План по самообразованию :«Нетрадиционное рисование как средство всестороннего развития дошкольников»
план-конспект занятия по рисованию (старшая, подготовительная группа)

Фоменко Марина Александровна

«Детство – каждодневное открытие мира, поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия. »

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». В. А. Сухомлинский.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_podgotovitelnaya_gruppa_samoobrazovanie.docx26.96 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

Баганский детский сад № 2 «Солнышко»

План по самообразованию

на тему:

«Нетрадиционное рисование как средство всестороннего развития дошкольников» (подготовительная   группа)

На 2021-2022 учебный год

Выполнила:

Воспитатель подготовительной  группы

МКДОУ «Баганский  детский сад»

                                                                                                                                                                           Фоменко М.А

2021год

Тема: «Нетрадиционное рисование как средство всестороннего развития дошкольников»

Цель:

 

Развивать потребность к созданию нового, необычного продукта творческой деятельности.

Задачи:

- Расширять представление о многообразии нетрадиционных техник рисования;

- Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования;

- Формировать эстетический вкус, творчество, фантазию.

Актуальность темы:

«Детство – каждодневное открытие мира, поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия. »

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». В. А. Сухомлинский.

Все дети любят рисовать. Испытав интерес к творчеству, они сами находят нужные способы. Но далеко не у всех это получается, тем более, что многие дети только начинают овладевать художественной деятельностью. Дети любят узнавать новое, с удовольствием учатся. Именно обучаясь, получая знания, навыки ребенок чувствует себя уверенно.

Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.

Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.

Актуальность состоит в том, что знания не ограничиваются рамками программы. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.

Рисование нетрадиционными техниками - важнейшее дело эстетического воспитания. Изобразительная деятельность - одна из самых интересных для детей дошкольного возраста: она глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции.

Нетрадиционные техники рисования - это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.

Включение в работу с детьми нетрадиционных техник рисования позволяет развивать сенсорную сферу не только за счет изучения свойств изображаемых предметов, выполнение соответствующих действий, но и за счет работы с разными изобразительными материалами. Кроме того, осуществляется стимуляция познавательного интереса ребенка (использование предметов, которые окружают малыша каждый день в новом ракурсе - можно рисовать собственной ладошкой, пальчиками, использовать вместо кисточки колосок или листик березы). Происходит развитие наглядно - образного, и словесно - логического мышления, активизация самостоятельной мыслительной деятельности детей. (Чем я еще могу рисовать? Что я могу этим материалом нарисовать) За счет использования различных изобразительных материалов, новых технических приемов, требующих точности движений, но не ограничивающих пальцы ребенка фиксированным положением (как при правильном держании кисти или карандаша, создаются условия для развития общей моторной неловкости, развития мелкой моторики. Ведь вместо традиционных: кисти и карандаша ребенок использует для создания изображения собственные ладошки, различные печатки, трафареты, технику " кляксография". Созданию сложного симметричного изображения способствует техника " монотипия".

Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности, открытости, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, создают эмоционально - положительное отношение к деятельности. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребенка индивидуальна, неповторима.

В подготовительной группе дети могут освоить еще более трудные методы и техники:

- тычок жесткой полусухой кистью.

- печать поролоном;

- печать пробками;

- восковые мелки + акварель;

- свеча + акварель;

- отпечатки листьев;

- рисунки из ладошки;

- рисование ватными палочками;

- с помощью ватных дисков;

- кляксография с трубочкой;

- рисование песком;

- рисование мыльными пузырями;

- рисование мятой бумагой;

- монотипия пейзажная;

- печать по трафарету;

- монотипия предметная;

- пластилинография.

Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

Стоит отметить, что успех обучения нетрадиционным техникам во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание. Итак, при обучении рисованию могут использоваться самые разнообразные техники и самые разнообразные материалы.

Перспективный план работы по теме самообразование

Сентябрь

Работа с детьми

№ п/п

Тема занятия

Техника

Программное содержание

Оборудование

1.

«Осенний  ковер»

Печать листьями

Закрепить умение работать с техникой печати листья. Упражнять смешивать краски прямо на листьях при печати. Учить рисовать красоту осеннего пейзажа, передавая его характер используя лисья-штампы как средство выразительности.

Листья деревьев разной величины. Гуашь в мисочках, салфетки, белая бумага, иллюстрации.

2.

«Веточка рябины»

Рисование пальчиками, печать листьями.

Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования. Развивать умение планировать расположение отдельных предметов на плоскости при рисовании натюрморта.  Учить передавать в рисунке  характерные особенности рябины (сложный лист из расположенных попарно узких листиков, овальные грозди)

Гуашевые краски, альбомные листы, кисточки, влажные салфетки, веточка рябины в вазе.

Работа с родителями

Выставки детских рисунков для родителей.

