского совершенства (свободное признание правила - «Уклонись от зла и сотвори благо»,
Принципы отбора содержания образования.
- Научность (сочетание современных достижений педагогики и психологии) Учет требований типовых программ.
- Многоуровневостъ (показ широкой картины мира с учетом возрастных возможностей детей).
Принципы организации занятий.
Наглядность, доступность и мера, научность, природосообразность, систематичность и последовательность, прочность усвоения знаний, воспитание в процессе обучения; вариативный подход.
Основные характеристики деятельности:
1. Сочетание обучения и духовно-нравственного воспитания, интеграция духовно-нравственного содержания в эстетическое, интеллектуальное, физическое развитие.
2. Программа рассчитана на воспитанников подготовительной группы:
В программе прослеживается несколько направлений работы:
- Духовно-образовательное (занятия, беседы, устные поучения).
- Культурно-познавательное (просмотр видеороликов и мультфильмов, презентаций эстетического и нравственно-духовного содержания)
Нравственно-трудовое (воспитание любви к труду посредством примеров из литературы и др. труд по самообслуживанию, уборка помещения продуктивная деятельность, изобразительная деятельность).
Предполагаемые результаты:
- Формирование познавательного интереса у детей;
- Формирование высоких нравственных ориентиров, правильного отношения ребенка к окружающему миру, к социуму;
- Приобщение к опыту православной культуры, знакомство с формами традиционного семейного уклада;
- Потребность к доброделанию;
- Субъективное психо-эмоциональное благополучие.
- Воспитание чувства патриотизма, потребности в самоотверженном служении на благо Отечества.
Схема учебно-тематического плана работы.
№ п/п | Цикл занятий |
1 | Я и мир людей |
2 | Красота природы |
3 | Сказка ложь, да в ней намёк……. |
4 | Музыка для души |
5 | Братья наши меньшие |
6 | Москва златоглавая |
7 | Православная Россия |
8 | Радость творчества |
9 | Хозяева и хозяюшки Православные праздники |
Учебно - тематический план кружка «Азбука хороших манер»
Число и месяц | Из цикла | Тема занятия | Количество занятий |
Октябрь 4.10 | Я и мир людей | «Поделись улыбкою своей» | 11 |
7.10 | Я среди людей. Настроение. | ||
11.10 | О старости и молодости | ||
14.10 | «Праздник непослушания» 1 ч | ||
18.10 | «Праздник непослушания» 2 ч | ||
21.10 | «Что такое хорошо, а что такое плохо?» В Маяковский | ||
25.10 | Помогая другим, помогаешь самому себе (Из китайской народной мудрости) | ||
28.10 | Честность | ||
ноябрь 01.11 | Путешественники | ||
08.11 | Кто такие герои и что такое подвиг? 1 | ||
11.11 | О героях. 2 ч. Дорогою добра | ||
15.11 | Красота природы | Красота Божьего мира. 6 дней творения | 9 |
18.11 | Удивительное рядом. Природные диковинки | ||
22.11 | Хрупкий мир природы. Красная книга | ||
25.11 | Природа и человек Про снежинки | ||
29.11 | .Круговорот жизни. Рассказы К. Ушинского | ||
Декабрь 02.12 | Что такое Родина? | ||
06.12 | Как надо любить свою Родину и свой народ? Японская сказка «Кендзо» | ||
09.12 | Мир глазами художника 1 ч Иван Айвазовский | ||
13.12 | Мир глазами художника 2 ч | ||
1612 | Сказка ложь, да в ней намёк… | Путешествуя по сказкам Г.Х. Андерсена | 4 |
20.12 | Сказка о доброй овечке | ||
23.12 | Цветик -семицветик | ||
27.12 | Мир денег . Сказка «Холодное сердце» Вильгельм Гауф | ||
30.12 | Православные праздники | Рождество Господа | |
Январь 10.01.2017 | Музыка для души | О музыке. Разнообразие стилей | 6 |
13.01 | Колокольный звон. Духовная музыка | ||
17.01 | Мультфильм – опера «Снегурочка» 1ч. | ||
Продолж. 2ч | |||
20.01 | «Щелкунчик» П.И.Чайковского | ||
24.01 | Скрипичные концерты Вивальди. Органная музыка Баха | ||
27.01 | Братья наши меньшие | Дружба людей и животных. Анималотерапия | 6 |
31.01 | «Мы в ответе за тех, кого приручили» | ||
Февраль 03.02 | Св. Герасим Иорданский и лев | ||
07.02 | О пчёлках и мухах | ||
10.02 | Рассказы о животных Веры Чаплиной | ||
14.02 | Дружба св. Сергия Радонежского и медведя | ||
17.02 | Москва златоглавая | Св. Василий Блаженный. История прекрасного собора | 5 |
21.02 | История Храма Христа Спасителя | ||
24.02 | Музеи Москвы | ||
28.02 | О Бахрушинском переулке | ||
Март 03.03 | О принцессе, служившей беднякам История Марфо-Мариинской обители | ||
07.03 | Россия Православная | «Кто на нашу Землю с мечом. придёт…». Св.. Александр Невский | 5 |
10.03 | Св.Илья Муромец | ||
14.03 | Св. Серафим Саровский | ||
17.03 | Св. воин Меркурий | ||
21.03 | Св. Иулия Лазаревская | ||
24.03 | Радость творчества | Иконопись и живопись | 4 |
28.03 | Архитектура 1 ч. | ||
31.03 | Архитектура 2ч | ||
Апрель 04.04 | Скульптура | ||
07.04 | Хозяева и хозяюшки. Православные праздники | Празднуем Пасху. Традиции русского народа | 5 |
11.04 | Без труда не выловишь рыбку из пруда | ||
18.04 | Глава дома и хранительница очага | ||
21.04 | Правила поведения и этикета | ||
28.04 | Подведение итогов | Чему мы научились? | 1 |
«Я и мир людей»
Выполняется задача благополучной социализации воспитанника. Воспитание уважительного отношения к родителям и педагогам, доброжелательного отношения к людям.
