Рабочая программа по внеурочной деятельности "В мире книг"
рабочая программа на тему

Кулакова Наталья Дмитриевна

Рабочая программа по внеурочной деятельности "В мире книг"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_mire_knig_kulakova_ispravleno_pechat.docx43.55 КБ

Предварительный просмотр:

Ростовская область  Мартыновский район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –

средняя общеобразовательная школа № 1 сл. Большая Мартыновка

Утверждаю:

Директор МБОУ – СОШ № 1

сл. Большая Мартыновка

_____________ И. В. Реуцкова

Приказ от ____________  № ____

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

кружок «В мире книг»

Уровень общего образования, класс: начальное общее, 3 «В» класс

Количество часов в неделю: 1 часа.

Количество часов в год:  36 часов.

Учитель: Кулакова Наталья Дмитриевна

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта НОО, программы кружка «В мире книг» (авт. Л. А. Ефросинина), «Положения о рабочей программе МБОУ – СОШ № 1 сл. Большая Мартыновка»


I. Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта  НОО, программы кружка «В мире книг» (авт.Л.А.Ефросинина), «Положения о рабочей программе МБОУ – СОШ № 1 сл.Большая Мартыновка»

Данная  программа  реализуется  для  учащихся 3класса. В соответствии с календарным учебным графиком  на 2014-2015 уч.год количество часов  в неделю: 1  час;  в год 36 часов.

Цели:

— создание на практике условий для развития читательских умений и интереса к чтению книг;

— расширение литературно-образовательного пространства учащихся начальных классов;

— формирование личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений.

Ценностные ориентиры

 Содержание программы кружка «В мире книг» создаёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран. Обучающийся-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности. В процессе общения с книгой развиваются память, внимание, воображение.

Программа кружка способствует созданию условий для использования полученных знаний и умений на уроках литературного чтения для самостоятельного чтения и работы с книгой. Содержание факультативных занятий поможет младшему школьнику общаться с детскими книгами: рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге, как из её аппарата, так и из других изданий (справочных, энциклопедических).

  В программу включены занятия библиографического характера, которые познакомят начинающего читателя с авторами детских книг, обогатят его читательский опыт и эрудицию.

II. Планируемые результаты

В результате освоении программы кружка «В мире книг» формируются следующие

предметные умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

  • Осознавать значимость чтения для личного развития;
  • формировать потребность в систематическом чтении;
  • использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
  • уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
  • пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Регулятивные умения:

  • Уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
  • уметь самостоятельно работать с учебным произведением;
  • уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
  • уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.

Познавательные учебные умения:

  • Прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
  • отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
  • ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);
  • составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
  • пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.

Коммуникативные учебные умения:

  • Участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
  • оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;
  • высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
  • участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
  • соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т.д.

Универсальные учебные действия:

  • — знать структурные элементы библиотеки: абонемент, читальный зал;
  • — ориентироваться в мире книг (отбирать книги по авторской принадлежности в открытом библиотечном фонде);
  • — пользоваться алфавитным каталогом для отбора нужной книги;
  • — заполнять каталожную карточку;
  • — систематизировать книги по авторской принадлежности;
  • — составлять список прочитанных книг;
  • — выделять особенности учебной книги;
  • — работать самостоятельно с книгой по алгоритму «Работаем с книгой»;
  • — аргументировать мнение о выбранной книге (устный отзыв);
  • — классифицировать книги по авторской принадлежности, теме, жанру.

Основной формой учета результатов внеурочной деятельности учащихся является портфолио.

III.Содержание курса

История книги. Библиотеки (4 ч)

Книги-сборники о былинных героях. Былины, сказы, легенды. Сказители, былинщики.

Библия. Детская библия (разные издания).

Летописи. Рукописные книги. Первопечатник Иван Фёдоров.

Система библиотечного обслуживания: запись в библиотеку, абонемент и читальный зал. Культура читателя.

Библиотечные каталоги и правила пользования ими. Каталожная карточка. Игра «Обслужи одноклассников».

Отбор книги и работа с ней в читальном зале. Отзыв о книге.

