План по самообразованию: "Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника"
методическая разработка по художественной литературе (старшая группа)
Художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей и оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребёнка.
Через художественную литературу ребёнок постигает ценности, без которых невозможна духовная жизнь общества и отдельного человека. В настоящее время актуальна проблема приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 22.77 КБ |
Предварительный просмотр:
План работы по самообразованию:
«Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника»
Воспитатель: Мустаева Фируза Тауфиковна
Актуальность темы:
Всем известно, что художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей и оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребёнка.
Через художественную литературу ребёнок постигает ценности, без которых невозможна духовная жизнь общества и отдельного человека. В настоящее время актуальна проблема приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе. Практически в каждой семье есть компьютер, интернет, телевидение, и родители не считают нужным читать своим детям. В связи с этим перед педагогикой встаёт проблема переосмысления ценностных ориентиров воспитательной системы, в особенности системы воспитания дошкольного детства. И здесь огромное значение приобретает овладение народным наследием, естественным образом приобщающего ребёнка к основам художественной литературы. Знакомство детей с художественной литературой используется в недостаточном объёме. Кроме того, возникает общественная потребность в сохранении и передачи семейного чтения. Воспитание дошкольников художественной литературой не только несёт им радость, эмоциональный и творческий подъём, но и становится неотъемлемой частью русского литературного языка. В работе с детьми особое значение имеет – обращение к художественной литературе. Дошедшие из глубины веков сказки, потешки, загадки, заклички, поговорки, прибаутки, перевертыши и т. д., наилучшим образом открывают и объясняют ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Художественная литература развивает мышление и воображение ребёнка, обогащает его эмоции, развивает речь, творческие способности, прививает любовь к семье, к Родине, к природе. Следует помнить, что художественная литература является основным источником всестороннего развития и воспитания ребёнка. Не стоит забывать, что книга – это, прежде всего, источник знаний. Из книг дети узнают много о жизни общества, о природе. А умение воспринимать художественное произведение и элементы художественной выразительности к ребёнку просто так не приходит, его надо развивать и воспитывать с детства.
Одна из главных ценностей чтения художественной литературы в том, что с её помощью взрослый может легко установить эмоциональный контакт с ребёнком. Особенно это важно донести до современных родителей, которые чаще предпочитают просмотр телепередач и компьютер.
Цель: создать условия для обеспечения всестороннего развития детей старшего дошкольного возраста через формирование устойчивого интереса к художественной литературе.
Задачи:
- повысить своё профессиональное мастерство, проанализировать методическую и художественную литературу по данной теме;
- создать условия для художественно – эстетического, речевого, познавательного развития через пополнения предметно-развивающей среды;
- формировать интерес к художественной литературе, обеспечить усвоение содержания произведений и эмоциональную отзывчивость на неё;
- способствовать приобщению детей к словесному искусству, умению слушать, отвечать на вопросы, пересказывать, обыгрывать, чувствовать образный язык стихов, развитию художественного вкуса;
- приобщать родителей к ознакомлению детей с художественной литературой в семье, к совместной работе в данном направлении.