«Красота природы »
Воспитание экокультуры, бережного и ответственного отношении к природе.
«Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок»
Формируется христианское отношение к ближним. В образной форме воспитанники постигают идеалы добра, справедливости, самопожетвования, учатся противостоять злу.
«Музыка для души»
Знакомство с классическими и духовными музыкальными произведениями
«Москва златоглавая»,
Воспитание патриотизма и любви к своему городу, его истории, культурному наследию, к людям, прославившим Россию;
«Братья наши меньшие»
Главная задача цикла – это воспитание ответственности «за тех кого мы приручили, воспитание экокультуры. Чтение рассказов о животных
«Россия Православная»
Знакомство детей с житиями святых, воспитание дошкольников на высоких нравственных идеалах.
«Радость творчества»
Знакомство детей с образцами мировой и отечественной архитектуры, скульптуры, иконописи и живописи, развитие эстетического чувства.
«Хозяева и хозяюшки. Православные праздники»
Дошкольники знакомятся с духовно-нравственными традициями и укладом жизни в православной семье, осмысленным и целесообразным устройством предметной среды русского дома, особенностями мужских и женских домашних трудов, традиционной подготовкой и проведением праздничных дней,
Основные задачи цикла: привить уважение и любовь к православным традициям своего народа; воспитывать желание подражать благим образам.
Формы работы
1) Занятия в форме беседы и диалога с элементами видео и аудио компонентами.
2) Чтение и обсуждение произведений художественной литературы нравственного и поучительного содержания
3) Приобщение детей к знакомству с иконописью, великими произведениями живописи и др. искусств
3) Творческая деятельность
Предполагаемые результаты:
- Формирование познавательного интереса у детей;
- Формирование правильного отношения ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе;
- Приобщение к опыту мировой и русской культуры
- Потребность в доброделании.
- Субъективное психо-эмоциональное благополучие.
- Воспитание чувства патриотизма, потребности в самоотверженном служении на благо Отечества.
Контроль за реализацией программы будет осуществляться в форме:
- наблюдений за детьми;
- бесед на заданные темы;
- оформлении коллективной работы по курсу
- выполнение определённых авторских тестовых заданий
Методическое обеспечение:
Наглядно-дидактические пособия серии:
Мультфильмы по Ветхому Завету телеканала «Радость моя»
«Мир в картинках»- М.: Мозаика – Синтез, 2005
«Рассказы по картинам» - М.: Мозаика – Синтез, 2005.
Художественная литература для детей:
Хрестоматии сказок, рассказов, былин.- М.: Мозаика-синтез 2006
Материально-техническое оснащение:
DVD, с дисками.
Мультимидийный проектор.
Музыкальный центр.
П/К.
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Школа № 1056
Дошкольное отделение № 5
Программа кружка
дополнительного образования с детьми старшего дошкольного возраста :
«Азбука хороших манер»
Составила:
Андронова Элла Викторовна
2016г.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
с 1 января 2014 года вступил в силу ФГОС ДО, который закрепляет приоритет духовно-нравственного воспитания дошкольников.
Дошкольное детство -это период первоначального вхождения ребенка в этот огромный, удивительный и прекрасный мир. Именно в дошкольном возрасте закладывается основа системы духовно - нравственных ценностей, определяющая отношение человека к миру во всем многообразии его проявлений.
Такие разные малыши!
