Образовательная программа дошкольного образования художественно-эстетического развития "Песочная фантазия"
компьютерная программа по конструированию, ручному труду (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Рассмотрена на заседании Утверждаю:
Педагогического совета ДОУ Заведующий МБДОУ «Д/с №23»
Протокол № _ ______________ Н.П. Хивинцева
от « » ________ 20__ г. « » __________ 20__г.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
«ПЕСОЧНАЯ ФАНТАЗТИЯ»
для детей 3 - 5 лет
Срок реализации программы: 2 года
Автор программы:
Кондрашина Марина Александровна
воспитатель высшей
квалификационной категории
г. Бугуруслан - 2020г.
ОГЛАВЛЕНИЕ | ||
I. | ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ | |
1.1. | Пояснительная записка | |
1.1.1. | Основная идея Программы | |
1.1.2. | Цели и задачи реализации Программы | |
1.1.3. | Принципы и подходы к формированию Программы | |
1.1.4. | Значимые для разработки и реализации Программы характеристики | |
1.1.5. | Планируемые результаты освоения Программы | |
II. | СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ | |
2.1. | Описание образовательной деятельности | |
2.1.1. | Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик | |
2.1.2. | Способы и направления поддержки детской инициативы. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов | |
2.1.3. | Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников | |
III. | ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ | |
3.1.1. | Описание материально-технического обеспечения Программы, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания | |
3.1.2. | Научно-методическое обеспечение образовательной программы | |
3.1.3. | Время и сроки реализации образовательной программы | |
3.1.4. | Организация развивающей предметно-пространственной среды | |
IV. | Дополнительный раздел | |
V. | Литература |
- ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1 Пояснительная записка
Дошкольное детство это важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества.
Игра – ведущая роль деятельности ребенка, посредством которой он органично развивается. Игры с песком – одна из форм естественной деятельности ребенка, которая способствует развитию ребенка во всех аспектах. Они способствуют развитию тактильно-кинетической чувствительности, мелкой моторики рук, позволяет успешно развивать психические познавательные процессы, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков. В процессе игры и экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, найти ответ на множество вопросов: «Почему? Зачем? Как? Что будет если?». При этом взрослый – не учитель – наставник, а равноправный партнер, соучастник деятельности, что позволяет ребенку проявлять собственную исследовательскую активность.
1.1.1. Основная идея Программы.
Новизна заключается в оптимальном подборе нетрадиционных методов и приёмов арт-педагогики. Для того чтобы заинтересовать родителей работой кружка, в группе регулярно организуются консультации для родителей о техниках и комплексах работы с кинетическим песком в домашних условиях. Проводятся консультации, презентации на которых руководитель кружка показывает родителям, как работать нетрадиционными техниками – работой с песком.
1.1.2. Цели и задачи реализации Программы.
Задачами программы кружка являются:
1. Сформировать положительную эмоциональную среду в детском коллективе в ходе экспериментирования с песком.
2. Изучение правил поведения при игре с песком (работа в команде) 3. Формирование представлений детей о свойствах сухого и влажного песка; 4. Развитие творческих способностей и фантазии детей, с помощью самостоятельной деятельности ребят;
5. Воспитание положительного отношения к своей работе и работе своих товарищей;
6. Создание мини – музея, в результате совместной деятельности детей и воспитателей + родители (выставка, конкурс в форме фотографий). 7. Установление контакта и доверия с детьми;
8. Объединение участников в группу;
9. Снижение психофизического напряжения
10. Развитие тактильно-кинестетической чувствительности;
11. Актуализация эмоций;
12. Разрядка агрессивных импульсов, тревоги, напряжения;
13. Использование расслабляющих упражнений с использованием музыкотерапии.
1.1.3. Принципы и подходы к формированию Программы.
1. От простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным.
2. Принцип развивающего обучения заключается в правильном определении ведущих целей обучения: познавательной, развивающей, воспитательной. Этот принцип предполагает разработку творческих заданий, не имеющих однозначного решения. Детей учат думать, рассуждать, делается акцент на возможности и необходимости вариативных путей решения задач; стимулируют к творческим поискам и находкам, развивают наблюдательность.
3. Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление.
4. Принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательный процесс.
5. Принцип интегрированного подхода реализуется в сотрудничестве с воспитателями и другими педагогами дополнительного образования, с семьёй, а также при перспективном планировании с учётом взаимосвязи всех видов изобразительной деятельности.
6. Связь обучения с жизнью: изображение должно опираться на впечатление, полученное ребенком от окружающей действительности.
7. Принцип гуманистичности: ребёнок рассматривается как активный субъект в совместной с педагогом деятельности.
8. Принцип доступности материала.
9. Принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка; развивающий характер образования реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития.
10. Сочетание принципа научной обоснованности и практической применимости.
11. Единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста.
12. Принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей.
13. Решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.
14.Построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми, основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.
15.Принципы гуманизации, дифференциации и индивидуализации, непрерывности и системности образования.
1.1.4. Значимые для разработки и реализации Программы характеристики.
Возрастные особенности развития дошкольников. На рубеже 3-5 лет любимым выражением ребёнка становится «Я сам!» Отделение себя от взрослого и вместе с тем желание быть как взрослый – характерное противоречие. Ребёнок знакомится с предметами ближайшего окружения, их назначением (свойства песка, из влажного песка можно лепить, делать куличики, а сухой песок рассыпается). Обычно ребёнок этого возраста может сосредоточиться в течение 15 –20 минут, но привлекательное для него дело может длиться долго. В этом возрасте мышление у ребёнка наглядно - действенное: малыш решает задачу путём непосредственного действия с предметами (игры с песком, складывание матрешки, пирамидки, действия с другими предметами) В 3-5 лет воображение начинает развиваться, и прежде всего это происходит в игре. Малыш действует с одним предметом и при этом воображает на его месте другой: палочка вместо ложечки, камушек вместо мыла, песок вместо сахара. В младшем дошкольном возрасте ярко выражено стремление к деятельности. Взрослый для ребёнка – носитель определённой общественной функции. Желание ребёнка выполнять такую же функцию приводит к развитию игры. Дети овладевают игровыми действиями с песком, используя игрушки и предметы. У детей этого возраста формируется интерес к продуктивной деятельности, дети с интересом лепят, играют с песком, ребёнок начинает осознавать собственные действия. Наиболее значимым результатом решения задач является не достижение детьми определённых результатов, а перестройка их психики. Действия детей становятся осознанным и произвольными. Это проявляется не только в точности решения самих задач, но и становится общей характеристикой действия ребёнка.