По дорогам сказок. Сказки народные и литературные (3 ч)

Волшебные сказки (народные и литературные): книга-сборник «Сказки А.С. Пушкина» и сборник народных сказок «На острове Буяне».

Сравнение сказок с загадками: русская народная сказка «Дочь-семилетка», братья Гримм «Умная дочь крестьянская», А. Платонов «Умная

внучка». Рассматривание и сравнение книг.

Конкурс-кроссворд «Волшебные предметы».

Книги-сборники. Басни и баснописцы (4 ч)

Книги-сборники басен И. Крылова. Аппарат книги-сборника басен: титульный лист, аннотация, оглавление.

Русские баснописцы И. Хемницер, А. Измайлов, И. Дмитриев.

Чтение басен с «бродячими» сюжетами. Басни Эзопа и Л.Н. Толстого.

Конкурс чтецов. Инсценирование басен (работа в группах).

Книги о родной природе (3 ч)

Сборники стихотворений о родной природе. Слушание стихотворений, обмен мнениями.

Книга «Родные поэты» (аппарат, оформление).

Проект «Краски и звуки стихов о природе». Рукописная книга.

Книги Л.Н. Толстого для детей (2 ч)

Книги Л.Н. Толстого: работа с каталогом, составление выставки книг.

Книга «Азбука Л.Н. Толстого» и сборник «Для детей».

Составление таблицы жанров произведений Л.Н. Толстого (работа в группах).

Проектная деятельность по группам: «Сказки Л.Н. Толстого», «Сказки в обработке Л.Н. Толстого».

Животные — герои детской литературы (4 ч)

Книги-сборники о животных. Структура книги-сборника: титульный лист, аннотация, иллюстрация, название книги, тип книги.

Читальный зал: работа с книгой А. Куприна «Ю-ю» или Дж. Лондона «Бурый волк»: оформление, перевод. Отзыв о прочитанной книге.

Библиотечный урок: знакомство с книгой-легендой энциклопедией А. Брема «Жизнь животных».

Художники-оформители книг о животных.

Реклама книги «Заинтересуй друга!» (конкурс отзывов).

Дети — герои книг (3 ч)

Книги о детях (Л. Пантелеев, А. Гайдар, В. Драгунский и др.).

Книга-произведение А. Гайдара «Тимур и его команда», книга-сборник рассказов Л. Пантелеева «Честное слово».

Литературная игра «Кто они, мои сверстники — герои книг?».

По страницам книги В. Железникова «Жизнь и приключения чудака».

Обсуждение прочитанных книг (беседа, дискуссии, споры).

Проект «Расскажи о любимом писателе».

Книги зарубежных писателей (2 ч)

Книги зарубежных писателей (Ц. Топелиус, Дж. Лондон, Э. Сетон-Томпсон, Дж. Чиарди).

Систематический каталог: практическая работа. Список книг зарубежных писателей для детей.

Библиографические справочники: отбор информации о зарубежных писателях (работа в группах). Переводчики книг.

Книги о детях войны (4 ч)

Книга Л. Воронковой «Девочка из города» (издания разных лет). Чтение, обсуждение содержания, слушание отдельных глав. Аппарат книги,

иллюстрации и оформление.

Аннотация. Каталожная карточка.

Работа в читальном зале. Книга В. Железникова «Девушка в военном».

Творческая работа «Дети войны с тобой рядом»: встречи, сбор материалов, оформление «Книги памяти».

Газеты и журналы для детей (4 ч)

Что такое периодика. Детские газеты и журналы. Структура газет и журналов. Издатели газет и журналов.

История изданий для детей: журналы «Мурзилка», «Костёр», «Пять углов», «Чудеса планеты Земля»; детские газеты «Пионерская правда»,

«Читайка», «Шапокляк».

Электронные периодические издания «Детская газета», «Антошка».

Создание классной газеты или журнала (работа в группах).

«Книги, книги, книги…» (3 ч)

Книги, их типы и виды. Практическая работа в библиотеке.

Справочная литература. Энциклопедии для детей.

