Рабочая программа дополнительного образования кружка по дизайну "Радужные фантазии"
методическая разработка по конструированию, ручному труду (средняя, старшая, подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Принята Утверждена
Приказ от "31"августа 2017г. № 28-А
Решением педагогического совета
Государственного бюджетного дошкольного заведующий ГБДОУ № 17
образовательного учреждения детского сада № 17
комбинированного вида Колпинского района __________________ Радченко Е.В.
г. Санкт-Петербурга
Протокол № 1 от 31 августа 2017г.
Рабочая программа дополнительного образования
кружка по дизайну «Радужные фантазии»
Государственного бюджетного дошкольного образовательного
учреждения детского сада № 17 комбинированного вида
Колпинского района г. Санкт-Петербурга
Для детей от 4 до 7 лет
Срок освоения программы для каждого возраста 1 год
Автор-составитель:
Щебитченко Марина Владимировна
Срок реализации программы
2018 – 2019 учебный год
Содержание программы.
I раздел.
Пояснительная записка……………………………………………..стр.3-6
II раздел.
Содержание программы ……………………………………… . .....стр.7-9
III раздел.
Перспективный учебно-тематический план..............………… ....стр.10-13
IV раздел.
Список литературы………………………………………………. .стр.14
Раздел I
Пояснительная записка
Дошкольный возраст — наиболее целесообразный период для эстетического и художественного развития, т. к. именно в этом возрасте дети обладают большим потенциалом фантазии, творчества, основанного на самовыражении, саморазвитии, сотрудничестве, сотворчестве.
Актуальность и педагогическая целесообразность программы кружка "Радужные фантазии"
Кружок Дизайна в детском творчестве обеспечивает развитие творческого потенциала личности дошкольника, ассоциативно — образного восприятия, посредством использования различных видов изображений. Стремительное изменение современного мира призывает дошкольное образование не только соответствовать приоритетам времени, но и опережать требования сегодняшнего мира. Содержание образования акцентируется на развитие творческих интеллектуальных возможностей детей, направленно на активизацию познавательного развития ребенка.
Освоение как можно большего числа разнообразных изобразительных техник позволяет обогатить и развить внутренний мир ребенка, проявить творческое воображение. Первое о чем надо подумать: ребенок – не пустой не сосуд, который мы наполняем он субъект творчества. Нужно учитывать, что никто, кроме него не даст «верного» решения стоящей перед ним творческой задачи. Творческие задания носят открытый характер, не имеют правильного ответа. Ответов столько же сколько и детей. Роль педагога состоит в том, чтобы не только понять и принять разнообразные решения, но и показать детям правомерность этих решений, а иногда защитить нестандартную работу.
Методика работы с детьми строится таким образом, чтобы средствами искусства и детской художественной деятельности формировать у ребят такие качества: самостоятельность, инициативность, творческая активность, позволяющие само реализоваться в различных видах и формах художественно-творческой деятельности; снижать закомплексованность, скованность.
Развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей в силу их индивидуальных особенностей. Но каждый ребёнок способен творить ярко и талантливо, только нужно создать благоприятную среду, основанную на доверии и понимании.
Кружок детского дизайна как раз и предусматривает создание дошкольниками полезных, индивидуальных самоделок, творческих работ из разнообразного подручного материала.
Сделать полезную и красивую поделку - это уже проявление мастерства, фантазии и художественного вкуса.
Дизайн — это художественное проектирование различных изделий, обладающих функциональными и эстетическими свойствами.
В дизайне важны не только развитие замысла, но и планирование
результата, что способствует общему развитию ребенка.
Ни одно изделие не создается как отвлеченная конструкция, тем более, если эта изделие рассматривать как произведение дизайна. Любая хорошая вещь неразрывно соединяет в себе две стороны: удобство (функцию) и внешнюю выразительность
Первая выражается через конструкцию, вторая — через художественную форму, но они не разделимы.
Цель программы: Развитие разносторонней творческой личности ребенка.