1.1.5. Планируемые результаты.
1. Значительное повышение уровня развития творческих способностей.
2. Расширение и обогащение художественного опыта.
3. Формирование умения взаимодействовать друг с другом.
4. Развитие мелкой моторики пальцев рук.
5. Формирование предпосылок к учебной деятельности (самоконтроль,
самооценка, обобщенные способы действия) и умения взаимодействовать друг с другом.
6. Развитие творческой активности на занятиях, самостоятельности.
7. Развитие инициативности.
8. Способность к свободному экспериментированию (поисковым действием) с художественными и нетрадиционными материалами.
9. Развитие креативности.
10. Индивидуальный «почерк» детской продукции.
11. Способность к активному усвоению художественного опыта.
12. Развитие общей ручной умелости.
13. Нахождение адекватных выразительно-изобразительных средств для создания художественного образа.
14. Склонность к экспериментированию с разными художественными материалами и инструментами.
15. Самостоятельность при выборе сюжета, темы, композиции, художественных материалов и инструментов.
16. Оригинальность и вариантность в решении творческой задачи и продукта (результата) детского творчества.
1.1.6 Формы подведения итогов реализации программы
Формами подведения итогов реализации программы являются:
1. Участие детей в кружковой деятельности;
2. Проведение фотовыставок детских работ;
3. Открытые занятия для родителей, педагогов;
4. Проектная деятельность;
5. Результаты диагностики.
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1.Описание образовательной деятельности
1. Игра, которая является основным видом деятельности детей;
2. Сюрпризный момент – любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости, и приглашает ребёнка отправиться в путешествие, либо дает определенные задания, которые преследуют какую-либо «волшебную» цель;
3. Организация поддержки: дети никогда не откажут помочь слабому, им важно почувствовать себя значимым;
4. Музыкальное сопровождение занятий кружка;
5. Эмоционально объяснять детям способы действий и показывать приёмы конструирования из кинетического песка;
6. Новизна обстановки;
7. Необычное начало работы;
8. Красивые и разнообразные материалы;
9. Возможность выбора темы для кружка;
10. Возможность выбора материала;
11. Экспериментирование с дополнительными материалами (природные материалы, пластмассовые детали);
12. Мотивация образовательной деятельности.
2.1.1. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик
Особенностью организации образовательной деятельности по Программе является ситуационный подход, т. е. такая форма совместной деятельности педагога и детей, которая планируется и целенаправленно организуется педагогом с целью решения определенных задач развития, воспитания и обучения. Главными задачами таких образовательных ситуаций является формирование у детей новых умений в разных видах деятельности и представлений, обобщение знаний по теме, развитие способности рассуждать и делать выводы.
Особенностью образовательной ситуации является появление образовательного результата (продукта) в ходе специально организованного взаимодействия воспитателя и ребенка. Принцип продуктивности ориентирован на развитие субъектности ребенка в образовательной деятельности разнообразного содержания. Этому способствуют современные способы организации образовательного процесса с использованием детских проектов, игр-оболочек и игр-путешествий, коллекционирования, экспериментирования.
Образовательная деятельность основана на организации педагогом видов деятельности, заданных ФГОС дошкольного образования:
Игровая деятельность является ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста. В организованной образовательной деятельности она выступает в качестве основы для интеграции всех других видов деятельности ребенка дошкольного возраста. В данной группе детского сада игровая деятельность является основой решения всех образовательных задач. Игровая деятельность представлена в образовательном процессе в разнообразных формах - это дидактические и сюжетно-дидактические, развивающие, игры-путешествия, игровые проблемные ситуации, игры-инсценировки, игры-этюды и пр.
Познавательно-исследовательская деятельность включает в себя широкое познание детьми объектов живой и неживой природы, предметного и социального мира, свойства песка.
Восприятие художественной литературы и фольклора организуется как процесс слушания детьми произведений художественной и познавательной литературы, направленный на развитие читательских интересов детей, развитие способности восприятия литературного текста и общения по поводу прочитанного.
Музыкальная деятельность организуется в процессе кружковой работы. Индивидуальные игры и игры с небольшими подгруппами детей (дидактические, развивающие, сюжетные, музыкальные, подвижные и пр.); создание практических, игровых, проблемных ситуаций и ситуаций общения, сотрудничества, гуманных проявлений, заботы о малышах в детском саду, проявлений эмоциональной отзывчивости к взрослым и сверстникам; беседы и разговоры с детьми по их интересам; рассматривание дидактических картинок, иллюстраций, просмотр видеоматериалов разнообразного содержания; индивидуальную работу с детьми в соответствии с задачами разных образовательных областей; двигательную деятельность детей, образовательная деятельность, осуществляемая во время прогулки включает: наблюдения за объектами и явлениями природы, направленное на установление разнообразных связей и зависимостей в природе, воспитание отношения к ней; экспериментирование с объектами неживой природы; сюжетно-ролевые и конструктивные игры (с песком, со снегом, с природным материалом); элементарную трудовую деятельность детей на участке детского сада; свободное общение воспитателя с детьми.
Культурные практики: во второй половине дня организуются разнообразные культурные практики, ориентированные на проявление детьми самостоятельности и творчества в разных видах деятельности. В культурных практиках воспитателем создается атмосфера свободы выбора, творческого обмена и самовыражения, сотрудничества взрослого и детей. Организация культурных практик носит преимущественно подгрупповой характер и реализуется через:
- совместная игра воспитателя и детей (сюжетно-ролевая, режиссерская, игра-драматизация, строительно-конструктивные игры);
- ситуация общения и накопления положительного социально-эмоционального опыта;
- организация работы в творческой мастерской, которая предоставляет детям условия для использования и применения знаний и умений;
- сенсорный и интеллектуальный тренинг – система заданий, преимущественно игрового характера, обеспечивающая становление системы сенсорных эталонов (цвета, формы, пространственных отношений и др.), способов интеллектуальной деятельности (умение сравнивать, классифицировать, составлять сериационные ряды, систематизировать по какому-либо признаку и пр.).
