Рабочая программа дополнительного образования художественной направленности «Все дело в бумаге»
рабочая программа по аппликации, лепке (старшая группа)
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_vse_delo_v_bumage.docx | 38.74 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ Г. НИЖНЕВАРТОВСКА ДС №10 «БЕЛОЧКА»
Рабочая программа дополнительного образования художественной направленности «Все дело в бумаге»
Руководитель: Кутова О.С.
Раздел . Пояснительная записка
Направленность программы: Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству.
Для поддержки данного интереса необходимо стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность. На занятиях по рисованию, лепке, аппликации у детей развиваются эмоционально-эстетические чувства, художественное восприятие, совершенствуются навыки изобразительного и конструктивного творчества.
Для обучения должны широко использоваться игровые формы активности детей.
Учет специфических особенностей конструкторской деятельности детей позволяет определять задачи работы кружка «Все дело в бумаге»:
· формировать психические предпосылки трудовой деятельности;
· интерес к результату и чувство гордости за него, стремление совершенствовать его качество;
· разнообразные способы работы с различными материалами и инструментами;
· совершенствовать способность воспроизводить простейшие образцы поделок и построек.
При конструировании из бумаги дети учатся различным приемам работы таким, как сгибание, обрывание, надрезание, склеивание, складывание. Посещение кружка «Все дело в бумаге» позволит развить у детей способность работать руками, приучить к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развить глазомер. В процессе создания композиции у детей формируется чувство цвета, симметрии, представление о глубине пространства листа бумаги. Они научатся правильно располагать предметы на плоскости листа, устанавливать связь между предметами, расположенными в разных частях фона. Очень важный момент работы с бумагой – взаимосвязь занятий с самостоятельной творческой деятельностью детей.
Уровень освоения программы
Личностные результаты освоения дополнительной общеразвивающей программы:
- проявлять самостоятельность,
- осознавать положительное отношение к труду; бережное отношение к материалам;
- уважительно относится к сверстникам и взрослым, проявлять отзывчивость и взаимопомощь в коллективе.
Метапредметные результаты освоения дополнительной общеразвивающей программы:
- иметь опыт работы в коллективе;
- уметь выслушивать и воспринимать чужую точку зрения;
- развить пространственное мышление; устойчивый интерес к творческой деятельности;
- развивать конструкторские способности, техническое мышление, творческий подход и работе;
- владеть навыками безопасности при работе с инструментами, материалами;
- выполнять задания по инструкции педагога.
Предметные результаты:
К концу обучения по программе обучающиеся должны:
Знать:
- правила безопасной работы и организации рабочего места;
- понятие о декоративном искусстве, композиции, конструировании, аппликации и т.п.;
- различия между плоскими изделием и объёмной фигурой;
- различные приёмы использования бумаги;
Уметь:
- соблюдать правила безопасности труда;
- поддерживать порядок на рабочем месте во время работы;
- бережно относиться к инструментам и материалам;
- экономно размечать материал, самостоятельно изготовлять изделия по образцу;
- различать и выбирать для работы бумагу с различными свойствами
- применять различные детали при изготовлении объёмных конструкций правильно складывать бумагу;
- применять разные виды материала в одном изделии.
Актуальность программы
Одно из наиболее интересных направлений художественно-эстетического цикла – это конструирование из бумаги. При работе с бумагой у детей совершенствуется ряд важнейших умственных качеств, а также предоставляется платформа для развития творческих задатков.
Цель и задачи
Цель: развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через аппликацию и бумагопластику.
Задачи:
- Обучать техническим приемам и способам создания различных поделок из бумаги.
- Формировать сенсорные способности, целенаправленное аналитико-синтетическое восприятие создаваемого предмета, обобщенное представление об однородных предметах и сходных способах их создания.
- Создавать условия для развития творческой активности детей, участвующих в кружковой деятельности, а также поэтапное освоение детьми различных видов бумажной пластики.
- Формировать умение оценивать создаваемые предметы, развивать эмоциональную отзывчивость.
- Развивать творческие способности дошкольников.
- Развивать навыки декоративного искусства.