План работы:
Месяц | Формы работы с детьми | С педагогами | С родителями |
Сентябрь | «Вечер сказок» - чтение или рассказывание сказок, рассматривание иллюстраций, - «Журавль и цапля», - Д. Мамин-Сибиряк «Серая шейка», - «Петушок и бобовое зёрнышко» | – Подбор художественной литературы для чтения детям. – Создание в группе развивающей среды – «Центр речевого развития», «Уголок книги», «Театральный уголок» | Консультация для родителей: «Роль книги в развитии речи детей» - Индивидуальные консультации |
Октябрь | Чтение художественной литературы про осень, беседы, пересказ, заучивание стихотворений: - «Осень» И. Соколов-Микитов. - «Лес осенью» И. Соколов-Микитов. - «В лесу» И. Соколов-Микитов. - «Грибы» И. Соколов-Микитов - И. Бунин «Листопад» - Осенний театрализованный праздник: «Осень золотая» | Консультация для педагогов: «Художественная литература как средство всестороннего развития ребёнка». | - Совместная подготовка к осеннему театрализованному празднику: «Осень золотая» |
Ноябрь | Игры на развитие связной речи детей: «Доскажи словечко», «Придумай конец», «Кто в домике живёт?», «Слова перепутались», «Придумай рассказ (сказку) про…», «Из какой сказки?», «Состарь рассказ по картине» и др. | Изготовление дидактических игр на развитие связной речи детей. | - «Памятки для родителей по обучению связной речи». - Предложить родителям поиграть с детьми в игры на развитие связной речи: «Доскажи словечко», «Кто в домике живёт?», «Придумай рассказ про…» |
Декабрь | - Чтение и заучивание стихотворений о зиме: - Ф. Тютчев «Зима не даром злится» - С. Городецкий «Первый снег» - Зимний театрализованный праздник: «Зимушка - зима» | - Сюжетные картинки: «Зима», «Зимние забавы», «Катание на лыжах» | Папка –передвижка для родителей: «Почитайте детям о зиме» (стихи, рассказы, поговорки, загадки) - Совместная подготовка к зимнему театрализованному празднику: «Зимушка - зима» (разучивание стихов с детьми, подготовка атрибутов к играм, маски, костюмы). |
Январь | - Чтение сказок В. Сутеева - Воспитание этических норм у дошкольников. Беседа по прочитанному, рассматривание иллюстраций. | Подготовить детскую художественную литературу для выставки в родительском уголке для совместного семейного чтения | - Родительское собрание: «Воспитание сказкой - радость встречи с книгой» - Выставка книг: «Папа, мама, я – читающая семья или «Книги, которые можно читать всей семьёй». |
Февраль | Чтение и придумывание загадок, скороговорок и считалок. | - Иллюстрации: «День Защитника отечества», «Наша армия сильна» | - Предложить родителям с детьми придумать загадки, нарисовать отгадки. - Разучивание с детьми стихотворений к празднику: «День Защитника Отечества» |
Март | - Знакомство с пословицами и поговорками о труде: - Торопливый дважды одно дело делает. - Без труда нет плода. - Больше дела - меньше слов. - Всякая работа мастера хвалит. - Глазам страшно, а руки сделают.- Весенний театрализованный праздник: «Весна - красна»- Сюжетные картинки: «Весна», «Весенние заботы», «Мамин праздник» | - Совместная подготовка к весеннему театрализованному празднику: «Весна - красна» (разучивание стихов с детьми, подготовка атрибутов к играм, маски, костюмы). | - Консультация: «Роль описательных рассказов для расширения словарного запаса детей». |
Апрель | - Игры-драматизации по мотивам любимых сказок: «Русская народная сказка глазами детей». | Подготовка атрибутов для игр - драматизаций | Консультация: «Роль описательных рассказов для расширения словарного запаса детей». |
Май | «Вечер памяти» - Чтение произведений о Родине, Великой Отечественной войне, её героях | . - Выставка консультаций, наглядного материала, пособий для педагогов. | - Фотовыставка - Подведение итогов работы на родительском собрании: «Успехи наших детей» - Рекомендации родителям на летний период: «Читайте вместе с детьми» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Отчёт по теме самообразования: «Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольников»
Каждый год в детский сад приходят довольно разные дети, но всех их объединяет одно – они удивляются и восхищаются всё меньше, интересы их однообразны. В наш век новых информационных технологий р...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/27/picture-567163-1422366148.jpg)
Отчёт по самообразованию "Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника"
quot;Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника"...
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/02/picture-590767-1580654672.jpg)
План работы по самообразования «Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника».
План работы по самообразования «Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника». Воспитатель :Евдокимо...
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/02/picture-1170446-1585858040.jpg)
Индивидуальная тема по самообразованию «Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника»
Актуальность выбранной темыВсем известно, что художественная литература служит действенным средством умственного, нравственн...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/26/picture-1180240-1572082908.jpg)
План по самообразованию «Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника».
План по самообразованию «Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника»....
![](/sites/default/files/pictures/2022/02/05/picture-130963-1644052644.jpg)
ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ «Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольников» 2020-2021 учебный год
Обеспечить всестороннее развитие детей дошкольного возраста через формирование устойчивого интереса к художественной литературе, повысить своё профессиональное мастерство....
![](/sites/default/files/pictures/2022/01/22/picture-1379667-1642825782.jpg)
План работы по самообразованию «Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольников»
Цель: обеспечить всестороннее развитие детей дошкольного возраста через формирование устойчивого интереса к художественной литературе, повысить своё профессиональное мастерство....