Проектирование образовательной работы по программе
II младшая группа (3-4 года)
№ п/п | Тема занятия | Программное содержание | Оборудование |
Сентябрь | |||
1. | Знакомство с песком «Рассказы дядюшки Песка» | Развитие тактильных чувств, внимания, воображения, навыков расслабления. Познакомить детей с песочницей (лоток). Познакомить с правилами работы с песком. Закрепить, уточнить, систематизировать знания о природном материале - песке. О различных видах песка. Развивать интерес к играм с песком. Создать у детей радостное настроение. Наладить отношения в команде детей. | Кинетический песок, лопаточки, формочки, салфетки, песочница. |
2. | «Здравствуй, песок!» | Закрепить с детьми правила поведения в песочнице. Создать положительный эмоциональный настрой. Развивать диалогическую речь. Воспитывать аккуратность. Снижение психофизического напряжения. Развитие чувства эмпатии путем тактильных взаимодействий. Учить отражать в речи свои ощущения, настроение Развивать мелкую моторику. | Кинетический песок, лопаточки, формочки, салфетки, песочница. |
3. | «Необыкновенные следы» | «Идут медвежата» - ребенок кулачками и ладошками с силой надавливает на кинетический песок. «Прыгают зайчики» - кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях. «Ползут змейки» - ребенок расслабленными (или напряженными) пальцами рук делает поверхность кинетического песка волнистой. «Бегут жучки - паучки» - ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых. | Кинетический песок, лопаточки, формочки, салфетки, песочница. |
4. | «Говори» | Выразить с помощью кинетического песка эмоции и чувства, которые ребенок испытывает в настоящий момент, развивать пространственное мышление, развивать навыки общения, мелкую моторику рук | Кинетический песок, лопаточки, формочки, салфетки, песочница. |
Октябрь | |||
1. | «Такие разные домики» | Развитие умения концентрировать внимание на деталях. Способствовать развитию стойкого интереса к работе с песком. | Кинетический песок, лопаточки, формочки, салфетки, песочница, специальные пластмассовые детали (из конструктора ЛЕГО) |
2. | «Найди отличие» | Развитие умения концентрировать внимание на деталях. Способствовать развитию стойкого интереса к работе с песком. Развивать художественное восприятие. Ребенок рисует на кинетическом песке любую несложную картинку (котик, домик и др.) и показывает ее взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дополняет несколько деталей и показывает картинку. Ребенок должен заметить, что изменилось в композиции. Затем взрослый и ребенок могут поменяться ролями. Игру можно проводить и с группой детей. В этом случае дети по очереди рисуют какой-либо рисунок и отворачиваются (при этом возможность движения не ограничивается). | Кинетический песок, лопаточки, формочки, салфетки, песочница, специальные пластмассовые детали (из конструктора ЛЕГО), декоративные детали. |
3. | «Золотая осень» | Обогатить изобразительный опыт ребенка. Способствовать развитию стойкого интереса к работе с песком. Развивать художественное восприятие. Беседа об осени. Осенние символы | Специальные формочки, цветной песок, бросовый материал, кинетический песок, лопаточки, формочки, салфетки, песочница. |
4. | «Кричалки-шепталки-молчалки» | Развитие наблюдательности, умения действовать по правилу, волевой регуляции. | Кинетический песок, лопаточки, формочки, салфетки, песочница. |
Ноябрь | |||
1. | Разговорчивые ладошек» | Научить детей контролировать свои действия. Если ребенок подрался, что-то сломал или причинил кому-нибудь боль, можно предложить ему такую игру: обвести на песке силуэт ладоней. Затем предложить ему оживить ладошки: нарисовать им глазки, ротик, раскрасить бусинками, камушками или ракушками пальчики. После этого можно затеять беседу с руками. Спросите: “Кто вы, как вас зовут?”, “Что вы любите делать?”, “Чего не любите?”, “Какие вы?”. Закончить игру нужно “заключением договора” между руками и их хозяином. Пусть руки пообещают, что в течение 2-3 дней (сегодняшнего вечера или, в случае работы с гиперактивными детьми, еще более короткого промежутка времени) они постараются делать только хорошие дела: мастерить, здороваться, играть и не будут никого обижать. Если ребенок согласится на такие условия, то через заранее оговоренный промежуток времени необходимо снова поиграть в эту игру и заключить договор на более длительный срок, похвалив послушные руки и их хозяина. | Кинетический песок, лопаточки, формочки, салфетки, песочница. |
2. | «Ласковые лапки» | Снятие напряжения, мышечных зажимов, снижение агрессивности, развитие чувственного восприятия, гармонизация отношений между ребенком и взрослым. Воспитатель подбирает 6-7 мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату и т.д. Все это выкладывается на песок. Все предметы делают следы на кинетическом песке (ходят по песку), а потом ребенку предлагается оголить руку по локоть; воспитатель объясняет, что по руке будет ходить “зверек” и касаться ласковыми лапками. Необходимо с закрытыми глазами угадать, какой “зверек” прикасался к руке т.е. отгадать предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными. | Кинетический песок, лопаточки, формочки, салфетки, песочница, кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вата. |
3. | «Передай игрушку» | Снять излишнюю двигательную активность. Дети собираются возле песочниц. Играющие стараются как можно быстрее передать игрушки, не уронив их, друг другу. Можно в максимально быстром темпе передавать игрушки друг другу, повернувшись спиной в круг и убрав руки за спину. Усложнить упражнение можно, попросив детей играть с закрытыми глазами или используя в игре одновременно несколько игрушек. | Кинетический песок, лопаточки, формочки, салфетки, песочница, специальные инструменты |
4. | «Красивая варежка» | Самостоятельно использовать знакомые техники. Воспитывать эмоциональную отзывчивость. Развивать координацию движения рук. | Декоративные камни, формочки, специальные инструменты, лоток, кинетический песок, дополнительные материалы |
Декабрь | |||
1. | «Волшебные зимние узоры» | Развивать ассоциативное мышление, воображение. Воспитывать желание создавать интересные оригинальные композиции из песка. | Кинетический песок, лоток, деревянные палочки, кисти, простые карандаши. |
2. | «Звездочки на небе» | Вызвать эмоциональный отклик в душе ребенка. Развивать воображение, художественное восприятие. Развивать стойкий интерес к процессу рисования на кинетическом песке. | Кинетический песок, декоративные камни, специальные формочки, салфетки, цветная упаковочная бумага |
3. | «Волшебные снежинки» | Развивать эмоционально-чувствительный опыт детей, творческое воображение. Воспитывать умение всем вместе находить решение проблемной ситуации. Развивать коммуникативные навыки, мелкую моторику рук. | Кинетический песок, лопаточки, формочки, салфетки, песочница, специальные инструменты. |
4. | «Новогодние игрушки» | Развивать воображение, фантазию. Развивать навыки работы в команде Развивать стойкий интерес к процессу рисования на кинетическом песке. | Бросовый материал, специальные формочки, кинетический песок, специальные инструменты, новогодние атрибуты. |