Работа с педагогами

Консультации на тему «Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста»

Октябрь

Работа с детьми

№ п/п

Тема занятия

Техника

Программное содержание

Оборудование

2

«Грибы на опушке

Тычок жесткой полусухой кистью, оттиск смятой бумагой, рисование крупами.

Создание сюжетных композиций из круп. Развитие чувства цвета и композиции.

Закреплять умение пользоваться техниками «тычок жесткой полусухой кистью», «печать смятой бумагой».  Учить дополнять изображение подходящими деталями.

 Бумага, крупы, акварельные краски, жесткая кисть, салфетки, муляжи грибов.

2.

«Что созрело в огороде»

Различные

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. Закреплять умения работать над композицией рисунка — равномерно располагать предметы по всему листу бумаги, оставляя между ними немного свободного пространства, находить для предметов величину, соответствующую величине данного листа   бумаги. Способствовать возникновению у детей чувства радости от полученного результата.

Бумага, цветная гуашь, листья, кисти, поролон, штампы овощей.

Работа с родителями

Выставки детских рисунков для родителей.

Консультация для родителей «Путешествие в страну рисованию»

Работа с педагогами

Консультация на тему «Нетрадиционное рисование как средство развития творчества у детей»

Ноябрь

Работа с детьми

№ п/п

Тема занятия

Техника

Программное содержание

Оборудование

1.

«Дымковская игрушка»

Тычок жесткой полусухой кистью, оттиск скомканной бумагой, поролоном, ватными палочками.

Совершенствовать умение детей в различных  нетрадиционных изобразительных техниках. Закреплять умения детей передавать характер и особенности дымковских народных игрушек, характер узора, его цветовую гамму, развивать самостоятельность, творчество, совершенствовать технические навыки и умения в создании новых цветовых тонов и оттенков. Развивать чувство композиции.

Бумага, жесткая кисть, поролон, ватные палочки, цветная жидкая гуашь, иллюстрации.

2.

«Мое любимое дерево в разное время года»

Оттиск печатками, листьями, пенопластом, рисование пальчиками.

Совершенствовать умение в художественных техниках печатания и рисования пальчиками. Развивать цветовое восприятие, чувство ритма. Способствовать возникновению у детей чувства радости от полученного результата.

Лист бумаги, листья-штампы, пенопласт, цветная гуашь.

Работа с родителями

Выставки детских рисунков для родителей.

Работа с педагогами

Уголок ИЗО. Нетрадиционные материалы (ознакомительная экскурсия для воспитателей в группу).

Декабрь

Работа с детьми

№ п/п

Тема занятия

Техника

Программное содержание

Оборудование

1.

«Домашнее животное – собака»

Различные

Закреплять умение самостоятельно использовать знакомые нетрадиционные техники рисования. Воспитывать эмоциональную отзывчивость. Развивать координацию движения рук. Учить наносить отпечатки по контуру рисунка.

Лист бумаги, жесткая кисть, салфетки, гуашь, ватные палочки, поролон, иллюстрации.

2.

«Сказочный лес»

Рисование солью.

Учить создавать рисунки используя клей ПВА и соль. Развивать восприятие, чувство формы, ритма, цвета. Воспитывать любознательность, самостоятельность, инициативность.

Альбомная бумага, клей ПВА, соль.

Работа с родителями

Выставки детских рисунков для родителей.

Консультация для родителей «Что означают рисунки детей»

Январь

Работа с детьми

№ п/п

Тема занятия

Техника

Программное содержание

Оборудование

1.

«Зимний лес»

Рисование восковыми мелками, свечой.

Вызвать интерес детей к выполнению задания невидимыми материалами. Развивать воображение, самостоятельность планирования своего замысла.

Бумага, восковые мелки, кисть, акварельные краски.

2.

«Волшебный аквариум»»

Печать по трафарету, пальцами, листьями.

Закреплять умение детей передавать в рисунке красоту подводного мира. Развивать чувство композиции.

Краски, листья, трафареты, бумага.

Работа с родителями

Выставки детских рисунков для родителей.

Работа с педагогами

Круглый стол на тему: «Использование нетрадиционных техник рисования в речевом развитии детей дошкольного возраста»

Февраль

Работа с детьми

№ п/п

Тема занятия

Техника

Программное содержание

Оборудование

1.

«Сюрприз для  папы»

Печать по трафарету, рисование пальчиком

Закреплять умение пользоваться знакомыми нетрадиционными техниками рисования. Учить располагать изображения на листе. Развивать чувство композиции.

Открытка, гуашь разного цвета, трафареты.

2.

«Разноцветные шары»

Рисование мыльной пеной

Упражнять в технике рисования мыльной пеной при составлении единой композиции. Закреплять умения подрисовывать недостающие линии кисточкой.