Сбор информации о Л.Н. Толстом и Х.К. Андерсене. Библиографические справочники.

Библиотечная мозаика: урок-игра «Что узнали о книгах?».

Универсальные учебные действия:

— работать с книгой-сборником басен И. Крылова;

— сравнивать басни по структуре и сюжету;

— выделять книги-произведения и книги-сборники из группы предложенных книг или открытого библиотечного фонда;

— собирать информацию для библиографической справки об авторе;

— составлять таблицу жанров произведений писателя;

— выполнять поисковую работу по проекту;

— презентовать результаты проектной деятельности и любимую книгу;

— готовить отзыв о книге и обсуждать разные точки зрения;

— находить по каталогу нужную книгу;

— заполнять каталожную карточку на выбранную книгу;

— писать отзыв о книге или героях книги;

— пользоваться библиографическим справочником;

— рассматривать и читать детские газеты и журналы;

— находить нужную информацию в газетах и журналах;

— собирать информацию для проекта «История детской газеты или журнала»;

— готовить материал для классной и школьной газеты;

— пользоваться электронными газетами и журналами.

IV. Программно-методическое обеспечение кружка:

Наименования  учебного оборудования

Книгопечатная продукция

  • Федеральный государственный образовательный стандарт НОО. Москва «Просвещение» 2011 г.
  • Программа кружка «В мире книг» авт.Л.А.Ефросинина. Сборник программ внеурочной деятельности: 1–4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М. :Вентана-Граф, 2011.

Технические средства обучения: Экспозиционный экран. Персональный компьютер. Мультимедийный проектор.

V. Календарно – тематическое планирование.

№ п/п

Дата

Тема раздела.

Тема урока

        

                Содержание

Деятельность учащихся

Результат

 план

факт.

1.

2.09.

История книги. Библиотеки (4ч)

Книги-сборники былин, легенд, сказок

Книги-сборники о былинных героях. Былины, сказы, легенды. Сказители, былинщики. Система библиотечного обслуживания. Каталожная карточка.

Запись в библиотеку, абонемент и читальный зал. Знакомство с культурой читателя, библиотечными каталогами и правила пользования ими.

Игра «Обслужи одноклассников».

Отбор книги и работа с ней в читальном зале. Отзыв о книге.

Фронтальная беседа

2.

9.09.

Первые книги. Библия. Детская Библия.

Библия. Детская библия (разные издания).

Летописи. Рукописные книги. Первопечатник Иван Фёдоров.

Знакомство с разными изданиями детской библии – чтение-рассматривание.

Рассказ учителя

3.

16.09.

Летописи. Рукописные книги.

Работа в группах

4.

23.09.

История книги. Первопечатник Иван Федоров

Рассказ библиотекаря

5 /1/

30.09.

По дорогам сказок (3 ч)

Волшебный мир сказок. Книга-сборник «Сказки А.С. Пушкина»

Волшебные сказки (народные и литературные). Книги-сборники

 А.С. Пушкина и сборник народных сказок .

Русская народная сказка «Дочь-семи-

летка», братья Гримм «Умная дочь крестьянская», А. Платонов «Умная

внучка».

Сравнение сказок с загадками.

Рассматривание и сравнение книг.

Фронтальная беседа

6 /2/

7.10

Сказки бытовые, волшебные, о животных

Работа в группах

7 /3/

14.10.

Сказки с загадками .

Библиотечные плакаты «Герои-ровесники».

8 /1/

21.10.

Книги-сборники. Басни и баснописцы (4 ч)

История басни. Басни Эзопа и И.Крылова

Книги-сборники басен И. Крылова.

Басни Эзопа и Л.Н. Толстого.

Аппарат книги-сборника басен:

титульный лист, аннотация, оглавление.

Русские баснописцы И. Хемницер, А. Измайлов, И. Дмитриев.

Чтение басен с «бродячими» сюжетами.

Работа с книгой-сборником басен И. Крылова.

Сравнение  басен по структуре и сюжету.

Инсценирование басен (работа в группах).

Библиотечный стенд (плакат) «Герои детских книг»

Работа в группах

9 /2/

28.10.