Январь | |||
1. | «Колпак мой треугольный» | Научить концентрировать внимание, способствовать осознанию ребенком своего тела, научить управлять движениями и контролировать свое поведение. Играющие сидят в кругу. Все по очереди, начиная с ведущего, произносят по одному слову из фразы: «Колпак мой треугольный, мой треугольный колпак. А если не треугольный, то это не мой колпак». После этого фраза повторяется снова, но дети, которым выпадет говорить слово “колпак” заменяют его жестом (например, 2 легких хлопка ладошкой по своей голове). В следующий раз уже заменяются 2 слова: слово “колпак” и слово “мой” (показать рукой на себя). В каждом последующем кругу играющие произносят на одно слово меньше, а “показывают” на одно больше. В завершающем повторе дети изображают только жестами всю фразу. | Кинетический песок, лопаточки, формочки, салфетки, песочница, специальные инструменты. |
2. | «Весёлый снеговик» | Научить концентрировать внимание, способствовать осознанию ребенком своего тела, научить управлять движениями и контролировать свое поведение. Формировать знания детей о свойствах сухого и сырого песка, об изменчивости его формы в зависимости от формочки. Учить способам обследования | Картинки снеговиков, кинетический песок, круглые формочки, специальные инструменты, декоративные фигурки моркови и другого инвентаря снеговик |
3. | «Сыпем – лепим» | Формировать знания детей о свойствах сухого и сырого песка, об изменчивости его формы в зависимости от формочки. Учить способам обследования. Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности. Развивать мелкую моторику рук. | Кинетический песок, лопаточки, формочки, салфетки, песочница, специальные инструменты. |
4. | «Вымышленные животные и птицы» | Развивать эмоционально-чувствительный опыт детей, творческое воображение. Воспитывать умение всем вместе находить решение проблемной ситуации. Развивать коммуникативные навыки, мелкую моторику рук. | Кинетический песок, лопаточки, формочки, салфетки, песочница, специальные инструменты. |
Февраль | |||
1. | «Моя семья» | Побудить детей символически изобразить членов своей семьи, какое-то семейное событие. Развивать творческое воображение, связную речь, навык следования игровому правилу, мелкую моторику рук. Воспитывать умение взаимодействовать в игре. | Кинетический песок, лопаточки, формочки, салфетки, песочница, специальные инструменты. |
2. | «Сказка на песке «Репка» | Развивать умение импровизировать в образе действий знакомых персонажей. Развивать творческое воображение, связную речь, навык следования игровому правилу, мелкую моторику рук. Воспитывать умение взаимодействовать в игре. | Песочница, фигурки театра игрушек по сказке «Репка», дополнительный материал для декораций, салфетки. |
3. | «Игра с песком «Поможем кузнечику Кузе». | Развивать эмоционально-чувствительный опыт детей, творческое воображение. Воспитывать умение всем вместе находить решение проблемной ситуации. Развивать коммуникативные навыки, мелкую моторику рук. Способствовать возникновению эмпатии, чувства сопереживания. | Кинетический песок, лопаточки, формочки, салфетки, песочница, специальные инструменты. |
4. | «Весёлые человечки» | Развитие произвольных движений и самоконтроля. Cоздать эмоционально приятную атмосферу в группе. Развивать навыки позитивного социального поведения. Обращение внимания детей на тактильные, кинестические ощущения; развитие способности детей концентрироваться на них, различать их, обозначать словами. Тренировка произвольной регуляции двигательной активности и поведения. | Кинетический песок, лопаточки, формочки, салфетки, песочница, специальные инструменты. |
Март | |||
1. | «Какой я?» | Учить разным способам выражать эмоции, отношение к другим. Развитие интереса к себе. Обращение внимания на тактильные ощущения; развитие способности концентрироваться на них, различать, обозначать словами. Организация опыта осознанного переживания детьми ощущений мышечного напряжения и расслабления мышц. Тренировка регуляции двигательной активности и поведения. | Кинетический песок, лопаточки, формочки, салфетки, песочница, специальные инструменты |
2. | «Возьмемся за руки, друзья!» | Обращение внимания на тактильные, кинетические ощущения; развитие способности детей концентрироваться на них, различать их, обозначать словами. Знакомство с приёмами релаксации через смену напряжения-расслабления мышц и регулирования дыхания. Дать ребенку возможность ощутить свою принадлежность к группе, выразить свое настроение, повышать уверенность в себе, развивать сенсомоторную координацию. | Магнитофон с записью спокойной музыки, свеча в подсвечнике. Бусинки, шнурки, палочки, камешки, ленточки. Кинетический песок, лопаточки, формочки, салфетки, песочница, специальные инструменты. |
3. | «На какое растение, животное ты похож?» | Учить разным способам выражать эмоции, отношение к другим. Развитие интереса к себе. Обращение внимания на тактильные ощущения; развитие способности концентрироваться на них, различать, обозначать словами. | Кинетический песок, лопаточки, формочки, салфетки, песочница, специальные инструменты, фотографии или картинки животных и растений, которые уже пройдены. |
4. | Сказка на песке «Колобок» | Учить разным способам выражать эмоции, отношение к другим. Развитие интереса к себе. Обращение внимания на тактильные ощущения; развитие способности концентрироваться на них, различать, обозначать словами | Кинетический песок, лопаточки, формочки, салфетки, песочница, специальные инструменты, фотографии или картинки животных и растений, которые уже пройдены. |
Апрель | |||
1. | Упражнение «Что спрятано?» | Учить находить на ощупь спрятанные в песке игрушки, называть их, ориентироваться на «песочном листе». Развивать тактильно-кинетическую чувствительность. Способствовать повышению самооценки у детей. Развивать речь. | Песочница, набор различных игрушек, предметов, салфетки, кинетический песок. |
2. | «Наши чувства» | Знакомство с изображениями чувств радости, гнева, страха из серии «Страна Эмоций» Обращение внимания детей на тактильные, кинетические ощущения; развитие способности детей концентрироваться на них, различать их, обозначать словами. Осознание ощущений мышечного напряжения и расслабления мышц. Тренировка произвольной регуляции двигательной активности и поведения. Знакомство детей с элементарными приёмами релаксации через смену напряжения-расслабления мышц и регулирования дыхания. Учить решать конфликтные ситуации, не обижая других. | Кинетический песок, лопаточки, формочки, салфетки, песочница, специальные инструменты. |
3. | Игра с песком «Строим космодром» | Расширять представления детей об окружающем мире. Развивать воображение, творческое мышление, умение гармонично общаться друг с другом, взаимодействовать. Совершенствовать развитие пальцевой моторики. | Песочница, наборы «Лего», фигурки, пульверизаторы, дополнительный материал, салфетки. |
