Краткосрочная образовательная программа дополнительного образования художественной направленности Тема: «Радужные фантазии»
рабочая программа по рисованию (подготовительная группа)
Краткосрочная программа рассчитана на возраст детей с ОВЗ от 5 до 7 лет.
Для поддержания интереса детей к творчеству используем разнообразные формы организации образовательного процесса: учебные занятия, конкурсы, выставки, экскурсии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kratkosrochnaya_obrazov._programma.docx | 781.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад «Радуга», корпус 1
Краткосрочная общеобразовательная программа
дополнительного образования художественной направленности
Тема: «Радужные фантазии»
Номинация: Творчество без барьеров для тетей с ОВЗ
Петухова Марина Михайловна
Воспитатель
Введение
Сущность и основное назначение краткосрочного дополнительного образования заключается в обеспечении условий для развития интересов, склонностей, способностей детей ОВЗ, организации их свободного времени. Социальное значение обучения детей изобразительному искусству в условиях ДОУ можно считать важным по следующим причинам:
- Изобразительная деятельность помогает ребенку творить, проявлять свою индивидуальность, дает ему определенную свободу. А творчество, которое проявляется на основе изобразительной деятельности, способствует самовыражению.
- Изобразительное искусство расширяет возможность интеллектуальной деятельности воспитанников, выполняет значительные познавательно-воспитательные функции, способствует коррекции эмоциональной сферы.
- Рисование, аппликация, квиллинг - являются одним из самых доступных видов изобразительной деятельности у детей с ОВЗ. Это позволяет сделать обучение более успешным и результативным, реализовывать разнообразные воспитательно-образовательные цели и задачи. Краткосрочная дополнительная образовательная программа дополняет учебную программу по изобразительному творчеству и дает больше времени и возможностей для удовлетворения потребностей ребенка с учетом его индивидуальных возможностей.
Направленность программы.
Программа «Радужные фантазии» художественной направленности. В ходе реализации данной программы она интегрируется с такими областями как
«социально - коммуникативное», «познавательное развитие», «речевое развитие».
Социально - коммуникативное развитие направлено на развитие общения взаимодействия ребенка с взрослыми в непосредственной деятельности творчестве; развитие эмоциональной отзывчивости, формирование позитивных установок к нетрадиционному творчеству.
Познавательное развитие: развитие интересов детей, познавательной мотивации; формирование познавательных действий, развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о их свойствах (форме, цвете, размере, материале).
Речевое развитие: помощь детям овладеть речью как средством общения; обогащать активный словарь.
Актуальность дополнительной образовательной программы.
Актуальность проблемы обучения детей ОВЗ обусловлена тем, что среда дополнительного образования может обеспечить включение ребенка с ОВЗ в доступные виды жизнедеятельности и отношений с учетом его индивидуальных способностей, интересов, ценностных ориентаций, тем самым способствовать его реабилитации и социализации.
Художественное направление занимает важное место в работе с ребенком, имеющим множественные нарушения в развитии. Вместе с формированием умений и навыков изобразительной деятельности, доступных к овладению, у ребенка воспитывается эмоциональное отношение к миру, развивается восприятие, воображение, память, зрительно-двигательная координация. Основная проблема ребёнка с ОВЗ заключается в нарушении его взаимоотношений с миром: это ограниченная подвижность, бедность контактов с ровесниками и взрослыми, порой и отсутствие общения с природой, недоступность культурных ценностей и качественного образования. Однако эти дети, обделенные природой, могут успешно усвоить и реализовать навыки общения, нормы поведения, ценности, установки, характерные обществу здоровых людей. Они способны стать решительными, жизнестойкими личностями, которые в силах разрешить проблемы социально-нравственного характера, занять лидерские позиции и активно взаимодействовать с окружающими. Для этого нужна постоянная целенаправленная работа всех структур и участников системы образования, родителей, сверстников, чтобы сформировать позитивный настрой «особых» детей, вселять в них уверенность. В первую очередь они нуждаются во внимании, любви, понимании, и, конечно же, в приобщении к творчеству.
Поэтому в настоящее время большой интерес у родителей вызывают занятия, направленные на всестороннее развитие личности ребенка с ОВЗ.
«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности и изобретательности в движении детской руки, чем сложнее движения, тем ярче стихия детского разума…», – писал В. А. Сухомлинский.
Художественное творчество – вид деятельности, благодаря которому развивается сенсомоторика, совершенствуется координация движений. У детей с хорошо развитыми навыками мастерства быстрее развивается речь, так как мелкая моторика рук связана с центрами речи. Ловкие, точные движения рук дают ребенку возможность быстрее и лучше овладеть техникой письма.
Новизна дополнительной образовательной программы «Радужные фантазии» состоит в том, что ее содержание предусматривает отработку одних и тех же видов деятельности. Это экспериментальные упражнения с изобразительными средствами, с цветом, получения оттенков путем смешивания, закрытие фона, нанесение кистью штрихов, линий, мазков, упражнения с использованием нетрадиционных техник рисования, разновидностей аппликации, искусства скручивать длинные полоски бумаги – квиллинг.
В экспериментальной деятельности ребенок с ОВЗ может выразить себя как личность доступными для него способами, проявить интерес к деятельности или предмету изображения, осуществить выбор изобразительных средств.
Исходя из актуальности и обоснованной необходимости в развитии творческих способностей воспитанников - в нашей группе разработана дополнительная общеразвивающая программа «Радужные фантазии».
Цель программы: Создать условия для развития полноценного творческого потенциала детей с ОВЗ, расширение возможностей для самореализации личности ребёнка, через творческую деятельность.