Акварельные краски, поролоновая губка, мыло, шампунь, трубочка для коктейля, бумага, карандаш, кисть.

Работа с родителями

Выставки детских рисунков для родителей.

Консультация для родителей «Пластилиновая живопись»

Работа с педагогами

Консультация по нетрадиционным техникам рисования для воспитателей «Рисование с детьми 5-6 лет методом тычка»

Март

Работа с детьми

№ п/п

Тема занятия

Техника

Программное содержание

Оборудование

1.

«Букет незабудок для мамы»

Рисование ватными палочками

Закреплять умение рисовать ватными палочками. Учить дорисовывать недостающие детали кисточкой. Развивать аккуратность, чувство композиции.

Открытка из цветной бумаги с нарисованной веточкой, гуашь белая, голубая, желтая в мисочках, кисти, ватные палочки.

2.

«Какого цвета весна»

Кляксография

Учить создавать образ  используя трубочку. Развивать цветовосприятие. Упражнять в рисовании с помощью данной техники.

Трубочка для коктейлей, краска кисти, вода.

Работа с родителями

Выставки детских рисунков для родителей.

Работа с педагогами

Мастер-класс на тему «Рисуем без кисточек» (освоение нетрадиционных техник рисования)

Апрель

Работа с детьми

№ п/п

Тема занятия

Техника

Программное содержание

Оборудование

1.

«Веселые матрешки»

Граттаж.

Познакомить детей с техникой «граттаж». Учить детей выделять яркий, нарядный колорит, композицию узора.

 Воспитывать детей на народных традициях, показывая народное изобразительное искусство нераздельно от устного народного творчества.

Раскрашенные листы бумаги, покрытые черной гуашью, зубочистки.

2.

«Море»

Граттаж.

  Закрепить умение передавать в рисунке характерные особенности предмета в  технике «граттаж». Продолжать учить создавать композицию рисунка.

 Развивать чувство ритма.

Раскрашенные листы бумаги, покрытые черной гуашью, зубочистки, одноразовые вилки.

Работа с родителями

Выставки детских рисунков для родителей.

Консультация для родителей «Пасхальные яйца необычной раскраски»

Работа с педагогами

Оформление альбома с творческими работами детей «Вот как мы можем!»

Май

Работа с детьми

№ п/п

Тема занятия

Техника

Программное содержание

Оборудование

1.

«Цветочная поляна»

Печатки из пластилина

Познакомить с техникой печать пластилином. Развивать наглядно-образное мышление. Воспитывать желание создавать оригинальные рисунки.

Иллюстрации цветов, гуашь разных цветов в мисочках, пластилин.

2.

«Нарисуй, что хочешь»

Рисование ватными палочками

Закреплять умение использование техники печать пластилином. Учить детей аккуратно наносить рисунок на пластилин. Развивать воображение, художественное восприятие.

Гуашь разных цветов в мисочках, пластилин, кисти.

Работа с родителями

Выставки детских рисунков для родителей.

Работа с педагогами

Отчет по теме самообразования «Нетрадиционное рисование как средство всестороннего развития дошкольников» (подготовительная   группа)

Литература:

1. А. А. Фатеева "Рисуем без кисточки""

2. Т. Н. Давыдова "Рисуем ладошками"

3. Г. Н. Давыдова "Нетрадиционная техника рисования в детском саду"- М. 2007г.

4. Журнал «Педагогическое общество»

5. А. В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по самообразования «Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника».

План работы по самообразования  «Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника».         Воспитатель :Евдокимо...

План по самообразованию «Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника».

План по самообразованию «Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника»....

ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ «Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольников» 2020-2021 учебный год

Обеспечить всестороннее развитие детей дошкольного возраста через формирование устойчивого интереса к художественной литературе, повысить своё профессиональное мастерство....

План по самообразованию: "Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника"

Художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей и оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребёнка.Через...

Проект «Нетрадиционное рисование как средство всестороннего развития дошкольников».

Цель:Уточнить влияние нетрадиционных техник рисования на творческие способности каждого ребёнкаЗадачи:1.  Рассмотреть наиболее распространенные техники нетрадиционного рисования2. Выявление и раз...

Тема по самообразованию :«Нетрадиционное рисование как средство всестороннего развития дошкольников» (средняя группа "Звёздочки")

Тема по самообразованию :«Нетрадиционное рисование как средство всестороннего развития дошкольников» (средняя группа "Звёздочки")...

План по самообразованию на тему: «Нетрадиционное рисование как средство всестороннего развития дошкольников» (старшая группа «Звёздочки») На 2023-2024 учебный год

Тема: «Нетрадиционное рисование как средство всестороннего развития дошкольников»И в десять лет, и в семь, и в пять Все дети любят рисовать. И каждый смело нарисует Всё, что...