4. | Исследовательская деятельность «Угощение для кукол» | Подвести детей к пониманию того, что формуется только сырой песок. Развивать мыслительную активность, пальцевую моторику. Воспитывать интерес к исследовательской деятельности, любознательность, аккуратность, коммуникативные навыки. | Песочница, набор формочек, лопатки, сита, игрушечная посуда, кинетический песок, цветной песок. |
Май | |||
1. | Сказка на песке «Заюшкина избушка» | Учить детей моделировать ситуацию сказки в песочнице. Рассказывать сказку, перемещая игровые материалы по плоскости песочного ящика. Развивать творческие способности, воображение, речь, умение работать в коллективе. | Песочница, фигурки сказочных персонажей, деревья, дом, дополнительные материалы, салфетки. |
2. | Упражнение «Портрет на песке» | Расширять представления детей об эмоциях. Упражнять в рисовании пальчиком на песке выражений лиц с различными эмоциями. Развивать мелкую моторику. Гармонизировать эмоциональную сферу детей. | Кинетический песок, лопаточки, формочки, салфетки, песочница, специальные инструменты. |
3. | «Упражнения для самостоятельного выполнения» | Чтобы лучше запомнилось то, как нужно себя вести с песком, ребята и помогающий им ведущий нарисуют в альбоме правила картинками. Так сказать проиллюстрировать правила, а самые лучшие картинки повесить возле места игры с кинетическим песком. | Кинетический песок, лопаточки, формочки, салфетки, песочница, специальные инструменты. |
4. | Исследовательская деятельность: «Своды и тоннели» | Вызывать у детей интерес к исследованиям. Развивать мыслительные операции. Стимулировать любознательность. Формировать навыки коммуникативности, наблюдательности, самостоятельности. | Песочника, кинетический песок, трубки различного диаметра, салфетки, специальные формочки. |
Проектирование образовательной работы по программе
средняя группа (4-5 года)
№ п/п | Тема занятия | Программное содержание | Оборудование |
Октябрь | |||
1. | Знакомство детей с правилами поведения в песочнице. | - приветствие «Ладошки» Цель: развивать сплоченность детей - упражнение «Здравствуй, песок» Цель: знакомство детей с песком, его свойствами. - игра «Интервью» Цель: развивать навыки общения детей. | Песок, лопаточки, формочки, салфетки, песочница. |
2. | «Чуткие руки» | - приветствие «Чуткие руки» Цель: развивать доброжелательность детей Упражнение «Песочный ветер» Цель: учить детей управлять вдохом и выдохом - игра «Дракон кусает свой хвост» Цель: учить детей снимать напряженность, учить детей общаться. | Песок, лопаточки, формочки, салфетки, песочница. |
3. | «Сказка репка» | - приветствие « Снежный ком» Цель: учить детей говорить приятное друг другу - упражнение «Песочный дождь» Цель: регуляция мышечного напряжения, расслабления - игра «Сказка Репка» Цель: учить детей снимать внутреннее напряжение. | Кинетический песок, лопаточки, формочки, салфетки, песочница. |
4. | «Радуга» | - приветствие: «Радуга» Цель: учит детей устанавливать тактильный контакт - упражнение «Необыкновенные следы» Цель: развитие тактильной чувствительности, воображения - игра «Настроение» Цель: учить создавать позитивное настроение детей. | Кинетический песок, лопаточки, формочки, салфетки, песочница. |
Ноябрь | |||
1. | «Радость» | - приветствие: «Радость» Цель: развивать наблюдательность детей - упражнение «Узоры на песке» Цель: учить детей рисовать свое настроение на песке, развивать воображение - игра «Сочинение сказки» Цель: развивать умение выражать свое эмоциональное состояние. | Кинетический песок, лопаточки, формочки, салфетки, песочница, специальные пластмассовые детали. |
2. | «Солнечные лучики» | 2 занятие: - приветствие «Солнечные лучики» Цель: развивать сплоченность детей - упражнение «Мы едем в гости» Цель: развитие пространственных представлений, ориентировка на песочном листе - игра «Обзывалки» Цель: учить детей выплескивать гнев, развивать дружеские отношения. | Кинетический песок, лопаточки, формочки, салфетки, песочница, специальные пластмассовые детали. |
3. | «Ладошки» | - приветствие «Ладошки» Цель: развивать воображение детей - упражнение «Мир из песка» Цель: познать внутренний мир ребенка, развивать тактильную стимуляцию - игра « Взаимоотношения» Цель: формировать позитивные и моральные представления об отношениях. | Специальные формочки, цветной песок, бросовый материал, кинетический песок, лопаточки, формочки, салфетки, песочница. |
4. | «Кричалки-шепталки-молчалки» | - приветствие «Радуга» Цель: учить детей устанавливать тактильный контакт - упражнение « Что изменилось?» Цель: учить детей концентрировать внимание - игра «Жужжа» Цель: учить детей быть более обидчивыми. | Кинетический песок, лопаточки, формочки, салфетки, песочница. |
Декабрь | |||
1. | Разговорчивые ладошек» | - приветствие «Снежный ком» Цель: учить детей говорить друг другу приятное - упражнение «Секреты мокрого и сухого песка» Цель: стимулировать внимание , учить детей сравнивать, развивать моторику рук - игра «Тух ,тух» Цель: учить детей снимать негативное настроение Т, развивать память. | Кинетический песок, лопаточки, формочки, салфетки, песочница. |
2. | «Мы стороим, строим» | - приветствие «Чуткие ручки» Цель: развивать доброжелательность детей - упражнение «Мы строим ,строим» Цель: учить строить из песка, развивать речь, воображение - игра «Зайчики» Цель: учить детей задерживать внимание детей на разнообразных мышечных ощущениях. | Песок красного цвета, лопаточки, формочки, салфетки, песочница, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вата. |
3. | «Забавные отпечатки» | - приветствие «Радуга» Цель: учить детей устанавливать тактильный контакт - упражнение «Забавные отпечатки» Цель: развивать представление об изменчивости формы песка, развивать внимание, воображение, мелкую моторику - игра « Попроси игрушку» Цель: учить детей эффективным способам общения. | Кинетический песок, лопаточки, формочки, салфетки, песочница, специальные инструменты. |
4. | «Песочное царство» | - приветствие «Радость» Цель: развивать наблюдательность детей - упражнение «Песочное царство» Цель: развивать мелкую моторику рук, внимание - игра «Два барана» Цель: учить детей снимать напряжение, злость. | Декоративные камни, формочки, специальные инструменты, лоток, цветной песок, дополнительные материалы. |
Январь | |||
1. | «Волшебные зимние узоры» | - приветствие «Злюка» Цель: продолжать учить детей быть внимательными друг к другу - упражнение « Машинки» Цель: развивать внимание, мышление, повторить правила дорожного движения - игра «Комплимент» Цель: учить детей создавать позитивное настроение, умение замечать положительные качества в людях, развивать эмпатию. | Кинетический песок, лоток, деревянные палочки, кисти, простые карандаши. |
2. | «По тропинкам, по дорожкам» | - приветствие «Снежный ком» Цель: учить говорить друг другу приятное - упражнение «По тропинкам, по дорожкам» Цель: развиваем тактильное и зрительное восприятие - игра «Бутон» Цель :учить создавать позитивное настроение. | Кинетический песок, декоративные камни, специальные формочки, салфетки, цветная упаковочная бумага. |