Задачи: Развивать творческие способности детей с ОВЗ. Расширить представления детей о нетрадиционных способах творчества. Способствовать развитию мелкой моторики и дифференцированных движений пальцев, кисти рук. Формировать интерес к художественному творчеству. Воспитывать аккуратность, усидчивость, умение доводить начатое дело до конца.
Краткосрочная программа рассчитана на возраст детей с ОВЗ от 5 до 7 лет.
Для поддержания интереса детей к творчеству используем разнообразные формы организации образовательного процесса: учебные занятия, конкурсы, выставки, экскурсии.
Виды занятий: групповые (от 5 до 10 человек), подгрупповые, индивидуальные.
Возраст детей: 5-7 лет
Средства обучения.
Наглядные, словесные и практические методы:
- наблюдения с детьми;
- обследование предметов, игрушек, готовых образцов;
- рассматривание картин и иллюстраций, несущих информацию
предметах и явлениях;
- объяснение, рассказ, использование художественного слова;
- показ способов действия;
- упражнения;
- диалоги, рассказы детей;
- игровые проблемные ситуации;
- исследовательская деятельность;
-просмотр видеосюжетов;
- физкульминутки;
- совместный анализ выполненной работы;
- выставки творческих работ, с последующим обсуждением.
Формами подведение итогов реализации программы являются выставки
детских работ;
Для активизации творческого потенциала использовались методы и формы работы:
- беседы, оживляющие интерес и активизирующие внимание;
- демонстрация наглядных пособий, позволяющая конкретизировать учебный материал;
- работа с раздаточным материалом;
- упражнения с использованием нетрадиционных техник рисования, бумаго кручения, аппликации;
- игры с красками (изобразительным материалом);
- метод непосредственного показа;
- организация выставок;
- подбор иллюстративного материала к изучаемым темам.
Ожидаемые результаты реализации программы
- Организация персональных выставок на уровне детского сада;
- Участие в социально – значимых конкурсах творческих работ:
Продолжительность занятия – 35 минут
Планирование работы с детьми ОВЗ
Тема | Техника выполнения | неделя |
«Осень Золотая» «Волшебный лист осенний»; «Радужный кленовый лист» «Осенние разноцветные листья» | Рисование мятой бумагой Аппликация из листьев Нетрадиционное рисование на фоне Рисование отпечатками листьев. Техника: оттиск | 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя |
«Портреты бабушки и дедушки»; «Чудесный цветок»; «Деревья в лесу» «Мамочка, любимая!» | Аппликация из бумаги Из бумаги, путем складывания, скручивания. Отрывная аппликация Рисование акварелью, восковыми мелками | 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя |
«Белые снежинки»; «Маленькая ёлочка»; «Фонарики для ёлочки» «Поздравительная открытка» | Квиллинг (бумаго кручение) Аппликация из бумаги Квиллинг (бумаго кручение) Квиллинг (бумаго кручение) | 1 неделя 2 неделя 3 неделя
4 неделя |
Взаимодействие с семьями воспитанников
(Задачи взаимодействия с семьями воспитанников)
- Познакомить родителей с нетрадиционными формами творчества с детьми ОВЗ.
- Способствовать пониманию важности участия в художественно – эстетическом развитии ребенка.
- Формировать у родителей умение организовать совместную творческую деятельность с детьми ОВЗ дома.
На выставке были представлены работы в различных техниках:
Рисование карандашами, красками, аппликация, квиллинг.
Работы в технике «квиллинг»
Краткосрочная программа «Радужные фантазии» предоставила детям возможность развития и реализации творческих способностей с учетом их интересов и желаний. Это и есть путь к самореализации и социализации не только детей, но и их родителей, которые получили возможность взглянуть на своих детей с другой стороны.
Литература.
- Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование. Конспекты занятий/. М.: ТЦ «Сфера», 2005.
- Цвитария Т.А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ. М.: ТЦ Сфера, 2011.
- Галанов А.С., Корнилова С.Н. ,Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству/.– М.: ТЦ Сфера, 1999.
- Лыкова И.А. Изобразительное творчество в детском саду. Путешествия в тапочках, валенках, ластах, босиком, на ковре - самолете и в машине времени. Занятия в ИЗО-студии. – М.: Издательский дом «Карапуз», 2008.
- Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2 – 7 лет «Цветные ладошки». – М.: «Карапуз-дидактика», 2007.
- Тарабарина Т.И. Оригами и развитие ребенка – Ярославль: «Академия развития» 1997г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа дополнительного образования художественной направленности "Театр"
модифицированная программа художественной направленности предназначена для дополнительной образовательной деятельности в ДОУ, для развития творческих способностей детей...
Общеразвивающая программа дополнительного образования художественной направленности для детей среднего и старшего дошкольного возраста (4 – 6 лет) «Веселая палитра»
Программа для детей дошкольного возраста....
Рабочая программа дополнительного образования кружка по дизайну "Радужные фантазии"
Методическая разработка...
Программа дополнительного образования художественной направленности "Золотой ключик"
Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании образовательного процесса дошкольного учреждения и является его приоритетным направлением. Для эстетического развития л...
Образовательная программа дошкольного образования художественно-эстетического развития "Песочная фантазия"
quot;Песочная фантазия"...
Программа дополнительного образования художественной направленности "Волшебный комочек"
Цель программы: формирование художественно – творческой активности личности через создание творческих работ на основе приемов и методов лепки.Задачи: научить работать с пластическими матер...
Рабочая программа дополнительного образования художественной направленности «Все дело в бумаге»
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. П...