Задачи программы:
Средняя группа (4-5 лет)
- Развивать умение фантазировать, конструировать, творчески мыслить
- Развивать навыки ручного труда с различным материалом
- Совершенствовать эмоциональную отзывчивость, наблюдательность,
эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способностей
- Развитие мелкой моторики рук
Доставлять детям радость, создавать положительный настрой
Старшая группа (5-6 лет)
- Создать условия для овладения детьми техническими приемами по различным видам деятельности.
- Развивать специальные умения и навыки, сосредоточенность,
координацию глаза и руки, мелкую моторику, владение любыми
подручными средствами
- Доставлять детям радость, создавать положительный настрой
Подготовительная группа (6-7 лет)
- Развивать интерес к проектно-художественной деятельности (дизайну) через доступные для дошкольников виды декоративно-прикладной деятельности: пластилинография, квиллинг, модульное оригами, бумагопластика и пр.
- Создать условия для овладения детьми техническими приемами по данным видам деятельности.
- Развивать творческие способности, коммуникативные качества дошкольников, мелкую моторики рук.
- Создать условия для формирования у дошкольников предпосылок к учебной деятельности
Планируемые результаты: возможные достижения детей
Средняя группа:
- Развитие моторных навыков
- Развитие чувства, цвета, тактильных ощущений, навыков дизайна;
- Развитие творческих способностей, личностных качеств; усидчивость, аккуратность, умение доводить начатое дело до конца;
- Расширение чувственного опыта и эмоциональной отзывчивости
Старшая группа:
- Развитие коммуникативных навыков: понимание собеседника,
доброжелательность, целеустремлённость, умение работать в группе;
- Развитие моторных навыков
- Последовательность ведения работы (замысел, эскиз, выбор материала).
- Владение приемами работы различными инструментами, знает
правила техники безопасности при общении с ними.
- Проявлять высокий интерес к изготовлению поделок из различных
материалов.
Подготовительная группа:
-Последовательность ведения работы (замысел, эскиз, выбор материала).
- Владение приемами работы различными инструментами, знает
правила техники безопасности при общении с ними.
- Развитие коммуникативных навыков: понимание собеседника,
доброжелательность, целеустремлённость, умение работать в группе;
- Развитие моторных навыков
Сроки реализации программы:
Срок реализации данной программы для каждого возраста составляет один год.
Возрастные категории: пятый год жизни, шестой год жизни седьмой год жизни.
Форма занятий: групповая.
Наполняемость группы: 5-6 человек
Длительность и количество занятий
Длительность одного занятия | Количество занятий в неделю | Количество занятий в месяц | Количество занятий в год | |
5-й год жизни | 20 мин | 1 | 4 | 36 |
6-й год жизни | 25 мин | 1 | 4 | 36 |
7-й год жизни | 30 мин | 1 | 4 | 36 |
Раздел II
Содержание программы
"Чудесные бумажки" (квиллинг)
Изучение основных принципов техники бумагокручения и создание на их основе новых декоративных образов; развитие на их основе эстетического вкуса и образного мышления;
«Необыкновенное рисование»
Знакомить детей с нетрадиционными приёмами и техниками работы на бумаге (граттаж, штапм, набрызг), новыми художественными материалами. Развивать художественно-творческие способности, цветовосприятие.
« Волшебные картинки» (аппликация)
Продолжать знакомить детей с оригинальными способами аппликации (бумага, салфетки, пайетки, бисер, пуговицы, нитки) Развивать воображение, фантазию. Формировать творческое мышление, образное восприятие.
«Удивительное рядом» (бросовый материал)
Развивать творческое воображение и конструктивное мышление, осваивать способы работы с различными инструментами. Учить видеть интересный образ, создавать задуманный.
"Диво как красиво!" (папье -маше)
Знакомство детей с техникой папье-маше. Воспитывать аккуратность, внимание, терпение. Развивать творческие способности, фантазию.