3. | «Дружная семья» | - приветствие «Радуга» Цель: учить устанавливать тактильный контакт - упражнение «Игра с игрушками» Цель: развивать воображение ,логическое мышление, фантазию - игра «Дружная семья» Цель развивать эмоционально – выразительные движения рук. | Кинетический песок, лопаточки, формочки, салфетки, песочница, специальные инструменты. |
4. | «Песочная аппликация» | - приветствие «Злюка» Цель: продолжать учить детей быть внимательными друг к другу - упражнение «Песочная аппликация» Цель: развивать внимание, речь, мелкую моторику рук - игра «Волшебный сон» Цель: учить детей снимать психомышечное напряжение. | Бросовый материал, специальные формочки, кинетический песок, специальные инструменты, новогодние атрибуты. |
Февраль | |||
1. | «Город фантазия» | - приветствие «Радуга» Цель: учить детей устанавливать тактильный контакт - упражнение « Город фантазий» Цель: развивать воображение, творческое мышление - игра « Дождь» Цель: развивать выдержку, коммуникативные навыки. | Кинетический песок, лопаточки, формочки, салфетки, песочница, специальные инструменты. |
2. | «Звери на дорожках» | - приветствие «Радость» Цель: развивать наблюдательность детей - упражнение «Звери на дорожках» Цель: учить детей пользоваться моделями, учить использовать их на песке - игра «Найди себе пару» Цель: учить детей развивать самосознание. | Картинки снеговиков, кинетический песок, круглые формочки, специальные инструменты, декоративные фигурки моркови и другого инвентаря снеговик. |
3. | «Волшебный клад» | - приветствие «Солнечные лучики» Цель: развивать доброжелательность детей - упражнение « Волшебный клад» Цель: упражнять детей в ориентировке на «песочном листке» - игра « Солнышко и тучка» Цель: развивать психомышечную тренировку. | Кинетический песок, лопаточки, формочки, салфетки, песочница, специальные инструменты. |
4. | «Животные» | - приветствие «Злюка» Цель: учить детей быть внимательными к друг к другу - упражнение «Идут медвежата» Цель: развивать тактильную чувствительность, воображения - игра «Бутон» Цель : учить детей создавать позитивное настроение. | Кинетический песок, лопаточки, формочки, салфетки, песочница, специальные инструменты. |
Март | |||
1. | «Мы едем в гости» | - приветствие «Снежный ком» Цель: учить детей говорить друг другу комплименты - упражнение «Мы едем в гости» Цель: развивать пространственные представления, ориентировка на « песочном листке» - игра «Найди себе пару» Цель: учить детей развивать самосознание. | Кинетический песок, лопаточки, формочки, салфетки, песочница, специальные инструменты. |
2. | «Песочные прятки» | - приветствие «Солнечные лучики» Цель: развивать доброжелательность детей - упражнение «Песочные прятки» Цель: развивать внимание, воображение -игра «Дождь» Цель: развивать выдержку, коммуникативные навыки. | Песочница, фигурки театра игрушек по сказке «Репка», дополнительный материал для декораций, салфетки. |
3. | «Игра с песком «Поможем кузнечику Кузе». | - приветствие «Радость» Цель: развивать наблюдательность детей - упражнение «Игра с игрушками» Цель: развивать воображение ,логическое мышление, фантазию - игра «Дружная семья» Цель развивать эмоционально – выразительные движения рук. | Кинетический песок, лопаточки, формочки, салфетки, песочница, специальные инструменты. |
4. | «Весёлые постройки» | - приветствие «Чуткие ручки» Цель: развивать доброжелательность детей - упражнение «Мы строим ,строим» Цель: учить строить из песка, развивать речь, воображение - игра «Зайчики» Цель: учить детей задерживать внимание детей на разнообразных мышечных ощущениях. | Кинетический песок, лопаточки, формочки, салфетки, песочница, специальные инструменты. |
Апрель | |||
1. | «Песочный дождь» | - приветствие « Снежный ком» Цель: учить детей говорить приятное друг другу - упражнение «Песочный дождь» Цель: регуляция мышечного напряжения, расслабления - игра «Сказка Репка» Цель: учить детей снимать внутреннее напряжение. | Кинетический песок, лопаточки, формочки, салфетки, песочница, специальные инструменты. |
2. | «Печём куличики» | - приветствие: «Радуга» Цель: учить детей устанавливать тактильный контакт - упражнение «Печем куличики» Цель: развивать мелкую моторику рук, формировать представление об изменчивости формы песка - игра «Ласковое имя» Цель: развитие чувства доверия друг к другу. | Магнитофон с записью спокойной музыки, свеча в подсвечнике. Бусинки, шнурки, палочки, камешки, ленточки. Кинетический песок, лопаточки, формочки, салфетки, песочница, специальные инструменты. |
3. | «Угадай, что спрятано в песке» | - приветствие «Солнечные лучики» Цель: развивать доброжелательность детей - упражнение «Угадай, что спрятано в песке?» Цель: развивать умение представлять предметы по их словесному описанию - игра «Кого не стало» Цель: развивать наблюдательность. | Кинетический песок, лопаточки, формочки, салфетки, песочница, специальные инструменты, фотографии или картинки животных и растений, которые уже пройдены. |
4. | Узоры на песке» | - приветствие: «Радость» Цель: развивать наблюдательность детей - упражнение «Узоры на песке» Цель: учить детей рисовать свое настроение на песке, развивать воображение - игра «Сочинение сказки» Цель: развивать умение выражать свое эмоциональное состояние. | Кинетический песок, лопаточки, формочки, салфетки, песочница, специальные инструменты, фотографии или картинки животных и растений, которые уже пройдены. |
Май | |||
1. | Мы едем в гости?» | - приветствие «Солнечные лучики» Цель: развивать сплоченность детей - упражнение «Мы едем в гости» Цель: развитие пространственных представлений, ориентировка на песочном листе - игра «Обзывалки» Цель: учить детей выплескивать гнев, развивать дружеские отношения. | Песочница, набор различных игрушек, предметов, салфетки, кинетический песок. |
2. | «Мир из песка» | - приветствие «Ладошки» Цель: развивать воображение детей - упражнение «Мир из песка» Цель: познать внутренний мир ребенка, развивать тактильную стимуляцию - игра « Взаимоотношения» Цель: формировать позитивные и моральные представления об отношения. | Кинетический песок, лопаточки, формочки, салфетки, песочница, специальные инструменты. |
3. | «Песочная фантазия» | - приветствие «Снежный ком» Цель: учить детей говорить друг другу комплименты - упражнение «Мы едем в гости» Цель: развивать пространственные представления, ориентировка на « песочном листке» - игра «Найди себе пару» Цель: учить детей развивать самосознания. | Песочница, наборы «Лего», фигурки, пульверизаторы, дополнительный материал, салфетки. |
4. | Исследовательская деятельность «Звери на дорожках» | - приветствие «Радость» Цель: развивать наблюдательность детей - упражнение «Звери на дорожках» Цель: учить детей пользоваться моделями, учить использовать их на песке - игра «Найди себе пару» Цель: учить детей развивать самосознание. | Песочница, набор формочек, лопатки, сита, игрушечная посуда, кинетический песок, цветной песок. |
2.1.2. Способы и направления поддержки детской инициативы. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации программы с учётом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов.