- Способствовать развитию мелкой мускулатуры рук, воображения и фантазии.
- Воспитывать у детей интерес к бумажной пластике.
- Воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества.
Срок реализации программы
Срок реализации программы: 2021г. - 2022г.
Возраст обучающихся: дети от 5 - 7 лет
Программа «Все дело в бумаге» рассчитана на 9 месяцев обучения. Занятия по данной программе проводятся один раз в неделю в вечерний отрезок времени продолжительностью: для детей 5-7 лет 45 мин. С сентября по май.
Формы организации образовательной деятельности и режим занятий
Методы, используемые на занятиях кружка:
· беседа, рассказ, сказка;
· рассматривание иллюстраций;
· показ образца выполнения последовательности работы.
Форма занятий– тематическая совместная, продуктивная деятельность.
Планируемые результаты освоения программы
В результате обучения по данной программе дети:
· научаться различным приемам работы с бумагой;
· научаться следовать устным инструкциям;
· будут создавать композиции с изделиями, выполненными из бумаги;
· разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение;
· разовьют мелкую моторику рук и глазомер;
· разовьют художественный вкус, творческие способности и фантазию;
· познакомятся с различными техниками работы с бумагой;
· овладеют навыками культуры труда;
· улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
Раздел. Содержание программы
Учебно-тематический план
№ | Темы занятий | Количество занятий |
Практические | ||
1. | Вводное занятие | 2 |
2. | Аппликация | 25 |
3. | Поделки из салфеток | 2 |
4. | Поделки в технике «Оригами» | 5 |
| Итого: | 34 |
Содержание программы «Все дело в бумаге»
Введение в образовательную область (2 занятия)
Знакомство с программой «Все дело в бумаге», с планом работы объединения на год. Правила поведения на занятиях. Инструктаж по работе с инструментами и материалами.
Знакомство с историей возникновения декоративно-прикладного искусства.
Аппликация (25з.)
Обрывная аппликация. Знакомство с данным видом искусства. Просмотр работ в этой технике. Приёмы и техника работы.
Изготовление поделки «Травка».
Изготовление поделки «Осеннее дерево».
Изготовление поделки «Овощи и фрукты».
Изготовление поделки «Открытка для мамы».
Изготовление поделки «Вечный огонь».
Изготовление поделки «Весенние букашки».
Изготовление поделки «Снежинка».
Объёмная аппликация. Виды объёмно-плоскостных аппликаций.
Изготовление поделки «Солнышко» (из петель).
Изготовление поделки «Лебедь» (из петель).
Изготовление поделки «Ежик» (из петель).
Изготовление поделки «Елочка нарядная в гости к нам пришла» (из петель).
Изготовление елочного украшения «Дед Мороз» (с применением бросового материала)
Изготовление поделки «Шишка на ветке» (из петель).
Изготовление поделки «Золотая рыбка» (из петель).
Изготовление поделки «Лыжник».
Изготовление поделки «Зайчик»
Изготовление поделки «Весеннее дерево» (из петель).
Изготовление поделки «Пингвин на льдине» (из конусов).
Изготовление поделки «Снеговик» (из петель) .
Изготовление открытки «Сердечко для того кого люблю» ( с элементами плетения).
Изготовление поделки «Открытка к 23 февраля» .
Изготовление поделки «Аты-баты шли солдаты» (из конусов).
Изготовление поделки «Ворона» (из конусов).
Изготовление поделки «Ракета» (из конусов).
Изготовление поделки «Букет сирени» ( из петель)
Поделки из салфеток (2 з.)
Знакомство с данным видом искусства. Просмотр работ в этой технике. Знакомство со свойствами материала.
Изготовление поделки из салфетных комочков «Ягоды рябины».
Изготовление поделки «Веточка мимозы».