«Бабушкин сундучок» (изонить)
Познакомить детей с новым видом художественной деятельности — техникой изонити. Обучить плоскостному моделированию. Развивать мелкую моторику пальцев рук, сенсорное и цветовое восприятие, логическое мышление, воображение, волевые качества (усидчивость, терпение, умение доводить работу до конца), художественных способностей и эстетического вкуса. Научить владеть иголкой, ниткой.
"Занимательные листочки" (техника оригами)
Познакомить детей с конструированием из бумаги по технике оригами.
Развивать мелкую моторику пальцев рук, память, внимательность, усидчивость, мышление, воображение, художественный вкус.
«Бумажные выкрутасы» (поделки из бумажных тарелок)
Способствовать развитию навыков ручного труда, конструирования.
Развитие самостоятельности, оригинальности, эстетического вкуса.
«Чудо пластилин» (пластилинография)
Расширить представления детей об окружающем мире природы. Прививать детям основы экологической культуры, бережного отношения к природе. Развивать познавательный интерес, мелкую моторику рук, координацию движений рук, глазомер. Воспитывать усидчивость, аккуратность в работе, желание доводить начатое дело до конца.
Структура занятий:
-Мотивация детей.
С учётом возрастных особенностей дошкольников доминирует сказочно- игровая форма преподнесения материала. Сказочное повествование, игровые ситуации, игры- путешествия, дидактические игры, погружение ребёнка то в ситуацию слушателя, то в ситуацию актёра, собеседника придают занятиям динамичность, интригующую загадочность.
- Пальчиковая гимнастика.
Известно, что отсутствие элементарных изобразительных навыков затрудняет проявление художественного творчества. Одним из эффективных способов решения данной проблемы является проведение специальной пальчиковой гимнастики перед началом творческого процесса с использованием художественных текстов. Разминка суставов кисти и пальчиков способствует подготовке неокрепших рук к движениям, необходимым в художественном творчестве. Позволяет детям уверенно обрабатывать различные материалы (бумагу, пластилин, глину), без усилий использовать инструменты.
- Художественно-изобразительная деятельность.
Связана с содержанием конкретного занятия и включает задания, связанные с использованием выразительных возможностей материалов, техник исполнения. Предусматривает использование синтеза видов искусств и художественных видов деятельности. Литературные произведения помогают формированию у детей умения сравнивать, сопоставлять различное эмоционально-образное содержание произведений изобразительного искусства, настроение живой природы. Музыкальное сопровождение побуждает дошкольников через пластические этюды, импровизации передавать эмоции, чувства в практической деятельности: рисовании, лепке, аппликации, дизайнерском творчестве.
Ребёнок способен «превратиться» в цветок, показать, как он растёт; почувствовать себя птицей, хрупкой веточкой, узнать себя в звуках и красках. На занятиях используются игровые персонажи, которые делают ошибки, допускают неточности, путают. Дети с удовольствием придут на помощь, почувствуют радость, уверенность в себе. Дети учатся проектировать свои эмоции и переживания в красках, изобразительных материалах, замечать необычное в обыденном, в неказистом - выразительное.
- Презентация работы
Соединение индивидуальных и коллективных форм работы способствует решению творческих задач. Выставки детского изобразительного творчества, индивидуальные вернисажи, совместное обсуждение работ являются хорошим стимулом для дальнейшей деятельности. Позитивный анализ результатов всех воспитанников кружка с позиций оригинальности, выразительности, глубины замысла помогает детям ощутить радость успеха, почувствовать значимость своего
труда.