Приоритетной сферой проявления детской инициативы является игровая и продуктивная деятельность. Для поддержания детской инициативы ребенка 3-5 лет взрослым необходимо:
- способствовать стремлению научиться работать с песком и поддерживать радостное ощущение возрастающей умелости;
- в ходе занятий и в повседневной жизни терпимо относиться к затруднениям ребенка, позволять действовать ему в своем темпе;
- не критиковать результаты деятельности детей, а также их самих;
- ограничить критику исключительно результатами продуктивной деятельности, используя в качестве субъекта критики игровые персонажи;
- учитывать индивидуальные особенности детей, стремиться найти подход к застенчивым, нерешительным, конфликтным, непопулярным детям;
- уважать и ценить каждого ребенка независимо от его достижений, достоинств и недостатков;
- создавать в группе положительный психологический микроклимат, в равной мере проявлять любовь ко всем детям: выражать радость при встрече, использовать ласку и теплые слова для выражения своего отношения к каждому ребенку, проявлять деликатность и терпимость;
- всегда предоставлять детям возможность для реализации замыслов в творческой игровой и продуктивной деятельности.
Формы работы
Организация детей подгрупповая:
1. Игры – коммуникации; 2. Игровые упражнения; 3. Рисование песком; 4. Элементы сказкотерапии; 5. Музыкальное сопровождение; 6. Занятие в форме игр – путешествий; 7. Исследовательская деятельность, практическая включающая в себя работу с раздаточным материалом (совочки, формочки, кисточки, элементы экспериментирования, наблюдение); 8. Игровая деятельность (инсценировка, элементы театрализации.
Методы
1.Словесный (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет);
2. Наглядный;
3. Практический;
4. Игровой.
Форма занятий - тематическая совместная деятельность педагога и ребенка в форме кружковой работы.
Средства
1. Наглядность предметная, условно – графическая, иллюстрированная;
2. ТРИЗ;
3. ИКТ мультимедийные средства;
4. Мнемотаблица, мнемотехника.
2.1.3. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников.
Семья является важнейшим общественным институтом, имеющим решающее значение, как для индивидуальной жизни человека, так и для социального, экономического культурологического развития общества.
Педагогический коллектив строит взаимодействие с семьями воспитанников, придерживаясь следующих этапов:
1. Продумывание содержания и форм работы с семьей. Проведение экспресс-опроса с целью изучения их потребностей.
2. Установление между воспитателями и семьями доброжелательных отношений с установкой на будущее деловое сотрудничество.
3. Формирование у членов семей более полного образа своего ребенка и правильного его восприятия посредством сообщения им знаний, информации, которые невозможно получить в семье и которые оказываются неожиданными и интересными для них.
4. Ознакомление педагога с проблемами семьи в воспитании ребенка.
5. Совместное с взрослыми исследование и формирование личности ребенка, планирование работы, выбор формы сотрудничества.
Главной особенностью взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников является дифференцированный подход. При выборе форм организации работы мы учитываем воспитательный климат и условия жизни каждой семьи, возраст родителей, социальный статус матери и отца, степень участия в воспитательном процессе, наличие желания воспитывать ребенка, уровень их подготовленности в вопросах воспитания, развития детей.
Формы работы с родителями
1. Выполнение творческих заданий;
2. Совместная опытно-экспериментальная деятельность;
3. Консультации: «Наливаем, выливаем, наблюдаем, сравниваем», «Как проводится «терапия» песком?»;
4. Мастер-класс «Песочные фантазии»;
5. Изготовление и сбор оборудования для игр с песком;
6. Изготовление альбома: «В мире песка», «Водичка, водичка»;
7. Создание мини – музея «Вода и песок»;
8. Изготовление книжки-раскладушки «Удивительный мир песка».
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1.1.Описание материально – технического обеспечения Программы, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания.
Центр художественно-эстетического развития предусматривает наличие различных предметов и материалов для детского творчества:
- водонепроницаемый деревянный ящик;
- песок промытый, прокаленный;
- лопатки;
- миниатюрные игрушки (люди, животные, растения, насекомые);
- кубики разного материала (дерево, железо, пластмасса);
- камешки;
- бусинки;
- пуговки;
- кисточки;
- набор мелкой посуды;
- палочки;
- веточки;
- кисти тонкие и толстые;
- пробки;
- катушки;
- ватные палочки;
- перья;
- кусочки ткани;
- тычки;
- штампы в форме геометрических фигур;
- фигурки людей;
- фигурки животных и насекомых;
- фигурки обитателей водного мира;
- транспортные средства (наземный, водный, воздушный транспорт);
- объекты среды обитания человека (заборы, изгороди, мосты, ворота, дорожные знаки).
3.1.2. Научно-методическое обеспечение образовательной программы
1. Алябьева Е.А. – Читаем детям 3-7 лет – М.: ТЦ Сфера, 2009
2. Васильченко Л.И. Песочная терапия как средство развития деятельности ребёнка - М.: Карапуз, 2009
3. Волчкова В.Н. Развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста – Воронеж: ТЦ « Учитель», 2001 – 392с.
4. Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка – М.: Просвещение, 2005
5. Грибовская А.А. Детям о народном искусстве. – М.: Просвещение, 2008.