Басни в прозаической форме Эзопа и Л.Н. Толстого. Сборники басен

10 /3/

11.11.

Русские баснописцы. Басни с «бродячими» сюжетами.

11 /4/

18.11.

Герои басен.

12 /1/

25.11.

Книги о родной природе (3 ч)

Сборники стихотворений о родной природе.

Книги-сборники стихотворений Ф. Тютчева, А.Майкова, А.Фета, Н.Некрасова.

Книга «Родные поэты» (аппарат, оформление).

Слушание стихотворений, обмен мнениями.

Создание плана  действий по проекту «Краски и звуки стихов о природе».

Защита проекта.

Работа в группе

13 /2/

2.12.

Книга «Родные поэты».

Рассказ учителя

14 /3/

9.12.

Рукописная книга.

Фронтальная беседа

15 /1/

16.12.

Книги Л.Н. Толстого для детей (2 ч)

Книги Л.Н. Толстого для детей

Книги Л.Н. Толстого.

Книга «Азбука Л.Н. Толстого» и сборник «Для детей».

Составление таблицы жанров произведений Л.Н. Толстого (работа в группах).

Работа с каталогом, составление выставки книг.

Проектная деятельность по группам: «Сказки Л.Н. Толстого», «Сказки в обработке Л.Н. Толстого».

Творческая работа «Лукошко сказок»

16 /2/

23.12.

Л.Н. Толстой – сказочник и обработчик русских народных сказок

17 /1/

30.12.

Животные – герои детской литературы (4 ч)

Книги-сборники произведений о животных.

Книги-сборники о животных. Структура книги-сборника: титульный лист, аннотация, иллюстрация, название книги, тип книги.

Аннотация к рассказу А.Куприна «Ю-ю»

Знакомство с книгой-легендой энциклопедией

А. Брема «Жизнь животных».

Художники-оформители книг о животных.

Читальный зал: работа с книгой А. Куприна «Ю-ю» или Дж. Лондона «Бурый волк»: оформление, перевод.

Отзыв о прочитанной книге.

Проект «Путешествие в страну сказок».

18

/2/

13.01.

Рассказы о животных А. Куприна.

Фронтальная беседа

19

/3/

20.01.

Библиотечный урок.

Рисование иллюстраций

20 /4/

27.01.

Художники-иллюстраторы книг о животных.

Работа в паре

21 /1/

3.02.

Дети-герои книг (3 ч)

Дети-герои книг. Типы книг.

Книги о детях (Л. Пантелеев, А. Гайдар, В. Драгунский и др.).

Книга-произведение А. Гайдара «Тимур и его команда», книга-сборник рассказов Л. Пантелеева «Честное слово».

Литературная игра «Кто они, мои сверстники — герои книг?».

Обсуждение прочитанных книг (беседа, дискуссии, споры). Литературная игра «Расскажи о героях детских книг»

Создание плана  действий по проекту «Расскажи о любимом писателе».

Защита проекта.

Индивидуальный рассказ обучающийсяа

22 /2/

10.02.

Книги – сборники произведений о детях

Работа в группах

23 /3/

17.02.

По страницам книги В. Железникова «Жизнь и приключения чудака».

Создание каталожной карточки.

24 /1/

24.02.

Книги зарубежных писателей (2 ч)

Книги зарубежных писателей

Книги зарубежных писателей (Ц. Топелиус, Дж. Лондон, Э. Сетон-Томпсон, Дж. Чиарди).

Систематический каталог.

Переводчики книг

Практическая работа по составлению систематического каталога. Список книг зарубежных писателей для детей.

Отбор информации о зарубежных

писателях (работа в группах).

Мини-проекты  «Они писали о семье», «Рассказы

о семье», «Пословицы о семье», «Стихотворения о семье».

25 /2/

3.03.

Библиографические справочники.

26 /1/

10.03.

Книги о детях войны (4 ч)

Книги о детях войны.

Книга Л. Воронковой «Девочка из города» (издания разных лет); книга В. Железникова «Девушка в военном». Аппарат книги, иллюстрации и оформление.