Поделки в технике «Оригами» (5 занятий)
Поделка «Домик»
Поделка «Собачка»
Поделка «Ворона»
Поделка «Самолет»
Поделка «Кораблик»
2.3. Календарно-тематический план кружка
Месяц | Неделя | Тема занятия | Цель |
Сентябрь | 3 | Знакомство с | Знакомить со свойствами бумаги: легко мнется, скатывается, рвется. |
5 | Искусство бумажной пластики | Познакомить с новыми и традиционными видами работы с бумагой. Привить интерес к искусству моделирования из бумаги – бумагопластике; | |
Октябрь | 1 | Травка | Познакомить детей с бумажной пластикой -обрывание (отрывать от листа бумаги небольшие кусочки, наносить на них клей и наклеивать на фон располагать работу по всей плоскости листа. Развивать точность и координацию движений. |
2 | Осеннее дерево | Продолжать знакомить детей с бумажной пластикой -обрывание (отрывать от листа бумаги небольшие кусочки, наносить на них клей и наклеивать на фон). Развивать точность и координацию движений. Учить создавать крону дерева. | |
3 | Ягодки рябины | Совершенствовать навыки в бумажной пластике. Формировать форму шара. | |
4 | Ягодки рябины | Совершенствовать навыки в бумажной пластике. Формировать форму шара. | |
5 | Солнышко | Формировать умение изготавливать поделку солнышка в технике объемной аппликации «бумажные петли»; | |
Ноябрь | 1 | Лебедь | Создавать образ лебедя с помощью петель из бумаги, и укладывать их рядами, используя уже имеющиеся умения и навыки работы с бумагой; учить намазывать один край полоски бумаги и соединять два края, наклеивать аккуратно на крыло лебедя; развивать речь, память, внимание, воображение; воспитывать заботливое отношение к птицам; |
2 | Ежик | Обучить детей создавать образ ежика с помощью петель из бумаги, и укладывать их рядами, используя уже имеющиеся умения и навыки работы с бумагой; учить намазывать один край полоски бумаги и соединять два края, наклеивать аккуратно на шаблон. Воспитывать усидчивость и бережное отношение к материалу (бумаге); развивать внимательность. | |
3 | Овощи и фрукты | Продолжать знакомить детей с бумажной пластикой -обрывание (отрывать от листа бумаги небольшие кусочки, наносить на них клей и наклеивать на фон). Развивать точность и координацию движений. | |
4 | Открытка для | Продолжать знакомить детей видом бумажной пластики – обрыванием (отрывать от листа бумаги небольшие кусочки, наносить на них клей и наклеивать на фон). Умение работать с ножницами; с помощью петель из бумаги, и укладывать их рядами, используя уже имеющиеся умения и навыки работы с бумагой. Развивать точность и координацию движений. Учить детей создавать композиции. | |
Декабрь | 1 | Пингвин на льдине | Познакомить с техникой конусной аппликации учить склеивать конус из бумаги; приклеивать другие элементы. |
2 | Снеговик | Обучить детей создавать образ снеговика с помощью петель из бумаги, и укладывать их друг на друга, используя уже имеющиеся умения и навыки работы с бумагой; учить намазывать один край полоски бумаги и соединять два края, наклеивать аккуратно на картонную основу. Воспитывать усидчивость и бережное отношение к материалу (бумаге); развивать внимательность. | |
3 | Елочка нарядная в | Учить передавать строение дерева выразительными средствами бумажной пластики (бумажные петли), формировать | |
4 | Дед Мороз | Продолжать работать с бумагой, практиковать умение склеивать цилиндр из бумаги. | |
Январь | 2 | «Домик» | Познакомить детей с техникой «оригами». Формировать умение детей складывать лист бумаги в разных направлениях, разными способами. Развивать конструктивное мышление, творческое воображение, художественный вкус. Воспитывать волевые качества: усидчивость, терпение, старательность; умение доводить работу до конца; воспитывать интерес к конструированию из бумаги. |
3 | Снежинка | Продолжать знакомить детей видом бумажной пластики – обрыванием (отрывать от листа бумаги небольшие кусочки, наносить на них клей и наклеивать на фон). Умение работать с ножницами. Развивать точность и координацию движений. Учить детей создавать композиции. Продолжать воспитывать усидчивость. | |
4 | Ворона (оригами) | Продолжать знакомить детей видом бумажной пластики «оригами». Формировать умение детей складывать лист бумаги в разных направлениях, разными способами. Развивать конструктивное мышление, творческое воображение, художественный вкус. | |