Раздел III
Перспективный учебно-тематический план
старшая-подготовительная группы
Название темы | месяц | |
Волшебные картинки (аппликация из бумаги) "Осенняя лиса" Бумажные выкрутсасы (поделка из бумажных тарелок) "Медуза" | Сентябрь 1-2 неделя Сентябрь 3-4 неделя | |
"Чудесные бумажки (квиллинг) "Вспоминая лето" Удивительное рядом (бросовый материал осенние листья) "Девушка осень" | Октябрь 1-2 неделя Октябрь 3-4 неделя | |
"Занимательные листочки" (техника модульное оригами) "Лисенок" Волшебные картинки (аппликация из пайеток) "Сердечко для мамы" | Ноябрь 1-2 неделя Ноябрь 3-4 неделя | |
«Бабушкин сундучок» (изонить) "Снежинка" Удивительное рядом (аппликация из манной крупы) "Зимний пейзаж" «Чудесные бумажки» (квиллинг) «Снежинка» | Декабрь 1-2 неделя Декабрь 3-4 неделя | |
«Бумажные выкрутасы» (бумажные тарелки) "Аквариум для рыб" Диво как красиво! ( папье-маше) "Блюдце" | Январь 1-2 неделя Январь 3-4 неделя | |
"Чудо - пластилин" (пластилинография) "Зимний лес" «Необычное рисование» (техника набрызгивания) «Мороз еще резвится» Волшебные картинки (аппликация из ткани) «Зимние забавы» | Февраль 1-2 неделя Февраль 3-4 неделя | |
Волшебные картинки "Цветы для мамы" Волшебные картинки (аппликация из салфеток)"Черепашка" | Март 1-2 неделя Март 3-4 неделя | |
"Необыкновенное рисование" (принт) "Весенняя капель" "Занимательные листочки" (техника оригами) "Цветочный букет" | Апрель 1-2 неделя Апрель 3-4 неделя | |
"Волшебные картинки" (аппликация из ниток) "Солнечная полянка" «Бумажные выкрутасы» (бумажные тарелки) «Стрекоза» | Май 1-2 неделя Май 3-4 неделя |
Всего: 36 занятий в год
Перспективный учебно-тематический план
средняя группа
Название темы | месяц | |
Волшебные картинки (аппликация из бумаги) "Осенняя лиса" Бумажные выкрутсасы (поделка из бумажных тарелок) "Медуза" | Сентябрь 1-2 неделя Сентябрь 3-4 неделя | |
"Чудесные бумажки (квиллинг) "Вспоминая лето" Удивительное рядом (бросовый материал осенние листья) "Девушка осень" | Октябрь 1-2 неделя Октябрь 3-4 неделя | |
"Занимательные листочки" (техника оригами) "На лесной полянке" Волшебные картинки (аппликация из пайеток) «Сердечко для мамы» | Ноябрь 1-2 неделя Ноябрь 3-4 неделя | |
Удивительное рядом (аппликация из манной крупы) "Зимний пейзаж" «Чудесные бумажки» (квиллинг) «Снежинка» | Декабрь 1-2 неделя Декабрь 3-4 неделя | |
«Необычное рисование» (рисование ватными палочками) «Мороз еще резвится» "Волшебные картинки" (аппликация из салфеток) "Заюшкина избушка" | Январь 1-2 неделя Январь 3-4 неделя | |
"Чудо - пластилин" (пластилинография) "Морское дно" Волшебные картинки (аппликация из пуговиц) "Воздушный шар" Волшебные картинки (аппликация из ткани) «Зимний пейзаж» | Февраль 1-2 неделя Февраль 3-4 неделя | |
Занимательные листочки (модульное оригами) «Цветок для мамы» Волшебные картинки (аппликация из гречневой крупы) «Черепаха» | Март 1-2 неделя Март 3-4 неделя | |
"Необыкновенное рисование" (принт) "Весенняя капель" Волшебные картинки (аппликация из фетра) «Девушка весна» | Апрель 1-2 неделя Апрель 3-4 неделя | |
Волшебные картинки (аппликация из ниток) «Море голубое» Бумажные выкрутасы» (поделки из бумажных тарелок) "Цветущая яблоня" | Май 1-2 неделя Май 3-4 неделя |
Условия реализации программы
Кружковая программа может быть успешно реализована при наличии следующих материалов и оборудования:
- Наборов разнофактурной бумаги, картона, тканей, ниток, пуговиц
-Дополнительного материала ( природного, бытового, бросового).