Аннотация.

Каталожная карточка.

Чтение, обсуждение содержания, слушание отдельных глав.

Творческая работа «Дети войны с тобой рядом»: встречи, сбор материалов, оформление «Книги памяти».

Рукописная книга «Защитники Отечества в твоей семье»:

27 /2/

17.03.

Книга В. Железникова «Девушка в военном».

28 /3/

31.03.

Кто он – дети войны. Творческая работа «Дети войны рядом с тобой» (сбор фото)

Презентация любимой книги.

29 /4/

7.04.

Библиотечный урок: самостоятельная работа с книгой в читальном зале

30 /1/

14.04.

Газеты и журналы для детей (4 ч)

Детские  журналы «Мурзилка», «Костёр», «Пять углов», «Чудеса планеты Земля»;

Что такое периодика.

Детские газеты и журналы.

Структура газет и журналов.

Издатели газет и журналов.

История изданий для детей.

Электронные периодические издания.

Чтение-рассматривание детских газет и журналов разных лет.

Создание классной газеты или журнала (работа в группах).

Фронтальная беседа

Рассказ учителя

Работа в группах

Беседа

31/2/

21.04.

Детские газеты «Пионерская правда», «Читай-ка»,«Шапокляк».

32 /3/

28.04.

Электронные периодические издания: «Детская газета», журнал «Антошка»

33 /4/

5.05.

 Создание классной газеты «Книгочей»

34 /1/

12.05.

«Книги, книги, книги…» (3ч)

Книги бывают разные.

Книги, их типы и виды.

Энциклопедии для детей.

Сбор информации о Л.Н. Толстом и Х.К. Андерсене. Библиографические справочники.

Практическая работа в библиотеке: выделение книг-произведений и книг-сборников из группы предложенных книг или открытого библиотечного фонда.

Сбор информации для библиографической справки об авторе.

Рассказ библиотекаря

Фронтальная беседа

Работа в группах

35 /2/

19.05.

Справочная литература.

Библиографические справочники

Библиотечные плакаты «Герои-ровесники».

36 /3/

26.05.

Итоговая викторина «В мире книг»

Ответы на вопросы викторины

Викторина «Мире книг»

       СОГЛАСОВАНО                                                                                                                                       СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания                                                                                                                               Заместитель директора по УВР

методического совета

МБОУ – СОШ № 1                                                                                                                        ____________________ /Безверхова В.И./

сл.Большая Мартыновка

             от__________________ 2014 г.   № ____                                                                                                       ____________________ 2014 г

   Председатель

методического совета   __________________  /Басюк Е.П./


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа занятий внеурочной деятельности для обучающихся подготовительной группы ДОУ "АЗБУКА ХОРОШИХ МАНЕР"

Программа "Азбука хороших манер" разработана для обучающихся дошкольных образовательных учреждений подготовительной группы (6-7 лет) и направлена на духовно-нравственное воспитание дошкольников....

программа по внеурочной деятельности логопеда

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ « Хочу говорить правильно» Срок реализации: 2016-2017 учебный год...

Рабочая программа о внеурочной деятельности логопеда "Почемучка"

Программа предназначена для старших дошкольников...

Рабочая программа непрерывной образовательной деятельности «Формирование целостного картины мира» образовательная область «Познавательное развитие» для детей старшей группы общеразвивающей направленности

Рабочая программа непрерывной образовательной деятельности  «Ознакомление с предметным и социальным окружением» образовательной области «Познавательное развитие» для детей...

ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Здоровей-ка»

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Современные дети имеют низкий уровень знаний о ценности своего здоровья. Соответственно у детей нет ...

Рабочая программа по внеурочной деятельности к курсу «Веселые капельки»

Программа «Веселые капельки» предназначена для детей в возрасте от 7 лет с разной степенью одаренности, имеющих интерес к художественной деятельности и направлена на обеспечение ...

Программа по внеурочной деятельности в начальной школе "Мир из бумаги"

Программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является стратегически важным направлением в развитии и воспитании подрастающего поколения. Являясь наиболее доступным для детей, при...