Кружок ДНВ «АЗЬУКА ХОРОШИХ МАНЕР» (фр. Maniere - прием, образ действия) -способ держать себя, это единство этического и эстетического. Внешний образ поведения является наглядной, зримой формой воплощения духовного облика человека, органичным и естественным выражением его общей культуры
Реализуется для детей подготовительной группы Проходит 2 раза в неделю Цель программы : духовно – нравственное развитие личности ребенка дошкольника на основе общечеловеческих нравственных и социокультурных ценностей, христианских идеалов и традиций русского народа
Структура занятия
Темы занятий Я и мир людей Красота природы Сказка ложь да в ней намёк добрым молодцем урок Братья наши меньшие Музыка для души Москва златоглавая Православная Россия Радость творчества Хозяин и хозяюшка. Православные праздники
Я и мир людей Социализация воспитанника. Анализ человеческих отношений и изучения самого себя. Воспитание почтительного отношения к родителям и педагогам, уважительного и доброжелательного отношения к сверстникам.
Поделись улыбкою своей Я среди людей. Настроение . О старости и молодости Праздник непослушания «Что такое хорошо, а что такое плохо?» В Маяковский Помогая другим, помогаешь самому себе (Из китайской народной мудрости» Честность. Совесть Путешественник Кто такие герои и что такое подвиг?
Первое занятие посвящается улыбке
Красота природы Занятия обращают внимание детей на богатство, красоту и разнообразие мира, учат понимать необходимость бережного отношения ко всему живому, к природным богатствам, как единственную возможность их сохранения, способствуют развитию творческой личности ребенка
. Красота Божьего мира Удивительное рядом. Природные диковинки Хрупкий мир природы. Красная книга Природа и человек Что такое Родина? Как надо любить свою Родину и свой народ? Мир глазами художника
Сказка ложь да в ней намёк добрым молодцем урок Занятия данного цикла учат детей различать добро и зло, дают представления о нравственной свободе человека, помогают увидеть красоту нравственных поступков, формировать христианское отношение к ближним.
Путешествуя по сказкам Г.Х. Андерсена «Цветик – семицветик » Мир денег «Холодное сердце» Вильгельм Гауф
Братья наши меньшие Дружба людей и животных. Анималотерапия «Мы в ответе за тех, кого приручили» Св. Герасим Иорданский и лев О пчёлках и мухах Рассказы о животных Св. Сергий Радонежкий и медведь
Москва златоглавая Св. Василий Блаженный. История прекрасного собора История Храма Христа Спасителя Музеи Москвы О Бахрушинском переулке О принцессе, служившей беднякам. История Марфо-Мариинской обители
Православная Россия «Кто на нашу Землю с мечом. придёт…». Св.. Александр Невский Св.Илья Муромец Св. Серафим Саровский Св. воин Меркурий Св. Анна Кашинская
Православные праздники. Хозяева и хозяюшки
Подводя итоги Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов детской натуры в сознательное стремление к идеалам добра и правды и, наконец, постепенное образование твердой и свободной воли. Н. И. Пирогов
Спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа коррекционно-образовательной деятельности для обучающихся подготовительных групп дошкольного отделения в условиях логопункта.
Программа расчитана на детей старшего дошкольного возраста. Для учителей-логопедов, работающих на логопункте....
Рабочая программа непосредственно образовательной деятельности детей в подготовительная группа
Повышение социального статуса дошкольного образования, обеспечение равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования, обеспечение государственных гарантий ур...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной группы №12 «Подсолнушек» (на 2019 -2020 учебный год)
Приложение №12к основной образовательной программедошкольного образованиямуниципального автономного дошкольногообразовательного учреждения муниципального образования г. Нягань «Д/с№10 &laqu...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной группы №6 «Радуга» (на 2019 -2020 учебный год)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной группы №6 «Радуга» (на 2019 -2020 учебный год)...
Конспект непосредственно образовательной деятельности для обучающихся подготовительной группы Тема: «В гости к сказке»
Непрерывная образовательная деятельность осуществляется с детьми подготовительной группы, в возрасте от 6 до 7 лет, группа общеразвивающей направленности.Реа...
Конспект открытого занятия педагога-психолога с обучающимися подготовительной группы «Помощь Лесовичку»
Представлены материалы для проведения открытого занятия педагога-психолога ДОУ в подготовительной группе. Занятие направленно на развитие познавательных процессов, пространственных представлений, граф...
Конспект занятия по окружающему миру в подготовительной группе "Как хорошо у нас в саду"
Программное содержание. Расширять и обобщать представления детей об общественной значимости детского сада, о его сотрудниках,о правах и обязанностях детей,посещающих детский сад. Воспитывать доброжела...