-Художественно-изобразительного материала (краски, пластилин, цв.песок)
- Инструментов для художественного творчества (инструмент для квиллинга, кисти)
- Декоративных материалов (пайетки, наклейки, блестки и т.п.)
К концу года умения детей во всех видах изобразительной и декоративной деятельности должны расшириться и совершенствоваться. Существует много тестов, позволяющих оценить творческие способности ребёнка в разных видах деятельности. Для выявления уровня развития образной креативности может быть использован тест креативности П. Торренса «Дорисовывание фигур»; тесты Торшиловой Е.М.
«Диагностика типов и уровней эстетического развития детей. Также
диагностические таблицы позволяют проследить у детей развитие
художественного восприятия, проанализировать уровень сформированности
изобразительных навыков и умений. Итоговая диагностика проводится в форме творческого задания. Основным критерием в оценке рисунков, аппликаций, поделок является новое, оригинальное, придуманное, изобретённое и художественно оформленное.
IV Раздел
Список литературы:
1. Кожахина С.К., Панова Е.А. «Сделаем жизнь малышей ярче»
2. Давыдова Г.Н. "Детский дизайн Пластилинография»
3.Давыдова Г.Н. «Детский дизайн Поделки из бросового материала"
4. Давыдова Г.Н. «Детский дизайн Бумагопластика"
5. Горячева В.С., Филиппова Т.В. «Мы наклеим на листок солнце, небо и цветок»
6. Под редакцией Казаковой Р.Г. «Рисование с детьми дошкольного возраста» (нетрадиционные техники)
7. Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду » старшая группа
8.Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду" подготовительная к школе группа
9. Лыкова И.А. "Бабушкины куколки"
10. Лыкова И.А. "Конструирование в детском саду" подготовительная к школе группа
11. Гусарова Н.Н. «Техника изонити для дошкольников»
12. Дубровская Н.В. "Чудесные тарелочки"
13. http://www.maam.ru/ Международный образовательный портал
14. https://ru.pinterest.com 1000 идей для детских поделок
15. http://paper-life.ru/ Оригами
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа дополнительного образования кружка "Крепыш" ЛФК для детей от 4 до 6 лет
Прграмма по доп. образованию расчитана на 2 года для детей среднего и старшего дошкольного возраста...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования кружка "РИТМИЧЕСКАЯ МОЗАИКА" для детей от 4 до 7 лет на 2015 - 2017 учебный год
Возможно, самое лучшее, самое совершенное и радостное, что есть в жизни - это свободное движение под музыку И научиться этому можно у ребенка… А.И. Буренина. Основное назначение программы «Ритмическая...
Рабочая программа дополнительного образования кружка "Скоро в школу" для детей старшего дошкольного возраста.
В программе используется системный, комплексный, личностный и деятельный подход к развитию детей.При системном подходе рассматриваются пути освоения ребенкам языка в единстве сознания и деятельности.К...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ - КРУЖКА ПО ВОКАЛУ «ЛАДУШКИ» для детей 6 - 7 лет на 2019/2020 учебный год
Рабочая программа дополнительного образования (далее – программа) разработана с учетом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (приказ №1155 от 17.10.2013) ...
Рабочая программа дополнительного образования кружка "Чудо - лукошко" для детей 4-5 лет.
Кружок по развитию логического мышления «Чудо-лукошко», составленный на основе курса «Игралочка» Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова представляет уникаль...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КРУЖКА «ЗЕЛЁНЫЙ ОГОНЁК»
Программа по реализации дополнительных образовательных услуг по ПДД «Зелёный огонёк», разработана в силу особой актуальности проблемы - обеспечения безопасности дошкольников на...
Рабочая программа дополнительного образования кружка по развитию речи «Весёлый язычок» средняя группа
Рабочая программа дополнительного образования кружка по развитию речи «Весёлый язычок», предназначена для детей средней группы.Развитие речи детей - одна из ведущих задач, которую решают д...