5 | Шишка на ветке. | Создавать композицию из разных петель. С элементами рисования набрызг. | |
Февраль | 1 | Сердечко для того, кого люблю. | Научить детей плести объемные пружинки. |
2 | А-ты баты шли солдаты | Изготовление солдата из конусов. Совершенствование вырезания мелких деталей. | |
3 | «Открытка к 23 | Создавать композицию из картона и мелких деталей.. | |
4 | Лыжник | Продолжать учить детей вырезать по контуру. | |
Март | 1 | Веточка мимозы | Совершенствовать навыки в бумажной пластике. Формировать форму шара. Развивать художественное восприятие, мышление, мелкую моторику рук. |
2 | Золотая рыбка | Совершенствовать навыки работы с ножницами (полоски для техники бумажные) петли | |
4 | Ворона | Продолжать работать с бумагой, практиковать умение склеивать конус из бумаги. Приклеивать другие элементы. Воспитывать волевые качества: усидчивость, терпение, старательность. | |
Апрель | 1 | Собачка | Создавать образ собачки из бумаги в технике «оригами». Вызвать эмоциональный отклик, вызвать желание создавать образ. |
2 | Самолет | Продолжать знакомить детей видом бумажной пластики «оригами». Формировать умение детей складывать лист бумаги в разных направлениях, разными способами. Развивать конструктивное мышление, творческое воображение, художественный вкус. | |
3 | Ракета | Создавать композицию из большого конуса и маленьких конусов, вырезание мелких деталей. С элементами рисования (набрызг) | |
4 | Кораблик | Научить детей складывать кораблик в технике «оригами». Формировать умение детей складывать лист бумаги в разных направлениях, разными способами. | |
5 | Весеннее дерево | Создание дерева из бумажных перекрученных полосок. Вырезание мелких деталей. | |
Май | 1 | Вечный огонь | Совершенствовать навыки использования обрывной техники в аппликации. |
3 | Букет сирени | Продолжать учить детей создавать букет с помощью петель из бумаги, и укладывать их друг с другом, используя уже имеющиеся умения и навыки работы с бумагой; учить намазывать один край полоски бумаги и соединять два края, наклеивать аккуратно на картонную основу. Воспитывать усидчивость и бережное отношение к материалу | |
4 | Коллективная работа «Весенние букашки» | Выполнение в технике |
Раздел . Формы контроля и оценочные материалы
Формы подведения итогов реализации дополнительной общеразвивающей программы
Проведение выставок детских работ.
Награждение обучающихся грамотами.
Виды и формы контроля, критерии и показатели оценивания работы
Система оценки достижений воспитанников направлена на выявление следующего:
- какова степень освоения ребенком навыков и практических умений в различных видах аппликаций,
- в какой степени у ребенка сформированы изобразительные навыки и умения и как он применяет их в самостоятельной творческой деятельности.
Критерии оценки
1.Эмоциональный отклик на проявление эстетического в природе, явления окружающей жизни, произведения изоискусства. Видение красоты людей и их поступков.
2. Видение свойств предметов, живых объектов и явлений, знание эстетических и сенсорных признаков, которые делают их красивыми и некрасивыми.
3. Участие в художественной деятельности, эмоционально - эстетическая оценка, высказывание собственного суждения (при активном побуждении взрослого).
4. Владение достаточно качественными (соответственно возраста) навыками и умениями, способами различных видов аппликации.
5. Использование полученных знаний и умений в собственной деятельности, проявление самостоятельной и творческой инициативы.
Описание используемых оценочных средств
Результативность деятельности обучающихся в творческом объединении оценивается с помощью следующих методов диагностики:
- наблюдение;
- практическое задание.
Инструментарий для оценивания результатов
Форма проведения диагностики – итоговое занятие, которое предполагает самостоятельный выбор технологии, материала и средств выразительности. Для получения дополнительной информации осуществляется наблюдение за детьми на других занятиях.
Анализ каждого выполненного ребенком диагностического задания проводится в соответствии с баллами (по 3-х балльной шкале), характеристика которых составлена на основе рекомендаций
Каждое задание оценивается по бальной системе:
Высокий уровень – 3 балла;
Средний – 2 балла;
Низкий – 1 балл.