6. Грибовская А.А. Дошкольникам о графике, живописи, архитектуре и скульптуре. – М.: МИПКРО, 2001
7. Доронова Т.Н. Дошкольникам об искусстве.- М.: Просвещение, 2003.
8. Зинкевич - Евстигнеева Т.М., Грабенко Т.М. Чудеса на песке, или песочная терапия – М.: Просвещение, 2005
3.1.3. Время и сроки реализации образовательной программы
Образовательная программа рассчитана на два года работы с детьми II младшей и средней группы. В средней группе – 30 учебных недель.
Занятия проводятся 1 раз в неделю во вторую половину дня по 20 минут. Недельная нагрузка по программе составляет 20 минут. Общая нагрузка по программе – 640 минут.
3.1.4. Организация развивающей предметно-пространственной среды
В группе детского сада создан центр изобразительной деятельности. Основная цель создания данного центра заключается в активизации детского художественно-эстетического творчества, обогащении опыта творческой деятельности, развитии эстетических способностей. Данный центр объединяет разные виды художественно-эстетической деятельности дошкольников (изобразительной, творческой, речевой, игровой).
Важным для детей младшего дошкольного возраста является фонд различных материалов для рисования на песке из природного и бросового материала (наборы форм плоских и объемных фигур, фигурок животных для тактильного обследования и игры «Чудесный мешочек», фигурки людей, макеты насекомых, фигурки обитателей водного мира, модели транспортных средств (наземный, водный, воздушный транспорт), объекты среды обитания человека (заборы, изгороди, мосты, ворота, дорожные знаки) и др.
Есть игры, способствующие развитию точности и восприятия; игры по типу пространственного моделирования.
Материалы центра, связанные с развитием изобразительной деятельности, располагаются рядом с игрушками, костюмами, играми, так как именно игровая деятельность во многом активизирует появление образа в рисунке на песке. Созданный рисунок на песке или работа часто обыгрываются детьми.
В центре достаточно свободного пространства для организации самостоятельной детской деятельности. Для хранения материалов есть стеллаж для расположения и систематизации изобразительных материалов и инструментов, магнитная доска для крепления репродукций, фотографий, детских книг и других материалов. В группе имеется световой песко-стол.
Для демонстрации детских работ имеется уголок творчества. «Умелые ручки». Она расположена непосредственно в раздевальной комнате. Данная стена оформляется фотовыставкой работ детей.
Группа оформляется материалами, отражающими осваиваемое содержание какой-либо темы.
IV. Дополнительный раздел
Программа «Песочная фантазия» обеспечивает развитие творческих способностей детей 3-5 лет в продуктивной деятельности.
Реализация Программы способствует развитию у детей творческого и исследовательского характеров, пространственных представлений, некоторых физических закономерностей, познание свойств песка, овладение разнообразными способами практических действий, приобретение ручной умелости и появление созидательного отношения к окружающему.
Характерные особенности данной Программы: направленность не на занятие, а на развитие ребенка, приобретение практических умений; присутствие доброжелательной, творческой атмосферы; работа по развитию творческих способностей проводится в игровой форме.
Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный.
Целевой раздел состоит из пояснительной записки, описания планируемых результатов освоения Программы. В пояснительной записке отражена актуальность, характерные особенности и задачи Программы.
Содержательный раздел определяет общее содержание Программы, описание форм работы с детьми.
Организационный раздел включает время и сроки реализации Программы, организацию предметно-развивающей среды, список литературы.
V. Литература
1. Белая К.Ю., Теселкина Н.В., Мурзина М.Р., Щеткина Т.Т., Прокопович О.И., Рымаренко Л.В. Организация проектной деятельности в дошкольном образовании - М.: Просвещение, 2013
2. Большебратская Э.Э. Песочная терапия. – Петропавловск, 2010
3. Бондарцева С.Н., Домик развития можно строить на песке /С.Н. Бондарцева / / Педагогический вестник. - 2006
4. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников - М.: Просвещение, 2013
5. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. СПб.: Детство-Пресс.2002
6. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по песочной терапии. СПб.: Речь 2002
7. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия. – СПб.: Инсти- тут специальной педагогики и психологии, 1998
8. Грабенко,Т.М. «Игры с песком, или песочная терапия» /Т.М.Грабенко/ /Дошкольная педагогика - 2004
9. Жителева С.С. «Песочная терапия» /С.С,Жителева/ /Ребёнок в детском саду-2006
10. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей: популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития,1997
11. Сакович Н.А. Технология игры в песок. Игры на мосту. – СПб.: Речь, 2006
12. Чистякова М.И. Психогимнастика. – М.: Просвещение, «Владос», 1995
13. Штейнхард Л. В. Юнгианская песочная психотерапия. СПб.: Питер,2001
14. Г.Н. Человек, играющий в песок. Динамичная песочная терапия.- СПб.: Речь, 2007
15. Юнг К.Г. Человек и его символы / Общ. ред. С.Н.Сиренко, М.: Серебряные нити.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по реализации основной образовательной программы дошкольного образования. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» - курс подготовки на основе программы развития музыкальности у детей 2-7 года жизни.
Рабочая программа по музыкальному воспитанию и развитию дошкольников представляет внутренний нормативный документ и является основным для оценки качества музыкального образовательного процесса в муниц...
Рабочая программа по реализации основной образовательной программы дошкольного образования. «Художественно-эстетическое развитие» образовательная область «Музыка»
Пояснительная записка Рабочая программа по музыкальному воспитанию и развитию дошкольников представляет внутренний нормативный документ и является основным для оценки качества музыкального образо...
Рабочая программа По освоению детьми образовательной области " Художественно-эстетическое развитие" (музыкальная деятельность )Основной общеобразовательной программ-образовательной программы дошкольного образования для детей 3-7 лет
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАПо освоению детьми образовательной области- «Художественно – эстетическое развитие»...
Дополнительная общеобразовательная программа дошкольного образования художественно-эстетической направленности для детей 5-7 лет «Умелые ручки»
Старший дошкольный возраст – наиболее целесообразный период для организации продуктивной деятельности, так как именно в это время дети становятся организованными, учатся планировать деятельность...
Рабочая программа основной образовательной программы дошкольного образования Образовательная область « Художественно-эстетическое развитие» Музыкальная деятельность Младший и старший дошкольный возраст (2-3 года,5-6 лет)
Рабочая программа основной образовательной программы дошкольного образования образовательная область «художественно- эстетическое развитие», по направлению «музыкальная детальность&r...
План Реализации основной образовательной программы дошкольного образования Художественно-эстетическое развитие ФГОС
Художественно-эстетическое развитие ФГОС...