По результатам выполнения всех заданий суммируются баллы и определяется уровень:
высокий уровень 13-15 баллов,
средний уровень 9-12 баллов,
низкий уровень 4-8 баллов.
Диагностическая карта результатов обследований.
1.Знание основных геометрических понятий.
- Высокий уровень – делает самостоятельно.
- Средний уровень – делает с помощью педагога или товарищей.
- Низкий уровень – не может сделать.
2. Умение создавать изделия, пользуясь инструкциями.
- Высокий уровень – делает самостоятельно.
- Средний уровень – делает с помощью педагога или товарищей.
- Низкий уровень – не может сделать.
3. Творческое развитие:
- Высокий уровень – работы отличаются ярко выраженной индивидуальностью.
- Средний уровень – работы выполнены по образцу, соответствуют общему уровню возрастной группы.
- Низкий уровень – явные диспропорции, нарушение цветовой гаммы.
4. Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков:
Оцениваются умения:
– организовать свое рабочее место,
– рационально использовать необходимые материалы,
– аккуратность выполнения работы.
№ п.п. | Ф.И | Знание основных геометрических понятий | Умение создавать изделия, пользуясь инструкциями | Творческое развитие | Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Раздел . Организационно- педагогические условия реализации программы
Для успешной реализации программы используются:
Технические средства обучения: Музыкальное сопровождение (колонка Boombox), проектор и экран.
Учебно-наглядные пособия: Плакаты, схемы, модели, демонстрационный материал, методические пособия, дидактические игры, художественная и вспомогательная литература, фотографии, иллюстрации, разработка бесед, игр, образцы.
4.2. Материально – техническое обеспечение программы
Для занятий в кружке необходимо иметь:
- цветную бумагу,
- гофрированную бумагу,
- бумажные салфетки разных цветов,
- картон белый и цветной,
- клей (наилучшим является клей ПВА),
- ножницы,
- карандаши простые,
- кисточки для клея,
- салфетки,
- клеенка
- бегающие глазки;
- гуашевые краски.
Список используемой литературы:
- Давыдова Г.Н. Бумагопластика. Цветочные мотивы. – М: Издательство «Скрипторий 2003», 2007 г
- Корнева Г.М. Бумага: Играем, вырезаем, клеим.- СПб.: Издательский Дом «Кристалл», 2001.
- Лыкова И. А. «Художественный труд в детском саду».М: Карапуз, 2009г.
- Петрова И.М. Волшебные полоски. Ручной труд для самых маленьких.- СПб.: «Детство – пресс»; 2005.
- Петрова И.М. Объемная аппликация: Учебно – методическое пособие.- СПб.: «Детство – пресс»; 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности: «Весёлые ладошки!»
Рабочая программадополнительного образованияхудожественно-эстетическойнаправленности:«Весёлые ладошки!» Программа дополнительного образования художественно-эстетической...
Рабочая программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности: «Весёлые ладошки!»
Рабочая программадополнительного образованияхудожественно-эстетическойнаправленности:«Весёлые ладошки!» Программа дополнительного образования художественно-эстетической...
Рабочая программа дополнительного образования художественно - эстетической направленности «Волшебная паутинка»
Программа художественно-эстетической направленности «Волшебная изонить» является модифицированной программой дополнительного образования для детей дошкольного возраста и нацелена на обеспечение самооп...
Рабочая программа дополнительного образования художественно - эстетической направленности «Приключения кляксы» Программа предназначена для детей 5-7 лет
Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. В нетрадиционном рисовании нет правильных или неправ...
Рабочая программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности: «Весёлые ладошки!»
Программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования художественно - эстетической направленности «Мир красок»
Программа дополнительного образования художественно - эстетической направленности «Мир красок» по ознакомлению детей с видами изобразительного искусства – графика, живопись в те...
Рабочая программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности для детей 5 - 7 лет «Маленькие художники».
Рабочая программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности для детей 5 - 7 лет «Маленькие художники». ...